История налогообложения

Рефераты по налогам и налогообложению » История налогообложения

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................................................................................. 3

1. Практика налогообложения.............................................................................................................. 5

1.1.Налоги в античном мире........................................................................................................... 5

1.2. Налоги древней и средневековой руси................................................................................... 10

1.3. Реформа петра I.......................................................................................................................... 17

2. Зарождение учения о налогах......................................................................................................... 20

2.1. Налоги в средневековой европе.............................................................................................. 20

2.2. Россия после петра I.................................................................................................................. 27

3. Современный налоговый мир......................................................................................................... 32

Заключение............................................................................................................................................ 34

Литература............................................................................................................................................. 38

ВВЕДЕНИЕ

И всякая десятина на земле из семени земли и из плодов де­рева принадлежит Господу: это святыня Господня.

«" Пятикнижие Мои­сея". Левит» 27 строфа 30.

Это ужасно взволнует его (Бисмарка). Вы же знаете что он думает о налогах. И вообще почему не отнестись с понима­нием к такому человеку как он. Кстати говоря «наверху» со­гласны с таким подходом.

Хельмут фон Герлах правительствен­ный асессор по дол­гу службы занимав­шийся налоговыми декла­ра­циями Бис­марка. Ландрат дал ему указание не под­вергать никакому со­мнению налоговые декларации Бисмар­ка как бы неверны они ни были.

Библейский бог н а горе Синай не ограничился тем что продиктовал Моисею свое исключительное право на монопольное религиозное представительство («Да не будет у тебя других богов перед лицом моим») но и проявил достаточную хозяйственную дальновид­ность чтобы обеспечить торжественное соблюдение за­вета и в финансовом плане — в форме жертвоприноше­ний. Сомнения вызывает лишь его право на авторский приоритет данной комбинации поскольку еще до авто­ров Библии первые властители древности с такой же ясностью поняли что их божественное происхождение само по себе не обеспечит им физическую неприкосно­венность и что культ их торжественного обожествления нуждается в финансовых средствах которые соответ­ственно должны быть канонизированы в «жертве». Уже на ранней стадии возникновения культовых жертвопри­ношений и в самой библейской формулировке «десяти­ны» для обоснования налогов было необходимо ни много ни мало как возвести их в ранг святыни—несомненное доказательство полной профанации этого понятия. Ведь банально-архаический инстинкт челове­ка без какой-либо ответной услуги добраться до карма­на ближнего чтобы укрепить свое господство и тем са­мым подчинить себе других людей за их же собствен­ные деньги требовал по крайней мере в античные вре­мена религиозной завуалированности которая благо­даря христианству была сохранена в Европ е на следую­щие полторы тысячи лет.

Этот эпизод описывает появление и «узаконивание» по сути первого вида налога и далее в течение веков происходило эволюционное развитие и совершенствование системы налогообложения отмечаясь множеством ярких эпизодов в истории которые можно сопроводить небезынтересными порой спорными рассуждениями о «налоговой морали» «налоговой культуре» и даже можно сказать о «налоговой философии».

Став объектом многопланового изучения налог как бы выходит из естественной среды своего обитания то есть из сферы перераспределения национального дохода и становится чрезвычайно важным элементом внутренней структуры человеческого общества ее политических экономических и социальных ипостасей.

Отсюда и наше представление о налогах возвысившись над обыденной конкретикой их образования по лучения и использования превращается в неотъемлем ую часть политического экономического и социального мышления.

Со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отно­шений в рамках самых различных способов производ­ства. Более 100 лет назад К. Маркс писал: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы солдаты и балетные танцовщицы школьные учителя и полицейские грече­ские музеи и готические башни цивильный лист и та­бель о рангах—все эти сказочные создания в зароды­ше покоятся в одном общем семени — в налогах» [1] .

Налоги издревле п ривлекали обостренное внимание не только правителей всех стран и народов но и ученых мужей особенно когда последние пытались разобрать­ся в сложных вопросах хозяйственной жизни общества. В дальнейшем теоретические проблемы налогообло­жения обернулись составной частью самостоятель­ной науки — политической экономии.

Основной целью данной работы является рассмотрение исто­рии налогообложения не только вдаваясь в финансово-технические детали или абстракт­ные налоговые предписания а также показать на тесное переплетение социальных военных религиозных и не в последнюю очередь политических факторов симпто­матичных для состояния эпохи показать налогообложение в ходе исторического развития то есть то как злоупотребле­ние налогами может стать средством унижения инди­вида и одновременно отметить как разумное налого­обложение служит прогрессу науки архитектуры транспорта медицины целям социальной справедли­вости короче говоря всей цивилизации. Подобная «разрез» в положительном смысле обнажает целый пласт культуры в историческом процессе. Целью данной работы является не полнота и точность изображения исторического разви­тия налогообложения а приведение характерных при­меров того как человек из на первых порах примитив­ного «одноклеточного» жертвоприношения сумел на протяжении существования налогов изобрести почти невообразимое множество видов налогов а также по­каз того до каких «высот» налоги выросли будучи прямым фактором экономической мощи.

1. ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1. Налоги в античном мире

Налоги явл яются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопрово­ждаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого­вый механизм используется для экономического возде йствия государства на общественное производство его динамику и структуру на состояние научно-технического прогресса.

Налоги известны давным-давно еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общест­венными потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выде­лить т ри крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата дл я определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств которую желает получить а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помо­щи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стра­не возникает сеть государственных учреждений в том числе фи­нансовых и государство берет часть функций на себя: устанавл и­вает квоту обложения наблюдает за процессом сбора налогов определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И на­конец т ретий современный этап — государство берет в свои ру­ки все функции установления и взимания налогов ибо правот а обложения успели выработаться. Региональные органы власти местные общины играют роль помощников государства имея ту или иную степень самостоятельности.

На самых ранних ступенях государственной организации на­чальной формой налогообложения можно считать жертвопри­ношение. Не следует думать что оно было основано исключи­тельно на добровольных началах. Жертвоприношение было не­писаным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была достаточно определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу.

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве цер­ковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение:

«Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по в сей земле Русьстей: и з княже ния в Соборную церковь от все го княжа суда десятую векшю а и с торгу де сятую неделю а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.»

Итак первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов.

По мере развития государства возникла «светская» десятина которая взималась в пользу владетельных князей наряду с деся­тиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. В древнейшие времена в Египте взимал­ся поземельный налог причем он достиг сложного развития и отличался высокой точностью. Во времена Страбона в Египте су­ществовали два нилометра посред ством которых производ ились наблюдения за уровнем воды лежавшие в основе расчета будущего налога. За XII веков до Рождества Христова в Китае Вавилоне Персии уже известен поголовный или подушный налог.

В Древней Греции в VII—IV вв. до Р.Х. представители знати закладывая основы государства ввели налоги на доходы в раз­мере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Были и акцизы в виде привратных сборов (т. е. у ворот города). Это по­зволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий на возведение укреплений вокруг городов-государств на строительство храмов водопроводов дорог на устройство праздников раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели.

В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодей­ствие налогообложению. В Афинах например считалось что сво­бодный гражданин отличается тем что не до лжен платить налогов. Личные налоги считались носящими на себе печать рабства и некоторые полноправные граждане полагали их унизительными для себя. С неохотой признавали они и налоги с имущества.

Афиняне готовы были вносить добровольные пожертвов а­ния а дань они предпочитали получать с побежденных врагов а также со своих союзников. Не когда предстояли крупные расхо­ды то совет или народное собрание города устанавливали про­ц ентные отчисления от доходов.

Многие стороны современного государства имеют свои истоки в Древнем Риме. Проследим за развитием там налоговой системы. Первоначально все государство состояло из города Рима и приле­гающей к нему местности. В мирное время налогов не было. Расходы по управл ению городом и государством были минимальными по­скольку избранные магистраты исполняли свои должности безвоз­мездно порой вкладывая собственные средства. Это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эт и расходы обычно покрывала сд ача в аренду обществен­ных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком.

Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима дела­ли цензорам клятвенное заявление о своем имущественном со­стоянии и семейном положении. Как видим еще тогда заклады­вались основы декларации о доходах.

В IV— 111 вв. до Р.Х. Римское государство разрасталось ос­новывались и завоевывались новые города-колонии. Происходи­ли и изменения в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме их величина зависела от размеров состояния граждан. Определе­ние суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане проживающие вне Рима платили как государствен­ные так и местные налоги.

В случае победоносных войн налоги снижались а порой го­сударственный налог отменялся совсем. Необходимые средства обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. По свиде­тельству Т. Моммзена при правлении Л.К. Суллы (138 до Р.Х. - 78 до Р.Х.) в Риме: «граждане не платили уже никаких налогов и единственные доходы которые государство получало здесь оно из влекало из отдачи в аренду оставшихся у него земельных участков из сборов таможенных и некоторых немног очис­ ленных налогов на роскошь»[2] .

Коммунальные же налоги с тех кто проживал вне Рима взимались регулярно.

Рим превращался в империю в состав которой входили про­винции. Жители провинций были подданными империи но не пользовались правами граждан. Они были обязаны платить на­л оги что было свидетельством их зависимого положения. В провинциях собирались прямые и косвенные государственные налоги в основном в виде сборов связанных с торговлей. Еди­ной налоговой системы не существовало. Отдельные государства и общины были обложены по-разному. Те города и земли кото­рые оказывали наиболее упорное сопротивление римским ле­гионам после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того римская администрация зачастую просто использо­вала систему налогов сложившуюся в данной местности до римлян. Изменялись лишь направление и использование посту­пающих средств. Так было например в Сицилии когда она в 227 г. до Р.Х. стала провинцией Рима. В целом в римскую казну провинции как правило платили меньше чем своим прежним властителям. Но они несли расходы на содержание местной ад­министрации строительство общественных зданий дорог и т.д. В таких римских провинциях как Испания и Македония важ­ным источником доходов стали десятинные налоги с рудных и соляных копей.

Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов которые могли бы про­фессионально устанавливать и взимать налоги. Римская админи­страция прибегала к помощи откупщиков деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Господство откупной системы при отсутствии каких-либо четких правил в налогообложении привело к тому что в провинциях царил пол­ный произвол. Обычными явлениями стали злоупотребления коррупция.

Преобразование финансового хозяйства и прежде всего на­логовой системы начал Гай Юлий Цезарь (10 0 до Р.Х. — 44 до Р.Х.). Прежде всего он отменил откуп по прямым налогам сохранив только для косвенных. Для каждой общины была оп­ределена сумма которую она должна была внести. Распределе­ние и сбор ее были возложены на саму общину. Налоги были снижены поскольку государство могло получать их непосредст­венно и значительные суммы не шли теперь в карманы откуп­щиков. Многие города получили налоговые льготы но некото­рые за упорную борьбу против Цезаря были наказаны повыше­нием налогов.

Эту деятельность продолжил император Август Октавиан (6 3 до Р.Х. — 1 4 н. э.). Во всех провинциях им были созданы финансовые учреждения осуществлявшие контроль за налого­обложением. Были еще более сокращены услуги откупщиков а там где они сохранились за их деятельностью установился строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового поте нциала провинций с целью более спра­ведливо распределить налоги и увеличить их отдачу. Для этого провели обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями. Составили кадастры по каждому городу содержавшие данные о землевладельцах. Производилась перепись иму­ществе нного состояния граждан. Переписью руководили наме­стники провинций совместно с прокураторами возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обя­зан в определенный день представить властям общины свою декларацию.

Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов).

Что представлял собой провинциальный ценз в Римской им­перии? Сведения о землевладении в Иудее например содержа­ли в себе:

• наименование отдельного подворья к какой общине оно от­носится и в каком угодье находится кто является его двумя ближайшими соседями;

• количество моргенов пахотных угодий которые могут быть засеяны в ближайш ие де сять лет;

• сколько на участке имеется виноградных лоз;

• сколько моргенов земли и сколько деревьев насчитывают оливковые плантации;

• сколько моргенов лугов будет скошено в ближайшие десять лет;

• сколько приблизительно моргенов земли отводится под паст­бища;

• сколько моргенов земли приходится на лесные угодья спо­собные давать деловую древесину;

• пол и возраст всех членов семьи.

Владелец земли был обязан оценить все сам.

Чиновник контролирующий проведение ценза имел полно­мочия уменьшить налог в тех случаях когда в силу объективных причин снижалась продуктивность хозяйства. Так если часть виноградных лоз погибла или засохли маслины то они в ценз не включались. Но если владелец земли вырубил виноградные лозы или оливковые деревья то он должен был привести уважи­тельные причины по которым он это сделал. В противном слу­чае выкорчеванные деревья включались в ценз.

Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну деся­тую доходов с земельного участка хотя применялись и особые формы налогообложения например налог на количество фрук­товых деревьев включая виноградные лозы.

Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость живой инвентарь (в это понятие помимо крупного рогатого скота включались рабы) ценности.

Каждый житель провинции должен был платить единую д ля всех подушную подать.

В 6 г. н.э. император Август ввел налог с наследства — 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима но не провинций. Налог носил целевой характер. Полученные средст­ва направлялись для пенсионного обеспечения профессиональ­ных солдат. Их ближайшие родственники были от данного на­лога освобождены.

Помимо прямых налогов в Римской империи существовали и косвенные. Наиболее существенными из них можно назвать: налог с оборота или акциз на внутреннее потребление по ставке обычно 1% особый налог с оборота при торговл е рабами по ставке 4% налог на освобождение рабов по ставке 5% от их ры­ночной стоимости акциз на соль. Августом были введены но­вые таможенные пошлины во всех провинциях со всех вывози­мых или ввозимых на продажу товаров. Величина пошлин диф­ференцировалась в среднем ставка составляла 5%.

При императоре Диоклетиане (239—313) устанавливается промысловый налог.

Государственные финансовые органы непосредственно не взимали налогов с граждан. Это делали общины.

Страницы: 1 2 3 4 5 6