Реферат: Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности 2 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности 2

Рефераты по банковскому делу » Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности 2

Министерство образования и науки Российской Федерации

Челябинский государственный университет


Институт Экономики отраслей, бизнеса

и администрирования


Кафедра экономики отраслей и рынков


Реферат


по предмету: Инвестиции.

на тему: «Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности».



Выполнил:

студент: 23 ФС-303 группы

Деулин М.М.

Проверил:

к.э.н. Аюпова С.Г.


Челябинск 2011

План


Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность инвестиций
1.1. Понятие инвестиция 5
1.2. Виды инвестиций 6
1.3. Участники инвестиционного процесса 12
Глава 2. Государственное регулирование инвестиционных процессов
2.1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

15

2.2. Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности

18

2.3. Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных странах

20

Заключение 24
Литература 25

Введение


Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики государственное регулирование инвестиционной деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов.

Государственное регулирование инвестиционного процесса — это сис­тема мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осу­ществляемых правомочными государственными учреждениями для сти­мули­рования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяй­ствую­щего субъекта. Законодательное регулирование инвестиционного про­цесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствова­ния и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать соз­данию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятель­но­сти хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма. Принци­пами инвестиционной деятельности являются также невмешательство госу­дарст­венных органов Российской Федерации, субъектов Федерации и орга­нов му­ниципальных образований в законно осуществляемую инвестицион­ную дея­тельность; соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а также общества, государства и муниципальных образований при осуществ­лении инвестиционной деятельности.

На деятельность государства по регулированию инвестиционного про­цесса оказывают влияние состояние и уровень развития рыночного хозяй­ства, степень его ориентированности на решение социальных целей и задач. Но во всех случаях это регулирование представляет собой сложный процесс, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования.

Цель работы: раскрытие форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности.

В соответствии цели сформулированы задачи данной работы:

1. Охарактеризовать экономическую сущность инвестиций;

2. Рассказать о государственном регулировании инвестиционных процессов.

Литература по данному вопросу достаточно обширна: учебники, пособия, правовые акты, а также материалы из Интернета.


Глава 1. Экономическая сущность инвестиций


1.1. Понятие инвестиция


В системе воспроизводства инвестициям принадлежит важнейшая роль в деле возобновления и увеличения производственных ресурсов, а, следовательно, и обеспечении определенных темпов экономического роста. Если представить общественное воспроизводство как систему производства, распределения, обмена и потребления, то инвестиции, главным образом, касаются первого звена – производства, и, можно сказать, составляют материальную основу его развития.

Термин «инвестиции» имеет латинское происхождение –investure (облачать), в экономическую теорию и практику указанное понятие пришло из английского языка – to invest (вкладывать). В широкой трактовке понятие инвестиции применяют как вложение капитала с целью последующего возрастания.

Инвестиции – это то, что «откладывают» на завтрашний день, чтобы иметь возможность больше потреблять в будущем. Одна часть инвестиций – это потребительские блага, которые не используются в текущем периоде, а откладываются в запас (инвестиции на увеличение запасов). Другая часть инвестиций – это ресурсы, которые направляются на расширение производства (вложения в здания, машины и сооружения).

Таким образом, под инвестициями понимаются те экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества, то есть на расширение или модернизацию производственного аппарата.

Роль инвестиций на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях несколько отличается.

На макроэкономическом уровне значение инвестиций проявляется в следующих направлениях:

осуществление расширенного воспроизводства;

ускорение научно-технического прогресса;

повышение качества продукции;

обеспечение отраслевой сбалансированности общественного производства;

осуществление решения социальных проблем;

обеспечение охраны природной среды;

обеспечение национальной безопасности государства.

На микроэкономическом уровне значение инвестиций заключается в обеспечении решения таких задач:

осуществление расширенного воспроизводства;

повышение технического уровня производства;

повышение качества продукции;

обеспечение конкурентоспособности предприятия;

получение дополнительной прибыли путем осуществления финансовых инвестиций;

проведение природоохранных мероприятий.

При этом каждое из перечисленных направлений можно детализировать. Так, осуществление расширенного воспроизводства возможно за счет внедрения новой технологии, расширения сферы деятельности, повышения эффективности использования ресурсов предприятия и др.


1.2. Виды инвестиций


В целях анализа инвестиционной деятельности на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях необходимо классифицировать инвестиции по ряду признаков. В специальной литературе можно встретить несколько классификаций, которые различаются по признакам, элементам классификации.

Основными классификационными признаками, применяющимися на практике, являются следующие:

по объектам вложений;

по периоду инвестирования;

по характеру участия в инвестициях;

по формам собственности инвестируемого капитала;

по уровню доходности;

по уровню инвестиционного риска;

по воспроизводственной направленности;

по региональным источникам привлечения капитала.

По объектам вложения различают реальные и финансовые инвестиции.

Реальные инвестиции – вложение средств в материальные и нематериальные активы. Важнейшая их часть – вложения, осуществляемые в форме капитальных вложений, в основной капитал.

Финансовые инвестиции – вложение средств в различные финансовые активы (ценные бумаги, паи, доли участия, банковские депозиты).

По периоду инвестирования различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные инвестиции. Все вложения, сроком до 1 года относят к краткосрочным инвестициям, свыше года и до 3 лет – к среднесрочным, а инвестиции свыше 3 лет относят к долгосрочным инвестициям. При учете на предприятии применяют деление на краткосрочные и долгосрочные инвестиции.

По характеру участия в инвестициях принято выделять прямые и непрямые (косвенные) инвестиции.

Прямые инвестиции предполагают непосредственное участие инвестора во вложении средств.

Непрямые (косвенные) инвестиции предполагают наличие инвестиционного посредника.

По формам собственности инвестируемого капитала деление происходит по правоотношениям собственности на инвестиции. В соответствии с российским законодательством можно выделить:

частные инвестиции – средства, вложение которых осуществляется гражданами и частными предприятиями;

государственные – средства, вложение которых осуществляется государственными органами власти и управления, государственными унитарными предприятиями за счет средств бюджета, внебюджетных фондов, иных источников инвестиционных средств;

муниципальные – средства, вложение которых осуществляется муниципальными органами власти и управления, муниципальными унитарными предприятиями. Если инвестируемый капитал состоит из частных и государственных (муниципальных) инвестиций, принято определять их как смешанные инвестиции.

По уровню доходности различают:

высокодоходные инвестиции – предполагают вложение капитала в инвестиционные проекты (финансовые инвестиции), ожидаемый уровень доходности по которым превышает среднюю норму прибыли на инвестиционном рынке;

среднедоходные инвестиции – предполагают вложение капитала в инвестиционные проекты (финансовые инвестиции), ожидаемый уровень доходности по которым соответствует средней норме прибыли на инвестиционном рынке;

низкодоходные инвестиции – предполагают вложение капитала в инвестиционные проекты (финансовые инвестиции), ожидаемый уровень доходности по которым значительно ниже средней нормы прибыли на инвестиционном рынке;

бездоходные инвестиции – предполагают вложение капитала в инвестиционные проекты, по которым инвестор не ожидает получение дохода; это относится прежде всего к проектам социального, экологического назначения.

По уровню инвестиционного риска деление существенно, поскольку инвестиционная деятельность ведется в условиях неопределенности. По этому признаку можно выделить низкорисковые, среднерисковые и высокорисковые инвестиции. В качестве критерия отнесения инвестиций к той или иной группе применяется среднерыночный уровень риска.

С воспроизводственной точки зрения также важно выделение валовых инвестиций, реновационных инвестиций и чистых инвестиций.

Валовые инвестиции представляют собой всю совокупность инвестиций, направленных на воспроизводство основных средств и нематериальных активов за определенный период.

Реновационные инвестиции характеризуют объем инвестиций в простое воспроизводство основных средств и амортизируемых нематериальных активов за определенный период.

Чистые инвестиции характеризуют капитал, инвестируемый в расширенное воспроизводство основных средств и нематериальных активов. Чистые инвестиции образуются за счет уменьшения объема валовых инвестиций на величину реновационных инвестиций.

По региональным источникам привлечения капитала выделяют внутренние (национальные) инвестиции и иностранные инвестиции. Внутренние инвестиции осуществляются резидентами (юридическими и физическими лицами), иностранные инвестиции – за счет нерезидентов (юридических и физических лиц), а также иностранными государствами, международными организациями).

Представляется, что важным классификационным признаком является также организационная форма инвестиций. По данному признаку различают инвестиционный проект и инвестиционный портфель.

Инвестиционный проект – это план вложения инвестиций, обоснование их целесообразности, объема, сроков, предполагает получение законченного объекта инвестиционной деятельности.

Инвестиционный портфель – целенаправленно сформированная совокупность объектов реального (финансового) инвестирования, предназначенная для осуществления вложения средств в соответствии со стратегией предприятия. Такое деление существенно, поскольку применяется разное управление инвестициями, разные методы финансирования.

Определяющее значение для экономического роста и повышения эффективности производства имеют реальные инвестиции, в основном представленные капитальными вложениями.

Капитальные вложения – это инвестиции в основной капитал, в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательских работы и ряд других затрат.

Различают воспроизводственную, технологическую, отраслевую структуру капитальных вложений.

Воспроизводственная структура – по этому признаку различают капитальные вложения на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства.

Новое строительство – это комплекс объектов основного, вспомогательного назначения вновь создаваемых предприятий и организаций либо новых производств на новых площадках действующих предприятий, которые после ввода в эксплуатацию будут иметь самостоятельный баланс. К новому строительству относится также строительство предприятия взамен ликвидируемого предприятия, эксплуатация которого в дальнейшем признана нецелесообразной в силу технических, экономических или экологических условий.

Расширение действующих предприятий – это строительство дополнительных цехов, производств на действующем предприятии, а также строительство новых филиалов, производств, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе.

Реконструкция действующих предприятий включает полное или частичное переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения (как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений), связанное с совершенствованием производства, повышением его технического уровня для увеличения производственных мощностей, улучшения качества продукции, изменения ее номенклатуры, а также улучшения условий труда и условий окружающей среды.

Техническое перевооружение – комплекс мероприятий для повышения технического уровня отдельных производств, цехов на основе внедрения более совершенной техники и технологий, механизации и автоматизации производства, замены устаревшего оборудования, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.

Технологическая структура капитальных вложений означает выделение затрат на строительно-монтажные работы, машины и оборудование, прочие затраты (изыскательские работы,

проектные работы, содержание дирекции строительного объекта, подготовка кадров). Чем большую долю занимают затраты на активную часть основных фондов, тем эффективнее технологическая структура.

Отраслевая структура капитальных вложений предполагает их разделение по назначению сооружаемых объектов, например:

строительство объектов промышленного назначения;

строительство объектов сельскохозяйственного назначения;

строительство объектов транспорта и связи;

жилищное строительство;

строительство объектов социальной сферы;

геолого-разведочные работы.

Следует выделить объекты капитальных вложений и субъекты инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Объектами капитальных вложений являются различные виды реальных активов, за исключением изъятий, установленных законодательно.

Применение воспроизводственного подхода для определения инвестиций позволяет говорить об их двойственном характере:

выступают как инвестиционные ресурсы, которые отражают величину неиспользованного для потребления дохода;

инвестиции представляют собой вложения (затраты) в объекты предпринимательской деятельности в целях прироста стоимости капитала.

Рассматриваемые в ресурсном аспекте инвестиции существуют в материальной, денежной форме, а также в форме имущественных прав и прочих ценностей. По сути, все они представляют аккумулированный с целью накопления доход. С точки зрения затрат инвестиции характеризуют направления вложений и выступают как объекты инвестиционной деятельности. Они включают:

основной капитал;

оборотный капитал;

ценные бумаги и целевые денежные вклады;

нематериальные активы.

В процессе реализации инвестиций происходит трансформация объекта инвестиций из ресурсной формы во вложения. В результате использования вложений формируется доход, являющийся источником инвестиционных ресурсов для следующего цикла.

Определение субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.


1.3. Участники инвестиционного процесса


Инвестиционный процесс представляет собой последовательность этапов, действий и операций по осуществлению инвестиционной деятельности. Конкретное протекание инвестиционного процесса зависит от объекта инвестирования. Соответственно и разграничение этапов инвестиционного процесса во многом предопределяется видами инвестирования. Прежде всего речь идет о реальных и финансовых инвестициях.

В качестве основных этапов инвестиционного процесса можно выделить следующие два этапа:

1) принятие решения об инвестировании;

2) осуществление и эксплуатация инвестиций.

Первый этап принято подразделять на ряд самостоятельных фаз (подэтапов), которые характерны для осуществления как реальных, так и финансовых инвестиций. Число этих фаз может быть различным, однако к наиболее типовым можно отнести следующие три:

а) формирование целей инвестирования

б) определение направлений инвестирования

в) выбор конкретных объектов инвестирования

Инвестиционный процесс обладает всеми признаками системы: в нем всегда присутствует субъект (инвестор), объект (объект инвестиций), связь между ними (инвестирование с целью получения инвестиционного дохода) и среда, в которой они существуют (инвестиционная среда). При этом связь выступает системообразующим фактором, поскольку объединяет все остальные элементы в одно целое. Системный подход позволяет исчерпывающе описать сущность инвестиционного процесса и дать действенные определения основных понятий.

Рис 1. Участники инвестиционного процесса

Инвестиционный процесс - специфичный для определенной инвестиционной среды процесс приобщения инвестора к объекту инвестиций, осуществляемый с целью получения управляемого инвестиционного дохода посредством инвестирования.

Инвестиционная среда - единичная или множественная сфера деятельности, преимущественно определяющая специфику и предметное содержание инвестиционного процесса.

Инвестиция - вложение инвестора в объект инвестиций, делающее его участником этого объекта, при этом предметная наполненность вложения определяет характер связи инвестора с объектом инвестиций и возможные способы воздействия на этот объект. Инвестиции могут быть не только финансовыми, но, например, управленческими или научными.

Инвестирование - процесс непосредственного или опосредованного воздействия инвестора на объект инвестиций, осуществляемый с целью изменения его свойств.

Инвестор - субъект, ориентированный на изменение свойств объекта инвестиций, позволяющее при минимальных вложениях в этот объект восполнить дефицит необходимых для собственного развития ресурсов и изменить собственные свойства в нужном для себя направлении.

Инвестиционный объект - объект, нуждающийся в привлечении инвестиций для обеспечения дальнейшего существования или развития и готовый разделить с инвестором инвестиционный доход.

Объект инвестиций - объект, свойства которого позволяют инвестору посредством участия в нем получить инвестиционный доход.

Инвестиционный доход - измененные свойства объекта инвестиций, приводящие к изменению свойств инвестора.


Глава 2. Государственное регулирование инвестиционных процессов


2.1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности


Государственное регулирование инвестиционной деятельности пред­ставляет собой совокупность государственных подходов и решений, закреп­ленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках кото­рых инвестор осуществляет свою деятельность.

Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой по­мощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в фи­нансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

Рис 2. Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики ис­пользует как экономические (косвенные), так и административные (пря­мые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной, политики.

Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, заключается в следующем:

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осу­ществ­ляемое в форме капитальных вложений, ведется органами государст­венной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с использованием форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ госу­дарство использует следующие методы:

- контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации; Т.е. согласно закона «Об инвестиционной деятельности в РФ» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и законодательствами субъектов РФ.

- экспертиза инвестиционных проектов. Оценка экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестицион­ную программу.

Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестици­онной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме ка­питальных вложений» установлены также следующие формы и методы регу­лирования инвестиционной деятельности:

- установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате ме­стных налогов;

- защиты интересов инвесторов;

- предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противореча­щих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источ­ников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

- прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной дея­тельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

а) разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

б) размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финанси­рования инвестиционных проектов.

в) выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации;

г) вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и за­консервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собст­венности;

- предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

- проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной поли­тики.

Механизм государственного регулирования инвестиционных процес­сами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.


2.2. Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности


Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:

1) установочную (целеполагающую);

2) мобилизующую;

3) стимулирующую;

4) контролирующую.

Установочная функция государства заключается в определении стратеги­ческих целей и приоритетов, в постановке задач инвести­ционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предпола­гает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий госу­дарства по их решению.

Мобилизующая функция государства заключается в поисках источ­ников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции свя­зано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их рас­пределением и перераспределением между структурными подразделе­ниями национального хозяйства. Основными инструментами осуществ­ления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюд­жетная политика, регулирование внебюджетных фондов.

Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и уско­ренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субси­дий, субвенций, дотаций), создание оффшор­ных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.

Контрольная функция предполагает контроль со стороны госу­дарства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством эко­номических и правовых норм в процессе их хозяйст­венной деятельности. Госу­дарственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.

В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятельности: стратегию и тактику.

Стратегия — долговременный курс государства, направленный на ком­плексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономи­ческих) задач. К элементам стратегии относят:

1) постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;

2) определение основных источников и резервов долговременных вложе­ний;

3) обоснование направлений и способов использования инвести­ций (на­правлений достижения целей).

Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов), инстру­ментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отли­чается от стратегии тремя признаками:

1) она предусматривает решение оперативных целей и задач в кратко­срочном периоде;

2) ориентируется на поиск специфических, наиболее эффектив­ных реше­ний каждой отдельно взятой стратегической задачи;

3) использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.

В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирова­ния инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логиче­ским завершением.


2.3. Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных странах


Инвестиционная деятельность в США регули­руется также с помощью механизма инвестицион­ного кредита — скидки с прибыли, направленной на капиталовложения. В середине 1980-х годов налоговая система США, меха­низмы стимулирования инноваций и инвестиций подверглись очередному ре­фор­мированию. Целью реформы (Налоговый закон 1987 г.) были активи­зация рыночного механизма и создание условий для формирования рацио­нальной структуры потоков капитала. Концепция этого закона, действующего и по­ныне, направлена на соз­дание одинаковых условий для всех видов предприни­мательства, а также на снижение налогового пресса без существенных по­терь для бюджета.

Налоговый закон 1987 г. в США затронул также правила амортизацион­ной политики. Ускоренная амортизация как источник финансирования инвес­ти­ций в обновление основных фондов сохранена, однако несколько замедли­лись сроки амортизаци­онных списаний для части высокотехнологичного оборудова­ния. Политика ускоренной амортизации достаточно широко про­водилась в по­следние годы и в странах Западной Европы (Франция, Австрия и др.), способ­ствуя активизации инновационно-инвести­ционной деятельно­сти. В целом го­сударственное регулирование инвести­ционной деятельности в развитых стра­нах в течение последних 20 лет направлено на структурную перестройку эко­номики , включающих повыше­ние роли и ответственности региональных вла­стей. Местным властям отводится важная роль в регио­нальном планировании и зонировании территорий, управлении инвестици­онными программами. Именно они занимаются вопросами привле­чения инвесторов и деловых партнеров.

Испанское законодательство предусматривает различные формы ком­мер­ческих предприятий, все из которых могут использоваться иностранными инве­сторами. Следует отметить, что, во многих случаях, Закон обеспечивает только минимальные стандарты или общие правила.

Договором о присоединении Испании к ЕС был предусмотрен пере­ходный период, в течение которого испанское законодательство об ино­странных инве­стициях и валютном контроле должно было быть приведено в соответствие с действующими в ЕС актами, регулирующими движение капи­талов. В связи с принятым ЕС решением от 24 июня 1988 г. о либерализации движения капита­лов, Испания в 1988-1990 гг. приняла ряд законодательных документов по ли­берализации притока иностранных ресурсов из стран ЕС . В этом декрете ука­зывается, что поступления и платежи с заграницей осущест­вляются свободно, не затрагивая при этом акты об иностранных инвести­циях, подлежащих пред­варительному административному контролю.

В дальнейшем была предусмот­рена специальная процедура регулирования иностранных инвестиций в об­ласти национальной обороны, радио и телевидения, воздушного транспорта и игр. За­конодательством предусматривается осуществление административ­ными орга­нами контроля за прямыми иностранными инвестициями, когда иностранное участие превышает 50% капитала испанской фирмы, при усло­вии, что объём инвестиций, превышает 500 млн. песет. Иностранные инве­стиции и их ликви­дация подлежат регистрации в Инвестиционном регистре Министерства эконо­мики и финансов Испании.

Правительство Индии, поставив себе в начале 90-х годов прошлого века задачу ускоренного развития экономики страны и интеграции в мировую сис­тему экономических отношений на основе проводимой политики эконо­миче­ских реформ и либерализации экономики, добилось главного успеха – создало благоприятные инвестиционные условия. В результате проведен­ных рыноч­ных реформ были значительно сокращены требования по лицен­зированию про­изводственной деятельности, устранены ограничения на соз­дание совместных предприятий и на расширение масштабов производства, созданы четкие зако­нодательные, налоговые, финансовые и таможенные правила. Таким образом, был открыт доступ иностранному капиталу к ог­ромным материальным и люд­ским ресурсам Индии, банковскому сектору, рынку ценных бумаг и техноло­гиям промышленного и сельскохозяйствен­ного производства.

Из основных мероприятий правительства Индии по привлечению ино­странных инвестиций особо положительную роль сыграло принятие в 1999г. Закона о валютном регулировании, что способствовало привлечению ино­странных инвестиций в страну, поскольку одной из основных статей Закона яв­ляется разрешение репатриации инвестированного капитала и перевода за гра­ницу любого количества иностранной валюты. Правительство Индии приветст­вует инвестиции в такие отрасли ин­дийской экономики, как энергетика, инфра­структурные проекты, машино­строение, информационные технологии, фарма­цевтика, нефтегазовый и неф­техимический комплексы страны, а также другие отрасли, продукция кото­рых востребована на местном рынке. Россия в Индии среди стран-инвесторов занимает 20 место с объемом инвестиций в 1991-2006гг. 116 млн. долл. США.

Французское правительство с 1985 г. проводит политику последова­тель­ной либерализации притока иностранных инвестиций. Эта политика но­сит це­ленаправленный характер по привлечению в страну капиталовложе­ний, стиму­лирующих развитие передовых, наукоемких отраслей, расшире­нию экспорта, созданию новых рабочих мест. Общий контроль за иностран­ными инвести­циями во Франции возложен на министерство экономики, фи­нансов и бюджета. Но непосредственным и основным органом, занимаю­щимся координацией фи­нансовых отношений страны с иностранными госу­дарствами и регулированием притока прямых иностранных инвестиций во Францию, является Директорат казначейства этого министерства.

В действующем французском законодательстве существует четкое раз­граничение между прямыми и прочими иностранными капиталовложениями. В соответствии с действующим законодательством особое положение среди ин­весторов занимают страны ЕС, на которые распространяется наи­более льгот­ный режим. По декрету от 21 мая 1987 г., под прямыми инвести­циями стран Сообщества во Франции понимаются инвестиции, осуществ­ляемые физиче­скими лицами, постоянно проживающими в этих странах, или, юридическими лицами, находящимися в этих государствах контролируе­мыми прямо или кос­венно резидентами из стран ЕС (кроме Франции).

В случае получения от Директората казначейства разрешения на капитало­вложения иностранный инвестор производит необходимые валютные опера­ции только через банк-посредник, наделенный соответствующими полномо­чиями и контролируемый Банком Франции. В дальнейшем созданная и дей­ствующая на французской территории иностранная компания пользуется теми же правами, что и национальная компания, то есть на нее распространя­ется национальный режим в вопросе уплаты налогов, получения кредитов и разного рода льгот.


Заключение


В своей работе я рассмотрел очень интересную тему. Думаю, что я справился с поставленной целью, а именно:

1. Охарактеризовал экономическую сущность инвестиций;

2. Рассказал о государственном регулировании инвестиционных процессов.

Эта тема очень важна и актуальна, ведь в системе воспроизводства инвестициям принадлежит важнейшая роль в деле возобновления и увеличения производственных ресурсов, а, следовательно, и обеспечении определенных темпов экономического роста.

Переход России к рыночной системе ведения хозяйства сопровождался фор­мированием новой модели инвестиционного процесса, основанной на много­образии форм собственности, на существенном изменении правового ре­жима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной дея­тельно­сти. Последовательно осуществляется децентрализация инвести­ционной деятель­ности, в составе инвестиций повышается роль внутренних источников нако­плений предприятий Усилен государственный контроль за целевым рас­ходованием средств феде­рального бюджета, используемых в ка­честве инвести­ций.

Весьма значительным сдерживающим фактором является несовершен­ство инвестиционного законодательства.

Для изменения сложившейся ситуации, улучшения инвестиционного кли­мата необходима стабилизация экономической и политической обста­новки, скор­ректированная налоговая и таможенная политика, снижение уровня инфля­ции, совершенствование управления инвестиционными процес­сами, необхо­димо радикальное улучшение экономических и правовых усло­вий деятельно­сти инвесторов.


Литература


1. Федеральный закон №39–ФЗ от 25.02.99 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 24.07.2007)

2. Аюпова С.Г. «Инвестиции» Учебно-методологическое пособие для студентов заочной формы обучения

3. Жилина В.И. Инвестиционная деятельность в переходной экономике: учебное пособие.-Волгоград: Вол-ГУ.-2003

4. Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник. – 6-е изд., перераб. и испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007

5. Никитина Е.А. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности// Финансы.-№9.-2005

6. Белякова М.Ю. Государственное регулирование инвестиционной деятельности // Справочник экономиста.-№6.-2006

7. Зверев В.А. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности // Справочник экономиста.-№6.-2006

8. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике. // Вопросы экономики.-2001

9. Материалы с сайта ru.

10. Материалы с сайта www.vedomosti