Реферат: Ценные бумаги 6 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Ценные бумаги 6

Иностранные ценные бумаги в России

С 1 февраля 2008 г. вступило в силу Положение ФСФР России о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг (Приказ ФСФР России от 23 октября 2007 г. № 07-105/пз-н)1, что явилось важным шагом на пути прямого доступа иностранных эмитентов на российские биржи. А уже 6 февраля в Москве Национальный депозитарный центр провел конференцию "Иностранные ценные бумаги в России". Основной целью данного мероприятия стало обсуждение того, насколько инфраструктура отечественного фондового рынка готова к приходу иностранных эмитентов.

ПРИОРИТЕТЫ

    В настоящее время расширение возможностей обращения и учета на российском фондовом рынке финансовых инструментов иностранных эмитентов рассматривается как один из источников дальнейшего развития отечественного рынка ценных бумаг. Именно поэтому тема прошедшей конференции вызвала столь повышенный интерес у участников рынка, среди которых были представители ФСФР России, ЗАО ММВБ, ФБ ММВБ, НДЦ, НАУФОР, центральных депозитариев стран СНГ, глобальных кастодианов, крупнейших банков и ведущих инвестиционных компаний.
    Партнером конференции стала Ассоциация центральных депозитариев Евразии; информационными партнерами — ПАРТАД и журнал "Депозитариум".
    В ходе конференции были рассмотрены следующие вопросы:

 проведение операций на рынке с иностранными ценными бумагами, эмитентами которых, в том числе, являются компании из стран СНГ;

 особенности организации учета прав на иностранные ценные бумаги;

 раскрытие информации об иностранных ценных бумагах и осуществление корпоративных действий;

 сложности и особенности, связанные с обслуживанием и проведением операций с иностранными ценными бумагами у различных участников российского рынка ценных бумаг;

 перспективы привлечения иностранных ценных бумаг на российский фондовый рынок.
    Открыл конференцию Руководитель ФСФР России Владимир Миловидов. В своем выступлении он подчеркнул значимость для российского фондового рынка законодательных решений ФСФР о квалификации и допуске к обращению иностранных ценных бумаг. Основными целями данных инициатив являются расширение границ российского рынка и совершенствование отечественной инфраструктуры.
    По мнению В. Миловидова, допуск иностранных ценных бумаг в Россию "позволит привести стандарты деятельности отечественной инфраструктуры в соответствие с международными стандартами" и "даст России возможность адекватно оценить себя в глобальном финансовом пространстве".
    При этом Руководитель ФСФР выразил сомнение, что зарубежные инвесторы будут приобретать иностранные ценные бумаги на российском финансовом рынке. Однако оговорился, что именно расширение круга инструментов для иностранных инвесторов, увеличение спектра услуг способствуют стиранию границ между внешними и внутренними инвесторами и делают рынок местом, где удобно приобретать те или иные финансовые инструменты, не деля их на отечественные и международные.
    О том, насколько вероятно, что зарубежные инвесторы станут приобретать иностранные ценные бумаги на российском рынке, упомянул в своем приветственном слове и Директор НДЦ Николай Егоров. Он указал на то, что "если ликвидность отечественного рынка по тем или иным причинам окажется выше, чем ликвидность других финансовых рынков, то можно допустить, что зарубежные инвесторы будут приобретать иностранные ценные бумаги именно в Российской Федерации".
    Основной акцент в обращении Н. Егорова к участникам конференции был сделан на особенностях деятельности НДЦ, как национального нумерующего агентства, по организации эффективного обращения иностранных ценных бумаг в России. Директор НДЦ привел данные по запросам участников рынка по CFI-кодам в НДЦ. По состоянию на 5 февраля 2008 г. НДЦ получил и обработал запросы на квалификацию в качестве ценных бумаг по более 6 тыс. финансовых инструментов иностранных эмитентов. Из них около 2,5 тыс. инструментов соответствуют требованиям квалификации ФСФР России и могут быть допущены к обращению на российском рынке.
    Н. Егоров подчеркнул, что, как участник Ассоциации национальных нумерующих агентств, НДЦ готов помочь банкам, брокерам, управляющим компаниям во взаимодействии с национальными нумерующими агентствами других стран в процессе квалификации финансовых инструментов иностранных эмитентов в качестве ценных бумаг.


ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

    Поскольку ясность относительно порядка квалификации финансовых инструментов, установленного ФСФР России, — необходимое условие обращения и учета бумаг на фондовом рынке, центральным докладом первой части конференции стал доклад Заместителя руководителя ФСФР России Елены Курицыной "Иностранные ценные бумаги: законодательные перспективы". Уже в начале своего выступления Е. Курицына отметила, что требования Положения ФСФР о квалификации иностранных финансовых инструментов "направлены на создание более благоприятных условий работы профучастников с иностранными инструментами и повышение степени защиты инвесторов".
    До появления в конце 2007 г. данного Положения ФСФР ни в одном из основных законодательных актов, регулирующих деятельность рынка ценных бумаг (законах "О рынке ценных бумаг", "Об инвестиционных фондах", "О негосударственных пенсионных фондах", Порядке квалификации ценных бумаг) не был предусмотрен регламент депозитарного учета иностранных ценных бумаг.
    Е. Курицына рассказала, как готовился этот документ, и какие изменения были внесены в него в результате его обсуждения с проф. участниками рынка. К данным изменениям, в частности, относится расширение перечня источников, из которых проф. участник может получить информацию о наличии у иностранного финансового инструмента кодов ISIN и CFI. "У проф. участников появится право проводить операции с иностранным инструментом как с иностранной ценной бумагой в случае, если на официальном сайте ФСФР раскрыта информация о квалификации этого инструмента в качестве ценной бумаги либо если имеются документы, полученные от организаций — членов Ассоциации национальных нумерующих агентств".
    Кроме того, Е. Курицына уточнила порядок работы профессиональных участников рынка ценных бумаг с иностранными инструментами, не прошедшими квалификацию. К ним относятся как бумаги, которые не могут пройти квалификацию (потому что они не имеют кодов CFI и по каким-либо причинам не могут их получить), так и инструменты, которым в принципе может быть присвоен код CFI или они могут быть квалифицированы ФСФР "в ручном режиме", но, поскольку на текущий момент у них нет соответствующих кодов, квалификации в качестве иностранной ценной бумаги они не имеют. Учет иностранных инструментов, не прошедших квалификацию, может осуществляться в порядке, аналогичном депозитарному учету. При этом депозитарный учет ценных бумаг, не прошедших квалификацию, должен быть обособлен.
    Е. Курицына назвала срок, установленный ФСФР, до которого деятельность всех участников рынка ценных бумаг должна быть приведена в соответствие с требованиями Положения о квалификации иностранных финансовых инструментов, — 1 июля 2008 г.

НАШИ АМБИЦИИ

    Конечно, проф. участники рынка не ставят своей целью к 1 июля текущего года построить в России "идеальную модель рынка", разрабатываемую НАУФОР, но обращение на отечественном рынке иностранных ценных бумаг станет важным шагом на пути придания Москве статуса международного финансового центра.
    Допуск иностранных ценных бумаг и создание финансового центра в России стали темой доклада Председателя правления НАУФОР Алексея Тимофеева. Основной чертой международного финансового центра А. Тимофеев считает его способность "стать источником для инвестиций иностранных компаний". При этом он подчеркнул, что в условиях жесткой конкуренции за ресурсы быть финансовым центром — значит, прежде всего, предоставить максимальные возможности по инвестированию национальной экономики, поскольку "экономика, рассчитывающая на финансирование со стороны преимущественно иностранных инвесторов, будет заведомо недофинансирована". А. Тимофеев приходит к выводу, что только сочетание ресурсов отечественных и иностранных инвесторов создаст максимальные возможности для национальной экономики.

ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ

    В рамках конференции были заслушаны выступления представителей центральных депозитариев Европы и стран СНГ. С докладом "Услуги Clearstream по обслуживанию операций на зарубежных фондовых рынках для российских участников" выступила Главный менеджер по работе с клиентами Clearstream (Северная и Восточная Европа) Мария Иванова. Clearstream — интернациональный депозитарий, являющийся одним из нумерующих агентств, входящих в АННА. М. Иванова рассказала, как Clearstream выходит на международные фондовые рынки, в том числе на российский, предоставляет своим клиентам возможность покупать инструменты и проводить расчеты, работает с евробондами. "В настоящее время Clearstream принял на обслуживание 680 тыс. различных инструментов. Помимо работы с евробондами, Clearstream предоставляет своим участникам возможность расчетов с другими инструментами, например акциями, АДР и т. д. По состоянию на декабрь 2007 г. сумма обслуживаемых в Clearstream ценных бумаг составляет 10,6 трлн. евро.
    На данный момент Clearstream позволяет своим клиентам напрямую рассчитывать сделки на 45 локальных рынках. Выход на рынок всегда мотивирован желанием наших клиентов. Для того чтобы выйти на рынок, мы должны наладить связи с фондовыми биржами, локальным центральным депозитарием, локальными кастодианами. Clearstream также активно взаимодействует с эмитентами, агентами различных банков, юридическими фирмами и нумерующими агентствами. Прежде чем выйти на российский рынок, необходимо было изучить его инфраструктуру, российское законодательство, типы бумаг и т. д. После выхода Clearstream на российский рынок и открытия счета у локального депозитария, каждый квартал проводится оценка работы нашего агента.
    Что касается присвоения кодов CFI, то следует сказать, что данные коды присваиваются Clearstream начиная с марта 2007 г. Нам пришлось адаптироваться к ситуации на российском рынке. К июню 2008 г. мы планируем присвоить коды всем евробондам и предоставлять эту информацию нашим клиентам через интернет-сайт. Хотелось бы отметить, что Clearstream будет продолжать расширять свои связи с российским рынком и активно взаимодействовать с НДЦ в решении актуальных для рынка вопросов".
    Темой выступления Президента ЗАО "Национальный Депозитарный Центр" Республики Азербайджан Бахтияра Азизова стали перспективы иностранных инвестиций в азербайджанские ценные бумаги. По его словам, на сегодняшний день инфраструктура рынка ценных бумаг Азербайджана практически сформирована, разработана необходимая нормативно-правовая база, что способствует привлечению в республику иностранных инвесторов. Со своей стороны НДЦ Азербайджана создает все необходимые условия для стимулирования иностранных инвестиций, сохранности иностранного капитала и защиты иностранных инвесторов.
    В завершение первой части конференции Заместитель директора Департамента ценных бумаг Министерства финансов Республики Беларусь Андрей Смольский познакомил собравшихся с текущим состоянием и перспективами развития рынка ценных бумаг Беларуси.

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

    Вторая часть конференции была посвящена практическим вопросам работы с иностранными ценными бумагами, рассмотренным со стороны, как бирж, так и депозитариев, в том числе тех, которые обслуживают программы депозитарных расписок. Начальник отдела допуска ценных бумаг к размещению и торгам Фондовой биржи ММВБ Елена Марченко выступила с докладом "Иностранные ценные бумаги в ЗАО “ФБ ММВБ”". Она рассказала об основных путях выхода на российские фондовые биржи иностранных эмитентов — выпуске российских депозитарных расписок и прямом выходе. "Допуск РДР к торгам на фондовой бирже ММВБ осуществляется при одновременном соблюдении следующих требований: наличие государственной регистрации проспекта РДР; соблюдение эмитентом РДР требований законодательства о ценных бумагах и нормативно-правовых актов ФСФР, в том числе о раскрытии информации на рынке ценных бумаг".
    Что касается прямого выхода иностранных ценных бумаг на российские фондовые биржи, то они могут быть допущены к размещению и/или обращению, если имеют международные коды (ISIN, CFI), квалифицированы ФСФР как ценные бумаги и если страна эмитента входит в группу FATF, которая занимается организацией по контролю за отмыванием денег, полученных преступным путем.
    О возможностях и особенностях работы российских депозитариев с международными ценными бумагами рассказал Начальник Депозитария Банка ВТБ Дмитрий Мозгин. Он познакомил участников со спецификой расчетов, осуществляемых Банком ВТБ через международные расчетно-клиринговые центры, а также затронул тему классификации финансовых инструментов, разработанную Международной организацией по стандартизации (ISO).
    Более основательно данная тема была раскрыта в докладе Заместителя директора НДЦ Дениса Соловьева "Квалификация иностранных ценных бумаг в России: практические вопросы". Д. Соловьев рассказал о требованиях Стандартов ISO, регламентирующих работу с ценными бумагами и относящимися к ним финансовыми инструментами, требованиях Ассоциации национальных нумерующих агентств к отчетности о международных кодах ISIN и CFI. Поскольку в России обязанность кодификации российских ценных бумаг возложена на Национальный депозитарный центр, Д. Соловьев познакомил собравшихся с процедурой получения CFI-кода через НДЦ. Он, в частности, отметил, что "в случае положительного исхода квалификации к иностранной ценной бумаге могут применяться правила депозитарного, бухгалтерского и налогового учета РФ, а также механизмы виндикации, т. е. подтверждения и/или восстановления права на ценную бумагу. В противном случае операции с финансовым инструментом могут обернуться для инвестора большими рисками".
    Практические вопросы кастодиального обслуживания операций с иностранными ценными бумагами на примере прямых инвестиций в страны СНГ и остального мира рассмотрел в своем докладе Директор Депозитария ОАО АКБ "РОСБАНК" Михаил Братанов. К основным проблемам, с которыми приходится сталкиваться в процессе кастодиального обслуживания прямых инвестиций в ценные бумаги иностранных эмитентов, М. Братанов относит: недостаточность детальной информации о рынках некоторых стран; работу в рамках двух правовых полей; непрерывность и легитимность цепочки прав собственности на ценные бумаги; обеспечение сохранности инвестиций, в том числе с точки зрения надежности головного учетного института, его адекватности, надежности сохранности информации; информационное взаимодействие с головным учетным институтом; коммуникационные, языковые проблемы и пр.
    Говоря о новых формах допуска иностранных ценных бумаг в Россию — российских депозитарных расписках и прямом допуске иностранных бумаг на организованный рынок, М. Братанов отметил, что "оба проекта, безусловно, создали бы новый класс инструментов, прежде всего для участников биржевого рынка. Это сделало бы рынок интереснее".

ДЕПОЗИТАРНЫЕ РАСПИСКИ

    Тема депозитарных расписок была детально рассмотрена в докладе Заместителя начальника Департамента депозитарных услуг ИНГ Банка (Евразия) Дмитрия Ишутина "Депозитарные расписки: от А до Р". Он рассказал об истории и основных характеристиках депозитарных расписок, практических вопросах их выпуска и отмены, о том, почему инвесторы выбирают расписки и каковы перспективы РДР на рынке.
    Первый в мире выпуск американских депозитарных расписок появился в 1927 г. — они были выпущены на акции весьма известного британского универмага Selfriges. Этот универмаг процветает до сих пор, и возможно, одной из причин этого стал выпуск банком JP Morgan американских депозитарных расписок.
    На сегодняшний день, спустя уже более 80 лет после первого выпуска, в мире насчитывается 2347 различных выпусков АДР. В программах депозитарных расписок принимают участие компании из 76 стран, включая эмитентов из таких государств, как Ямайка и Папуа — Новая Гвинея.
    Д. Ишутин показал, как выпускаются АДР на российские акции. Инвестор, обладающий базовым активом, должен перерегистрировать акции в реестре на лицевой счет номинального держателя кастодиана. Кастодиан, получив уведомление о том, что акции перерегистрированы, депонирует их на счет выпускающего депозитария и блокирует, уведомляя при этом выпускающий депозитарий. А выпускающий депозитарий в свою очередь создает необходимое количество депозитарных расписок уже в новой учетной системе (учетная система Соединенных Штатов Америки — DTC) и депонирует эти расписки на счет того же самого инвестора. Таким образом, инвестор получает один актив взамен на другой.
    В настоящее время рынок выпуска депозитарных расписок поделен между 4 выпускающими депозитариями: американскими банками JP Morgan, Citibank, Deutsche Bank и Bank of New York Mellon. Помимо американских депозитарных расписок, существуют глобальные, европейские, международные и даже недавно появившиеся китайские депозитарные расписки.
    Д. Ишутин подчеркнул, что расписки могут выпускаться только тем лицом, которое первоначально являлось владельцем базового актива. Интересно и то, что стоимость выпуска одной расписки составляет всего 1 руб. 25 коп. Так что это вполне доступный инструмент. Однако инвесторам не следует забывать о том, что инвестиции в расписки — это не безрисковые инвестиции. Здесь присутствуют инвестиционный риск, риск эмитента, а также валютный риск.
    Говоря о процедуре выпуска расписок, Д. Ишутин упомянул о проекте, который ИНГ Банк и НДЦ запустили в прошлом году, — схеме ускоренных расчетов. Фактически это "мостовая" схема, которая основана на взаимном открытии друг у друга междепозитарных счетов. Схема ускоренных расчетов позволяет избежать перерегистрации акций в реестре, потому что депонирование базового актива происходит на книгах кастодиана, т. е. в ING. Это дает возможность снизить срок депонирования акций до 1 дня, что значительно ускоряет процесс выпуска расписок.
    Д. Ишутин привел 3 основные причины, по которым инвесторы выбирают депозитарные расписки:

 доступность информации об эмитенте;

 возможность инвестировать в местной валюте;

 отсутствие необходимости открывать счета депо и денежные счета в стране эмитента базового актива.
    К специфическим группам инвесторов Д. Ишутин относит арбитражеров, потому что наличие фактически одного и того же актива на двух рынках позволяет проводить на российском финансовом рынке арбитражные операции. Для взаимных международных фондов (в данном случае речь идет о фондах, которые инвестируют в российскую экономику) инвестиции в расписки важны потому, что их бенчмарки, такие, например, как индекс MSCI Russia, зачастую включают в себя депозитарные расписки. И у фондов просто не остается иного выбора, кроме как инвестировать в депозитарные расписки. А для хедж-фондов депозитарные расписки, пожалуй, единственный механизм (в условиях пока еще не совсем хорошо разработанной нормативно-правовой базы по кредитованию ценными бумагами), предоставляющий возможность использовать стратегию лонг/шорт по акциям российских эмитентов.
    Российские депозитарные расписки, как и другие депозитарные расписки, дают инвесторам возможность получить простой доступ к информации, инвестировать в рублях, экономить на инфраструктуре. Важным является и тот факт, что снижается риск инвестирования в иностранный актив. Дело в том, что выпускающий депозитарий должен быть лицензированным российским депозитарием, который существует в российском нормативно-правовом поле. Поэтому инвестор может обратиться в российский выпускающий депозитарий и решить все вопросы.
    В заключение своего доклада Д. Ишутин отметил, что в настоящее время одним из самых полемичных является вопрос о том, какие инструменты — РДР или инструменты, получившие прямой доступ, — более перспективны. На его взгляд, открывать такую полемику пока рано, поскольку нормативно-правовая база по прямому доступу пока не обнародована. Время покажет, какой из инструментов завоюет рынок. Однако, по мнению Д. Ишутина, российские депозитарные расписки будут менее рискованным инструментом, чем инструменты, получившие прямой доступ.


ПЕРСПЕКТИВЫ

    Конференция "Иностранные ценные бумаги в России" — уже не первая встреча профучастников с целью обсуждения вопросов обращения на отечественном рынке иностранных ценных бумаг. Но если на первом мероприятии, прошедшем в августе 2007 г., анализировалась сама значимость этого процесса для финансового рынка, то на этой конференции обсуждались уже и законодательные инициативы, и практические вопросы работы с иностранными ценными бумагами.
    Однако работа над темой иностранных ценных бумаг требует своего продолжения. Необходимо приложить еще много усилий для того, чтобы адаптировать российский рынок к работе с иностранными инструментами. В связи с этим требуют своего решения налоговые вопросы, вопросы бухгалтерского учета. Необходимо детально продумать, как практически организовать работу с иностранными ценными бумагами и как быть с раскрытием информации по данным бумагам. И пока не будет налажен канал получения этой информации, мы вряд ли будем иметь достаточную ликвидность на этом рынке.

    Данный номер журнала полностью посвящен конференции "Иностранные ценные бумаги в России", и мы предлагаем вам подробнее ознакомиться с докладами ее участников.

    Евгений Калинин
    выпускающий редактор
    журнала "Депозитариум"

ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ


    от 23 октября 2007 г. № 07-105/пз-н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ


О КВАЛИФИКАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В КАЧЕСТВЕ ЦЕННЫХ БУМАГ


    Зарегистрирован Минюстом России 11 декабря 2007 г. № 10673
    (с изменениями, внесенными Приказом ФСФР России от 22 января 2008 г. № 08-2/03-н)
    В соответствии с подп. 3 и 4 ст. 42, п. 2 ст. 44 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст. 1918; 1998, № 48, ст. 5857; 1999, № 28, ст. 3472; 2001, № 33, ст. 3424; 2002, № 52, ст. 5141; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3225; 2005, № 11, ст. 900; № 25, ст. 2426; 2006, № 1, ст. 5; № 2, ст. 172; № 17, ст. 1780; № 31, ст. 3437; № 43, ст. 4412; 2007, № 1, ст. 45; № 18, ст. 2117; № 22, ст. 2563; № 41, ст. 4845), п. 1 ст. 55 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 49, ст. 4562; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 17, ст. 1780), пп. 2 и 3 ст. 34 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 19, ст. 2071; 2001, № 7, ст. 623; 2002, № 12, ст. 1093; 2003, № 2, ст. 166; 2004, № 49, ст. 4854; 2005, № 19, ст. 1755; 2006, № 43, ст. 4412) и Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 317 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 27, ст. 2780; 2005, № 33, ст. 3429; 2006, № 13, ст. 1400; № 52, ст. 5587; 2007, № 12, ст. 1417), приказываю:
    1. Утвердить прилагаемое Положение о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг (далее - Положение).
    2. Установить, что:
    - профессиональные участники рынка ценных бумаг при осуществлении профессиональной деятельности и проведении операций с иностранными ценными бумагами должны соблюдать требования к профессиональной деятельности и проведению операций с ценными бумагами, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    - управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также негосударственные пенсионные фонды при инвестировании в иностранные ценные бумаги должны соблюдать требования к инвестированию в ценные бумаги, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    - профессиональные участники рынка ценных бумаг вправе осуществлять профессиональную деятельность и проводить операции с иностранными ценными бумагами, а управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также негосударственные пенсионные фонды вправе инвестировать в иностранные ценные бумаги, информация о квалификации которых размещена на официальном сайте ФСФР России в сети Интернет на основании информации, представленной в ФСФР России организацией, являющейся членом Ассоциации национальных нумерующих агентств1 от Российской Федерации, либо при наличии у них документов (копий документов, заверенных в установленном порядке) или информации, указанных в п. 4 Положения, которыми подтверждается квалификация иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг;
    - учет и переход прав на иностранные ценные бумаги осуществляется в Российской Федерации путем совершения соответствующих записей по счетам депо в соответствии с правилами депозитарного учета, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    3. Установить, что:
    а) профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие депозитарную деятельность, вправе оказывать услуги по учету иностранных финансовых инструментов, которые в соответствии с Положением не квалифицированы в качестве ценных бумаг. Указанный учет может осуществляться в порядке, аналогичном депозитарному учету прав на ценные бумаги. При этом депозитарий не вправе совершать операции по переходу прав на такие иностранные финансовые инструменты, операции по обременению таких финансовых инструментов обязательствами по поручению клиентов и другие инвентарные операции, за исключением глобальных операций, а также операций, связанных с принятием на учет иностранных финансовых инструментов и снятием с учета иностранных финансовых инструментов в целях их перевода на счета клиентов и/или иных лиц, открытые в иностранных организациях, осуществляющих учет прав на такие финансовые инструменты;
    б) при осуществлении учета иностранных финансовых инструментов, которые в соответствии с Положением не квалифицированы в качестве ценных бумаг, профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие депозитарную деятельность, обязаны:
    - обеспечивать обособленный учет таких иностранных финансовых инструментов с указанием, что такие финансовые инструменты не квалифицированы в качестве ценных бумаг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также доводить информацию об этом до сведения клиентов;
    - ежеквартально, начиная с 1 июля 2008 г., в срок не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала представлять в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг сведения о количестве и наименовании таких иностранных финансовых инструментов, учет которых осуществляется депозитарием на дату окончания отчетного квартала;
    в) профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность, вправе совершать гражданско-правовые сделки по приобретению иностранных финансовых инструментов, которые в соответствии с Положением не квалифицированы в качестве ценных бумаг, только за счет клиентов, являющихся квалифицированными инвесторами. При этом такие профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны ежеквартально, начиная с 1 июля 2008 г., в срок не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала представлять в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг сведения о совокупном количестве и размере в денежном выражении сделок по приобретению таких иностранных финансовых инструментов, совершенных в отчетном квартале;
    г) профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по управлению ценными бумагами, вправе приобретать иностранные финансовые инструменты, которые в соответствии с Положением не квалифицированы в качестве ценных бумаг, только для клиентов (учредителей управления), являющихся квалифицированными инвесторами. При этом такие профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны ежеквартально, начиная с 1 июля 2008 г., в срок не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала представлять в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг сведения о совокупном размере в денежном выражении таких иностранных финансовых инструментов, находящихся в доверительном управлении на дату окончания отчетного квартала;
    д) профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами, обязаны осуществлять ведение внутреннего учета сделок и операций с иностранными финансовыми инструментами в порядке, установленном для ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами.
    4. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 февраля 2008 г.
    5. Профессиональным участникам рынка ценных бумаг привести свою деятельность в соответствие с требованиями настоящего Приказа до 1 июля 2008 г.
    Руководитель
    В. Д. МИЛОВИДОВ

ПОЛОЖЕНИЕ О КВАЛИФИКАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В КАЧЕСТВЕ ЦЕННЫХ БУМАГ


    (с изменениями, внесенными Приказом ФСФР России от 22 января 2008 г. № 08-2/03-н)
    1. Настоящее Положение определяет порядок квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг.
    2. Иностранные финансовые инструменты, которым в соответствии с международными стандартами ISO 61662 и ISO 109623 присвоены соответствующие коды ISIN4 и CFI5, квалифицируются следующим образом:
    1) как акции в случае, если присвоенный им код CFI имеет следующие значения: первая буква - значение E, вторая буква - значения S, P, R, C, F, V, за исключением случаев, когда шестая буква имеет значения Z или A;
    2) как депозитарные расписки на акции в случае, если присвоенный им код CFI имеет следующие значения: первая буква - значение E, вторая буква - значения S, P, R, C, F, V, шестая буква - значение Z или A;
    3) как паи или акции инвестиционных фондов в случае, если присвоенный им код CFI имеет следующие значения: первая буква - значение E, вторая буква - значение U, за исключением случаев, когда шестая буква имеет значения Z или A;
    4) как депозитарные расписки на паи или акции инвестиционных фондов в случае, если присвоенный им код CFI имеет следующие значения: первая буква - значение E, вторая буква - значение U, шестая буква - значения Z или A;
    5) как облигации в случае, если присвоенный им код CFI имеет следующие значения: первая буква - значение D, вторая буква - значения B, C, T, Y, за исключением случаев, когда шестая буква имеет значения Z или A;
    6) как депозитарные расписки на облигации в случае, если присвоенный им код CFI имеет следующие значения: первая буква - значение D, вторая буква - значения B, C, T, Y, шестая буква - значения Z или A.
    3. Иностранные финансовые инструменты, которым в соответствии с международными стандартами ISO 6166 и ISO 10962 присвоены коды ISIN и CFI и у которых код CFI имеет значения, отличные от тех, которые указаны в п. 2 настоящего Положения, могут быть квалифицированы в соответствии с Порядком квалификации ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 24 декабря 2003 г. № 03-48/пс (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 февраля 2004 г., регистрационный № 5555).
    4. Квалификация иностранного финансового инструмента в качестве ценной бумаги подтверждается:
    1) документом организации, являющейся членом Ассоциации национальных нумерующих агентств, которым такая организация подтверждает присвоение (наличие присвоенных) иностранному финансовому инструменту в соответствии с международными стандартами ISO 6166 и ISO 10962 кодов ISIN и CFI, а в случае, если такая организация предоставляет доступ к своему официальному Интернет-ресурсу, содержащему информацию о присвоенных кодах ISIN и CFI, - информацией о присвоенных кодах ISIN и CFI, полученной в электронной форме из указанного Интернет-ресурса, при условии, что присвоенный код CFI имеет значения, указанные в п. 2 настоящего Положения;
    2) документом профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего депозитарную деятельность, или иностранной организации, осуществляющей учет прав на иностранные финансовые инструменты, которым такие организации на основании полученных ими документов или информации, указанных в подп. 1 настоящего пункта, подтверждают наличие кодов ISIN и CFI, присвоенных иностранному финансовому инструменту, при условии, что присвоенный код CFI имеет значения, указанные в п. 2 настоящего Положения;
    3) уведомлением федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг о квалификации иностранного финансового инструмента в качестве ценной бумаги.
    2 Международный стандарт ISO 6166 "Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты - Международная система нумерации для идентификации ценных бумаг (ISIN)".
    3 Международный стандарт ISO 10962 "Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты - Классификация финансовых инструментов (Код CFI)".
    4 International securities identification number (ISIN) - международный идентификационный номер ценных бумаг, код, который однозначным образом идентифицирует определенную ценную бумагу или иной финансовый инструмент.
    5 CFI (Classification of Financial Instruments) code - код классификации финансовых инструментов.