Реферат: Иностранное инвестирование в свободных экономических зонах - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Иностранное инвестирование в свободных экономических зонах

Рефераты по банковскому делу » Иностранное инвестирование в свободных экономических зонах

Содержание


Введение 3
1 Теоретические аспекты организации иностранного инвестирования

в свободных экономических зонах 5

1.1. Сущность и цели создания свободных экономических зон,

    их классификация 5

1.2. Оценка роли свободных экономических зон в привлечении

иностранных инвестиций в экономику РФ 10

1.3. Основные условия привлечения иностранных инвестиций на

    территории свободных экономических зон 14

2. Анализ иностранных инвестиций в свободных экономических зонах РФ 21

2.1. Институциональные и экономические механизмы формирования

свободных экономических зон в России 21

2.2 Анализ динамики иностранных инвестиций в

свободные экономические зоны России 26

2.3. Стимулирование привлечения иностранных инвестиций в

свободных экономических зонах 30

3 Перспективы развития иностранного инвестирования в свободных

экономических зонах РФ 36

Заключение 41

Список использованных источников 43





Введение


Создание свободных экономических зон – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в свободных экономических зонах, должна быть в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территориями программами.

В мировой практике существует множество разновидностей свободных экономических зон. В зависимости от поставленных задач они могут быть ориентированы на расширение экспортного производства, стимулирование производства для внутреннего рынка, в том числе импортозамещения, или же на внедрение и развитие каких-либо новых разработок. В соответствии с этими задачами укрупненно их можно подразделить на зоны торгового, производственного и технико-внедренческого типа, а также комплексные.

Создание свободных экономических зон может стимулировать экономический рост России и обеспечить ее развитие.

Осуществляющиеся в настоящее время экономические реформы направлены на долгосрочную перспективу. Что касается свободных экономических зон - создания благоприятных условий для работы частного капитала, то они могут привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе.
У зарубежных стран есть большой опыт использования СЭЗ. Сегодня в мире насчитывается свыше тысячи свободных экономических зон. Только в США их около 200. В Китае и Вьетнаме СЭЗ в буквальном смысле подняли экономику.

При этом страны с благоприятным инвестиционным климатом делают ставку на привлекательность вложений. Нынешняя норма прибыли в европейских и американских СЭЗ составляет 30 — 35%. В азиатских свободных экономических зонах до финансового кризиса транснациональные корпорации получали свыше 40%. Сроки окупаемости капитальных вложений в СЭЗ в 2 — 3 раза меньше, чем где-либо.

Страны с высоким уровнем инвестиционного риска (как Россия) традиционно делают ставку на широкий диапазон и масштабность льгот, предоставляемых в свободных экономических зонах.

Первые СЭЗ на территории Российской Федерации начали образовываться в конце 80-х годов, то есть еще в эпоху Советского Союза. Основной целью их создания была активизация внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций путем создания совместных предприятий.

Целью курсовой работы является оценка иностранных инвестиций в свободных экономических зонах.

В ходе написания курсовой работы были поставлены задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты организации иностранного инвестирования в свободных экономических зонах

- провести анализ иностранных инвестиций в свободных экономических зонах РФ;

- определить перспективы развития иностранного инвестирования в свободных экономических зонах РФ.



1 Теоретические аспекты организации иностранного инвестирования в свободных экономических зонах


1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон, их классификация


В современных условиях одним из важных путей привлечения ино­странных капиталов является создание свободных или особых эконо­мических зон в различных формах, превратившихся в неотъемлемый структурный элемент мирового хозяйства. Хотя такие зоны могут назы­ваться по-разному — особые, специальные и т.д., наиболее общим и распространенным их названием является понятие «особая экономичес­кая зона» (ОЭЗ). В настоящее время в мире насчитывается около 30 видов ОЭЗ: от беспошлинных зон и свободных портов до зон свобод­ного предпринимательства, оффшорных центров и технополисов. При всем разнообразии ОЭЗ и их определений речь, по существу, идет об одном и том же явлении — создании на территории стран хозяйствен­ных анклавов, имеющих беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров и услуг, определенную обособленность в торговом и валютно-финансовом отношении от остальной территории страны (иногда ОЭЗ охватывают всю территорию страны), тесную связь с мировым рынком и функционирующих на базе активного привлечения иностран­ного капитала.[1, c.12]

Таким образом, особая экономическая зона — часть территории страны, в рамках которой иностранным и отечественным предпри­нимателям предоставляются особые льготные условия организации и деятельности.

Создание ОЭЗ чаще всего рассматривается как способ активизации внешнеэкономической деятельности за счет увеличения иностранных инвестиций, использования новой техники и технологии и повышения конкурентоспособности национальной продукции. В некоторых случаях создание ОЭЗ имеет целью оживление экономики депрессивных регио­нов и расширение поставок товаров на внутренний рынок.

Первая документально зафиксированная «свободная зона» была со­здана в 166 г. до и. э. па греческом острове Делос. В последующем в районе крупных европейских портов возникли свободные таможенные зоны — ограниченные участки таможенной территории, в рам­ках которых устанавливается беспошлинный режим экспорта и им­порта товаров. Такие зоны обычно относят к зонам первого поколе­ния.

К зонам второго поколения относятся промышленно-производственные зоны, которые часто возникали в результате эволюции торговых зон. Эти зоны ориентировались на расширение экспорта или замещение импорта. Одна из разновидностей таких зон — импортозамещающие зоны, призванные наладить производство товаров, замещающих им­портные.

К зонам третьего поколения относятся технико-внедренческие зоны (технополисы, научные парки и т.д.), возникшие в 70—80-х годах и создаваемые вокруг крупных научных центров или в регионах с по­вышенной концентрацией высокотехнологичных предприятий. Технопо­лисы — зоны научно-технического развития, в которых созданы льготные условия для создания и деятельности предприятий, исполь­зующих результаты НИОКР и передовую технологию. Существуют так­же сервисные зоны – банковские, финансовые, туристские и др. Зоны страховых и банковских услуг – районы страны, в которых дей­ствуют особые финансово-кредитные механизмы, обеспечивающие снижение риска предпринимательства.[2, c. 18]

Как показывает мировой опыт, общими целями создания особых экономических зон являются:

Улучшение инвестиционного и предпринимательского климата.

Развитие производства, ориентированного на экспорт.

Выравнивание условий межстрановой конкуренции.

Развитие «новой экономики», т.е. наукоемкого производства и услуг в области высоких технологий, а также коммерциализация науч­но-технических разработок.

Развитие так называемых депрессивных территорий или регио­нов.

В литературе предлагаются различные классификации ОЭЗ, глав­ным образом по их функциональным признакам и хозяйственной спе­циализации.

В настоящее время в мировой практике все типы ОЭЗ подразделя­ются на четыре основные группы:

зоны свободной торговли, расположенные в основном в крупных транспортных узлах в развивающихся и развитых странах;

промышленные или промышленно-производственные зоны;

технико-внедренческие зоны — технополисы и технопарки;

сервисные зоны, или зоны услуг.

Всего сегодня в мире насчитывается 1200 ОЭЗ, в том числе 400 зон свободной торговли, 300 промышленно-производственных зон, 400 — технико-внедренческих зон и 100 сервисных зон.

Зоны свободной торговли создаются в основном для стимулиро­вания внешнеторговой деятельности и представляют собой участки тер­ритории, которые рассматриваются как находящиеся за пределами государства. Это означает, что на ввезенный на территорию зоны товар не распространяется действие таможенного законодательства до тех пор, пока товар не будет готов для его перемещения за пределы зоны — на таможенную территорию страны или на экспорт. В США в настоящее время занято 253 зоны свободной (внешней) торговли, через которые проходит 2% импорта и 1,5% экспорта страны.[3, c. 17]

Промышленные или промышленно-производственные зоны со­здаются для развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Расположенные в этих зонах компании пользуются налоговыми льготами и упрощенными административными процедурами. Так, в Южной Корее компании в ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов на сырье и импортируемое оборудование, иностранные компании, инвестирующие 10 млн. долл., не выплачивают корпоратив­ный налог в течение 3—7 лет; такие же льготы действуют и в отноше­нии местных налогов.

Технико-внедренческие зоны создаются для развития наукоемких производств и сферы услуг в области высоких технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность офисных и производственных помещений и научных лабораторий, предоставленных в прокат на льготных условиях компаниям, занятым ком­мерциализацией перспективных технологических нововведений и идей.

Некоторые авторы считают, что классификация ОЭЗ должна преж­де всего отражать степень связи зоны с национальной экономикой, цели и задачи их создания. Исходя из этого предлагается следующая клас­сификация ОЭЗ, отражающая их типы применительно к условиям Рос­сии.

Зоны формирования «открытого сектора» экономики страны, ко­торые ориентируются на создание благоприятного климата для иностранных инвестиций.

Зоны развития депрессивных районов и отраслей, которые могут
подразделяться на три типа: внешнеторговые, функциональные и комп­лексные.

Внешнеторговые зоны, к числу которых относятся свободные та­моженные зоны, сочетающие функции оказания таможенных и торго­вых услуг, зоны свободной торговли, свободные экспортно-производственные зоны, зоны приграничной торговли.

Функциональные зоны, характеризующиеся развитием определен­ных областей предпринимательской деятельности (функций): банковского, страхового и другого сервисного обслуживания, научной и технико-внедренческой деятельности (технопарки, технополисы), туризма и отдыха. Оффшорные финансовые центры являются одной из разновидностей свободных банковских зон.

Комплексные зоны — организационно-территориальные образования, в которых сочетаются многие направления предпринимательской деятельности. Они создаются для решения комплекса задач развития отдельных регионов и страны в целом.

ОЭЗ анклавного типа, представляющие собой территорию страны, отделенную внутренней границей от остальной се территории; как правило, они располагаются о приграничных регионах.

Зоны типа экономических центров, подчиняющие свою деятель­ность не столько решению внешнеэкономических, сколько общехозяй­ственных задач. Такие зоны могут, например, создаваться на базе кон­версионного производства.

В соответствии с размером и способом организации ОЭЗ могут под­разделяться на территориальные (административно-территориальные об­разования, технопарки и т.д.) и режимные (функциональные зоны). Вы­бирая между названными подходами к организации зон, некоторые спе­циалисты рекомендуют склоняться в пользу территориального подхода. Так, эксперты ООН считают, что «в пользу территориального подхода могут быть выдвинуты такие аргументы, как возможность концентра­ции в определенном месте высококачественной инфраструктуры, отсут­ствующей в остальной части страны, и возможность создать на ограни­ченной территории адекватный административный механизм с привле­чением квалифицированного персонала».[4, c. 317]

В целом значение ОЭЗ для стран их размещения заключается в том, что они:

являются важным фактором социально-экономического, науч­но-технического, кадрового и технологического совершенствования на­ционального хозяйства;

выступают связующим звеном между мировой экономикой и экономикой данной страны, т.е. способствуют интеграции последней в систему мирохозяйственных связей;

являются своеобразным эталоном наиболее передовых форм организации производства и управления, развития и внедрения новейшей технологии;

способствуют насыщению внутреннего рынка высококачествен­ными товарами и услугами;

являются мощным средством привлечения иностранных инвес­тиций, а также фактором мобилизации местных ресурсов;

стимулируют развитие новых форм предпринимательства и де­ловой активности, которые могут использоваться в остальных сферах и
регионах национальной экономики;

являются «полем экспериментирования» и отработки новых спо­собов решения социально-экономических проблем, развития нового для стран с переходной экономикой экономического мышления и новых черт социальной психологии.

6 развивающихся странах целями ОЭЗ являются достижение более высокого уровня индустриализации, включение или повышение доли страны в мировой торговле. Основным и даже иногда единственным источником привлекаемого капитала в такие зоны является иностран­ный капитал.

В развитых странах создание ОЭЗ используется в основном как инструмент региональной политики, т.е. ОЭЗ создаются в регионах, где необходимо повышение уровня социально-экономического развития.[5, c. 53-54]


1.2 Оценка роли свободных экономических зон в привлечении иностранных инвестиций в экономику РФ


История создания ОЭЗ в России началась в конце 1980-х годов, когда по инициативе Правительства СССР была разработана так назы­ваемая единая государственная концепция свободных экономических зон. Последние рассматривались как элемент внешнеэкономической го­сударственной политики и способ стимулирования отношений с зарубеж­ными партнерами. По форме они должны были представлять собой зоны совместного предпринимательства, расположенные на компактных тер­риториях с высокой концентрацией предприятий с иностранным участи­ем. В декабре 1989 г. Правительство СССР приняло решение о созда­нии первых ОЭЗ в городах Находка и Выборг, которые в силу различ­ных причин так и не стали функционировать в намеченных масштабах. Через полгода положения о ОЭЗ были изложены в «Основах законо­дательства об иностранных инвестициях в СССР». К началу 1991 г. в Госплан СССР поступило 350 предложений о создании ОЭЗ в различ­ных регионах страны; из них предполагалось отобрать для реализации 60 проектов. Эксперты ООН называли эти планы «несбыточными», тем более что создание зон предполагалось осуществить практически одно­временно и во всех областях сразу. Именно поэтому они рекомендова­ли на первом этапе сосредоточить усилия на создании 4—5 зон. Не­сколько позже Р. Болин, президент, и Р. Хейвуд, вице-президент Все­мирной ассоциации зон экспортного производства, также предостерегали российские власти от увлечения гигантскими планами: по их мнению, на первом этапе достаточно ограничиться 10-ю зонами, площадь кото­рых не превышает 350 га.[6, c. 43]

Первые решения о создании ОЭЗ в России были приняты в 1990— 1991 гг. на основе постановлений Верховного Совета, Совета министров и распоряжений Правительства РФ. В сентябре 1991 г. был вве­ден в действие Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», содер­жавший специальную 7-ю главу об ОЭЗ. В ней определялись условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями в ОЭЗ. Им могли предоставляться следу­ющие льготы:

упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными
инвестициями непосредственно в уполномоченных на то органах ОЭЗ;

льготный налоговый режим; иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по пониженным ставкам, которые не могут составлять менее 50% действующих на территории РФ ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;

пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами; предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды;

особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;

упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в
том числе и безвизовый.

При всей важности этого закона он не мог служить полноценной законодательной базой для создания и функционирования ОЭЗ, так как касался только одного из аспектов ее деятельности — привлечения ино­странных инвестиций. Этот пробел призван был восполнить Указ Пре­зидента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономичес­ких зон (ОЭЗ) на территории России», изданный в июне 1992 г., кото­рый придал новый импульс процессу формирования ОЭЗ.

Новая геополитическая обстановка, в которой оказалась Россия после распада СССР, потребовала от нее немалых усилий по сохранению и восстановлению нарушенных связей с торгово-экономическими парт­нерами из числа бывших советских республик и соседних стран. Зо­нами свободного предпринимательства были объявлены 11 регионов страны. В начале 90-х годов практика создания ОЭЗ в России приобре­ла, по сути, беспорядочный характер и сводилась к бесконтрольной раздаче льгот и привилегий отдельным регионам страны. В результате к 1993 г. на долю формально созданных ОЭЗ приходилось более 1/3 тер­ритории России. В этих условиях было решено, что любые льготы мо­гут предоставляться регионам только в законодательном порядке, что привело к принятию законов об отдельных ОЭЗ. Фактически многие зоны либо не функционировали, либо не приносили желаемых резуль­татов и не решали тех задач, которые были перед ними поставлены.

Некоторые исследователи предприняли попытку сформулировать выводы и уроки, которые необходимо извлечь из опыта создания и раз­вития ОЭЗ в России в 1990-е годы.[7, c. 211]

Первый урок касается необходимости законодательно-правового обеспечения процессов создания и функционирования ОЭЗ.

Второй урок заключается в необходимости создания специального полномочного правительственного органа по утверждению проектов ОЭЗ, координации работ по их созданию и контролю за их деятельнос­тью.

Третий урок состоит в том, что для успешного функционирования зоны необходим подготовительный период (сроком от 3 до 5 лет), в ходе которого на ее территории должно быть приватизировано и акцио­нировано не менее 60—70% объектов материального производства и сферы услуг. В течение подготовительного периода создаются основ­ные элементы рыночно ориентированной экономики, производственная и хозяйственная инфраструктура, устанавливаются контакты с потенци­альными иностранными инвесторами.

Четвертый урок касается недостатков самой концепции ОЭЗ, ко­торые были задуманы как комплексные зоны производственной направ­ленности, без учета реального состояния экономики страны и ее инвес­тиционного климата. При этом не учитывалась действительная величина затрат на создание зоны и ограниченность возможностей изыскания ис­точников их финансирования в стране, переживающей глубокий эконо­мический кризис. Кроме того, оставались в стороне другие типы ОЭЗ (помимо комплексных), которые могли решать более узкие задачи, на­пример, по развитию экспортного производства, и по мере становления и развития — более масштабные задачи общеэкономического разви­тия. Некоторые специалисты подчеркивали несостоятельность принципа создания «суперзон» в границах краев, областей или нескольких субъек­тов РФ, так как он дестабилизирует Федерацию, закладывая основы для правового и экономического неравенства ее субъектов. В качест­ве альтернативы предлагалось законодательно закрепить практику об­разования локальных ОЭЗ на малых территориях (площадью в несколь­ко кв. км) и более крупных ОЭЗ в границах муниципальных образова­ний.

Пятый урок состоит в необходимости разработки четких критериев выбора места размещения зон. Между тем некоторые зоны («Алтай», «Кузбасс» и др.) расположены в глубинных регионах страны, не име­ющих выхода на экономически выгодные международные коммуника­ции, что снижает интерес иностранных инвесторов к данным проектам. Следует также учитывать и тот факт, что многие российские зоны мо­гут привлечь иностранных инвесторов не качеством инфраструктуры и не масштабами фискальных льгот, а скорее перспективой доступа к емкому внутреннему рынку.

С учетом накопленного опыта и результатов дискуссии в РФ был разработан и принят 22 июля 2005 г. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», основные положения которого состоят в следующем.

ОЭЗ — это определяемая правительством часть государственной и таможенной территории РФ, на которой действует особый режим веде­ния предпринимательской деятельности в части налогообложения, та­моженного регулирования и деятельности контролирующих органов.

В России создаются ОЭЗ двух типов:

— промышленно-производственпые — с целью размещения объектов производственного назначения общей площадью не более 20 кв. км на срок не более 20 лет;

— технико-внедренческие — с целью создания и коммерциализации научно-технических разработок путем внедрения в производство новых технологий, основанных на передовых достижениях науки и тех­ники, общей площадью не более 2 кв. км, на срок не более 20 лет.

На территории ОЭЗ могут работать как так называемые резиденты ОЭЗ, т.е. лица, на которых распространяются особенности предприни­мательской деятельности в такой зоне, так и лица, не являющиеся рези­дентами ОЭЗ, которые осуществляют свою деятельность на ее террито­рии в соответствии с законодательством РФ без распространения па них льгот и привилегий. Зарегистрированный в ОЭЗ резидент заключает с территориальным органом соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. В промышленно-производственной деятельности он берет на себя обязательство осу­ществить капиталовложение на сумму не менее 10 млн. евро (не вклю­чая нематериальные активы), в том числе в течение первого года — не менее 2 млн. евро.[8, c. 234]


1.3 Основные условия привлечения иностранных инвестиций на территории свободных экономических зон


Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны.

Выделяют четыре основные группы льгот:

1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций.

2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения.

3. Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.

4. Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

Названные льготы применяются в самых различных комбинациях. Льготы, предоставляемые свободным экономическим зонам, не всегда являются главным стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем, при таких равных условиях на первый план выступают предоставляемые зоной льготы.

Мировой опыт функционирования СЭЗ позволяет сформулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития. Функционирование свободных экономических зон в промышленно развитых странах свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее планирование начальных стадий их развития, а с другой - гибкость управления зонами. Изменяющаяся ситуация в мировом хозяйстве (научно-техническая революция, конкуренция между международными корпорациями, изменения в курсах валют, в системе международного обмена и др.), влияет на развитие свободных экономических зон и, соответственно, требует адекватного реагирования на эти изменения. [9, c. 31-35]

Социально-экономические выгоды от создания зон (внешнеторговых в США, «Шеннон» в Ирландии и др.) достаточно весомы. Эти зоны создали значительное число рабочих мест, оживили международный торговый обмен, повысили внешнеторговую результативность, научно-производственный потенциал этих стран и др. Важным аспектом деятельности СЭЗ в промышленно развитых странах является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний рынок.

Свободные экономические зоны, функционирующие в развивающихся странах, имеют ряд общих черт и моментов развития. Так, наибольшее распространение в этих странах получили, во-первых, экспортно-производственные зоны. Как было сказано выше, целесообразность создания экспортно-производственных зон определяется рядом экономических причин и, прежде всего: потребностью развития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт, привлечением в страну иностранного капитала, передовой науки и технологии, современной технической информации.

Во-вторых, особый режим хозяйствования в СЭЗ развивающихся стран становится более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Это связано с усилением международной конкуренции между зонами и, соответственно, попытками продемонстрировать ее сравнительные преимущества перед другими подобными свободными экономическими зонами.

В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. Современная научно-техническая революция на первый план выдвигает такие экономические зоны, в которых сосредоточиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработками новой и высокой технологий.

Среди развивающихся стран весьма заметное развитие и резонанс получили свободные экономические зоны Китая. Начав с небольших территорий, объединенных специальными зонами в начале 80-х годов, китайское руководство к середине 90-х годов распространило их режим на сотни квадратных километров. Помимо наиболее известных в стране и за рубежом свободных экономических зон - «Шэньчжень», «Чжухай», «Сямэнь», «Шаньтоу», имеющих многолетнюю историю, а также зоны «Хайнань», существующей с 1988 г., в стране заметное развитие получили зоны технико-экономического развития (более двух десятков) и зоны развития новой и высокой технологии - технопарки. Особая роль отводится шанхайской зоне экономического развития «Пудун». Значение проекта, рассчитанного на несколько десятилетий, определяется не только тем, что зона «Пудун» должна стать в перспективе крупным центром промышленного производства Китая, но и призвана способствовать превращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центр Азиатско-Тихоокеанского региона. [10, c. 17-32]

Создание специальных экономических зон (СЭЗ) стало важной составной частью проведения открытой внешнеэкономической политики, провозглашенной китайским руководством в конце 70-х годов. При выборе модели развития СЭЗ китайское руководство исходило из текущих потребностей страны и опыта функционирования таких зон в других странах. Наиболее детально изучался опыт Сингапура, Тайваня, США. В ходе подготовки организации специальных экономических зон было предложено несколько вариантов режима их функционирования и в результате был избран путь создания в их рамках структуры хозяйства, ориентированного на экспорт, всемерное привлечение иностранного капитала, а также существенное улучшение технологии производства. Специальные экономические зоны стали играть связующую (буферную) роль с другими районами страны, реализуя политику «открытых дверей».

С начала 90-х годов в портовых городах, специальных экономических зонах КНР начинают возникать свободные таможенные территории- зоны свободной (беспошлинной) торговли (ЗСТ). Зоны свободной торговли, как утверждают китайские специалисты, будут развиваться по моделям, сходным с теми, которые существуют в других странах. По свидетельству китайского руководства развитие зон свободной торговли явится одним из магистральных направлений реализации открытой внешнеэкономической политики вплоть до 2000 года.

Практика функционирования китайских свободных экономических зон и других районов со льготным инвестиционным климатом продеменстрировала несомненные успехи. К числу достижений СЭЗ как китайские, так и зарубежные специалисты относят прежде всего высокие, устойчивые темпы экономического роста, большие объемы привлеченных в зоны иностранных инвестиций, значительное повышение производительности труда и, наконец, существенный рост уровня жизни населения.

Свободные экономические зоны в КНР (помимо общих с другими странами целей специальных зон) в целом являются экспериментом по использованию рыночных отношений в условиях преобладания государственной собственности. Переход «все разом» к рыночному хозяйству признан в Китае неприемлемым, чреватым серьезными потрясениями для народа и экономики в целом. Специфика китайского опыта регулирования свободных экономических зон заключается в том, что они для современного Китая - нечто большее, чем специальные районы по стимулированию иностранного и отечественного предпринимательства, привлечению инвестиций, ускоренному развитию тех или иных отраслей и др. В свободных экономических зонах Китая происходит становление и обкатка, как указывают китайские экономисты, экономической модели, по которой в XXI веке будет жить практически весь Китай.

Заметная роль свободных экономических зон в социально-экономическом развитии отдельных обособленных районов разных стран, той или иной отрасли производства, в привлечении иностранного капитала или оживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее не является достаточным основанием рассматривать их как универсальный способ модернизации экономики. Степень влияния свободных экономических зон на остальную территорию многих развивающихся стран является довольно ограниченной. В особенности это справедливо для промышленно развитых стран, где, как правило, и не ставится специальной задачи распространения такого влияния. Организация свободных экономических зон играет поддерживающую, стимулирующую роль в оживлении предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании внимания на развитии той или иной отрасли экономики. В то же время, хотя функционирование свободных экономических зон в развивающихся странах не является панацеей по решению их многообразных социально-экономических проблем, они играют весьма заметную роль в экономике и обществе этих стран. Для многих развивающихся стран свободные зоны становятся полюсами торгово-экономического, научно-технического и социального роста. Кроме того, в них отрабатывается модель в той или иной степени открытой экономики, пути интеграции в мировую экономику. [11, c. 5-7]

Образование свободных экономических зон, особенно в развивающихся странах, сопряжено со значительными капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства но их развитию. Без строго определенной централизованной поддержки они практически нежизнеспособны. По обследованию, проведенному Институтом Востоковедения РАН по 26 странам, собственные затраты по привлечению иностранных инвестиций в свободные экономические зоны составили в среднем 4 доллара на 1 доллар зарубежных инвестиций. В КНР, например, иностранные вложения в четыре свободные экономические зоны к концу 80-х годов составили 4 млрд. долл., в то время как начальные собственные инвестиции превышали 22 млрд. долл., что в 5,5 раз больше. По существу, вся инфраструктура свободных Экономических зон КНР была создана за счет централизованных государственных средств.

При многочисленных примерах успешного функционирования свободных экономических зон, имеют место и неудачные попытки их организации. Так, создание в Шри Ланке, Гватемале, Либерии, Сенегале и других странах разного рода свободных экономических зон не только не увенчалось успехом, но многие из них вообще перестали функционировать. Позднее были предприняты попытки их реанимации, в той или иной степени успешные. К основным причинам неудач в работе СЭЗ в этих странах можно отнести политические, экономические, организационные.

Политические причины связаны с общеполитической нестабильностью в стране, гражданскими волнениями, вплоть до военных действий. К экономическим причинам, прежде всего, следует отнести чрезмерно усложненное, запутанное, с точки зрения инвестора, законодательство об инвестиционном режиме в Зоне. Бюрократическая заорганизованность управления свободными экономическими зонами, наличие многочисленных малооправданных процедур для регистрации иностранного инвестора в зоне, плохая пропаганда и реклама преимуществ специальной зоны - все это также заметно отражается на ее судьбе.

К сожалению, к числу стран и регионов, где свободные экономические зоны не только не дают пока заметного эффекта для народного хозяйства, но и их собственное развитие оставляет желать лучшего, относится и Россия.

2 Анализ иностранных инвестиций в свободных экономических зонах РФ


2.1 Институциональные и экономические механизмы формирования свободных экономических зон в России


Осуществляющиеся в настоящее время экономические реформы направлены на долгосрочную перспективу. Что касается свободных экономических зон - создания благоприятных условий для работы частного капитала, то они могут привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе.

Процесс создания ОЭЗ в России следующий:

Субъект РФ совместно с муниципальными образованиями, на ко­торых планируется создание ОЭЗ, подает в правительство заявку о создании ОЭЗ. Отбор заявок проводится правительством на основе конкурса.

На момент принятия решения правительством о создании зоны
земельные участки, образующие ее территорию, и объекты, располо­женные на ее территории, не должны находиться во владении и (или) пользовании граждан или юридических лиц, т.е. речь идет о привлечении инвестиций в новые объекты.

При принятии решения о создании ОЭЗ Правительство РФ и субъект подписывают соглашение, в котором четко указывают обязательства федеральных и региональных властей по срокам и объемам инвестиций в инфраструктуру.

В РФ предусматривается следующая конструкция управления ОЭЗ:

разработка и реализация единой государственной политики в от­ношении создания и функционирования ОЭЗ возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (уполномоченное федеральное министерство);

координация и управление ОЭЗ возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению ОЭЗ (организуется новое федеральное агентство);

управление конкретной ОЭЗ осуществляет территориальный орган
федерального агентства (территориальный орган).

Предусматриваются следующие особенности налогообложения резидентов ОЭЗ.

1. Для резидентов промышленно-производственных зон в отноше­нии налога на прибыль предусмотрены;

— ускоренный порядок признания расходов на научно-исследова­тельские и опытно-конструкторские работы;

особый порядок начисления амортизации по основным средст­вам (так называемую ускоренную амортизацию с коэффициентом 2);

снятие 30-процентного ограничения, связанного с переносом убыт­ков, полученных в одном налоговом периоде, на последующие налоговые периоды.

Для резидентов технико-внедренческих зон планируется предус­мотреть пониженную ставку единого социального налога (на 14% с сохранением принципа регрессивности).

На федеральном уровне планируется закрепить освобождение ре­зидентов ОЭЗ от уплаты налога на имущество и земельного налога на 5 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗ.

Рассматриваемый закон упразднил ранее созданные в РФ свобод­ные (особые) экономические зоны, кроме Калининградской и Мага­данской, деятельность которых регулируется отдельными законами. Ме­ханизм функционирования остальных не был оформлен законодатель­но. Иными словами, права предпринимателей не гарантировались государством. Теперь правовой вакуум заполнен. В этом принципиаль­ное отличие новых ОЭЗ. В январе 2006 г. правительство России и шесть регионов подписали соглашение о создании особых экономических зон (ОЭЗ), что знаменовало собой юридическое рождение ОЭЗ, которые, по словам главы Минэкономразвития Г. Грефа, «можно назвать одним из приоритетных национальных проектов». ОЭЗ технико-внедренческо­го типа будут созданы в Санкт-Петербурге, Зеленограде, подмосковной Дубне и Томске. ОЭЗ промышленно-производственного типа появятся в Липецке и Елабуге (Татарстан). Кандидаты на создание ОЭЗ отбира­лись по конкурсу из 70 заявок. Эти первые ОЭЗ рассматриваются как зарождение нового высокотехнологичного типа российской экономики. Конечно, шесть ОЭЗ не являются критической массой для тотального прорыва к новой экономике: «Но мы потому и начали не с сотни зон, а только с шести, — подчеркнул Г. Греф, — чтобы отработать техноло­гии управления, научиться это делать». Во второй половине 2006 г. был проведён еще один конкурс по промышленно-производственным зо­нам — для регионов Сибири и Дальнего Востока, не вошедших в пер­вую шестерку. Также в 2006 г. состоялся конкурс по туристическо-рекреационным зонам. Кроме того, планируется создание портовых ОЭЗ.

После принятия законодательными органами регионов необходимых местных законов инвесторы в течение 5 лет будут освобождены от всех местных налогов: на землю и имущество, от транспортного налога, а также от налога на прибыль в той части, которая идет в региональные бюджеты. По словам главы Федерального агентства по управлению ОЭЗ Ю. Жданова, реальные расходы государства на со­здание инфраструктуры ОЭЗ в 2006 г. стали гораздо выше сумм, зало­женных в федеральном бюджете на 2006 г. (8 млрд. руб.), за счет средств дорожного фонда и возможностей регионов.

Ключевым моментом соглашения является рас­пределение долей финансового участия центра и регионов при созда­нии ОЭЗ. По регионам эти доли существенно разнятся.

В целом льгот и преференций для ОЭЗ установлено немало, в том числе освобождение предприятий от уплаты налога на имущество в те­чение пяти лет с момента их постановки на учет. В течение такого же срока не будет взиматься земельный налог. Для резидентов технико-внедренческих зон снижена базовая ставка единого социального налога. Максимальный размер арендной платы за земель­ные участки, предоставленные на основе соглашения о велении техни­ко-внедренческой деятельности, не превышает 2% в год от кадастровой стоимости.

В промышленно-производственных зонах можно применять специальный коэффициент (до 2) к основной норме амортизации, что очень важно для ускоренного обновления основных фондов и обору­дования, снято 30-процснтное ограничение, связанное с переносом убыт­ков, полученных в одном налоговом периоде, па последующие. До­полнительные льготы и преференции могут устанавливать субъекты РФ и муниципальные образования, на территории которых созданы ОЭЗ.

На территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавлен­ную стоимость (НДС), а российские товары — на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с упла­той акциза и без вывозных таможенных пошлин.

По предварительным оценкам, общее снижение издержек резиден­тов ОЭЗ может достигать почти 30%. Только путем снижения админис­тративных барьеров издержки на реализацию проектов в ОЭЗ могут быть понижены на 5—7% в промышленно-производственных и па 3— 5% в технико-внедренческих ОЭЗ. Это будет достигнуто путем приме­нения принципа «одного окна», когда по всем вопросам, связанным с деятельностью в ОЭЗ, инвестор (предприниматель) взаимодействует с возможно меньшим числом органов власти. Реализация этого принци­па будет осуществлена путем делегирования ряда полномочий Феде­ральному агентству по управлению особыми экономическими зонами. Строительство инфраструктуры за счет средств бюджетов всех уровней позволит снизить издержки резидентов на 8—12%, а концентрация про­изводства позволит избежать дополнительных расходов в размере 3— 7% от стоимости инвестиционных проектов.

Федеральный закон гарантирует инвесторов от неблагоприятных из­менений в российском законодательстве о налогах и сборах.

Однако помимо льгот и преференций для ОЭЗ существуют опреде­ленные ограничения и требования:

промышленно-производственные ОЭЗ должны занимать площадь
не более 20 кв. км, а технико-внедренческие — не более 2 кв. км;

ОЭЗ создаются только на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности; они не могут быть расположены на территории нескольких муниципальных образований и не должны включать в себя полностью территорию административно-территориального образования;

срок существования ОЭЗ — 20 лет, и он продлению не подле­жит,

на территории ОЭЗ не допускаются добыча и переработка полез­ных ископаемых, размещение объектов жилищного фонда, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов);

резиденты промышленно-производственных зон обязаны осуществить капитальные вложения в размере не менее 10 млн. евро; при этом
сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее 1 млн. евро; для резидентов технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена;

— в число 17 членов наблюдательных советов всех ОЭЗ, возглав­ляемых «политическими фигурами регионов», должны входить до 5 представителей инвесторов-резидентов, до 3 представителей Федераль­ного агентства по управлению ОЭЗ, а также торгово-промышленных палат регионов и РСПП.

Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой эко­номической зоне в Калининградской области и о внесении измене­ний в некоторые законодательные акты Российской Федерации» всту­пает в силу с 1 апреля 2006 г. Его цель — добиться, чтобы в область пришел серьезный инвестор, чтобы там начали производить товары на экспорт в Европу, а «таможенная дыра», обогатившая спекулянтов им­портных автомобилей, ушла в прошлое.

По новому закону резидентом (участником) ОЭЗ может стать дале­ко не каждый предприниматель, работающий в Калининграде. Под ре­жим ОЭЗ попадают проекты ценой свыше 150 млн. руб., при этом 70% производства и 90% собственных или арендованных средств должны находиться в области, а в числе персонала — половина местных жите­лей. За это инвестор получает освобождение от налога на прибыль на 6 пет, в последующие 6 лет налог будет взиматься по половинной ставке. Арендная плата за землю будет зафиксирована на весь период действия договора о резидентстве. Резидент может не продавать часть своей ва­лютной выручки Центральному банку.

На режим ОЭЗ не могут претендовать предприятия, которые зани­маются добычей или торговлей нефтью и газом, производством подак­цизных товаров (например, водки), кроме авто, оптовой и розничной торговли и финансовой деятельности. Конечно, никто не запрещает де­лать водку или держать магазин в Калининграде, по лишь на общих основаниях. Главное, чего лишились калининградские предпринимате­ли — таможенных льгот. В принципе они остались: ввозить в область оборудование и прочие товары можно по-прежнему без пошлин, по вывозить это все в Россию без таможни уже нельзя. Это должно пере­крыть самый любимый вид калининградского бизнеса: ввезти из ЕС в регион нечто, чаще всего авто, и тут же перепродать это на «большую землю».

Самое интересное в законе — сохранение на 10 лет режима преж­ней зоны, образца 1996 г., для тех предприятий, кто уже работает. При­нятие закона должно способствовать превращению региона в экспортно-ориентированный. Реализация закона должна обеспечить рост экспорта товаров и услуг на 20%, валового регионального продукта — в 2,5 раза и рост пополнений бюджетов всех уровней в 4 раза.


2.2 Анализ динамики иностранных инвестиций в свободные экономические зоны России


По состоянию на конец 2009 г. накопленный иностранный капитал в экономике свободных экономических зон России составил 142,9 млрд.долларов США, что на 27,8% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 49,1% (на конец 2006 г. - 53,8%), доля прямых инвестиций составила 47,5% (44,5%), портфельных - 3,4% (1,7%).

Основные страны-инвесторы в 2009 г. - Кипр, Великобритания, Нидерланды, Люксембург, Германия, Франция, Виргинские (Британские) острова, Швейцария, США. На долю этих стран приходилось 84,8% от общего объема накопленных иностранных инвестиций в свободных экономических зонах, в том числе на долю прямых - 85,8% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

В 2009 г. в экономику свободных экономических Зое России поступило 55,1 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 2,7% больше, чем в 2006 году. Анализ иностранных инвестиций в свободные экономические зоны России по типам приведена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Поступление иностранных инвестиций в свободные экономические зоны по типам

Показатели 2009 г.

Справочно
2009г.
в % к

млн.
долларов
США

в % к
2008 г. итогу
2007г. итогу
1 2 3 4 5 6
Инвестиции 55109 102,7 100 132,4 100
из них:




прямые инвестиции 13678 104,6 24,8 138,8 24,4
в том числе:




взносы в капитал 8769 84,6 15,9 141,8 19,3

из них
реинвестирование

435 в 3,4р. 0,8 в 5,8р. 0,2
лизинг 90 62,7 0,1 в 6,2р. 0,3
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций 3897 180,0 7,1 127,7 4,0
1 2 3 4 5 6
прочие прямые инвестиции 922 в 2,3р. 1,7 102,0 0,8
портфельные инвестиции 3182 в 7,0р. 5,8 136,3 0,8

из них
акции и паи

2888 в 8,8р. 5,2 108,9 0,6
прочие инвестиции 38249 95,3 69,4 130,5 74,8
в том числе:




торговые кредиты 9258 153,7 16,8 156,6 11,2
прочие кредиты 28458 84,3 51,6 127,7 62,9
из них:




на срок до 180 дней 3057 115,1 5,5 70,1 4,9
на срок свыше 180 дней 25401 81,7 46,1 137,4 58,0
прочее 533 150,0 1,0 72,3 0,7

Как видно из представленной таблицы, наиболее распространенными среди иностранных инвесторов являются прочие кредиты, представляющие собой торговые и прочие кредиты. Удельный вес данного типа иностранных инвестиций в 2009 году составил 69,4%. Второе место по частоте использования занимают прямые инвестиции. В 2009 году их доля составила 24,8%, из них взносы в капитал составляют 15,9%.

Для выявления наиболее привлекательных отраслей для иностранных инвесторов составим таблицу 2.2.

Таблица 2.2 - Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности, млн. долларов США

Показатели 2009г.

Накоплено на конец
2009г.

поступило

погашено
(выбыло)

переоценка
и прочие
изменения активов и обязательств

всего

в %
к итогу

1 2 3 4 5 6
Всего 55109 37870 3867 142926 100
В том числе:




1 2 3 4 5 6
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

325

127 0,3 954 0,67
рыболовство, рыбоводство 23 34 1 182 0,13
обрабатывающие производства 24934 18238 3603,7 73755 52,37
строительство 713 136 5 1271 0,89
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий 13089 12352 16 30496 21,34
гостиницы и рестораны 32 20 0,0 454 0,3
транспорт и связь 5297 3442 5 11840 8,3
финансовая деятельность 4698 1225 193 9609 6,7
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 5998 2296 43 13229 9,3

Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов в России являются обрабатывающие производства. В 2009 году за счёт иностранных источников было профинансировано инвестиций в обрабатывающие производства на сумму 73755 млн. долларов США или 52,37% от совокупных инвестиций. Также для иностранных инвесторов привлекательна оптовая и розничная торговля. Удельный вес инвестиций в данную отрасль российской экономики составляет 21,3%.

Для определения наиболее инвестиционно- активных стран-инвесторов составим таблицу 2.3.

Таблица 2.3 - Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам (млн.долларов США)

Показатели Накоплено 31.12.2009 В том числе

Справочно
поступило
в 2006 г.

всего

в % к
итогу

прямые

порт-
фельные

прочие
1 2 3 4 5 6 7
Всего инвестиций 142926 100 67887 4902 70137 55109
1 2 3 4 5 6 7
из них по основным 123871 86,7 58502 4245 61124 43853
странам-инвесторам





в том числе:
Кипр

32276 22,6 22796 1358 8122 9851
Нидерланды 23451 16,4 19234 62 4155 6595
Люксембург 22870 16,0 587 203 22080 5908
Германия 12260 8,6 3320 1692 7248 5002
Великобритания 11801 8,2 2907 169 8725 7022
США 7698 5,4 4588 507 2603 1640
Виргинские острова (Брит.) 4259 3,0 2410 102 1747 2054
Франция 3699 2,6 1058 0,0 2641 3039
Швейцария 2832 2,0 1353 151 1328 2047
Япония 2725 1,9 249 1 2475 695

Как видно из представленной таблицы наибольший размер инвестиций в российские предприятия поступает с Кипра, Нидерландов и Люксембурга.

Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2009г. составил 14,3 млрд. долларов. В 2009г. из России за рубеж направлено 52,0 млрд.долларов иностранных инвестиций, или на 67,0% больше, чем в 2006 году.

Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 45,2 млрд.долларов, или на 44,5% больше, чем в 2006 году.


2.3 Стимулирование привлечения иностранных инвестиций в свободных экономических зонах


Несмотря на короткий срок существования российских СЭЗ, можно подвести предварительные итоги их деятельности. Они сводятся к тому, что функционирование большинства СЭЗ в России с точки зрения международных стандартов является неэффективной.

Экспертная оценка практики функционирования свободных экономических зон в России, проведенная Международной ассоциацией развития СЭЗ, показывает, что предполагаемые цели создания СЭЗ пока не достигнуты.

Только через пятнадцатилетие после начала создания первых СЭЗ в нашей стране начала создаваться надежная правовая база по внедрению и функционированию СЭЗ, а поэтому деятельность этих территориальных образований не способствовало решению приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема экономики, регионального развития и укрепления федерализма, развития внешнеэкономических связей.

Вместо инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций зональные льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок и способом первоначального накопления капиталов, впоследствии утекающих за рубеж.

Основным недостатком организации и функционирования СЭЗ в России являлось отсутствие государственной концепции создания СЭЗ, а также законодательной и нормативной базы. Особенность политики зонирования в нашей стране заключалось в том, что до последнего времени российские СЭЗ в основном создавались и действовали не на основе федерального закона, который был принят только в 2005 году, а на основе указов и постановлений органов исполнительной власти относительно отдельных СЭЗ. Отсутствие базового федерального закона приводило к тому, что реализация любых принимаемых по вопросу о зонах правовых решений неизбежно упирались в приоритетность более общих норм регулирования хозяйственной деятельности, установленных специальными разделами федерального законодательства (налоговым, таможенным, валютным, банковским и другими).

Федеральный закон РФ N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» был принят 22 июля 2005 года после трех лет жарких дискуссий.

Другой крупной проблемой, связанной с функционированием СЭЗ, является недостаточное законодательное обеспечение деятельности иностранного капитала. Правовой базой деятельности иностранного капитала долгое время выступал Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», принятый в июле 1991 года. Однако этот Закон, действовавший в условиях перехода России к рыночной экономике, во многом устарел уже в первой половине 1990-х годов, а новый Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» был принят только в июле 1999 года. К тому же он не содержит раздела о деятельности иностранного капитала на территории СЭЗ, а определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов и условия их предпринимательской деятельности на территории всей России. В итоге законные и подзаконные акты, касающиеся деятельности иностранного капитала в СЭЗ, распылены по отдельным разделам Гражданского кодекса РФ, а также налогового, валютного и административного законодательства. Нередко льготы, ранее предоставленные иностранному капиталу, сокращались или отменялись, что создавало у иностранных инвесторов неуверенность в завтрашнем дне.

В результате из общего объема прямых иностранных инвестиций в России, который в январе 2004 года составил 26,1 млрд. долларов США, на долю СЭЗ приходилось менее 2%, а наиболее активные иностранные партнеры вряд ли относятся к числу действительно перспективных (польские – в Калининграде, финские – в Выборге, китайские – в Находке и другие).

Объем прямых иностранных инвестиций (FDI) в Россию в 2006 году вырос почти в 2 раза по сравнению с 2005 годом и составил 28,4 млрд. долларов США.

В России помощь государства на обустройство СЭЗ очень мала. В мае 1993 года российское правительство выделило СЭЗ «Находка» кредит в размере 20,1 млн. рублей на создание технопарков, переоборудование военного аэропорта для использования в интересах СЭЗ, организацию эффективной связи и строительство погрузочных терминалов. Льготное финансирование получили также СЭЗ «Сахалин», СЭЗ «Ева», СЭЗ «Янтарь». Что касается большинства других СЭЗ, то государство, по существу, устранилось от финансовой помощи по их обустройству, что затрудняет процесс функционирования российских СЭЗ.

Значительные трудности для эффективного функционирования СЭЗ в России создавали их размеры. Площадь первых одиннадцати зон в России превышала территории некоторых европейских государств. В России целые области и края получили статус СЭЗ без учета предпосылок и возможностей эффективной деятельности на внешних рынках. Даже технически невозможно установить в масштабах краев и областей таможенный режим. На что могла рассчитывать «Даурия», включив в СЭЗ всю территории области – свыше 400 тыс. кмІ, или «Ева», имеющая площадь 360 тыс. кмІ? Другие зоны также имели огромные размеры. Гигантомания в этом деле не могла приводить к реальному успеху: одни затраты на обустройство специального таможенного режима намного превысили бы возможные будущие доходы.

До недавнего времени слабым звеном в деятельности российских СЭЗ являлось отсутствие эффективной системы управления зонами на федеральном и местном уровнях. С одной стороны, эта система должна учитывать потребности и интересы местных территорий в привлечении иностранных инвестиций, заинтересованность местных властей в развитии управляемых ими территориями и обеспечении их успешного выхода на мировой рынок. С другой стороны, предоставляя финансовые ресурсы в пользу зональных территорий, федеральное правительство заинтересовано не только в обеспечении местных, но и общенациональных интересов. Поэтому одним из ключевых вопросов образования СЭЗ является создание такой системы управления, в которой сочетался бы баланс этих взаимных интересов.

Для решения этих задача 22 июля 2005 года в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 22 июля 2005 года № 855 «О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами» было образовано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

Федеральное агентство находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Основные функции агентства - оказание государственных услуг и осуществление правоприменительных функций в сфере управления особыми экономическими зонами (Федеральный закон от 22.07.2005г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах»), а также контроль за выполнением соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

В соответствии с «Положением о Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами», утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 августа 2005 г. № 530, агентство осуществляет управление особыми экономическими зонами в порядке и пределах, предусмотренных законодательством РФ; проводит в установленном порядке отбор заявок на создание особых экономических зон; организует ведение банка данных земельных участков, отведенных для создания особых экономических зон, и объектов недвижимости, находящихся на территории особых экономических зон.

Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами предоставлено право управлять и распоряжаться объектами недвижимости, расположенными на территории особой экономической зоны и находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, в порядке, установленном соглашением о создании особой экономической зоны; земельными участками в пределах территории особой экономической зоны на основании соглашения о создании особой экономической зоны в соответствии с законодательством РФ.

Агентство осуществляет мониторинг реализации соглашений о создании особых экономических зон, регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны, контроль за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, организационно-техническое обеспечение деятельности наблюдательного совета особой экономической зоны, а также осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Помимо программно-целевых, финансовых и организационных, в ряду общих для всех СЭЗ социально-экономических проблем следует выделить:

разрыв и перераспределение хозяйственных связей предприятий;

отсутствие защиты отечественных товаропроизводителей на международном рынке со стороны государства;

наличие на пути развития свободного предпринимательства препятствий бюрократического и криминального характера, в том числе коррумпированность чиновников;

проблема уровня квалификации российских кадров, как рабочих, так и управленческих, проблема отсутствия опыта;

одна из важнейших и определяющих проблем – проблема доверия к власти.

Результатом подобной политики зонирования в России, несмотря на определенные коррективы, вносимые на местах, является слабая эффективность этих зон и их иррациональность.


3 Перспективы развития иностранного инвестирования в свободных экономических зонах РФ


В современных условиях требуется пересмотреть политику зонирования на основе экономической целесообразности, необходимого профессионализма и более конструктивного использования мирового опыта. После принятия ряда федеральных законов о свободных экономических зонах возлагаются большие надежды на нормальное становление и развитие СЭЗ на территории России. Соответствующие федеральные законы будут регламентировать основные положения деятельности СЭЗ, в частности порядок финансирования объектов инфраструктуры, механизм деятельности, включающий гарантии и льготы для иностранных инвесторов, функции управления, деятельность федерального ведомства по координации деятельности СЭЗ.

Предполагается что, принятые законы будут конкурентоспособными по сравнению с аналогичными документами других государств, стремящихся к организации СЭЗ на своей территории. Такого же рода активность проявляется в последнее время со стороны государств как ближнего так и дальнего зарубежья.

В первую половину текущего десятилетия была создана законодательная база для деятельности СЭЗ, что устранит большие трудности на пути организации и функционирования этих территориально-хозяйственных образований.

Важную роль сыграет также укрепление законодательной базы, регулирующей деятельность иностранного капитала в РФ.

Очевидно, что только часть ранее созданных СЭЗ может сохраниться в новых, более жестких условиях рыночных отношений. При благоприятно складывающихся обстоятельствах наибольшие шансы стать эффективно работающими зонами имеются у ОЭЗ в Калининградской области и у СЭЗ «Находка. Однако им, чтобы привлечь инвесторов, как иностранных, так и российских, надо отказаться от территориальной аморфности и более четко следовать определенной модели развития СЭЗ.

Что касается перспектив развития у других СЭЗ, то ситуация плачевная. Многие из них, как правило, имеют неоправданно крупные размеры, не располагают выходами к международным морским портам и аэропортам, в них отсутствует развитая инфраструктура. Другими словами, у них нет «козыря», который обладал бы особой привлекательностью для иностранных инвесторов и позволил бы российским СЭЗ конкурировать с сотнями разбросанных по всему миру уже действующих и создающихся зон.

Вместе с тем это не означает, что у российских СЭЗ совсем нет будущего. Некоторые из них имеют право на существование при проведении корректировки своей политики и функциональной направленности. Перспективными являются СЭЗ Санкт-Петербурга и Выборга, особенно первая, если создать на ее основе несколько небольших припортовых и технологических зон.

Перспективной формой СЭЗ могут стать технопарки, что в значительной степени объясняется особенностями взаимоотношений науки и производства в нашей стране. Отечественная наука занимает приоритетные позиции в ряде высокотехнологичных отраслей, в особенности в фундаментальных исследованиях. Однако до сих пор остается неразрешимой проблема интеграции науки и производства.

Другое стратегически оправданное направление – реализация транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание широкой сети свободных таможенных зон не только ускорило бы интеграцию России в мировую экономику, но и притянуло бы к ней крупные потоки товаров и капиталов, которые ныне направляются в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Также богатые природными ресурсами, но не имеющие особого выигрышного положения зоны (Кемеровская и Читинская области, Алтайский край) могут быть преобразованы в ряд крупных концессионных участков. Основное внимание здесь следует уделять долгосрочным инвестиционным контрактам на разработку минеральных ресурсов с гибкой шкалой раздела продукции.

В особой экономической зоне Грязинского района Липецкой об­ласти площадью 10,3 кв. км предполагается создать производство бы­товой техники и комплектующих для неё. Основными резидентами ОЭЗ станут известные западноевропейские компании. Общие затраты па со­здание инфраструктуры составят около 1,8 млрд. руб., в том числе из средств федерального бюджета — около 42%. Ожидается общин объ­ем инвестиций около 25 млрд. руб., в том числе до 200Х г. — 8,7 млрд. Объем производства промышленной продукции до 2009 г. составил 13,5 млрд., через пять лет он увеличится до 39 млрд. руб. в год. К 2012 г. ожидалось поступление 12,8 млрд. руб. в бюджеты всех уровней. Всего за период функционирования ОЭЗ отдаст в казну около 41 млрд. К 2012 г. будет создано около 5800 новых рабочих мест, а всего за пе­риод функционирования ОЭЗ планируется создание 9100 рабочих мест.

В Елабуге па площади чуть менее 20 кв. км предполагается орга­низация выпуска автокомпонентов, автобусов, бытовой техники, а так­же высокотехнологичного химического производства. Здесь кроме ев­ропейских фирм резидентами хотят стать фирмы из Азии и Америки. Общие затраты на создание инфраструктуры ОЭЗ составят 1,6 млрд. руб., в том числе из средств федерального бюджета — 49%. Общий ожидаемый объем инвестиций составит около 25 млрд руб., в том чис­ле до 2009 г. — 13,6 млрд. Производство промышленной продукции до 2009 г. составит 27 млрд. руб., а через 5 лет ожидается его увеличе­ние до 43 млрд. в год. К 2012 г. ожидается поступление 12,8 млрд. руб. в бюджеты всех уровней, а всего за период функционирования ОЭЗ — около 41 млрд. К 2012 г. будет создано около 4500 новых рабочих мест, а всего за период функционирования ОЭЗ — 9800.

Предложения по созданию технико-внедренческих зон позволяют провести их «мягкую специализацию». В Дубне это информационные и ядерно-физические технологии, в Томске — промышленная электроника и биотехнологии, в Зеленограде микро- и наноэлектроника, Санкт-Петербурге — аналитическое приборостроение. ОЭЗ в Дубне предлага­ется создать на территории двух участков обшей площадью 187,7 га. Помимо указанных выше намечено развивать производство программ­ных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных; электрон­ное приборостроение, элементы электронной техники; проектирование и производство летательных аппаратов; технологии производства новых материалов и изделий из них (композиционные материалы); технологии энергосбережения, альтернативная электроэнергетика. Плюс исследова­ния и разработки в области лекарственных препаратов, медицинской техники и материалов. Здесь ожидается 35 резидентов, в основном оте­чественных. Общие затраты на создание инфраструктуры ориентировочно составят 2,5 млрд. руб., в том числе средства федерального бюджета 65%, В 2006 — 2018 гг. предполагаемые доходы бюджетов всех уров­ней от деятельности ОЭЗ составят около 42 млрд. руб. К 2014 г. пре­дусматривается создание свыше 13 тыс. рабочих мест.

В Санкт-Петербурге на двух земельных участках обшей площадью 200 га организуется производство программных продуктов; средств свя­зи различного назначения и бытовой радиоэлектронной аппаратуры; ав­томатизированных систем управления технологическими процессами; медицинской техники, разработка и производство аналитических при­боров. Всего здесь будет функционировать 51 резидент.

В сложившихся научных центрах в ряде регионов России есть го­товые площадки для организации инновационных структур, например, технопарков. Их можно рассматривать в качестве инкубаторов для «вы­ращивания» будущих резилептов технико-внедренческих ОЭЗ, а также для формирования предпосылок создания ОЭЗ в рамках последующих конкурсов. На базе этих технопарков можно отработать и такие элемен­ты инновационной инфраструктуры, как венчурные и «посевные» фон­ды ранних стадий, которые играют большую роль в других странах. Уже в ближайшее время будет начата работа по формированию сети технопарков в сфере высоких технологий и по организации ряда про­фильных технопарков.

Общее число занятых в производстве конкурентоспособной науко­емкой продукции и услуг в регионах с ОЭЗ к 2020 г. может возрасти в 2,5 раза. Только за счет деятельности резидентов доля высокотехнологмчного экспорта из этих регионов к 2020 г. возрастет до 20%. С уче­том предполагаемого роста производительности труда доходы занятых в соответствующих секторах увеличатся почти в 6 раз по сравнению с уровнем 2004 г. Кроме того, увеличение доходов населения повлечет за собой рост емкости потребительского рынка регионов и в целом качества жизни. Предполагается, что окупаемость вложенных бюджет­ных средств ожидается в течение 5—7 лет, что будет зависеть от напол­няемости ОЭЗ резидентами.


Заключение


В современных условиях одним из важных путей привлечения ино­странных капиталов является создание свободных или особых эконо­мических зон в различных формах, превратившихся в неотъемлемый структурный элемент мирового хозяйства. Таким образом, особая экономическая зона — часть территории страны, в рамках которой иностранным и отечественным предпри­нимателям предоставляются особые льготные условия организации и деятельности.

Всего сегодня в мире насчитывается 1200 ОЭЗ, в том числе 400 зон свободной торговли, 300 промышленно-производственных зон, 400 — технико-внедренческих зон и 100 сервисных зон.

История создания ОЭЗ в России началась в конце 1980-х годов, когда по инициативе Правительства СССР была разработана так назы­ваемая единая государственная концепция свободных экономических зон. Последние рассматривались как элемент внешнеэкономической го­сударственной политики и способ стимулирования отношений с зарубеж­ными партнерами. В декабре 1989 г. Правительство СССР приняло решение о созда­нии первых ОЭЗ в городах Находка и Выборг, которые в силу различ­ных причин так и не стали функционировать в намеченных масштабах. Осуществляющиеся в настоящее время экономические реформы направлены на долгосрочную перспективу. Что касается свободных экономических зон - создания благоприятных условий для работы частного капитала, то они могут привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе.

По состоянию на конец 2009 г. накопленный иностранный капитал в экономике свободных экономических зон России составил 142,9 млрд.долларов США, что на 27,8% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 49,1% (на конец 2006 г. - 53,8%), доля прямых инвестиций составила 47,5% (44,5%), портфельных - 3,4% (1,7%).

наиболее распространенными среди иностранных инвесторов являются прочие кредиты, представляющие собой торговые и прочие кредиты. Удельный вес данного типа иностранных инвестиций в 2009 году составил 69,4%. Второе место по частоте использования занимают прямые инвестиции. В 2009 году их доля составила 24,8%, из них взносы в капитал составляют 15,9%.

Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов в России являются обрабатывающие производства. В 2009 году за счёт иностранных источников было профинансировано инвестиций в обрабатывающие производства на сумму 73755 млн. долларов США или 52,37% от совокупных инвестиций. Также для иностранных инвесторов привлекательна оптовая и розничная торговля. Удельный вес инвестиций в данную отрасль российской экономики составляет 21,3%.

В современных условиях требуется пересмотреть политику зонирования на основе экономической целесообразности, необходимого профессионализма и более конструктивного использования мирового опыта. После принятия ряда федеральных законов о свободных экономических зонах возлагаются большие надежды на нормальное становление и развитие СЭЗ на территории России. Соответствующие федеральные законы будут регламентировать основные положения деятельности СЭЗ, в частности порядок финансирования объектов инфраструктуры, механизм деятельности, включающий гарантии и льготы для иностранных инвесторов, функции управления, деятельность федерального ведомства по координации деятельности СЭЗ.


Список использованных источников


Дворкович А. Свободные экономические зоны могут стимулировать экономический рост России. // Инвестиционные возможности России. – № 6, 2006 г.

Динес И., Швыряев Я., Володин В., Зубов В., Семенов В., Боос Г.. Нужны ли России свободные экономические зоны? // Экономика России: XXI век, № 4, 2006 г.

Дробовецкий К. Почему в России не работают свободные экономические зоны? // Проблемы теории и практики управления, № 3, 2006 г.

Инвестиции. учебное пособие / под.ред. д.э.н. В.А. Слепова, М., Юрист, 2008. – 548 с.

Кабиров, Р.Ф. Основные аспекты и перспективы развития свободных экономических зон России [Текст] / Р.Ф. Кабиров [и др.] // Воспроиз-водственный потенциал региона. Социально-экономические проблемы переходного периода: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Вып. 8. Уфа, 2006. С. 53-54.

Кабиров, Р.Ф. Свободные экономические зоны в России: современное состояние [Текст] / Р.Ф. Кабиров // Материалы 55-й научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Кн. 2. Уфа, 2006. С. 43. 

Кабиров, Р.Ф. Свободные экономические зоны с позиций неравновесной термодинамики [Текст] / Р.Ф. Кабиров [и др.] // Прикладная синергетика - II: сб. науч. тр. Т. 2. Уфа, 2006. С. 211-216.

Кабиров, Р.Ф. Зарубежные и российские оффшорные зоны [Текст] / Р.Ф. Кабиров // Материалы 56-й научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: сб. тез. докл. Кн. 3. Уфа, 2007. С. 234. 

Кабиров, Р.Ф. Место России в современной мировой экономике и перспективы российских свободных экономических зон [Текст] / Р.Ф. Кабиров // Россия и мир: вызовы времени: материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Вторая мировая война в зеркале современности». Ч. 3. Уфа, 2007. С. 31-35.

Кабиров, Р.Ф. Эволюция развития свободных экономических зон в мировой экономике [Текст] / Р.Ф. Кабиров // Мировая экономика: проблемы и перспективы развития: сб. науч. тр. Самара, 2008. С. 17-32.

Кабиров, Р.Ф. Основы теории и современные представления о свободных экономических зонах [Текст] / Р.Ф. Кабиров // Экон. науки. 2008. - №.3 – С. 5 - 7

Караваева И.В.Налоговое регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие для вузов/ И.В. Караваева. - М.: Юнити-Дана,2007. - 215 с.

С. Мирзоев. Возможны ли в России свободные экономические зоны? // Экономика России: XXI век, № 6, 2006 г.

Нужны ли России инвестиции?” По материалам Информационного агентства МФД-Инфорцентр

Основные условия, при которых банки предоставляют кредиты; требования к инвестиционным проектам

Программа углубления экономических реформ в России. – М.: Республика, 2009.

Ройзман И., Шахназаров А., Гришина И. Оценка эффективности инвестиционных проектов: учет региональных рисков // Инвестиции в России. - 2009. - №10.

О. Рустамова. Как нам обустроить офшоры? // Экономика России: XXI век, № 4, 2006 г.

Российская Федерация в цифрах. 2010: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. – Москва, 2009.

Рывкина Р.В., Социальные последствия экономических реформ // Социологический журнал, 2009. N 3.

Сакс. “Рыночная экономика и Россия”. М., “Экономика”, 2008 г.

Сборник федеральных конституционных законов и федеральных законов Российской Федерации. Вып. 15(123): Об инвестиционных фондах/ Гос. Дума РФ; Сост. Е.А. Мусина. Отв. за вып. Т.В. Лазарева. - М.: Издание Государственной Думы, 2009. - 70 с.

Стародубровский В.Кривая дорога прямых инвестиций // Вопросы экономики. - 2006. - N1. - С.73-95

Строев “Инвестиционная политика государства”. Журнал “ЭКО” №1 за 2008 год;

Филин С.Инновации в реальном секторе/ С. Филин // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2008. - N1. - С.21-30.

47