Реферат: Центральный банк основа банковской системы - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Центральный банк основа банковской системы

Рефераты по банковскому делу » Центральный банк основа банковской системы

Содержание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Банковская система
1.1. Понятие и типы банковской системы 4
1.2. Банковская система Российской Федерации 11
2. Центральный банк – основа банковской системы
2.1. Организационно-правовая форма Центрального банка 24
2.2. Функции и статус Центрального банка Российской Федерации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Введение

Банковская система страны является одним из важнейших атрибутов рыночной экономики.

В настоящее время изучение банковской системы и особой роли центрального банка является одним из актуальных вопросов российской экономики. До сих пор банковская система Российской Федерации имеет очень много противоречий, и ее несовершенность явилась одной из причин финансового кризиса в нашей стране.

Данная работа посвящена теме банковской системы Российской Федерации и роли Центрального банка.

Цель работы – показать роль банковской системы и Центрального банка в экономике страны.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Раскрыть понятие банковской системы, охарактеризовать типы банковских систем.

Проследить эволюцию развития и дать характеристику банковской системы Российской Федерации.

Раскрыть организационно-правовую форму Центрального Банка России.

Раскрыть функции Центрального банка РФ и показать его роль.

В первой главе работы рассматривается банковская система, ее функции, структура и механизм функционирования, эволюция и особенности банковской системы России. Во второй главе показана роль и статус Центрального Банка РФ.

Объект исследования – экономическая система Российской Федерации.

Предмет исследования – банковская система Российской Федерации.

В ходе работы использованы законодательные акты, научная и учебная литература, материалы периодической печати.

1. Банковская система 1.1. Понятие и типы банковской системы

Экономическая природа банков выражается в их специфической функции: выполнять на экономическом рынке роль особых финансовых посредников. В этом качестве банки привлекают свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности одних субъектов: государства, хозяйствующих структур, физических лиц, и предоставляют эти средства на условиях срочности, возвратности и возмездности во временное пользование другим. Тем самым они осуществляют функцию банковского кредитования. Банковский кредит – один из основных институтов финансового права.

Банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц;

размещать эти средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.

Первой и основной функцией банка является функция собирания, аккумуляции временно свободных денежных средств. При этом необходимо учитывать ряд особенностей такой аккумуляции. Дело в том, что банк собирает не столько свои, сколько чужие временно свободные средства. Собранные денежные ресурсы используются им не на свои, а на чужие потребности. Собственность на аккумулируемые и перераспределяемые ресурсы остается у первоначального кредитора (клиентов банка). Аккумуляция средств становится одним из основных видов деятельности банка. На ее проведение в современных условиях требуется специальное разрешение – лицензия.

Вторая функция банка – функция регулирования денежного оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйственных субъектов. Благодаря системе расчетов банки создают для своих клиентов возможность совершать обмен, оборот денежных средств и капитала. Через банки проходит оборот как отдельно взятого субъекта, так и экономики страны в целом. Через них осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому, от одной отрасли народного хозяйства к другой.

Третья функция банка – посредническая. Под ней понимается деятельность банка как посредника в платежах. Через банки проходят платежи предприятий, организаций, населения. Находясь между клиентами, совершая по их поручению платежи, банк выполняет тем самым посредническую миссию. Однако это не примитивная, элементарная посредническая деятельность. Банк может по крупицам аккумулировать небольшие размеры временно свободных денежных средств многих клиентов и направить огромные денежные ресурсы только одному субъекту. Банк может брать деньги у клиентов на короткий срок, а выдать их на длительное время. Он может аккумулировать ресурсы в одном секторе экономики какого-либо региона, а перераспределить их в другие отрасли и совершенно другие регионы. Находясь в центре экономической жизни, банк, таким образом, получает возможность трансформировать или изменять размер, сроки и направления капиталов в соответствии с возникающими потребностями хозяйства. Посредническая функция с учетом всего этого становится скорее функцией трансформации ресурсов. Происходит постоянное перераспределение капитала – как межотраслевое, так и межрегиональное [6, с. 389].

Если в стране в достаточном количестве имеются действующие банки, кредитные учреждения, а также все те экономические организации, которые выполняют отдельные банковские операции, то можно говорить о наличии банковской системы.

Банковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную, взаимосвязанную и взаимодействующую, совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию, проводит свой перечень денежных операций, в результате чего весь объем потребностей общества в банковских услугах удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности.

В структурном плане это надо понимать так, что в банковскую систему следует включать все те экономические организации, которые регулярно выполняют все или большинство, либо хотя бы отдельные банковские операции, т.е. банки (центральный и коммерческие) и фактические небанковские кредитные организации, а в качестве ее условного элемента инфраструктурного характера – вспомогательные организации, которые сами банковских операций не проводят, но обеспечивают деятельность банков и иных кредитных организаций: фирмы по аудиту банков, организации, определяющие рейтинги банков, фирмы, обеспечивающие их специальным оборудованием, материалами, информацией, специалистами и т.д.

Схематически банковская система показана на рис. 1.1.

Центральный банк



Небанковские кредитные организации

Коммерческие банки

Вспомогательные организации





Рис. 1.1. Схема банковской системы

Банковская система характеризуется следующими признаками:

включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие единым целям;

имеет специфические свойства;

способна к взаимозаменяемости элементов;

является динамической системой;

выступает как система «закрытого» типа;

обладает характером саморегулирующейся системы;

является управляемой системой.

В разных странах банковские системы имеют свою специфику, но существуют и общие закономерности их формирования и развития.

В зависимости от соподчиненности выделяют два типа построения банковской системы: одноуровневую и двухуровневую.

Одноуровневая банковская система предполагает преобладание горизонтальных связей между банками, универсализацию их операций и функций. В рамках такой системы все кредитные учреждения, включая Центральный банк, находятся на одной иерархической ступени, выполняя аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентуры.

Подобный принцип характерен в основном как для стран со слабо развитой экономикой, так и для стран с тоталитарным режимом управления, с планово-централизованной экономикой, где они были представлены, по сути, системой учреждений одного государственного эмиссионного банка страны [8, с. 116].

Двухуровневая банковская система основана на взаимосвязи банков в двух плоскостях:

вертикальной – соподчиненность банков в банковской системе;

горизонтальной – равноправие банков на каждой ступени.

Первый уровень занимает Центральный банк, в его ведение входит монопольное право на эмиссию и надзор за деятельностью коммерческих банков. Второй уровень это коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Ко второй группе относятся инвестиционные банки, проводящие операции по выпуску и размещению корпоративных ценных бумаг; ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; муниципальные банки, обеспечивающие исполнение местных бюджетов, и др. Функционируют также союзы, ассоциации и другие объединения банков.

Известно несколько типов банковской системы: распределительная, рыночная, система переходного периода. Каждому типу банковской системы присущи свои особенности.

Таблица 1.1.

Типы банковской системы

Типы банковской системы Характеристика
Распределительная Государство – собственник банков. Монополия государства на формирование банков. Одноуровневая система. Централизованная схема управления. Политика единого банка. Государство отвечает по обязательствам банка. Банки подотчетны правительству.
Рыночная Отсутствие монополии государства на банки. Многообразие форм собственности. Двухуровневая система. Децентрализованная схема управления. Государство не отвечает по обязательствам банка. Банки не подотчетны правительству. Руководитель ЦБ утверждается парламентом.
Система переходного периода Содержит компоненты рыночной банковской системы, но их взаимодействие еще недостаточно развито.

Развитая банковская система как элемент рыночной экономики должна и может быть только двухуровневой.

Существующие в настоящее время банковские системы можно условно разделить на универсальные и сегментированные.

В универсальной системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским. Это фундаментальный признак. Классическим образцом такой системы является немецкая. Иногда считают, что обратная сторона универсализма – возможность выполнения небанковскими организациями банковских функций. Такое мнение не совсем точно, ибо практически во всех странах как с универсальными, так и с сегментированными системами существуют организации, которым разрешено выполнять часть банковских операций, и те, которые не имеют право это делать. Первые – это фактически небанковские кредитные организации.

Еще недавно универсальные банки были характерны для таких стран, как Германия, Франция, Нидерланды или Швейцария. Сегодня этот тип банковских структур господствует в подавляющем большинстве государств.

В сегментированной банковской структуре банкам не разрешено выполнять небанковские операции. Сегментированная банковская структура предполагает более жесткое разделение сфер деятельности коммерческих банков и небанковских кредитных организаций. При этой системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компаний и ряда других видов услуг (страхования, сделок с недвижимостью, трастовых операций).

Сегментированная структура банковской системы преобладала долгое время в США и Японии.

Таким образом, для установления типа национальной банковской системы важно знать, какие операции относятся по закону к банковским и могут или нет банки выполнять и иные операции. Банковские операции определяются преимущественно перечнем, причем его состав периодически пересматривается в соответствии с изменением законодательных актов.

Приведенное разделение банковских систем на универсальные и сегментированные в современных условиях все же не носит абсолютного характера. Во-первых, каждая национальная банковская структура проходит несколько этапов своего развития, тяготея в той или иной мере то к универсальному, то к сегментированному образцу. Во-вторых, в последние десятилетия в большинстве развитых стран происходит процесс универсализации финансово-кредитных систем. Поэтому в современных условиях существуют не строго сегментированные, а либо смешанные системы, либо сегментированные с элементами универсализации.

В последние годы границы между банками и прочими финансовыми институтами, в том числе небанковскими кредитными организациями (НКО), все более размываются. Данный процесс характерен для большинства развитых стран. Это происходит по двум причинам: во-первых, банки все больше проникают в сферу деятельности других финансовых институтов (однако в ряде стран этому препятствуют законодатели), а во-вторых, расширяется спектр операций, которые выполняются небанковскими организациями. Так, банки принимают активное участие в осуществлении факторинговых и лизинговых операций, оказании трастовых и других услуг, которые выполняют и специализированные финансовые институты [6, с. 392].

Небанковским организациям сложнее универсализировать свою деятельность в силу их специализированного характера. Однако и они стали активнее заниматься традиционными банковскими операциями – денежными расчетами, краткосрочным кредитованием фирм, операциями с кредитными карточками, приемом сбережений, ведением текущих счетов и др.

Характерно, что современные банки стремятся действовать как операторы на различных сегментах финансового рынка. По своей сути они прежде всего призваны осуществлять операции на рынке ссудных капиталов. Но большинство крупных и средних банков также являются активными участниками рынков ценных бумаг, валютных рынков и рынков производных финансовых инструментов. В этом заключается основное проявление процесса универсализации их деятельности.

Банковская система в качестве составной органической части входит в большую систему – экономическую систему страны. Это значит, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ.

Банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системой, системой ценообразования, с политикой цен и доходов, с условиями внешнеэкономической деятельности. Это означает, что успех социально-экономических преобразований в стране во многом зависит от функционирования банковской системы, от умелой синхронизации ее усилий с действием других звеньев общественно-хозяйственного механизма.


1.2. Банковская система Российской Федерации

До реформы 1861 года банковская система России состояла в основном из дворянских банков, предоставляющих кредиты под залог помещичьих имений и драгоценностей. Кредитованием промышленности и торговли занимались банковские фирмы, менялы, ростовщики.

С 1860-х гг. создаются акционерные коммерческие банки, развиваются ипотечные банки. В 1890-е гг. банковская система России имеет следующую структуру:

Государственный банк;

акционерные коммерческие банки;

городские банки (выдавали кредиты под городскую недвижимость).

Высока в те годы степень концентрации банковского капитала и участие иностранного капитала.

В 1917 году национализируются частные акционерные банки, в связи с отменой частной собственности на землю ликвидируются ипотечные банки. Сохраняется только кооперация. В 1920 году создается Народный банк РСФСР, который в 1925 году в связи с натурализацией хозяйства преобразуется в Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.

С переходом к новой экономической политике осуществляется воссоздание банковской системы: создаются кооперативные банки, отраслевые специализированные банки, территориальные банки, общества сельхозкредита, общества взаимного кредитования. В 1927-1930 гг. осуществляется реформирование кредитной системы на принципах централизации и государственной монополизации банковского дела: все операции по краткосрочному кредитованию сосредотачиваются в Госбанке, создаются банки долгосрочных вложений.

С 1987 года происходит реформирование банковской системы по отраслевому признаку. Создается сеть специализированных банков: Промстройбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк.

Современная банковская система России берет свое начало с конца
1980-х гг., когда в 1987 г. в рамках радикальной экономической реформы было принято решение о реформировании государственной банковской системы, состоявшей из трех банков-монополистов (Госбанка СССР, Стройбанка СССР, Внешторгбанка СССР) и сберегательных касс, подчиненных Госбанку СССР.

При реорганизации Госбанк СССР отстранялся от кредитно-расчетного обслуживания клиентуры – госпредприятий, на него возлагались функции, выполняемые в экономически развитых странах центральными банками как верхним уровнем банковской системы.

Госбанк СССР должен был осуществлять координацию деятельности создаваемых специализированных банков, поводить единую государственную денежно-кредитную политику, а также как и ранее выполнять эмиссионную функцию.

Нижний уровень банковской системы составили пять вновь организованных государственных специализированных банков, на которые возлагалось кредитно-расчетное обслуживание соответствующих народно-хозяйственных комплексов. Во время проведения банковской реформы были созданы Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Внешэкономбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сберегательный банк СССР.

Реорганизация банковской системы усилила связи банков с хозяйствующими субъектами, повысила роль кредита в развитии инноваций, улучшила структуру кредитных вложений. Вместе с тем не была ликвидирована монопольная структура банковской системы, по-прежнему сохранялось централизованное распределение кредитных ресурсов между банками, сферы влияния между ними были распределены административным путем по отраслевому принципу. Все это исключало свободный перелив капиталов в экономике и соответственно формирование полноценного финансового рынка. Возникла потребность в углублении реформ в банковской сфере.

В 1988-1989 гг. начался второй этап банковской реформы, который сопровождался созданием первых коммерческих банков на паевой и акционерной основе, обслуживающих предприятия и организации различных отраслей экономики.

Таким образом, результатом проведения банковской реформы стало создание двухуровневой структуры банковской системы России. Верхний уровень – Центральный банк РФ (Банк России) и нижний (второй) уровень – кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Центральный банк Российской Федерации был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому тот стал юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В Законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

К началу 1992 года в Российской Федерации действовало 1414 коммерческих банков, из них 767 были созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Суммарный уставной фонд составил 76, 1 млрд. руб. Однако основным недостатком новой банковской системы явилось большое число мелких банков – 1037, или 73% общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 млн. руб., в то время как банков с уставным фондом свыше 200 млн. руб. насчитывалось 24, или 2% их общего количества.

Характерными негативными сторонами всей банковской системы РФ тех лет были: нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая база; отсутствие конкуренции; недоступность услуг для ряда клиентов из-за высокого уровня процента. Мелкие коммерческие банки не могли эффективно организовать обслуживание клиентов и гарантировать сохранность их вкладов.

С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

В 1993-1994 гг. продолжался дальнейший рост числа коммерческих банков, что было обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ. К концу 1994 года в России действовало 2400 коммерческих банков, более 2000 страховых компаний, большое количество инвестиционных фондов, одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки.

В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

С середины 1995 г. напряженность в банковской системе России еще более возросла, что объясняется рядом факторов, и, прежде всего введением валютного коридора правительством. Эта мера была призвана обуздать спекулятивные операции коммерческих банков, связанные с переходом рублевой массы в иностранную валюту (доллар и марку), поскольку такие действия способствовали снижению курса рубля и росту инфляции.

Однако валютный коридор ослабил межбанковский кредит, в результате чего ликвидность ряда банков ухудшилась. В качестве других факторов, способствовавших ухудшению работы коммерческих банков, можно назвать невозврат кредитов в результате ухудшения экономической конъюнктуры в стране, неэффективный банковский менеджмент и маркетинг, плохую оценку банками кредитоспособности заемщиков, ожесточение кредитного регулирования Центрального банка.

В этих обстоятельствах многие банки оказались неликвидными и неплатежеспособными, так как не могли выполнить требования по своим обязательствам. Последствиями такого положения стало лишение их лицензий Центральным банком, а по существу – их банкротство. В результате количество коммерческих банков в Российской Федерации существенно сократилось с 2800 в 1995 году до 1700 в 1997 [6, с. 397].

С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.

Правовое регулирование банковской деятельности в России осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Действующее законодательство Российской Федерации отразило перемены, происходящие в банковской системе в последние годы, и закрепило ее двухуровневый характер:

первый уровень – Центральный банк Российской Федерации;

второй уровень коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Банковская система Российской Федерации включает:

Банк России;

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) как элемент верхнего уровня банковской системы (с точки зрения организационно-правовой формы Агентство представляет собой государственную корпорацию);

отечественные коммерческие банки и небанковские кредитные организации (НКО);

филиалы и иные территориально удаленные подразделения (кроме представительств) отечественных коммерческих банков и НКО на территории РФ;

зарубежные филиалы отечественных коммерческих банков и НКО;
российские загранбанки и их филиалы за рубежом;

действующие в России дочерние банки (и дочерние НКО) иностранных банков (и НКО), а также филиалы указанных дочерних организаций на территории РФ;

действующие в России филиалы банков (и НКО), не являющихся резидентами РФ [3, с. 29].

В состав банковской системы России включаются также филиалы и представительства иностранных банков, на них распространяются нормы российского правового регулирования банковской деятельности.

Банк России выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организа­ций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными закона­ми (Положение, утвержденное приказом ЦБР от 7 октября 1997 г. № 02-437). Увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами.

Законодательно установлены предельный размер (квота) участия иностранного капитала в банковской систе­ме Российской Федерации - 12% (решение Совета директоров Банка России от 29 марта 1993 г.) и порядок расчета этой квоты (ст. 18 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

С 1 января 1996 г. сняты ограничения на открытие иностранных банков на территории РФ и мораторий на обслуживание иностран­ными банками граждан России. Иностранные банки могут откры­вать на территории России не только свои филиалы и представи­тельства, но и дочерние банки (дочерние кредитные организации).

Кроме того, в 2001 г. Банк России принял решение об установ­лении единого для всех учредителей – как резидентов, так и нере­зидентов РФ – требования к минимальному размеру уставного ка­питала вновь создаваемого банка на уровне 5 млн. евро (в рублевом эквиваленте), ранее действовали специальные требования к мини­мальному уставному капиталу создаваемой дочерней кредитной ор­ганизации иностранного банка – 10 млн. евро.

В дальнейшем регулирование участия иностранного капитала в банковской системе России будет направлено на предотвращение фактов проникновения в банковский сектор капитала нерезиден­тов с неустойчивым финансовым положением и сомнительной репутацией.

В последние годы темп роста инвестиций нерезидентов в устав­ные капиталы действующих кредитных организаций опережал темп роста совокупного зарегистрированного уставного капитала дейст­вующих кредитных организаций.

В настоящее время приток иностранного капитала с солидной ре­путацией рассматривается Правительством РФ совместно с Банком России в качестве важного фактора развития банковского сектора страны. Он привносит на российский рынок современные банков­ские технологии, новые финансовые продукты, способствует разви­тию конкуренции в банковском деле и выступает фактором его со­вершенствования.

В связи с этим предполагается, что режим допуска иностранно­го капитала в банковский сектор России будет в большей степени способствовать развитию рыночных отношений в стране и конку­рентной среды в банковском секторе. В среднесрочной перспективе Правительство РФ и Банк России не будут вводить количественные ограничения на участие иностранного ка­питала в банковском секторе [11, с. 128].

Тем не менее можно констатировать, что фактические масшта­бы участия иностранного капитала в российской банковской систе­ме остаются все еще скромными. По сравнению со странами Цен­тральной и Восточной Европы доля банковских активов, находя­щихся под контролем нерезидентов, в России заметно ниже. По состоянию на 1 июля 2005 г. банки под эффективным контролем нерезидентов (более 50% уставного капитала) распоряжались только 8,2% совокупных банковских активов. При этом обращает на себя внимание тот факт, что эта доля имеет в последние пять лет тен­денцию к понижению. Своего максимума (10,6%) она достигала по состоянию на 1 января 2000 г.

Для банков с иностранным участием текущая ситуация во мно­гом является переходной, когда стратегия ведения бизнеса в России может претерпеть кардинальные изменения. Статистические дан­ные пока еще по большей части фиксируют модель «осторожного поведения» иностранного капитала в российском банковском сек­торе. Ее главным признаком выступает существенный дисбаланс между потенциальными конкурентными преимуществами дочерних иностранных банков и реальными масштабами их деятельности на российском рынке банковских услуг.

Однако на отдельных сегментах рынка банковских услуг кре­дитные организации с преобладающим участием иностранного ка­питала уже сейчас играют заметную роль. В частности, это касается операций на межбанковском рынке. На них приходится 22,9% кре­дитов, депозитов и иных размещенных средств в банках. Иностран­ные банки проявляют активность на рынке корпоративной клиен­туры. Они концентрируют в своих руках 10% средств, привлеченных всей банковской системой страны, от предприятий и организа­ций. Несмотря на небольшой удельный вес потребительских ссуд в кредитных портфелях и вкладов граждан в пассивах иностранных банков (3,2% от всей суммы привлеченных средств населения) ри-хейловый1 бизнес уже достаточно активно осваивается рядом бан­ков, контролируемых нерезидентами.

К элементам банковской системы Российской Федерации относят и банковская инфраструктура (на рис. 1.1 она представлена в числе вспомогательных организаций). В нее входят различного рода предприятия, агентства и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др.

Информационное обеспечение. В условиях рынка банки нужда­ются прежде всего в широкой и оперативной информации о со­стоянии экономики, ее отраслях, группах предприятий, отдельных предприятиях, обращающихся в банк за кредитом и другими услу­гами. Для оценки кредитоспособности клиентов, экономического и делового рынка, для консультирования предприятий и населения, управления имуществом клиента банки нуждаются в подробной информации. В условиях рынка, сильной конкуренции, а также экономиче­ского кризиса, нестабильности финансов государства и предпри­ятий информационное обеспечение выступает естественным требо­ванием, без которого банки не могут без ущерба для своего капита­ла и капитала клиентов финансировать различного рода проекты.

Информация, необходимая банкам, обычно предоставляется специальными агентствами – кредит-бюро, в ряде стран сведения, в которых нуждаются банки, можно почерпнуть в многочисленных справочниках (торговых и промышленных регистрах), журналах, специальных оперативных изданиях, а также запросить в централь­ном банке, где ведется картотека клиентов.

Методическое обеспечение. В силу переходного периода, когда старые инструкции бывшего Государственного банка СССР оказа­лись неприемлемыми, полностью пакет новых положений и мето­дических указаний еще не укомплектован. Особенность российских коммерческих банков состоит в том, что они зачастую не имеют унифицированных подзаконных актов, осуществляют операции на базе своих собственных методик и положений.

Научное обеспечение. Оно затрагивает как функционирование банковской системы в целом, так и отдельных банков. К началу 1999 г. в России пока не было создано достаточно представитель­ных научных центров, деятельность научных работников не была скоординирована. В структуре отдельных коммерческих банков, как правило, отсутствовали аналитические подразделения, осуществ­ляющие исследование рынка банковских услуг, эффективность банковских операций.

Кадровое обеспечение. В России существует сеть специальных высших учебных заведений, факультетов, техникумов, в которой подготавливаются кадры финансово-банковского профиля; форми­руется сеть начальных учебных заведений – инансово-банковских школ, колледжей, где преподавание общенаучных дисциплин соче­тается с преподаванием основ специальных предметов – финансов, банковского дела, бухгалтерского учета и др. [6, с. 401].

Кредитные организации могут объединяться в союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли. Они создаются и реги­стрируются как некоммерческие организации и уведомляют Банк России об этом в месячный срок после регистрации. Цели деятель­ности союзов и ассоциаций — защита и представление интересов своих членов, координация их работы, удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов, выработка реко­мендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач. Союзам и ассоциациям кредитных органи­заций запрещено осуществлять банковские операции.

В России крупнейшей ассоциацией является Ассоциация Рос­сийских банков. (АРБ), члены которой функционируют во всех экономических районах России. Ассоциация объединяет 75% бан­ков и филиалов, которым принадлежит около 70% зарегистриро­ванного уставного капитала действующих кредитных организаций и свыше 80% активов банковской системы России. АРБ представляет позиции своих банков в законодательных, исполнительных и су­дебных органах, а также в Банке России, защищает их интересы, принимает непосредственное участие в решении возникающих про­блем. Информационные возможности АРБ позволяют предостав­лять подробную и качественную информацию своим членам при поиске ими банков-партнеров, выборе аудиторских фирм, расши­рении международного сотрудничества.

Кредитные организации для совместного осуществления бан­ковских операций и решения общих задач могут создавать банковские группы и банковские холдинги, которые не являются юридиче­скими лицами.

Банковская группа представляет объединение кредитных орга­низаций, в котором одна (головная) оказывает прямо или косвенно (через третье лицо существенное влияние на решения, принимае­мые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).

Банковским холдингом признается объединение юридических лиц, с участием кредитной организации (кредитных организаций). В нем юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кре­дитных организаций).

Такая возможность возникает либо при преобладающем участии головной организации в уставном капитале других организаций, либо в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы или банковского холдинга. Головные кредитные организации бан­ковской группы и холдинга обязаны уведомить Банк России о сво­ем образовании.

Таким образом, уровень развития банковского сектора России, также как и в других государствах, отражает состояние эко­номико-финансовой сферы, системы налогообложения, правового регулирования. Современное положение российского банковского сектора во многом определяется процессами, происходившими в экономике после августа 1998 г. Динамика основных параметров на протяжении последних лет свидетельствует о закреплении и разви­тии тенденции к обновлению банковской деятельности. В 2000-2001 гг. наблюдался рост капитала у 90% кредитных организаций, произошло общее улучшение структуры и качества активов кредит­ных организаций, что нашло отражение в увеличении кредитов, предоставленных реальному сектору экономики.

2. Центральный банк – основа банковской системы

2.1. Организационно-правовая форма Центрального банка

Государственный Банк России был учрежден в 1860 г. на базе основанных при Екатерине II ассигнационного и заемного государ­ственного банка.

В отличие от центральных банков западно-европейских стран и США Государственный банк России сочетал в своей деятельности выполнение эмиссионных и различных торговых операций, осо­бенно по торговле хлебом, экспорт которого был главным источни­ком иностранной валюты, Госбанк имел собственные крупные эле­ваторы и зернохранилища, расположенные в районах, где отсутст­вовали банковские учреждения. На принадлежащих банку зерно­хранилищах ссуды под залог выдавались зерном. Помимо хлебной торговли Госбанк посредством кредитов участвовал в торговле ле­сом, сахаром, текстилем и другими экспортными товарами.

Государственный банк России являлся «банком банков». В нем имели счета и хранили свои резервы коммерческие банки. В 1914 г. сеть Госбанка включала 10 контор и 125 отделений. Банковские операции осуществляло 791 местное (уездное) казначейство. Наряду с этим Госбанк управлял деятельностью системы сберегательных касс, общее количество которых превышало 8 тыс. Свободные ос­татки денег в виде накоплений населения хранились в Госбанке. Госбанк использовал деньги сберкасс на поддержку правительства, инвестируя их в облигации государственных займов.

Значение Госбанка как эмиссионного банка резко возросло в конце XIX в. в результате денежной реформы 1895-1897 гг., когда в обращение были выпущены золотые монеты достоинством 5, 7, 10 и 15 руб. Государственному банку разрешалось выпускать не обеспеченные золотом бумажные деньги лишь в пределах твердого лимита – 300 млн. руб. Вся банковская эмиссия сверх этого лимита должна была производиться в пределах золотого запаса, состав­ляющего 1528 млн. руб. или почти 1200 т.

Началом нового – «рыночного» – этапа деятельности Цен­трального банка России можно считать 1990 г., когда в России была ликвидирована государственная монополия в банковском деле и банковская система законодательно стала двухуровневой [10, с. 84].

Как уже говорилось выше, в 1992 г. в связи с распадом СССР функции Госбанка СССР на территории России принял на себя Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Большую роль в деятельности центральных банков играет его организационно-правовая форма.

В зависимости от форм собственности центральные банки под­разделяются на унитарные (государственные), акционерные и объеди­нения ассоциативного типа (смешанные). Их характеристики пред­ставлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Формы организации центрального банка
Форма организации ЦБ Характеристика

Унитарные (государственные)


Акционерные

Ассоциативного типа (смешанные)

Капитал полностью принадлежит государству

Капитал принадлежит акционерам

С участием или без участия государства


В настоящее время нет достаточно определенной позиции в том, к какому виду юридического лица относится Банк России.

Общим признаком, характеризующим правовое положение Бан­ка России, независимо от того, в каком качестве он выступает, осуществляя возложенные на него функции, является статус, пре­доставленный ему Федеральным законом Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ.

Однако ни данный Закон, определяющий, что Банк России яв­ляется юридическим лицом (ст. 2), ни другие принятые после него федеральные законы не устанавливают для него организационно-правовой формы юридического лица.

По разным мнениям, нашедшим отражение в юридической ли­тературе, по своей организационно-правовой форме он представля­ет собой:

• унитарное предприятие;

• государственное учреждение;

• государственную корпорацию.

1. Унитарное предприятие. Существование данной точки зрения обусловлено некоторыми историческими предпосылками. Так, действовавшие до 1995 г. Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 2 декабря 1990 г. № 394-1 и Устав Банка России, утвержденный Постановлением Президиума Верхов­ного Совета РСФСР от 24 июля 1991 г. закрепляли за Банком Рос­сии имущество на праве хозяйственного ведения. В результате были созданы фактические и юридические предпосылки для выводов о коммерческом статусе Банка. Такие выводы получили подтвержде­ние после принятия Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ, где устанавливалось, что к созданным до дня официального опубликования части первой ГК РФ государственным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, применяются нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения и яв­ляющихся коммерческими организациями.

Устав Банка России также предоставлял ему практически неог­раниченные полномочия по распоряжению закрепленным за ним имуществом. После принятия Конституции РФ Закон «О Цен­тральном банке (Банке России)» вступил в противоречие с консти­туционными положениями. Конституция закрепила за Банком ста­тус особого властного органа, который в силу этого не может яв­ляться коммерческой организацией. Попутно изменились критерии: оценки его деятельности.

Из Конституции России 1993 г. следует, что показателем работы Банка России является вовсе не прибыль, а устойчивость и защи­щенность денежной единицы России – рубля (Устав Банка России закреплял прибыль как показатель финансовых результатов его дея­тельности). Эти и другие обстоятельства способствовали тому, что­бы в апреле 1995 г. Закон РСФСР «О Центральном Банке РСФСР (Банке России)» от 2 декабря 1990 г. № 394-1 был изложен в новой редакции, закрепившей некоммерческий статус Банка России, а Устав Банка России был признан утратившим силу. Согласно ст. 3 названного Закона «получение прибыли не явля­ется целью деятельности Банка России».

Более того, в отличие от ранее действовавшего законодательства Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федера­ции (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ ему предоставле­но право осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению переданной ему федеральной собственностью только в соответствии с целями и в порядке, установленном Законом. По­этому выводы некоторых юристов о коммерческом статусе Банка России носят предположительный характер. Реализация такого предположения на практике при сохранении за ЦБ статуса государ­ственного органа не представляется возможной, поскольку нельзя совместить властные полномочия Банка России по регулированию денежно-кредитной системы и осуществление им непосредственно банковской деятельности на коммерческой основе.

Признанию Банка России унитарным предприятием препятствует еще и то, что у него отсутствует устав как таковой (вряд ли можно счи­тать, что уставом для Банка является Федеральный Закон «О Цен­тральном Банке РФ (Банке России)». Кроме того, странно было бы допустить, что осуществление публично-правовых и властных функ­ций государство доверило коммерческой организации.

Согласно п. 1 ст. 113 ПС РФ унитарным предприятием признает­ся коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Именно таковым является Банк России, уставный капитал и иное имущество которого являются федеральной собственностью. Руководитель унитарного предприятия согласно п. 4 ст. 113 ГК РФ назначается собственни­ком. Председатель Банка России назначается и освобождается от должности Государственной Думой, как и члены Совета директоров Банка России.

Таким образом, Банк России представляет собой унитарное предпри­ятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Это подтвержда­ется также анализом ст. 294, 295 и 296 ГК РФ, в которых раскрыва­ются права собственности в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении и в оперативном управлении.

2. Государственное учреждение. Банк России, как утверждают некоторые авторы, является государственным учреждением, по­скольку властные управленческие полномочия присущи только го­сударственным органам, которые в настоящее время являются госу­дарственными учреждениями. Это так, но наличие управленческих функций не является критерием для определения организационно-правовой формы юридического лица.

Одним из основополагающих признаков учреждения является его обязательное финансирование собственником (п. 2 ст. 48 ГКРФ). Согласно ст. 2 Закона о Центральном банке собственником имущества Банка является Российская Федерация. Однако собст­венник не финансирует Банк России, который не является бюд­жетной организацией и осуществляет свои расходы за счет собст­венных средств (п. 2 ст. 2 Закона).

Но осуществление Банком России своих расходов за счет собствен­ных средств вовсе не противоречит ст. 50 и 120 ГК РФ, так как согласно ст. 298 ГК РФ, «если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то расходы, полученные от такой деятельности, и приоб­ретенное за счет таких доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе».

Поэтому осуществление Банком России расходов за счет собст­венных средств не опровергает, а, наоборот, подтверждает, что из ныне существующих организационно-правовых форм ему, как и другим государственным органам, более всего соответствует госу­дарственное учреждение.

Учреждение согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ отвечает по своим обя­зательствам находящимися в его распоряжении денежными средст­вами, а при их недостаточности собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения. Однако государство не отвечает по долгам Центрального банка, а тот не от­вечает по обязательствам государства, если иное не установлено фе­деральным законом (ч. 5 ст. 2 Закона).

3. Государственная корпорация. В связи с внесением изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ в литературе высказано мнение об отнесении Банка России к государственным корпорациям. Ряд положений Закона о Центральном банке корреспондирует нормам Закона «О некоммер­ческих организациях». Так, Банк России учрежден Российской Фе­дерацией на основе имущественного взноса (имущество Госбанка СССР перешло к Банку России), он создан на основе Закона о Центральном банке, не имеет членства, в настоящее время не имеет уставных документов – все это соответствует требованиям ст. 7.1 Закона «О некоммерческих организациях».

Веский довод против представленной точки зрения – это то, что Центральный банк РФ не является собственником закреп­ленного за ним имущества, которое в соответствии со ст. 2 Зако­на о Центральном банке составляет собственность Российской Федерации.

Есть и такое определение организационно-правовой формы Банка: «Банк России – государственная корпорация с особым кон­ституционно-правовым статусом, учрежденная Российской Федерацией для осуществления защиты и обеспечения устойчивости рубля, наделенная исключительным правом эмиссии на территории Российской Федерации и осуществляющая свои функции незави­симо от органов государственной власти. Имущество, переданное Банку России, является его собственностью». Как видим, данное определение устраняет высказанное выше замечание относительно невозможности признания за Центральным банком статуса государ­ственной корпорации.

Принципиальным выводом является тот, что, Банк России, бу­дучи наделенным властными полномочиями в сфере правления банковской системой не может быть коммерческой организацией, т.е. организацией, основная цель деятельности которой в соответст­вии со ст. 50 ГК РФ - извлечение прибыли.

В соответствии с действующим в настоящее время законода­тельством за Центральным банком РФ не может быть однозначно (без оговорок) признана какая-либо из вышерассмотренных организационно-правовых форм. Но именно в силу закрепленных за ним имущественных прав, он подпадает под определение государ­ственного учреждения [6, с. 412].

В соответствии со ст. Конституции федеральные банки (следо­вательно, и Центральный банк РФ, имущество которого является федеральной собственностью) относятся к федеральным экономи­ческим службам и находятся в ведении Российской Федерации.


2.2. Функции и статус Центрального банка Российской Федерации

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельно­сти Банка России определяются Конституцией Российской Феде­рации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключением в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (с изм. от 23 декабря 2004 г.) Банк России выполняет следующие функции:

во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно и кредитную политику;

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и орга­низует наличное денежное обращение;

является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

устанавливает правила проведения банковских операций;

осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установ­лено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и го­сударственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются ор­ганизация исполнения и исполнение бюджетов;

осуществляет эффективное управление золотовалютными ре­зервами Банка России;

принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

осуществляет надзор за деятельностью кредитных организа­ций и банковских групп;

регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организа­циями в соответствии с федеральными законами;

осуществляет самостоятельно или по поручению Правитель­ства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходи­мых для выполнения функций Банка России;

организует и осуществляет валютное регулирование и ва­лютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

определяет порядок осуществления расчетов с международ­ными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

принимает участие в разработке прогноза платежного балан­са Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на орга­низацию проведения операций по покупке и продаже иностранно» валюты;

проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всех денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Центральные банки играют большую роль в формировании денежно-кредитных систем во всех государствах. Степень влияния центрального банка на формирова­ние денежно-кредитной системы в различных странах неодинакова и зависит от степеней свободы, какими обладает центральный банк и его руководство.

Чаще всего центральный банк подотчетен непосредственно за­конодательному органу власти страны или образованной послед­ним специальной банковской комиссии. Управляющий централь­ным банком не входит в правительство, и его назначение на должность не совпадает по срокам с формированием нового каби­нета министров.

Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных ор­ганизаций, если иное не установлено федеральными законами. Это не распространяется на его участие в капиталах Сберегательного банка Российской Федерации, Банка внешней торговли, а также в капиталах следующих кредитных организаций, созданных на территориях иностранных государств: Донау-банка АГ (Вена); Ист-Вест Юнайтед банка (Люксембург); Коммерческого банка для Северной Европы — Евробанка (Париж); Московского; Народного банка Лтд (Лондон); Ост-Вест Хандельсбанка АГ (Франкфурт-на-Майне).

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. руб. и создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах, необходимых для осуществления своих функций, а также, независимо от прибыли и убытков, - фонд переоценки по операциям с валютными ценностями.

Основополагающим элементом правового статуса Банка России является его организационная структура (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Организационная структура Банка России

В целях реализации государственной денежно-кредитной политики Банк России имеет единую централизованную систему своих органов с вертикальной структурой управления. В состав Банка России входят центральный аппарат с местонахождением в городе Москве, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России.

На начало 2002 г. в России действовало 78 территориальных учреждений и 1175 головных расчетно-кассовых центров [4, с. 6]. Кроме того, в систему Банка России входят центральный аппарат (22 департамента), пять отделений Московского ГТУ, Центральное хранилище и сеть межре­гиональных хранилищ, пять организаций программно-технического комплекса, ряд организаций, обеспечивающих функционирование Банка России [10, с. 96].

Функциональная структура предполагает существование в банке обособленных подразделений (департаменты, управления, отделы), реализующих функции банка в соответствии с делением его деятельности на отдельные части.

Взаимоотношения Банка России с коммерческими банками и другими кредитными учреждениями определены действующими законами. С одной стороны, Банк России наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой страны, а с другой – он юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с кредитными организациями. Он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.

Важнейшей функцией центрального банка любой страны является разработка и реализации единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, обеспечение стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства путем воздействия на количество денег в обращении.

Денежно-кредитная политика является комплексным экономическим понятием, отражающим достаточно широкий круг проблем современного общества и требующий больших усилий и специальных знаний для проведения ее эффективной организации и проведения. Ее цель заключается в регулировании экономики посредством оказания воздействия на состояние денежного обращения и кредита. Для достижения этой цели Центральный Банк РФ использует различные инструменты и методы, состав которых изменяется и расширяется с развитием денежно-кредитных отношений. Проводя денежно-кредитную политику, ЦБ не оказывает прямого воздействия на состояние реального сектора экономики. Его главная задача – создать объективные предпосылки для формирования сбережений предприятиями и населением и последующей их трансформации в производительные инвестиции. Под такими объективными предпосылками, которые находятся в компетенции ЦБ, следует понимать финансовую стабильность и противодействие инфляции, поддержание устойчивости денежной системы и стабильного курса национальной валюты. Денежно-кредитная политика Центрального Банка играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушения экономических законов при ее разработке и реализации могут повлечь за собой тяжелые экономические последствия.

Из всего вышеизложенного можно сделать однозначный вывод. Центральный банк Российской Федерации – главный банк страны, основа банковской системы РФ.

Заключение

Банковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную, взаимосвязанную и взаимодействующую, совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию.

Успех социально-экономических преобразований в стране во многом зависит от функционирования банковской системы, от умелой синхронизации ее усилий с действием других звеньев общественно-хозяйственного механизма.

Уровень развития банковского сектора России, также как и в других государствах, отражает состояние эко­номико-финансовой сферы, системы налогообложения, правового регулирования. Современное положение российского банковского сектора во многом определяется процессами, происходившими в экономике после августа 1998 г.

Действующее законодательство Российской Федерации закрепило двухуровневый характер банковской системы РФ:

первый уровень – Центральный банк Российской Федерации;

второй уровень коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Динамика основных параметров на протяжении последних лет свидетельствует о закреплении и разви­тии тенденции к обновлению банковской деятельности.

Основой банковской системы является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики.

Эффективная деятельность центрального банка являет­ся одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Центральный банк Российской Федерации – системообразующий и центральный орган управления, контроля и надзора в банковской системе России. Он занимает особое место в государственном механизме и рыночной экономике нашей страны. Деятельность ЦБ РФ по регулированию банковской и денежной системы направлена на реализацию социальных и экономических основ конституционного строя Российской Федерации. Полномочия ЦБ РФ по развитию денежной системы, защите и обеспечению устойчивости рубля являются ключевыми для формирования экономики государства, а следовательно, для реализации прав граждан Российской Федерации на собственность, занятие предпринимательской деятельностью, социальное обеспечение.

Нельзя не отметить, что в последние годы в России наблюдается экономический рост и немалую роль в этом, считаем, принадлежит, Центральному банку Российской Федерации, банковской системе в целом.

Литература

Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» №86 от 10.07.2002 (в ред. от 10.01.2003).

Федеральный закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» № 173-ФЗ от 2.12.1990 (в ред. от 2.02.2006).

Банковское дело: базовые операции для клиентов: Учеб. пособие. / Под ред. А.М. Тавасиева. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 328 с.

Вестник Банка России. 2003. №64. 2 декабря.

Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 658 с.

Кузнецова Е.И. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 527 с.

Куликов Л. Банки и их роль в экономике. М.: Финансы и статистика, 2001. – 420 с.

Садков В.Г., Овчинникова О.П. Банковские системы развитых стран и совершенствование денежно-кредитной политики России. – М.: Прогресс, 2003. – 214 с.

Сорвин С. К вопросу о концепции регионального банковского сектора. // Деньги и кредит. – 2000. - №5. – С. 12-13.

Центральный банк в условиях рыночной экономики. // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 22-25.

Шестаков А. Банковская система РФ: Учеб. пособие. – М.: МГИУ, 2005. – 246 с.