Экспонат музея как текст культуры

Остальные рефераты » Экспонат музея как текст культуры

Курсовая работа

Составитель: студентка 12 "Б" класса: Русяева Ксения Михайловна

Самарский Муниципальный Университет Наяновой

Кафедра философии

Самара 2001г.

1.1. С возрастанием роли искусства в современном мире перед философами нашего времени как никогда остро стоит вопрос о его существовании. Безусловно одними из главных аспектов рассмотрения этой темы будут являться проблемы гениальности творца художественного объекта непосредственного появления на свет произведения искусства актуальности и элитарности того или иного направления метода жанра… Однако стоит заметить что эти вопросы уже не одно столетие волнуют как искусствоведов так и простых потребителей культурных явлений. Проблема же возникающая на рубеже XIX и XX веков и с каждым годом становящаяся все более и более актуальной представляет собой рассмотрение особой сферы бытия искусства – музейного бытия.

Музейное искусство – огромная сфера культуры охватить которую под силу лишь совокупности специальных сфер знания. Исследования музейного дела на сегодняшний момент еще не полностью оформились в отдельную науку однако несмотря на это мы можем констатировать что наряду с внешними проблемами связанными с типологией документацией техническим оснащением музеев существуют и исследования пытающиеся проникнуть вглубь феномена музейной экспозиции. Эти попытки с философской точки зрения осмыслить суть музея ставят перед собою задачи понять что же представляет основу этого явления почему с каждым годом возрастает интерес к нему что заставляет человека создавать экспозицию и посещать ее.

1.2.Ознакомившись со многими искусствоведческими культурологическими и философскими работами становится очевидным что большинство авторов пытаясь найти ответы на поставленные вопросы смотрят в корень существующей проблеме – а именно за основу своего исследования берут «минимальную единицу» музейной терминологии – «экспонат». Рассматривая его с различных точек зрения авторы приходят к открытиям важным для понимания феномена музея в целом. Сопоставляя взгляды на эту проблему ведущих современных мыслителей и приводя некоторые свои размышления в этой работе мы попытаемся осмыслить экспонат музея как текст культуры то есть «смысловое целое являющееся организованным единством составляющих его элементов; сообщение направленное автором читателю. Смысл текста определяется к внетекстовой реальности другим текстам к личности памяти и иным качествам передающего и принимающего сообщение. Текст выполняет три основных функции: передачу информации выработку новой информации и память (хранение информации). Текст … в наибольшей мере реализует творческую функцию являясь генератором новой информации» [1] то есть становится причастным к акту художественной коммуникации.

1.3. В своей работе хотелось бы рассмотреть различные способы существования музейного экспоната как текста культуры в зависимости от временных пространственных ограничений от разных способов его репрезентации а так же от отношений между автором экспозиции и реципиентом без которых художественный текст никогда бы не мог мыслиться как некий язык некое семиотическое целое нечто делающее музей одним из способов бытия искусства.2.1.Уходя в прошлое любое исторически и социально значимое событие все же не покидает этот мир. Оставаясь за чертой сегодняшнего дня оно не перестает жить существовать. Оно просто переходит в другую временную реальность. Это реальность нашего сознания общечеловеческой памяти. Событие явление прошлого продолжает жить. Только оно теперь не протяженно а зафиксировано. Факт прошедшего времени становится подобным одной из частичек пестрой мозаики-головоломки пазла где каждая фигура должна в конечном итоге занять свое место ограниченное линиями своих «соседок». Можно сказать что в такой игре позиция каждого сектора уже предопределена заранее. Любая фигура может встать исключительно на свое заданное ей место. Однако рука человека может пропустить какие-то составляющие. Мозаичные частички теряются мнутся рвутся случайно (а быть может и сознательно) пачкаются. В конечном итоге создавая из мелких фигурок единое изображение мы вдруг обнаруживаем что картина не может предстать перед нами во всей своей полноте. В результате нашего халатного отношения мы сами и упускаем уникальную возможность посмотреть что же получается если соединить во единое все составляющие. Частицы этой головоломки – своеобразные хранители информации. Это вещественная память.

Знаменитый американский исследователь в области теоретической и прикладной социальной психологии Эллиот Аронсон в своей книге «Общественное животное» определяя феномен памяти говорит о ее реконструктивности. Ушедшие из реального бытия явления выстраиваются заново в нашем сознании «…мы не записываем буквально трансляцию прошлых событий подобно магнитофону или видеомагнитофону а вместо этого воссоздаем многие наши воспоминания из кусочков частей которые можем вспомнить…» [2] . В приведенном высказывании автор говорит о памяти каждого конкретного индивида в отдельности. Однако такое определение корректно употреблять и в связи с разговором о памяти общества в целом.

Одно из главных качеств человеческого сознания – способность к забыванию. Если не будет существовать нечто что бы напоминало нам о неком событии со временем наше представление о нем практически полностью сотрется из нашего мозга. Именно поэтому стоит отметить особую важность тех факторов которые не позволяют нам бесследно потерять образ того или иного явления.

В своем произведении «Тошнота» Жан-Поль Сартр представляет читателям свое мнение относительно этой проблемы: «…каждый предмет … обстановки – воспоминание… Прошлое – это роскошь собственника.» [3] .

2.2. Действительно вещи – это и есть те факторы которые дают нам возможность вспомнить что-либо или даже реконструировать какое-нибудь явление исходя из наглядных представлений и руководствуясь нашими же собственными ожиданиями того что могло бы произойти. Любой предмет несет в себе не только утилитарные функциональные характеристики. Он в это же время является и носителем определенной информации своеобразным знаком. Предмет сделанный человеком зачастую имеет большую продолжительность жизни нежели его создатель. Вещь начинает существовать отдельно от своего хозяина. Из временных рамок ограничивающих эпоху в которую произошло его рождение предмет переходит во временное пространство следующей эпохи. Для нового сознания вещь пришедшая из реальности прошлого есть продукт умерших. Его создатели не мыслятся теперь никак иначе чем люди которые когда-то жили которые ушли в безызвестность оставив после себя свои творения.

Бытие настоящего невозможно без прошлого бытия. Осознание «здесь и сейчас» не возможно без допущения «там и тогда» впрочем как и без мысли о «где-то и потом». Точка сегодняшнего момента может быть отмечена только на той прямой времени система координат которой предполагает как плюс так и минус бесконечность. Мы не можем осязать ощущать предметы будущего. О них можно только строить догадки основанные на интуитивном знании или научных гипотезах. Прошлое же можно «увидеть» так как оно уже осуществило себя в вещественной действительности. В этом смысле хранителем всего этого вещественного прошлого можно назвать такое явление как музей с помощью которого возможно «недействительное восстановление прошлого живого» [4] (курсив мой – К.Р.).

2.3 Независимо от отношения общества к искусству культуре истории в целом различного для каждой эпохи музей все равно сохранял и будет сохранять свою основную функцию. На сегодняшний день мы можем выделить огромное количество типов и видов музеев но все они будут отвечать одному основному принципу – все они «охраняют и передают культурные традиции которым грозит исчезновение либо под влиянием прогресса либо в ходе борьбы различных культур. Музей таким образом осуществляет важнейшую функцию в системе культуры: обеспечивает непрерывность ее развития – общечеловеческого национального социального» [5] .

Так мы приходим к заключению что музей можно назвать своеобразной летописью времени. Сохраняя и демонстрируя экспонаты он расказывает человечеству о ходе исторического процесса подобно тому как это делал бы какой-либо письменный источник. Это можно объяснить и исходя из того что «человек живет в мире культуры и постигает ее овладевая ею. Это овладевание культурой рождает определенное знание ее но человек не только овладевает миром культуры но и производит его и тем самым противопоставляет его себе. Он ставит культуру перед собою пред- ставляет ее делает культуру не только предметом овладения но и предметом понимания» [6] .Семиотический характер любой музейной экспозиции выражается в комбинации знаков несущих в себе понятия и представления о явлениях природы и деятельности человека. Таким образом комплекс музейных экспонатов может рассматриваться как своеобразный текст описание когда-либо и чего-либо происходящего. В этой связи хотелось бы отметить комлексность любой музейной экспозиции как основную черту демонстрации памятников прошлого. Вся экспозиция весь музей даже можно сказать все мировой собрание музеев есть единое описание человеческой жизни. Вместе с тем не стоит умалчивать и о значимости каждого экспоната в отдельности. «Первоэлемент "музейного универсума" – музейный предмет экспонат» [7] обладает свойствами репрезентативности и информативности «несущие в себе понятия значения и смысла» [8] которые проявляются в общей экспозиции. Таким образом экспонат музея будет являться своеобразным текстом культуры. Рассмотрению этого явления и будет посвящена эта работа цель которой – выявить специфические черты этого феномена.

2.4.1.Само слово «музей» уходит своими корнями в культуру Древней Греции. Выражение «museion» на русский язык буквально переводится как храм муз. Однако музей греков был отличным от нашего понимания этого выражения. В античности это заведение рассматривалось как место созерцания миросозерцания познания окружающего мира всевозможных раздумий. Наиболее известным считался музей в Александрии созданный в 280 году до нашей эры Птоломеем Сотером. Здесь находилась самая крупная библиотека древности которой пользовались многие ученые того времени.

В те же века существовали и прототипы современных музеев то есть собрания определенных предметов. Именитые аристократы собирающие в своих домах дорогие предметы искусства ювелирные работы мастеров преследовали как основную цель такого «накопления» стремление выделиться. Принцип калокогатии – стремление греков к достижению совершенства во всем быть может и стал провозвестником музея. Античный человек должен был быть красив и телом и духом особенно в сравнении с людьми чуждыми его государству его полису. Собирание красивых вещей и осознание себя как их владельца отделяло прекрасного грека от низших варваров. Таким образом музей в то время был одним из способов самоидентификации.

2.4.2.Другой уровень развития явления музея мы находим в Древнем Риме где возникают первые частные императорские коллекции. При создании этих собраний уже начинает доминировать эстетическая ценность каждого экспоната в отдельности но наслаждение от этого эстетического могут получать только «избранные люди» владельцы. Стремление римлянина сделать красивым весь мир вокруг себя приводит к такой ситуации точную оценку которой дал музеевед И.А. Фролов в своей книге «Основатели российских музеев»: «Рим не имел музея как такового но весь мир был музеем» [9] . Однако приближаясь к концу своего существования Рим предложил другую трактовку этого феномена. Музей собрание коллекция теперь стали не собраниями красоты а накоплениями богатств значимых не с эстетической а с экономической точки зрения.

2.4.3.Интерес к коллекционированию существует и в средневековой Европе. Преимущественно это явление связывается с королевскими фамилиям. Здесь легко проследить определенное влияние через Византию наследия античного Рима. Особенно пышными были коллекции итальянских династий. В XII веке Венеция держала пальму первенства в походах по Средиземному морю что повлияло на приток в страну антикварных ценностей.

Эпоха Ренессанса – эпоха обращения к традициям прошлого. Небывалый интерес к античности подхлестнул состоятельных купцов и аристократов создавать свои коллекции из монет печатей медалей гобеленов скульптуры живописи и т.д. Наиболее преуспевающими в этом деле были флорентийские династии среди коллекций которых по широте интересов не было равных никому по сравнению с собранием рода Медичи.

Именно Флоренция и открывает самый большой на то время музей считающийся одним из первых в Европе. Создание галереи Уффиции во Флоренции родившейся на рубеже "XIV-XV веков стало немаловажным шагом «от бессистемного собирательства к появлению собраний имеющих культурную и научную направленность» [10] . Именно с появлением этой и других подобных галерей становится возможным трактовать понятие «музей» как специальное научно-исследовательское и просветительское учреждение в котором «коллекционируются хранятся экспонируются изучаются и пропагандируются произведения искусства и мемориально-исторические материалы художественной культуры» [11] .

2.4.4.Теперь в XVIII начинают появляться и научные коллекции немало стимулов чему дало общее направление развития наук где наряду с продолжением линии рационализма в математике и механике шли процессы накопления фактических данных и их эмпирического описания» [12] . Так многие ученые становились увлеченными коллекционерами например М.В. Ломоносов поэт писатель и. Вместе с тем естество-испытатель и один из основоположников сравнительной анатомии И. В. Гёте. Систематизаторская деятельность ученых XVIII века создала базу для появления различных теорий эволюции уже в веке XIX. Так Чарльз Дарвин начал свой путь в науку именно с составления коллекций минералов и насекомых.

2.4.5. Теперь с приходом новейшего времени и принятием музеем нового статуса вмещающего в себя понимание этого феномена как художественно- и научно- значимого приходит и осознание уникальности каждого музейного предмета в отдельности и его роли в формировании общей экспозиции. Именно поэтому появляется возможность классифицировать предметы коллекций разделять их по какому-либо основному признаку. Появляется понятие экспозиции в собственном общепринятом на сегодняшний день смысле этого слова. Только теперь она может быть определена как «демонстрация музейных предметов в соответствии с научной концепцией и поставленной темой» [13] . С осознанием уникальности музейного экспоната появляется и такое понятие как «профиль музея» то есть «направленность на раскрытие той или иной области искусства науки техники сферы производства или области человеческой деятельности» [14] . Отличие предмета профильных собраний в том что он вписывается в рамки заданные определенной темой а так же хронологическими территориальными и отраслевыми характеристиками включающей его в себя экспозиции. С другой стороны можно говорить о том что и сам экспонат формирует свою тематическую среду. Попадая в музей он как бы уже требует для себя быть включенным в определенную экспозиционную систему.

Музей имеющий сразу же несколько профилей принято называть комплексным музеем. Однако стоит помнить что комплексный принцип комплектования экспозиции является долее древним нежели принцип специализации. Первые собрания в которых отдельный предмет еще не был вычленен в качестве уникального за себя говорящего как раз и состояли из разнопрофильных материалов. Систематизация коллекций началась только в "XVII-XVIII если мы ведем речь о Западной Европе и в XIX веке если говорим о российских музеях.

2.5. На сегодняшний день принято выделять семь основных типов музеев экспонат каждого из которых будет отличаться определенными характеристиками от тех что принадлежат другим музеям. Основные пункты системы классификации музеев заимствуются здесь из работы Н.Ф. Петровой «Частные коллекции меценатство музеи (социокультурологический анализ)». Я попробую дать характеристику каждому с точки зрения места и роли экспоната музея.

1. Художественные музеи. Тематические рамки экспоната данного типа будет определять его принадлежность к истории искусств и к искусствоведению. Главной чертой такого предмета будет его художественная значимость сила эстетического воздействия. Художественный музей более чем другие виды музеев апеллирует в своих экспозициях к изобразительным источникам. Если мы примем за основу классификации те средства с помощью которых осуществляется и выражается содержание источника то станет очевидным то что источники изобразительные занимают «значительное место в ряду других основных групп а именно: 1) словесные источники средство выражения содержания которых – слово; 2) предметы материальной культуры средство выражения содержания которых – их вещная форма; 3) изобразительные источники средство выражения содержания которых – изображение» [15] .Среди музеев подобного типа можно выделить пинакотеки картинные галереи музеи изобразительно искусства художественных ремесел промыслов и т.д.

2. Исторические музеи. Тематическая база данного типа музеев основывается на исторические науки. Объектом изучения такого музея будет уже не история искусств а история как ряд социально значимых фактов. Само искусство рассматривается с такой точки зрения как часть один из аспектов всего исторического процесса. Наряду с материальными свидетельствами о событиях прошлого нам рассказывают так же и изобразительные экспонаты о которых шел разговор предыдущем пункте. Картины занимают особое место в музеях истории. Предметные изображенные могут с достаточной точностью донести до зрителя внешний облик какого-либо предмета они могут стать и чисто визуальным свидетельством о каком-нибудь событии. Мера точности такого изображения будет зависеть от замысла и целей самого автора (к сожалению о сущности которых мы можем только строить предположения) от эстетических и этических идеалов самой эпохи и как следствие от ее художественных установок. Если мы будем вести речь о фото-свидетельствах которые мы так же с полным основанием можем включить в ряд изобразительных источников здесь мы можем в большей степени рассчитывать на точность на достоверность представляемого нам явления.

Страницы: 1 2 3 4 5