Особенности валютного регулирования и контроля в национальной российской экономике

Остальные рефераты » Особенности валютного регулирования и контроля в национальной российской экономике

Министерство общего и профессионального образования РФ

Самарский государственный технический университет

Кафедра «Основы теоретической экономики»

Реферат

ОСОБЕННОСТИ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Выполнил: студентка III-ИЭ-6

Проверил: Латынова Н. Д.

Самара 1998

СОДЕРЖАНИЕ.

1.

ВВЕДЕНИЕ

3
2.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ

3
3.

ВИКТОР ГЕРАЩЕНКО О ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙСИТУАЦИИ С ВАЛЮТОЙ

5
4.

К СЮЖЕТУ «РОССИЙСКАЯ РЕФОРМА ПОД ДИКТОВКУ МВФ»

7
5.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

10
6.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

11
7.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

15
8. ЛИТЕРАТУРА 17

ВВЕДЕНИЕ.

Последние 2 года курс рубля был заключен в «коридор» и не выходил из него. Но в августе 1998 г. ситуация резко изменилась произошла девальвация рубля. Кризис разрушил установленный на этот год валютный коридор вызвал резкое обесценение рубля. Политика валютного коридора в текущем году пришла в острое противоречие с меняющимися экономическими условиями как на международной арене так и внутри страны. Недостаточная гибкость в применении этого механизма и ошибки в текущем регулировании привели к существенному завышению реального курса рубля падению эффективности отечественного экспорта к неоправданному расходованию валютных резервов страны на поддержание искусственно высокого обменного курса. Стремление во что бы то ни стало поддержать курс рубля на уровне который перестал отвечать экономическим реальностям привело к чрезмерным ограничениям в динамике денежной массы в обращении. Она перестала определяться потребностями экономики. По существу Банк России утратил возможность проведения независимой денежно-кредитной политики. После отмены валютного коридора сформировавшийся в условиях панических настроений уровень курса оказался напротив заниженным чего и следовало ожидать.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ.

Задача стабилизации курса национальной валюты предполагает сокращение ажиотажного спроса на иностранную валюту прежде всего со стороны кредитных организаций и обеспечение необходимого объема ее предложения. В целях ослабления влияния на курс психологических спекулятивных факторов Банк России с ! октября организовал На ММВБ специальную торговую сессию для реализации экспортной выручки. При этом приобретать валюту разрешено только для исполнения заявок импортеров предполагающих оплату контрактов. Активно участвуя в этой сессии Банк России сможет пополнить свои золотовалютные резервы. Таким образом расширяются возможности по использованию экспортной выручки для накопления резервов и соответственно усилению курса национальной валюты.

Кроме того особое внимание уделяется усилению контроля за своевременной и полной репатриацией валютной выручки российскими экспортерами. Банком России совместно с Государственным таможенным комитетом России (ГТК) принято решение о создании органами ГТК России и территориальными учреждениями Банка России рабочих групп для проведения проверок экспортеров и обслуживающих их уполномоченных банков и обеспечения льготных условий для экспортеров перечисляющих валютную выручку в контрактные сроки (вместо 180 дней). Это должно способствовать увеличению поступлений в страну иностранной валюты и стабилизации ситуации на внутреннем рынке.

В настоящее время предусматривается принятие ряда нормативных актов регламентирующих ужесточение контроля за совершением хозяйствующими субъектами операций по покупке иностранной валюты на внутреннем рынке и целевым использованием этих средств в соответствии с требованиями валютного законодательства а также повышение действенности контроля на основе введения дополнительной схемы информационного обеспечения Банка России по операциям связанным с поступлением валютной выручки на транзитные счета экспортеров и ее обязательной продажей на внутреннем валютном рынке.

Данные меры должны способствовать увеличению поступления в страну валютной выручки от экспорта товаров стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке и созданию условий для снижения цен на импортируемые товары.

Банк России предлагает крупным банкам - операторам валютного рынка образовать пул по поддержке курса рубля. Имеется в виду что участники пула возьмут на себя обязательства осуществлять совместно с Банком России интервенции на валютном рынке постоянно поддерживать минимальные объемы предложения валюты и котировки. На ММВБ участники пула выступят в качестве маркет-мейкеров при этом пул возьмет на себя консолидированное обязательство по обеспечению предложения валюты. Предоставление Банком России кредитов участникам пула обусловливается осуществлением ими с Банком России совместных действий на валютном рынке.

ВИКТОР ГЕРАЩЕНКО О ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ С ВАЛЮТОЙ.

По мнению В. Геращенко восстановление стабильной и предсказуемой динамики валютного курса рубля - одна из самых приоритетных задач программы антикризисных мер. В условиях финансового кризиса без четких курсовых ориентиров невозможно обеспечить стабилизацию ситуации в экономике и в банковской системе сдержать рост инфляции создать условия для притока иностранного капитала в более разумных чем в недавнем прошлом формах. При этом новую политику валютного курса нужно строить на основе анализа тех ошибок которые привели к кризису.

Разрабатывая новые подходы к валютной политике и стремясь выйти на равновесный уровень валютного курса рубля Банк России считает необходимым учитывать всю совокупность курсообразующих факторов. В первую очередь речь идет о конкурентоспособности российских экспортеров и экономически оправданной защите российских производителей на внутреннем рынке состоянии платежного баланса уровне официальных валютных резервов по отношению к денежной базе.

Требуются решительные действия для восстановления смежных сегментов финансового рынка снижающих чрезмерный спрос на иностранную валюту.

В. Геращенко считает что вряд ли возможно фиксировать курс на каком-то неизменном уровне. Это слишком уязвимая в отношении спекуляций конструкция которая вновь может привести к диспропорциям спроса и предложения валюты и потере резервов. Курс должен складываться под воздействием соотношения спроса и предложения валюты на рынке колеблясь вокруг равновесного значения. Это равновесное значение под воздействием фундаментальных факторов как внешнего так и внутреннего характера может и должно меняться и задача денежных властей должна состоять в том чтобы обеспечить своевременную и бескризисную корректировку траектории движения курса. Присутствие Банка России на рынке должно быть строго ограниченным и нацеленным на сглаживание амплитуды курсовых колебаний а также на защиту рубля от массированных спекулятивных атак в случае их возникновения. В этих условиях кстати говоря Банк России может проводить самостоятельную денежно-кредитную политику обусловленную национальными интересами.

Для восстановления устойчивости валютного рынка принципиально важным является принятие дополнительных мер по расширению предложения иностранной валюты и ограничению спекулятивного спроса на нее. Признано необходимым ввести требование о 75%-ной продаже экспортной выручки из которых 25% подлежат продаже в резерв Банка России. В целях ограничения спекулятивного спроса на валюту необходимо принять меры по пресечению практики закупок валюты под фиктивные импортные контракты а также по усилению контроля за обоснованностью контрактных цен.

Опыт последнего времени показал что преждевременная либерализация международных операций с капиталом в России привела к тому что движение капитала в условиях международного финансового кризиса крайне негативно сказалось на федеральном бюджете России и на возможностях Банка России регулировать валютный курс. В результате пострадала и Россия и иностранные инвесторы. В этой связи необходимо ввести разумные ограничения на движение капитала особенно краткосрочного. С точки зрения В. Геращенко плавающий валютный курс позволяющий регулирующим органам не допускать искажений реального значения курса как раз и способствует привлечению именно долгосрочного более серьезного капитала. При этом безусловно все текущие операции между Россией и остальным миром должны осуществляться без ограничений.

К СЮЖЕТУ «РОССИЙСКАЯ РЕФОРМА ПОД ДИКТОВКУ МВФ».

Как известно в России последовательно воплощается в жизнь реформационная программа Международного валютного фонда. С 1996 г. ее реализация ежегодно подтверждается появлением готовящихся специалистами МВФ переводимых с английского на русский и подписываемых двумя соответствующими российскими должностными лицами документов: заявления Правительства и Центрального банка РФ об экономической политике России в данном году а также приложение к заявлению. Подписание этих документов адресуемых самому МВФ служит обязательным условием получения от него Россией очередных траншей трехлетнего кредита общим объемом 10 2 млрд. долл. (согласно программе кредитования EFF). Заключительные 2 8 млрд. долл. приходятся на 1998 г.

«Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации относительно экономической структурной политики на 1998 год» включает преамбулу и 4 раздела: «А. Фискальная политика и управление бюджетом» «В. Денежно-кредитная политика и обменный курс» «С. Внешний долг» и «D. Структурная политика».

Раздел «В» далеко не столь традиционен как можно было бы предположить исходя из обнародованных ЦБ России «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 1998 год». Ритуальна лишь фраза о непредоставлении Правительству РФ прямых кредитов для финансирования консолидированного или федерального бюджетов и о политике ЦБР «направленной на поддержание стабильного обменного курса и увеличение уровня международных ресурсов» а далее начинаются новшества. ЦБР оказывается воздержится от продажи иностранной валюты «которую он мог бы предпринять в целях поддержания обменного курса и позволит более жестким ликвидным условиям выразиться в более высокой процентной ставке».

По сути это означает: курс рубля перестанет зависеть от регулирующей функции ЦБР и будет складываться под воздействием только рыночных сил! Здесь надо отдать должное профессионалам из МВФ. Переоцененность рубля относительно доллара привела в первом квартале нынешнего года почти к нулевому (по прежним меркам) сальдо торгового баланса: вместо привычных 5 млрд. долл. «в плюсе» Россия не дотянула и до миллиарда. Нет наверное смысла гадать когда доллар выскочит за отметку в 7 13 руб. (6 2 руб. Плюс обещанные ЦБР в течение трех лет 15% колебаний). Но вполне вероятно что это случится раньше чем еще не так давно предполагали и в Правительстве и в ЦБР.

Заявлено далее что последний воздержится от интервенций на рынке ГКО-ОФЗ нацеленных на ограничение увеличения процентных ставок (доходности по госбумагам) «и приведет процентные ставки по своим операциям в соответствие с рыночными условиями». Решение о том что ставка рефинансирования ЦБР теперь будет следовать за рынком с одной стороны означает: предприятия могут более не рассчитывать на дешевые кредиты и все разговоры о «промышленной политике» так и останутся разговорами. С другой стороны следует ожидать роста доходности госбумаг а это - новые затраты по обслуживанию госдолга не предусмотренные в бюджете.

Когда после осенне-зимних потрясений нашей финансовой системы ЦБР ушел с рынка госбумаг и поднял ставку рефинансирования это было хоть как-то объяснимо: он сохранял ресурсы для поддержки валютного курса. Из текста же рассматриваемого раздела «Заявления...» следует что отныне ЦБР фактически покидает оба рынка - и валютный и гособлигаций. Это конечно не означает что курс рубля рухнет в ближайшие дни. Но то что он начнет скользить вниз ускоренными темпами уже не вызывает сомнений.

Здесь впрочем следует отметить: некоторые ключевые положения анализируемого документа сформулированы столь туманно и противоречиво что позволяют (особенно при неточностях перевода) давать практически любое толкование политики ЦБР в области обменного курса. Взять тезу согласно коей «в случае давления на валютном рынке ЦБР воздержится от компенсации влияния продаж иностранной валюты которую он мог бы предпринять в целях поддержания обменного курса и позволит более жестким ликвидным условиям выразиться в более высокой процентной ставке». При некотором желании это можно понять и как отказ ЦБР от своего компенсирующего влияния на рынок именно в случае избыточного предложения валюты. Однако в предшествующей фразе сообщалось что ЦБР обязан проводить политику направленную на увеличение уровня международных резервов а невыкуп избыточного предложения валюты означает как раз отказ от них. Похоже поэтому что трактовка относительно ухода ЦБР от поддержки курса рубля ближе к истине.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ.

Одной из наиболее острых и насущных проблем валютного регулирования и валютного контроля в РФ является отсутствие в действующих законодательных актах четкого и однозначного определения понятия экспорта и импорта работ и услуг.

Неурегулированность данного вопроса порождает определенные трудности при отнесении валютных операций связанных с расчетами по такого рода сделкам к разряду текущих либо капитальных. Это в свою очередь создает почву для различных трактовок и следовательно весьма затрудняет работу предприятий (как российских так и зарубежных) банковских учреждений и государственных контролирующих органов. Дело в том что с одной стороны в соответствии с п. 9а ст. 1 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» операции связанные с переводами в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по импорту и экспорту работ и услуг на срок до 180 дней являются текущими и для их проведения не требуется разрешений ЦБ РФ (в соответствии с п. 1 ст. 6 указанного Закона). Действующие в настоящее время нормативные акты Банка России также разрешают проведение расчетов в иностранной валюте по экспортно-импортным операциям в области оказания услуг и выполнения работ. С другой стороны анализ действующего законодательства показывает что в нем отсутствует четкая регламентация того какая деятельность охватывается понятиями «услуги» и «работы». В частности Федеральный закон №157-ФЗ от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» определяет экспорт (импорт) как вывоз (ввоз) товаров работ и услуг результатов интеллектуальной деятельности в том числе исключительных прав на них с (на) таможенной территории Российской Федерации за (из-за) границу без обязательства об обратном ввозе (вывозе). К сожалению при этом не указано место получения работ и услуг: либо только вне территории РФ либо на территории РФ и за ее пределами. Так как в силу различия ведомственных функций и круга решаемых задач позиции контролирующих и регулирующих органов различны в настоящее время существует несколько подходов к ответу на этот вопрос а следовательно к определению понятий экспорта и импорта услуг.

В действующих нормативных актах Банка России не дается определение данных понятий так как их толкование не входит в компетенцию Банка России. Он наделен правом регулирования порядка расчетов. В настоящее время в Банке России такой порядок разрабатывается и с его изданием отпадает целый ряд проблем возникающих у участников внешнеэкономической деятельности и контролирующих органов. Вместе с тем ввиду того что точное определение экспорта и импорта работ услуг результатов интеллектуальной деятельности затрагивает интересы государства в сферах регулирования внешнеэкономической деятельности сбора налогов валютной политики необходимо конкретизировать эти понятия данные в Законе Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

ИНСТИТУТ РЕЗИДЕНСТВА В МЕХАНИЗМЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Действенность применения любой правовой нормы во многом детерминируется четкостью определения круга лиц в отношении которых она подлежит применению. Именно поэтому в праве столь пристальное внимание уделяется вопросам субъектного состава регулируемых общественных отношений.

Не является в этом смысле исключением и валютное законодательство которое располагает собственной весьма отличной от используемых в других областях права классификацией субъектов применяемой исключительно для целей валютного регулирования и контроля.

Особенную важность определяющую практически все основные права обязанности и ограничения деятельности хозяйствующих субъектов в сфере валютных правоотношений имеет понятие резиденства.

В настоящее время юридическое содержание данного понятия регламентировано исключительно Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле « (далее - ЗВРиВК).

Прежде всего следует отметить что в действующем российском законодательстве в том числе и в ЗВРиВК отсутствует общетеоретическое определение «резидентов Российской Федерации» замененное законодателем определением описательным.

В соответствии с п. 5 ст. 1 ЗВРиВК в категорию резидентов входят:

1. Физические лица имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации.

2. Юридические лица созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации с местонахождением в Российской Федерации.

3. Предприятия и организации не являющиеся юридическими лицами созданные в соответствии с законодательством РФ с местонахождением в РФ.

4. Дипломатические и иные официальные представительства РФ находящиеся за ее пределами.

5. Находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов указанных в пунктах 2 и 3.

Отнесение в Законе о валютном регулировании данной группы хозяйствующих субъектов к числу резидентов не должно вводить в заблуждение относительно российских филиалов и представительств юридических лиц-резидентов. Очевидно что таковые фактически не могут выступать в качестве самостоятельных субъектов валютных правоотношений обладая правом действовать только от имени юридического лица на основании доверенности выданной юридическим лицом. В отличие от филиалов и представительств иные структурные подразделения юридических лиц-резидентов могут действовать в качестве самостоятельных субъектов валютных правоотношений располагая признанным фактическим правом совершать валютные операции от собственного имени.

Государственные и муниципальные образования могут рассматриваться в качестве общих субъектов валютных правоотношений а представляющие их органы - в качестве специальных субъектов посредством действий которых у общих субъектов возникают права и обязанности в сфере общественных отношений регламентируемых валютным законодательством.

К нерезидентам в соответствии с российским законодательством (п. 6 ст. 1 ЗВРиВК) относятся:

1. Физические лица имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации в том числе временно находящиеся в Российской Федерации.

2. Юридические лица созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами Российской Федерации.

3. Предприятия и организации не являющиеся юридическими лицами созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами РФ.

4. Находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства а также международные организации их филиалы и представительства.

5. Находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов указанных в пунктах 2 и 3.

Интересно отметить что установленный Законом о валютном регулировании перечень нерезидентов лишь отчасти коррелирует с перечнем иностранных инвесторов закрепленным Законом РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991г. будучи значительно шире последнего. Так в перечень иностранных инвесторов не входят иностранные предприятия и организации не являющиеся юридическими лицами по законодательству страны официальной регистрации или местонахождения а также находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов. С другой стороны остается невыясненным статус иностранных государств которые не отнесены к числу нерезидентов однако признаются иностранными инвесторами.

Такое положение порождает весьма существенную проблему связанную с различием в правовом статусе и валютном режиме установленном для иностранных предприятия - неюридических лиц а также филиалов и представительств нерезидентов с одной стороны и иностранных инвесторов - с другой поскольку первые даже в случае осуществления ими инвестиционной деятельности на территории РФ не могут быть признаны иностранными инвесторами и следовательно не могут претендовать на предоставление льготы по беспрепятственному переводу за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями если это платежи получены в иностранной валюте (ст. 10 Закона об иностранных инвестициях).

Одновременно с вышеуказанной нормой действует и п. 3 ст. 8 ЗВРиВК которым всем нерезидентам независимо от наличия у них статуса иностранного инвестора предоставлено право беспрепятственно переводить вывозить и пересылать из РФ валютные ценности при соблюдении таможенных правил если эти валютные ценности были ранее переведены ввезены или пересланы в РФ или приобретены в РФ путем покупки За валюту РФ в установленном Банком России порядке и в иных случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данное правомочие однако не снимает заявленной проблемы поскольку под действие оговорки об «иных случаях предусмотренных законодательством РФ» в случае перевода полученных в иностранной валюте платежей в связи с осуществленными инвестициями попадут лишь специальные субъекты признаваемые иностранными инвесторами по действующему законодательству кроме случаев когда применительно к конкретному виду валютных правоотношений правовой статус всех нерезидентов будет нормативно уравнен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Из факторов способных оказывать значительное влияние на курс доллара в ближайшее время как представляется основным будет прекращение действия 3-х месячного моратория от 17 августа. Председатель ЦБ В. Геращенко уже заявил что его продления после 17 ноября не будет и следовательно российские банки и другие субъекты валютного рынка будут вынуждены начать выплаты по корпоративным внешним займам договорам “РЕПО” форвардным контрактам и иным основаниям.

Да большинство крупнейших российских банков неплатежеспособны и не способны оказать сколь-нибудь существенного давления на валютный рынок. Однако ситуация в банковской системе в целом не столь безнадежна многие отечественные банки имеют возможность (и желание) осуществлять свои платежи в адрес нерезидентов что способно оказать повышательное давление на валютный рынок.

Кроме того необходимо учитывать и эмиссионные процессы в российской экономике. Так уровень денежной эмиссии в 4-м квартале запланирован в размере 25 млрд. рублей из которых 5 млрд. уже эмитированы. Этот факт также способен увеличить давление на валютном рынке и спровоцировать девальвацию национальной валюты.

Таким образом совокупность факторов в целом не благоприятствует российскому рублю. Однако действия Центробанка предпринимаемые в последнее время снижают накал страстей на валютном рынке и хочется надеяться способны предотвратить обвал рубля. В значительной мере дальнейшая курсовая динамика будет определяться в середине ноября после расчетной даты исполнения форвардных контрактов и отмены моратория. Если Банку России в эти дни удастся удержать курс то до конца года он будет стабилен и вряд ли превысит как и предполагает ЦБ уровень 17 – 20 рублей за доллар.

ЛИТЕРАТУРА.

1) С. И. Лушин «О финансовой стабилизации» / «Финансы» №10 1998

2) А. Величенков «Снова к сюжету «российская реформа по диктовку МВФ» / «РЭЖ» №4 1998

3) А. В. Емелин «Институт резидентства в механизме валютного регулирования» / «Деньги и кредит» №9 1998

4) Т. М. Баранова Ю. П. Адаменко И. Н. Люкевич «Некоторые вопросы валютного регулирования и валютного контроля при проведении расчетов по экспорту импорту работ и услуг» / «Деньги и кредит» №10 1998

5) Интервью с председателем ЦБ РФ В. В. Геращенко / «Деньги и кредит» №9 1998

6) В. Симонов А. Кухарев «Перспективы развития рынка внутреннего государственного долга России» / «Вопросы экономики №11 1998