Международная
Академия Бизнеса
и Банковского
Дела
Факультет
Управления
и Финансов
ИССЛЕДОВАНИЕ
ПО
КУРСУ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
НА
ТЕМУ СВЯЗЬ
НАУКИ И ИСКУССТВА
Сурова
В.А
студента
III курса (специальности
071900 "Информационные
технологии
в банковской
деятельности".)
Тольятти-1997
Связь
науки и искусства.
Описание
схемы.
Сами по себе
наука и искусство
самодостаточны,
поэтому проследить
их взаимосвязь
друг с другом
напрямую
на схеме, без
введения
какого-нибудь
третьего объекта,
не представляется
возможным. Этим
третьим объектом
является человеческое
общество,
ориентированное
на развитие
- техническое,
которое может
обеспечить
класс естественных
наук, и социально-гуманитарное,
которое может
обеспечить
класс гуманитарных
наук. Общество
в свою очередь
задает направление
научным исследованиям,
получается
некий цикл,
который изображен
на рисунке 1.
Рисунок
1
Однако такая
схема имеет
при одном
преимуществе
- простоте - ряд
недостатков:
как уже было
сказано ранее,
наука самодостаточна,
поэтому ее
связь с обществом
напрямую сильно
затруднена
и возможна
только с небольшим
количеством
людей, в тоже
время существует
необходимость
обеспечить
знакомство
широких масс
общественности
с последними
достижениями
научной мысли
и наоборот,
посвятить
научную элиту,
которая вращается
в своих кругах,
насчет настроений
и мыслей общественности.
Эту задачу как
раз и выполняет
искусство, в
частности
литература,
если брать еще
уже, то научная
фантастика.
Отсюда мы получаем
схему, которая
изображена
на рисунке 2.
Рисунок 2
Рисунок 2 представляет
собой очень
общую схему,
работать с
которой практически
невозможно,
поэтому необходимо
несколько
расширить его.
Наука,
в общем случае,
подразделяется
на естественную
и гуманитарную,
которые в свою
очередь делятся
на прикладную
и теоретическую.
Каждое из этих
направлений
развивается
само по себе,
с одной стороны,
и задает направление
к развитию для
другой стороны.
Также имеет
место попытка
проникновения
естественных
наук в сферу
гуманитарных
и наоборот.
Такие процессы
происходят
внутри объекта
«наука».
Процессы,
происходящие
в обществе
можно условно
разделить на
два основных,
которые нам
и нужны, - это
процесс производства
и процесс
жизнедеятельности
людей. Здесь,
точно так же
как и в предыдущем
случае, каждый
из подобъектов,
развиваясь
сам по себе,
задает направление
для другой
стороны.
У искусства
так же имеется
две основные
составляющие,
которые необходимы
для рассмотрения
нашей задачи:
это популяризация
и экстраполяция,
посредством
которых происходит
связь науки
и общества.
Причем в основном
связь происходит
по следующим
парам:
естественные
науки ->
производство,
производство
->
Естественные
науки,
гуманитарные
науки ->
жизнедеятельность,
жизнедеятельность
->
Гуманитарные
науки,
это в случае
если из связки
выбросить
искусство,
вместе с ним
мы получим
следующие
связки:
естественные
науки ->популяризация
->
производство,
производство
->
экстраполяция
->
Естественные
науки,
гуманитарные
науки ->
популяризация
->
жизнедеятельность,
жизнедеятельность
->
экстраполяция
->
Гуманитарные
науки.
(Конечно
же, надо учитывать,
что в чистом
виде такие
связки встретить
можно редко,
гораздо чаще
в литературных
произведениях
функции популяризации
и экстраполяции
идут рядом.)
Если связать
все воедино,
то получается
схема, представленная
на рисунке 3.
Рисунок
3
После
этого введения
можно продемонстрировать
работу предложенной
схемы на нескольких
примерах.
Экстраполяция.
Рассказ
Роберта Шекли
«Страж птица»
- это классический
случай ситуации,
которая лучше
всего описывается
фразой «благими
намерениями
вымощена дорога
в АД». Основные
проблемы затронутые
в рассказе -
это ценность
человеческой
жизни и не
подконтрольность
искусственного
интеллекта,
обладающего
механизмом
самообучения.
Одной
из самых больших
ценностей, если
и не самой большой,
человек считает
свою собственную
жизнь. И как
следствие
охрана этой
жизни одна из
важнейших
задач, которые
когда-либо
поднимало
человечество,
причем именно
охрана, в смысле
не допущения
насильственной
смерти, а не
соответствующее
возмездие.
Здесь происходит
постановка
задачи для
ученых. И был
предложено
решение этой
задачи, на котором
и строиться
весь рассказ
- ученые выяснили,
что при попытке
совершения
убийства, мозг
убийцы испускает
определенное
излучение,
которое можно
зафиксировать.
Для предотвращения
убийств были
созданы свободно
перемещающиеся
механизмы,
названные страж
- птицами. Однако
излучение
испускает
только 80% убийц,
то есть если
оснастить птиц
только механизмом
распознавания
излучения, то
сохраниться
20% смертей, если
же оснастить
птиц механизмом
самообучения,
то возможно
предотвращения
большего количества
преступлений,
но в тоже время
механизмы
становятся
не подконтрольными.
Здесь возникает
вторая проблема
затронутая
в рассказе.
Цикл
постановки
и решения проблем:
1. Обеспечить
охрану человеческой
жизни [общественность]
->
-> 2.
Нахождение
излучения
испускаемого
мозгом убийцы
[наука]
->
-> 3.
Не подконтрольность
механизмов
с искусственным
интеллектом,
оснащенных
возможностью
к самообучению
[общественность]
->
-> 4.
???
[наука]
->
Как
видно в схеме
результатов
необходимость
в ведении искусства
не наблюдается,
оно необходимо
только в моменты
перехода. Требуется
поставить
задачу перед
учеными для
ученых - переход
из 1 в 2, надо подготовить
общественное
мнение для
введения в
действие нового
механизма 2 - 3
и постановка
новой задачи
- переход из 3
в 4.
Рассказ
Клиффорда
Саймака "На
Юпитере". Здесь
поднимается
следующая
проблема -
биоинженерия.
Человечество
всегда стремилось
расширить свои
территории,
сначала это
происходило
за счет освоения
доступных
земель на своей
планете, потом
наступает
момент, когда
не освоенных
территорий
на планете
просто не остается
и необходимо
начинать осваивать
другие проблемы,
которые совсем
не обязательно
такие же как
Земля, скорее
может получиться
такая ситуация,
что человек
на осваевомой
планете вообще
жить не может,
так как условия
на планете
подразумевают
жизнь в других
формах. Здесь
происходит
постановка
задачи, которая
успешно решается
(в рассказе).
Цикл
постановки
и решения проблем:
1. Обеспечить
существование
человека на
Юпитере [общественность]
->
->2.
Преобразование
человека в
элемент местной
жизни [наука]
->
->3.
Моральная
проблема
существования
человека в
другом теле
[общественность]->
-> 4.
??? [наука]
->
Жуль
Верн «Полет
на Луну». Не
вдаваясь в
подробности
можно сказать,
что от человечества
в лице Жуль
Верна поступил
заказ на обеспечение
полета на Луну.
Как это решается
конкретно в
повести «Полет
на Луну», является
не нужными
подробностями,
основным здесь
является то,
что уже в момент
написания
повести, сложилась
ситуация которая
говорила о том,
что полет на
Луну это не
миф, это становится
реальностью,
которая претвориться
в жизнь если
и не при жизни
этого поколения,
так при жизни
следующего
точно. Так и
произошло.
Цикл
постановки
и решения проблем:
1. Обеспечить
полет человека
на Луну [общественность]
->
-> 2.
Отправка человека
в космос [наука]
Популяризация.
Лучше
всего науку
популяризировал
все тот же Жуль
Верн. В занимательной
форме фантастического
путешествия
он старался
распространить
современные,
на тот момент,
научные знания,
которые представляют
собой некие
механические
приспособления.
Примером этого
может служить
"Наутилус".
К моменту выхода
романа в свет
подводная лодка
уже существовала.
Конечно, в подводной
лодке капитана
Немо было многое
из еще недоступных
областей
(электроприборы),
но все равно
за основу было
взято то, что
имелось в
действительности.
То
же самое
можно сказать
и об электрическом
геликоптере,
уже в те времена
проводились
эксперименты
с моделями
летательных
аппаратов
тяжелее воздуха,
и буквально
через несколько
годов, на самолет
получил бензиновый
двигатель и
взлетел в воздух.
Здесь,
в отличие от
описанной
функции экстраполяции,
нельзя явно
выделить циклы,
так как фактически
мы имеем некой
техническое
изобретение,
которое описывается.
В первом случае
это подводная
лодка, во втором
- летательный
аппарат.
Другие работы по теме:
История эстетических учений.
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Наука, искусство и религия
Функция познания мира. Сосуществование и взаимопроникновение светского искусства и религии в условиях свободы религий и атеизма.
Эстетика как философия искусства
Споры о предмете эстетической науки носят более или менее схоластический характер до тех пор, пока не появляется некое реальное конкретное понимание эстетики, пусть в чем-то и одностороннее.
Сочинения на свободную тему - В третьяковской галерее 1
Третьяковская галерея в Москве один из крупнейших в мире музеев русского изобразительного искусства. Она была основана в году П. М. Третьяковым как частное собрание. Как отмечают искусствоведы наиболее полно в частной коллекции.
по теме «Мое дерево лиственница»
Автор: Фомина Дарья Викторовна, ученица 4 «А» класса муниципального образовательного учреждения «Кюсюрская средняя общеобразовательная школа»
Сочинения на свободную тему - Земля отцов 1
Поколения сменяются поколениями, оставляя в наследство потомкам свои достижения в области науки, искусства и культуры. Но главное, что передают нам родители, - это земля, наша родина.
Разнообразные формы проведения уроков музыки
Разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Идея целостного продуктивного воспитания личности, ее реализация в концепции художественно-творческих уроков музыки, уроков искусства. Основные цели уроков.
Гитара в XIX - XX вв.
В числе первых новаторов подъёма гитарного искусства века девятнадцатого, пожалуй, были испанские гитаристы – блестящие виртуозы - Фернандо Сор и Дионисио Агуадо.
Музыкальная жизнь Англии в XVII в.
XVII в. оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии. Творческое наследие английской музыки было богатым и разнообразным: традиция многоголосья, разработка полифонических форм, расцвет мадригала… .
Искусство стремится непременно к добру Гоголь
Искусство стремится непременно к добру 8230 Гоголь Николай Васильевич Гоголь в свое время сказал: «Искусство стремится непременно к добру…» И это не значит, что искусство не может включать в себя тему зла, переплетаться с ним в жизни. Это означает, что истинную основу искусства должно составлять именно стремление к добру.
Произведение искусства, которое больше всего меня поразило
Существуют много произведений изобразительного искусства, которые остались в памяти человечества навсегда. Это и «Джоконда» Леонардо да Винчи, и «Сикстинская мадонна» Рафаэля, и портреты Ван Дейка, и пейзажи Левитана. Со всем этим можно ознакомиться по репродукциям, или придя в соответствующие музеи.
Делу время, потехе час
Автор: Сочинения на свободную тему Устное народное творчество — самый древний вид искусства. Большое место в нем занимают пословицы и поговорки. Это мудрость народа, прошедшая через века. Наши предки хотели передать свои знания, опыт, навыки нам, пришедшим в этот мир, чтобы мы стали добрыми и умными, справедливыми и хорошими.
Памятник искусства Капля нефти
Памятник искусства "Капля нефти" Автор: Сочинения на свободную тему В мире есть много памятников, все они имеют огромное культурное значение для человечества. Например, в столице России, Москве, есть замечательный храм Василия Блаженного, это строение является хранителем нашей истории.
Почему комедию Фонвизина Недоросль, обличающую крепостное право, называют комедией воспитания
Автор: Фонвизин Д.И. Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» написана в 1782 году. XVIII век в культуре был ознаменован эпохой Просвещения. Это было время, когда ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности.
Волшебная сила искусства
Автор: Сочинения на свободную тему Искусство обогащает нашу жизнь. А один из его видов – литература - встречает нас в самом начале жизненного пути и остается навсегда. Книга, подобно заботливым родителям, воспитывает и учит нас. Читая в детстве сказки, мы начинаем отличать добро от зла, правду от лжи, добродетель от подлости.
В чем заключается назначение искусства
Автор: ЕГЭ В чем заключается назначение искусства? Об этом размышляет в своей статье советский писатель Василь Быков Владимирович. Размышляя над данной проблемой, автор уже в самом начале статьи подчеркивает, что искусство всегда было средством познания жизни «с целью ее совершенствования». Беспокойство писателя вызывает то, что в наши дни искусство служит главным образом для развлечения.
Панно для интерьера
Введение Витраж — от французского «vitrage» («vitrum» — «стекло», лат): орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого прозрачного материала в окне, двери или в виде самостоятельного панно, а так же это особый вид декоративного искусства, приобретающий огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, такими как живопись, архитектура и т.д.
Театр как синтетический вид искусства
Театр как синтетический вид искусства .Театр заключает в себе многообразие многих форм художественного творчества, опираясь на отдельные виды искусства. Это не метафора, когда говорят о музыкальности живописи, о музыкальности архитектуры, пластичность литературных героев. Какое же различие между реально звучащим звуком музыкального инструмента и звуком, запечатленным в живописных полотнах? Для этого нам необходимо различать художественное произведение как
Предмет и задачи искусства
Искусство выполняет исследовательскую, просветительскую и публицистическую функции. Искусство - это наука о пластических искусствах (живопись, скульптура, графика, архитектура).
Предмет и задачи искусствоведения
Искусствоведение выполняет исследовательскую, публицистическую и просветительскую функции. Искусствоведение - наука, изучающая изобразительное искусство, архитектуру и пластические искусства.
Искусство Нидерландов
В Нидерландах в гораздо большей степени, чем в Италии, художник сохранил живые связи с ремесленной средой, а понятие художественного и личного артистизма не занимало в сознании живописца сколько-нибудь заметного места.
Искусство древнего Рима
Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян.
Творчество Ван Дейка
ВАН ДЕЙК Антонис ван Дейк вошел в историю мировоого искусства, как замечательный портретист, хотя за свою недолгую жизнь он создал значительное количество произведений на религиозную и мифологическую тему. К этому времени относится картина «Ринальдо и Армида», написанная на сюжет, заимствованный из поэмы «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Тассо.
Реализм в искусстве
Реализм-понятие ,характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания. Так, широко понимаемый реализм – основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам.
Исследование параметрического стабилизатора напряжений
Определение внутреннего сопротивления параметрического стабилизатора напряжений, его измерение на выходе стабилизатора с помощью вольтметра. Данные для расчёта коэффициента стабилизации. Реализация эквивалентной схемы параметрического стабилизатора.
Исследование однополупериодного выпрямителя
Характеристика и особенности принципа работы однополупериодного выпрямителя с активной и емкостной нагрузкой. Порядок подключения выпрямителя к осциллографу, установка показателей синусоидального сигнала и частоты, зарисовка осциллограммы сигнала.
Кватроченто
Кватроче́нто , также кваттроченто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста») — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения. Это время творчества Пьерро делла Франческа, Ботичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини, Пинтуриккьо, Фра Анжелико, Перуджино и мн. др.
Акофф, Рассел Линкольн
Рассел Линкольн Акофф (12 февраля 1919 — 29 октября 2009) — известный учёный в областях исследования операций и теории систем, методы которых активно используются в теории организации и управления.
Культурная революция в СССР
культурная революция в СССР — совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в., «составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры»[1] . Термин «культурная революция» введен В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»:
Бюст Нефертити
Введение 1 Внешний вид 2 История 3 Споры Список литературы Введение Бюст Нефертити — одно из самых известных произведений амарнского стиля и искусства Древнего Египта в целом. Представляет собой стилизованный портрет Нефертити, супруги фараона-реформатора Эхнатона (ок. 1351—1334 до н. э.). Выставлен в Новом музее в Берлине.
Имперская палата культуры
Имперская палата культуры (нем. Reichskulturkammer: RKK) — высший государственнцый орган, объединяющий и контролирующий всех работников сферы искусства в Третьем Рейхе. Официальной датой создания ведомства является 22 сентября 1933 года. 31 мая 1939 года палата была официальна переданна в управление Й.