Реферат: Из истории русско-грузинского культурного сотрудничества - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Из истории русско-грузинского культурного сотрудничества

Остальные рефераты » Из истории русско-грузинского культурного сотрудничества

Герман Цверианишвили

После следовавших один за другим опустошительных вторжений полчищ Тамерлана правители Грузии обратились к единоверному северному соседу с просьбой помочь восстановить порушенные святыни Христовой веры. Просьба не осталась безответной. Из России в Грузию было направлено десять лучших оформителей храмов. Сохранились имена некоторых из них: Иван Тарасов, Максим Терентьев, Посник Дермин, Шигалей Васильев, Юрий Минин. Они потрудились в Грузии на совесть и с честью выполнили свой долг.

  В XVI веке при царе Алексее Михайловиче (отце Петра Первого) в столицу России прибыл грузинский царь Арчил II в сопровождении многочисленной свиты. Царь Арчил развернул в Москве кипучую культурную деятельность. Основал типографию, участвовал в строительстве Донского монастыря.

 Дочь Арчила Дареджан (в России она более известна под именем царевна Дарья) построила на собственные средства во Всехсвятском (ныне это - возле станции метро «Сокол») внушительных размеров православную церковь во имя Всех Святых. Брат Дарьи царевич Александр Арчилович вошёл в ближайшее окружение Петра Первого, став одним из «птенцов гнезда Петрова».

 В 1724 году ещё один грузинский царь - Вахтанг VI, со свитой из трёх тысяч человек обосновался в Москве. Вахтангу и сопровождавшим его лицам были пожалованы земли, получившие впоследствии название «Грузинская слобода». В ней по сей день существуют Большая и Малая Грузинская улицы и улица под названием Грузинский вал.

 Дело Вахтанга по укреплению дружеских связей между Россией и Грузией продолжили его сыновья Вахушти и Георгий. Царевич Вахушти был соучредителем Московского университета. На строительство первого его здания на Моховой улице он внёс десять тысяч золотых рублей. А Вахушти Вахтангович был учёным в области географии и картографии, оставившим огромное научное наследие.  Георгий Вахтангович воздвиг на Большой Грузинской улице православную церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца.

  Все лица из окружения Вахтанга VI со временем приняли российское подданство и нанялись на государственную службу в России. Многим потомкам грузинских поселенцев в Москве за верную службу своей новой родине были пожалованы земли и поместья в разных регионах России и Малороссии. Среди них был писатель Давид Гурамишвили (1705-1792), создавший на земле Малороссии выдающиеся литературные памятники. На таком же поприще прославился потомок ближайшего сподвижника Вахтанга VI – Дмитрия Шаликашвили, поэт Пётр Иванович Шаликашвили (1767-1852), упомянутый А.С.Пушкиным в «Евгении Онегине» под именем «князь Шаликов». Мировую известность получил потомок ещё одного ближайшего сподвижника Вахтанга VI - Мамуки Бараташвили, обосновавшийся в имении под Симбирском - учёный историк и археолог, основоположник научной нумизматики князь Михаил Петрович Баратаев (1784-1856), удостоенный избрания почётным членом Парижской академии наук.

 После вхождения Грузии в состав Российской империи (1801 г.) взаимовлияние и взаимопроникновение культур двух народов получило новый импульс.

  Русский офицер, участник кавказских войн и одновременно художник, ученик Карла Брюллова - Григорий Гагарин (1810-1893), прожил и творил в Грузии целых восемь лет. Написанные им портреты представителей грузинской аристократии - Давида Чавчавадзе, Маико Орбелиани и Марты Сологашвили, поныне хранятся в Тбилисском музее искусств и Русском музее Санкт-Перербурга. Гагарин мастерски расписал главный грузинский храм в Тбилиси - кафедральный Сионский собор, а также зал и фойе Тбилисского оперного театра.

 Архитектор Николай Северов (1877-1957), уроженец Тбилиси, получил соответствующее образование в Петербурге. Возвратившись в 1918 г. в Тбилиси, он явился одним из основателей и первым профессором Тбилисской Академии художеств. По его проектам построены: самый большой тбилисский кинотеатр -имени Руставели (на проспекте, также носящем имя создателя «Витязя в тигровой шкуре»), мост через реку Куру вблизи вокзала и Дом правительства Закавказской Федерации, а также произведена реконструкция здания Музея Грузии. Велика его заслуга и в научном изучении и описании памятников грузинского зодчества.

   Уроженцем Тбилиси был и архитектор Михаил Непринцев (1877-1962). По его проектам в Тбилиси были построены центральный телеграф и телефонная станция, здание института инженеров железнодорожного транспорта (ныне – второй корпус Грузинского политехнического института) и совместно с Д.Урушадзе и С.Сатунцем здание цирка, считавшегося одним из лучших в СССР. Сын его - Юрий, проявил себя блестящим живописцем. Был удостоен званий «народный художник Грузии» и «действительный член Академии художеств Грузии».

   Ещё один архитектор - Анатолий Кальгин (1875-1943), с 1907 года обосновался в Тбилиси, где по его проекту (совместному с Мачавариани) возведено монументальное здание Национальной библиотеки Грузии, перестроена на современный лад древняя, относящаяся к VI веку нашей эры, Кашветская церковь в самом центре города, сооружён комплекс Земоавчальской гидроэлектростанции близ Тбилиси, украшенный величественной скульптурой работы Ивана Шадра. Кроме того Кальгин участвовал в научных экспедициях академика Евтимия Такаишвили по изучению памятников грузинской архитектуры. Удостоился звания профессора Тбилисской Академии художеств.

  В 30-е годы ХХ столетия выдающийся советский архитектор академик Александр Щусев (1879-1943) построил в Тбилиси монументальное здание, в котором ныне размещается Музей новейшей истории Грузии. Им же (по совместному проекту с архитекторами Кокориным и Лежава) возведено в Тбилиси здание Дома правительства Грузии (ныне в нём размещён парламент республики).

  Взаимовлияние культур братских народов не носило одностороннего характера. Немало выходцев из Грузии (и их потомков) обогащали общесоветскую культуру и продолжают обогащать культуру России. Достаточно назвать имена кинорежиссёров Ивана Перестиани, Михаила Чиаурели и Георгия Данелия, театральных режиссёров Котэ Марджанишвили, Роберта Стуруа и Темура Чхеидзе, театрального художника Михаила Туманишвили, актёров Александра Сумбаташвили-Южина и Олега Басилашвили, выдающихся исполнительниц русских романсов Тамары Церетели и Нани Брегвадзе, артистов балета Нины Ананиашвили и Николая Цискаридзе, эстрадной певицы Тамары Гвердцители, актёров кино Вахтанга Кикабидзе и Арчила Гомиашвили и скульптора с мировым именем Зураба Церетели, избранного президентом Академии художеств Российской Федерации.

  Нельзя не отметить следующего важного обстоятельства. После вхождения Грузии в состав России талантливым молодым грузинам предоставлена была возможность совершенствоваться в российских центрах высокого искусства. Грузинский князь, поэт и участник Отечественной войны 1812 года генерал Александр Чавчавадзе отправил (на собственные средства!) в Санкт- Петербург своего крепостного - живописца Георгия Майсурадзе (1814-1885). Георгий был принят в Академию художеств, где учился у самого Карла Брюллова. По возвращении на родину он получил от князя вольную и воспитал целую плеяду талантливых грузинских живописцев, передав им полученные в столице Российской империи знания. К слову сказать – как разительно отличается модель поведения Чавчавадзе от таковой Энгельгардта, в чьей крепостной зависимости находился Тарас Шевченко…

  Вторым грузинским художником, получившим образование в той же Академии художеств, был Роман Гвелесиани (1859-1884), проживший недолгую жизнь, но успевший оставить в грузинском искусстве весьма яркий след. Майсурадзе и Гвелесиани сумели соединить в грузинской живописи её исконно национальную почву с классическим академизмом.

 Ровесник Гвелесиани Александр Беридзе (1858-1917) также учился в Петербургской Академии художеств. В стенах этой же Академии учился ещё один сын Грузии – Гиго Габашвили (1862-1936). По возвращении в Грузию он плодотворно работал в области жанровой живописи и преподавал в Тбилисской Академии художеств. Его ученицей была ставшая впоследствии выдающейся художницей Елена Ахвледиани.

  Ещё один грузинский живописец – Мосэ Тоидзе (1871-1953) был воспитанником Петербургской Академии художеств, где его наставником был великий И.Е.Репин. В 1918 году М.Тоидзе стал одним из основателей Академии художеств Грузии и первым её профессором. Его сын – Ираклий Тоидзе, был воспитанником уже Тбилисской Академии художеств. Широко известна его патриотическая картина «Родина-мать зовёт». Дочь Ираклия – Натела Тоидзе, продолжает дело отца и деда на московской ниве.

 Учеником Мосе Тоидзе был и Уча Джапаридзе, ставший наставником многих грузинских живописцев. Он много лет возглавлял Союз художников Грузии.

 Александр Мревлишвили (1866-1933) учился живописи в Москве – в знаменитой Школе живописи, ваяния и зодчества. Его учителем был сам Поленов, от которого он перенял не только мастерство, но и демократические идеи художников-передвижников. По возвращении на родину он стал первым грузинским бытописателем многотрудной крестьянской жизни.

 В той же московской Школе у выдающихся мастеров живописи Серова, Коровина, Васнецова учился ещё один одарённый грузин – Сидамон-Эристави (1889-1948). Он стал портретистом высочайшего класса, пейзажистом и театральным художником. Создал портреты исторических деятелей Грузии – Шота Руставели, царицы Тамары, Георгия Саакадзе и других.

  В московском Строгановском училище освоил основы скульптурного искусства Якоб Николадзе (1876-1951). Затем он продолжил совершенствоваться у великого Родена в Париже. Николадзе не стал его подражателем, а выработал собственный стиль ваяния. По возвращении на родину он стал родоначальником школы грузинских скульпторов. Самое известное его произведение – бронзовый памятник Отцу грузинской нации Илье Чавчавадзе, погибшему от рук террористов в 1907 году.

  Другой грузинский скульптор Николай Канделаки (1889-1970) осваивал искусство ваяния в Петербурге – сперва в мастерских Дмитриева-Кавказского, затем – в Академии художеств под руководством Матвеева. Впоследствии Канделаки стал профессором Тбилисской Академии художеств. Его ученики Элгуджа Амашукели, Георгий Очиаури и Мераб Бердзенишвили стали выдающимися ваятелями и мастерами пластики по металлу, а Тамара Абакелия – ещё и графиком и театральным художником.

   Под руководством того же Дмитриева-Кавказского постигал искусство живописи Давид Какабадзе, ставший по возвращении в Грузию одним из лучших её живописцев.

  Все последующие мастера грузинской живописи, ваяния и зодчества были уже воспитанниками Тбилисских художественных школ и Академии художеств Грузии. Среди них особо прославился живописец Ладо Гудиашвили.

   Уместно вспомнить слова Ильи Ефимовича Репина о том, что грузинская живопись самой природой обречена на расцвет. Он называл Грузию прекрасной страной, в которой томился прикованный к скале Прометей. Грузия, утверждал он, - обязательно «…даст художников, достойных её воплощения в искусстве».

    Слова великого мастера живописи оказались провидческими.

 Многовековая дружба грузинского и русского народов, несмотря на переживаемые ими ныне испытания, просто не может померкнуть. Она обречена на вечное существование и неминуемое дальнейшее процветание.

  Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта relga/