Реферат: Практикум по культурологии тематика. - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Практикум по культурологии тематика.

Остальные рефераты » Практикум по культурологии тематика.

1. ПРАКТИКУМ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

Тематикаконтрольныхработирефератов длястудентоввсехспециальностей

Автор: ГАТкачева канд. истор. наук Содержание

Введение

Тема 1. Основыкультурологии

Раздел первый. Культура в системе современных наук.

Раздел второй. Культурологические концепции: школы, направления, теории.

Тема 2. Мифологияирелигия, каксоциокультурныеявления

Раздел первый. Мифология и ранние формы религии на ранних ступенях человеческой истории.

Раздел второй. Религия как элемент мировой культуры.

Тема 3. Культурадревнейшихцивилизаций

Раздел первый. Цивилизация. Историко-культурный анализ.

Раздел второй. Эра царствующих богов.

Раздел третий. Культура Месопотамии или Двуречья.

ТемаIАнтичностьиеенаследие

Раздел первый. Античная цивилизация: истоки и временные рамки.

Раздел второй. Античный тип культуры.

Тема 5. Культуразападноевропейскойцивилизации

Раздел первый. Изменения в цивилизационных процессах Западной Европы.

Раздел второй. Универсализм средневековой культуры.

Раздел третий. Эпоха Возрождения - социокультурный переворот XIV-XVI вв.

Раздел четвертый. От Ренессанса к Просвещению - XVII в.

Реформация и становление протестантской культуры.

Раздел пятый. Золотой век утопий.

Раздел шестой. Западноевропейская культура XIX в.

Раздел седьмой. Индустриальная цивилизация.

Темаб. Социодинамикаотечественнойкультуры

Раздел первый. Основные теоретические подходы в изучении истории российской культуры.

Раздел второй. Культура славянской древности.

Раздел третий. Особенности формирования великорусской культуры IX-XVII вв.

Раздел четвертый. Два лика русской культуры с XVIII до первых десятилетий XX вв.

Раздел пятый. Культура СССР: мифы и реальность.

Тема 7. ЕдинствоимногообразиекультурнародовВостока

Раздел первый. Методологические принципы изучения взаимодействия культур Запада и Востока.

Раздел второй. Индийская цивилизация: индо-буддийский тип культуры.

Раздел третий. Китайская цивилизация: конфуцианско-даосистский тип культуры.

Раздел четвертый. Японская цивилизация в кругу азиатских культур.

Тема 8. Цивилизацияновогосвета

Раздел первый. Культура Мезоамерики.

Раздел второй. Культура народов Южной Америки.

Раздел третий. Культура народов Северной Америки.

Раздел четвертый. Культура США.

ВВЕДЕНИЕ

Цели и задачи курса

Культурология - наука о культуре, самостоятельная отрасль знания, находится на стыке междисцип­линарных проблем философии, истории, этнологии, антропологии, психологии, социологии, языкозна­ния, политологии, семиотики, объединенных интересом к великому и загадочному феномену человече­ства - культуре.

Предназначается для студентов технического вуза, направленное на совершенствование обучения и воспитания технических кадров, Основой настоящей программы курса культурологии являются научные разработки материалов и опыт учебно-методической работы культурологов, историков, философов, литературоведов,искусствоведов.

Цель учебного курса- познакомить студентов с фундаментальными достижениями мировой культуры, раскрыть единство и многообразие культур мира, показать значимость культуры в жизнедеятельности человека и социальных групп, ее роль в творчестве и совершенствовании личности, обосновать специфи­ку художественного отражения в образах и формах разных видов искусства, а также влияние величайших творцов мировой культуры на духовную жизнь общества.

При стремлении к наибольшей полноте охвата культурных явлений в неразрывном единстве с процес­сами исторического развития цивилизаций во времени и пространстве, в настоящую тематику не включены существенные вопросы культуры некоторых стран и народов в связи с ограниченностью учебных часов и огромным объемом проблем по теории и истории мировой культуры.

Задачаучебногокурса-показать место культурологии в системе гуманитарных дисциплин, специфику ее объекта и предмета:

-дать представление о современных культурологических школах, направлениях и теориях;

-сориентировать в формах и типах культур, раскрыть закономерности их функционирования во времени и пространстве;

-выработать умение использовать культурное наследие и приобрести опыт его активного освоения.

КРАТКИЕМЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ

Контрольная работа и реферат по курсу - «Культурология»

Говоря о предмете культурологии, имеют в виду три основные познавательные ориентации - философ­скую, историческую и теоретическую, соответственно различая философию культуры, историю культуры и науку о культуре. В рамках данного, достаточно условного деления, составлена программа курса, составной частью которой является контрольная работа или реферативное сочинение. Такие виды заданий способствуют более глубокому освоению материала, развитию навыков научной работы, помо­гают приобрести опыт литературно-критического изложения своих мыслей, расширяют кругозор.

Тема работы выбирается, с учетом личностного интереса, самостоятельно после общего знакомства с литературой по проблеме, что позволит избежать непроизводительных временных затрат в связи с отсутствием достаточной источниковой базы. При затруднениях целесообразно обратиться за консуль­тацией к преподавателю или, при отсутствии такой возможности в связи со сложившимися обстоятель­ствами, к библиографу любой библиотеки, тематическому каталогу /книги объединены в перечень по более дробным вопросам и временным рамкам/, словарям, справочникам, энциклопедиям, летописям журнальных и газетных статей.

После того как Вы определились с темой, необходимо более детально ознакомиться с источниками и составить предварительный план будущего сочинения, обращая внимание на главные вопросы, ответ на которые и составит содержание работы.

Объем реферата или контрольной работы составляет 15-20 страниц машинописного текста или 20-30 страниц рукописного /ученическая тетрадь 12-18 листов в клетку/, оформленные по правилам, предъяв­ляемым к такому виду работ в высших учебных заведениях.

Контрольная работа или реферат включают:

Титульный лист - сообщается название учебного заведения, тема работы, Ф.И.О. автора, Ф.И.О. преподавателя, место выполнения работы и год. Контрольная работа имеет шифр специальности. Оглавление - план работы, содержание работы. Состоит:

Введение - здесь отмечается актуальность проблемы, т. е. ответ на вопрос - почему выбрана эта тема в качестве самостоятельного сочинения? Например: вызвала интерес своей необычностью, слабо разра­ботана другими авторами, много противоречивых суждений, связана с будущей специальностью; исто­риография проблемы - дается краткая характеристика литературы, использованной для написания работы; задачи реферата или контрольной работы - перечисляются основные направления, в рамках которых будет раскрыта тема т. е., что конкретно хотите проанализировать и рассказать.

Основная часть работы может состоять из отдельных глав, деленных на параграфы или просто отдельных частей, посвященных анализу выбранной темы.

Заключение - делаются выводы, к которым пришли в результате рассмотрения проблемы.

Список используемых источников - перечисляются все книги, журнальные статьи, используемые для написания работы. Например:

1. Кун Н.А. Боги Древней Греции. М., 1992

2. Книга Клеопатры //Наука и религия. 1992. № 9,10.

3. Мамардашвили М.К. Наука и культура //Методологические проблемы историко-научных исследова­ний. М., 1982.

Библиографическийсписок Учебнаялитература

1. Белогрудое О.А. Культурология. М., 1977. ',

2. Культурология в вопросах и ответах. Под ред.. Драча Г.В. Ростов-н/Д, 1997.

3. Культурология. Под ред. Добрынина В.А. М., 1996.

4. Культурология. История мировой культуры. Под ред. Марковой М., 1998.

5. Введение в культурологию. Под ред. Попова Е.В. М., 1996.

6. Учебный курс по культурологии. Под ред. Драча Г.В. Ростов-н/Д.,1996.

7. Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. М., 1997.

8. Малюга Ю.Я. Культурология. М., 1998.

9. Кармин А.Е. Основы культурологии. СПб., 1997.

10. Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.

11. Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1998.

12. Антология исследований культуры. СПб., 1997.

13. Культурология. XX век. СПб.,1997.

14. История искусств. Уч. пос. Минск, 1997. Общаялитература.

1. Всемирная история. М., 1956-1970. Т. 1-12.

2. Всемирная история. Минск, 1996. Т. 1-24.

3. История России. М., 1997. Т. 1-3.

4. История Дальнего Востока. М., 1990. Т. 1-2.

5. Всеобщая история искусств. М., 1966. Т. 1-6.

6. Всеобщая история архитектуры. М., 1970, Т.1-12.

7. Философский энциклопедический словарь. М., 1998.

8. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.

9. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.

10. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

11. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. М., 1996.

12. Первый век кино: Попул. энциклопедия. М., 1998.

13. Русский балет: Энциклопедия. М., 1997.

14. Приморский край: Краткий энцикл. справ.. Владивосток, 1997.

15. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М., 1990.

16. История мировой культуры: Справ. М., 1996.

17. Мир русской культуры: Энцикл. справ. М., 1997.

Тема1. Основыкультурологии

Чтобы достичь истины, нужно пройти через ворота противоречия.

Сократ

Разделпервый. Культуравсистемесовременныхнаук

Культура как общечеловеческое достояние. О современных определениях культуры. Сущность культуры. Законы и функции культуры в обществе. Материальная и духовная культура как предмет культурологического анализа. 1. Культура во времени и пространстве Проблема периодизации культурного процесса. Преемственность как фактор развития культуры.

Взаимоотношения между культурой и государством (на примере любой цивилизации). Культура и природа. Экологическое сознание Запада и Востока. Народ и интеллигенция - творцы культуры. Этнокультурные стереотипы.

Разделвторой. Культурологическиеконцепции: школы, направления, теории

I. Историческаяшкола: двапротивоположныхвзгляда

1. Поиски общих законов истории

Марксизм о смене общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельче­ской, феодальной, капиталистической, коммунистической).

Уникальность культур и культурное единство человечества. К. Ясперс (1883-1969) о смысле и назначении истории.

2. Концепции локальности культурно-исторических процессов.

Н.Я. Данилевский (1822-1885): о культурно-исторических типах и различиях между народами. 0. Шпенглер (1880-1936): о великих культурах, их просимволах и стилях. А.Д. Тойнби (1889-1975): постижение истории.

II. Натуралистическаяшкола

1. Расово-физиологическое направление Идеи Ж.А. Гобино (1816-1882) о неравенстве человеческих рас. Ф. Ницше (1844-1900) - основоположник «Философии жизни».

2. Психоаналитическое направление Культура - проекция индивидуальной психики на общественный экран.

3. Фрейд (1856-1936) основоположник психоанализа.

III. Социокультурнаяшкола

П.А. Сорокин (1889-1969) о трех типах культур: чувственном, идеациональном (сверхчувственном), идеалистическом.

А. Вебер (1868-1958) о трех взаимосвязанных процессах в истории.

IV. Символическаяшкола: особенностиязыковойиинформационнойкультуры Культура как мир знаков.

Природное и социальное в языке. Эволюция языка. Функции языка в культуре. Знаковые системы записи как историко-культурный процесс.

Тексты и их интерпретация. Дополнительно

1. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895): о материалистическом понимании истории. Сильные и слабые стороны теории.

2. Цивилизация: понятие и структура.

3. А.С. Ахиезер: о типах цивилизации.

4. М. Каган: культура как саморазвивающаяся система.

5. Клод Леви Строе (1908) - создатель структурной антропологии.

6. Герменевтика - учение о методах анализа произведений культуры.

7. Основные направления в развитии историко-культурной мысли России на пороге XXI века.

8. Общая классификация и характеристика историко-культурных источников (по любой проблеме).

9. Основные тенденции развития культурологии.

10. Культура и народы: Существует ли национальный характер? Литература

1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта М.,1991. Рецензия на книгу-Философские науки. 1992. №3.

2. Андреев А.А. Искусство, культура, сверхкультура, М„ 1991.

3. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

4. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

5. Бааде Ф. Соревнование к 2000 г. Наше будущее: рай на земле или самоуничтожение человечества. М.,1962.

6. Брук. С.И. Население мира. Этнодемографичккий справочник. М., 1986.

7. Введение в этническую психологию. СПб.,1995.

8. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

9. Вернадский В.Н. Научная жизнь как планетное явление. М., 1991.

10. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской мысли XIX и XX века. М., 1994. Т.1-2.

11. Гачев Г. Национальные образы мир. М., 1995.

12. Гельб И.Е. Опыт изучения письма. М., 1982.

13. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

14. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М.,1991.

15. История и психология. М., 1971.

16. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

17. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

18. Корнев В.И. «Невидимые» парадоксы религии и культуры. М., 1991.

19. Леви Стронс К. Структурная антропология. М., 1983.

20. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.

21. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука М., 1983.

22. Марков Г.Е. История хозяйства и материальная культура. М., 1979.

23. Методологические проблемы исследования истории культуры. М., 1979.

24. Мировая культура. Традиции и современность. М„ 1991.

25. Милюков П. И. Очерки истории русской культуры. М., 1994.

26. Метуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация. М., 1994.

27. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996.

28. Ницше Ф. Соч. в 2 т. М., 1989.

29. Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. М., 1995.

30. О России и русской философской культуре. М., 1990.

31. Одиссей. М.. 1994,1996. Вып. 1, 2.

32. Проблемы философии культуры. М., 1984.

33. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1-2.

34. Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. М., 1991.

35. Самосознание европейской культуры XX в. М., 1991.

36. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь. СПб., 1994.

37. Санкевич А.В. Методика исторического исследования. Киев., 1990.

38. Семенов Ю.Н. Социальная философия А. Тойнби. М., 1960.

39. Семиотика. М., 1983.

40. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990.

41. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992.

42. Соломоник А. Язык как знаковая система. М., 1992.

43. Субетто А.И. Системогенетика и теория циклов. СПб., М., 1994. Ч. I-II.

44. Тонби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

45. Шпенглер 0. Закат Европы. М., 1991.

46. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

47. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. М., 1996.

48. Хомский Н. Синтактические структуры //Новое в семантике. М., 1962. Вып. 2.

49. Юнг. К. Архетип и символ. М., 1991.

50. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997.

51. Яковлева С.С. Фрагменты русской языковой картины мира. М„ 1994.

52. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Тема 2. Мифологияирелигиякаксоциокультурноеявление

Невозможно понять человечество, не поняв его религиозных верований. Иногда наивная, иногда проникновенно-благородная, иногда утонченная, иногда жестокая, иногда наполненная всепоглощаю­щей нежностью, иногда мироутверждающая, иногда отрицающая мир, иногда обращенная во внутрь, иногда имеющая характер вселенской миссии, иногда поверхностная, а часто глубокая по своему содержанию - религия пронизывает жизнь человека с давних незапамятных времен.

Дуглас Дэвис

Разделпервый. Мифологияиранниеформырелигиинараннихступенях человеческойистории

1. Проблема религиозного сознания эпохи архаического общества. Первоначальные формы религиоз­ных верований. Основные архетипы религиозного мировоззрения /образного начала мировоззрения/ первобытного общества. Роль мифа в первобытной культуре.

2. Особенности мифологического сознания. Типология мифов. Сакрализация мифов /т. е. священные, относящиеся к вере, религиозному культу/.

3. Мифологическое сознание в древнейших цивилизациях. Ранние формы религиозных верований и их специфика в Древнем Египте, районе Двуречья, Индии и Китае. Великий древнеиндийский эпос: «Махаб-харата» и «Рамаяна».

4. Античная мифология и ее влияние. Поэмы Гомера и Гесиода - становление мифологического сознания. Боги, герои, люди. Необходимость, справедливость, судьба- мифологический аспект пробле­мы.

5. Язычество как феномен культуры народов Западной Европы и России. Двоеверие и его культурно-мировоззренческое содержание.

6. Мифы и образы африканской культуры в европейском сознании.

7. Особенности религиозного мировоззрения народов американского континента, островов юго-восточной Азии, периода великих географических открытий в свете новейших открытий современности.

8. Основные архетипы мировоззрения малочисленных народов Дальнего Востока России.

9. Мистика в жизни современного человека. Астрология, магия на пороге XXI века.