Реферат: Методические рекомендации для оу краснодарского края о преподавании предмета «Кубановедение» - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические рекомендации для оу краснодарского края о преподавании предмета «Кубановедение»

Остальные рефераты » Методические рекомендации для оу краснодарского края о преподавании предмета «Кубановедение»

Методические рекомендации

для ОУ Краснодарского края о преподавании предмета «Кубановедение»

в 2009–2010 учебном году


«Кубановедение» – это самостоятельный учебный предмет, который реализуется в каждом учреждении системы общего образования Кубани с I по XI класс.

Преподавание кубановедения в 2009 – 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год».

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 № 2783).

5. Приказ департамента образования и науки Краснодар-ского края от 24.07.2009 г. №2320 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края на 2009 – 2010 учебный год».

Федеральный перечень учебников на 2009 – 2010 учебный год размещен на сайте edu/db/mo/Data/d_08/m379.html).


В основу содержания обязательного учебного предмета «Кубановедение» положен историко-культурологический принцип.

На протяжении ряда лет преподавания предмета сохранена единая система целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине;

- освоение знаний об истории и культуре Кубани;

- формирование ценностных ориентаций;

- овладение нравственной, социальной, геоэкологической культурой в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, этнонациональными традициями, географическими особенностями природы, населения и хозяйства Краснодарского края, богатством и разнообразием ее флоры и фауны;

- развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций;

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание данного учебного предмета соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования по кубановедению», который утвержден решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004 г. (приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания общего образования по кубановедению» от 14.12.2004 г. № 01.8/2228).


Региональные нормативно-правовые документы по тематике кубановедения оперативно размещаются на странице официального сайта департамента образования и науки edukuban/obsheeobr/kubanoved/:

«Обязательный минимум содержания общего образования по кубановедению». Утвержден решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004 г. /Краснодар: Мир Кубани, 2005 г./. Документ определяет обязательный минимум учебного материала курса «Кубановедение» и одновременно 10–15 % содержания от объема федеральных программ.

2. «Программа курса «КУБАНОВЕДЕНИЕ» для I–XI классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края» /Краснодар: Вика-Принт, 2005 г. /. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности; структурирована по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование), а внутри ступеней – по классам. Включает пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением часов по темам, разделам, требования к уровню подготовки учащихся, списки рекомендуемой литературы. Содержательный материал в программе изложен концентрически.

Преподаватель кубановедения может при необходимости составить модифицированную программу (см. разработанные в 2005 году рекомендации ГАС и ККИДППО по составлению и оформлению модифицированных (авторизованных) программ и календарно-тематического планирования (письмо департамента образования и науки Краснодарского края, адресованное руководителям муниципальных органов управления образованием, от 26.12.2005 г. № 01.12/752).

Можно также использовать «Примерное учебно-тематическое планирование курса «Кубановедение» для I–XI классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края» /Краснодар: Перспективы образования, 2004 г./. В названной брошюре даются примерные темы учебных занятий, основное содержание и формы учебных занятий, примерное количество часов, список рекомендуемой литературы и собственно методические рекомендации по преподаванию тематических разделов.

Сотрудники ККИДППО и творческие коллективы под их руководством разработали ряд учебно-методических пособий в помощь учителю кубановедения, которыми целевым образом обеспечены школьные библиотеки:

«Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению. 3 класс», автор – составитель Еременко Е.Н. – Краснодар: Вика-Принт, 2006.

«Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению. 4 класс», автор – составитель Еременко Е.Н. – Краснодар: Вика-Принт, 2006.

Изобразительное искусство /Краснодар: Мир Кубани, 2005. Пособие содержит методические рекомендации, тематическое планирование, примерные разработки уроков.

Биология. Растительный и животный мир Кубани. 6 класс / Краснодар: Вика-Принт, 2006 /. Составители Казарян К.П., Бурлаченко Т.Л. Пособие содержит методические рекомендации, тематическое планирование, примерные разработки уроков.

Биология. Экология Кубани. 11 класс / Краснодар: Вика-Принт, 2006/. Составители Казарян К.П., Бурлаченко Т.Л. Пособие содержит методические рекомендации, тематическое планирование, примерные разработки уроков.

Поурочное планирование и методические рекомендации по разделу «История Кубани» интегрированного курса кубановедения с V–IX класс / под научной редакцией А.Г. Еременко / Краснодар: Вика-Принт, 2005 (семь отдельных брошюр).


Список учебников, учебных пособий

и современных научно-популярных изданий

по кубановедению


Издательство ОИПЦ «Перспективы образования»:

Еременко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Тетрадь по кубановедению для 1 кл.

Еременко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Кубановедение. 2 кл.: Учебник–тетрадь.

Мирук М.В., Еременко Е.Н., Науменко Т.А., Паскевич Н.Я. Кубановедение. Учебник для 3–4 кл. 2-е изд.

Трехбратов Б.А., Хачатуров Е.А., Науменко Т.А. Кубановедение: Археология, мифология, культура. Учебник для 5 кл.

Гриценко Р.М. Русский язык: Литературная норма и кубанские говоры. 5–9 кл.

Трехбратов Б.А. История Кубани с IV до конца XVIII в. Учебник для 6–7 кл.

Баграмян А.Ю. Литература Кубани. Рабочая тетрадь по кубановедению для 5–6 кл.

Бодяев Ю.М. Символы Краснодарского края.

Маслов А.В. Кубанская старина: жизнь и быт казаков. 2-е изд.

Животный мир Кубани. Учебное наглядное пособие. Авторы–составители Терская И.А., Криштопа А.Н.

11. Ратушняк В.Н. Кубанские хроники. Малоизвестное об известном: Очерки. – 2-е изд., исправленное и дополненное, 2008.

12. Выдающиеся деятели Кубани. Комплект портретов.

13.Литература Кубани: Хрестоматия для 9 кл. Составитель С.А. Лукьянов. 2009. (Программа опубликована в сокращении в № 2, 2008 журнала «Педагогический вестник Кубани».)

14. История Кубани в костюме. Комплект таблиц с методическими рекомендациями. – Авторы-составители Хачатурова Е.А., Шаповалова А.В., Науменко Т.А.

15. Т.И. Шаргородская. Вопросы обществознания в курсе кубановедения. Элективный курс: Учебное пособие для 8 – 9 кл., 2009.

16. Популярный иллюстрированный географический словарь Краснодарского края. Составитель И.П. Лотышев. – 2-е изд., испр. и доп., 2009.


Готовятся к печати:

Б.А. Трехбратов, А.Н. Криштопа, К.П. Казарян, И.А. Терская, С.А. Лукьянов. Кубановедение: Учебник для 6 кл.

Т.А. Науменко, Ю.А. Матвеева. Рабочая тетрадь по кубановедению для 3 – 4 кл.

Литература Кубани. Хрестоматия для 5 – 6 кл. Составитель С.А. Лукьянов.

Литература Кубани. Хрестоматия для 7 – 8 кл. Составитель С.А. Лукьянов.

Агропромышленный комплекс Краснодарского края. Комплект таблиц. Составитель И.А. Терская.

(По вопросам приобретения обращаться по адресу: г. Краснодар, ул. Володарского, 6, тел. (861) 254-25-67, факс 239-76-55).


Издательство «Традиция»


Голиков В.И. Фауна Кубани: видовой состав и экология. – Краснодар: Традиция. – 2007. – 192 с.

Деятели искусств Кубани: Сб. / сост. И.Ф. Гайворонская; ред. Л.И. Муратова; отв. за вып. В.Ю. Соколова. – Краснодар: Традиция. – 2006. – 97 с.

Литвинская С.А. Экологическая энциклопедия деревьев и кустарников (экология, география, полезные свойства). – Краснодар: Традиция. – 2006. – 360 с.

Писатели Кубани: Сб. / сост. Краснодарская краевая детская библиотека имени братьев Игнатовых; отв. за вып. В.Ю. Соколова. – Краснодар: Традиция. – 2007. – 92 с.

Плотников Г.К., Стрельников В.В., Островских С.В., Пашков А.Н., Жукова Т.И., Пескова Т.Ю. Редкие и исчезающие животные Краснодарского края. – Краснодар: Традиция. – 2007. – 208 с.

Ратушняк В.Н., Кумпан В.А. Северо-Западный Кавказ в условиях рыночной экономики. (Очерки социально-экономического развития. Начало и конец XX века.) – Краснодар: Традиция. – 2007. – 264 с.

Трехбратов Б.А. Кубановедение. Историко-краеведческий словарь школьника. – Краснодар: Традиция. – 2007. – Ч. I – 352 с.

8. Трехбратов Б.А., Жадан В.А. Кубановедение. Историко-краеведческий словарь школьника. – Краснодар: Традиция. – 2007. – Ч.II – 368 с.

9. Плакаты Кубанского казачьего войска. – Краснодар: Традиция. – 2008.

(6 плакатов: форма кубанских казаков; основные вехи истории кубанского казачества; регалии и реликвии кубанского казачества; православие в жизни казачества; Кубанское казачье войско сегодня; современная история кубанского казачества. Наглядное пособие с изображением и (или) описанием.)

Кубанская свадьба. – Краснодар: Традиция. – 2008.

(В книгу вошли кубанские свадьбы, записанные как в наше время, так и бытовавшие в прошлом веке. Книга имеет познавательное, практическое и прикладное значение.)

11.Звезды спорта Кубани. – Краснодар: Традиция, – 2007. (Книга о знаменитых тренерах и спортсменах Кубани, чьи достижения вписаны золотыми буквами в историю российского и мирового спорта.)

(По вопросам приобретения обращаться: г. Краснодар, ул. Зиповская , 9, тел. (861) 277-65-32, 274-10-35.)


Рекомендуем также использовать

- красочное полиграфическое издание: Платонов И., Рябухин А. Красавица Кубань. Достопримечательности Краснодарского края и Республики Адыгея. Фотоальбом. – Краснодар: Лев Толстой. – 2007. – 304 с.,

- научно-практическое использование календаря природы в Краснодарском крае / авт.-сост.В.П.Чучмай. – Краснодар: М & production, – 2005.


Обращаем внимание на необходимость готовить учащихся ОУ к краевой викторине по кубановедению и региональной олимпиаде (VIII–XI классы).


Рекомендуем продолжить активное использование видеоматериалов краевой фильмотеки, а также интернет-ресурсов:

www.admkrai.kuban.ru

kubangov/– сайт администрации Краснодарского края. Символика Краснодарского края (герб, гимн, флаг), историческая справка. Города и районы: политическая карта края – изображение районов края;

www.yuga –информационный портал Краснодарского края: общество, культура, спорт, история, деловая жизнь, афиша культурной жизни г. Краснодара (фильмы, спектакли, выставки, концерты);

ekaterinodar/ – сайт о столице Кубани: история города, новости, фотогалерея, фотоархив;

www.cossackdom –история казачества: события, биографии, иллюстрации, карты исторических событий, военных действий и пр.;

krasnodar.bip – Краснодарская коллекция рефератов: история Кубани (первая борозда, Екатеринодарская крепость, история и география города Краснодара, появление трамвая, первый телефон и т.д.), архитектура Кубани;

kuban.retroportal/index.html – хронология событий, происходивших на Кубани в XVIII – XX веках. На сайте представлены визуальные материалы из фондов краснодарских краевых государственных и частных архивов, библиотек и музеев, архивные документы, труды историков и краеведов, воспоминания очевидцев;

kubankazak.narod/index.htm – "Войско Кубанское Игнатово Кавказское": исторические пути казаков -некрасовцев (1708 г. – конец 1920-х гг.). Комплексное исследование основных вопросов исторического прошлого некрасовских казаков в период с 1708 г. до конца 1920-х гг. Базируется на широком круге архивных и опубликованных источников, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот. Рассматривается ряд спорных вопросов – историчность первого Кубанского казачьего войска, определение понятия "некрасовцы", периодизация некрасовской истории и т.д.;

budetinteresno.narod/krasnodar.htm – экскурсия по г. Краснодару на сайте туризма на юге России. История, археология, этнография; старинные карты Кубанской области; описание самых красивых уголков Юга России (водопады, пещеры, ущелья);…

mustamhi.narod/ – Таманский археологический музей;

mustamli.narod/ – Таманский литературный музей, музей М.Ю. Лермонтова на Тамани;

krinitza/ – ансамбль казачьей песни: история ансамбля, состав, песни в формате mp3, рецензии

darkaterina.narod/ –Екатеринодар православный. Фотогалереи, художественная и документальная литература по православию;

kkx/about/ – Кубанский казачий хор, официальный сайт. Виктор Захарченко, песни кубанского хора MP 3, гастроли;

otdih.nakubani–отдых в Краснодарском крае и Адыгее. Природа Кубани: вода, горы, леса и ботанические объекты, памятные места, охраняемые природные территории. Фото;

tamanland/ –информационный сайт о Таманском полуострове. Природные особенности: рельеф, климат, флора и фауна. История, география (фотогалерея);

priroda.kubangov/ – природа Кубани, официальный сайт департамента биоресурсов (состояние и охрана окружающей среды Краснодарского края). Красная книга Кубани;

kuban-tourism/gallery/nature.htm–Кубань – туризм. Фотографии природы Кубани;

kultura.kubangov–культура Кубани. Департамент культуры Краснодарского края. Памятники (истории, архитектуры, природы, церкви и пр.), деятели культуры и искусства;

ignatovka/–Краснодарская краевая детская библиотека им. братьев Игнатовых;

pushkin.kubannet/–Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина

krasnodarkr/–Краснодарский край. Крупные города Краснодарского края, история, география и климат, экономика;

http://www.kavkazonline.ru/encyclopedia/peoples–энциклопедия культур народов Юга России на сайте Кавказ on-line.

Рекомендуем использовать передовой опыт преподавания кубановедения в крае:

Материалы победителей, лауреатов, дипломантов и участников региональных номинаций «Учитель года Кубани–2007» /научно-методический журнал «Кубанская школа» №1, 2008/;

«Душа моя – Кубань!..» (сборник материалов участников краевого конкурса «Учитель года Кубани–2007» в региональных номинациях. – Краснодар: ККИДППО. –2008;

«Кубановедение: передовой педагогический опыт» /тематический информационно-методический бюллетень №10, 2006–2007 учебный год/ (приложение к журналу «Кубанская школа») и пр.

Преподавание данного курса потребует проявления творческого потенциала учителей-предметников, активного использования интерактивных форм проведения учебных занятий: семинаров, практикумов, экскурсий и др.

Преподавание «Кубановедения» в школе предполагает как минимум три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся:

- получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя и из региональных учебников;

- самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Методический аппарат региональных учебников ориентирован именно на такой подход к организации познавательной деятельности учащихся на уроке;

- углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес (ученики фактически выступают в роли «юных ученых» – исследователей). Наиболее эффективная форма организации этого уровня познавательной работы учащихся – проектная деятельность, которая осуществляется членами ученических научных обществ, слушателями спецкурсов, участниками экспедиций.

Залог успеха в работе по изучению курса «Кубановедение» состоит в том, чтобы учебные и внеклассные занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским духом, эмоциональным накалом. Важно, чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, откровенно обсуждать события прошлого и настоящего, которые волнуют их, извлекать уроки, делать выводы из событий истории родного края, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций народов Кубани.


Рекомендации подготовлены доцентом кафедры обществоведческих дисциплин ККИДППО, к.и.н. Ю.А. Болдыревым.

Контактный телефон – 8 (861) 232-48-92.