Методические рекомендации по географии учителям-предметникам к новому 2008 -2009 учебному году в свете решения актуальных задач современной модели образования

Остальные рефераты » Методические рекомендации по географии учителям-предметникам к новому 2008 -2009 учебному году в свете решения актуальных задач современной модели образования

Преподавание географии в 2008/09 учебном году будет осуществляться в соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании», «О введении единого государственного экзамена как обязательной формы государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации» и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти:

- Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р);

- Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена приказом Минобразования России от 18 июля 2002 г. №2783);

- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089);

- Федеральным базисным учебным планом (утвержден приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312).

Согласно приказа Министерства образования Ставропольского края № 01-54/3981 от 2 июля 2008 года предложено методическое сопровождение для формирования учебного процесса в школах края в 2008-2009 учебном году, где установлено годовое распределение часов,

Для проведения итоговой аттестации по географии выпускников средней (полной) школы в форме ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы, составленные с учетом следующих документов:

- обязательный минимум содержания основного общего образования по географии (приказ Минобразования России от 19.05.98 г. № 1236);

- обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по географии (приказ Минобразования России от 30.06.99 г. №56);

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. География (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г №1089).

На ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленностивозможно увеличение количества часов в VI классе (1 час в неделю учебного предмета «География») за счет часов регионального или школьного компонентов.


Основное общее образование

География является обязательным для изучения учебным предметом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В рамках основного общего образования на изучение географии отводится 280ч (6 кл. – 70 ч., 7 кл. – 70 ч., 8кл. – 70 ч., 9кл. – 70 ч.).

Следует обратить внимание, что из 70 часов (2 часа в неделю) учебного предмета «География»в 6 классе основной школы 10% учебного времени должно быть выделено для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности. В школьном журнале записываются 7 часов регионального компонента (РК). Новая концепция школьного географического образования и содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта по географии реализованы в новых линиях школьных учебников, атласов, рабочих тетрадей и методических рекомендаций.

Программы:

1. Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-11 кл. – М.: Просвещение, 2000. – 304с.

2. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2002. – 256с.

3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира: Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.

Учебники:

1. Герасимова Т.П. и др. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2005.

2. Коринская В. А. и др. География материков и океанов. – М.: Дрофа, 2002-2005.

3. Баринова И.И. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2001-2005.

4. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство, – М.: Дрофа, 2003-2005.

5. Ром В.Я. Новое в России: цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «География России. Население и хозяйство». – М.: Дрофа, 2004-2005.

6. Петрова Н.Н. География. Начальный курс. – М.: Дрофа, 2002-2005.

7. Душина И.В. и др. География. Наш дом – Земля: материки, океаны, народы и страны. – М.: Дрофа, 2002-2005.

8. Крылова О.В. Физическая география. Начальный курс. – М.: Просвещение, 2000-2005.

9. Крылова О.В. Материки и океаны. – М.: Просвещение, 2000-2005.

10. Раковская Э.В. География. Природа России. – М.: Просвещение, 2000-2005.

11. Алексеев А.И. и др. География. Население и хозяйство России, – М.: Просвещение, 2000-2003.

12. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2005.

13. Дронов В.П. и др. География России. Природа. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2002-2005.

14. Дронов В.П. и др. География России. Хозяйство и регионы. – М.: Дрофа, 2003-2005.

15. Климанова О.А. и др. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2004-2005.

16. Климанова О.А. и др. География. Страноведение. – М.: Дрофа, 2004-2005.

17. Алексеев А.И. и др. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2002-2005.

18. Алексеев А.И. и др. География России. Хозяйство и географические регионы. – М.: Дрофа, 2002-2005.

Каждый из представленных комплектов учебников подготовлен единым авторским коллективом. По всей линии прослеживается преемственность в развертывании содержания, системы вопросов и заданий от одного учебника к другому. Учебники и программы рекомендованы (допущены) Министерством образования РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях. Изучение географии по традиционной линии учебников осуществляется давно. Она является стабильной, классической и универсальной. С учетом новой концепции географического образования будет реализован комплексный, интегрированный подход к изучению физической и социально-экономической географии.

Перечень программ предметных элективных курсов предпрофильной подготовки (компонент образовательного учреждения)

1. Крылова О.В. Города мира (география мировой урбанистики) // Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. – М.: Дрофа, 2003.

2. Крылова О.В. Политическая карта мира // Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. – М.: Дрофа, 2003.

3. Александрова Е.Н. Решение географических задач // Элективные курсы в системе предпрофильного обучения. – Архангельск, 2005. С. 36-40.

4. Марданова Д.Р. Региональная экология // Модернизация школьного географического образования. Методические материалы в помощь учителю географии. // Под ред. Е.Н. Александровой, А.П. Кирилловой. – Архангельск, 2005. С. 19-22.

5. Потапов И.А. Лингвистическая география // Модернизация школьного географического образования. Методические материалы в помощь учителю географии. // Под ред. Е.Н. Александровой, А.П. Кирилловой. – Архангельск, 2005. С. 14-16.

6. Преминина Я.К. Монархии Европы // Модернизация школьного географического образования. Методические материалы в помощь учителю географии. // Под ред. Е.Н. Александровой, А.П. Кирилловой. – Архангельск, 2005. С. 11-14.

7. Хвостова А.В. Прикладная экология // Модернизация школьного географического образования. Методические материалы в помощь учителю географии. // Под ред. Е.Н. Александровой, А.П. Кирилловой. – Архангельск, 2005. С. 16-19.

Среднее (полное) общее образование

География не относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общегообразования. География включена в перечень учебных предметов по выбору на базовом или профильном уровнях в зависимости от профиля обучения:

1. Количество часов за два года обучения (10-11 классы) по географии:

- базовый уровень 70 (1 час в неделю);

-профильный уровень 210 (3 часа в неделю).

Изучение географии на профильном уровне предполагается осуществлять в классах физико-химического (2 часа 10-11 класс), химико-биологического (2 часа 10-11 класс), В классах универсального (профильное) обучения (по 1 часу в 10-11 классе: 140 ч.), биолого-географического (6 часов 10-11 класс), социально-экономического (6 часов 10-11 класс).География отсутствует на базовом и профильном уровнях: физико-математического, социально-гуманитарного, художественно-эстетического, оборонно-спортивного, агро – технологического, индустриально-технологического, филологического, информационно-технологического. Учебно-методические комплекты базовых географических курсов являются традиционными и давно используются в практике обучения географии. Большинство УМК профильных географических курсов также являются сформированными и рекомендованы (допущены) Министерством образования РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях.

Рекомендуемая литература для классов базового уровня (10-11 класс) 68 ч.

- Экономическая и социальная география мира (В.П. Максаковский):

1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс // Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-10 классы. – М.: Просвещение, 2000. – С.46-60.

2. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: 10 класс. – М.: Просвещение, 2005. – 400с.

3. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Дополнительные главы. 10 кл. – М.: Дрофа, 2003.

4. Максаковский В.П. Рабочая тетрадь по географии: 10 класс. – М.: Просвещение, 2005. – 61с.

5. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2005. – 240с.

6. Баранчиков Е.В. Тесты по географии // К учебнику В.П. Максаковского «География, экономическая и социальная география мира». 10 класс – М.: Изд. «Экзамен», 2007 – 126с.

- Экономическая и социальная география мира (Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров) 68 ч. (10 кл.):

1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Социально-экономическая география мира. 10 класс // Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-10 классы. – М.: Просвещение, 2000. – С.157-169.

2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира: 10 класс. – М.: Просвещение, 2005. – 288с.

- Экономическая и социальная география мира (Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский) 68 ч. (10-11 кл.):

1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – Ч. 1. – 232с.

2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – Ч. 2. – 232с.

- Население и хозяйство мира (А.П.Кузнецов) 68 ч. (10 кл.)

1. Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира. 10-11 классы //География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2002. – С.88-101.

2. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М.: Просвещение, 2003. – 304с.

3. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл.: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1999. – 96с.

- Общая география (Т.П. Герасимова, С.В. Мясникова) 68 ч. (10 кл.):

1. Герасимова Т.П. Общая география // Программно-методические материалы. География. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000. – С. 99.

2. Герасимова Т.П., Мясникова С.В. Тематическое планирование по курсу «Общая география» (10 класс) // География. –2001.- № 33, – С.28-29.

3. Герасимова Т.П., Мясникова С.В. Общая география. 10 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.

Рекомендуемая литература для профильных классов (10-11 класс)

- Коммерческая география (Е.Л.Плисецкий) 68 ч. (10-11 кл.):

1. Плисецкий Е.Л. Программа экспериментального курса «Коммерческая география России» // География в школе. – М., 1992, № 6.

2. Плисецкий Е.Л. Курс в профильном обучении географии. Поурочное планирование // География. – М., 2001, – № 4, – С.9-14, 19-24.

3. Иванова Т.В. Курс “Коммерческая география”. Тематическое планирование // География в школе. – М., 2003. – № 8. – С.59-62.

4. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России. – М.: Просвещение, 1996. – 256с.

5. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. Учебник для 10 класса. – М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004. – 176с.

6. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 11 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 176с.

7. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. Рабочая тетрадь 10 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004.

8. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. Рабочая тетрадь 11 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 64с.

9. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. Методические рекомендации для учителя. 10-11 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004.

- География человеческой деятельности (В.Н.Холина) 68 ч.(10-11 класс):

1. Холина В.Н. Программа курса «География человеческой деятельности: Экономика, культура, политика» // География в школе. – М., 1994. – № 2. – С.34-39.

2. Холина В.Н. Курс «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика» (поурочное планирование) // География в школе. – М., 2003, № 2.

3. Холина В.Н. География человеческой деятельности: Экономика, культура, политика: 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2005. – 352с.

4. Холина В.Н. География человеческой деятельности: рабочая тетрадь: 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2005. – 64с.

5. Холина В.Н. География человеческой деятельности: метод. рекомендации к изучению курса. – М.: Просвещение, 2004. – 176с.

- Природопользование (Н.Ф. Винокурова и др.) 68 ч.(10-11 класс):

1. Сиротин В.И., Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С., Николина В.В., Смирнова В.М. Природопользование // География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2002. –С. 207-222.

2. Сиротин В.И. Примерное тематическое планирование по курсу 2Природопользование» (10-11 кл.) // География в школе. – М., 1994. – № 2. – С.39-45.

3. Природопользование: Уч для 10-11 кл. профильных шк./ Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина и др. – М.: Просвещение, 2002. – 255с.

4. Рабочая тетрадь по природопользованию: 10-11 кл. // Н.Ф.Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина и др. – М.: Просвещение, 1999. – 48с.

5. Методическое пособие по курсу «Природопользование” // Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В.Николина и др. – М.: Просвещение, 1996.

- Глобальная география(Ю.Н. Гладкий, С.Б.Лавров) 34 ч.(11 класс):

1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география //География. Программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2002. – С.175-195.

2. Крылова О.С. Глобальная география. Примерное тематическое планирование курса // География в школе. – М., 2001. – С. 13-14.

3. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география. – М.: Дрофа, 2001. – 352с.

4. Гдалин Д.А. Глобальная география. 11 кл.: Метод. Пособие // Д.А. Гдалин, И.Ю. Гладкий. – М.: Дрофа, 2002. – 160с.

- Медицинская география (Т.В.Кучер и др.) 68 ч. (10-11 класс):

1. Кучер Т.В., Беляева Т.К. Программа курса «Медицинская география» // География в школе. – М., 1994. – №2. – С. 31-34.

2. Кучер Т.В., Колпашникова М.Ф. Медицинская география. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 1996.

- Экология города (Г.С. Камерилова) 68 ч. (10-11 класс):

1. Камерилова Г.С. Программа профильного курса «Экология города» для 10-11 классов // География в школе. – М., 1997. – №4. – С. 40-43.

2. Камерилова Г.С. Экология города: Урбоэкология. – М.: Просвещение, 1997. – 192с.

3. Камерилова Г.С. Рабочая тетрадь по экологии города: 10-11 кл. – М.: Просвещение, 1998. – 64с.

- Геология (Н.В. Короновский) 68 ч. (10-11 класс):

1. Короновский Н.В. Программа курса “Геология” // География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2002. – С.224-230.

2. Короновский Н.В. Геология. 10-11 кл.- М.: Дрофа, 2005.

- Геоэкология (Л.Л. Розанов) 68 ч. (10-11 класс):

1. Розанов Л.Л. Программа курса «Геоэкология» // Элективные курсы. Программы. География. – М.: Дрофа.

2. Розанов Л.Л. Геоэкология. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2005.

Программы профильных географических курсов начинают публиковаться с 1993 года по настоящее время. Полные учебно-методические комплекты по этим курсам не сформированы, они представлены только программами.

Элективные курсы профильной школы (10-11 классы)

Основы рыночной экономики. А.А. Голуб, В.М. Манусов, Е.Б. Струкова 68 ч. География в школе. – М.: 1993. – № 1. – С. 35-36.

Экономика и экология. Т.В. Кучер 68 ч. // География в школе. – М., 1993. – № 3. – С. 41-44.

География культуры. Т.П. Смоктунович 68 ч. // География в школе, 1993. –№ 5. – С.32-38.

География туризма. А.В. Даринский 34.ч. // География в школе. – М., 1994. – № 2. – С. 29-31.

Взаимодействие природы и человека. Т.В. Власова, В.А. Еремина, Т.Ю. Притула 34 ч. // География в школе. – М., 1994. – № 3. – С. 43-47.

Геоэкология. А.И. Жиров, И.В. Игнатенко, А.Н. Ласточкин, В.П. Соломин 68 ч. // География в школе. – М., 1994. – № 6. – С. 56-60.

Политическая география. Ю.Н. Гладкий, В.С. Ягья. Сборник авторских программ для 10-11 классов профильных школ. – М.: Просвещение, 1994.

География религий. Ю.Н. Гладкий, Н.С. Гордиенко Сборник авторских программ для 10-11 классов профильных школ. – М.: Просвещение, 1994.

Глобальные и региональные экологические проблемы. Н.Н. Родзевич Сборник авторских программ для 10-11 классов профильных школ. – М.: Просвещение, 1994.

Картография. А.М. Берлянт Сборник авторских программ для 10-11 классов профильных школ. – М.: Просвещение, 1994.

Космическая география. В.А. Николаев, Э.М. Цыпина Сборник авторских программ для 10-11 классов профильных школ. – М.: Просвещение, 1994.

Мир в ХХ веке. А.В. Даринский // География в школе. – М., 1995. –№ 2. – С. 38-43.

Рекреационная география. Т.Ю. Притула 34 ч. (География в школе,1995.-№3.- С. 45-47.)

Основы комплексного страноведения. Я.Г. Машбиц (География в школе, 1995.- №5)

Географическая картография. Г.С. Комисарова 36 ч. (География в школе, 1995.- №6.- С. 38-40.)

Всемирное природное и культурное наследие. Д.П.Финаров, В.П. Соломин, В.Ф. Любимов, Т.А. Любимова 68 ч. (География в школе, 2000,- №2.- С.50-52.)

География производства в условиях рыночной экономики. А.Л. Миллер 34 ч. (География. Программы для общеобразоват. Учреждений. 6-11 кл.- М.: Дрофа, 2002.- С.196-207.)

Региональные геоэкологические проблемы. О.А. Климанова 34 ч. (География в школе, 2004.- №5.- С. 52-54)

Пространственное разнообразие России. С.В. Рогачев 35 ч. (География, 2005.- №4.- С. 30-33.)

Этнология и этнография. А.А. Лобжанидзе, Д.В. Заяц 34 ч. (География, 2005.- №4.- С.27-29.)

География населения с основами демографии. С.А. Сухин 34 ч. (География, 2006.- №1.- С. 37-42.)

Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С., Николина В.В., Смирнова В.М., Сиротин В.И. Природопользование; учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007. – 240с.

Практические работы по географии.

Практические работы — неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т. п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности и являются одним из важных этапов подготовки к ЕГЭ по географии. Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами.

По дидактической цели все практические работы делятся на обучающие (тренировочные), самостоятельные (творческие), итоговые (оценочные).

На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ. Выполнение тренировочных и творческих работ учителем оценивается выборочно и в школьный журнал выставляются только положительные оценки. Итоговые практические работы по темам выполняются и оцениваются у всех учащихся в классе, записываются и выставляются в школьный журнал.

Таким образом, все практические работы по программе отражаются в тематическом и поурочном планировании с указанием их вида (обучающие, самостоятельные, итоговые), в школьный журнал записываются только итоговые (оценочные)практические работы:

1. Практические работы. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2004. – 256с.

2. Начальный курс географии. 6 класс. Программа Т. П. Герасимовой (С. 6-15). (68 ч, 2ч в неделю).

3. Практические работы по курсу «География материков и океанов» 7 класс. Программа И.В. Душиной (С. 25 -38),(68 ч, 2ч в неделю).


4. География России 8 класс (вариант 1). Программа И.И.Бариновой (С. 46-52) (программа подходит и к учебнику И.В.Раковской «Природа России»), (68 ч, 2ч в неделю).


5. География России 9 класс (1 вариант). Программа И.И.Бариновой, В. П. Дронова для учебника В. П. Дронова и В. Я. Рома «География России. Население и хозяйство. 9 кл.» (С. 53-67).


6. Экономическая и социальная география мира 10 класс. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000. – 304с.

7. Программа В. П. Максаковского (С.46-60), (68 ч, 2ч в неделю).


Дополнительная методическая литература по предмету:

Ермошкина А.С. О тематике профильных курсов географии // Профильная школа. – М., 2003. – № 3. – С. 24-28.

Новый федеральный базисный учебный план: перспективы преподавания географии в основной школе // География в школе. – М., 2004, – № 6. – С. 19-21.

Программы элективных курсов. География. 10-11 классы. Профильное обучение // Сост. В. П. Дронов. – М.: Дрофа, 2005. – 191с.

Розанов Л.Л. Введение в общую географию 10-11 классах.: Учебное пособие.- М.: Дрофа, 2008 – 223с.

Сборник нормативных документов. География/Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М.: Дрофа, 2004.- 141с.

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ // География. – М., 2004, – №7. – С. 21-23.

Петрова Н.Н. Новый образовательный стандарт, оценка качества подготовки выпускников средней школы по географии: 11 класс. – М.; изд. «Экзамен», 2006. – 61с.

Петрова Н.Н. Новый образовательный стандарт, оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии: 9 класс. – М.; изд. «Экзамен», 2006. – 61с.


Зав. кафедрой

естественнонаучных дисциплин,

СКИПКРО, к. биол. наук Н.Н. Сабельникова


Профессор кафедры

естественнонаучных дисциплин,

СКИПКРО, д.п.н. Т.К. Щербакова