Реферат: ы для журфаковцев - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

ы для журфаковцев

Остальные рефераты » ы для журфаковцев

Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова


© 2006 «РЕФЕРАТЫ ДЛЯ ЖУРФАКОВЦЕВ»

HTTP://JOURNREF.NAROD.RU


Факультет журналистики.

Введение в мировую журналистику.

Печать в Великобритании в 1945-1985 гг.


Преподаватель: Трубицына И.В.

Работу выполнила студентка II курса

P4ela


Москва 2004


Во второй половине XX века для британской печати характерны определенные изменения. Однако чтобы иметь полное представление об этом, определить, что изменилось в послевоенное время, и как повлияла технологическая революция на «новую журналистику» Британии, нужно и рассмотреть также те особенности печати в Великобритании, которые остались практически неизменны.

Так, следует начать с того, что Британия – страна классической вертикальной модели прессы. Несмотря на довольно разветвленную сеть региональных изданий (их общее число – около ста утренних и вечерних газет, не говоря уж о сотнях еженедельников), жители этого компактного островного государства привыкли получать к завтраку свежую газету, ожидая найти в ней самые важные новости о событиях общенационального и мирового значения. На долю же региональных (провинциальных) газет, согласно сложившемуся разделению труда, выпадает роль информировать своего читателя о локальных новостях, быть вестником рекламы местного бизнеса.

Из первой особенности центральной печати Британии логически вытекает и другая – предельный уровень концентрации общенациональной прессы в руках немногих издателей. При этом до наступления научно-технической революции в средствах массовой информации, потребовавшей огромных инвестиций с привлечением иностранного капитала, эти монополистические начала проявляли себя еще в канун Первой мировой войны преимущественно в семейной («фамильной») форме владения газетно-журнальными группами.

Факт чрезмерной концентрации прессы в руках немногих был предметом постоянной критики со стороны английской демократической общественности. Естественно, консервативные круги делали все, чтобы эта критика не переливала через край. В 1945 году, т.е. сразу же после окончания войны, в Англии к власти пришло лейбористское правительство. В ряду принятых им мер по ограничению засилья монополистического капитала было и решение в 1947 году образовать специальную Королевскую комиссию по делам печати. Парламент мотивировал этот шаг «растущей тревогой в кругах общественности по поводу роста монополистических тенденций в сфере контроля над прессой» и поставил перед комиссией задачу «исследовать состояние финансовых рычагов контроля и управления, а также собственности в прессе»1.

В течение двух лет комиссия провела детальное обследование экономики газетной индустрии страны, проанализировала объяснения руководителей пресс-концернов, мнения журналистов и представителей общественности. Конечно, комиссия не могла полностью согласиться с мнениями выслушанных свидетелей о том, что захват прессы небольшой группой монополистов и коммерциализация пресс - бизнеса, грозят урезанием свободы печати в Британии. До этого не дошло, да и не могло дойти. Хотя в заключительных выводах и признавалось, что продолжение концентрации прессы заслуживает осуждения, но все же в целом комиссия по существу оправдала достигнутый уровень монополизации экономической необходимостью. Комиссия не обнаружила серьезных оснований для особой тревоги по поводу того, что этот процесс негативным образом отразился на разнообразии прессы и качестве газет. А также заявила, что британская пресса сугубо индивидуальна, что она свободна от коррупции, от всевозможных влияний посторонних финансов.

Единственной реальной мерой стало создание по рекомендации комиссии Совета по прессе – общественного органа в составе 27 человек (преимущественно из владельцев и редакторов газет). В его полномочия входило способствовать сохранению свободы печати в Великобритании, следить за тенденциями в области концентрации и монополизации прессы и регулярно публиковать доклады по этим вопросам, а также делать соответствующие замечания издателям газет и журналов, когда в адрес Совета поступают жалобы на этот счет. Было также постановлено, что в случаях, когда владелец газетной группы проявляет намерение приобрести еще одно издание тиражом свыше 500 тыс. экз, то проектируемая сделка передается на предварительное рассмотрение антимонопольной комиссии. Интересно отметить, что во всех имевших место после 1949 года такого рода случаях упомянутая комиссия ни разу не высказалась против.

Королевские комиссии по вопросам печати созывались еще дважды – в 1961 и 1974 годах, но всякий раз дело ограничивалось лишь констатацией новых тенденций в процессе концентрации прессы и других проблем, в том числе связанных с журналистской этикой. Однако заметного влияния на дальнейшие судьбы газетно-журнального дела эти слушания не оказали, т.е. стали своего рода очередной формальной необходимостью.

В чем же изменение ситуации во второй половине XX века? Как формулирует С.И. Беглов в своей книге «Четвертая власть: британская модель», осуществился переход от замкнутых династий к «публичным корпорациям».

В целом ситуация с газетами в 60-70 годы можно рассмотреть так: судьба их все же неустойчива; падения и взлеты стали еще более стремительными; как только газеты начинали на себя смотреть как на внушительные и солидные компании, тут же утрачивали свою гибкость мобильность и в свою очередь теряли контакт с читателями, и так становились жертвами своих соперников. Изменяются сами владельцы изданий: появляются новые магнаты прессы, предлагающие более ходкий и злободневный товар; напряженная конкуренция и необходимость считаться с совладельцами ставит магнатов прессы во все большую зависимость от бухгалтеров и знатоков рынка.

Безусловно, главные заботы газетно-журнальных издателей после перехода к мирному времени стали все больше перемещаться в сферу экономики. Не так уж много важных вопросов для издателей было, но они, конечно, были именно важными:

Поднять тираж

Восстановить прежние объемы изданий

Заработать средства на вздорожавшие бумагу и краску, обновление оборудования

В этой связи – как привлечь и по возможности удвоить приток рекламы. Достичь выгодности газетного бизнеса.

Так, с новой силой развернулась конкурентная борьба за читателя, за рынок, за сбыт товара – сенсации (товара, который как раз интересен читателю). На фоне прежних традиционных форм «фамильного» ведения дела все больше показывает свои преимущества открытая многопрофильная акционерная компания. Требовались новые веяния, издатели нового типа, с другой хваткой, хваткой дельцов. Не собственники, делающие главную ставку на солидную репутацию их фамильного бизнеса, а те, кто способен не только держать постоянную связь с Сити, но и оперативно реагировать на колебания конъюнктуры на финансовых рынках, маневрировать между кредиторами в банковской сфере. А главное, с бухгалтерской точностью соразмерять рейтинг газеты с тарифом на рекламу. Причем нужно учитывать, что цена «колоночного дюйма» (единицы рекламного пространства) в расчете на каждую 1000 читателей синхронизировалась с динамикой тиража. В качественных газетах и читатель побогаче, и рекламируемый товар подороже и все это определяет и их высокий «рейтинг» и, соответственно, тариф, по которому оплачивается рекламное пространство в этих относительно малотиражных газетах.

Так как я упомянула термин «качественные» газеты, следует разобраться, что же следует под этим понимать.

Особенность газетно-издательского дела в Британии состоит в том, что оно не является безадресным, если иметь в виду читательскую аудиторию. В Англии все же остается, хотя и стираемое, но присутствующее социальное деление, выражающееся в том, что люди читают что-либо по принадлежности к тому или иному классу (в связи с разным образованием, отношению к тому или иному профессиональному «цеху» и т.д.). В таком ключе можно говорить о группе аристократии и бизнеса «высшего класса», групп средней буржуазии, чиновниках, высококвалифицированных рабочих (типичный «средний класс»), группа, в которую входит мелкая буржуазия и профессиональная интеллигенция и отдельно группа просто квалифицированных рабочих, затем группа малоквалифицированных рабочих, разнорабочих, словом, всех, чей труд мало оплачивается, и, наконец, группа учащихся, безработных и пенсионеров (т.е. всех, кто живет на стипендии и пособия от государства). В зависимости от этого деления газеты и определяли свое наполнение. Именно это определило то, что одни газеты стали информировать и просвещать, другие предназначались, чтобы развлекать. И именно поэтому Англия считается классической страной разделения центральной прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую).

Поначалу они были противоположными полюсами журналистики. У «качественных» - развернутая информация, редакционные статьи на злобу дня, аналитика, политика и экономика, вопросы культуры. «Популярные» же гонялись за сенсациями, скандалами, фактами частной жизни знаменитостей, криминалом и т.д. Из всего этого вытекали и два разных стиля оформления, подачи материала и верстки. Конечно же, разной была и реклама. В газетах «качественных» преобладает реклама предметов роскоши, недвижимости, путешествий, а также и «престижная» реклама, т.е. объявления (в том числе полугодовые и годовые отчеты) крупных концертов и финансовых учреждений. В «популярных» газетах акцент делается на рекламу дешевых и соответственно популярных товаров.

В многотиражных газетах тариф на рекламу почти в прямой степени соотносился с тиражом издания. Считалось, что с тиражом свыше 2 млн. экз рейтинг вполне достаточен, чтобы обеспечить доход от рекламы, необходимый для поддержания рентабельности издания. Как только тираж «популярной» газеты опускался ниже заданного уровня, для нее наступали трудные времена, потому что цена единицы рекламного пространства быстро опускалась.

Для «качественных» газет расценки на рекламу были, конечно, выше. И для них совсем не требовался высокий тираж, поскольку ставка была сделана именно на то, что такие газеты читают, возможно, немногие, но очень богатые и готовые тратить свои деньги.

Итак, повторюсь, поначалу «качественные» и «популярные» газеты были противоположными полюсами британской прессы. Почему же «поначалу»? Потому что чем ближе к 90-м годам, тем все заметнее становилось стирание этих отличий. Это не значит, что «качественная» внезапно становится «популярной» или наоборот, или какая-то группа газет начинает превалировать. «Таймс» как была «качественной», так ей и оставалась. Важно то, что постепенно появляются так называемые газеты «промежуточного» типа. К таки стали относить ежедневные «Дейли Мейл», «Дейли Экспресс», «Тудей», а также воскресные «Мейл он санди» и «Санди экспресс». Почему? Это объяснялось тем, что данные издания, окончательно перейдя на «таблоидный» формат, тем не менее принялись активно заманивать в ряды своих читателей многих из тех, кто ранее составлял постоянную клиентуру «качественных» газет. Тем самым подразумевалось снижение вкуса. Т.е. таким образом, можно говорить, не об изменении самих газет, а изменении читателя, под которого потом и приспособляются газеты, чтобы полностью отвечать его требованиям. Играя на капризах читателя, новые издатели создают новые газетные империи.

Итак, что же происходит? Газетный бизнес становится, как сказал известный издатель Рой Томпсон, «таким же бизнесом, как и любой другой». Трудности, испытываемые в Англии газетными «лордами» старой школы, объяснялись, в частности, их недостаточным вниманием к новым формам корпоративной организации СМИ как многоотраслевого бизнеса, требующего вложения средств не только в новую технологию печати, но также и в предприятия радио и телевидения, способные обеспечивать более высокие прибыли в более сжатые сроки. Во всяком случае, так считал Рой Томсон, который смог в итоге создать такую империю СМИ, что на него работали в 19 странах 18 тыс. журналистов. Интересно отметить, что он начинал как раз с радио бизнеса, причем в Канаде. Он действовал по принципу «цепочки» и в газетном деле: он скупал малоприбыльные газеты и делал их прибыльными – он стандартизировал издания (в данном случае – новостей и комментариев), также существовала ориентация на поточное производство, когда похожие друг на друга фотографиями и статьями печатные издания выходили в десятках городов под другими заголовками.

Так, в середине 50-х годов Томсону стало известно о финансовых трудностях, переживаемых старейшей шотландской газетой «Скотсмен».Канадский издатель, чьи предки когда-то перебрались в Северную Америку из Шотландии, совершает бросок в обратную сторону. Скоро «Скотсмен» и вечерняя эдинбургская газета «Ивнинг диспетч» становятся его собственностью. Томсон удачно сочетает приобретение провинциальных газет и развитие коммерческого телевидения в Шотландии,он ведет наступление как бы с двух сторон –возможно, в этом и есть залог успеха. Так, в результате осенью 1959 года он становится владельцем не только самой большой «цепи» провинциальных газет в Великобритании, но в его руках также и крупнейшая воскресная газета «Санди таймс». Конечно, на этом Томсон не остановился – в 1966 году была признана законность сделки между Томсоном и лордом Гэвином Астором о слиянии «Санди таймс» и «Таймс» (лорд прекрасно понимал, что убыточность «Таймс» можно перечеркнуть только в том случае, если ее возьмет на содержание преуспевающая корпорация, в которой потери одной отрасли с лихвой возмещаются высокой доходностью в другой), при этом говорилось о том, что каждая газета будет иметь собственного редактора с правом вести самостоятельную политику. Для «Таймс» не было другого выхода, ведь ее тираж застыл на отметке ниже 300тыс. экз., она могла выжить только с принятием такого решения.

Другой видный газетный издатель (продолжатель дела лорда Нортклифа) Сесиль Кинг вынужден был признать, что в этой сделке Томсон опередил всех возможных конкурентов и что горькая правда состоит в том, что при 250-тясячном тираже ни одна газета не способна существовать, как бы она ни гордилась своей независимостью.

Итак, рассмотрев действия Томсона можно определить основные аспекты:

Предельная жесткая экономия на всем, что касается штатов и необоснованных расходов.

С другой – мобилизация средств на создание собственных ресурсов и новых технологий. Например, своя новая типография, способная широко использовать цвет в изданиях концерна. И главное, поиск новых способов (в том числе заимствованных из американской практики) привлечения рекламодателей. Если в Шотландии эту роль выполняло телевидение, то в Англии Томсон сделал ставку на журнальные приложения к газете.

Причем если поначалу Томсон предполагал снабдить таким приложением все издания «Томсон ньюспейперс», включая провинциальные, то в итоге приоритет был отдан исключительно «Санди Таймс».

Формула для рекламы была такова: «Эксклюзивная реклама для эксклюзивного (т.е. состоятельного) читательского контингента».

Первые же номера многоцветного журнала-вкладки в «Санди Таймс», вышедшие в 1962 году оправдали смелость новаторства Томсона. Тираж газеты вырос с 880 тыс. экз. до 1 млн. Производители эксклюзивных товаров и услуг для наиболее платежеспособных членов общества были вынуждены принять высокие тарифы тарифные ставки за рекламу их продукции в «Санди Таймс». Немного прошло времени, как и другие издания – воскресная «Обсервер» и ежедневная «Дейли Телеграф» - последовали примеру Томсона. А за ними – и другие газеты, хотя и с меньшим успехом.

Говоря о рекламе, следует отметить ее роль как главного регулятора.

Я уже упоминала выше имя Сесиля Кинга. Это также наряду с Томсоном преуспевающий издатель в истории печати Англии. Стоит отметить, что он ценил достижения Томсона и считал одним из своих важнейших достижений тот факт, что в ходе конкурентной борьбы на Флит-стрит он однажды все-таки обошел Томсона, сделав важный стратегический ход в развернувшейся в 60-70-е годы перегруппировке сил на поприще британских СМИ.

В качестве газетчика он начинал не во владениях своего покойного дяди, который оставил после себя газетную империю, в составе которой была и элитная «Таймс» и многотиражная «Дейли Мейл». Последнюю прибрал к рукам брат лорад Нортклифа, оставив в руках своих партнеров «Дейли миррор» и «Санди пикториал».

С 1951 года Кинг стал председателем концерна «Миррор-Пикториал» и главным издателем обоих изданий. Именно при Кинге тираж «Дейли Миррор» поднялся до рекордной высоты – 5 млн.экз. Вскоре концерн превратился в огромный газетный концерн, захвативший почти все журнальные издания, рассчитанные на массовую, прежде всего –женскую, аудиторию. Именно так он смог переиграть Томсона, который осознал, что увлекся скупкой газетных предприятий и упустил из виду такую выгодную нишу как журналы. Но было уже поздно, т.к. именно Сесиль Кинг успел заключить договор о слиянии крупным концерном «Одэмс», который пытался укрепить свое положение на рынке журналов.

Именно после этого Томсон сделал свой успешный ход – выпустил журнальные приложения к газете «Санди Таймс».

Перед Сесилем Кингом стояла сложная задача – ему нужно было не потерять свой концерн. Таким образом, была принят ряд мер:

Была проведена реорганизация структуры, даже рационализация. Одной из первых жертв рационализации стал журнал общего типа «Тудей». Его постигла та же судьба, что и трех других центральных иллюстрированных еженедельников для «семейного чтения» - «Пикчер пост», «Иллюстрейтед Лондон», «Эврибодис».

«Прореживание» журнального поля. Основную массу приобретенной Кингом периодики составляли специализированные издания. В результате путем закрытия дублирующих издания общее число журналов концерна было сокращено почти вдвое.

Однако все же эти меры не помогли, и тираж стал неуклонно падать. Ошибки Сесиля Кинга заключались в том, что он закрывал издания, которые могли быть перспективными, открывал новые – без лица и направления – которые получались невыгодными. В итоге он их продавал своим же конкурентам, которые делали «неправильное» издание «правильным» – и оно становилось новым конкурентом какой-либо газеты Кинга.

Также в истории британской печати важную роль сыграли и Роберт Максвелл, и австралиец Руперт Мэрдок, проявившие себя как выдающиеся дельцы.

Интересная особенность, что некоторые из британских блестящих издателей - тмечусная особенностьТомсона.шие свою нишу в этой стране - я ложно аха.питаломе овали "оанные издания.совсем не англичане, они иностранцы– я имею в виду Мэрдока и Томсона.

Отмечу, что все перечисленные издатели начинали, конечно, свой бизнес не с нуля, они «высаживались» на Британских островах с определенным, возможно, и небольшим, но все же капиталом и начинали методично покупать издания, которые находились на грани краха. С одной стороны, и ситуация была для них выгодна, с другой – сложно было наращивать газетную империю и удержать в руках – еще сложнее, чем создать.


Список использованной литературы.

Беглов С. Империя меняет адрес. – М.: ИМПЭ, 1997

Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. История печати Великобритании от «новостных писем» до электронных газет.- М.: Изд-во Московского ун-та, 2002

Матвеев В. Империя Флит-Стрит.- М.: Наука, 1961

1 Цитаты взяты по кн. С.Беглова «Империя меняет адрес».-М.:ИМПЭ, 1997. Источник: Royal Commission on the Press.1947-1949.Report L. 1949. P.3