Реферат: работа на тему «Внешние и внутренние детерминанты профессионального выгорания представителей субъект-субъектных профессий» - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

работа на тему «Внешние и внутренние детерминанты профессионального выгорания представителей субъект-субъектных профессий»

Остальные рефераты » работа на тему «Внешние и внутренние детерминанты профессионального выгорания представителей субъект-субъектных профессий»

Курсовая работа

на тему «Внешние и внутренние детерминанты профессионального выгорания представителей субъект-субъектных профессий»

Оглавление

Оглавление 1


Введение


В настоящее время проблема изучения стресссовладающего поведения работников при осуществлении ими профессиональной деятельности обозначена особенно остро и обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности человека и его роли в рабочем процессе.

К основным факторам, которые обуславливают эмоциональное выгорание , можно отнести ежедневные рабочие, эмоциональные перегрузки, высокий динамизм, нехватку времени, сложность возникающих педагогических ситуаций, ролевую неопределенность, социальную оценку, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д. Так же сюда можно отнести наличие ежедневных стрессовых ситуаций, которые возникают в рабочем процессе.

Синдром выгорания наносит ущерб здоровью человека, ведет к появлению чувства беспомощности и бессмысленности существования, низкой оценке своей профессиональной компетентности, ведет к проблемам в сфере межличностных коммуникаций.

Присутствие в профессиональной деятельности большого количества стресс - факторов предъявляет повышенные требования к такой профессионально значимой интегральной характеристике как стрессоустойчивость.

………………………………………………………………….


Теоретические аспекты изучения синдрома «выгорания»


Понятие синдрома «выгорания»


Синдром "выгорания" (burnout) довольно широко известен и исследуется в зарубежной психологии. Что касается отечественной науки, то данный феномен как самостоятельный практически не изучался. В имеющихся работах он либо обозначался, либо рассматривался в контексте более широкой проблематики.

Теоретические аспекты изучения данной проблемы, связанные с определением понятия, основными подходами к его изучению, методиками диагностики, были описаны нами ранее [6]. Поэтому в данной работе мы сосредоточим свое внимание на конкретных исследованиях выгорания и остановимся на некоторых современных аспектах его изучения.

Но прежде чем перейти к описанию эмпирических исследований синдрома выгорания, кратко напомним его определение и структуру.

………………………………………………………


Современные направления исследований выгорания в зарубежной психологии

I. Многочисленные исследования факторов, влияющих на выгорание, не дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого явления. Какова основная его причина -личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с клиентами или факторы рабочей среды? Все это - отражение общего методологического вопроса о взаимодействии личности и профессии. Решение данных проблем особо важно прежде всего для разработки мер по предупреждению выгорания. Определенной попыткой ответа на этот вопрос стало появление нескольких новых подходов к понятию выгорания, среди которых следует остановиться на подходе С. Maslach и М. Leiter [51]. Он основан на идее рассмотрения взаимодействия личностных и ситуационных факторов в возникновении выгорания. В ряде работ ставилась проблема взаимодействия разных групп факторов, вызывающих выгорание. Так, J. Carooll и W. White высказывали мысль об интегральном подходе к исследованию выгорания, которое рассматривается как экологическая дисфункция, вызванная интегральным взаимодействием личностных факторов и факторов окружающей среды…………………………..


2.1 Определение структуры и степени выраженности эмоционального выгорания у педагогов


На первом этапе исследования проводилось анкетирование с целью выявления социально - демографических характеристик и отношения педагогов к выполняемой профессиональной деятельности и субъективном восприятии стрессогенности трудовой атмосферы.

По результатам анализа проведенного анкетирования педагогов о социально - демографических аспектах было выявлено, что в целом педагоги с разной выраженностью эмоционального выгорания в целом имеют многолетний профессиональный стаж. Средний стаж работы по выборке составляет около 15 лет. Возраст большей части педагогических работников, принимавших участие в исследовании, составляет от 35 до 55 лет. Практически все педагоги имеют высшее образование, состоят в браке и имеют детей. Средняя продолжительность проживания в данной местности составляет около 24 лет, при этом можно отметить, что педагоги с более длительный сроком проживания в данной местности показывают более высокую степень эмоционального выгорания.

В целом педагоги, принимавшие участие в исследовании, склонны оценивать выполняемую работу как эмоционально и умственно напряжённую, связанную принятием ответственных решений. Также следует отметить, что исполняемая профессиональная деятельность в целом не относится ими к разряду носящих монотонный и однообразный характер.

…………………………………………..


2.2 Сравнение копинг - стратегий и использования ресурсов совладания у педагогов с разной степенью эмоционального выгорания


Следующий этап проведенного исследования был посвящён выявлению особенностей копинг - поведения, различий в использовании личностных и средовых копинг - ресурсов а также их взаимосвязями у лиц с разной степенью выраженности эмоционального выгорания.

Проведенный анализ результатов психодиагностики выявляющей предпочтения в использовании определенных стратегий совладающего поведения в стрессовых ситуациях можно отметить, что педагогам характерно использование широкого спектра используемых копинг - стратегий реагирования в стрессовых ситуациях.

При этом их часть из них имеет адаптивную направленность, что так или иначе помогает им справляться с возникающими сложными ситуациями.

………………………………


Заключение


Обзор исследований по проблеме психического выгорания в зарубежной психологии показывает достаточно глубокую проработку этой проблемы на разных уровнях. Естественно, что в рамках одной работы трудно охватить всю широту вопросов, связанных с этим явлением. Так, чрезвычайно актуально направление, в рамках которого ведется разработка методик предотвращения выгорания. Подробный анализ подходов к предотвращению выгорания представлен в работе [52].

Накопленный за рубежом опыт послужит хорошей базой для систематической разработки данной проблемы в нашей стране. Основными задачами, на наш взгляд, должны быть следующие:

1. Определение места феномена выгорания в структуре других понятий, связанных с профессиональным развитием личности. Прежде всего требуется отдифференцирование этого понятия от существующего у нас термина "профессиональная деформация".

……………………………………………………..

Список литературы


1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информац. Издт. дом Филин, 196.

2. Гришина Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007. С. 143-156.

3. Орел В.Е. Исследование обвинительной установки как феномена профессиональной деформации //, Психология и практика: Ежегодник Российского-психологического общества. Ярославль, 2008. Т. 4. Вып. 1.

4. Орел В.Е., Шемет И.С. Исследование влияния содержания деятельности на удовлетворенность трудом // Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. Ярославль, 2007. С.109-116.

5. Орел В.Е., Рукавишников А.А., Сенин И.Г. Разработка русскоязычной версии личностного теста NEO PI-R. Депон. в ИНИОН № 52220 9.10.97.

6. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 2009. С. 76-97.

7. Форманюк Т.В. Синдром "эмоционального сгорания" учителя // Вопросы психологии. 2009. № 6. С.54-67.

8. Bennet L., Kelaher М., Ross M.W. Quality of life in health care profeccionals: Burnout and its associated factors in HIV/AIDS related care // Psychology and Health. 1994. V. 9 (4). P. 273-283.

9. Burke R.J., Greengalass E. A longitudinal stydy of psychological burnout in teachers // Human Relations. 2005. V. 48 (2). P. 187-202.

10. Byrne B.M. Burnout: testing for the validity, replication, and invariance of causal structure across elementary, intermediate, and secondary teachers // Americal Educational Research J. 2009. V. 31 (3). P. 645-673.


11. CarrollJ.F.X., White W.L. Theory building: Integrating individual and enviromental factors within and ecological framework // Job stress and burnout: Research, theory and intervention perspectives / Ed. W.S. Pain. Beverly Hills, London, New Dehli, 1982. P. 41-60.

12. Cherniss С. Long-term consequences of burnout: An exploratory study // J. of Organizational Behavior. 1992