Методические рекомендации для студентов по изучению курса «Информатика»

Остальные рефераты » Методические рекомендации для студентов по изучению курса «Информатика»

Данный курс предусматривает изучение теоретических вопросов, в соответствии с рабочей программой, а также самостоятельное изучение ряда тем и выполнение семестровых работ.

По окончании курса студент должен знать основные понятия информатики; понятие алгоритма и алгоритмической системы; основные типы алгоритмов, их сложность и их использование для решения задач; понятие языка программирования и структуры данных, языки программирования высокого уровня; организация вычислительных систем; понятие архитектуры и основные виды архитектуры ЭВМ; программные среды; организация и средства человеко-машинного интерфейса, мультисреды и гиперсреды; назначение и основы использования систем искусственного интеллекта; понятие о информационных технологиях на сетях; основы телекоммуникаций и распределенной обработки информации и основы машинной графики.

Для изучения теоретической части курса необходимо изучить вопросы, рассматриваемые в лекциях. При изучении материала необходимо помимо лекционных материалов использовать рекомендуемую литературу для лучшего усвоения материала.

По основным разделам курса предусмотрены: семестровые задания, самостоятельные работы, контрольные работы, коллоквиумы (полное описание приведено в тематическом плане). По итогам изучения курса предусмотрен: в конце первого семестра – зачет, в конце второго семестра – экзамен.


Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

Контрольная работа № 1.

Информация, измерение количества информации.

Цель работы: проверить умение измерять количество информации, используя различные подходы.

Для выполнения контрольной работы необходимо:

Вспомнить правила работы с логарифмами.

Ознакомиться с темами:

Меры информации. Вероятностный и объемный поход [1,2,4,8,9].

Формулы Хартли и Шеннона для определения количества информации [1,2,4, 8,9].


Контрольная работа № 2.

Системы счисления.

Цель работы: проверить умение перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Для выполнения контрольной работы необходимо ознакомиться с темами:

Системы счисления [1,2,4, 5].

Перевод чисел из одной системы счисления в другую [1,2,4, 5].

Упрощенные правила перевод чисел для двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления [1,2,4, 5].


Контрольная работа № 3.

Представление числе в ЭВМ.

Цель работы: проверить умение перевода чисел из одной системы счисления в другую и представления их в прямом, обратном и дополнительном коде.

Для выполнения контрольной работы необходимо ознакомиться с темами:

Системы счисления [1,2,4, 5].

Перевод чисел из одной системы счисления в другую [1,2,4, 5].

Представление чисел в компьютере [1,2,4].

Формы представление чисел в компьютере: прямая, обратная, дополнительная [1,2,4].


Контрольная работа № 4.

Построение алгоритмов с помощью машины Поста.

Цель работы: проверить умение строить алгоритмы с помощью машины Поста.

Для выполнения контрольной работы необходимо ознакомиться с темами:

Понятие алгоритма [1,2,4,8].

Алгоритмический язык [1,2,4,8].

Машина Поста [1,2,4,8].


Контрольная работа № 5.

Построение алгоритмов с помощью машины Тьюринга.

Цель работы: проверить умение строить алгоритмы с помощью машины Тьюринга.

Для выполнения контрольной работы необходимо ознакомиться с темами:

Понятие алгоритма [1,2,4,8,14].

Алгоритмический язык [1,2,4,8,14].

Машина Тьюринга [1,2,4,8].


Методические рекомендации по выполнению семестровых работ

Семестровая работа № 1.

Основные понятия информации

Цель работы: получить более глубокие теоретические знания касательно основных понятий информатики.

Для выполнения семестровой работы необходимо:

При составлении и оформлении реферата придерживаться рекомендаций, представленных на странице unesco.kemsu/student/rule/rule.html.

Перед выполнением семестровой работы ознакомиться с темами:

Информационное общество [1,2,4,8,9].

Информатика. Основные понятия информатики [1,2,4,8,9].

Моделирование вычислительных задач [1,2,4,8,9].

Понятие алгоритма, алгоритмиза­ции, принцип разработки алгоритмов [1,2,4,8,9,13,14].

Системы счисления [1,2,4,5].


Семестровая работа № 2.

Архитектура ЭВМ.

Цель работы: получить более глубокие теоретические знания касательно архитектуры ЭВМ и аппаратных средств.

Для выполнения семестровой работы необходимо:

При составлении и оформлении реферата придерживаться рекомендаций, представленных на странице unesco.kemsu/student/rule/rule.html.

Перед выполнением контрольной работы ознакомиться с темами:

Архитектура ЭВМ. Основные виды архитектуры ЭВМ [2,3,4,8,9].

Архитектура аппаратных средств [2,3,4,8,9].


Семестровая работа № 3.

Эпохи развития вычислительной техники

Цель работы: получить более глубокие теоретические знания касательно эпох развития вычислительной техники, наиболее выдающихся изобретениях, а также ознакомится с биографией и деятельностью выдающихся ученых и изобретателей каждой из эпох.

Для выполнения семестровой работы необходимо:

При составлении и оформлении реферата придерживаться рекомендаций, представленных на странице unesco.kemsu/student/rule/rule.html.

Перед выполнением контрольной работы ознакомиться с темами:

Эпохи развития вычислительной техники [3,4,8,9, 10].

Домеханическая эпоха развития вычислительной техники [3,4,8,9, 10].

Механическая эпоха развития вычислительной техники [3,4,8,9, 10].

Электромеханическая эпоха развития вычислительной техники [3,4,8,9, 10].

Электронные вычислительные машины [3,4,8,9, 10].

Вычислительная техника в СССР [3].


Семестровая работа № 4.

Ключевые разделы информатики

Цель работы: получить более глубокие теоретические знания касательно языков программирования, методов защиты информации, компьютерных сетей и телекоммуникаций, операционных систем, систем искусственного интеллекта.

Для выполнения семестровой работы необходимо:

При составлении и оформлении реферата придерживаться рекомендаций, представленных на странице unesco.kemsu/student/rule/rule.html.

Перед выполнением контрольной работы ознакомиться с темами:

Языки программирования высокого уровня [3,4,8,9].

Основы и методы защиты информации [2,4,8,9].

Компьютерные сети и телекоммуникации [2,4,8,9].

Операционные системы [2,4,8,9].

Системы искусственного интеллекта [2,4,8,9].


Учебно-методические материалы по дисциплине

Основная литература

Казиев, В.М. Введение в информатику [Электронный ресурс] / В.М. Казиев // intuit/department/informatics/intinfo. - 19.04.2009. - 09.11.2006

Роганов, Е.А. Практическая информатика [Электронный ресурс] /Е.А. Роганов/ intuit/department/se/pinform. - 19.04.2009. - 27.07.2006

Шауцукова, Л.З. Информатика [Электронный ресурс] / Л.З. Шауцукова// book.kbsu.- 20.01.2002. – 15.02.2009

Могилев, А.В. Информатика [Текст] / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К.Хённер // М.: Академия, 2004, 3-е изд. 848 с.

Острейковский, В. А. Информатика. Теория и практика [Текст] / В. А. Острейковский, И. В. Полякова // М: Изд-во "ОНИКС", 2008. – 608 c.


Дополнительная литература

Роганов, Е.А. Основы информатики и программирования [Электронный ресурс] / Е.А. Роганов // intuit/department/se/oip. - 19.04.2009. - 27.09.2006

Костюкова, Н.И. Основы математического моделирования [Электронный ресурс] / Н.И. Костюкова // intuit/department/se/mathmodel. - 19.04.2009. - 06.11.2008

Гуровиц, В.М. Программирование и знакомство с алгоритмами [Электронный ресурс] / В.М. Гуровиц, П.О. Осипов, В.К. Кошелев, О.С. Пакуляк // intuit/department/algorithms/introprogalgo. - 19.04.2009. - 16.04.2009

Лидовский, В.В. Основы теории информации и криптографии [Электронный ресурс] /В.В. Лидовский // intuit/department/calculate/infotheory. - 19.04.2009. - 11.04.2007

Гладких, Б. А. Информатика от абака до Интернета [Текст] / Б. А. Гладких // Томск: НТЛ, 2005. – 484 с.

Сырецкий, Г.А. Информатика. Фундаментальный курс. Информационные технологии и системы. [Текст] / Г.А. Сырецкий // – Петербург: БХВ. 2005, Том 1. - 310 стр.

Сырецкий, Г.А. Информатика. Фундаментальный курс. Информационные технологии и системы. [Текст] / Г.А. Сырецкий // – Петербург: БХВ. 2007, Том 2. - 583 стр.