Реферат
Теория личности А.В. Петровского
Екатеринбург
2005
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
1. Личность как субъект межиндивидуальных отношений…………………....5
1.1. Проблема личности и индивида в психологии А.В. Петровского……......5
1.2. «Значимый другой» в системе межличностных отношений…………......8
2. Самоопределение личности в группе………………………………………..10
2.1. Принцип деятельностного опосредования отношений людей
в группе…………………………………………………………………………...10
2.2. Метод отражения субъективности как основной метод изучения
личности…………………………………………………………………...14
2.3. Постулаты теории личности А.В. Петровского….……………………......15
Заключение……………………………………………………………………...18
Список литературы…………………………………………………………….20
Из введения
…Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, личность, по мнению А.В. Петровского, - это качество индивида, тем самым утверждая единство индивида и личности и одновременно отрицая тождество этих понятий.
Таким образом, понятие «личность» нуждается в особой характеристике, которая могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид.
Межличностные связи, формирующие личность, внешне выступают в форме общения, или субъект-субъектного отношения, существующего наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. Однако при более глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредствовании какими-либо объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому опосредствуется объектом деятельности (субъект - объект - субъект).
В свою очередь то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредствованным, причем опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не ее предметный смысл, а личность другого человека как соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может лучше воспринять, понять, почувствовать объект деятельности.
Все сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект-объект-субъектных и субъект-субъект-объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении.
Следовательно, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.
Цель работы: изучить теорию личности А.В. Петровского как субъекта межиндивидуальных отношений в группе.
Задачи:
Рассмотреть проблему личности и индивида в психологии А.В. Петровского;
Изучить концептуальную модель «значимого другого» в системе межличностных отношений;
Раскрыть принцип деятельностного опосредования отношений людей в группе;
Дать характеристику метода отражения субъективности при психологическом изучении личности А. В. Петровского.
Список литературы
Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов-на – Дону, 1998.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.
Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности. – Ростов-на – Дону, 1996.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - Ростов-на – Дону, 1996. Том. 2.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. Пособие. – 2-е изд. –М.: «Академия», 2001.
Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
Психология. Словарь. – М., 1990.
Другие работы по теме:
Кикины палаты
Кикины палаты Ки́кины пала́ты — памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге по адресу Ставропольская улица, дом 9.
Меншиковский дворец Санкт-Петербург
Введение 1 История 1.1 Предыстория 1.2 Петровское время 1.3 Кадетский корпус 1.4 Наше время 2 Архитектура 2.1 Интерьер 2.2 Экстерьер Список литературы
Петровские ворота Петропавловской крепости
План Введение 1 История Список литературы Введение Петро́вские воро́та — триумфальные ворота Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, находящиеся в Петровской куртине между Государевым и Меншиковым бастионами. Памятник петровского барокко.
Влияние образования и социализации личности на общество
Социализация как социокультурное явление. Социогенетический подход к явлению социализации. Концепция "значимый другой" в процессе социализации. Связь образования и культуры общества. Значение наследственности и социальных факторов в развитии личности.
Фазы развития личности
I фаза - адаптация. II фаза - индивидуализация. III фаза - интеграция. 2 формы интеграции.
Марксистские теории личности
Кроме описанных в отдельных статьях теорий личности (Культурно-историческая теория; Теория деятельности; Философско-психологическая концепция и др.), существует еще ряд концепций, использующих основные положения философии марксизма.
Антропологическая теория (Ч.Ломброзо)
Суть подхода Антропологической теории сводится к следующему: преступление, совершаемое преступной личностью, такое же естественное явление, как рождение, болезнь, смерть. Поэтому причины преступности лежат в самой психофизиологической природе личности.
Персонология (Г.Меррей)
Меррей предложил термин "Персонология" не только для обозначения собственной концепции, но и для любых исследований в области психологии личности. Его теория личности во многом заимствовала основные положения психоанализа З. Фрейда.
Теория первичной травмы (О.Ранк)
Теория создана в концептуальной рамке глубинной психологии. В фокусе ее внимания находится психоаналитическое рассмотрение различных характеристик культуры.
Понимающая психология (Э.Шпрангер)
Теория Шпрангера восходит к идеям немецкого философа и психолога В. Дильтея, считавшего основной задачей психологии раскрытие целостной душевной жизни личности, достигаемой с помощью понимания как основного метода наук о духе.
Теория ролей
Теория ролей, или социально-психологическая теория символ, интеракционизма рассматривает личность с точки зрения ее социальных ролей и утверждает, что социальная среда есть решающий фактор развития личности.
Рефлексологическая теория (В.М.Бехтерев)
Рефлексологическая теория – естественнонаучное направление в психологии и психологии личности, получившее развитие в России в первой половине XX в. Основатель рефлексологической теории - Бехтерев
Теория установки (Д.Н.Узнадзе)
Концепция личности Узнадзе строится на понятии (установки", которую он считал гл. психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность.
Профессиональные и личностные деформации у педагогов
Graphics психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности; психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности; неосознанная привычка человека измерять явления окружающего мира в соответствии с профессиональными стандартами.
Теория личности А.Н.Леонтьева
Понятие индивида. Индивидуализация индивида. Структура индивида. Процесс формирования личности. Процесс объединения, связывания деятельностей индивида. Этапы формирования личности. Понятие личности. Развитие процесса целеобразования, действий субъекта.
Понятие личность
Понятие личности - это совокупность таких психологических качеств индивида как : Отношение к чему - либо . Нормы поведения , взглядов . Ценности . В философии личность человека как таковая не рассматривается . Ею надо стать .
Название темы и ее содержание
Место психологии в системе наук. Межпредметные связи психологии. Психология и социальные науки, психология и естествознание, психология и технический прогресс. Структура современной психологии. Отрасли психологии. Основные психологические дисциплины
Умк по практическим
Умк по дисциплине «Методология и методика научного педагогического исследования»
Либертарная теория печати
ЛИБЕРТАРНАЯ (ЛИБЕРТАРИАНСКАЯ) ТЕОРИЯ ПЕЧАТИ – главная цель средств массовой информации (согласно этой теории) – помогать найти истину и способствовать разрешению политических и социальных проблем, представляя все факты и мнения как основу для нахождения их решения. Существенное условие для этого – свобода от контроля и давления правительства.
Петровский, Григорий Иванович
Введение 1 Биография 2 Награды 3 Увековечение имени Список литературы Введение Григо́рий Ива́нович Петро́вский (укр. Григорій Іванович Петровський, 23 января (4 февраля) 1878(18780204) — 9 января 1958) — русский революционер, советский партийный и государственный деятель, отец Л.
Марк Витрувий Поллион
Введение 1 Биография 2 «Десять книг об архитектуре» 3 Переводы Список литературы Введение Марк Витру́вий Поллион (лат. Marcus Vitruvius Pollio) — римский архитектор, инженер, теоретик архитектуры второй половины I века до н. э.
Петровское барокко
Петро́вское баро́кко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
Дворец Петра I
— здание, построенное в стиле голландского классицизма по улице Паласта (Замковой), 9. В нём восемь раз в периоды своего пребывания в Риге останавливался российский царь Пётр I.
Петровский-Штерн, Йоханан
Йоханан Петровски-Штерн (англ. Yohanan Petrovsky-Shtern; род. 1962, Киев) — историк, филолог, эссеист, переводчик. Профессор по еврейской истории Северо-западного университета (Иллинойс, США).
Пётр Павлович Шафиров
Пётр Павлович Шафиров (1669—1739) — барон, дипломат Петровского времени. Происходит из семьи португальских евреев.
Беркгольц Фридрих-Вильгельм
Сын голштинского дворянина Вильгельма Беркгольца, генерала русской армии и участника (1709—1711) северной и турецких войн — автор “Дневника”, представляющего собой весьма ценное свидетельство истории петровского времени.