Реферат: Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А. И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия ( в помощь учителям русского языка и литературы) Содержание работы по изучению творчества А. - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А. И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия ( в помощь учителям русского языка и литературы) Содержание работы по изучению творчества А.

Остальные рефераты » Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А. И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия ( в помощь учителям русского языка и литературы) Содержание работы по изучению творчества А.

Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А.И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия ( в помощь учителям русского языка и литературы)


Содержание работы по изучению творчества А.И. Солженицына в курсе литературы

5-9 классы

Формы и методы работы

10-11 классы

Формы и методы работ

1

2

3

4

Обращение к ряду миниатюр «Крохотки» на уроках внеклассного чтения: «Дыхание», «Утенок», «Шарик», «Костер и муравьи», «Лиственница», «Молния».

Сопоставительное изучение указанных миниатюр с рассказами и зарисовками И.С. Тургенева, М.М. Пришвина,

К.Г. Паустовского в 5-6 классах.

Рассказ «Матренин двор» в 10 классе.


Примечание: возможно изучение данного рассказа в 9 классе.

Сравнительно-сопоставительный анализ рассказа (на двухчасовом занятии) с романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Рассмотрение рассказа в контексте классической и русской литературы.

Основные цели и задачи при текстуальном изучении рассказа:

- ввести текст в исторический контекст эпохи;

- рассмотреть его с позиции сегодняшнего дня;

- открыть в «Матренином дворе» вечные ценности русской духовной культуры: праведность, нестяжательство, естественность, простота, человечность, смирение и терпение;

- вписать «Матренин двор» в контекст культуры (А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев).

Миниатюры-путевые очерки: «Озеро Сегден», «Город на Неве», «Прах поэта», «На родине Есенина».


Использование указанных текстов на уроках внеклассного чтения в 9 классе после изучения глав из книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

Углубление понятия о жанре путевого очерка.

Миниатюра «Гроза в горах» А.И. Солженицына.

Литературная параллель: человек как частица большого, стихийного мира космоса;

картины природы в миниатюре А.И. Солженицына и в ранних романтических произведениях М. Горького.

«Крохотки» А.И. Солженицына и «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева. Отработка и развитие данного жанра русской литературы на основе сравнительного изучения миниатюр А.И. Солженицына, «Стихотворений в прозе И.С. Тургенева». Повесть (рассказ) «Один день Ивана Денисовича» в 11 классе.

Необходимо текстуальное, а не обзорное изучение данного произведения, так как “лагерная тема” не может быть понята учащимися, если они не обращаются к тексту произведения.

Сопоставление повести (рассказа) “Один день Ивана Денисовича” с лучшими образцами отечественной литературы XIX-XX вв.:

- рассмотрение образа Ивана Денисовича Шухова в сопоставлении с образом Платона Каратаева из романа-эпопеи

Л.Н. Толстого “Война и мир”(национальный русский характер и его основные особенности):

- в профильных гуманитарных классах продуктивным будет сопоставление повести (рассказа) с “Колымскими рассказами” В. Шаламова (основа для сопоставительного анализа - человек в условиях тоталитарного государства), с фрагментами из “Записок из мертвого дома” Ф.М. Достоевского (изображение человеческого характера в условиях неволи);

- сопоставление образов Шухова, Матрены и Юшки (рассказ А. Платонова “Юшка”) позволит учителю рассмотреть тему праведничества в русской литературе XX века и решение ее разными писателями.




Обзорные темы, посвященные жизни и творчеству А.И Солженицына:

- биография писателя;

- история присуждения Нобелевской премии по литературе;

- обращение к фрагментам “Архипелага ГУЛАГ”;

- статьи и публицистические выступления писателя.

Нобелевская лекция должна изучаться если не в полном объеме, то фрагментарно. Так как ученикам зачастую сложно найти тексты произведений, возможно и желательно обращение к ресурсам сети Интернет.

Эффективными формами изучения творчества А.И. Солженицына на уроках литературы в старших классах являются:

-уроки-эвристические беседы;

- уроки-дискуссии;

- семинары;

- круглые столы;

- уроки-панорамы и т.д.


Творчество А.И. Солженицына может стать основой для создания ряда программ элективных курсов, относящихся как к курсу литературы, так и интегративных. Предлагаем перечень примерных тем элективных курсов для 9-11 классов:

“лагерная” тема в русской литературе XX века;

житийные традиции в русской литературе;

философское эссе как жанр литературы XX века (на основе “Крохоток” А.И. Солженицына, “Затесей” В. Астафьева);

“малые жанры в творчестве А.И. Солженицына (в современной русской литературе)”, “Развитие малых жанров русской прозы” (сопоставление);

киноинтерпретации произведений русской литературы (в том числе возможно рассмотрение и сериала “В круге первом”);

гуманистическая философия русских писателей;

своеобразие языка А.И. Солженицына (современной литературы, прозы);

роль пейзажа в современной прозе;

портрет литературного героя;

язык литературы – отражение реальной действительности;

использование языковых единиц в художественной литературе;

современная публицистика как отражение процессов, происходящих в обществе;

публицистика как вид словесного творчества;

жанры современной публицистики;

язык (своеобразие языка) Солженицына-публициста.


Содержание работы по изучению на уроках русского языка и развития речи творческого наследия

А.И. Солженицына

Разделы и темы русского языка, направления работы

Содержание и формы работы

1

2

“Разные пласты лексики русского языка” (5 кл.)

“Использование данных пластов лексики в современной русской литературе” (11 класс).

Обращение к произведениям А.И. Солженицына как к итсточникам неологизмов и аббревиатур советского периода, авторских неологизмов и просторечий.
“Синтаксис” Подбор дидактического материала из произведений А.И. Солженицына (от простого до самых сложных и авторских случаев) для изучения синтаксиса в разных классах.
Уроки развития речи Подбор дидактического материала по темам “Описание природы”, “Описание помещения” (например, из рассказа “Абрикосовое варенье” или других), “Описание внешности человека (из разных произведений), “Обучение написанию подробного изложения и изложения текста-миниатюры”.
Комплексный анализ текста, обучающие и проверочные диктанты. Подбор дидактического материала для комплексного анализа текста, обучающих и проверочных диктантов разного вида, обратившись к миниатюрам “Крохотки”.
Подготовка к итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

Для подготовки к изложению в 9 классе можно использовать следующие миниатюры “Крохотки”: “Колокольня”, “Колокол Углича”, “Вязовое дерево” и др.

При подготовке к сочинению части С по русскому языку в 10-11 классах можно использовать философские зарисовки “Отраженье в воде”, “Старое ведро”, “На родине Есенина”, “Лиственница” и др.


Использование размышлений А.И. Солженицына о русском языке, об искуссстве слова.

На первом уроке русского языка можно использовать слова Писателя (герой) из рассказа “Абрикосовое варенье”:

“ - Вот, - переливал он (Писатель) из чайной ложки над малым стеклянным блюдечком густую влагу абрикосового варенья, - вот такая прозрачная янтарность, такой неожиданный цвет и свет должны быть и в литературном языке.

Да ведь в хрустальной вазе и каждый абрикосовый плод лежал как сгущенное солнце. У вишневого варенья был тоже свой загадочный цвет, неуловимо отличный от тёмнобордового, - а не то, не сравнить с абрикосовым.

- Да вот иногда и из современной читательской глуби выплывет письмо с первозданным языком. Недавно было у меня от одного строителя харьковского завода, - какое своевольное, а вместе с тем покоряющее сочетание и управление слов! Завидно и писателю! “Не выдавал им своё размышление”... “нашёл причину для избежания”... Или: “в нашей жизни не осталось никакой прилежности”... А? Каково? Только ухо, не забитое книжностью, может такое подсказать. Да какая и лексика, пальчики оближешь: “нашёл себе пребывалище”, “втужались в работу”, “поддержу нет”, “стал совсем бесчулый”... Такого не придумаешь, хоть проглоти перо, как сказал Некрасов. А подаёт человек подобные речевые повороты – надо их подхватывать... ... Дело – в языковой находке.”

Или мысли Солженицына из Нобелевской лекции о литературе:

“И еще в одном бесценном направлении переносит литература неопровержимый сгущенный опыт: от поколения к поколению. Так она становится живою памятью нации. Так она теплит в себе и хранит ее утраченную историю – в виде, не поддающемуся искажению и оболганию. Тем самым литература вместе с языком сберегает национальную душу.

Писателям же и художникам доступно больше: победить ложь! Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало...

...В русском языке излюблены пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт, и иногда поразительно:

ОДНО СЛОВО ПРАВДЫ ВЕСЬ МИР ПЕРЕТЯНЕТ”.



Примерные мероприятия, посвященные изучению жизни и творчества А.И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия в 2008/2009 учебном году


n/n

Наименование мероприятий

Примерные сроки проведения

1. Читательская конференция по произведениям А.И. Солженицына на тему “Одно слово правды весь мир перетянет”. Ноябрь-декабрь 2008г.
2.

Дискуссия “Лагерная тема” в произведениях А.И. Солженицына и

В.Т. Шаламова”.

Январь-февраль 2009г.
3.

Конкурсное сочинение “Гуманистические идеи в творчестве

А.И. Солженицына”.

Март 2009г.
4. Литературная гостиная “Победить ложь!” (биография писателя, история присуждения Нобелевской премии по литературе). II полугодие 2008/2009 учебного года
5. Конкурс исследовательских работ учащихся на тему “А.И. Солженицын – выдающийся писатель, публицист и философ современности”. II полугодие 2008/2009 учебного года
6. Круглый стол “Диссидентство как явление в культуре и литературе СССР” ( совместно с учителями истории и обществознания). II полугодие 2008/2009 учебного года

Подготовлено методистом кафедры филологического образования МРИО Еналеевой Д.А. на основе

письма Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 4.09.08г. № 03-1905.