Реферат: Методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан на 2009-2010 учебный год» - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан на 2009-2010 учебный год»

Остальные рефераты » Методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан на 2009-2010 учебный год»

Методическое письмо

«О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан на 2009-2010 учебный год»


Школьный курс физики – основной компонент естественнонаучного образования школьников. Он вносит существенный вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у учащихся единой физической картины Мира, научного мировоззрения, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества.

При организации учебного процесса по физике в общеобразовательных учреждениях следует руководствоваться следующими нормативными документами:

- Приказ Министерства образования РБ № 622 от 8 мая 2009 г. «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан на 2009-2010 учебный год»;

Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. (Вестник образования России, 2004, № 12,13,14);

Примерная программа основного общего образования по физике VII-IX классы (Физика в школе. 2004. № 6);

Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике. Базовый уровень. (Физика в школе.2004. № 7);

Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике. Профильный уровень. (Физика в школе 2004..№ 8);

Программы для общеобразовательных учреждений «Физика. Астрономия». Дрофа. 2008 г.;

Приказ Минобрнауки от 9 декабря 2008 г. № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009-2010 учебный год» (//www.mon.gov);

Приказ Министерства образования РБ от 10 марта 2009 г. № 266 «Об утверждении перечня учебников издания Федерального комплекта для общеобразовательных учреждений РБ на 2009-2010 учебный год»);

Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 г. в преподавании физики в средней школе» (Сайт Минобрнауки РФ www.mon.gov).

В соответствии с федеральным компонентом образовательных стандартов и федеральным базисным учебным планом на изучение физики в 7-9 классов основной школы предусматривается не менее 2 часов в неделю (210 часов за 3 года).

Обучение физики в основной школе имеет целью знакомство с физическими явлениями и методами научного познания природы. Процесс обучения физике должен быть ориентирован на развитие познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей школьников, формированию умений самостоятельного приобретения новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами. В силу возрастных особенностей учащихся в основной школе должно присутствовать как можно больше демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Изучение физики на базовом и профильном уровне реализуется в соответствии с федеральным компонентом образовательных стандартов.

На старшей ступени на базовом уровне для изучения физики выделяется 2 часа в неделю (140 часов за 2 года); на профильном уровне – 5 часов в неделю (350 часов за 2 года).

Изучение физики на профильном уровне должно осуществляться в классах физико-математического, физико-химического, индустриально-технологического профилей.

Изучение физики на базовом уровне предполагается в классах химико-биологического, биолого-географического, информационно-технологического, агро-технологического профилей, а также при организации непрофильного обучения в универсальных классах.

В классах социально- экономического, социально- гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, оборонно - спортивного профилей учебными планами предусматривается изучение интегрированного предмета «Естествознание», рассчитанного на 3 часа в неделю. Стандарт по естествознанию разработан и утвержден, созданы учебники, соответствующие требованиям стандарта, опубликована примерная программа (см. «Естествознание в школе», №3, 2004; Информационный бюллетень: Официальные документы в образовании, №26, сентябрь, 2004).

В тех случаях, когда школа не обеспечена необходимыми учебниками по предмету «Естествознание» или нет учителей, готовых к преподаванию данного предмета, в 2009- 2010 учебном году могут преподаваться предметы: физика, химия и биология по 1 часу в неделю.

При любом профиле обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике и практическим приложениям, образовательное учреждение может увеличить число часов на изучение физики посредством предоставления возможности выбора элективных предметов по физике.

В содержание стандарта по физике на базовом и профильном уровнях введены элементы астрономических знаний, необходимые каждому культурному человеку для формирования современных научных представлений о строении и эволюции Вселенной. В стандарте базового уровня вводятся элементы астрофизики, на профильном уровне – специальный раздел «Строение Вселенной».

Общие рекомендации по преподаванию физики на базовом и профильном уровне содержаться в нормативных документах министерства образования и науки (примерные программы по физике для базового и профильного уровня).

При выборе учебников необходимо руководствоваться следующими рекомендациями

- предметная линия рассчитана на 3 года в основной школе (7-9 класс) и на два года в средней школе (10-11 класс) и переход с одного учебника на другой в этот период недопустим;

- при переходе образовательного учреждения на профильное обучение выбранный учебник должен соответствовать федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и базисного учебного плана ;

- выбранный учебник должен входить в завершенную предметную линию;

- гриф Минобрнауки РФ присваивается только комплекту учебников «7-9» или «10-11», а все остальные составляющие УМК (программы, пособия, рабочие тетради и т.д.) не грифуются и выпускаются соответствующими издательствами для поддержки обучения по данным учебникам.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ и Министерством образования Республики Башкортостан, к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году:

п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Перышкин А.В. Физика 7 Дрофа

Перышкин А.В. Физика 8 Дрофа

Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9 Дрофа

Шахмаев Н.М., Бунчук А.В., Дик Ю.И. Физика 7 Мнемозина

Шахмаев Н.М., Бунчук А.В. Физика 8 Мнемозина

Шахмаев Н.М., Бунчук А.В. Физика 9 Мнемозина

Грачев А.В., Погожев В.А., Селиверстов А.В. Физика 7 Вентана- Граф

Грачев А.В., Погожев В.А., Вишнякова Е.А. Физика 8 Вентана -Граф

Гуревич А.Е. Физика 7-9 Дрофа

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. . Физика (базовый и профильный уровни) 10 Просвещение

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика (базовый и профильный уровни) 11 Просвещение

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика (базовый уровень) 10 Илекса

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика (базовый уровень) 11 Илекса

Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика (базовый уровень) 10 Мнемозина

Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика (базовый уровень) 11 Мнемозина

Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Эвенчик Э.Е. и др. под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф. Физика (профильный уровень) 10 Просвещение

Глазунов А.Т., Кабардин О.Ф., Малинин А.Н. и др. под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф. Физика (профильный уровень) 11 Просвещение

В соответствии с примерной программой в основной школе за три года обучения учащиеся должны ознакомиться с более 100 демонстрациями и выполнить 62 лабораторных работ. В средней школе при изучении физики на базовом уровне за два года обучения учащиеся должны знакомиться с 47 демонстрациями и выполнить 16 лабораторных работ, а на профильном уровне – с 96 демонстрациями, выполнить 22 лабораторные работы, а также практические работы в рамках физического практикума (40 часов).

Лабораторные работы должны проводиться в кабинете физики на специально оборудованных столах и с использованием лабораторного оборудования. При этом не допускается использование неисправного или нестандартного оборудования.

При подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по физике рекомендуем использовать аналитические материалы, публикуемые на сайтах Федерального института педагогических измерений (www.fipi) и Министерства образования и науки РФ (www.edu).


3