ы, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно

Остальные рефераты » ы, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно

Реферат.

http://www.pjatjorochnik.ru


Предмет и методы теории государства и права. Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук.

Теория государства и права - фундаментальная учебная и научная дисциплина которая закладывает основы юридического мировоззрения политической и правовой культуры.

Теория государства и права изучает государство и право в целом в их наиболее общем виде. Она исследует общие специфические закономерности возникновения развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем.

Теория государства и права изучает общие специфические закономерности государства и права в целом которые вместе с тем распространяются и на их структурные части и стороны служат теоретической основой их познания. Это закономерности: возникновения государства и права; единства и соответствия типа государства и права перехода одного типа государства и права к другому; сочетания в сущности государства и права общечеловеческих и классовых начал; соотношения типа и формы государства и права; формирования и функционирования государственного механизма и системы права; правотворческой и правоприменительной деятельности государства; соотношения нормы права и правоотношения; развития демократии законности и правопорядка; формирования правового государств. Специфика предмета теории государства и права заключается в том что теория государства и права разрабатывает систему понятий не только для "себя" но и для всей юриспруденции выступая своего рода ее азбукой фундаментом. Теория государства и права - это единая наука дающая обобщенное представление о государственно-правовой действительности. Структура данной науки состоит из двух крупных блоков (элементов): теории государства; теории права. Функции теории государства и права представляют собой основные направления действия данной науки необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач. Функции характеризуют ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни. Особенности науки теории государства и права выражаются не только в ее предмете но и в методе. Поэтому после выяснения того что является предметом изучения необходимо рассмотреть как изучаются государство и право. Под методом науки понимается совокупность приемов средств принципов и правил с помощью которых обучающийся постигает предмет получает новые знания. Метод - это подход к изучаемым явлениям предметам и процессам планомерный путь научного познания и установления истины. Теория государства и права находясь в системе гуманитарных наук тесно взаимодействует с философией политологией экономической теорией социологией психологией этикой историей педагогикой и т.д.

Общество его понятие и структура.

Общество появилось когда люди выделились из мира животных. Общество это система общественных отношений основу которых составляют экономические (материальные) отношения. Общество не может обойтись без социальных а затем и политических институтов т. е. устойчивых социальных или политических установлений учреждений объединений и общностей выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции. Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность управляемость служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами это систематизирующий элемент обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными приобретают характер управляемых и контролируемых связей а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом социальная власть есть организованная сила обеспечивающая способность той или иной социальной общности — рода группы класса народа (властвующего субъекта) — подчинять своей воле людей (подвластных) используя различные методы в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов — неполитическая и политическая (государственная). Порядок в обществе — необходимое условие его нормальной жизнедеятельности. Это урегулированность стабильность слаженность согласованность общественных отношений определенная гармония в поведении людей. Порядок отражает достигнутый уровень организации общественной жизни свидетельствует о таких качественных показателях как планомерность ритмичность соразмерность и слаженность различных явлений и процессов в сфере материального производства общественно-политической жизни быта. Общественный порядок не возникает сам по себе он есть следствие урегулированности упорядоченности социальных отношении. Регулировать (в социальной жизни) — значит направлять поведение людей и их социальных общностей деятельность органов и организаций вводить их в определенные рамки целенаправленно их упорядочивать. Существование и развитие социального регулирования его место и значение в обществе характеризуются рядом закономерностей.

Характеристика общественной власти и социальных норм первобытного общества.

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано т.е. организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо толпу. Исторически первой формой организации догосударственного общества являлась родовая община. Личная родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд общее производство и уравнительное распределение. Род был древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род она была направлена на управление общими делами рода подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объем власти полностью совпадали поэтому она была по своей природе непосредственно общественной т.е. не отделенной от общества и не политической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Собрание — столь же древнее установление как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины вожди) на срок или для выполнения определенных дел разрешались споры между отдельными лицами т. д.

Решения собрания были обязательными для всех так же как указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений она была вполне реальной способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки и оно могло быть достаточно жестким — смертная казнь изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора замечания порицания. Никто не имел привилегий и поэтому никому не удавалось избежать наказания. Зато род как один человек вставал на защиту сородича и никто не мог уклониться от кровной мести — ни обидчик ни его родичи.

Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями — исторически сложившимися правилами поведения вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Например тренировка охотников наполнялась мистическим содержанием обставлялась таинственными обрядами.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных "мононорм" были одновременно и нормами организации общественной жизни и нормами первобытной морали и ритуальными и обрядовыми правилами. Так естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай и как норма морали и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы "естественно-природной" основой присваивающего общества в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино. Правда особое место занимало такое средство обеспечения обычаев как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения обеспечивало условия коллективного существования людей.

Характеристика основных теорий происхождения государства и права.

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества своеобразием тех или иных регионов мира идеологическими приверженностями авторов задачами которые они ставят перед собой и другими причинами.

Рассмотрим следующие теории:

1. Теологическая. Представитель - Ф. Аквинский. Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям государство является результатом проявления божественной воли практическим воплощением власти бога на земле.

2. Патриархальная (Аристотель Филмер Михайловский). По утверждению Аристотеля государство — наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха) который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

3. Теория насилия (Дюринг Гумплович Каутский). Сторонники этой теории утверждают что государство возникло как результат насилия путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Из этих племен создается государство. Теория проповедовала культ насилия завоевания эксплуатации порабощения одних народов другими.

Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

Значительной теорией происхождения государства является договорная теория получившая прочное распространение в XVII –ХУШ веках. В Голландии в XVII веке сторонником этой теории был Спиноза в Англии - Локк и Гоббс во Франции в XVIII веке - Руссо.

В России представителем договорной теории был революционный демократ А. Н. Радищев (1749-1802) который утверждал что государственная власть принадлежит народу передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же входя в государство лишь ограничивают а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха если тот допускает злоупотребление властью и произвол.

Государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними в силу которого они передают часть своей свободы своей власти государству.

Договорная теория использовалась в разных целях. Руссо Радищев обосновывали начала народовластия народного суверенитета поскольку первично власть принадлежала объединившемуся в государство народу и могла им быть отобрана от недобросовестного некомпетентного правителя у которого таким образом была лишь производная от народа власть. Гоббс наоборот доказывал что коль скоро власть добровольно передана правителю например князю то он обладает неограниченными полномочиями. Локк обосновывал конституционную монархию т. к. общественный договор по его мнению представлял собой определенный компромисс между народом и правителем определенное ограничение свободы и народа и монарха.

Имела эта теория и глубокое демократическое содержание обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного монарха вплоть до революционного восстания.

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле "Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий".

Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов; кроме того на процесс государствообразования влияли и другие более глубинные и общие факторы.

Причины и условия возникновения государства. Особенности возникновения права.

Формирование государства — длительный процесс который у различных народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение что одним из основных является восточный путь возникновения государства "азиатский способ производства" (вначале — Древний Восток затем — Африка Америка Океания). Здесь очень устойчивыми традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие касту) а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества. На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение эксплуатация и защита ирригационных систем и др.) предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти. Восточные государства заметно отличались друг от друга хотя имели много общего. Все они были абсолютными деспотическими монархиями обладали мощным чиновничьим аппаратом экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников и управляло ими т.е. само государство выступало организатором производства. По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю скот рабов. По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (это относится прежде всего к Германии и России). Приверженцы второй полагают что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период в ходе которого знать выделяется в особую группу обеспечивает себе привилегии в первую очередь во владении землей но крестьяне сохраняют как свободу так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом а государство — профеодальным.

При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.

Причины и условия вызвавшие к жизни право во многом аналогичны причинам породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше правильные и справедливые и нередко назывались "право" "правда". Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Цари (правители) ранних государств продолжая общесоциальные традиции обычного права в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости:

ограничивали богатство ростовщичество закрепляли справедливые цены и т.д.

Правда и то что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора т.е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе а значит появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках содержат четко сформулированные дозволения обязывания ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом его общественные лидеры то в условиях государства это полиция армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного раба мужчины женщины.

Говоря об особенностях образования права необходимо помнить что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно при взаимном их влиянии друг на друга. Так на Востоке где очень велика роль традиций право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности а основными его источниками становятся религиозные положения. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное отличающееся более высокой чем на Востоке степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

Общая характеристика политической системы общества.

Политическую систему составляют многие подсистемы структуры и процессы она взаимодействует с другими подсистемами: социальной экономической идеологической культурной правовой. Пределы политической системы определяются границами в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются.

Политическая система существует неразрывно с государством так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований. Существует несколько вариантов теории политической системы. Каждый из них отражает собой различные направления политической науки послужившие основой для разработки метода системного анализа и теории политической системы.

Политическая система подвергаясь в процессе своего развития прямому воздействию со стороны явлений идеологии права и морали постоянно оказывает на них обратное влияние. Аналогичные двусторонние связи устанавливаются также между политической системой общества и экономикой всей материальной базой общества образующей определенную систему производственных отношений.

Политическая система существует в политическом пространстве общества которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества.

Политическая система общества всегда предстает как специфическая но все же относительно замкнутая система анализ которой показывает что:

Каждый из субъектов политической системы общества как ее системный элемент органически обусловлен всеми другими ее элементами и функционированием системы в целом.

Политическая система общества не просто сумма любых субъектов а система внутренне организованных ее элементов.

Только системное изучение элементов политической системы общества может дать объективную информацию обо всей политической системе общества.

Существенные свойства государства как и других элементов политической системы определяются суммарным воздействием на него всех элементов политической системы в целом.

В структуре политической системы выделяют такие ее подсистемы как:

Институциональная подсистема. Центральное место в ней принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов и обладая монополией на законное насилие государство обладает наибольшими возможностями в воздействия на различные стороны общественной жизни. в свою очередь на государство могут воздействовать различные партии и СМИ.

Нормативная подсистема. Через нее политическая система оказывает влияние на деятельность институтов и поведение граждан.

Функциональная подсистема. Она составляет основу политического режима деятельность которого направлена на защиту существующего механизма осуществления власти.

Коммуникативная подсистема. Она включает формы взаимодействия как внутри системы так и взаимодействие с другими политическими системами.

Культурная подсистема. Составляет основу традиций и устойчивых представлений в обществе а также характер и способ мышления.

Политическая система общества – целостная упорядоченная совокупность политических институтов политических ролей отношений процессов принципов политической организации общества подчиненных кодексу политических социальных юридических идеологических культурных норм историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Определяющим в понятии политической системы является возможность граждан принимать участие в управлении. Основным ее назначением является как осуществление функции распределения этих ценностей так и призыв к принятию этого распределения большинством членов общества. Именно эти функции политической системы характеризуют ее специфику среди других окружающих ее подсистем общества.

Политическая система включает организацию политической власти отношения между обществом и государством характеризует протекание политических процессов включающих институционазацию власти состояние политической деятельности уровень политического творчества в обществе характер политического участия неинституциональных политических отношений.

Главные элементы политической системы общества и механизм их функционирования отражаются в конституции государства в законодательстве которые регулируют принципы формирования и

деятельность органов государственной власти права и обязанности государственных партийных хозяйственных и общественных организаций.

Наиболее активной и динамичной частью политической системы общества является его политическая организация. Любой вид политической деятельности осуществляется в организованных формах - через совместные действия подчиненные единой цели и регулирующиеся определенными правилами нормами принятыми в данной общности.

Кроме политических организаций в состав политической системы общества входят политические отношения -взаимодействие социальных групп личностей социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. В зависимости от субъектного состава их можно разделить на три группы.

Первая группа - отношения между классами крупными социальными группами нациями и государствами. Межклассовые межгрупповые внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.

Вторую группу составляют отношения которые складываются в процессе осуществления политической власти воздействия высших и местных органов руководства и управления на социально-экономические политические и культурные процессы.

В третью группу политических отношений можно включить отношения которые складываются между политическими организациями и учреждениями.

Существенным элементом политической системы являются политические и правовые нормы существующие и действующие в виде конституций уставов и программ партий политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Они составляют ее нормативную основу. К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура.

Место и роль государства в политической системе общества.

При рассмотрении государства как формы организации политической деятельности народа причем форма основная все остальные формы по отношению к государству имеют вспомогательный характер понятно что они как бы помогают негосударственными средствами в решении задач стоящих перед государством и создают возможность участия для всех граждан в управлении делами общества и государства способствуют дальнейшему расширению демократических начал в государственной жизни. Основное место и роль государства в политической системе общества определяется рядом особенностей позволяющих говорить о том что государство – основной элемент системы.

Во-первых именно государство является организацией всего многонационального народа т.е. организацией всех без исключения членов общества вне зависимости от их социального имущественного положения расовой и национальной принадлежности рода и характера занятий и т.п. Таким образом государство будучи организацией всего народа обладает гораздо более широкими социальными возможностями чем каждый их других структурных элементов системы взятых в отдельности.

Во-вторых государство как официальный выразитель воли народа создает предпосылки для развития всех форм собственности.

В-третьих государство располагает особым государственным аппаратом органы которого в отличие от остальных структурных элементов наделяются государственно-властными полномочиями. Такими полномочиями обладает система правоохранительных органов в которую входят органы внутренних дел прокуратуры безопасности которые выполняют функции принуждения.

В-четвертых в отличие от других элементов политической системы государство располагает системой издания органами государства в пределах своих компетенций нормативно-правовых актов а также системой контроля за их исполнением. Хотя общественные организации также наделены правом издания нормативных актов однако последние не носят общеобязательного характера и распространяются только на членов данной общественной организации.

В-пятых государство является единственной организацией обладающей суверенитетом т.е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам по всем негосударственным организациям. Обладая суверенитетом государство организует само себя и издает общеобязательные правила поведения (законы).

Таким образом государство занимает особое место в политической системе общества и играет в ней основную роль.

Понятие и сущность государства.

Государство – это политическая организация объединяющая все общество призванная управлять его делами устранять возникающие социальные конфликты обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования.

Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом разносторонними социальными сферами и процес­сами представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков) необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность органов образующих в своей со­вокупности государственный механизм состоит в государствен­но-властном характере их полномочий что связано с обязатель­ным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать право­вые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого специально созданного государст­венного механизма этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц — государственных служащих основное назначение которых с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда в том только и состоит чтобы управлять.

В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантиро­вать права и свободы граждан поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

Сущность государства — смысл главное глубинное в нем что определяет его содержание назначение и функ­ционирование. Таким главным основополагающим в государ­стве являются власть ее принадлежность назначение и функционирование в обществе.

Признаки государства.

К признакам государства принято относить:

Наличие публичной политической власти располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

Территориальная организация населения;

Государственный суверенитет;

Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства;

Наличие государственной казны что связано с существованием налогообложения и взиманием налогов.

Иногда в качестве основных признаков государства указывают на единый язык общения наличие армии а также единой системы обороны и внешней политики.

Публичная политическая власть – один из главных признаков государства. Исполнение властных полномочий возлагается на отдельную личность (монарх или президент). При реализации такой власти используются различные средства и приемы включая принуждение при помощи армии суда полиции и т.д. Государственная власть осуществляется комплексом учреждений и органов которые образуют государственный аппарат. Каждое государство имеет строго определенную территорию а население этой территории является подданными или гражданами этого государства. Государственный суверенитет означает верховенство власти внутри страны т.е. ее самостоятельность в своей деятельности и независимость в отношениях с другими государствами.

Верховенство означает полноту власти государства на своей территории. Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства осуществлять правотворчество т.е принимать изменять или отменять юридические нормы которые распространяют свое действие на все население страны кроме лиц обладающих правом дипломатического иммунитета. Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства поскольку содержание государственного аппарата развитие экономики и культуры поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества обладающую государственным суверенитетом специальным аппаратом управления и принуждения устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

Типология государств.

Понятие типа государства относится к числу важнейших категорий теории государства и права.

В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный. Тип государства означает конкретизацию определенность его экономической основы классовой сущности и социального назначения.

Согласно формационному подходу к типологии государства в процессе смены общественно-экономических формаций в результате социальных революций с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому более высокому. Если буржуазное государство — пос­ледний тип эксплуататорского государства — подлежит революционному слому социалистическое государство — исторически последний тип государства вообще — постепенно «засыпает» «отмирает».

Другим заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства является цивилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое «технологическое» на­правление согласно которому тип государства связывается с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненного уровня населения определяемого потреблением и оказанием услуг которой соответствует данное государство.

Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является «теория стадий экономического роста». К теории «стадий экономического роста» тесно примыкают теории «менеджеризма» «единого индустриального общества» «постиндустриального общества» и др.

При изучении вопроса о типах государства следует пользо­ваться одновременно как формационным так и цивилизационным подходами не допуская их противопоставления.

Понятие и свойства государственной власти.

Будучи разновидностью социальной власти государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины "государственная власть" и "политическая власть" обычно отождествляются. Такое отождествление хотя и не бесспорно допустимо. Во всяком случае государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости.

Между тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть — великая созидательная сила обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей разрешать социальные противоречия согласовывать индивидуальные или групповые интересы подчинять их единой властной воле методами убеждения стимулирования принуждения.

Право и долг гражданина — участвовать в принятии государственных региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Государственная власть реализуется через государственное управление — целенаправленное воздействие государства его органов на общество в целом те или иные его сферы (экономическую социальную духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

Еще одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной что ее практически олицетворяет приводит в действие претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых политическая власть изначально принадлежит не государству его органам а либо элите либо классу либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть а наделяет их властными полномочиями.

Государственная власть может быть слабой или сильной но лишенная организованной силы она теряет качество государственной власти так как становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют централизованной организацией силы. Правда любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа всех слоев общества тем больше она опирается на силу авторитета на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть будут у нее и предметно-материальные источники силы — вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия полиция органы государственной безопасности) а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность является ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу это верное доказательство ее нестабильности и непрочности отсутствия у нее глубоких и прочных корней в обществе. Применение всей наличной силы имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности.

Таким образом государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы мощи государства воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов в том числе государственного принуждения и военной силы.

Методы осуществления государственной власти.

Методы осуществления государственной власти напрямую связаны с формой правления в государстве. По форме правления прежде всего различаются монархии и республики.

В монархии высшие полномочия государственной власти (реальные или номинальные) приобретаются единоличным правителем обычно по наследству и осуществляются как правило пожизненно. Но династический принцип наследования короны соблюдается не всегда:

- династии могут меняться в результате захвата силы

- известны выборные монархии в которых судьбу короны решала аристократия. Власть монарха (и сам институт монархии) легитимируется ее божественным происхождением. Даже в номинальной монархии монарх не подлежит юридической ответственности. Монарх осуществляющий реальные властные полномочия не несет законной политической ответственности за свою деятельность.

В республике высшие полномочия государственной власти осуществляются должностными лицами (президентом депутатами парламента и т.д.) избираемыми на определенный срок. Признаки реальной республики - это выборность коллегиальность одного или нескольких высших государственных органов законность.

Способы осуществления государственной власти

Способы осуществления государственной власти объясняет понятие “государственный режим”. Это категория выражающая меру и характер участия субъектов государственного обобщения (граждан и подданных социальных групп общественных объединений) в формировании и осуществлении государственной власти. Различаются режимы и авторитарные (диктаторские) и демократические.

Авторитаризм означает такой способ публично-властного государственного управления общественными отношениями при котором сигналы обратной связи показывающие реакцию общества на управление блокируются и не воспринимаются организацией власти. В условиях авторитаризма нет свободы выражения мнений свободных выборов свободы объединений и других политических свобод (либо они существенно ограничены). Здесь нет легальных оппозиционных политических партий не контролируемых властью профсоюзов либо власть чинит препятствия деятельности оппозиционных организаций. Средства массовой информации контролируются авторитарной властью в зависимости от меры жесткости авторитарного режима.

В XX в. можно выделить два вида авторитарных государственных режимов - прогрессивные и консервативные. Цель прогрессивных режимов - догоняющее индустриальное развитие на основе экономического принуждения (например режим Пиночета в Чили). Консервативные режимы (например мусульманские фундаменталистские режимы) возникают в условиях разрушения традиционного общества и представляют собой реакцию традиционно правящей политической элиты на ослабление ее господства.

Жесткие авторитарные государственные режимы не следует путать с тоталитарными режимами - коммунистическим (социалистическим) национал-социалистическим фашистским и т.д.

Тоталитаризм - это не просто крайний вариант авторитаризма. Это разновидность деспотии рецидив деспотии в XXв. в эпоху индустриального развития. Деспотия - ничем не ограниченная власть власть над несвободными опирающаяся на насилие или угрозу его применения. При тоталитаризме нет никакой свободы - политической экономической духовной и т.д. Этот режим создает общество основанное на внеэкономическом т.е. чисто силовом принуждении.

Демократия в современном смысле этого понятия означает формально равное участие полноправных граждан в формировании и осуществлении государственной власти. Принцип демократии - это формальное равенство в политике формальное равенство политических идеологий и объединений партий формально равная для всех субъектов государственно-правового общения возможность участвовать в формировании государственной воли.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 14