Реферат
Давыденко Т.А.
В статье анализируется решающая роль образования в воспроизводстве человеческого капитала, акцентируется внимание на противоречиях механизма реализации национального проекта в области образования
Образование в «новой» экономике: Аспекты
воспроизводства человеческого капитала
Давыденко Т.А., доц.
Белгородский государственный технологический
университет им. В. Г. Шухова
Социально-экономические преобразования в России на рубеже веков, наметившаяся интеграция в мировое информационное пространство будут эффективны только в том случае если стержнем так называемой «новой» экономики станет человек. Физически здоровый, профессионально подготовленный, хорошо образованный человек- носитель капитала знаний и умений - призван обеспечить выживание и дальнейшее развитие нашего общества, а так же достойное место в России в мировой цивилизации.
В свою очередь, важнейшей составляющей человеческого капитала, по мнению современных ученых и специалистов, является образование.
По оценкам Римского клуба, именно образование становиться сегодня главным императивом выживания и развития человечества в условиях глобальных экономических, антропогенных и национальных проблем, условием реализации всемирно признанной концепции устойчивого развития и земной цивилизации в целом.
Прогнозы показывают, что образовательный потенциал все больше определяет статус государств в мире. В период кардинальных изменений в жизни государства и общества крайне важно, используя эффективный опыт других стран, не отказаться и от собственного, особенно, если он был в прошлом успешным. К сожалению, Россия в своей реформаторской деятельности идет по другому пути, разрушая «до основания» все сложившееся системы общественного и хозяйственного обустройства, а за тем «копируя чужие образцы»
Результатом реализации такой необоснованной, а порой и авантюрной стратегии, а также традиционной тактики (установка – план мероприятий – кампания – рапорт – «забыли»), сложившейся еще в дореформенный период, стало то, что Россия оказалась по индексам экономической свободы –на 112-м месте, конкурентоспособности роста -70-м, технологического развития -68-м, государственных институтов- 89-м, макроэкономической ситуации-56-м, конкурентоспособности бизнеса-68-м, человеческого развития-57-м, устойчивого развития-61-м, экономической безопасности-41-м, а по параметрам человеческого капитала на 33-м месте в мире1.
Образование, как составная часть процесса воспроизводства человеческого капитала срочно нуждается в реформировании, властные структуры уже придали ему статус важнейшего национального проекта, однако сама концепция проекта, механизм и темпы его реализации вызывают недоумение, а иногда и тревогу.
Во-первых, курс на кардинальный поворот от академического, фундаментального образования к технологическому, прикладному вряд ли
будет способствовать формированию качеств человеческого капитала, адекватных экономики знаний (компетентность, креативность, адаптивность). Специализации человека в области определённой технологии недостаточно для развития способностей генерировать новые идеи, профессиональной гибкости, стремления к постоянному совершенствованию и развитию. К тому же, деформация фундаментального образования подрывает основы развития фундаментальной науки, что, в свою очередь, будет тормозить переход российской экономической системы к инновационному типу развития.
Во-вторых, сокращение обязательств государства в области образования путём перехода к образовательным кредитам и нормативному бюджетному финансированию настраивает на пессимистичный прогноз относительно превращения образования в один из национальных приоритетов.
В-третьих, задаче повышения «конкурентоспособности человека» противоречит стратификация российского образовательного пространства, которое неизбежно в случае реализации реформы системы образования. Значительная дифференциация населения по уровню доходов в совокупности с индифферентностью государства к образовательной сфере могут способствовать формированию так называемых «потолков», в результате чего более высокий уровень образования будет недоступен для людей с недостаточным доходом. Какая уж тут конкурентоспособность...
Всё выше перечисленное свидетельствует о необходимости более тщательного подхода, как к методологическим основам, так и к методическим приёмам реализации образовательной реформы.
Современный социальный заказ формирует новые требования к подготовке специалистов. Уже недостаточно соответствия их социально-профессиональных качеств экстенсивно-информационной модели, в основе которой – полнота конкретного знания, или, используя термины современной экономики, - компетенция. Новая экономика основана на интеллектуально-инновационном характере деятельности, отсюда и требования таких функционально-оперативных характеристик работника, как:
обширные знания в области своей профессиональной деятельности (компетенция);
навыки в решении возникающих проблем, включая анализ и синтез;
инновационное мышление;
инициативность в реализации принятых решений;
готовность работать как самостоятельно, так и в составе групп;
социальная коммуникабельность;
способность к нестандартным и оригинальным решениям и др.
Все эти требования в совокупности определяются сегодня понятием «компетентность», которая и будет выступать основным критерием оценки при выборе , распределении и использовании человеческого капитала. Однако, знакомство с официальной информацией, касающейся содержания и реализации национального проекта в области образования, анализ комментариев политиков, чиновников, ученых , а также функционирующих преподавателей, студентов и других заинтересованных субъектов свидетельствуют о том, что в обществе пока отсутствует единодушное одобрение государственной политики в области образования. Высказываются серьезные сомнения прежде всего в соответствии целей проекта ( «сохранить более высокий уровень российского образования по сравнению с тем, который характерен для стран сопоставимого уровня социально-экономического развития») с задачей вывода российской системы образования на уровень передовых стран. Следовательно, весь процесс реформирования нуждается в широком, гласном и компетентном обсуждении для достижения баланса интересов всех субъектов образовательного процесса.
1 См.: Рогов С. О роли государства в возрождении созидательного потенциала России // Российский экономический журнал. – 2005. - №7-8.-С.35.
Другие работы по теме:
Как я писала свое первое сочинение
Автор: Сочинения на свободную тему Все люди в своей жизни что-либо делают впервые и запоминают этот момент на всю жизнь. Эх! Помню свой первый класс, как я впервые переступила порог школы и впервые села за парту.Первый класс- самый сложный период в жизни ребенка, он привыкает к новой жизни,начинает делать уроки и становится более самостоятельным человеком.
Безъядерная Новая Зеландия
Безъя́дерная Но́вая Зела́ндия (англ. Nuclear-free New Zealand) — принцип внутренней и внешней политики Новой Зеландии, накладывающий полный запрет на использование ядерной энергии в стране, а равно запрет на постоянное или временное присутствие в стране ядерного оружия и ядерных энергетических установок.
Водрёй, Филипп де Риго де
Введение 1 Происхождение 2 Генерал губернатор Новой Франции 3 Потомки Список литературы Введение Филипп де Риго де Водрёй ( фр. Philippe de Rigaud de Vaudreuil )- (c. 1643 – 10 октября 1725) французский политический деятель, губернатор Новой Франции с 1703-1725.
Генерал-губернатор Папуа Новой Гвинеи
Генера́л-губерна́тор Па́пуа — Но́вой Гвине́и — фактический глава государства Папуа — Новая Гвинея. Он представляет формального главу государства — королеву Папуа — Новой Гвинеи Елизавету II (Missis Kwin на ток-писине).
История новой философии в сжатом очерке
Ф.Ибервег, М. Г. Гейнце Исто́рия но́вой филосо́фии в сжа́том о́черке — перевод третьего тома «Очерков истории философии» (GrundriЯ der Geschichte der Philosophie) немецкого философа-идеал-реалиста и историка философии Фридриха Ибервега в обработке немецкого же историка философии Макса Гейнце.
Новозеландская чернеть
Введение 1 Описание 2 Распространение 3 Местообитание и питание 4 Размножение Список литературы Введение Новозеландская чернеть[1] (лат. Aythya novaeseelandia) — птица семейства утиных.
Восточная рифовая цапля
Введение 1 Описание 2 Образ жизни 3 Статус Список литературы Восточная рифовая цапля Введение Восто́чная ри́фовая ца́пля[1] (лат. Egretta sacra) — птица семейства цаплевые, обитающая в Юго-Восточной Азии, Австралии, Новой Зеландии, Тасмании и Полинезии.
Парламент маори
, англ. The Maori Parliament — представительный орган племён маори, существовавший в Новой Зеландии с 1892 г. по 1902 г. До этого племенные лидеры в течение 10 лет проводили собрания, обсуждая идею межплеменного единства. В апреле 1892 они создали организацию Te Runanga o Te Kotahitanga mo Te Tiriti o Waitangi (кратко: «Котахитанга»), от имени которой был создан Парламент маори.
Петровское барокко
Петро́вское баро́кко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
Сломанные оковы гимн
«Zdrobite cătuşe» («Сломанные оковы») — гимн Румынии в 1948-1953 годах. Объявлен гимном сразу же после свержения монархии. Автор текста — Аурел Баранга, автор музыки — Матей Сокор. Новый гимн подчеркивал, насколько большую роль отводил коммунистический режим рабочему классу.
Коммунистическая партия Новой Зеландии
Введение 1 История 2 Руководители Список литературы Введение Коммунистическая партия Новой Зеландии (КПНЗ; англ. Communist Party of New Zealand) — политическая партия, действовавшая в Новой Зеландии с 1921 по 1994.
Форт Кристина
— первое шведское поселение, основанное в 1638 году в устье рек Кристина и Делавэр в ходе шведской колонизации Северной Америки, в 1638—1655 годах — столица Новой Швеции.
Токелау
Введение 1 История 2 Политическая структура 3 Административное деление 4 Географические данные 5 Экономика 6 Население 7 Культура Введение Токелау (англ. Tokelau [ˈtoʊkəlaʊ]) — территория под управлением Новой Зеландии (зависимая территория, владение). В состав Токелау входят три небольших острова, расположенных в Тихом океане между Новой Зеландией и Гавайскими островами.
Белая чайка
Научная классификация Латинское название Pagophila eburnea Phipps, 1774 Систематика на Викивидах Изображения на Викискладе Бе́лая ча́йка
Новая Народная партия Кореи
(кор. 신민당, Синминдан) — марксистско-ленинская партия в Корее, существовавшая в 1946 году. История Основу партии составили корейские коммунисты, вернувшиеся из Китая и не подчинявшиеся северно-корейскму Оргбюро Коммунистической партии Кореи во главе с Ким Ён Бомом. На базе созданной в Яньани «Северокитайской Лиги независимости Кореи» 16 февраля 1946 года была образована Новая Народная партия Кореи[1], марксистская по своей идеологии, но более умеренная во многих вопросах по сравнению с ККП.
Новая Гвинея австралийская территория
Территория Новая Гвинея (англ. Territory of New Guinea) — мандатная территория, переданная Лигой Наций в управление Австралии после поражения Германской империи в Первой мировой войне.
Бостонский марафон
Бостонский марафон (англ. Boston Marathon) — один из старейших и престижных марафонских забегов в мире, старейший из проводящихся ежегодно. Первый раз марафон в Бостоне был проведён в День Патриотов в 1897 году. С тех пор в третий понедельник апреля проводятся забеги на 42 км 195 м, со временем ставшими одними из престижнейших в мире.
Референдум в Кении 2010
Конституционный референдум в Кении прошёл 4 августа 2010 года. На нём была одобрена новая Конституция страны, утверждённая парламентом 1 апреля 2010 года.
Школа права Новой Англии
Школа права Новой Англии (англ. New England School of Law) — американское высшее юридическое учебное заведение, расположенное в Бостоне. Основано в 1908 г. как единственное в США специализированное учебное заведение для юридического образования женщин, под первоначальным названием Школа права Порции (англ.
Серая веерохвостка
План Введение 1 Описание 2 Распространение 3 Размножение Список литературы Введение Серая веерохвостка[1] (лат. Rhipidura fuliginosa) — певчая птица семейства веерохвостки (Rhipiduridae).
Длинноногая петроика
Введение 1 Описание 2 Распространение 3 Классификация 4 Галерея Список литературы Введение Длинноногая петроика[1] (лат. Petroica australis) — певчая птица из семейства австралийские малиновки. Эндемик Новой Зеландии.
Колон, Диего
Диего Колумб Колон (Diego Colуn; 1474 или 1480 — февраль 1526) — старший сын Христофора Колумба, 4-й вице-король Новой Испании (1511-18), носивший также титулы аделантадо, адмирала Индий, маркиза Ямайки и герцога Верагуа.
Новая Франция
Но́вая Фра́нция (фр. Nouvelle-France) — общее название французских владений в Северной Америке (1534—1763). В разное время в состав Новой Франции входили:
Ниуэ
Один из самых крупных в мире коралловых островов (260 кв. км), расположенный в Полинезии.
Острова Кука
Группа, из 15 островов в Полинезии обшей площадью 240 кв. км, самоуправляемая территория Новой Зеландии.
Токелау
Относится к категории малых карликовых стран. Самая маленькая карликовая страна Океании .
Ценообразование 6
Ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
Пахтусов Пётр Кузьмич
Пахтусов - подпоручик корпуса флотских штурманов, исследователь Баренцева и Карского морей и Новой Земли.
Актон, Джон
Актон, Джон (Acton, John) (1834–1902), английский историк, полное имя – Джон Эмерих Эдуард Дальберг-Актон.