Реферат: Методические рекомендации к семинарским занятиям по культурологии для студентов I курса очно-заочного отделения группы смвi 1 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические рекомендации к семинарским занятиям по культурологии для студентов I курса очно-заочного отделения группы смвi 1

Остальные рефераты » Методические рекомендации к семинарским занятиям по культурологии для студентов I курса очно-заочного отделения группы смвi 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ I КУРСА ОЧНО-ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ГРУППЫ СМВI – 1

дата

тема

вопросы к семинару

1. 22.10 Тема 1, 2, 3

Вопросы к семинару:

1. Предмет и объект культурологии, ее место в системе других наук.

2. Структурные элементы (субъект, задачи, формы) и функции культуры.

3. Характеристика основных теорий культурогенеза.

4. Источники (механизмы) культурной динамики.


Вопросы для самопроверки:

Когда культурология выделилась в самостоятельную область знания?

Почему происхождение термина «культурология» принято связывать с именем Л.А. Уайта?

Охарактеризуйте предмет культурологии.

Какую роль выполняет философия по отношению к культурологии?

В чем разница подходов в истории и культурологии по отношению к культуре?

Каков предмет изучения культуры социологами?

Раскройте положение: культурная антропология изучает человека как субъект культуры.

Объясните, в чем заключается двойственный характер взаимосвязи культурологии с другими науками.

В чем заключается разница между теоретической и прикладной культурологией?

Дайте определение понятия – культура, когда возникло это понятие?

Назовите важнейшие функции культуры и укажите их смысловое содержание. Приведите примеры, характеризующие каждую из функций культуры.

Дайте характеристику основных задач и форм культуры.

В чем суть креационистской концепции культурогенеза?

Раскройте основные положения трансцендентальной концепции культурогенеза.

В чем заключается особенность гуманистически-демиургической концепции, разработанной Н.А. Бердяевым, как варианта трансцендентальной концепции культурогенеза?

Дайте общую характеристику космологических концепций культурогенеза (В.И. Вернадский, П.А. Флоренский, гуманистически-демиургической Л.Н. Гумилев, П. Тейяр де Шарден).

Каковы основные положения натуралистических концепций культурогенеза (Ч. Дарвин, Г. Спенсер, К. Лоренц)?

Какова специфика игровой концепции культурогенеза Й. Хейзинги?

Назовите основные положения психоаналитической концепции З. Фрейда.

Раскройте орудийно-трудовую концепцию культурогенеза Ф. Энгельса.

В чем отличие орудийно-трудовой и социальной концепций (Б. Малиновский) культурогенеза?

Укажите сущность магической концепции культурогенеза (Дж. Фрезер, Л. Леви-Брюль).

Какие формы преемственности и периодичности изменений в культуре Вам известны?

Перечислите источники (механизмы) культурной динамики.

Охарактеризуйте формы культурной диффузии.

Какие модели (формы) культурной динамики Вам известны?

Что можно отнести к типам культурной динамики?


Темы докладов и сообщений:

Культурология как наука, ее предмет и методы исследования.

Философский подход к культуре.

Основные культурологические школы и направления.

Методы культурологических исследований: на примере эволюционного (Э. Тайлор и Л. Леви-Брюль), функционального (Б.К. Малиновский) и структурального (К.Г. Леви-Строс) методов.

Использование культурологических знаний в сфере туризма.

Генезис понятия культуры.

Духовная культура: понятие, структура, функции.

Материальная культура и ее метаморфозы.

Искусство как социокультурный феномен.

Туризм как вид культуры.

Проявление адаптивной функции культуры в современном мире.

Основные концепции антропогенеза: креационизм, панспермия, эволюции и инволюция (по выбору).

Концепция культурогенеза (креационистская, гуманистически-демиургическая, трансцендентальная, космологическая, игровая, орудийно-трудовая, социальная, натуралистическая, магическая: по выбору).

Палеолитическая и неолитическая революции, их роль в культурогенезе.

Циклическая модель динамики культуры (Гесиод).

Ренессанс и Реформация как пример культурной инверсии.

Линеарная модель динамики культуры на примере концепций Э. Тайлора, Дж. Фрезера, Л. Моргана.

Воззрения Ж.Ж. Руссо как пример реверсивной модели динамики культуры.

Л. Уайт о девиантной модели динамики культуры.

Смена стилей искусства как тип динамики культуры (на примере романики, готики, ренессансного, барокко, рококо, классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма, модерна, модернизма, ар-деко, постмодернизма – по выбору).

Культурный застой как тип динамики культуры.

Изобретения как источник культурной динамики.

Влияние природных факторов на культурную динамику.

2. 17.12 Темы: 4, 5, 6

Вопросы к семинару:

Процессы инкультурации и социализации. Культурная идентичность

Виды типологизации культур.

Основные направления типологии культур и их характеристика.

Аккультурация как освоение чужой культуры. Результаты межкультурной коммуникации.


Вопросы для самопроверки:

Раскройте суть понятий инкультурация и социализация.

В чем заключаются сущность и значение культурной идентичности?

Каковы отличия типологии и типологизации культур?

Что входит в понятие – историческая типологизация культур?

Каковы особенности формационной типологизации культур К. Маркса?

Раскройте основания цивилизационной типологизации культур (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

В чем суть линейной типологизации культур К. Ясперса (на примере теории «осевого времени»).

Что Вам известно о коммуникативной типологизации культур Г. Маклюэна?

Раскройте значение понятия – «типология культур» как научного метода.

Укажите характерные черты мировых, национальных и этнических культур.

Чем отличаются национальные и этнические культуры?

Что Вы понимаете под элитарной культурой? Дайте примеры проявления элитарной культуры в различные исторические эпохи.

Когда возникает массовая культура и каковы предпосылки ее возникновения?

Каковы позитивные и негативные проявления массовой культуры?

Чем характеризуется доминирующая культура?

В чем отличия субкультуры и контркультуры?

Назовите проявления маргинальной культуры.

Раскройте суть понятия – культурная самоидентичность.

Как соотносятся понятия – аккультурация и культурные заимствования, что понимать под ними?

Каково различие между аккультурацией и инкультурацией?


Темы докладов и сообщений:

Принципы типологизации культур

Типологические разновидности культур и их особенности.

Человек на Востоке и Западе, его жизненный уклад и ценности.

Х. Ортега-и-Гассет о массовом обществе и дегуманизации искусства.

Возникновение и основные признаки массовой культуры.

Позитивные и негативные основания массовой культуры.

Исторические примеры проявлений контркультуры.

Молодежные суб- и контркультуры – их плюсы и минусы.

Проявления маргинальной культуры.

Историческая типологизация культур.

Традиционные культуры в современном мире.

Основные характеристики модернизированных культур.

Сходство и различие восточных и традиционных культур.

Сходство и различие западных и модернизированных культур.

Способы и формы культурной трансляции.

Значение и роль туризма в кросскультурной коммуникации.

Этнокультурные контакты как проявление межкультурной коммуникации.

Межцивилизационные уровни взаимодействия культур в исторической ретроспективе.

Исторические примеры этнической ассимиляции.

Культурный шок или стресс аккультурации, его причины и факторы, оказывающие на него воздействие.

Культурные стереотипы: их проявления в контактах между народами.

Роль предрассудков в межкультурных контактах.

Толерантность как результат кросскультурной коммуникации.

3.
Тема 7

Вопросы к семинару:

1. Россия – срединное звено между Востоком и Западом.

2. Основные этапы развития отечественной культуры.


Вопросы для самопроверки:

1. Каковы истоки русской культуры?

2. Какие факторы способствовали становлению русского культурного архетипа?

3. Какова роль принятия христианства в формировании русской культуры?

4. Назовите основные этапы развития отечественной культуры.

5. Проследите влияние вестернизации и ориентализации на отечественную культуру на каждом из этапов. В чем это влияние прослеживалось?

6. В чем, в свою очередь, можно проследить воздействие отечественной культуры на иные культурные общности?

7. В чем Вы видите самобытность русской культуры?

8. Охарактеризуйте воззрения западников и славянофилов.

9. Как Вы понимаете термин – «евразийство»?

10. Каковы роль и место отечественной культуры в мировом культурном пространстве?


Темы докладов и сообщений:

1. О раздвоенности русской культуры: А.И. Герцен, Н. Лосский, В.И. Ленин.

2. Воззрения западников о месте и предназначении России (А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, П.Я. Чаадаев, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, И.С. Тургенев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, В.П. Боткин – можно по выбору).

3. Специфика воззрений славянофилов (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин – можно по выбору).

4. Принятие христианства и его влияние на развитие культуры.

5. Понятие «евразийства» и его роль в отечественной культурологии.

6. "Загадочная русская душа" – реальность или выдумка?

7. Особенности русского национального характера в понимании отечественных и зарубежных мыслителей.

8. Самодержавие в России и его влияние на культуру.

9. «Золотой» и «серебряный» век русской культуры.

10. Феномены российской культуры XX века.

11. Советская культура: содержание, форма, основные направления.

11. Специфика современной социокультурной трансформации в России.