Реферат: Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки» для аспирантов и соискателей нгту - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки» для аспирантов и соискателей нгту

Остальные рефераты » Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки» для аспирантов и соискателей нгту

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Р.Е. АЛЕКСЕЕВА


ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

К СДАЧЕ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

ДЛЯ АСПИРАНТОВ И СОИСКАТЕЛЕЙ НГТУ

РАЗДЕЛ II. «Философские проблемы

социально-гуманитарных наук»


Нижний Новгород 2007


ББК 87я73


Составители: В.И. Казакова, К.Г. Мальцев, Т.Л. Михайлова, В.М. Маслов, Г.А. Ширшин, Е.Н. Соснина / НГТУ им. Р.Е. Алексеева, Н.Новгород, 2007. – 21 с.


Представлены методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» для аспирантов и соискателей НГТУ, (раздел II – Философские проблемы социально-гуманитарных наук). Изложены список основной литературы, тематика лекционного курса, тематика семинарских занятий, рекомендации для самостоятельной работы, перечень контрольных вопросов. Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями к подготовке аспирантов и соискателей, изложенных в «Программе-минимум кандидатского экзамена», разработанной Институтом философии РАН и одобренной экспертным советом по философии, социологии и культурологи ВАК в 2004 г.


Ответственный редактор: проф. К.Г. Мальцев


Редактор О.В. Пугина


Подписано в печать . Формат 60х84 1/16. Бумага газетная.

Печать офсетная. Усл. печ.л. 2. Уч-изд. л. Тираж 100 экз. Заказ

________________________________________________________________________________


Нижегородский Государственный Технический Университет.

Типография НГТУ. 603600, Н. Новгород, ул. Минина, 24.


© Нижегородский государственный

технический университет, 2007

В В Е Д Е Н И Е


Предлагаемое методическое пособие предназначено для аспирантов и соискателей НГТУ в рамках изучения ими курса «История и философия науки», разработанного на основе программы-минимум кандидатского экзамена, одобренной президиумом ВАК Минобразования России и утверждённой приказом Минобразования России от 17.02.2004 № 697. Методические рекомендации разработаны на кафедре «Методология, история и философия науки» Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева как результат опыта преподавания дисциплины «История и философия науки» с учётом приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности НГТУ. Представленные методические рекомендации составлены в соответствии с разделом II – «Философские проблемы социально-гуманитарных наук».

Основной задачей курса ставится выход на качественно новый уровень философско-методологических знаний, способствующий максимальному раскрытию творческого потенциала будущего учёного. Курс ориентирован на тесную связь со специализацией аспирантов и призван представить широкий спектр основных мировоззренческих и методологических ориентиров научной деятельности. Наряду с традиционной философской составляющей в программу кандидатского минимума включена историко-научная тематика, что является, на наш взгляд, одной из наиболее удачных инноваций современного образования. Этот акцент на динамику развития научной мысли, процессы её становления и эволюции представляется чрезвычайно актуальным, главным образом, с точки зрения современных проблем науки.

Пособие включает в себя список основной литературы, тематику лекционного курса, рекомендуемую тематику семинарских занятий и программные вопросы курса. Рекомендуемые программы семинарских занятий с необходимостью включают в себя как информативный, так дискуссионный аспекты. Тематика предлагаемых докладов и реферативных работ носит полемически-поисковый характер и ориентирована на творческое осмысление тех или иных вопросов, их активное обсуждение в ходе занятия. Подобный подход призван инициировать как формирование собственной точки зрения, так и умение корректно и обоснованно её излагать.


1. ИСХОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА


Гайденко, П.П. История новоевропейской философии в её связи с наукой / П.П. Гайденко - М.: ПЕРСЭ, СПБ.: Университетская книга, 2000.

Гайденко, П.П. Научная рациональность и философский разум / П.П. Гайденко – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 521 с.

Джегутанов, Б.К. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов / Б.К. Джегутанов, В.И. Стрельченков, В.В. Балахонский, Г.Н. Хон. – СПб.: Питер, 2006. – 368 с.

Котенко, В.П. История и философия классической науки / В.П. Котенко - М.: Академический проект, 2005.

Кохановский, В.П. Философия науки: учебное пособие / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева. – М. – Ростов-на-Дону: ИКЦ МарТ, 2006. – 496 с.

Лешкевич, Т.Г. Философия науки: традиции и новации. Учебное пособие для вузов / Т.Г. Лешкевич. – М.: изд-во ПРИОР, 2001. – 428 с.

Микешина, Л.А. Философия познания: полемические главы / Л.И. Микешина – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 622 с.

Микешина, Л.А. Философия науки: современная эпистемология, научное знание в динамике культуры, методология научного исследования / Л.А. Микешина – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 463 с.

Наука глазами гуманитария / под ред. В.А. Лекторского. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 687 с.

Рассел, Б. Мудрость Запада. Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами / Б. Рассел - М.: Наука, 1998.

Уинч, П. Идея социальной науки и её отношение к философии / П. Уинч. – М.: Русское феноменологическое общество, 1996. – 107 с.

Философия науки: общие проблемы познания, методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия для вузов / - М.: Прогресс-Традиция, 2005.


2. ЛЕКЦИОННАЯ ТЕМАТИКА


1. Социально-гуманитарное знание, его предметная и методологическая специфика.

1.1. Человек, общество, культура как предмет гуманитарного познания. «Науки о природе» и «науки о духе». Интерпретативные практики социально-гуманитарного знания.

1.2. Уникальность социального феномена и «индивидуализирующие» понятия. Функции социально-гуманитарного знания. Гуманитарные науки и философия.

1.3. Генезис и формирование социально-гуманитарного знания: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции.

1.4. Донаучные формы социально-гуманитарного знания, их развитие в античной и средневековой парадигмах.

1.5. Социально-гуманитарное знание в рамках классической, неклассической и постнеклассической парадигмы. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

2. Специфика объект-субъектных отношений в социально-гуманитарных науках.

2.1. Субъект и объект социально-гуманитарного познания: специфика соотношения и множественность интерпретаций. Проблема демаркации объекта и предмета познания в социально-гуманитарном знании. Феномен сознания как объект гуманитарных наук.

2.2. Индивидуальный субъект и формы его существования. Включённость сознания субъекта в объект исследования социально-гуманитарного знания.

Коллективный субъект и формы его существования.

2.3. Человек и общество как объект и предмет познания. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном знании.

2.4. Многообразие, уникальность, случайность и изменчивость: философско-методологические аспекты. Полифонический характер гуманитарных феноменов. Принцип дополнительности в социально-гуманитарном знании.

2.5. Антропный принцип и конвергенция естественнонаучного и гуманитарного. Виртуальная реальность и объект-субъектные отношения в социально-гуманитарных науках.

3. Проблематика обоснования социально-гуманитарного знания.

3.1. Интерпретативная практика как основанная исследовательская стратегия социально-гуманитарного знания. Интерпретация как метод гуманитарных наук. Интерпретация и смысл. Позитивные и негативные аспекты интерпретации. Интерпретация и консенсус. Проблема «исторической дистанции» в интерпретации и понимании.

3.2. Герменевтика как наука о понимании и интерпретации текста. Герменевтический проект обоснования гуманитарных наук. Интенционально-прагматический контекст интерпретации. Герменевтика как «органон наук о духе». Герменевтика как искусство и как метод.

3.3. Проблема «понимание – объяснение» в методологии социально-гуманитарных наук. Понимание как духовное постижение социокультурных смыслов. Циклический характер процесса понимания и проблема его логической репрезентации. Герменевтический круг. Понимание и смысл «цельного феномена». Объяснение как функция теории. Герменевтическая и аналитическая модели объяснения. Объяснение и понимание в истории, социологии, экономической науке.

3.4. Проблема интерпретации и несоизмеримость теорий: типология подходов. Антиметодологическая позиция. «Сдержанный релятивизм». Новое обоснование рациональности. Конкретно-научные модификации.

3.5. Принципы «логики социальных наук». Метафорическое и рациональное в гуманитарном знании. Гуманитарная методология и «практический разум». Дедуктивно-номологическая модель: традиции и перспективы. Проблема предсказуемости социальных феноменов.

4. Научное и ненаучное в социально-гуманитарном знании.

4.1. Проблема демаркации гуманитарного и вненаучного. Вненаучные знания о человеке и обществе. Вненаучное социальное знание, его значение в экспертизах социальных проектов и программ.

4.2. Соотношение вненаучного с социально-гуманитарным знанием и с естествознанием: общее и особенное. Теоретические конструкты и реальность в гуманитарном знании. Плюрализм концепций как способ обеспечения различных аспектов социальной деятельности.

4.3. Вненаучное знание как объект исследования социально-гуманитарных наук. Паранаука как социальная сила и поиск духовного опыта. Псевдонаука и её социокультурные истоки. Вненаучные когнитивные практики: содержательный и социологический аспекты. Этнонаука как форма социальной памяти.

4.4. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Вера и истина в экзистенциально-антропологической традиции. Обыденное знание и традиции, их роль в формировании гуманитарных наук.

5. Языковые проблемы социально-гуманитарных наук: философско-методологические аспекты.

5.1. Язык как знаковая реальность и способ трансляции научного знания. Предметность и операциональность языка, функции фиксатора и оператора.

Объект-язык и субъект-язык: проблема соотношения. «Языковая картина мира» и научное знание. Мысль как звуковой комплекс: проблемы вербализма.

5.2. Современные процессы трансляции научных знаний: личностно-именной тип, профессионально-именной тип, универсально-понятийный тип. Трансляция научных знаний и информационные технологии.

5.3. Языковые проблемы и коммуникативные технологии. Социальные проблемы научного языка. Язык как способ перехода от личного опыта к социальному. Язык и постоянство во времени. Язык и дискретность пространства.

5.4. Наука как «языковая игра». Программы усовершенствования научного языка: история и современность. «Языковая картина мира» в современной науке. Логика и языковые проблемы науки. Ситуация «предстандарта» в социально-гуманитарном знании.

5.5. Язык и реальность: параллели и диссонансы. Научная истина в свете языковых проблем. Полиморфизм научных языков и идея единства науки. Философия как «борьба против очарования выражениями».

6. Научный текст: философско-методологические аспекты.

6.1. Специфика и логическая структура научного текста. Текст как способ трансляции знания и культурная ценность. Структура и свойства научного текста. Текст и интерпретация смысла.

6.2. Освоение и глубина понимания научного текста. Понимание научного текста, его глубина и уровни. Научный текст и информация: философско-методологические аспекты.

6.3. Создание научного текста. Репрезентация текста как коммуникативный процесс. Структура изложения научных результатов. Проблема вторичных текстов в науке. Модернизация научного текста.

6.4. Текст как «особая реальность». Научный и художественный текст: общее и особенное. Текст как единица методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Текст в естествознании и в социально-гуманитарном знании: сравнительный анализ.

6.5. Человек и текст: философские аспекты. Текстовой субъект и текстовой предикат: философско-методологические аспекты. «Смерть автора» в постмодернистской философии.

7. Жизнь как категория социально-гуманитарных наук.

7.1. «Жизнь»: индивидуальное, единичное, всеобщее. Социокультурное и гуманитарное понимание жизни. «Жизнь» как поиск новых форм рациональности. «Жизнь» и «жизненный мир» как антитеза классической науки и механицизма.

7.2. «Философия жизни» и её основные положения. Жизнь как воля к власти и аккумуляция силы. «Жизнь» как фундаментальная категория наук о культуре. Темпоральность и непроницаемость жизни. Философия как «рефлексия жизни на самоё себя».

7.3. Жизнь и социальная реальность. Познание и «переживание» жизни в художественном знании. Проблема сходства искусства и жизни.

7.4. Онтологические и антропологические аспекты «жизни». Жизнь как действительность, обладающая миром. Проблема смысла жизни.

7.5. История как объективация жизни во времени. Жизнь и «критика исторического разума»: поиск философских оснований исторического познания.

8. Аксиологические аспекты социально-гуманитарного знания.

8.1. Специфика понятия «ценности» в социально-гуманитарном знании. Проблема ценностной нейтральности гуманитарных наук. Действительность, ценность и смыслы в соотношении с объяснением, пониманием и интерпретацией. Ценностный характер исторически-индивидуализирующей методологии гуманитарного знания.

8.2. Проблема свободы науки от ценностей в социально-гуманитарном и естественнонаучном знании: сравнительный анализ. Ценностная и причинная интерпретации. Регулятивные функции ценностей в гуманитарных науках. Принцип красоты и гармонии в социально-гуманитарном знании.

8.3. Ценности как грань «мира сущего» и «мира должного». Научное и философское понимание ценности: общее и особенное.

8.4. Социокультурные и когнитивно-методологические ценности гуманитарного знания, проблематика их соотношения.

8.5. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствие коммуникативности социально-гуманитарного знания. Интерактивность науки как методологическая и аксиологическая проблема.

9. Антропологические аспекты социально-гуманитарного знания.

9.1. Человек как познающий субъект и как часть объекта познания. Человек и жизнь как центр научной парадигмы. Априорное знание и «вопрошание о человеке». Философская антропология и её основная проблематика.

9.2. «Человекоразмерные» параметры социально-гуманитарного знания и современной науки в целом. Гуманитарное знание как духовная направленность бытия человека.

9.2. Проблема индивидуальности познавательного процесса в науке. Научная рациональность как преодоление инерции мышления. Наука как «элемент человеческого достоинства». Научная рациональность и человеческая свобода. Учёный и «моральный образ жизни в борьбе».

9.3.

10. Культура как исходный смысловой горизонт социально-гуманитарного знания.

10.1. Социально-гуманитарное знание как часть культуры и как продолжение культурного проекта. Наука как «культурная игра». Культура и ценностное пространство науки. Дилемма «сциентизм – антисциентизм» как проблема социального выбора.

10.2. Научная рациональность и социокультурные параметры. Интерпретация научных данных как социальная проблема. «Научный капитал» и «научное пространство». Проблема социальной адаптации научной истины. Стиль научного мышления и его культурный контекст. Этнические элементы развития науки.

10.3. Социально-гуманитарные науки и искусство, их социально-историческая взаимообусловленность. Идея единства художественного и научного знания. Эстетические аспекты гуманитарных наук. Принципы простоты и гармонии в социально-гуманитарных науках.

10.4. Гуманитарное и религиозное. Вера как познавательный акт социально-гуманитарного знания. Религиозное чувство как мотив научного исследования.

10.5. Специфика институализации социально-гуманитарных наук. Наука и власть: политические аспекты научной институализации. Проблема государственного контроля научных институтов. Приоритетные научные исследования. Социология науки как специальная дисциплина. Критика и проблематизация действительности как социальная функция гуманитарного знания.

3. ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

З А Н Я Т И Е 1

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ СТРУКТУРА

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ


Основные исследовательские программы социально-гуманитарного знания, их общенаучное значение.

Натуралистическая исследовательская программа.

Антинатуралистическая исследовательская программа.

Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в истории, экономике и культурологии: сравнительный анализ.

Проблема демаркации социального и гуманитарногознания (по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам).

Мировоззренческие основания социально-гуманитарного знания.

Методология социального и гуманитарного знания: сравнительный анализ.

Социально-гуманитарное знание и междисциплинарные комплексы.

Проблема классификации социально-гуманитарного знания: философско-методологический аспект.

Гуманитарный и антропологический «поворот» современной науки. Проблема «гуманитарного естествознания».

«Техно-гуманитарный баланс»: философско-методологические аспекты.

Социально-гуманитарные науки в зеркале эволюционной эпистемологии.


Основные понятия

Социальное знание, гуманитарное знание, научный статус, демаркация,

дисциплинарное, междисциплинарное, интеграция, дифференциация, редукция, монизм, плюрализм, унификация, идеографическое, номотетическое, «реконструктивное», «понимающее».


Тематика докладов и рефератов

Философия как интегральная форма социально-гуманитарного знания.

Конфликты дисциплинарного и междисциплинарного в современном социально-гуманитарном знании.

Междисциплинарные ландшафты и коммуникации.

«Реконструктивные» и «понимающие» науки об обществе.

«Культурно-значимая индивидуальная деятельность» как предмет социального познания (по работам М. Вебера).

Социология как номотетическая наука.

Возникновение социально-гуманитарных наук как завершающий этап классицизма.

Абсолютизация методов естествознания в гуманитарных науках классической парадигмы.

Статус гуманитарного знания в неклассической науке.

Гуманитарные науки и философия.

Социальная экология как междисциплинарный синтез.


Литература

Бахтин, М.М. К философским основаниям гуманитарных наук // М.М. Бахтин. Собр. соч. в 7 томах. Т.5, - М., 1996.

Бердяев, Н.А. Философия неравенства / Н.А. Бердяев – М.: ИМА-пресс, 1990. – 288 с.

Вебер, М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науках // Избр. произв. – М., 1990.

Вен, П. Как пишут историю. Опыт эпистемологии / П. Вен. – М.: Научный мир, 2003. – 394 с.

Зеленов, Л.А., История и философия науки. Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук / Л.А. Зеленов,А.А. Владимиров, В.А. Щуров. - Н.Новгород: изд-во ФГОУ ВПО ВГАВТ., 2004

Кимстач, В.Н. Коэволюция гуманитарной, естественнонаучной и технической культур в исторической ретроспективе: методологический аспект // Лосевские чтения: материалы научно-практической конференции. – Новочеркасск, 2006. С. 33-38.

Лекторский, В.А. Эпистемология классическая и неклассическая / В.А. Лекторский. – М. : УРСС, 2001. – 255 с.

Лекторский, В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? // Вопросы философии. 2004. №3. С. 44-49.

Мангейм, К. Очерки социологии знания. Теория познания – мировоззрение - историзм / К. Мангейм, - М., 1998.

Ойзерман, Т.И. Философия как единство научного и вненаучного познания // Разум и экзистенция. Анализ научных и вненаучных форм мышления. – СПб.: РХГИ, 1999. С. 35-45.

Розов, Н.С. Философия и теория истории / Н.С. Розов – М., 2002.

Социальное знание и социальные изменения / под ред. В.Г. Федотовой. – М., 2001.

Степин, В.С. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты) // Вопросы философии. 2004. №3. С. 37-43.

Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – СПБ.: Наука, 2000. – 384 с.

Хабермас, Ю. Политические работы / Ю. Хабермас. – М.: Праксис, 2005. – 368 с.


З А Н Я Т И Е 2

НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ИСТИНА

В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ


Проблема рационального и научного статуса социально-гуманитар-ного знания.

Проблема смысла и смыслосодержания в социально-гуманитарном знании.

Проблема соотношения веры и разума: традиции и современность.

«Личностное» знание: философско-методологические аспекты.

Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Вера как «бытие среди людей».

Мнение, вера и знание как «модусы истинности» результатов познания.

Вера в философии и науке: общее и особенное.

Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарном знании.

Логико-рациональный и культурно-антропологический дискурсы истины.

Классические и неклассические теории истины в социально-гумани-тарном знании.

Догматизм и релятивизм в социально-гуманитарном знании.

Вера и истина в социально-гуманитарном знании.


Основные понятия

Разум, рациональное, иррациональное, рациональность, рационализм, критический рационализм, иррационализм, истина, критерий истины, догматизм, релятивизм, монизм, плюрализм, когеренция, когерентность, корреспонденция, теория когеренции, теория корреспонденции, конвенционализм, прагматизм, аппроксимализм, гипотетизм, фаллибилизм. лженаука.


Тематика докладов и рефератов

Разум как объект сакрализации: история и современность.

Разум как архетип эволюции.

«Рационализм – это расположенность выслушивать критические замечания и учиться на опыте» (К.Р. Поппер).

Свобода и несвобода в рациональном осмыслении мира.

«Даже ложные теории способны изменять мир, хотя корректные теории имеют чаще всего более длительное действие» (К.Р. Поппер).

«В жизни всё действительно значимое – выше разума» (К.Р. Поппер).

Способность к сопереживанию как путь к достижению истины (по работам Г. Гадамера).

Проблема человеческого смысла всемирной истории.

Истинность – свойство вещей или свойство представлений и суждений?

Истина как проблема коммуникации (по работам М. Фуко и Ю. Хабермаса).

Истина и диалог.

«Сущность истины есть свобода» (М. Хайдеггер).

Конвенционализм и прагматизм в социально-гуманитарном знании: сравнительный анализ.

Теория когеренции и теория корреспонденции: сопоставительный анализ.

Гносеологическая истина и экзистенциальная правда (по работам М.М. Бахтина).


Литература

Андреев, А.П. Диктатура истины / А.П. Андреев – М.: Наука, 1997. – 142 с.

Вен, П. Как пишут историю. Опыт эпистемологии / П. Вен. – М.: Научный мир, 2003. – 394 с.

Вригт, Г.-Х., фон. Логико-философские исследования: избранные труды / Г. Фон Вригт - М.: Прогресс, 1986. – 600 с. С. 35-242.

Гадамер, Г.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / Г. Гадамер – М.: Прогресс, 1988. – 699 с.

Иошкин, В.К. Несвобода и свобода в рациональном осмыслении мира // Вопросы философии. 2006. №8.

Кант, И. Трактаты и письма / И. Кант. – М., 1980.

Лазарев, Ф.В., Лебедев, С.В. Проблема истины в социально-гуманитарных науках // Вопросы философии. 2005. №10, С. 95-115.

Мамардашвили, М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М.К. Мамардашвили – М.: Терра-Республика, 2000. – 463 с.

Ойзерман, Т.И. Существуют ли абстрактные истины? // Вопросы философии. 1999. №6. С. 13-25.

Осипов, Ю.М. Трагедия науки // Философия хозяйства. 2005. №1. С. 10-13.

Осипов, Ю.М. О великом казусе научного мирознания // Философия хозяйства. 2005. №1. С. 115-122.

Осипов, Ю.М. Лженаука как великая радость незнания // Философия хозяйства. 2006. №4. С. 286-294.

Панфилова, Т.В. Проблема смысла истории // Вопросы философии. 2006. №12. С. 11-23.

Поппер, К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход / К.Р. Поппер. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – 384 с.

Рассел, Б. Исследование значения и истины / Б. Рассел – М.: Идея-Пресс, 1999 – 400 с.

Рикёр, П. История и истина / П. Рикёр – СПб.: Алетейя, 2002. – 400 с.

Тойнби, А.Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби – М.: Айрис-Пресс, 2002. – 640 с.

Фёдоров, В.М. Сакральность разума // Философские науки. 2006. №2. С. 45-52.

Фуко, М. Забота об истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности / М. Фуко – М.: Мам. Касталь, 1996. – 448 с.

Фуко, М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко – СПб.: Унив. Книга, 1997. – 575 с.

Фуко, М. Интеллектуалы и власть / М. Фуко – М.: Праксис, 2006. – 320 с.

Хайдеггер, М. О сущности истины / М. Хайдеггер. Разговор на просёлочной дороге – М.: Высшая школа, 1991.

Цвык, И.В. Проблемы истины в русской духовно-академической философии XIX века // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2004. №2. С. 14-30.

Шестов, Л.И. Афины и Иерусалим / Л.И. Шестов. – М.: Азбука, 2001. – 448 с.

Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер – М.: изд-во АСТ, 2000. – 1376 с.

Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М.: Республика, 1994. – 527 с.


З А Н Я Т И Е 3

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭМПИРИЧЕСКОЕ

В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ


Теоретический уровень социально-гуманитарного знания.

Теоретические методы социально-гуманитарных наук. Классификации и типологии.

Теоретические подходы социально-гуманитарных наук и их организующие функции.

Внтуритеоретические противоречия социально-гуманитарных наук и способы их разрешения.

Традиции и революции в гуманитарных науках.

Эмпирический уровень социально-гуманитарного знания.

Структура эмпирического знания: сравнение, наблюдение, эксперимент. Чувственное и эмпирическое в социально-гуманитарном познании.

Специфика и разнообразие эмпирической методологии социально-гуманитарных наук: социометрический метод, котент-анализ, симуляционный метод, активное вмешательство и т.д.

Документ как объект исследования.


Основные понятия

Теория, эмпирия, проблема, гипотеза, теория, парадигма, картина мира, концепт, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, наблюдение, эксперимент, симуляционный метод, интервью, анкетирование, тестовый метод, котент-анализ, социометрический метод, активное вмешательство, клинический метод, реализм, модель, моделирование, аналогия, факт, фактология, дедукция, индукция, аксиома, инструмент, инструментализм, конвенция, конвенционализм

Тематика докладов и рефератов

Тип как «представление, базирующееся на фактах» (В. Дильтей).

Может ли типология быть универсальной методологией социального знания?

Интерпретация и идеальный тип (по работам М. Вебера).

Методология «идеальных типов»: традиции и перспективы.

Эмпирическое, теоретическое и метатеоретическое в современных социальных науках.

Существует ли идеальная форма научной теории?

Правомерно ли разделение наук на теоретические и эмпирические?

Можно ли рассматривать научные теории как «конвенциональные фикции»? (по работам Э.Леруа, А. Пуанкаре, П. Дюгема).

Контекст ожидания как фактор репрезентации научного факта.

Научное и философское значение инструментов.

Эксперименты, моделирование и компьютерные представления: философско-методологические аспекты.

Некумулятивность и несоизмеримость научных фактов: философско-методологические аспекты.

«Протокольные» предложения в науке: философско-методологический аспект.

Феноменологическая теория как обобщённый уровень эмпирического знания.

Философские основания типологии экспериментальных ошибок.


Литература

Вебер, М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науках // Избр. произв. – М., 1990.

Вен, П. Как пишут историю. Опыт эпистемологии / П. Вен. – М.: Научный мир, 2003. – 394 с.

Голицын, Г.А., Левин, А.П. Вариационные принципы в научном знании // Философские науки. 2004. №1. С. 105-136.

Зеленов, Л.А., История и философия науки. Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук / Л.А. Зеленов,А.А. Владимиров, В.А. Щуров. - Н.Новгород: изд-во ФГОУ ВПО ВГАВТ., 2004

Колпаков, В.А. Эволюция экономической теории: от А. Смита к неосмитианству // Вопросы философии. 2006. № 11. С. 73-84.

Куайн, У.в.О. Слово и объект / У.в.О. Куайн. – М.: Логос, Праксис, 2000. – 386 с.

Лосева, И.Н. Теоретическое знание: проблема генезиса и различения форм / И.Н. Лосева. – Ростов-на-Дону: изд-во Рост. ун-та, 1989. – 109 с.

Радугин, А.А. Философия науки: общие проблемы. Учебное пособие для высших учебных заведений / А.А. Радугин, О.А. Радугина. – М.: Библионика, 2006. – 320 с.

Рассел, Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. / Б. Рассел. – М.: Терра-Республика, 200. – 463 с.

Рузавин, Г.И. Методология научного исследования / Г.И. Рузавин. – ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317 с.

Степин, В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция / В.С. Степин. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 743 с.

Сторожук, А.Ю. Философия научного эксперимента: реакция на кризис рационализма // Философия науки. 2004. №3. С. 87-120.

Сторожук, А.Ю. Проблема наблюдения как аргумент в дебатах о реализме // Философия науки. 2005. №1. С. 49-62.

Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник / Е.В. Ушаков – М.: изд-во «Экзамен», 2005. – 528 с.

Флек, Л. Возникновение и развитие научного факта. Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива / Л. Флек. – М.: Идея-Пресс, 1999. – 208 с.

Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – СПБ.: Наука, 2000. – 384 с.

Хабермас, Ю. Политические работы / Ю. Хабермас. – М.: Праксис, 2005. – 368 с.

Холтон, Дж. Тематический анализ науки / Дж. Холтон. – М.: Прогресс, 1981. -383 с.

Хон, Г. Идолы эксперимента: трансцендирование «списка etc» // Философия науки. 2004. №3. С. 31-61.

Черняк, В.С. Истоки эмпиризма // Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы / под ред. И.П. Меркулова. – М.: РОССПЭН, 1996. С. 78-101.

Чекмарёв В.В. Пролиферация альтернатив научного знания: экономическое пространство // Философия хозяйства. 2005. №3. С. 38-45.


З А Н Я Т И Е 4

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

В СОЦИАЛЬНОМ И ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ


Пространство и время как общенаучные понятия и философские категории.

Субстанциальная и релятивистская концепции пространства и времени.

Пространство и время в классической, неклассической и постнеклассической парадигмах.

Пространственно-временной континуум, протяженность, структура. Пространственный подход в естествознании и гуманитарных науках.

Время как параметр физических событий и как мера человеческого бытия.

Объективное и субъективное время.

Социальное и культурно-историческое время.

Пространственно-временной континуум в социально-гуманитарном знании.

Географический детерминизм: философско-методологические аспекты.

Пространственный подход и «метафизика ландшафта».

Геометрическое и социальное пространства.

Культурное пространство: философско-методологические аспекты.

«Хронотоп» как единство пространственно-временных характеристик.


Основные понятия

Пространство, время, пространственно-временной континуум, социальное пространство, культурное пространство, жизненное пространство, утопия, гетеротопия, социальное время, культурно-историческое время.

Тематика докладов и рефератов

«Жизнь науки состоит в постоянном перенесении внимания с пространственного аспекта на временной и обратно» (А. Арманд).

Пространство и время как формы поддержки культурного мира.

Пространство и время как творческие предпосылки человеческой жизни.

Человек как «объект, длящийся во времени» (по работам Р. Ингардена).

«Время есть жизнь, если оставить в стороне её содержание» (Ф. Зиммель).

Пространственно-временной континуум в рамках экономических реалий.

Экономика в социальном пространстве постмодерна.

Жизненное пространство цивилизаций: тенденции и перспективы развития.

«Поле науки» в социальном пространстве (по работам П. Бурдье).

Культурное и социальное пространство: общее и особенное.

Архитектоника жизненного пространства.

Утопии и гетеротопии (по работам М. Фуко).

Гетерогенность пространства и проблема рационализации.

Социальное пространство: геополитический аспект.

«Болезнь пространства» в русской геополитической традиции.


Литература

Андреев, И.Л. Связь пространственно-временных представлений с генезисом собственности и власти // Вопросы философии. 1999. №4. С. 54-57.

Арманд, А.Д. География через призму дополнительности // Вопросы философии. 2004. №4. С. 116-125.

Ахиезер, А.С. Российское пространство как предмет осмысления // Отечественные записки. 2002. №6.

Бурдье, П. Физическое и социальное пространства / П. Бурдье. Социология социального пространства. – СПб.: Алетейя, 2007. С. 49-63.

Бурдье, П. Социальное пространство и символическая власть / П. Бурдье. Социология социального пространства. – СПб.: Алетейя, 2007. С. 64-86.

Быстрова, А.Н. Культурное пространство как предмет философской рефлексии // Философские науки. 2004. №12. С. 24-40.

Гайденко, П.П. Время, длительность, вечность. Проблема времени в европейской философии и науке / П.П. Гайденко – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – 464 с.

Гайденко, П.П. Мартин Хайдеггер: изначальная временность как бытийное основание экзистенции // Вопросы философии. 2006. №3.

Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль. – СПб.: Владимир Даль, 2004. – 400 с.

Давыдов, А.А. Геометрия социального пространства // СОЦИС, 1996. №8. С. 96-98.

Зинков, Е.Г. Сущность культурного пространства // Философия хозяйства. 2006. №2. С. 204-218.

Ингарден, Р. Спор о существовании мира. Время и способ существования // // Вопросы философии. 2006. №12. С. 147-163.

Качераускас, Т. Феноменология времени и пространства // Вопросы философии. 2005. №12. С. 129-136.

Лебедев, М.В. Концепция времени в экзистенциальной онтологии Ингардена // Вопросы философии. 2006. №12. С. 145-146.

Листвина, Е.В., Орлов, М.О. Жизненное пространство цивилизаций // Философия и общество. 2007. №1. С. 174-189.

Миронов, В.В. Современное коммуникационное пространство как фактор трансформации культуры и философии // Философия и общество. 2006. №4. С. 34-48.

Мюнх, Р. Социальная интеграция в открытых пространствах // Философские науки. 2004. №2. С. 30-58.

Осипов, Ю.М. Хозяйственное пространство // Философия хозяйства. 2005. №2. С. 151-155.

Осипов, Ю.М. Хозяйственное время // Философия хозяйства. 2005. №2. С. 159-176.

Панков, В.Д. Пространственность человеческого бытия / В.Д. Панков – Тамбов: изд-во ТамГУ, 1996.

Пикалова, О.А. Формирование социального пространства в концепции географического детерминизма // Актуальные проблемы современной науки. 2006. №3. С. 65-67.

Погребняк, А.А. Время экономическое // Философия хозяйства. 2005. №2. С. 159-176.

Подорога, В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX-XX вв. / В.А. Подорога – М.: Наука, 1993. – 320 с.

Розин, В.М. Время в горизонте современной феноменологии (по материалам книги Франсуа Жюльена «О времени». Элементы философии «жить») // Вопросы философии. 2006. № 7.

Розов, Н.С. Смысл истории как испытание человеческого рода в пространствах изменений // Философия и общество. 2005. №3. С. 5-25.

Том, Р. Структурная устойчивость и морфогенез / Р. Том. – М.: Логос, 2002.

Фуко, М. Другие пространства / М. Фуко. Интеллектуалы и власть. – М.: Праксис, 2006. – С. 191-204.


З А Н Я Т И Е 5

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ

В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ


Глобализация как объективное явление современности, её позитивные и негативные аспекты.

Позитивные и негативные аспекты глобализации.

Политический, экономический экологический и социокультурный аспекты глобализации в их соотношении.

Унификация социально-гуманитарного знания как часть глобализационных процессов.

Коммуникативность социально-гуманитарного знания в постиндустриальном обществе.

Коммуникативность как условие создания социально-гуманитарного знания.

Научные конвенции как следствие коммуникативной природы познания. Конвенционализм.

Индоктринация как следствие коммуникативности науки.

Дисциплинарная структура социально-гуманитарных наук в современных социальных трансформациях.

Социально-гуманитарное знание и возрастающая роль знания в обществе. «Общество знания».

Социально-гуманитарное знание в экспертизах социальных проектов и программ.

Социально-гуманитарное знание в решении социальных проблем и предотвращении социальных рисков.


Основные понятия

Глобальные проблемы, глобализм, глобалистика, Римский клуб, болонский процесс, концепция устойчивого развития, «глобальный беспорядок», бессистемность, территориалиазция, детерриториализация, премодерн, модерн, постмодерн, коммуникации, коммуникативное пространство, «общество знания», конвенции, индоктринация.


Тематика докладов и рефератов

Модель цивилизованной идентичности – какая она?

Глобализация – миф современности?

Позитивные и негативные аспекты центропериферичности.

Глобализм и антиглобализм: за и против.

Нужна ли России национальная идея?

Западничество и славянофильство современных российских реалий.

Рефлексия «глобального беспорядка» в современном социально-гуманитарном знании.

Литература

Асланов Л.А. Синергетический подход к глобальному и национальному // Философия хозяйства. 2004. №2. С. 53-57.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М. 1999.

Белолипецкий, В.Г. Системное и бессистемное в российском сообществе // Философия хозяйства. 2005. №6. С. 23-30.

Драшкович, В. Контрасты экономической глобализации // Философия хозяйства. 2005. №3. С. 61-72.

Кусаинов, А.А. Глобальный мир и неоимпериализм// Философия хозяйства. 2005. № 1. С.91-105.

Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар – М.-СПб.: Алетейя, 1998. – 160 с.

Миронов, В.В. Информационное пространство – вызов культуре // Информационное общество. 2005. №12. С. 55-67.

Радьяр, Д. Планетаризация сознания: от индивидуального к целому / Д. Радьяр – М.: REFL-book – Киев: Ваклер, 1992. – 302 с.

Смирнов, В.П. Методология гуманитарных наук в России перед лицом глобализации // Философия хозяйства. 2005. №1. С. 289-295.

Тоффлер, А. Футурошок / А. Тоффлер – СПб., 1997. – 464 с.

Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М.: изд-во АСТ, 2002. – 776 с.

Тоффлер, Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века / Э. Тоффлер. – М.: изд-во АСТ, 2004.

Устюгова, Е.Н. Глобализация и культура: исторический контекст // Философские науки. 2005. №12. С. 55-67.

Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. – М.: Ермак, 2005. – 588 с.

Шабурова, Н.Н. Наука и общество: история взаимоотношения и их современное состояние // Философия науки. 2004. №3. С. 3-30.


ПРОГРАММНЫЕ ВОПРОСЫ

(раздел «Философские проблемы

социально-гуманитарных наук»)


Философские проблемы науки, их сущность, специфика и типология. Историко-философские, онтологические, логико-методологические, аксиологические аспекты науки в их соотношении.

Проблема генезиса научного знания и плюрализма историко-научных концепций. Интернализм и экстернализм в анализе факторов развития науки.

Классические и неклассические модели развития науки в их соотношении: философские и историко-методологические аспекты.

Позитивистская традиция философии науки: эволюция основных подходов и концепций. Критический рационализм и перспективы его развития.

Философские аспекты обоснования научного знания. Проблемы формализации и математизации научных теорий: история и современность.

Научная рациональность, её специфика и философский смысл. Типы научной рациональности, их историческая эволюция и современные перспективы.

Научная и философская рациональность в их соотношении. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философские основания научных теорий и парадигм.

Типология научных проблем, их философско-методологический анализ. Генезис научной проблемы и пути её разрешения.

Теоретический уровень науки. Генезис научной теории, её внутренняя организация. Математический аппарат и его интерпретация.

Эмпирический уровень науки. Научный факт, процедура формирования и философский смысл. Проблема критического эксперимента в философии науки.

Теоретико-эмпирические противоречия, их типология и философско-методологический смысл.

Классическая модель научного знания. Классическая научная рациональность и её философские аспекты. Детерминизм, линейность, телеологичность.

Неклассическая модель научного знания. Философский и общенаучный смысл теории относительности. Парадоксы неклассической науки.

Постнеклассическая наука, её ценностно-целевые ориентиры. Парадигма нелинейного мира.

Эволюционное и революционное в развитии науки. Научная традиция и преемственность. Проблема соотношения творческого и нетворческого в научной деятельности.

Научная революция, её логико-методологические и социокультурные аспекты, философский и мировоззренческий смысл. История науки в её соотношении с историей общества.

Философско-методологические аспекты соотношения научного и вненаучного. Наука, паранаука и мифология в их соотношении.

Эволюционная эпистемология, её генезис и современные тенденции развития. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

Сциентизм и антисциентизм, их философские основания и историческая эволюция. Сциентизм и технократизм в их соотношении.

Взаимодействие наук, его модели, механизмы и типология. Проблема редукционизма, её философско-методологический смысл. Современная интеграция и дифференциация научного знания.

Синергетика как современная общенаучная парадигма, её основные положения, роль и функции в междисциплинарном взаимодействии наук.

Социологический дискурс научного знания. Институциональные формы научной деятельности: история и перспективы развития.

Научное сообщество, его типология и историческая эволюция. Научная школа как информациогенная среда. Особенности научного сообщества в постиндустриальную эпоху.

Культурологический дискурс науки. Гуманитарные аспекты развития научного знания. Научная рациональность и проблема диалога культур.

Этические аспекты научной деятельности. Понятие научного этоса и проблема его современного расширения.

Аксиологические проблемы научной деятельности. Научные ценности в их соотношении с социальными. Проблема идеологизированной науки.

Эстетические аспекты научной деятельности, их функция и роль в формировании идеала науки. Наука и искусство в их соотношении.

Космологический дискурс научного знания. Наука как часть ноосферы. Проблемы современной экологической этики.

Наука в контексте традиционалистского и техногенного цивилизационного развития. Футурологические аспекты научного знания.

Научное знание в контексте глобальных проблем. Особенности развития науки в глобализующемся мире. Роль науки в преодолении современного кризиса.


С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Введение…………………………………………………………………………..3

2. Исходная литература……………………………………………………………..4

3. Лекционная тематика…………………………………………………………….5

3. Тематика семинарских занятий………………………………………………….9

3.1. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания……………..9

3.2. Научная рациональность и истина в социально-гуманитарном знании…...10

3.3. Теоретическое и эмпирическое в социально-гуманитарных науках……….13

3.4. Пространство и время в социально-гуманитарном знании…………………15

3.5. Социально-гуманитарное знание в контексте глобальных проблем…….....17

4. Программные вопросы курса….………………………………………………..19