Реферат: 2 Общая характеристика образовательного учреждения - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

2 Общая характеристика образовательного учреждения

Остальные рефераты » 2 Общая характеристика образовательного учреждения

Содержание

Структура доклада страницы
1.

Введение

2-5
2.

Основная часть



2.1.Общая характеристика образовательного учреждения. 5-10

2.2.Характеристика образовательных услуг. 10-20

2.3.Характеристика состава обучающихся. 20-23

2.4. Образовательные результаты. 24-31

2.5. Специфика управления МОУ Берёзовская СОШ. 31- 34

2.6. Социальное партнёрство. 34

2.7. Ресурсное обеспечение учебно-воспитательного процесса. 35-38
3.

Заключение

38-40
4.

Приложение «Информация об участии педагогов, учащихся школы в конкурсах, методических событиях»



Введение.

Образование сегодня- одна из важнейших сфер общественной жизни. В образование вовлечено большинство населения страны, образование испытывает постоянные изменения (изменение учебных планов, способов оплаты труда педагогических работников, новые механизмы финансирования образовательных учреждений и др.). Поэтому чрезвычайно важно, чтобы в нашем обществе не складывалась картина ложных представлений, мифов, отрывочных сведений о системе образования, а имел место открытый диалог, предполагающий общественное понимание и поддержку в управлении системой образования. Что особенного делает директор? Как решает проблему улучшения положения дел в школе? Каковы реальные результаты деятельности нашего образовательного учреждения? Эти вопросы по праву задаёт себе каждый, кто заинтересован в выведении образования на новый качественный уровень.

Наше образовательное учреждение старается обеспечивать в своей деятельности информационную открытость и гласность о состоянии дел в школе. Ежегодно проходит общешкольная конференция, которая собирает на одной площадке участников учебно-воспитательного процесса. Школьный сайт (администратор Т.А.Удекюль) обеспечивает официальное представление информации о школе в сети Интернет с целью расширения рынка образовательных услуг школы, оперативного представления образовательной деятельности школы участникам учебно-воспитательного процесса, деловым партнёрам школы, всем заинтересованным лицам. По итогам учебного года жителям села представлен традиционный творческий отчёт «Вот и стали мы на год взрослей», в котором нашло всесторонне освещение учебных, воспитательных результатов деятельности образовательного учреждения за 2010-2011 уч.год.

Открытый информационно-аналитический доклад руководителя школы- ещё одна современная форма приобщения детей и взрослых к публичной оценке школьного уклада, достижений образования, к его тревогам, проблемам.

Данный доклад адресован учащимся школы, педагогам, выпускникам школы, широкой родительской общественности, руководителям учреждений, депутатскому корпусу Куяновского сельского поселения, деловым партнёрам школы, педагогическому сообществу Первомайского района, Томской области. В рамках информационно-аналитического отчёта представлены показатели динамики результативности образовательного процесса, особенности управления качеством образования в сельской школе, содержание инновационного развития нашего образовательного учреждения, победителя приоритетного национального проекта «Образование» (2008 год), ресурсно-внедренческого центра инноваций. Статус ресурсно-внедренческого центра инноваций позволяет школе удерживать лидерские позиции в образовательном сообществе, реально влиять на развитие образовательной политики в нашем регионе.

В 2010-2011 уч.г. деятельность педагогического коллектива была направлена на решение следующих задач:

Эффективное использование информационных ресурсов, технологий сотрудничества в разных областях жизнедеятельности обучающихся» (апробирование технологии тьюторского сопровождения образовательной деятельности учащихся, использование ИКТ как основной составляющей содержания основного и дополнительного образования, создание школьного информационно-библиотечного центра).

Повышение эффективности воспитательного воздействия педагогического процесса (расширение сферы деятельности педагогических работников, способствующей формированию социального опыта обучающихся, обеспечение условий для превращения воспитательной системы школы в инновационный процесс на основе развития проектной культуры обучающихся как перспективной формы формирования лидерских качеств, расширения активного, инициативного взаимодействия с внешней средой).

Повышение эффективности управляющей системы ОУ (конкретизация требований к образовательному процессу, ориентированному на развивающее и воспитывающее обучение, использование исследовательских методов в управлении ОУ, стимулирующих точки роста, создание организационных, технологических условий к внедрению ФГОС начального основного образования, представление профессиональному сообществу, общественности актуального педагогического опыта, совершенствование базы нормативно-правовой документации в ракурсе требований к аккредитации и лицензированию современного ОУ).

Совершенствование здоровьесберегающего потенциала школьного пространства (педагогическая поддержка образовательных траекторий учащихся с учётом их возможностей, совершенствование подходов к организации спортивно-массовой работы в школе через регулярное проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения, расширение сети спортивных секций, коррекция школьной программы «Здоровье» на основе мониторинга состояния здоровья уч-ся, анализа итогов спортивно-оздоровительной работы в школе).

2010-2011 уч.год стал «этапным» для системы нашего образования:

-получена бессрочная лицензия на право ведения образовательной деятельности;

- пройдена процедура государственной аккредитации;

- в школе прошла комплексная проверка областного комитета по надзору за образованием;

- в соответствии со свидетельством о государственной аккредитации в нашем образовательном учреждении реализуются программы предшкольного, начального основного, основного общего и среднего общего образования, а также программы дополнительного образования: «Краеведение», «Тайна чёрно-белых клеток», «Гибкие ленточки», «Волейбол», «Драматический кружок» и др.;

- продолжилась тенденция привлечения внешних ресурсов к образовательному процессу (обучение в районной Детской школой искусств- 4 чел., дистанционное обучение при ТГУ- 8 учащихся 8-11 кл., участие в VII Международной олимпиаде по основам наук- 22 чел., участие в VII областной спартакиаде школьников «Самый шахматный класс»,

г. Северск-10 чел., в VI областном слёте юных краеведов «Отечество» (г. Томск)- 3 чел., в областных соревнованиях «Школа безопасности»- 7 чел., в Международной интеллектуальной игре «Кенгуру- математика для всех»- 16 чел., Международной интеллектуальной игре «Русский медвежонок- языкознание для всех»- 35 чел., в Международной интеллектуальной игре «Человек и природа»- 42 чел. и др);

- в течение учебного года был реализован комплексный план по переходу школы на Федеральный государственный стандарт начального общего образования.

В процессе решения названных задач школа продолжила деловое сотрудничество

- с региональным Центром развития образования (участие в XV Всероссийской тьюторской конференции «Тьюторство и практики работы с новым», в консультационном семинаре по подготовке документов на денежное поощрение лучших учителей, в сетевой программе повышения квалификации педагогов, в проблемных семинарах-практикумах для учителей истории, обществознания, в открытом проектно-аналитическом семинаре сети ресурсно-внедренческих центров инноваций, в областном этапе Всероссийского конкурса «Мой лучший урок», в творческих конкурсах для обучающихся «Доброе имя Учителя», «Россия моя-удивительный край», «Моя новая школа», «Рождественская звезда», «Я рисую Японию», конкурс научно-исследовательских работ им. Д.Менделеева и др.);

- с областным институтом повышения квалификации работников образования (консультационный семинар «Подготовка портфолио школьника для участия в конкурсах», Первая региональная конференция по проблемам преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики», конкурсы для педагогов, обучающихся);

- с областным Центром оценки качества образования (тест оценки математической грамотности выпускников начальной школы, организация репетиционных экзаменов для учащихся 9, 11 кл. по подготовке к государственной итоговой аттестации);

- с Томским государственным университетом (дистанционное обучение школьников 8-11 кл. по математике, биологии, химии);

- с Томским государственным педагогическим университетом (Всероссийская конференция «Научно-теоретические и методические основания организации профильно-профессионального обучения в сельской школе»);

- с областным Центром дополнительного образования для детей (конкурс «Зелёный наряд образовательного учреждения», соревнования «Школа безопасности», соревнования по шахматам «Белая ладья», профильная шахматная смена на оз. Шира);

- с учреждением начального профессионального образования ПУ № 38 с. Первомайское (подготовка водителей категории «В», «С», сопровождение пассивной и активной практики учащихся ПУ на базе школьной столовой).

Доклад разработан рабочей группой в составе:

1.Бочарникова Г.Х., директор школы

2. Лееман С.Н., учитель географии, член школьной творческой группы «Образование и здоровье»

3. Колесников А.В., преподаватель ОБЖ, руководитель школьной творческой группы «Образование и здоровье»

4.Рейндольф Т.А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

5.Удекюль Е.Л.., педагог-организатор

6. Абнер И.Н., педагог-психолог, руководитель школьного методического объединения классных руководителей

7. Малышева О.М., председатель Совета школы.

II. Основная часть.

2.1. Общая характеристика школы.

Село Берёзовка Первомайского района было основано в 1902 году эстонцами – переселенцами из Тартуской губернии, которым пришлось осваиваться в сложных сибирских условиях. Расселившись по хуторам (у каждой семьи свой покос, огород, пастбище), сибирские эстонцы должны были сохранить свой национальный дух, свою европейскую культуру, трудную историю. С 1915 года начала работать в селе школа. Преподавание велось на эстонском языке. При школе был разбит опытный участок, на котором школьники получали навыки сельскохозяйственного труда. В годы сталинских репрессий многие учителя – эстонцы были арестованы, дети «врагов народа» исключены из школы, средняя школа закрыта, переведена в разряд семилетних. Но ещё до середины 70-х годов 20 века сохранялась традиция обучения первоклассников учителем, говорящим на эстонском языке, с целью адаптации младшего школьника к условиям русской языковой среды. В разные годы школа имела статус начальной, семилетней, восьмилетней, с 1987 г. вновь стала средней.

Школа является малокомплектной (с 2006 г. в связи с постепенным уменьшением количества учащихся нет параллельных классов),отдалённой от районного центра на 42 километра и от областного на 160 километров. Ближайшее образовательное учреждение- МОУ Куяновская средняя общеобразовательная школа- расположено в 22 километрах.

Географическая отдалённость села определяет специфику сетевого образовательного взаимодействия школы с учреждениями образования, культуры, спорта Первомайского района, Томской области, способствует развитию дистанционных форм образования педагогов и обучающихся.

В школе обучается 79 школьников в 10 классах-комплектах (3 и 4 класс объединены один класс-комплект).

Как и в самом селе, в школе соединились две культуры: русская и эстонская. История школы хранит свои традиции:

-Ярмарка занятости;

-Фестиваль достижений;

-научно-практическая конференция «Шаг в будущее»;

-экологическое краеведение на базе школьного музея;

-трудовые десанты, акции «Забота», «Милосердие», «Вахта Памяти»;

-вечера встречи выпускников (1 раз в пять лет);

-встречи землячества в г. Тарту, Раквере и др. городах Эстонии (ежегодно в августе);

-тематические Дни здоровья;

-ежегодный публичный творческий отчёт школы «Вот и стали мы на год взрослей»;

-конкурсы «Класс года», «Ученик года», «Самый спортивный класс», «Физкультурник года», «Самый читающий ученик», «Самый читающий класс», «100 талантов» и др.;

- творческие отчётные концерты художественной самодеятельности («Мы- дети земли Томской», «Школа-пристань детства», «Нам завещаны память и слава», «Адрес детства- Россия» и др.);

- «Трудовое лето» (учебно-производственные бригады для ремонта школы, выращивания лекарственного сырья, овощной, ягодной продукции на пришкольном участке, опытнической работы, участие в областной Ярмарке выходного дня).

В 2010 г. в годовом календаре воспитательных дел года появилась новая традиция- общешкольный сбор «Лето, ах лето!», рефлексивно-аналитическое событие участников учебно-воспитательного процесса по впечатлениям летних каникул.


Таблица 1

Сведения об учащихся (количество учащихся)

Учебный год 1-4 кл. 5-9 кл. 10-11 всего
2008-2009 28 45 20 93
2009-2010 30 42 16 88
2010-2011 29 37 13 79

*Сохраняется тенденция сокращения численности учащихся, снижения наполняемости классов (9,4- 2008-2009 уч.г., 8,8-2009-2010 уч.г., 7,2- 2010-2011 уч.г.).

Группу предшкольной подготовки посещают 30 детей в возрасте 4- 6,5 лет (руководители Г.А.Розенбуш, Л.В.Кучаева).

Из «Социального паспорта школы»: полных семей -75%, 25% -неполные семьи, 5,7%-семьи опекунов, 6,9%-семьи с отчимом, работающие родители- менее 40 %. В школе обучаются дети из 3 сёл (ежедневно на подвозе по программе «Школьный автобус» 28 учащихся).

В связи с высоким уровнем безработицы доходы родителей не достигают прожиточного минимума. Из общего количества семей лишь 6% имеют доход до 4000 руб. на 1 человека, до 3000 -13,6%. Большая часть семей имеют доход до 1000 руб. – это 45%, и 22,7% имеют доход ниже 500 руб. на члена семьи. Почти все семьи выживают за счет ведения личного подсобного хозяйства.

Таблица 2

Образовательный уровень родителей учащихся

Уровень образования % от общего числа родителей примечание
высшее 7,5 % родители-педагоги школы
средне-специальное 23 %
неполное среднее 18%
начальное профессиональное 25 %

Почти половина родителей (45%) являются активными помощниками школы: действует Совет школы, родительский комитет школы, классов, Совет по профилактике правонарушений.

Социальная сфера с.Берёзовка представлена средней общеобразовательной школой, фельдшерско - акушерским пунктом, библиотекой (филиал Первомайской центральной библиотечной системы), Домом культуры, краеведческим музеем им. Г.М. Рейле, эстонским национальным центром. В с.Лиллиенгофка нет никакого производства, нет магазина, медпункта. В с. Малиновка есть один частный магазин, фельдшерско-акушерский пункт.

Особенность микросоциума определила специфику воспитательной системы школы: этнографическое краеведение, диалог культур, развитие сети договорных отношений о сотрудничестве с учреждениями с. Берёзовка, с. Первомайское и г. Томска (детско-юношеская спортивная школа, Центр дополнительного образования для детей, Детская школа искусств, Центр занятости населения и др.).

Таблица 3

Формы внешкольного образовательного взаимодействия

Субъекты партнерства

Формы взаимодействия

Дом культуры с. Берёзовка художественно-эстетическое воспитание
Центр занятости населения Первомайского района временное трудоустройство школьников
Отдел социального страхования проведение летних оздоровительных лагерей на базе школы
Томский государственный университет дистанционное обучение школьников, предметные олимпиады для поступающих в вузы
Центр дополнительного образования для детей Первомайского района предоставление часов для дополнительного образования детей, участие обучающихся, в образовательных событиях на базе Центра, направленных на развитие лидерской активности школьника, участие педагогов в профессиональных олимпиадах, конкурсах
Детская школа искусств дополнительное образование детей (фортепиано, баян)
Центр социальной поддержки населения реабилитационная работа с семьями учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, материальная помощь
Детская юношеская спортивная школа участие в районных спортивных соревнованиях, олимпиадах
Редакция районной газеты «Заветы Ильича» публичное представление населению района индивидуальных и коллективных образовательных достижений

Образовательный процесс осуществляют 18 педагогов (совместителей нет), все имеют педагогическое образование. 5 педагогов школы – её выпускники разных лет. Личность выпускника видится педагогическому коллективу современно образованной, социально активной, способной принимать самостоятельные решения, отличающейся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны. Подготовить выпускников к жизни в современном, постоянно изменяющемся мире, дать образование, которое позволило бы иметь достойный уровень благосостояния, обеспечило бы культуру бытия, коммуникативную культуру, сформировало демократическую культуру как основу развития гражданского общества – это позиции, которые рождают единство установок семьи и школы.

Таким образом, Миссия МОУ Берёзовская средняя общеобразовательная школа Первомайского района заключается

-в предоставлении образовательных услуг, необходимых для развития потребности школьников в продуктивном общении с социумом, в сохранении культуры здоровья и успешной социальной адаптации от предшколы до выпуска;

- в совершенствовании гражданской, педагогической культуры родителей через вовлечение их в совместную интеллектуальную, спортивную, творческую общественно-значимую деятельность, в единстве культурно-ценностных ориентаций;

-в развитии профессиональной среды для самовыражения, самореализации и успешной общественной активности педагогов вне школы;

- в повышении общекультурного пространства школы и окружающего социума через развитие трудовых, семейных традиций коренного населения, толерантного отношения к членам общества разных культур и разных социальных позиций.

Специфика современного этапа развития МОУ Берёзовская СОШ обусловлена переменами, происходящими в общественной, политической, экономической сферах жизни нашего общества. Изменившаяся ситуация в обществе формирует новый «заказ» на выпускника школы:

-способность гибко ориентироваться в меняющихся жизненных условиях;

-самостоятельно приобретать новые знания и умело применять их на практике;

-творчески решать возникающие познавательные проблемы;

-самостоятельно критически мыслить (анализировать информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы, аргументировать);

-быть контактным в различных социальных группах;

-самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллектуального, культурного уровня.

Поэтому приоритетными в деятельности детско-взрослого коллектива школы стали задачи совершенствования школьной модели соуправления, активного применения технологии образовательного взаимодействия как ресурса сохранения качественного образования на селе.

Школа расположена в двух зданиях (учебный корпус-1, мастерская-1). Количество учебных кабинетов-10, из них 3 имеют компьютерное оборудование, 2 лаборатории, спортивный зал, 2 комнаты для занятий предшкольных групп, комната для занятий на мягких модулях, летняя спортивная площадка для игр в футбол, баскетбол, волейбол и др., каток, столовая, музей, пришкольный участок, 2 огорода. Из-за ветшания здания мастерской (ему почти 100 лет) возникла необходимость перевода оборудования на другую площадь.

Тепло-, водо-, энергоснабжение школы соответствует требованиям СанПиН. Здание школы укомплектовано средствами пожаротушения (пожарная сигнализация СОУЭЛ, пожарные щиты, пожарный водоём круглогодичного действия). Таким образом, в школе создан минимум необходимых условий осуществления образовательного процесса.


2.2.Характеристика образовательных услуг

В 1 класс МОУ Берёзовская СОШ поступают дети из с. Берёзовки и близлежащих деревень Малиновка и Лиллиенгофка (отдалённость 5 км).

Несмотря на то, что большинство взрослого населения – безработные люди, спрос на организованную дошкольную подготовку продолжает оставаться: общая численность населения 3 сёл составляет 656 чел., из них около 40 %- люди пенсионного возраста, 54 человека- дети в возрасте до 7 лет. Посещают группы предшкольной подготовки 28 чел. В расписании занятий дошкольников такие предметы, как «Игралочка», «Раз ступенька, два ступенька» (так называется математика), «Риторика», «Информатика», «Здравствуй, мир!» и др. Продолжительность учебного года -33 учебные недели, 5-дневная учебная неделя, продолжительность занятия- 20-25 мин. (1 возрастная группа), 25-30 минут (2 возрастная группа), с перерывом между занятиями не менее 10-15 минут, игровой час для самостоятельной и групповой игровой деятельности. В каждое занятие включены физминутки. Содержание предшкольного образования реализуется в рамках образовательной системы «Школа 2100», позволяющей ребёнку быть успешным в дальнейшем предметном обучении.

Какие проблемы в связи с предшколой хочется обозначить? Начинать учёбу в школе могут только здоровые дети, обладающие достаточной «школьной зрелостью». В противном случае учебные нагрузки вызывают напряжение многих процессов в детском организме, что приводит к ухудшению состояния здоровья, снижению работоспособности, к увеличению заболеваемости. Исследование готовности ребёнка к школе проводится педагогом-психологом И.Н.Абнер в 3 этапа (сентябрь-февраль-апрель), где идёт проверка способности ребёнка подчиняться работе в коллективных условиях, диагностируется уровень развития двигательных координаций, речи, внимания, памяти- предпосылок, необходимых для овладения грамотой, письмом, математикой. Отдалённость с. Малиновка от средней школы (необходим ежедневный подвоз) не позволяет всем детям дошкольного возраста, нуждающимся в предшкольной подготовке, посещать образовательное учреждение, что рождает ситуацию «учебного ри ска».

Таблица 4

Готовность дошкольников к обучению в школе

Параметры исследования 2007-2008 уч.год

2008-

2009

уч. год

2009-2010 уч.г.

2010-

2011 уч.г.

1 Мотивационная сфера 75% 63% 73 % 66,4 %
2 Ориентирование в окружающем мире 75% 63% 73 % 66,4 %
3 Интеллектуальное развитие 50% 54% 73 % 50 %
4 Развитие речи 75% 63% 82 % 50 %
5 Внимание 75% 63% 82 % 66, 4 %
6 Логопедический субтест 100% 27% 37% 33,6 %
7 Готовность к школе 75% 54% 64 % 50 %

Данные таблицы свидетельствуют о низком уровне большинства показателей и в целом готовности к школе. В результате уже в младшем школьном возрасте наблюдаются такие отклонения в школьном развитии, как низкий уровень читательского интереса, бедность языка, неразвитость мотивационной сферы.

Задача: школе и семье необходимо больше работать над согласованием планируемых образовательных результатов, при переходе от предшколы на 1 ступень образования совместно анализировать индивидуальную успешность первоклассника, выполнять рекомендации специалистов по коррекционной педагогике.

Учебный план школы определяет условия реализации государственных образовательных программ. Федеральный компонент выполняется полностью (ведутся все предметы в необходимом объёме). Языковая подготовка учащихся ведётся по 2 языкам: английский и немецкий. Содержание школьного компонента направлено

на реализацию программы предпрофильной подготовки в 9 кл. («Кожа- зеркало здоровья», «Проектно-исследовательская деятельность», «Подготовка к итоговой аттестации по математике, русскому языку в новой форме»);

на удовлетворение заказа учащихся, родителей по подготовке к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ (обществознание, биология, география, математика, русский язык), на начальное профессиональное образование (автодело);

на развитие экологического сознания и экологической культуры школьников («Экология», 5-6, 8-9 кл., на изучение исторической особенности родного края «Краеведение», 5-9 кл.);

на формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (5-6, 10-11 кл.), индивидуальной и коллективной безопасности (предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 2 класса);

на укрепление физического, психологического, нравственного, социального здоровья школьника (4-5 кл.- «Основы светской этики», 5 кл.-«Психология. Познай себя», 10 -11 кл.-«Жизненные силы человека», «Диалогическая компетентность человека», «Социализация личности», 8-9 кл., «Подвижные игры», 5-10 кл.)

на развитие шахматного всеобуча (2-4 кл.).

Специфической особенностью плана стало разновозрастное обучение по ряду предметов: это предметы двигательной активности (физкультура 1-2, 3-4, 5-6, 7-8 кл.), предметы с ведущим типом деятельности «творчество» (технология 6-7 кл., ИЗО 5-6 кл., музыка 1-2, 3-4, 6-7 кл.), элективные курсы предметов по выбору (10-11 кл.), а также предметы, связанные с развитием общественного сознания (немецкий язык 3-4 кл., английский язык 6-7 кл., окружающий мир 1-2 кл., литература, обществознание- 7/9 кл.).

Учебный план 1-4 кл. обеспечивает реализацию развивающего обучения по комплексу Р.Н.Бунеева «Школа 2100» с целью гармоничного перехода от совместной к самостоятельной деятельности учащихся, В результате освоения предметного содержания начального общего образования у учащихся должна сформироваться важнейшие умения:

проведение простейших измерений разными способами; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач;

умение решать творческие задачи, самостоятельно составлять план действий (замысел), создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);

умение работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильное и осознанное читать вслух, строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге (постановка вопросов, построение ответа);

овладение первоначальными умениями поиска, хранения информации, использования компьютера;

выполнение инструкций, оценка деятельности, умение оценивать свой вклад и общий результат деятельности (из «Образовательной программы начального общего образования»).

Для достижения таких образовательных результатов педагоги начальной школы используют современные педагогические технологии: игровые, проблемные, исследовательские, технологии учебного сотрудничества, информационно-коммуникационные.

Учебный план 2 ступени (5-9 кл.) реализуется по базовым учебно-методическим комплексам, рекомендованным Министерством образования и науки.В результате освоения программы основного общего образования ученик должен овладеть необходимыми информационно-технологическими, коммуникативными, учебно-познавательными учебными действиями:

умение самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию средствами презентации, творческих проектов, создавать эскизы, чертежи, схемы;

умение работать в группе: слушать и слышать других, обмениваться информацией, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу, быть знакомым со способами самостоятельного изучения языков;

самостоятельная организация своей познавательной деятельности, анализ проделанной работы (из «Основной образовательной программы основного общего образования»).

Учебный план 3 ступени (10-11 кл.) обеспечивает дополнительную подготовку учащихся по предметам естественно-математического цикла (математика, физика, биология, география), технологического модуля (автодело).

Профессиональная подготовка учащихся школы (водитель категории «В, С») ведётся в ОУ с 1987 г. Спрос на эту услугу полностью удовлетворяется благодаря сотрудничеству с ПУ №38, она востребована и юношами, и девушками.

Особенность познавательной деятельности на 3 ступени- участие старшеклассников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, создание собственных идеальных и реальных моделей объектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий.

Информационно-коммуникативная компетентность старшеклассника предполагает

-умение работать с необходимой информацией из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма);

-обосновывать суждения, свободно работать с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей;

-владеть навыками создания собственного текста;

- использовать компьютерные технологии для обработки информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика). Выпускник школы должен уметь объективно оценивать свои учебные возможности, осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности (из «Основной образовательной программы среднего общего образования»).

Чтобы реализовать эти позиции через образовательные программы школы, постоянно совершенствуется нормативно-правовая база УВП (образцы локальных актов МОУ Берёзовская СОШ «Положение о портфолио школьника», «Положение о школьной Ярмарке занятости», «Положение о промежуточной аттестации учащихся» и др. смотри на сайте школы per-berschool.edu.tomsk/ в приложении к Образовательным программам.). Например, в «Положение о промежуточной аттестации учащихся», по решению педагогического совета школы, внесено изменение о введении переводных экзаменов с 5 класса, конкретизированы контрольные процедуры в начальной школе.

Для более качественного обеспечения образовательного процесса в ОУ созданы необходимые условия: организована научно-исследовательская работа педагогов, методическая работа с педагогическими кадрами через предметные методические объединения, творческие группы, конкурсы, курсы, методические семинары, заседания педагогического совета, создана система работы с одарёнными детьми (портфолио школы подтверждает её результативность, см. Приложение «Информация об участии учащихся, педагогов школы в конкурсах, методических событиях в 2010-2011 уч.г»). С целью большей психологической готовности выпускников 9, 11 классов к итоговой аттестации в школе налажена практика проведения репетиционных экзаменов совместно с Центром оценки качества образования (г. Томск), действует вечерний консультационный факультет.

Перспективы.

В современном образовании происходит переход на новые образовательные стандарты, а это значит, что изменяются учебные программы, учебники, учебные планы. Наступает эпоха реальных индивидуальных образовательных программ, маршрутов. К такому выбору надо быть готовым и ученику, и его семье, и педагогу.

Результаты воспитательной работы.

На 2010-2011 учебный год были поставлены следующие задачи воспитательной работы:

-организовать внедрение инновационных программ воспитания, направленных на повышение качества воспитательного процесса, успешную социализацию обучающихся всех ступеней образования;

-развивать систему социального партнерства для повышения эффективности социальных и грантовых проектов, реализуемых учащимися и педагогами школы, родителями уч-ся;

-создать методическую копилку «Нестандартный классный час»;

-спроектировать индивидуальные маршруты развития детей, имеющих высокий уровень познавательной активности.

Социализированность учащихся (способность общаться со сверстниками и взрослыми) развивалась через планирование и участие в общешкольных и районных событиях в составе команды детской организации, деятельности разновозрастных дежурных отрядов, организацию и проведение акций, участие в конкурсах, образовательном краеведении и др.

В начале учебного года прошел школьный сбор «Лето, ах лето!» - коллективное рефлексивно-презентационное событие по итогам летних каникул. Учащиеся начальной школы(2-4 классы) представили в слайдовых и устных презентациях свои впечатления о лагерях и поездках. Ребята из 5-11 классов имели возможность поговорить о своих успехах и поделиться планами, предоставили материал для подготовки к районному сбору актива детских организаций. Об интересных и полезных впечатлениях лета ребята (Е.Бочарникова о поездке в ВДЦ «Орлёнок» и К.Сербаева об участии в профильной шахматной смене на оз. Шира) написали в районную газету «Заветы Ильича».

Школьный сбор является первым коллективным событием года и имеет специфический образовательный аспект. Ребята получили представление о том, как правильно проводить каникулы, что послужит повышению культуры досуга сельских школьников. Возможно, такое событие поможет решить, как родители и классный руководитель поможет им в организации следующих каникул. А классные руководители, возможно, по-новому постараются выстроить отношения с родителями при планировании летней занятости детей.

В работе районной Школы молодого лидера приняли участие старшеклассники:

Рейндольф Яна, Сербаева Кристина (призеры конкурса «Молодые лидеры России»), Петерсон Полина, Абнер Лучана, Бочарникова Елена, Вострухин Саша (в группе поддержки конкурсанток),

Керб Елизавета - участник районного конкурса «Ученик года». Группа поддержки Лизы была отмечена дипломом (Абнер Эдик, Соловьев Вова, Абнер Лучана, Бочарникова Лена, Керб Рита, Рейндольф Яна, Яркова Катя, Керб Андрей).

Петерсон П., Керб М., и Малышев С. приняли результативное участие в районной интеллектуальной игре «Перекрестке», заняв 3 место. Опыт работы в команде, необходимость применения творческого подхода создали предпосылки для их успешности, повышения самооценки.

Школьная команда старшеклассников «Крепкие орешки» (капитан Петерсон Полина) приняла участие в районном профилактическом маршруте «Мы хотим жить» (диплом победителя Первомайского ЦДОД на остановке «Физкультурные минутки»).

По итогам учебного года Совет старшеклассников «Мечта» занял 2 место в рейтинге школ района (в 2009-2010 г. было 5 место).

На линейке «Последний звонок» Керб Е., Петерсон П., Соловьёв В. были награждены Дипломами районной организации старшеклассников «Пульс» за активное участие в мероприятиях гражданской направленности.

Для развития опыта социального партнёрства, проектной культуры школьников были предприняты следующие шаги:

Проведены тематические классные часы в 6 классе (кл. рук. И.Н.Абнер). На классных часах ребята познакомились с технологией проектирования «Я-гражданин», обсудили решения актуальных для своего класса проблем. Основной проблемой для дальнейшего воплощения в проект стало повышение интереса к чтению в кругу семьи.

Впервые в школе прошла неделя проектных идей «Знаем! Умеем! Действуем!». Под руководством классных руководителей ребята защищали свои идеи%

кл.- «Шахматный клуб», 6 кл.- «Клуб семейного чтения», 7 кл.- «Правила этикета в школе», 8 кл.- «Школьный цветник», 10 кл.- «Дизайн школьной столовой». От 11 кл. представлен индивидуальный проект Е.Керб «Крутится диск» (виртуальный фотоальбом о событиях школьной жизни).

В районной Олимпиаде по социальному проектированию среди старшеклассников команда представила проект «С днём рождения» (2 место).

В районной Олимпиаде по социальному проектированию среди детских организаций команда представила проект «Нескучная перемена» (диплом участника).

Проект «Цветные нити» (3 место) был представлен на областном слёте активов школьных музеев «Отечество» (г. Томск), проектная команда приняла участие в районном конкурсе молодежных проектов Первомайского бизнес-центра «Территория делового успеха».

В рамках реализации задачи внедрения инновационных технологий воспитания (применение ИКТ, портфолио, гражданское проектирование и др.) состоялись события, поддержкой которых служили информативные компьютерные презентации. «Родительский урок», ток-шоу «Наркотики. Мой нравственный выбор» сопровождались показом тематических видеофрагментов, после просмотра которых была организована дискуссия среди учащихся 7-9 классов. Ведущая ток-шоу учитель обществознания А.Э.Коот предлагала ребятам поделиться своим мнением по проблеме наркотизации молодежи, обсудить возможные решения этой актуальной проблемы. Участники групп задавали вопросы приглашенному фельдшеру Тюленину М.В.

Команда старшеклассников провела игровую программу и конкурс рисунков «Музей вредных привычек» для учащихся 1-4 классов в рамках профилактического маршрута «Мы хотим жить».

Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через различные формы внеучебной деятельности педагогов и учащихся. Для учащихся начального и среднего звена актуальна такая форма социальной активности, как добровольчество. Традиционно в апреле- мае учащиеся 3-11классов включились в акцию «Ветеран живет рядом», убирали придомовую территорию, поздравляли с Днем Победы тружеников тыла, одиноко проживающих пожилых людей села. Учащиеся начальной школы получили задание посетить на дому пожилых людей, тружеников тыла. По вопросам организации тимуровской работы состоялся районный сбор актива тимуровских отрядов, в котором принял участие отряд тимуровцев 5 и 6 классов. В конце учебного года команда получила дополнительные материалы для подготовки к участию в областном конкурсе тимуровских отрядов.

Знаменательным событием для всего школьного сообщества стало участие в смотре творческих коллективов ОУ района. «Адрес детства - Россия». Школа вошла в число трёх лауреатов районного смотра-конкурса (премия 4 тыс. рублей). Жюри отметило высокую активность педагогов, зрителей в смотре.

Для дальнейшего совершенствования деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию необходимо

- разработать новые продуктивные формы работы с допризывной молодёжью;

- разработать механизм реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников для каждой возрастной группы.

Развитие школьного самоуправления

В начале учебного года прошли выборы в школьный Парламент. Члены Парламента распределили обязанности следующим образом:

комитет образования- Керб Елизавета (11 кл), Мюрсеп Ольга (9кл), Камигачева Таня(9кл);

комитет культуры- Сербаева Rристина(9 кл), Петерсон Полина(11кл);

комитет спорта-Соловьев Вова (11кл), Абнер Эдик(11кл), Керб Маргарита(10 кл), Флорен Аня (10кл), Малышев Сергей (10кл);

комитет информации и печати-Петерсон Полина(11кл), Рейндольф Яна(10 кл).

Необходимо констатировать, что детское школьное самоуправление пока не стало школой самостоятельности, инициативности, ответственности. Необходимы новые педагогические подходы к поддержке детского движения на концептуальном уровне.


Конкурсная активность школьного сообщества

Традиционно конкурсное движение получило старт на школьной «Ярмарке занятости», где классы представили свои траектории конкурсной активности. Участниками областного конкурса «Овеянный славой герб наш и флаг» стали Яркова Н., Соловьев Н., областного конкурса «Мой психологический мир»- Рыбка Н. Популярным остаётся творческий школьный конкурс «100 талантов», собравший на своей площадке чтецов, исполнителей песен о Родине, о маме. Участники конкурса Шишкин И., Мальцева Э., Багандова З., Малышева Т., Ерошкина Э., Бельченко Л., Мюрсеп О., Кацур М., Бочарникова Л. были отмечены благодарностями и дипломами.

В школьном конкурсе «Класс года» победителем стал 8 кл.(кл. рук. Л.В.Кацур), в конкурсе «Самый спортивный класс» победил 10 кл. (кл. рук. В.П.Цион), «Физкультурником года» стал Шишкин И.(5 кл.) и Флорен А. (10 кл.). К сожалению, впервые за много лет не состоялся школьный конкурс «Ученик года» - площадка активной творческой, гражданской позиции школьника, школа поддержки успешности активных детей.

Система дополнительного образования в школе.

Система дополнительного образования в школе представлена деятельностью на регулярной основе 6 объединений: «Краеведение», «Тайна черно-белых клеток», «Гибкие ленточки», спортивная секция, «Умелые руки», «АРТиШОК». Необходимо отметить эффективную работу таких объединений, как «Краеведение» (руководитель Лееман С.Н.), «Тайна черно-белых клеток» (руководитель Рейндольф Т.А.), «Волейбол» (руководитель Н.С.Бочарников). Результативность их деятельности подтверждается победами в событиях различного уровня (дипломы призёров региональной краеведческой, районной научно-практической конференции, дипломы победителей и призёров районных шахматных соревнований, участие в областных соревнованиях, слётах и др.). Т.А.Рейндольф приняла участие в областном этапе Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» (номинация «дополнительное образование) и стала лауреатом 3 степени. Более результативными стали поездки на спортивные соревнования, военно-спортивную игру «Зарница», районные и областные соревнования «Школа безопасности» (учитель физкультуры Н.С.Бочарников, преподаватель ОБЖ А.В. Колесников). Всего ребята приняли участие в 21 спортивном мероприятии районного и областного уровней. Самыми результативными видами спорта стали для наших школьников волейбол и лыжные гонки. В числе лидеров- Сербаева Кристина, Флорен Анна, Юхкам Геннадий, Вахтер Алексей, Вахтер Сергей и др.

Ребята, занятые в «АРТиШОКе» (руководитель ХныковаТ.С,), «Гибких ленточках» (руководитель Керб Н.В.), активно участвовали в программе районного смотра творческих коллективов, творческом отчете Дома культуры.

Необходимо инициировать представление опыта работы всех объединений общественности села, открывать новые объединения для более полного удовлетворения творческих, интеллектуальных запросов школьников всех возрастных групп.

Работа по профилактике правонарушений среди учащихся.

Руководит работой Совета педагог-организатор Е.Л.Удекюль. В течение года велась индивидуальная работа по постановке и снятию с внутришкольного учета учащихся. В качестве наставника несовершеннолетних был утвержден житель села Мелентович В.Н., являющийся председателем Берёзовского Совета ветеранов. Он принимал активное участие в заседании Совета профилактики, обсуждении проблем воспитательной работы с детьми девиантного поведения. В течение года была организована работа по проведению рейдов в вечернее время. Необходимо скоординировать действия администрации, классных руководителей, представителей родительской общественности для эффективного контроля за соблюдением режима школьника, Правил для учащихся.

2.3.Характеристика состава обучающихся.

В школе обучается 79 учеников, 30 чел.- дети групп дошкольной подготовки. Количество классов: 2 группы дошкольной подготовки ( 30 чел.), 3 класса-комплекта – первая ступень (29 чел.), 5 классов – вторая ступень (37 чел.), 2 класса- третья ступень

(13 чел.) .

Таблица 5

Состав обучающихся


2008 2009 2010
подготовительная группа 32 28 30
начальная школа – 3 класса-комплекта 29 30 29
основная школа – 5 классов-комплектов 46 42 37
старшая школа – 2 класса-комплекта 20 16 13
Индивидуальное обучение на дому 1 1 -
Всего 128/из них 96-уч-ся 1-11 кл. 115/ из них 88-уч-ся 1-11 кл. 109/из них 79- уч-ся 1-11 кл.

Количественный состав учащихся продолжает снижаться, постоянным остаётся число дошкольников.


Таблица 6

Динамика состава обучающихся

Годы

Количество учащихся


Из них:

Средняя

наполняемость классов

Всего

Маль-

чиков

Де-вочек 1 – 4 класс

5 – 9

класс

10 – 11 класс

1 – 4

класс

5 – 9 класс

10 – 11

класс

2006 - 2007 117 59 58 34 59 24 8,5 12 12

2007 - 2008

123

62

61

34

55

34

8,5

11

17

2008-2009

95

51

44

29

46

20

7,2

9,2

10

2009-2010

88

47

41

30

42

16

10

8,4

8

2010-2011

79

46

33

29

37

13

7,2

7,4

6,5

Анализ ситуации показывает тенденцию сокращения количества учащихся. Среди причин выбытия на первом месте стоит смена места жительства в пределах района, смена учебного заведения и переезд за пределы района.

Средняя наполняемость классов не соответствует областному нормативу (14 чел.), поэтому в течение двух последних лет развивается тенденция организации занятий в разновозрастных группах учащихся (см. раздел «Характеристика образовательных услуг»). Наряду с уменьшением общего числа учащихся школы (следствие демографических проблем), заметен рост числа семей, получивших статус «приёмной семьи». Из 12 приёмных детей 5 являются дошкольниками.

Таблица 7

КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ОПЕКОЙ

Учебный год 2005- 2006 2006 - 2007 2007 - 2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011
ВСЕГО 5 6 6 9 10 12

Анализ «Паспорта здоровья» школы подтверждает рост числа учащихся с задержкой психического развития. Практически в каждом классе 1 и 2 ступени образования есть дети, которым необходима специализированная психолого-педагогическая поддержка по программам коррекционно-развивающего обучения.


Таблица 8

Динамика количества учащихся с ограниченными возможностями

Годы Дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушение опорно-двигательной системы) Дети с задержкой психического развития

Количество

учащихся

%

по школе

Количество

учащихся

% по школе
2005 – 2006 2 1,4 5 4,3
2006 – 2007 2 1,7 5 4,3

2007 - 2008

1

0,8

7

5,6

2008 - 2009

1

0,8

8

8,4

2009-2010

1

0,9

9

10

2010-2011

-

0

8

9,9


Данные свидетельствуют, что количество детей с задержкой психического развития увеличилось за пять лет почти в 2 раза. Этому контингенту учащихся, их семьям в ОУ разработана система психолого-педагогического сопровождения: консультации педагога-психолога школы, специалистов областного реабилитационного центра г. Асино, коррекционно-развивающие обучающие программы, поддержка социальной зрелости. Большую помощь в реабилитации детей, имеющих проблемы в обучении, оказывает специалист Центра социальной защиты населения Л.А.Соловьёва.

Данные школьного мониторинга свидетельствуют, что в нашем образовательном учреждении сохраняется система поддержки способных учащихся, мотивированных на высокий личный образовательный результат. Индивидуальное продвижение учащихся, проявляющих повышенный интерес к отдельным школьным предметам, к исследовательской деятельности, творческому, спортивному, лидерскому совершенству, обеспечивается поддержкой творческой группы педагогов «Одарённые дети» (руководитель В.П.Цион, победитель ПНПО 2006г., координатор научного общества учащихся «Пчёлки»). Школа гордится ребятами-отличниками, стипендиатами районной программы «Одарённые дети». Это Мальцева Эльвира, Бочарникова Елена, Сербаева Кристина, Камигачева Татьяна, Керб Елизавета.

Таблица 9

Информация о медалистах,

учащихся, имеющих аттестаты с отличием

классы 2005- 2006 2006 - 2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011
9

-


Югансон М. Ермоленко Е. Керб Е. Кручина В. Сербаева К.
11

Криска К.,

Вахтер А.

Мальцева О.

(серебро)

нет выпуска

Ермоленко Иван

(серебро)

Югансон М.

Сташиба М.

(серебро)

Ермоленко Е.(золото) Керб Е. (золото)

Послешкольная успешность выпускников- один из важных показателей в самооценке деятельности школы. Выпускники 2011 г. (5 чел.) все продолжили образование в учебных заведениях начального профессионального (1 чел.), средне-специального (3 чел.), высшего образования (1 чел.). Все учащиеся, окончившие основную школу, подали заявление в 10 кл. Результат обусловлен системной работой с учащимися, их семьями: репетиционное тестирование, вечерний факультет по подготовке к итоговой аттестации «ШАНС», внедрение технологии «Индивидуальный образовательный маршрут» и др.

Обучающиеся всех возрастных групп посещают кружки, секции, школьный каток. По-прежнему актуальной проблемой остаётся привлечение к дополнительному образованию привозных детей (отсутствие финансирования дополнительных рейсов школьного автобуса).

В ОУ созданы условия для дистанционного обучения учащихся школы. В результате сотрудничества с образовательным центром ТУСУР «Школьный университет» в 2008 г. 11 учащихся 8-11 кл. получили свидетельство «Оператор персонального компьютера», в 2008-2009 уч.г. было организовано обучение учащихся с 6 класса (всего 11 чел.), тьютор Т.А.Удекюль. 1 человек получил сертификат «Программист», 4 чел.- «Оператор персонального компьютера», 6 чел.- «Пользователь персонального компьютера». В 2009-2010 уч.г. прошли обучение 12 учащихся по программам «Оператор персонального компьютера», «Пользователь персонального компьютера», «Юный дизайнер», «Менеджер электронного офиса», «Компьютерная обработка звука». В 2010-2011 уч.году из-за значительного повышения стоимости образовательной услуги в Центре никто из уч-ся не смог учиться, но 8 уч-ся 8-11 кл. занимались в дистанционном режиме в Томском государственном университете.

(Более подробно о результатах работы с одарёнными, способными школьниками см. Приложение 2)

2.4. Образовательные результаты.

Таблица 10

Результаты итоговой аттестации выпускников 9 класса в новой форме

пр

едмет

уч.год Участв. % «5» «4» «3» «2» Качественная успев., %
ОУ Район
Русский язык 2006-2007 4 29 1 3 - - 100 81,8
2007-2008 4 25 2 1 1 - 75 69,5

2008-2009

11

100 3 3 4 1 54,5 73,07

2009-2010

10

100 2 7 1 - 90 4 место из 14 школ
математика 2006-2007 5 36 3 2 - - 100 79,1
2007-2008 4 25 1 1 1 1 50 79,57

2008-2009

11

100 - 6 5 - 54,5 64,5

2009-2010

10

100 1 2 7 - 30 9-10 место из 14 школ

Данные таблицы позволяют сделать вывод, что, пока экзамен в форме ГИА не был обязательным, результат школы превышал районный показатель. После перевода экзамена в разряд обязательных для всех девятиклассников школьный результат ниже районного.

Таблица 11

Результаты итоговой аттестации выпускников 11 класса (ЕГЭ)


Предмет


2007-2008

Всего

участ-

вовало

% «5» «4» «3» «2» Средний балл Место в районе
ОУ район Обл.

Русский язык

2007-2008 19 95 - 3 10 6 45,74 51,98 57,86 10 (из10)
2008-2009 11 100
52,45 58,27 59,23 11 (из 11)
2009-2010 9 100
52, 55 57,35 60,26 7 из 9
2010-2011 5 100
56,20 62,10 64,76 6 из 8

математика










2007-2008 19 95 - 6 8 5 33,15 41 39,28 8(из10)
2008-2009 11 100
48,18 47,74 45,44 5(из 11)
2009-2010 9 100
38,55 45,02 42,04 8 из 9
2010-2011 5 100
42 48,28 46,92 6 из 8

география











2007-2008 3 15 - 1 2 - 47,66 46,5 53,94 4(из 7)
2008-2009 2 18
58,50 61,10 49,63 4 (из 6)
2009-2010 1 11
72 57 55,72 1 из 2
2010-2011 1 20
60 59,62 60,10 2 из 5

биология











2007-2008 2 10 1 - 1 - 64 47,97 52,64 1(10)
2008-2009 2 18

60,00 51,54 52,28 1(из 10)
2009-2010 2 22

38 51,57 55,40 8 из 9
2010-2011 1 20

56 60,29 55,02 4 из 6

обществозн.











2007-2008 1 5 - - 1 - 51 57,07 57,81 4(4)
2008-2009 5 45
60,20 60,04 58,83 4(из 8)
2009-2010 1 11
57 56,27 58,29 5 из 8
2010-2011 2 40
57 56,95 59,19 4 из 7

физика











2008-2009 1 9



46 52,46 50,23 3 (из 7)
2009-2010 Экзамена нет



2010-2011 Экзамена нет




В рейтинге ОУ Первомайского района МОУ Берёзовская СОШ занимает по результатам ЕГЭ 4 место из 8 средних школ (в 2009-2010 уч.г. 7 место из 9 школ).


Таблица 12

Анализ результатов учебной деятельности

2008-2009 уч.г.


1-4 класс 5-9 класс 10-11 класс Итого
к-во % к-во % к-во % к-во %
1 Количество учащихся на конец года 28 (из них 2 –ЗПР 8 вида) 30,2 45 (из низ 3 чел.-ЗПР 8 вида) 48,4 20 21, 4 93
2 Окончили учебный год на «5» 2 7,7 6 14,3 1 5 9 10
3 Окончили учебный год на «4», «5» 8 31 9 21,4 5 25 22 25
4 Итого качественная успеваемость
38,5
35,7
30
35
5 Оставлено на второй год 1 учащийся 2 класса по рекомендации ПМПК, заявлению родителей
- - - - 1 1,1
6 Переведено условно - - - - - - - -


2009-2010 уч.г.


1-4 классы 5-9 классы 10-11 классы итого
1 Количество учащихся 30, из них 1 чел.- ЗПР 8 вида , 11 чел.- уч-ся 1 класса (не подлежат аттестации) 42, из них 4 чел.-ЗПР 8 вида 16 88, из них 5 чел. ЗПР 8 вида, 11 чел. -1 класс
2 Количество отличников (%) 1 (5,5%)

4 (10,5 %)


2 (12,5 %) 7 (9,7 %)
3 Учатся на «4» и «5» 6 (33 %) 8 (21 %) 5 (31 %) 19 (28 %)
4 Качественная успеваемость 39 % 31,5 43,7 38 %
5 Продлён учебный год - 1 Ромашов Костя - 1,4%


2010-2011уч.г.


1-4 классы 5-9 классы 10-11 классы итого
1 Количество учащихся 29, из них 2 чел.- ЗПР 8 вида, 6 чел.- уч-ся 1 класса (не подлежат аттестации) 37, из них 2 чел.- ЗПР 8 вида 13 79, из них 4 чел. ЗПР 8 вида, 6 чел. -1 класс
2 Количество отличников (%) -

4 (11,4 %)


1 (7,7 %) 5 (6,6 %)
3 Учатся на «4» и «5» 10 (51 %) 7 (20 %) 4(30,7 %) 21 (27,6 %)
4 Качественная успеваемость 45,4 31,4 38,4 34,2 %
5 Продлён учебный год - - - -

Таким образом, имеет место снижение уровня качественной успеваемости в основной и старшей школе, что может стать прогнозом низких результатов на итоговой аттестации школьников, их жизненной успешности в целом.

Для сравнения: в 2007-2008 уч.году качественная успеваемость в школе достигала 40 % (4 из 10 учащихся школы учились без троек).

3 Требует совершенствования механизма оценки качества результатов на всех ступенях образования. С этой целью разработано Положение о промежуточной аттестации учащихся (смотри на сайте школы Приложение к образовательным программам, раздел «КПМО»).

Таблица 13


Итоги трудоустройства выпускников 9 класса

Учебный год Всего выпускников Из них продолжили образование В том числе
в 10-м классе в профессиональных училищах и техникумах
г. Томск

ТЭПК

п. Беляй

ПУ №38 с.Первомайское
2007-2008 16 16 9 2 1 4
2008-2009 11 11 7 - - 4
2009-2010 10 10 8 - - 1
2010-2011 5 5 5 - - -

Таблица 14

Итоги трудоустройства выпускников 11 класса

Учебный год всего выпускников из них продолжили образование в том числе работают не трудоуст-роены

в вузах


в ссузах

в учреждениях начального

профобразо-

вания

2007/

2008

20 16

6

30%

7

35%

3

15%

2

10%

2

10%

2008/

2009

11 11 46 % 27 % 27 % - -
2009-2010 9 8 3 3 2 - 1
2010-2011 5 5 1 3 1 - -

Для сохранения и развития имеющихся результатов образовательной деятельности, для сохранения лидерских позиций ОУ среди учреждений образования района учитель должен постоянно повышать свой профессиональный уровень, анализировать свой опыт, презентовать его за пределами школы. Педагогов нашей школы по-прежнему отличает профессиональная активность. Участниками ПНПО стали Н.В.Керб, учитель начальных классов, В.П.Цион, учитель биологии, химии. Успешно был представлен в 2010-2011 уч.г. инновационный опыт собственной педагогической деятельности и опыт сопровождения одарённых детей педагогами: В.П.Цион, победитель ПНПО 2006 г (призовые места в научно-практических конференциях районного и областного уровня, приглашение на очный этап конкурса юношеских исследовательских работ в г. Москва, С.Н.Лееман, учитель географии (призовые места в научно-практических, краеведческих конференциях, слётах районного и областного уровня), Т.С.Хныкова, учитель русского языка и литературы, победитель районного конкурса «Портфолио учителя», призовые места обучающихся в областном этапе Всероссийских конкурсов «Доброе имя Учителя» (3 место), «Наша новая школа» (2 место). Призёром муниципального конкурса «Учитель года 2011» стала Т.А.Соловьёва, учитель начальных классов. 1, 2 место заняли учителя школы Т.А.Удекюль, И.Н.Абнер в муниципальном конкурсе «Проблемный ребёнок в классе». В смотре-конкурсе школьных библиотек МОУ Берёзовская СОШ заняла 1 место (библиотекарь И.Н.Абнер).

(Об участии педагогов в методических событиях смотри Приложение 1 к докладу).

Статус инновационной школы предполагает подтверждение реального лидерства ОУ среди школ района. Одним из факторов, доказывающих позитивный имидж, являются публикации СМИ о школе: участие МОУ Берёзовская СОШ в областной сельскохозяйственной ярмарке, деятельность пришкольного участка, школьный сад, победители шахматных турниров, новости внеурочной деятельности, занятость учащихся в каникулярное время и др. Но очень редки публикации, отражающие мнение родителей о делах школы. Необходимо разрабатывать новые подходы к организации «обратной связи» с семьями уч-ся: продолжить конкурс классных родительских комитетов, конкурс «Портфолио родителя», разработать механизмы продуктивной работы с опекунскими семьями и пр.

Состояние здоровья школьников

Среди школьников нет детей-инвалидов, детей с нарушением слуха, опорно-двигательной системы, с тяжёлыми соматическими заболеваниями. Тревожит тот факт, что имеют место тяжёлые нарушения речи (в предшколе 1 ребёнок- 3% , в начальной школе 2 ребёнка- 7 %). Нарушение зрения отмечено у 3 уч-ся начальной школы (11 %), у 7 учащихся основной школы (19 %), у 2 учащихся 10-11 кл. (15 %).

Медицинское обслуживание учащихся осуществляет фельдшерско-акушерский пункт с. Березовка.По итогам медицинского осмотра 2010 года учащиеся распределяются по физкультурным группам следующим образом:

Таблица 15

Начальная школа

Группа 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Всего %

6 10 4 8 27 100
Основная 5 8 3 2 18 63
Подготовительная - 1 - 6 7 26

Лечебная

(освобождённые)

1 1 1 - 3 11

Основная школа

Группа 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Всего %

7 9 5 11 5 37 100
Основная 3 5 1 6 4 19 51
Подготовительная 4 4 4 4 1 17 46

Лечебная

(освобождённые)

- - - 1 - 1 3

Средняя школа

Группа 10 класс 11 класс Всего %
Общее кол-во учащихся 8 5 13 100
Основная 7 5 12 92
Подготовительная 1 - 1 8

Лечебная

(освобождённые)

- - - -

Данные показывают улучшение здоровья учащихся, резко уменьшился по сравнению с прошлым годом процент школьников, входящих в лечебную физкультурную группу, а в средней школе таких ребят вообще нет. Но, например, среди 8 учащихся 4 класса только 2 имеют основную физкультурную группу, 6 имеют только подготовительную. Из 7 пятиклассников четверо отнесены к подготовительной группе.


Основные заболевания учащихся

Врачи в ходе медосмотра выявляют заболевания детей, дают направления на обследование. Но, к сожалению, не все родители активно реагируют на требования медиков. С диагнозом «нарушение осанки» на учёте стоит только один ребёнок, заболевание щитовидной железы – 1.

В 2010-2011 уч. году вновь имела место в Томской области эпидемия гриппа, в том числе пандемического гриппа и ОРВИ. К счастью, до нашей школы эпидемия гриппа не дошла, но 3 класса (1, 8, 10 кл.) были вынуждены уйти на недельный карантин. В школе была создана система организационных и профилактических мер:

- ежедневное отслеживание информации о числе отсутствующих детей;

- ограничение массовых мероприятий в закрытых помещениях;

- масочный режим в школе;

- строгий режим проветривания помещений;

- ограничение кабинетной системы обучения;

- витаминное питание в столовой (чай с лимоном, чеснок, лук для всех учащихся);

- беседы, классные часы о мерах профилактики гриппа, в каждом классе оформлены уголки с инструкциями для учащихся;

- на родительских собраниях проводилось ознакомление родителей, распространялись буклеты через учеников.


Меры по охране и укреплению здоровья

в школе организован здоровьесберегающий образовательный процесс, который основан на строгом соблюдении санитарно-гигиенических норм, норм охраны труда и техники безопасности;

на уроках и во внеурочной деятельности активно используются здоровьесберегающие технологии (проект, развитие критического мышления через чтение и письмо, дебаты, информационно-коммуникационные, индивидуально-ориентированные и др.);

ежедневно перед уроками проводится зарядка, спортивные пятиминутки в ходе уроков;

организован прокат лыж, коньков (отв. Н.С.Бочарников, Е.К.Флорен);

классные руководители разрабатывают классные часы, посвященные проблемам здоровья школьников, с приглашением родителей;

Для проведений занятий физической культурой на уроках и во внеурочное время в школе имеется спортивный зал, футбольное поле, спортивный городок, хоккейная коробка.

С целью организации здорового досуга учащихся в каникулярное время при школе работает лагерь дневного пребывания учащихся, где дети получают полноценное питание, творческое развитие (отв. Т.А.Удекюль).

Из средств гранта ПНПО приобретена программа оздоровительного психофизиологического развития подростков «Волна»: обучение диафрагмальному дыханию от дошкольника до взрослого. Это позволит обновить профилактические подходы к снятию психологических нагрузок школьников, к обучению саморегуляции поведения (педагог-психолог И.Н.Абнер).

Рабочая группа по внедрению нового Федерального стандарта начального общего образования разработала новые содержательные линии к школьной программе здорового и безопасного образа жизни.

2.5. Специфика управления общеобразовательным учреждением.

Управление образовательным учреждением в новых экономических условиях потребовало расширения принципа открытости образования. Требование времени таково, что самые разные представители нашего общества хотят и имеют право знать, как школа реализует социальную функцию системы образования, каковы ресурсы системы образования и насколько эффективно они используются, как выглядит система образования в сравнении с другими образовательными системами, каковы перспективы развития образования. Поэтому в структуре управления родились формы, позволяющие вести самооценку качества образовательных услуг и результатов, развивать государственно-общественные позиции как возможность независимой открытой публичной оценки.

Структура управления


Управление Школой осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и строится на принципах самоуправления и единоначалия. Произошли изменения в сторону демократизации управления. С целью демократизации управления создан Совет школы как коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, состоящий из 12 человек: 4 педагога, 3учащихся, от родителей 4 человека, директор школы. Организована работа постоянных комиссий Совета школы: финансово-экономическая, учебная, комиссия ответственная за сохранения здоровья учащихся, действует комитет по распределению выплат стимулирующей части фонда оплаты труда.

На сегодняшний день Совет школы находится на этапе, когда налаживается взаимодействие между различными формами самоуправления школы: Родительским комитетом, Советом школьников, Педагогическим советом и местным сообществом.

Совет школы содействует развитию самоуправления в школе. Нельзя сказать, что до введения Совета самоуправления не было. Просто с момента избрания Совета школы оно вступило в новую, более серьезную стадию развития. Разработана следующая схема взаимодействия:

- выдвижение проблем, интересов ежемесячно на классных собраниях, заседаниях родительского комитета или классных собраниях;

- дальнейшее обсуждение на совете школьников и/или родительского комитетов классов;

- разработка проекта решения проблемы и его обсуждение на уровне директора и Совета школы.

Например, в 2010-2011 уч.году Совет школы инициировал деятельность по введению единой школьной формы. Пока значимых результатов не достигнуто, но есть понимание детей, родителей в вопросе о роли одежды в общей культуре школьника. В 2011-2012 уч.году будет продолжена эта работа в режиме проекта.

Профессиональное соуправление осуществляется членами научно-методического Совета школы, цель которого -координация научно-методической работы в условиях перехода на ФГОС начального общего образования, мониторинг результатов образовательной деятельности через моделирование контрольно-оценочных действий учащихся, педагогов, администрации школы.

Таким образом, в управлении нашим ОУ дифференцированы сферы влияния:

-управление ресурсным обеспечением (привлечение инвестиций через сотрудничество с деловыми партнёрами, продажа продуктов сельскохозяйственного труда, организация кадрового, научного и материально-технического обеспечения, развитие нормативно-правовой базы учебно-воспитательного процесса);

-управление здоровьесбережением (организация системной учебно-воспитательной работы и работы с кадрами по сбережению и укреплению здоровья участников учебно-воспитательного процесса через сотрудничество с родителями и социальным окружением);

-управление учебно-воспитательной работой (программное и методическое обеспечение учебного процесса, аналитический контроль, моральное и материальное стимулирование качества педагогического труда);

-информационно-технологическое обеспечение (привлечение педагогического коллектива, учеников, родительской общественности через анкеты, опросники, экспертные оценки к выполнению диагностических процедур, распространение продуктов интеллектуального труда в конкурсном движении, унификация форм информационного обмена между субъектами школьного образования, поддержка школьных СМИ);

-экспертиза и координация инновационной деятельности (распределение ответственности за результаты деятельности между сотрудниками, привлечение родителей, научное обоснование содержания инновационной деятельности педагогов в соответствии с социально-экономической политикой района, области);

-проектное управление (организация обучения педагогов технологии проектирования, принятие проектного метода как нормы профессиональной деятельности, мотивация разработки локальных проектов);

-создание диалогической системы управления (включение процедур договорённостей, построение отношений с социумом с позиций гражданского диалога);

-управление развитием педагогического коллектива (забота о повышении квалификации педагогов, развитие командной коммуникации, сохранение педагогических традиций и др.).

2.6. Социальное партнёрство.

Налаживание социального партнёрства- это тоже одно из важных условий обеспечения качества современного образовательного процесса. У школы налажены контакты с учреждениями, обеспечивающими спортивное, творческое, интеллектуальное, лидерское развитие ребят за пределами села: детская спортивно-юношеская школа, Центр дополнительного образования для детей, Детская школа искусств с. Первомайское (4 ученика 2 раза в неделю посещают занятия на семейном транспорте), редакция газеты «Заветы Ильича», районный Совет ветеранов, Центр социальной поддержки населения и др. Мы благодарим за спонсорскую помощь в организации детских Новогодних праздников руководство Первомайского райпо и лично В.Л.Конкина, начальника Первомайского ДРСУ Е.А.Жигайлова, частных предпринимателей Н.М.Алифанову, С.А.Соловьёва, Н.Н.Стрельникову, главу Куяновского сельского поселения Л.М.Юркова. В нашем родительском активе О.М.Малышева, Л.Э.Мальцева, Н.В.Мещерекова, О.В.Кург, А.С.Абнер, В.В.Чумакова, Р.С.Полянский, Н.Ф.Сытик и др. Члены Совета школы К.А.Флорен, О.М.Малышева, А.С.Абнер- постоянные участники школьных массовых событий: конкурсы, Ярмарки, методические семинары.

Сельская малокомплектная школа в условиях подушевого финансирования всегда будет иметь дефицит бюджета. Поэтому для позитивного развития школе всегда будет нужна поддержка руководителей разного уровня, родителей, выпускников: и благотворительная, и информационная, и организационная.


2.7.Ресурсное обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Школа полностью укомплектована кадрами. С точки зрения инновационного потенциала коллектив педагогов можно представить в следующей градации:педагоги высшей квалификационной категории -5 (27 %), первой-10 (56,5%), второй- 3 (16,5%). Общий процент категорийных учителей составляет 100 %.

Таблица 16

Образовательный уровень педагогов

соответствует требованиям стандарта
-высшее 16 88 81,8 по аккредитации должен быть
-среднее профессиональное 2 12
Повышение квалификации за последние 5 лет 100%

Прошли курсовую подготовку в 2010-2011 уч.г. в объёме 72 ч. 5 27
Квалификационная категория (по должности «учитель»)

соответствует по уровню профессионализма стандартному показателю (21-норма)
-высшая 5 27
-первая 10 56,5
-вторая 3 16,5
-без категории нет -
Победители ПНПО и денежного поощрения Губернатора области 4 22,2
«Почётный работник общего образования РФ» 2 11

Высокий квалификационный уровень педагогов подтверждается результативностью участия в конкурсных мероприятиях. Свой опыт педагоги представляли на различных уровнях:

на областном фестивале педагогический идей,

на открытых методических семинарах «Портфолио учителя как современное средство обобщения ценного педагогического опыта», «Методологические подходы к самоанализу деятельности ОУ за учебный год»;

на районной педагогической конференции, педагогических чтениях, олимпиаде по социальному проектированию, на фестивале «Школьные инициативы»;

на заседаниях районных предметных кафедр,

в профессиональных конкурсах, олимпиадах;

через публикации.

Финансовое обеспечение

функционирования и развития общеобразовательного учреждения.

Объем финансирования увеличивается, растут и затраты на 1 учащегося в динамике лет. Но переход на нормативное, подушевое финансирование в условиях, когда уменьшается количество учащихся в школе в связи с происходящими демографическими процессами, не позволяет в полном объеме решать проблемы функционирования и особенно развития школы.

В 2008 году благодаря победе в конкурсе ПНП «Образование» значительно пополнилась материально-техническая база школы, что позволяет по-новому выстраивать спортивное, досуговое, творческое, интеллектуальное взаимодействие участников образовательного процесса, оптимизировать информационную доступность и открытость образовательных результатов: приобретен необходимый спортивный инвентарь, тренажеры, мультимедийный проектор-2, музыкальный центр-2, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, копировальное устройство, развивающие игры, мягкие модули, полностью обновлены 2 компьютерных класса

Оснащённость библиотечного фонда.

Значительно обновлена материально – техническая база школьной библиотеки: установлен 1 компьютер (рабочее место библиотекаря), ксерокс, принтер, слайд- проектор. Приобретён набор слайдов на сумму 14716 руб. по технологии, изо, биологии, истории, по программам начальной школы. В медиатеке постепенно обновляется фонд необходимых ресурсов справочных, энциклопедических, образовательных компакт – дисков, видеоматериалов, что способствует более эффективной организации образовательного процесса. Фонд медиатеки составляет 206 экземпляров.

Педагоги школы имеют открытый доступ к педагогическим изданиям:»Практика административной работы», «Администратор образования» «Народное образование», «Заместитель директора школы по воспитательной работе», «Здоровье школьника», «Завуч», «Классный руководитель» и другие. Среди периодических изданий для детей журналы «Миша», «Маруся», «Веселые картинки», «Эрудит», «Юный натуралист». Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей. Книжный фонд составляет 3387 экземпляров. Фонд учебников- 1590 экземпляров. 11300 руб. – спонсорские вложения родителей на учебную литературу.

Режим обучения, организация питания и обеспечение безопасности.

Обучение в школе организовано в 1 смену. Школа работает в двух режимах: 5-дневная рабочая неделя- предшкола, 1-9 классы, 6-дневная- 10-11 классы. Среднее количество в день – 4-6 уроков. Продолжительность урока – 45 минут с одной большой переменой после 3-го урока. Продолжительность маленьких перемен – 10 минут.

В школе организовано 1-разовое питание школьников за счет родительской платы и частичной оплаты обучающихся из малоимущих семей в соответствии с Законом Томской области от 11 января 2007 года № 12-ОЗ «О предоставлении бюджетам муниципальных районов, городских округов субвенций на частичную оплату стоимости питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Томской области из малоимущих семей», на основании Постановления Администрации Томской области от 12.02.2007 № 24 а «Об утверждении Порядка расходования средств, связанных с частичной оплатой стоимости питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Томской области из малоимущих семей». Данной социальной льготой пользуются 93 % уч-ся.

Организованным горячим питанием в столовой школы охвачено 100 % учащихся. Случаев пищевых отравлений в школьной столовой не зарегистрировано. Питание обучающихся осуществляется на большой перемене продолжительностью 30 минут. Организовано дежурство по столовой, учащиеся питаются в присутствии дежурного учителя и дежурного администратора.

На начало учебного года в школе изданы все необходимые приказы по организации питания, создана комиссия по контролю за питанием (члены Совета школы В.П.Цион, учитель биологии, Г.А.Розенбуш, учитель начальных классов, руководитель предшколы).

Безопасность образовательного пространства – одно из главных условий успешности деятельности образовательного учреждения. Приоритетным направлением в области организации условий безопасности педагогический коллектив школы считает совокупность мероприятий образовательного, просветительного, административно-хозяйственного и охранного характера. Все учебные кабинеты имеют необходимую документацию для проведения инструктажей обучающихся, кабинеты повышенной опасности снабжены медицинскими аптечками и огнетушителями.

Пожарная сигнализация работала в течение всего учебного года, пожароопасных ситуаций не возникало. В течение года систематически проводились учебные эвакуации учащихся и сотрудников. В школе оборудован тёплый туалет.

Развитие сети общеобразовательного учреждения

Задачи оптимальной организации образовательного пространства территории, повышения доступности и эффективности образования в условиях перехода на нормативно-бюджетное финансирование и сложившейся демографической ситуации становятся крайне актуальными. Сегодня можно говорить о следующих результатах:

изменение дизайна школы, школьной столовой и пришкольной территории как современного образовательного учреждения;

удовлетворение социального заказа на предшкольную подготовку дошкольников с целью развития школьной зрелостии уравнивания предстартовых возможностей будущих первоклассников;

информатизацию образовательного пространства школы, развитие дистанционных форм обучения и развития учащихся;

обновление подходов по психолого-педагогическому сопровождению способных детей;

расширение возможностей допрофессионального и начального профессионального образования обучаемых наряду с основным;

развитие организационных форм занятости несовершеннолетнего населения с целью оздоровления, профилактики правонарушений, социальной защиты от трудных условий.

Сегодня требует новых подходов проблема организации образовательного взаимодействия учащихся школы со сверстниками из других учреждений, обновление подходов в работе с допризывной молодёжью.


IV.Заключение.


Опыт МОУ Берёзовская СОШ открыт для общественности, педагогического сообщества района, области.       Сегодня существуют позиции, решение которых необходимо для эффективного взросления и социализации подростков.

ЗАДАЧИ 2011-2012 УЧЕБНОГО ГОДА

Целевая установка:

Разработка механизма реального влияния на качество образовательных результатов:

сформулировать результаты образования в текущем учебном году для всех ступеней, ориентируясь на стандарт начального общего и основного общего образования, проект ФГОС среднего (полного) общего образования, мониторинг и диагностику качества предоставляемых образовательных услуг по каждому учебному предмету, внеурочной деятельности (по четвертям, полугодию, итогам года);

смоделировать систему контрольно-оценочных действий учащихся, педагогов, администрации школы;

повысить объективность контроля и оценки образовательных достижений обучающихся через совершенствование педагогического аудита в ОУ;

обобщение актуального педагогического опыта по применению деятельностных технологий в обучении, воспитании.

Целевая установка:

ориентирование образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (познавательная, коммуникативная, социальная практика, профессиональная ориентация);

разработка инновационных механизмов оценки качества и мониторинга развития каждого ребёнка;

углубление профессиональной ориентации старшеклассников;

использование информационных технологий в воспитательной работе с уч-ся.

Целевая установка:

Разработка инновационного проекта, направленного на повышение профессиональной готовности педагогов-предметников, классных руководителей, психолого-педагогической компетентности родителей к реализации социальных инициатив в соответствии с требованиями ФГОС:

информационно-методическое обеспечение грантовой деятельности в ОУ;

активизация социальной деятельности органов школьного, государственно-общественного самоуправления;

организация мониторинга оценки родителями качества предоставляемых услуг по различным предметным областям и программам внеурочной деятельности, дополнительного образования.

Целевая установка:

Совершенствование системы работы школы, направленной на привитие навыков экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни школьников:

обеспечить систему педагогической работы в ОУ по формированию у школьников ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

спроектировать систему мониторинга здоровьесберегающего пространства в школе через рационализацию учебного процесса и режима учебной нагрузки;

реализовать режим повышения двигательной активности школьников;

ввести в учебно-воспитательный процесс школы использование методик обучения навыкам самосохранения здоровья.