Реферат: Авторское выполнение научных работ любой сложности грамотно и в срок - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Авторское выполнение научных работ любой сложности грамотно и в срок

Остальные рефераты » Авторское выполнение научных работ любой сложности грамотно и в срок

www.diplomrus ®

Авторское выполнение научных работ любой сложности – грамотно и в срок

Содержание

Оглавление


Введение


ГЛАВА I. Предпосылки Апрельской революции: внутренняя и внешняя политика режима Салазара-Каэтану в 50-х - начале 70-х гг. XX в.


§1. Фашистский переворот в Португалии 1926 г. Сущность режима Салаза а. Особенности «нового гос да ства». §2. Экономическое положение Португалии. Зависимость по гальской экономики от иное анного капитала. §3. Колониальная политика Португалии в 50-60-е гг. XX века. Начало антиколониальной бо ьбы. §4. Внешняя политика Салазара. Положение Португалии на межд на одной а ене.


§5. П иход к власти М. Каэтан . Политика «ма селизма». ГЛАВА П. Апрельская революция 1974 г.: основные события и азвитие политических п оцессов.


§1. «Движение капитанов» и антифашисткий переворот 25 апреля 1974 г.


§2. Динамика политических процессов в Португалии (апрель 1974 -июнь 1976 гг.)


2.1. Доминирование левых тенденций в руководстве революцией (ап ель 1974- ап ель 1975 гг.).


2.2.Нарастание раскола в правительстве и руководящих органах ДВС (май 1975 -июнь 1976 гг.).


ГЛАВА III. Внутренняя и внешняя политика Португалии (апрель 1974-июнь 1976 гг.)


§1. Законотворческая деятельность правительств переходного периода. Проведение административных и экономических п еоб азований в 1974-1976 гг. §2. Политика деколонизации. Обретение независимости пор гальскими колониями в А ике.


§ 3. Основные проблемы внешней политики Португалии в 1974 -1976 гг.


3.1.Отношения Португалии с западноевропейскими странами и США.


3.2.По альско-советские отношения в 1974-1976 гг. Заключение Библиог а ия

Введение


Португалия протянулась вдоль западного Атлантического побережья Пиренейского полуострова «узкой полоской земли», как говорят сами португальцы о своей стране. Удобная для развития мореплавания береговая линия равным образом благоприятствовала морскому промыслу и набегам морских разбойников. Португалия лежала на скрещении путей из Северной Европы в Средиземное море, и ни один корабль, будь то купец или воин, не миновал ее берегов. Так было в древности, так было во времена крестовых походов, так было в эпоху Великих географических открытий1.


Одной из особенностей истории Португалии является то, что с тех пор, как несколько веков назад переместились основные линии мировых связей, страна долгое время оставалась в стороне от главных политических событий XIX-XX вв. Идеи трансформации, ценности либерально-демократического характера трудно прививались на португальской почве, и, наоборот, архаичные социальные отношения типа касикизма, авторитарного патернализма продолжали существовать и восприниматься массовым сознанием как норма до конца второй трети XX в.2 Длительное время только узкая прослойка интеллигенции демонстрировала способность активно воспринимать изменения, происходившие в мире после второй мировой войны. Широкое же осознание этих изменений пришло под влиянием массовой политической и трудовой эмиграции, ширящегося притока иностранных туристов, и, особенно, колониальной войны.


Кардинальные изменения, произошедшие в мире в 50-60-х гг. нынешнего века, привели к поразительному историческому парадоксу: «страна-карлик Португалия», - по меткому выражению крупнейшего российского исследователя ее колониальной политики А.М. Хазанова, - «оказалась крупнейшей


1 Варьяш О.И., Черных АЛ. Португалия: дороги истории. М. 1990. С. 3,4.


Данилевич И.В. Государство и институты гражданского общества в период перехода от авторитаризма к демократии (Чили, Порфтугалия, Испания). М. 1996. С. 27.


колониальной державой по населению, территории и протяженности своей империи»1.


Если деколонизация английских, французских, бельгийских и голландских колоний не привела к свержению существовавших там буржуазных форм правления, то фашистская диктатура Салазара-Каэтану не могла пережить потери своих заокеанских владений. Это подтверждается тем, что режим Каэтану рухнул в значительной степени в результате только того, что затрещали и пошатнулись прогнившие стены его колониальной империи. Национально-освободительное движение несомненно сыграло роль детонатора в комплексе факторов, приведших к социальному взрыву и краху фашистского режима2.


В этом, 2004 г. Португалия отметила 30-летие этого события - Апрельской революции или «революции гвоздик», - как его называли во всем мире. События, произошедшие 25 апреля 1974 г. кардинально изменили как положение в самой Португалии, так и отношение к ней в мире. «После десятилетий нахождения на периферии мировых событий, когда в апреле 1974 г. в результате военного переворота был сброшен наиболее многолетний диктаторский режим в Европе, Португалия оказалась на первых полосах мировой прессы. С этого момента международное сообщество не переставало пристально следить за проблемами, с которыми столкнулся этот маленький народ в 9 млн. человек, проживающий на западном побережье Иберийского полуострова», - писал в своем исследовании американский ученый Р. Моррисон1.


За эти годы страна, пройдя этап острого противоборства разнонаправленных социальных сил и испытав серьезные трудности и потрясения, избрала путь демократического реформизма. Ему пришлось утверждаться в ходе ликвидации правой авторитарной диктатуры и


1 Хазанов A.M. Крушение последней колониальной империи: Португалия и ее бывшие колонии в Африке. М. 1986. С. 5. Португалии принадлежали обширные колониальные владения в Африке: Ангола (с населением 6 млн. чел), Мозамбик (8 млн.), Гвинея-Бисау (550 тыс.), Острова Зеленого Мыса (200 тыс.), Сан Томе и Принсипи (64 тыс.)параллельного пресечения угрозы установления левой диктатуры, опирающейся по меткому замечанию А. де Токвиля на «тиранию большинства»2. В этой связи закономерно, что в Португалии на первый план выдвигались не только взаимоотношения государства с собственно гражданским обществом, но и отношения представительной власти с институтами прямой демократии, подменявшими государственные институты и конкурировавшие с ними в борьбе за власть.


Таким образом, значение португальской революции 1974 г. вышло далеко за пределы одной страны. Она оказалась событием принципиального политического значения, в ходе которого решался вопрос о путях перехода от авторитаризма к демократии, о возможности и условиях мирного разрешения конфликта, о соотношении «военного» и «гражданского» фактора. Осмысление развития политических процессов в Португалии явилось крайне актуальным для стран Восточной Европы, совершивших в начале 90-х годов «бархатные революции» и делающих все более уверенные шаги в сторону построения демократического общества, определяющего современное политическое «лицо» континента. Особое значение события Апрельской революции имеют для России, ситуация в которой после развала СССР были во многом схожа с событиями в Португалии середины 70-х гг. Уроки революции оказались актуальны и для африканских стран, которым следует учитывать пути и последствия процесса португальской деколонизации.


- исследовать процесс «деколонизации», выявить его специфику в каждой из


бывших португальских колоний; -. рассмотреть внешнюю политику Португалии в этот период, изучить ее


основные приоритетные направления.


Раскрытие темы исследования через решение поставленных целей и задач определяет и его хронологические рамки: в центре исследования период, определяемый историографией как «переходный»: с 25 апреля 1974 г., когда был совершен военный переворот, до июня 1976 г., когда завершился вступила в действие Конституция 1976 г., на базе которой было сформировано Первое конституционное правительство под руководством М. Соареша, в результате чего завершился переход от военно-гражданского управления страной, и власть перешла в руки гражданских институтов.


В развитии португальской революции можно выделить 4 ключевых момента: -


25 апреля Антонио ди Спинола стал временным президентом Португалии. Многих своих сторонников он назначил на важные посты в Государственном совете. Движение Вооруженных Сил создало Совет Национального Спасения, состоявший из 7 человек, который, как предполагалось, должен была управлять страной вместе с Госсоветом, играя роль второй палаты. Однако деятельность правительства была практически парализована идеологическими противоречиями, отражавшимися в борьбе, которую вели Спинола и ДВС, управляемое Координационным комитетом. Одним из наиболее ожесточенных предметов борьбы был вопрос о деколонизации. Спинола выступал за широкую федерацию португальских колоний (так называемый «неоколониалистский вариант), тогда как ДВС поддерживало антиколониальные движения и


настаивало на получении колониями полной независимости. Таким образом, в течение всего 1974 года и до 11 ноября 1975 г. главной целью ДВС стала деколонизация.


28 сентября 1974 г. Спинола попытался захватить власть, поддерживаемый массовыми выступлениями «молчаливого большинства». Однако попытка провалилась, 30 сентября он подал в отставку, был заменен генералом Кошта Гомешем, что привело к ускорению процесса деколонизации, а также революционной трансформации политических институтов и социальных структур. Отставка Спинолы стала очевидной победой ДВС, и с этого времени военные, хотя иногда и против своей воли, стали все чаще вовлекаться в политику.


11 марта 1975 г. - провал путча во главе с генералом Спинолой, нацеленного на ликвидацию указанных процессов, что в результате привело к ускорению революционных преобразований, к национализации важных секторов экономики, к институционализации ДВС и укреплению роли государства в обществе. Усилилось левое крыло в революции. Массовое движение набирало силу, и премьер-министр страны Вашку Гонсалвиш начал активно проводить реформы левого характера. Однако выборы в Конституционное собрание дали первую «трещину» в левой политике. После периода интенсивной политической активности («горячее лето» 1975 г.) сила массовых движений и поддерживавших их военных постепенно сошла на «нет». Колониальная война была завершена, колонии получили независимость - теперь военным нужны были порядок и стабильность в стране, и они все большее и больше стали отходить от союза с левыми силами. С другой стороны, уже набрали достаточную силу появившиеся после революции политические партии, отражавшие интересы средних слоев.


25 ноября 1975 г. прекращение революционного процесса в результате подавления «левого» путча, произошедшее уже после признания независимости Анголы 11 ноября, что привело к постепенной ликвидации «революционных завоеваний» и институционализации парламентской демократии. Переворот 25 ноября означал конец ДВС, как политической силы. Окрепшие к тому моменту гражданские партии взяли власть в свои руки. А лидер Социалистической партии, Мариу Соареш, возглавил первое правительство после принятия Конституции.


События, произошедшие в Португалии, привлекли внимание всего мира, поскольку основной вопрос, по какому пути пойдет революция, был абсолютно неясен. Процитируем Г. Киссинджера, бывшего тогда государственным секретарем США. «Мы ничего не знали ни о ком из вовлеченных в эти события лиц, только, пожалуй, то, что они поначалу выступали за деколонизацию португальской колониальной империи»1. Именно поэтому она стала проверкой на прочность в борьбе между США и СССР, причем эта борьба велась не только за влияние в самой Португалии, но и в ее колониях - португальская революция стала эпицентром «холодной войны» в самый разгар разрядки международной напряженности.


Методологической основой диссертации являются сравнительно-исторический, историко-типологический и историко-системный принципы исторического исследования, признающего многовариантность и полицентричность всемирно-исторического процесса. Непреходящее значение в методологическом плане имели теоретические разработки российских и зарубежных исследователей в области исторической науки в целом и теории революции (Дж. Уодис, Эйзенштадт).

Первая группа - акты государственного законодательства - составляет основной массив использованных в диссертации источников. Главное место в ней занимают законы, принимавшиеся правительствами Португалии с 1974 по 1976 гг., включая и Конституцию Португальской республики 1976 г.2 Эта группа документов относится к источникам официального происхождения и назначения. Они опубликованы в официальном издании, что гарантирует подлинность документов и аутентичность их текстов.


При анализе данных документов мы рассматривали причины проведения данной законодательной меры, как можно полнее пытаясь представить себе существовавшую в момент принятия каждого из законов политическую ситуацию в стране и направление ее развития, общее соотношение сил и расстановку их в конкретной борьбе вокруг каждого из законов, текст которых привлекался в качестве источников. Так, принятие 25-26 апреля 1974 г. четырех первых законов: конституционного закона о свержении режима, о смещении президента и премьер-министра, об уничтожении ПИДЕ и фашистской партии и об амнистии политических преступников объяснялось антифашистским характером революции3.


Мы учитывали, что конституция и другие законодательные документы несут отпечаток не только исторических условий своей страны, но и более широких по масштабам общественных процессов, характерных для определенной полосы развития целого региона. В этом смысле достаточно показательным является сравнение «Временных конституционных положений»,


1 Цит. по: The Standard Times. 26.4. 2004.


2 Португалия. Конституция и законодательные акты. Под ред. И.П. Ильинского. Сост. С. Ястржембский. М. 1979.


3 Конституционный закон № 1 от 25 апреля 1974 г. II Португалия. Конституция... С. 31; Декрет-закон № 171 от 25 апреля 1974 г. //Там же. С. 32; Декрет-закон № 172 от 25 апреля 1974 г. о роспуске Национального Народного Действия. // Там же. С. 34; Декрет-закон № 173 от 26.4.1974 г. об амнистии лиц, осужденных за политические преступления.//Там же.С. 35. принятых 14 мая 1974 г. под сильным давлением Спинолы и его сторонников и самой Конституции, принятой через 2 года, 2 апреля 1976 г.1


Мы учитывали также, что ввиду нормативного характера законодательных актов их основное содержание составляют провозглашаемые в качестве определенных принципов и правил положения общего характера, а не конкретная историческая информация. Упоминание о каких-либо фактах, их истолкование и оценка встречаются только в мотивировочной части того или иного закона - при изложении доводов в пользу его принятия. В таких случаях мы пытались сопоставить эти доводы с реальностью, установить, насколько они отражают истинные причты проведения данной законодательной меры. Это прежде всего относится к закону о признании права португальских колоний на самоопределение, принятому через два месяца после революции2, а также к группе законов, принятых после подавления попытки мятежа Спинолы 11 марта 1975 г.3


Мы строили свой анализ исходя из того, что правильно оценить содержание законодательного акта и определить границы его использования в качестве источника можно лишь с учетом того, насколько данный закон проводился в жизнь. Это, в первую очередь, относится к аграрной реформе, начатой еще в конце 1974 г., а развернувшейся уже весной и летом 1975 г.4


Не менее важное место для решения поставленных в диссертации задач составляет и вторая группа источников - официальные политические документы (правительственные документы, документы политических партий и


1 Закон № 3 от 14 мая 1974 «Временные конституционные положения». // Там же. С. 36-46; Конституция. // Там же. С. 73-198.


2 Конституционный закон о признании права народов португальских колоний на самоопределение от 26 июня 1974 г. // Там же. С. 47-48.


3 Закон № 5 о конституировании Движения Вооруженных Сил от 14 марта 1975 г. // Там же. С. 49-51; Декрет-закон № 132-А о национализации банковских учреждений от 14 марта 1975 г. // Там же. С. 52-55; Декрет-закон № 215-А о признании национального Интерсиндикала от 30 апреля 1975 г. //Там же. С. 56-57.


4 Декрет-закон № 406-А об аграрной реформе от 29 июля 1975 г. // Там же. С. 58-66. Мы пользовались также изданием: The Agrarian Reform Law (Decree-law No. 406-A/75, 29 July 1975.//GU Ferreira J.,Marshall M.W.Portugal's Revolution: ten years on. Cambridge. 1986.P.283-289.

общественных организаций). Среди них особое место занимают Программа ДВС, провозглашенная 26 апреля 1974 г.1, где в общем виде сформулированы те принципы, которое данное движение провозглашает основой своей деятельности; Первое соглашение ДВС и партий2 - документ, определявший роль и место ДВС в новых условиях, сложившихся после путча 11 марта, разграничивал полномочия между гражданскими и военными в управлении государством; Второе соглашение ДВС и партий3, принятое уже в изменившихся условиях после 25 ноября 1976 г., где заметно ¦ сокращено влияние ДВС и Высшего Революционного Совета и расширена роль политических партий.


Следует учитывать, что партийно-правительственные документы тоже имеют официальный характер, поскольку отражают прежде всего общую линию данного движения в целом или его течений и лишь во вторую очередь - вклад в его деятельность отдельных лиц, оттенки их мнений и позиций. Примером могут стать дебаты ДВС при выработке экономической программы в конце 1974 г4, статья Каэтану о внешней политике5 или программа первого конституционного правительства под руководством М. Соареша6. Но в отличие от первой группы источников, в партийно-политических документах установление авторства крайне важно, так как это часто не только определяет направленность и особенности документа, но и дает ценный материал для выявления роли в нем тех или иных лиц, т.е. для исследования биографического плана. Так, разница в


1 Programme of the Movement of the Armed Forces. // Gil Ferreira J., Marshall M.W. Portugal's Revolution: ten years on. Cambridge. 1986. PP. 252-255.


2 The First MFA-Parties Pact (or the constitutional platform between the parties and the MFA, 11 April 1975). // Gil Ferreira J., Marshall M.W. Portugal's Revolution: ten years on. Cambridge. 1986. PP.256-262.


5 The second MFA-Parties Pact. 26.2.1976. // Gil Ferreira J., Marshall M.W. Portugal's Revolution: ten years on. Cambridge. 1986. P. 263-268.


4 Debate sobre о programa de polftica, economica, e social/ contribucoes de Melo Atunes. Lisboa. 1975.


5 Caetano M. Guidelines of foreign policy. Lisboa. 1970.


6 Portugal. Assembleia Nacional. Programa do governo: texto integral do programa apresentado a apreciacao da Assembleia da Republica: intervencoes do Primeiro Ministro, Dr. Mario Soares, em 2 e 11 de

содержании «Письма девяти»1 и опубликованного вслед за ним письма КОПКОН становится очевидной, если принять во внимание, что за первым стоял Мелу Антунеш со своей политической позицией, а за вторым - Сарайва ди Карвальу.


К документам партий и общественных организаций следует отнести речи, статьи и другие произведения их деятелей во всех тех случаях, когда они выступают не лично от своего имени (как мемуаристы), а как представители движения, к которому принадлежат. В таких выступлениях находят выражение общие принципы и установки данной партии или организации. Они дают ценный материал для изучения идейных позиций общественного движения в целом. Мы использовали широкий спектр подобного рода источников: от статей Салазара до программных изданий М. Соареша и А. Куньяла3. Здесь также особо надо выделить работы М. Соареша, посвященные политике соцпартии в отношении деколонизации4.


В документах политических партий, особенно это относится к материалам компартии, в тот период, когда она действовала нелегально, преобладает такой стиль изложения, который рассчитан на эмоциональное воздействие, отличается внешней броскостью, пафосностью5.


Официальные дипломатические документы - международные договоры, подписанные правительствами Португалии в период 1974-1976 гг.,


1 The Document of the Nine (Melo Antunes document, 6 August 1975). // Gil Ferreira J., Marshall M.W. Portugal's Revolution: ten years on. Cambridge. 1986. P. 269-274.


2 The COPCON Document (working proposal for a political programme, 12 August 1975). // Gil Ferreira J., Marshall M.W. Portugal's Revolution: ten years on. Cambridge. 1986. P. 275-282.


3 Куньял А. Партия как она есть (О португальской коммунистической партии). 1986; Salazar А. de О. Homem e a sua obra. Lisboa. 1935; Salazar A. de O. Discursos e Notas politicas. 5 vol. Coimbra. 1935-1959. Salazar A. de 0. Doctrine and Action. London. 1939.Soares, Portugal e a liberdade. Lisboa. 1984.


4 Soares M. Democratizacao e decolonizacao: dez meses do Governo Provis6rio. Lisboa. 1975.


5 Proclamac.ao do Partido Comunista Portugues, Comite Central do PCP, 22 de Setembro de 1968. // О governo de Marcelo Caetano, tentative de salvar a ditadura. Lisboa. 1997. P. 11-22; A tarefa decisive do momento - luta por objetivos concretos imediatos, Avante!, Outubro-Novembro de 1968. // Ibid. P. 27-30;


регулировавшие межгосударственные отношения. В основном были использованы те договора, которые Португалия подписала с СССР.1 Исследуя эти документы, автор учитывал, что язык дипломатии вообще носит до известной степени условный характер, намеренно избегает резких формулировок, включает в себя обороты, имеющие традиционно принятый «знаковый смысл». Потому особенно важно учитывать историческую обстановку, в которой совершались изучаемые дипломатические действия2.


Особое место среди источников занимают те, которые относятся еще к одной группе - мемуарная литература. Количество мемуаров, вышедших из-под пера участников событий 1974-1976 гг., не поддается исчислению. Это и лидеры политических партий, и бывшие военные руководители, и рядовые участники Движения Вооруженных Сил. В 1979 г. выходит книга мемуаров бывшего президента Португалии 1974-1976 гг. Ф. Кошты Гомеша. Она составлена в виде диалогов-интервью известного португальского журналиста А. Мануэла с президентом Португалии - человеком, находившимся в центре событий и имеющим возможность прояснить такие принципиальные вопросы революции, как роль военных в революции, деколонизация, позиции политических партий и отдельных политических деятелей. Книга не только раскрывает его позицию по этим и многим другим вопросам, но и позволяет дать оценку его личности. Она составлена по «горячим следам» (1979 г.), что может быть свидетельством, что позиции автора еще не сильно отличаются от тех, когда он находился у власти3.

Для оценки политических позиций различных партий большой интерес представляют выступления и воспоминания лидеров политических партий. Они позволяют прояснить позиции их партий по различным вопросам, выявить степень личного участия этих деятелей. С этой точки зрения, представляют интерес мемуары лидера партии Социально-Демократического Центра Диогу Фрейташа ду Амарала. Они написаны в 1995 г., т.е. через 20 лет после революции, и составлены в виде автобиографии. Автор называет их «политические мемуары» и ограничивается периодом до 1975 г.: он рассказывает о своей молодости (он родился в 1941 г.), о деятельности в годы режима Салазара-Каэтану, об участии в апрельских событиях 1974 г., когда в июле того же года он становится лидером одной из крупных партий - СДЦ1.


В 1984 г. к 60-летию М. Соареша выходит сборник высказываний о нем виднейших политических деятелей мира, среди которых: А, Папандреу, Э. Кеннеди, Ф. Гонсалес, Ф. Миттеран, Дж. Андреотти, X. Шмидт, У. Пальме, Ш. Перес, В. Брандт и многие другие, которые хорошо знали его лично2.


Надо сказать, что количество «военных мемуаров» о событиях, предшествовавших революции, особенно тех, которые происходили на африканском континенте, а также и событиях после 25 апреля - изобилует среди документов. Следует отметить, что объединить эти мемуары какой-то общей позицией невозможно: сколько авторов - столько и мнений. С одной стороны, вышли воспоминания «правого» генерала Каулзы ди Арриаги, «Война и политика: во имя правды в решающие годы»3, в которой он пытается оправдать завоевательную политику Португалии в Африке, а также свою деятельность там на посту главнокомандующего вооруженными силами в Мозамбике. С другой, это воспоминания «левого» сержанта В. Пиньейру, участника Ассамблеи ДВС,


Freitas do Amaral D. О Antigo Regime e a Revolucao: memories politicas(1941-1975).Lisbon. 1995.


2 Soares, Portugal e a liberdade. Lisboa. 1984.


3 Arriaga K. de. Guerra e politica: em nome da verdade os anos decisivos. Lisboa. 1987.


члена секретариата сухопутных войск о событиях революции1, с третьей -мемуары Рибейру Гонсалвиша, отвечавшего за «исход» белых поселенцев, о последствиях политики деколонизации2.


Основным доступным в настоящее время источником для исследования отношений Португалии с СССР стали мемуары первого посла Португальской республики в СССР после революции 25 апреля 1974 г. М. Невеш в своей книге рассказывает о деятельности посольства в Москве в 1974-1977 гг., об установлении контактов с советскими государственными и общественными организациями, о налаживании и развитии экономических, торговых, научных и культурных связей между Португалией и СССР3. Стремясь объективно показать развитие отношений между двумя государствами, автор широко использует официальные документы. Несомненный интерес представляют страницы книги, посвященные организации визитов в СССР министра иностранных дел М. Соареша, президента Кошты Гомеша, министра иностранных дел Мелу Антунеша. В результате этих политических контактов была заложена договорно-правовая база для дальнейшего развития советско-португальских отношений.


При анализе этого документа, мы учитывали и политическую позицию автора4, и то, что до этого он являлся одним из ведущих португальских журналистов. «Именно журналистская деятельность в период наиболее важных событий в Португалии и за рубежом позволила мне наблюдать и осознать перемены как в повседневной жизни страны, так и во всем мире», - писал автор5.


1 Pinheiro V. 579 dias de revolugao: retrato de uma epoca. Porto, Portugal. 1999.


2 Ribeiro A. Goncalves. A vertigem da decolonizacao: da agonia do exodo a cidadania plena. Mem Martins. Portugal. 2002.


3 Невеш М. Миссия в Москве. Опыт первого португальского посольства в стране Советов. М. 1987.


4 Он сам указывал в книге, что свое назначение он связывал с выдвижением на дипломатические посты представителей оппозиции режиму Салазара. Невеш М. Миссия... С. 7.


5 И указывал: «Для нас, португальцев, это был необычайно важный период, когда на наших глазах и при нашем участии осуществлялся переход от долгого фашистского режима к становлению демократических институтов. Это был также период прорыва международной


16


Бывшего журналиста выдает и яркое образное повествование, и «цепкость взгляда»: в этом плане очень важны и личные впечатления Невеша об СССР, о политических и общественных деятелях, с которыми ему довелось встречаться в период его дипломатической работы.


М. Невеш пишет, что его книга написана с максимальной объективностью, которая может «шокировать того или иного тенденциозного читателя». Вместе с тем это не холодная, равнодушная объективность. Повествование книги выдержано в доброжелательной тональности к стране, где он оказался по роду деятельности, а сам автор отмечает, что эта работа доставила ему огромное личное и профессиональное удовлетворение1.


В отличие от предыдущих источников мемуары принадлежат к документам личного происхождения, в которых события переосмысливаются на основе собственного опыта автора, описываются так, как они были пережиты или прочувствованы им в качестве современника, очевидца или участника событий. По этой причине эти источники имеют субъективный характер, что часто влияет на точность отображения исторических фактов и их взаимосвязей. Однако, как дополнительный источник, они представляют определенный интерес, поскольку позволяют «прочувствовать» колорит эпохи и перипетии человеческих отношений.


К этой же группе документов примыкают и публицистические материалы. В первую очередь, это работы советских журналистов, находившихся в те годы в Португалии. Как источник, мы использовали, во-первых, их личные воспоминания о событиях, а также интервью, которые они брали у основных участников событий2.


изоляции путем установления и расширения дружественных отношений со всеми народами мирового сообщества, и в первую очередь с советским народом».


Советское правительство оценило вклад М. Невеша в развитие советско-португальских отношений, наградив его в январе 1987 г. орденом Дружбы народов.


2 Фесуненко И. Португалия апрельская и ноябрьская. М. 1977; Кузнецов В. Португалия: штык и розы. М. 1976; Ермаков В., Поляковский В. Перекрестки португальской революции. М. 1978.


17 Историография.


РОССИЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ. «Португалия - писал в 1987 г. один из известных советских медиевистов С.Д. Червонов, - одна из немногих европейских стран, чья история почти не освоена русской и советской медиевистикой. Русская историческая наука XIX - начала XX в. обращалась, главным образом, к изучению наиболее передовых стран Запада - Англии и Франции - которые в значительной степени представлялись нашей либеральной интеллигенции (и историкам в том числе) образцом для будущего хозяйственного обновления России. ...Португалия... оказалась на периферии научных исследований»1. Это положение абсолютно справедливо и в отношении новейшей истории этой страны. Причем, если эпоха Салазара-Каэтану в большей или меньшей степени затронута в исследованиях советских и российских ученых, то Португалия после Апрельской революции практически «выпала» из их поля зрения. Это тем более вызывает удивление, если учитывать абсолютно полное отсутствие научных контактов и возможности ознакомления с историческими документами и материалами Португалии до 1974 г. и, напротив, широкие возможности, открывшиеся перед российскими историками после революции.


Что касается исследований, посвященных периоду салазаршма, здесь следует выделить два основных направления научных изысканий: это - изучение истории собственно Португалии и изучение истории португальских колоний.


Первым исследованием, в котором затрагивались вопросы истории Португалии II половины 40-х - 50-х гг., стала монография A.M. Белявского, посвященная США, в которой автор изучает американскую политику на Пиренейском полуострове и, соответственно, историю Испании и Португалии1. Первый же очерк собственно новейшей истории Португалии принадлежит перу


1 Червонов С.Д. Средневековая Португалия в трудах русских и советских историков// Становление капитализма в Европе. Под ред. З.В. Удальцовой, Ю.С. Кукушкина. М. 1987. С.