Реферат: Методические рекомендации по выполнению контрольных работ - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

Остальные рефераты » Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
87 я 73 №4255
Т 32

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Технологический институт

Федерального государственного

образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»


ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»


Тематика контрольных работ

по философии


Для студентов ФБФО




Таганрог 2008

ББК 87 я 73


Составитель: О.В. Шипелик.

Тематика контрольных работ по философии. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 25 с.


Тематика контрольных работ по философии подготовлена в соответствии с новым Государственным стандартом по философии. Рекомендуется для студентов заочного отделения.


Рецензент М.А. Дедюлина, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии ТТИ ЮФУ.


Методические рекомендации

по выполнению контрольных работ


Выполнение контрольной работы проводится с целью проверки научно-теоретической подготовки студента на определенном этапе их обучения. Контрольная работа является результатом учебной деятельности студентов и представляет собой детальную разработку одной из учебных систем, предложенных преподавателем.

Контрольная работа состоит из ответов на требуемые вопросы плана, списка используемой литературы. Вся рекомендуемая литература к контрольным работам находится в читальных залах библиотеки ТТИ ЮФУ.

Контрольная работа представляется преподавателю для оценивания и защищается по требованиям, указанным ведущим преподавателем.

Тема работы выбирается студентом по последнему номеру зачетной книжки.

Прежде чем приступить к написанию контрольной работы, необходимо ознакомиться с учебной литературой, рекомендуемой к историко-философскому введению, теоретической философии или к социальной философии, помещенной после данных методических рекомендаций. Также следует ознакомиться с литературой, рекомендуемой к контрольной работе.

Используемые в основном тексте цитаты обязательно заключаются в кавычки. После цитаты проставляется в круглых скобках номер, под которым цитируемое произведение значится в «Списке литературы», а через запятую – номер страницы источника, на которой содержится цитата.

Текстовая часть контрольной работы должна быть опечатана на принтере через 1,5 интервала на одной стороне листа стандартного формата (210Ч297 мм, по 57-60 знаков в строке, включая пунктуационные знаки и пробелы между словами). Число страниц контрольной работы 16-20.

Все страницы контрольной работы нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Образец оформления титульного листа контрольной работы приводится ниже. Первой страницей является титульный лист, на ней цифра «1» не ставится, на следующей странице проставляется цифра «2» и т.д. Порядковый номер ставится в середине верхнего поля страницы.

Темы контрольных работ предназначены для студентов заочного отделения.

Контрольная работа предоставляется для проверки преподавателю за 1 месяц до начала сессии.

Для подготовки к зачету необходимо выбрать тему контрольной работы из разделов: «Историко-философское введение» и «Теоретическая философия» по последнему номеру зачетной книжки. Написать ее в соответствии с требованиями. Устно уметь изложить ее содержание (кратко) на зачете. Также необходимо знать вопросы к зачету.

Для подготовки к экзамену нужно выбрать одну тему контрольной работы из раздела «Социальная философия» по последнему номеру зачетной книжки. Написать ее в соответствии с требованиями. Устно уметь изложить ее содержание (кратко) на экзамене. Также необходимо знать вопросы к экзамену.

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ВВЕДЕНИЕ


Тема 1. Предмет философии

Происхождение философии. Место и роль философии в культуре.

Философия как мировоззрение. Основной вопрос философии.

Философия и частные науки.

Структура и функции философии.

Литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2004. – С.4 – 48.

Голубинцев В.О., Данцов А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д, 2004. – С.3 – 62.

Поликарпов В.С. Введение в философию: Учебное пособие для студентов технических вузов. – Ростов н/Д – Таганрог., 2007. – С.13 – 70.

Философия в современной культуре: новые перспективы (Материалы «круглого стола»)//Вопросы философии. 2004. №4.


Тема 2. Философия Древнего Востока:

Древний Китай и Древняя Индия

Особенности древнекитайской философии. Основные философские школы Древнего Китая.

Особенности древнеиндийской философии. Основные философские школы Древней Индии.

Литература

Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М., 2004. – С.25 – 62.

Древнеиндийская философия. Начальный период. – М., 1972. – С.3 – 42.

Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х т. Т. 1,2. М., 1972 – 1973.

Келим И. Индия. Джайны приспосабливаются к глобализации//Азия и Африка. 2008. №1.

Поликарпов В.С. Введение в философию: Учебное пособие для студентов технических вузов. – Ростов н/Д – Таганрог., 2007. –С.72 – 99.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981. – С.25 – 62.

Тема 3. Античная философия

Уникальность и основные этапы античной философии.

Античная натурфилософия. Милетская, Пифагорийская, Элейская школы. Гераклит. Демокрит.

«Золотой век» античности: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

Основные направления в философии поздней античности: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

Литература

Асмус В.Ф. Античная философия: Учебник для вузов. – М., 2001. – С. 67 – 232.

Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М., 2004. –С. 63 – 122.

Дедюлина М.А., Ивлиев В.А., Папченко Е.В. Основы философских занятий. – Таганрог, 2005.

Платон. Сочинение в 3-х т. Т. 1 – 3. – М., 1968.

Поликарпов В.С. Введение в философию: Учебное пособие для студентов технических вузов. – Ростов н/Д – Таганрог., 2007. –С. 135 – 141.

Поликарпов В.С. Философия информационной эпохи. – Ростов н/Д – Таганрог, 2005//Тема 2. Идеи древнегреческой философии в контексте информационной эпохи.

Титаренко И.Н. Философия Луция Аннея Сенеки и ее связь с учением Ранней Стон. – Ростов н/Д, 2002.


Тема 4. Философия Средневековья

и Возрождения

Западно-европейская средневековая философия: патристика и схоластика.

Проблема универсалий в средневековой философии. Номинализм и реализм.

Общая характеристика и исторические особенности эпохи Возрождения, ее связь с культурой античности и средневековья.

Натурфилософия, диалектика и пантеизм: становление научного знания. Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно.

Литература

Гайденко П.П. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей//Вопросы философии. 2002. №7.

Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М., 2004. – С. 123 – 154; С. 203 – 291.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М., 1995. – С.77 – 114.

Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв: Учебное пособие. – М., 1984.


Тема 5. Философия Нового времени и

эпохи Просвещения

Формирование новой методологии науки в эпоху Нового времени (Ф. Бекон, Р. Декарт).

Проблема субстанции: единая субстанция Б. Спинозы, множественность субстанций-монад Г. Лейбница.

Социально-политические концепции и проблема человека в философии Нового времени (Гоббс, Спиноза, Локк).

Особенности эпохи Просвещения и ее основные представители (Вольтер, Руссо, Дидро).

Литература

Богданов В.В. Курс лекций по истории философии Нового времени. – Таганрог, 1998.

Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М., 2004. – С.292 – 365.

Дедюлина М.А., Ивлиев В.А., Папченко Е.В. Основы философских знаний. – Таганрог, 2005.

Нарский И.С. Западно-европейская философия XVII века. Учебное пособие. – М., 1974. – С.3 – 7; С. 365 – 370.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1995. – С.127 – 135.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2004. – С.108 – 133.


Тема 6. Немецкая классическая

философия

Исторические особенности и главные проблемы немецкой классической философии.

И. Кант: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Философская концепция Г. Гегеля: диалектический метод и система. Логика и теория познания Гегеля.

Литература

Богданов В.В. Немецкая классическая философия: Курс лекций. – Таганрог, 2001.

Гегель Г.В. Работы разных лет. В 2-х томах. Т. 1,2. – М., 1973.

Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М., 2004. – С. 366 – 414.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986. – С. 43 – 104.

Кант И. Сочинение в 6-ти томах. – М., 1964 – 1966.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века: Учебное пособие. – М., 1989. – С. 11 – 105; 186 – 210.


Тема 7. Философия XIX – XX веков

Методологические принципы и основные понятия философии К. Маркса и Ф. Энгельса.

Особенности и основные направления современной западной философии (философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм, герменевтика, постмодернизм, неопозитивизм).

Литература

Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М., 2004. – С. 415 – 461; 498 – 519; 533 – 589.

Ивлиев В.А. Практикум по философии. Учебно-методическое пособие. – Таганрог, 2003. – С.56 – 64; 75 – 89.

Любутин К., Кондрашов П, Основания философии истории Маркса//Свободная мысль. 2007. №6.

Миголатьев А.А. Ведущие течения современной западной философии//Социально-гуманитарные знания. 2002. №1,2,3.

Поликарпов В.С. Введение в философию: Учебное пособие для студентов технических вузов. – Ростов н/Д – Таганрог., 2007. – С. 148 – 151.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1995. – С.160 – 176; 196 – 256.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2004. – С.157 – 200.

Фромм Э. Марксова концепция человека//Э. Фромм. Душа человека. – Таганрог, 2003. – С. 56 – 64; 75 – 89.

Энгельс Ф. Диалектика природы//Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 20.


Тема 8. Русская философия XIX – XX вв

Русская философия XIX века (П.Я. Чаадаев, славянофилы, западники, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский).

Идеалистическая философия второй половины XIX века (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, В.В. Розанов, В.С. Соловьев).

Современная русская философия (Н.А. Бердяев, Л. Шестов, С.Л. Франк, В.И. Ленин, русский космизм).

Литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2005. – С. 141 – 156.

Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М., 2004. – С. 596 – 607; 617 – 665.

Дубровский Д.И. Постмодернистская мода//Вопросы философии. 2001. №8.

Ивлиев В.А., Папченко Е.В. Философия: Учебно-методическое пособие для студентов ФБФО. Ч.1. – Таганрог, 2004.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч. Т.18. Гл.2; 5; 6.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1995. – С.176 – 195.

Русская идея/Сост. и авт. вступ. статьи М.А. Маслин. – М., 1992.

Русский космизм: Антология философской мысли/Сост. С.Г. Семеновой и др. – М., 1993.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2004. – С. 201 – 222.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


Тема 9. Учение о бытии

Понятия бытия, материи. Идея единства мира.

Движения как способ существования материи, его основные формы.

Пространство и время. Современное представление о пространстве и времени.

Литература

Багдасарьян Н.Г., Силаева В.Л. Виртуальныя реальность: попытки типологизации//Философские науки. 2006. №6.

Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума//Вопросы философии. 2000. №6.

Дедюлина М.А., Ивлиев В.А., Папченко Е.В. Основы философских знаний. Материал к семинарским занятиям. – Таганрог, 2005. С. 127 – 145.

Поликарпов В.С. Введение в философию: Учебное пособие для студентов технических вузов. – Ростов н/Д – Таганрог., 2007. – С. 97 – 127.

Поликарпов В.С. Феномен времени и природа человека. – Ростов – н/Д. 2002.

Поликарпов В.С. Философия информационной эпохи. – Ростов- н/Д – Таганрог, 2005. Раздел: «Топологический подход о единстве мира и единстве знания».

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2004. – С. 223 – 252; 308 – 336.


Тема 10. Законы и категории диалектики

Основные принципы диалектики. Диалектика и формальная логика.

Основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания.

Категории диалектики.

Альтернативы диалектики (метафизика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм).

Литература

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учебное пособие. – М., 1996.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2005. – С. 522 – 584.

Дедюлина М.А., Ивлиев В.А., Папченко Е.В. Основы философских знаний. Материал к семинарским занятиям. – Таганрог, 2005. – С. 146 – 158.

Поликарпов В.С. Введение в философию: Учебное пособие для студентов технических вузов. – Ростов н/Д – Таганрог, 2007. – С. 127 – 136.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2004. – С. 267 – 307.

Энгельс Ф. Диалектика природы//Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.20.


Тема 11. Философия сознания

Отражение как всеобщее, атрибутивное свойство материи, его специфика в неживой и живой природе.

Проблема генезиса и развития сознания: роль труда, общения и языка в его формировании.

Структура и функции сознания.

Сознание и язык. Проблема бессознательного.

Литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2005. – С. 254 – 282.

Дедюлина М.А., Ивлиев В.А., Папченко Е.В. Основы философских знаний. Материал к семинарским занятиям. – Таганрог, 2005. – С.170 – 193.

Поликарпов В.С. Введение в философию: Учебное пособие для студентов технических вузов. – Ростов н/Д – Таганрог, 2007. – С. 171 – 200.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2004. – С. 337 – 377.

Хачатурян В.М. Измененные состояния сознания. К проблеме архаической компоненты психики//Человек. 2008. №1.

Черниговская Т. Мозг и есть Вселенная//Человек. 2008. №2.

Яковлев А.И. Энергетическая природа сознания//Социально-гуманитарные знания. 2007. №6.


Тема 12. Познание как предмет философии

Ограниченность метафизических трактовок познания: агностицизм, скептицизм, релятивизм.

Субъект и объект познания. Чувственный и рациональный уровни познания и их формы.

Проблема истины в философии и науке. Свойства истины. Критерии истины.

Вера, знание, понимание. Объяснение.

Литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2005. – С. 202 – 253; 283 – 354.

Дедюлина М.А., Ивлиев В.А., Папченко Е.В. Основы философских знаний. Материал к семинарским занятиям. – Таганрог, 2005. – С.194 – 211.

Лекторский В.А. Вера и знание в современной культуре//Вопросы философии. 2007. №2.

Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение//Вопросы философии. 2001. №2.

Поликарпов В.С. Введение в философию: Учебное пособие для студентов технических вузов. – Ростов н/Д – Таганрог, 2003. – С. 212 – 231.

Поликарпов В.С. Философия информационной эпохи.// Раздел 9. Эпистемологическое содержание компьютерной революции. – Ростов н/Д – Таганрог. 2005.

Розин В.М. Мышление в контексте современности//Общественные науки и современность. 2001. №5.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2004. – С. 378 – 474.

Степанянц М.Т. Значение и вера: многообразие культурных подходов//Вопросы философии. 2007. №2.

10. Юдин Б.Г. Знание как социальный ресурс//Вестник Российской Академии наук, 2006, Т. 76, №7. – С. 587 – 595.


Тема 13. Научные революции и смена типов

рациональности

Понятие науки. Закономерности и этапы развития науки.

Научная и философская картины мира. Научные революции и типы научной рациональности.

Научное познание: особенности, структура, методы и формы.

Наука и техника. Философия техники.

Литература

Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.

Ленк Х. Размышления о современной технике. – М., 1996.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. – М., 2001.

Митчем К. Что такое философия техники? Учебное пособие. – М., 1975.

Носов Ю.Р., Сметанов А.Ю. На пути в наноэлектронику//Нано- и микросистемная техника. 2008. №2.

Поликарпов В.С. История науки и техники. – Ростов н/Д, 1999. С. 3 – 40.

Розин В.М. Философия техники: От египетских пирамид до виртуальных реальностей. – М., 2001.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995.


СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Тема 1. Общество как объект изучения

социальной философии

1. Становление социальной философии и ее основные проблемы.

2. Специфика и состав социальной реальности.

3. Синергетическая трактовка общества.

4. Концепции индустриального и постиндустриального общества.

Литература

Ахиезер А.С. Социальная философия в усложняющемся мире//ОНС. 2005. №3.

Голубинцев В.О., Данцов А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д, 2004. – С. 505 – 517.

Кемеров В.Е. Социальная философия: Учебник для высшей школы. – М., 2004. – С. 13 – 83.

Клейнер Г.Б. Становление общества знаний в России: социально-экономические аспекты//ОНС. 2005. №3.

Кравченко А.И. Общество: статика и динамика. – М., 2006.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. Т.13.

Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учебное пособие. – С.30 – 83.

Пригожин И.Р. Сетевое общество//Социс. 2008. №1.

Сорокин Б. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

10.Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М., 2004. – С. 475 – 505.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М. 1994.


Тема 2. Человек и природа

Понятие человека. Историческое взаимоотношение человека и природы.

Природное и социальное в человеке. Антропосоциогенез.

Место и роль человека в природном универсуме. Русский космизм.

Литература

Алексеев П.В. Социальная философия. Учебное пособие. – М., 2004. – С.181 – 213.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Многомерный мир современного человека. – М., 1998. – С.47 – 80; 81 – 114.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек. Энциклопедический словарь. – М., 1999. – С.60; 131; 219 – 220; 303 – 304; 446 – 447; 449.

Петрухин А. Человек подошел к пределу//Свободная мысль. 2002. №3; №5.

Поликарпов В.С. Введение в философию. Ростов н/Д – Таганрог, 2007. – С. 136 – 150.

Русский космизм: Антология философской мысли. – М., 1992.

Фукуяма Ф. Социальные последствия биотехнологических инноваций//Человек. 2008. №2.


Тема 3. Общественная жизнь как формационный и цивилизационный процесс

Исторический процесс и критерии его деления (П. Сорокин, У. Ростоу, К. Ясперс).

Понятие общественно-экономической формации.

Цивилизация. Типы цивилизаций. Содержания и основные признаки информационной цивилизации.

Россия в мировом цивилизационном процессе.

Литература

Голубинцев В.О., Данцов А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д, 2004. – С.501 – 504; 518 – 530.

Иноземцев В.Л. Постиндустриальное хозяйство и «постиндустриальное общество»//ОНС. 2001. №3.

Кемеров В.Е. Социальная философия: Учебник для высшей школы. – М., 2004. – С. 91 – 109.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. Т.13.

Никонов В.А. Россия в глобальной политике XXI века//ОНС. 2002. №6.

Поликарпов В.С. Контуры будущего цивилизаций. – Таганрог, 2000. – С. 25 – 50.

Сорокин Б. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество (Материалы «круглого стола»)//Вопросы философии. 2000. №1.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?//Полис. 1994. №1.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.


Тема 4. Материально-производственная

сфера общества

Труд как общественное явление.

Производственные силы и производственные отношения как факторы развития общественного субъекта труда.

Социальная роль техники в историческом процессе.

Литература

Воронин А.А. Периодизация истории и проблема определения техники//Вопросы философии. 2001. №8.

Кемеров В.Е. Социальная философия: Учебник для высшей школы. – М., 2004. – С. 280 – 297.

Козлова О.Н. Труд в социальной жизни//Социально-гуманитарные знания. 2003. №6.

Культурология: Учебник для студентов технических вузов/Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 2002. – С.182 – 196 (техника как социокультурное явление).

Маркс К. Капитал. Т.1. Гл.5//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23.

Поликарпова В.А. Социокультурные проблемы нано- и генной технологии. – Таганрог, 2007.

Сидорина Т.Ю. Человек и его работа: из прошлого в информационную эпоху//ОНС. 2007. №3.

Сиземская И.Н. Философская «тайна» общественного производства//Философские науки. 2008. №2.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2004. – С.538 – 598.

Степин В.С. и др. Философия науки и техники: Учебное пособие для вузов. – М., 1995.

Шевчук А.В. О будущем труда и будущем без труда//ОНС. 2007. №3.


Тема 5. Социальная сфера жизни общества

Понятие социальной структуры. Виды социальных общностей.

Классы и их роль в системе социальных связей. Основные концепции социальной дифференциации современного общества.

Социальная дифференциация в информационном обществе.


Литература

Авраамова Е.М. Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественная оценка//Обществен-ные науки и современность. 2002. №1.

Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. – М., 2004. – С.35 – 43.

Дорофеева З.Е. Не занятые в современной России//Социс. 2008. №2.

Кемеров В.Е. Социальная философия: Учебник для высшей школы. – М., 2004. – С. 244 – 261.

Львов Л.В. «Бедность» и «богатство» – что вкладывают в эти понятия россияне//Вестник Российской академии наук. Т. 77, 2007. №7.

Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М., 2004. – С.513 – 537.


Тема 6. Политическая сфера жизни общества

Основные элементы политической сферы жизни общества.

Происхождение государства, его функции в жизни общества. Исторические типы государственного устройства.

Гражданское и политическое общество (понятие и структура).

Понятие и принципы правового государства.

Литература

Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. – М., 2004. – С. 44 – 54.

Кемеров В.Е. Социальная философия: Учебник для высшей школы. – М., 2004. – С.262 – 279; 298 – 311.

Мамут Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения//Общественные науки и современность. 2002. №5.

Поликарпов В.С. Введение в философию: Учебное пособие для студентов технических вузов. – Ростов н/Д – Таганрог, 2007. – С. 330 – 348.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2004. – С. 599 – 631.

Шайхутдинов Р.Г. Современные технологии власти//Вопросы философии. 2007. №11.


Тема 7. Человек в системе культуры

Понятие, сущность и функции культуры.

Культура и личность.

Культура и цивилизация.

Литература

Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. – М., 2004. – С. 122 – 128.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Многомерный мир современного человека: Монография. – М., 1998. – С. 183 – 224.

Ивлиев В.А. Практикум по философии. – Таганрог, 2002. – С. 102 – 107.

Кармин А.С., Новиков Е.С. Культурология. – СПб., 2004.

Культурология: Учебник для вузов/Под ред. Лапиной. – Минск, 2006.

Культурология: Учебник для студентов технических вузов/Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 2002. – С.38 – 55; 197 – 214.

Левяш И.Я. Культурология. – М., 2004.

Миголатьев А.А. Философия культуры//Социально-гуманитарные знания. 2002, №4, 5, 6.

Поликарпов В.С. Лекции по культурологи. – М., 1997.

Рубчевский К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация//ОНС. 2003, №3.


Тема 8. Смысл и ценности человеческого бытия

Проблема смысла и содержания бытия человека. Нравственные ценности: свобода и ответственность, добро, идея, совесть, справедливость.

Насилие и ненасилие.

Литература

Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. – М., 2004. – С. 56 – 68; 85 – 96; 122 – 128.

Алексеева И.Ю., Шклярик Е.Н. Что такое компьютерная этика?//Вопросы философии. 2007, №9.

Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. – М., 1998.

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Прикладная этика; идея, основания, способ существования//Вопросы философии. 2007. №9.

Бусова Н.А. Этика блага и мораль справедливости//Человек. 2002. №3.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Многомерный мир современного человека: Монография. – М., 1998. – С. 183 – 224.

Лукьянович Н. Насилие в современной геополитике: истоки, причины и тенденции//Безопасность Евразии. 2003. №2.

Поликарпов В.С., Поликарпова В.А. Этика и технология в начале XXI века (философское эссе). – Ростов н/Д – Таганрог, 2003. – С.35 – 82; 123 – 147.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2004. – С. 657 – 587.

Энгельгардт Х.Т. Почему не существует глобальной биоэтики?//Человек. 2008. №1.

Этика. Учебник для вузов/Под ред. Мишаткиной. – Минск, 2002.


Тема 9. Ценности человеческого бытия

Общее понятие о ценностях.

Этические ценности и их роль в жизни человека.

Религиозные ценности и свобода слова.

Литература

Абишева А.К. О понятии «ценность»//Вопросы философии. 2002. №10.

Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. – М., 1998.

Бородавкин С.Р. Смысл как систематизирующее понятие культуры//Человек. 2002. №4.

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д. 2004. – С. 572 – 599.

Гуревич П.С. Эстетика. Учебник для вузов. – М., 2006.

Кимелев Ю.А. Философия религии: систематический очерк. – М., 1998.

Миронов А.В. Понятие ценности: виды и иерархия ценностей// Социально-гуманитарные знания. 2007. №1.

Рашковский Е. Религиозная сфера и интеллектуальные ресурсы человеческого развития//МЭ и МО. 2002. №10.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2004. – С. 657 – 687.

Философия. Учебное пособие для вузов/Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д, 2003. – С. 344 – 374.

Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения: Учебное пособие для вузов. – М., 1994.


Тема 10. Проблемы и перспективы

современной цивилизации

Общая характеристика глобальных проблем.

Экологические последствия научно-технического прогресса и его влияние на будущее человечества.

Глобализация современного мира. Прогресс и концепции будущего человечества.

Социокультурные последствия информационных, телеком-муникационных компьютерных, генных и других технологий.

Литература

Алексеев П.В. Социальная философия. Учебное пособие. – М., 2004. – С. 167 – 180; 214 – 233.

Белялетдинов Р.Р. Нанотехнологии – много шума из «ничего»?//Человек. 2007. №5.

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д. 2004. – С. 615 – 626.

Грацин Ю.Д. «Глобализация» или «вестернизация»//Вопросы философии. 2008. №2.

Иноземцев В. Глобализация: иллюзии и реальность//Свободная мысль – XXI. 2002. №1.

Поликарпов В.С. Введение в философию: Учебное пособие для студентов технических вузов. – Ростов н/Д – Таганрог, 2007. С. 276 – 349.

Поликарпова В.А. Социокультурные проблемы нано- и генной технологии. – Таганрог, 2007.

Поликарпов В. С., Поликарпова В.А. Этика и технология в начале XXI века. – Ростов н/Д – Таганрог, 2007.

Шишкина Е.А. Историческая роль глобализации в формировании новой цивилизации//Социально-гуманитарные знания. 2007. №4.


ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

Зачет по философии студент сдает в устной форме. Зачет включает в себя: 1. Устный ответ студента по выполненной им теме контрольной работы. 2. Ответ на один из вопросов к зачету. При ответе на вопрос историко-философского характера (№5 – №24) студент должен соблюдать следующий алгоритм: указать специфику философии той эпохи, к которой принадлежит данный философ, школа, направление, указать элементы новизны в учении, а также значение данной теории для развития философии.

Вопросы к зачету

Философия как мировоззрение. Основной вопрос философии.

Происхождение философии. Место и роль философии в культуре.

Философия и частные науки.

Предмет, структура и функции философии.

Древнекитайская философия: основные школы.

Древнеиндийская философия: основные течения.

Общая характеристика античной натурфилософии. Милетская школа. Пифагорейская школа.

Античная натурфилософия. Элейская школа. Гераклит. Демокрит.

Софисты. Сократ. Метод Сократа.

Философия Платона как система объектного идеализма.

Философия Аристотеля (учение о материи и форме, логика, первая универсально-космологическая картина мира).

Основные направления в философии поздней античности: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

Западно-европейская средневековая философия: патристика и схоластика.

Проблема универсалий в средневековой философии.

Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно – философы эпохи Возрождения.

Формирование новой методологии науки в эпоху Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

Проблема субстанции: единая субстанция Б. Спинозы, множественность субстанций-монад Г. Лейбница.

Социально-политические концепции и проблема человека в философии Нового времени (Гоббс, Спиноза, Локк).

Особенности эпохи Просвещения и ее основные представители (Вольтер, Руссо, Дидро, Гердер).

И. Кант «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Философская концепция Гегеля: диалектический метод и система.

Методологические принципы и основные понятия философии К. Маркса и Ф. Энгельса.

Основные направления современной западной философии: философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм, герменевтика, постмодернизм.

Основные направления современной западной философии: позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, неокантианство.

Русская философия XIX – XX вв.

Понятие бытия, материи. Идея многообразия и единства мира.

Движение как способ существования материи. Представления о пространстве и времени.

Основные принципы диалектики. Диалектика и формальная логика. Альтернативы диалектики.

Законы диалектики.

Особенности категорий диалектики.

Проблемы генезиса сознания. Теория отражения.

Сознание: понятие, компоненты, сферы и функции. Сознание и мозг.

Сознание и язык. Проблема бессознательного.

Ограниченность метафизических трактовок познания (агностицизм, скептицизм, релятивизм).

Субъект и объект познания. Диалектика чувственного и рационального уровня познания и их форм.

Понятие истинности (свойства, критерии). Вера, знание, понимание, объяснение.

Понятие науки. Закономерности и этапы развития науки.

Научная и философская картины мира. Научные революции и типы научной рациональности.

Научное познание: особенности, структура, методы и формы.

Наука и техника. Философия техники.


ТРЕБОВАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ

Экзамен по философии студент сдает в устной форме. В ходе экзамена студент должен продемонстрировать знание и понимание учебного материала. Он должен изложить полученные во время обучения знания в систематизированном виде, уметь оперировать базовыми понятиями учебного курса, логично выстраивать доказательства.

Билет содержит 2 вопроса, один из которых историко-философского характера или из части теоретической философии.


Вопросы к экзамену

Философия как мировоззрение. Основной вопрос философии.

Происхождение философии. Место и роль философии в культуре.

Философия и частные науки.

Предмет, структура и функции философии.

Древнекитайская философия: основные школы.

Древнеиндийская философия: основные течения.

Общая характеристика античной натурфилософии. Милетская школа. Пифагорейская школа.

Античная натурфилософия. Элейская школа. Гераклит. Демокрит.

Софисты. Сократ. Метод Сократа.

Философия Платона как система объектного идеализма.

Философия Аристотеля (учение о материи и форме, логика, первая универсально-космологическая картина мира).

Основные направления в философии поздней античности: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

Западно-европейская средневековая философия: патристика и схоластика. Проблема универсалий в средневековой философии.

Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно – философы эпохи Возрождения.

Формирование новой методологии науки в эпоху Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

Проблема субстанции: единая субстанция Б. Спинозы, множественность субстанций-монад Г. Лейбница.

Социально-политические концепции и проблема человека в философии Нового времени (Гоббс, Спиноза, Локк).

Особенности эпохи Просвещения и ее основные представители (Вольтер, Руссо, Дидро, Гердер).

И. Кант «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Философская концепция Гегеля: диалектический метод и система.

Методологические принципы и основные понятия философии К. Маркса и Ф. Энгельса.

Основные направления современной западной философии: философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм, герменевтика, постмодернизм.

Основные направления современной западной философии: позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, неокантианство.

Русская философия XIX – XX вв.

Понятие бытия, материи. Идея многообразия и единства мира.

Движение как способ существования материи. Представления о пространстве и времени.

Основные принципы диалектики. Диалектика и формальная логика. Альтернативы диалектики.

Законы диалектики.

Особенности категорий диалектики.

Проблемы генезиса сознания. Теория отражения.

Сознание: понятие, компоненты, сферы и функции. Сознание и мозг.

Сознание и язык. Проблема бессознательного.

Ограниченность метафизических трактовок познания (агностицизм, скептицизм, релятивизм).

Субъект и объект познания. Диалектика чувственного и рационального уровня познания и их форм.

Понятие истинности (свойства, критерии). Вера, знание, понимание, объяснение.

Понятие науки. Закономерности и этапы развития науки.

Научная и философская картины мира. Научные революции и типы научной рациональности.

Научное познание: особенности, структура, методы и формы.

Наука и техника. Философия техники.

Развитие социальной философии до начала XXI вв.

Специфика и состав социальной реальности.

Концепция индустриального и постиндустриального общества.

Понятие человека. Взаимоотношение человека и природы.

Природа и социальное в человека. Антропосоциогенез.

Исторический процесс и критерии его деления (У. Ростоу, П. Сорокин, К. Ясперс).

Понятие формации и цивилизации.

Типы цивилизаций. Содержание и основные признаки информационной цивилизации.

Понятие производства. Структура материального производства.

Понятие социальной структуры. Виды социальных общностей.

Классы и их роль в системе социальных связей. Социальная дифференциация в информационном обществе.

Понятие, сущность, функции культуры. Культура и личность.

Культура и цивилизация.

Основные элементы политической сферы жизни общества.

Происхождение, сущность, признаки, функции, форма государства.

Гражданское и политическое общество. Правовое государство.

Специфика морали. Моральные ценности идеала, добра, долга, совести, свободы, ответственности.

Эстетические и религиозные ценности. Свобода совести.

Глобализация современного мира. Глобальные проблемы современности и прогнозы будущего.


ШИПЕЛИК Ольга Васильевна


Тематика контрольных работ по философии


Учебно-методическое пособие


Ответственный за выпуск Шипелик О.В.


Редактор Кочергина Т.Ф.


Корректор Селезнева Н.И.


ЛР №020565 от 23 июня 1997 г. Подписано к печати 16.06.2008 г.

Формат 60x84. Бумага офсетная.

Офсетная печать. Усл. п.л. – 1,5. Уч. изд. л. – 1,3.

Заказ № . Тираж 100 экз.

«С»

Издательство Технологического института

Южного федерального университета

ГСП 17А, Таганрог, 28, Некрасовский, 44


Типография Технологического института

Южного федерального университета

Г
СП 17А, Таганрог, 28, Энгельса, 1