Реферат: Методические рекомендации завучу, курирующему преподавание «музыки» - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические рекомендации завучу, курирующему преподавание «музыки»

Остальные рефераты » Методические рекомендации завучу, курирующему преподавание «музыки»

Петров В.В., методист ГМЦ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ЗАВУЧУ, КУРИРУЮЩЕМУ ПРЕПОДАВАНИЕ «МУЗЫКИ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выбор программы учителем:

их много, но целостных всего две (с 1 по 8 класс)

Д.Б. Кабалевский «Музыка в школе»

Ю.Б. Алиев «Музыка»

Наиболее обеспеченной является программа Д.Б. Кабалевского.

В классах развивающего обучения возможно программа «Музыка в школе» Д.Б. Кабалевского (инструктивно методическое письмо ГУО от 15.08.2002 г. №05 – 2873).

Учителя, работающие в экспериментальном режиме, выбирают программу в зависимости от программы развития школы:

«Школа XXI века» - «Музыкальное искусство» Усачёва, Школяр, Школяр.

«Школа 2100» - «Музыка» Критская, Сергеева, Шмагина.

Программа Занкова – «Музыка» Ригина

Программа Эльконина – Давыдова – «Музыкальное искусство» Усачёва, Школяр, Школяр.

Традиционная – «Музыка в школе» Д.Б. Кабалевского.

Учителю необходимо: 1) соотнести выбранную программу с «минимальными требованиями», с уровнем готовности ребят, учителя, школы. 2) проанализировать обеспеченность программы (УМК, техническое оснащение, фонотека, хрестоматия, учебник).


Учитель музыки должен понимать, что музыка в школе не объект изучения, а важное средство воспитания и развития учащегося.


То есть на первое место выходит вопрос, КАК с помощью музыкального искусства развивать, воспитывать, а не вопрос как дать необходимую информацию или даже научить ребёнка петь.


О технологиях

Технологии музыкального развития, воспитания и обучения претерпевают сегодня существенные изменения.

Игровые технологии – это основа работы учителя музыки в начальной школе.

Очень важно, чтобы воздействие на эмоциональную сферу ребёнка было интегрированным:

Через музыку (путём слушания и исполнения)

Через слово (сочини рассказ, сказку, напиши письмо)

Через пластическое интонирование (движения)

Через мимику (передай настроение)

Через рисунок.

Учителю необходимо всемерно развивать творческую деятельность ребят через:

Сочинение музыки

Импровизацию (вокальную, речевую, ритмическую, двигательную)

Предпочтение отдавать методам активного музицирования (пение, игра на инструментах, элементы музыкальной театрализации)


Региональный компонент:


Согласно ОБУП. На него рекомендуется выделить 10 – 15% учебного времени от инвариантной части: 5кл. – 4 часа; 6кл. – 4 часа; 7кл. – 3 часа; 8кл. – 7 часов.

Учителю необходимо осознать, что РК – это пропаганда ЛУЧШИХ образцов музыки уральского края.

Целесообразно давать РК целостными уроками, тематическое планирование таких уроков (примерное) находится в библиотеке ГМЦ.

РК может преподаваться за счёт школьного и ученического компонентов (как предмет или факультативный курс по выбору)


Что можно использовать:

«Русский фольклор» Куприянова, Просвещение - 2002 г.

«Народная словесность» Багина, Кузьмина, Челябинск, 1997.

« В Урале Русь отражена» (курс музыкального краеведения), Магнитогорск, 2001.


Практическая часть программы:


Умение слушать музыку разных жанров.

Как ребята научились исполнять музыку.

Применяются ли элементы композии на уроке (как бы вы рассказали музыкой о…?)

Музицирование на элементарных музыкальных инструментах (ложки, румбы, маракасы, треугольник и т.д.).

У каждого класса должен быть свой песенный багаж (его объём и качество – результат работы учителя).

У каждого класса должны быть любимые песни, которые дети поют с удовольствием.


Рекомендации к контролю:


Музыка в школе должна быть средством воспитания и развития, а не объектом изучения.

К изучению нотной грамоты, теории музыки надо подходить очень осторожно (особенно в начальной школе).

Главное достоинство хорошего урока – его воспитательная направленность, развивающее начало.


Надо приветствовать:


Активное музицирование (пение и игра на инструментах)

Игровые ситуации (музыкальные игры)

Нетрадиционные формы урока

Элементы театрализации

Художественно – синкретический метод работы.

Пластическое интонирование (движение под музыку)

Творчество в любом его проявлении


Недопустимо:


«Натаскивание» ребят в любой форме.

Петров В.В., методист ГМЦ