Реферат: Методические рекомендации по рус. Яз. «Орфоэпическая разминка, или «пульс слова» - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические рекомендации по рус. Яз. «Орфоэпическая разминка, или «пульс слова»

Остальные рефераты » Методические рекомендации по рус. Яз. «Орфоэпическая разминка, или «пульс слова»

Орфоэпическая разминка, или

«ПУЛЬС СЛОВА»

Лисовская Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

гимназии № 50 г. Минска


Соблюдение орфоэпических норм - лакмусовая бумажка речевой культуры человека. Как часто мы слышим неправильно произнесенные слова из уст не только учеников, но и дикторов телевидения. Не случайно давным-давно появилась шутка:

Девяносто процЕнтов доцЕнтов

Носят докУменты в пОртфелях,

И лишь десять процентов доцентов

Носят документы в портфелях.

Проблемы орфоэпии объяснимы, так как сложно русское ударение, происходят постоянные изменения в языке. Путаница возникает еще и потому, что в одном словаре слово имеет два варианта ударения, считающихся абсолютно равноправными, а в другом словаре это же слово имеет один вариант ударения, а второй вариант снабжен так называемыми запретительными пометами (допустимо, не рекомендуется). Это касается таких слов, как обеспЕчение- не рек. обеспеЧение, мАркетинг – ! неправ. маркЕтинг, бУнгало не рек. бунгАло, бОчковый не рек. бочкОвый и др.


Существует большое количество слов, имеющих равноправные варианты ударения (комбАйнер- комбайнЁр, кАмбала – камбалА, бАржа – баржА, ржАветь-ржавЕть, Искристый- искрИстый, крОшится-крошИтся, бредовОй-бредОвый ). Много слов, в которых один из вариантов ударения менее желателен, хотя и не считается неправильным ( творОг и допустимо твОрог, МизЕрный и допустимо мИзерный, бижутЕрия и допустимо бижутерИя, бОндарь и допуст. бондАрь).

Но есть слова, в которых часто допускаются ошибки, хотя колебания ударения в них недопустимы. Именно неправильное произношение этих слов компрометирует речь говорящего: углубИть, алфавИт, магазИн, звонИшь, боЯзнь, кУхонный, облЕгчить, ходАтайствовать, начАть, каталОг и др.

Вот на эти слова мы, учителя русского языка, должны обращать особое внимание. Во-первых, мы обязаны помочь нашим ученикам освоить правильное литературное произношение слов. Это необходимо для того, чтобы они были действительно культурными, интеллигентными людьми. Во-вторых, необходимо подготовить их к централизованному тестированию по русскому языку. Ведь практически ежегодно одно из заданий централизованного тестирования предусматривает проверку владения произносительными (акцентологическими, орфоэпическими) нормами русского литературного языка. Задания такого типа звучат следующим образом: «Произносительные нормы нарушены в словах…», «Согласный перед буквой Е произносится твердо в словах…», «Ударение падает на второй слог в словах …», « Правильно поставлены ударения во всех словах в рядах» и т.п. Как явствует из статистических данных, ежегодно публикуемых Республиканским институтом контроля знаний, тестируемые не в полной мере владеют акцентологическими и орфоэпическими нормами русского литературного языка. И, к сожалению, с каждым годом уровень владения этими нормами становится ниже.

Как помочь школьникам? Как сделать так, чтобы неправильно поставленное ударение резало слух, чтобы правильное литературное произношение вошло в плоть и кровь? Мне кажется, что выход есть. Начиная с пятого класса каждый урок русского языка я начинаю с орфоэпической разминки. В течение полминуты мы хором ( как скороговорку) проговариваем блоки слов. Я чётко произношу слова, ребята повторяют вслед за мной. Это не только орфоэпическая разминка, но и хороший мобилизующий этап урока. Ребята проговаривают слова, настраиваются на рабочий ритм урока, а потом уже идет объявление темы урока, целеполагание и т.д.

В 5 классе проговариваем блоки слов, которые ребята постоянно слышат, сами используют в своей речи, потом добавляются новые слова. И так до одиннадцатого класса. Приведу примеры таких блоков. Они состоят из слов, в которых традиционно допускаются ошибки.

1. СвЁкла, краПива, вЕрба, щАвель,

тУфля, нет тУфель, подОшва.

ТОрты, нет тОртов, мне позвонЯт,

ты позвонИшь, созвонИмся.

ЖалюзИ, красИвее, стАтуя, недУг,

углубИть, углублЁнный, досУг,

айвОвый, алычОвый, тигрОвый,

оптОвый, слИвовый, давнИшний,

Августовский, украИнский.


2. НачАть, началА,

нАчатый и нАчал,

принУдить, пристрУнить,

озорничАть, бряцАть,

кАшлянуть и чЕрпать,

закУпорить, исчЕрпать,

алфавИт и магазИн,

простынЯ и швеЯ,

ремЕнь и кремЕнь,

фОрзац и фенОмен.

ВаловОй, весовОй,

биржевОй и ценовОй.



3. ПростынЯ, ракУшка,

жнИво и огнИво,

кУхонный, кедрОвый,

Отрочество, пулОвер,

глИняный, фарфОр,

гЕрбовый, заИндеветь,

анАлог и творОг,

крАшение, хозЯева,

донЕльзя, дремОта,

чИстильщик, ломОта,

крУжево, ворОта.


4.

ГрунтОвый, оптОвый,

балУю, баловнИк,

балОва.нный, брелОки,

избаловАть, премировАть,

пломбировАть, нормировАть,

асимметрИя, санитарИя,

диспансЕр, гренадЕр,

пулОвер, знАмение,

Иконопись, дефИс,

освЕдомить, зубчАтый.


5

КладОвая, двувидовАя,

опорожнИть, усугубИть,

ветеринАрия, семинАрия,

гастронОмия, агронОмия,

знамя- знАмение,


герб- гЕрбовый,

девять- дЕвятеро,

десять- дЕсятеро,

плесень- плЕсневеть,

бочка- бОчковый.

6. НАискось, никчЁмный,

заговорЁнный, новорождЁнный,

обговорЁнный, новоиспечЁнный,

доведённый и привезЁнный.

одноимЁнный, осЁтр.


7. Купе (пэ) как кафе (фэ),

Купейный ( п мягкий ) как кафейный (ф мягкий).

8. Молоть- мОлотый.

прогнуть- прОгнутый,

сОгнутый, вОгнутый,

дОверху, Отроду,

дОсыта, зАсветло.

Для того чтобы легче запомнить правильное произношение слов, можно использовать звуковые ассоциации. Надо к «коварному » слову подобрать

созвучное слово, в котором «проблемный» звук слышался бы отчетливо. Эти пары слов также проговариваются вслух в качестве орфоэпической (акцентологической) разминки.


1. У Иры – крапИва.

2. У Фёклы – свЁкла.

3. Лика- малая толИка.

4. Ия – санитарИя.

5. Гена – гЕнезис.

6. Чук купил каучУк.

7. Где ель- там щавЕль.

8. Остынь –нет простЫнь.

9. Рота прошла через ворОта.

10. МЕльком взглянешь- на мель сядешь.

11. Рынок оптОвый, фруктовый.

12. Съев тОрты, не влез в шорты.

13. Его то целУю, то баУую .

Не надо целовАть,

не надо баловАть.

14. Кричат «Ура!»

профессорА и докторА,

директорА и поварА,

увидев церковные куполА.

15. Грибы –зелЁнки рассказывали побасЁнки. (побасёнки- короткий, занимательный рассказ, анекдот, а также вообще выдумка, сказка)

16. Петя уверял, что пЕтлю завязал.

17. Ядра как Ядрица. Как вам это нравится?! (Ядрица- крупа из нераздробленных зерен гречихи)

18. У ушка – ракУшка.

19.Молчишь и не звонИшь.

Простит и позвонИт.

20. Будешь с нами –

будешь с деньгАми.

А если «Ах!» -

Забудь о деньгАх.


21. Я кремЕнь, несмотря на твой ремЕнь.

22. ВорожеЯ и простынЯ – ударение на Я.

23. Они исконИ (издавна, с незапамятных времён)

мастерскИ вязали платки.

24. Нельзя кричАть, бряцАть, озорничАть.

Можно принУдить, пристрУнить.

25. Поэт Минский знал финский и украИнский.

26. Как он смог проверить каталОг ?

27. Не юли, а закрой жалюзИ.

28. Наш Ник - баловнИк.

В городе Ницца наша баловнИца.

29. Сэр, вам надо в диспансЕр (сэ).

30. ШлифОвщик и танцОвщик.

31. Маляр и столЯр .

32. Христопродавец и книгопродавец .

33.«Где ноты?» - спросили сирОты.

34. Вор заключил договОр.

35. Новый хит облегчИт все его страдания.

36. ТабУ на рагу.(табу-запрет)

37. АфЕра не его сфера.

38. ХозЯева из ГулЯева.

39. Не мог написать некролОг.

40. Суровый край. КедрОвый рай.

40. Здесь каждая буква на месте стоит,

И называется всё алфавИт.

41. Его опЕка с начала века.

42. Голь пьет алкогОль.

43. Парень он видный,

жених завИдный.

44. Кис-кис пиши через дефИс.

45. Рог –творОг.

46. Наложить епитимьЮ

на всю семью. (епитимьЯ – у верующих: церковное наказание: посты, молитвы и т.п.)


Если такую работу проводить из урока в урок, постоянно добавляя новые слова, то наши ученики будут в совершенстве владеть нормами русского литературного языка.


6