Реферат: Методические рекомендации по изучению курса «поиск информации в сети интернет для использования в процессе обучения» Саратов - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические рекомендации по изучению курса «поиск информации в сети интернет для использования в процессе обучения» Саратов

Остальные рефераты » Методические рекомендации по изучению курса «поиск информации в сети интернет для использования в процессе обучения» Саратов

Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный социально-экономический университет

Информационно-образовательный центр

«Виртуальный филиал Русского музея»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»


Саратов,

2007

Составители:

канд. физ.-мат. наук, доцент Наталия Сергеевна Вагарина


Методические рекомендации по изучению курса «Поиск информации в сети Интернет для использования в процессе обучения». Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея». Саратов, 2007 - _7_ с.


© Саратовский государственный социально-экономический университет, 2007


© Информационно образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея», 2007


Рабочая программа курса

Название курса


Поиск в Интернет для использования в процессе обучения.

Данный курс предполагает знание основ работы в Microsoft Office и Интернет.

Курс «Основы поиска в Интернет»


Автор курса


Вагарина Наталия Сергеевна, доцент кафедры теоретических основ информатики и информационных технологий.

Цели курса

Курс является частью лекционных курсов и соответствует государственному образовательному стандарту по дисциплинам «Информатика» и «Информатика и математика», читаемым на различных специальностях Саратовского государственного социально-экономического университета.

Особенность курса заключается в том, что его можно использовать как информационную и иллюстративную поддержку традиционного учебного процесса и как самостоятельный дистанционный коммерческий курс.


Успешное изучение учебного материала позволит:

находить в Интернет ответы на поставленные вопросы за возможно короткое время;

уметь использовать язык запросов поисковой машины Yandex;

уметь работать в различных поисковых системах и использовать их языки запросов;

сохранять информацию из Интернет для ее дальнейшего использования;


Иметь представление:

о видах поисковых систем и их различии;

о принципах работы поисковых указателей;

о видах поиска (простой, расширенный, специальный) и их возможностях;

о различных способах сохранения информации;


Владеть ключевыми понятиями:

поисковые каталоги, рейтиновые системы, поисковые указатели, ключевые слова, стоп-слова, краулеры (черви), простой поиск, расширенный поиск, специальный поиск, язык запросов и другие

Содержание курса

п/п

Наименование разделов,

дисциплин и тем



1.

Введение


2

Общее представление о поисковых службах


3

Виды поисковых служб


3.1

Поисковые каталоги


3.2

Рейтинговые системы


3.3

Поисковые указатели


3.4.

Сравнение поисковых служб


4

Основы работы в поисковых указателях


4.1

Приемы простого поиска


4.2

Приемы расширенного поиска


4.3

Средства специального поиска


5

Сохранение полученной информации


5.1

Сохранение страниц


5.2

Сохранение отдельных объектов и фрагментов web-страниц


6

Образовательные ресурсы Интернет



Практические задания

В рамках данного курса предполагается выполнение четырех видов индивидуальных заданий.

Первое предполагает поиск ответов на пять коротких вопросов.

В рамках второго задания необходимо с помощью Интернет, не используя банки рефератов, написать реферат на заданную тему.

В третьем задании учащемуся предлагается текст, содержащий пробелы. Необходимо, используя поисковые системы, заполнить эти пробелы («разгадать» текст).

При выполнении четвертого задания необходимо найти 5 образовательных ресурсов по заданной теме.


Итоговый контроль

В качестве итогового контроля по изучаемому курсу проводится тестирование.

Рекомендации по изучению курса

Курс имеет строго практическую направленность. При изучении учебного материала особенное внимание следует обратить на практические приемы поиска, изучаемые в рамках данного курса. Необходимо внимательно ознакомиться с примерами, приведенными в тексте учебного пособия. Желательно самостоятельно реализовать их в различных поисковых системах, сравнивая результаты поиска по различным параметрам (например, по времени, по количеству найденных ссылок и т.п.).


Изучение теоретического материала

При изучении блока "Виды поисковых служб" необходимо проанализировать разницу между поисковыми каталогами и поисковыми указателями. Для этого желательно найти ответ на одинаковый вопрос через каталог и при помощи запроса по ключевым словам.

Изучение блока "Основы работы поисковых указателей" необходимо дополнить самостоятельным изучением средств специального поиска поисковой системы Yandex (yandex/ya_detail.html#P5), средств расширенного поиска (yandex/info/search4.html), поиска по картинками (yandex/info/pix.html) и ознакомиться с аналогичными возможностями поисковой системы Google (www.google).

При изучении блока «Сохранение найденной информации» обратите внимание на различия между разными типами сохранения информации. Сохраните любую, найденную Вами страницу, всеми возможными способами и проанализируйте разницу.


Выполнение индивидуальных заданий

В рамках данного курса предполагается выполнение трех видов индивидуальных заданий.


Первое индивидуальное задание предполагает поиск ответов на пять коротких вопросов. Ответы на вопросы можно искать при помощи любой поисковой системы. Необходимо в запросы к поисковым системам вместе с ключевыми словами включать логические операторы, описанные в разделе «Основы работы в поисковых указателях» учебного пособия. Ответ оформить в виде таблицы содержащей графы "Вопрос", "Ответ", "URL". В последней графе указывается адрес страницы, на которой был найден ответ.


В рамках второго задания необходимо с помощью Интернет, не используя банки рефератов, написать реферат на заданную тему. Для этого необходимо найди информацию на тему, предложенную преподавателем, на 3-4 сайтах. Фрагменты найденного материала (тексты и картинки) скопировать в текстовый редактор Microsoft Word. Сформировать из найденного материала реферат по стандартным правилам (содержание, вступление, основная часть, заключение, литература) и отформатировать полученный текст. В список литературы включить адреса сайтов, с которых была взята информация. При поиске и сохранении информации руководствоваться разделами «Основы работы в поисковых указателях» и «Сохранение найденной информации» учебного пособия.


В третьем задании предлагается «текст-загадка». В тексте отсутствуют некоторые имена собственные, даты и т.п. Необходимо, используя поисковые системы, заполнить эти пробелы («разгадать» текст). Для этого нужно внимательно прочитать предложенный текст, постараться понять, о чем идет речь и сформировать соответствующие запросы к поисковой системе. Необходимо постепенно заполнить текст в текстовом редакторе Microsoft Word.


При выполнении четвертого задания необходимо найти 5 образовательных ресурсов по заданной теме. Вид ресурса тоже может быть различным – сайт, текстовый файл, или презентация. Оформить результаты работы нужно в виде таблицы, содержащей следующие графы:

поисковая система, с помощью которой ресурс найден

адрес ресурса

название ресурса

запрос к поисковой системе, с помощью которого вы нашли ресурс

тип запроса

целевая аудитория (то есть для обучения каких групп учащихся можно использовать найденный ресурс)


Литература

Гусев В.С. Поиск в Интернет. Самоучитель:-М.:"Вильямс", 2004.

Крупник А.Поиск в Интернете. Самоучитель (второе издание):- Питер, 2002.

Гультяев А.Самое главное о ...Поиск в Интернет:- Питер, 2004

Советы по поиску в Интернет:- medlan.samara/info/search.html

Советы по поиску в Интернет:-poiskinfo/stat/st103.php

Помощь поисковой системы Yandex:- yandex/info/

Помощь поисковой системы Google: google/support/?hl=ru