Федеральное агентство по образованию
Саратовский государственный социально-экономический университет
Информационно-образовательный центр
«Виртуальный филиал Русского музея»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»
Саратов,
2007
Составители:
канд. физ.-мат. наук, доцент Наталия Сергеевна Вагарина
Методические рекомендации по изучению курса «Поиск информации в сети Интернет для использования в процессе обучения». Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея». Саратов, 2007 - _7_ с.
© Саратовский государственный социально-экономический университет, 2007
© Информационно образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея», 2007
Рабочая программа курса
Название курса
Поиск в Интернет для использования в процессе обучения.
Данный курс предполагает знание основ работы в Microsoft Office и Интернет.
Курс «Основы поиска в Интернет»
Автор курса
Вагарина Наталия Сергеевна, доцент кафедры теоретических основ информатики и информационных технологий.
Цели курсаКурс является частью лекционных курсов и соответствует государственному образовательному стандарту по дисциплинам «Информатика» и «Информатика и математика», читаемым на различных специальностях Саратовского государственного социально-экономического университета.
Особенность курса заключается в том, что его можно использовать как информационную и иллюстративную поддержку традиционного учебного процесса и как самостоятельный дистанционный коммерческий курс.
Успешное изучение учебного материала позволит:
находить в Интернет ответы на поставленные вопросы за возможно короткое время;
уметь использовать язык запросов поисковой машины Yandex;
уметь работать в различных поисковых системах и использовать их языки запросов;
сохранять информацию из Интернет для ее дальнейшего использования;
Иметь представление:
о видах поисковых систем и их различии;
о принципах работы поисковых указателей;
о видах поиска (простой, расширенный, специальный) и их возможностях;
о различных способах сохранения информации;
Владеть ключевыми понятиями:
поисковые каталоги, рейтиновые системы, поисковые указатели, ключевые слова, стоп-слова, краулеры (черви), простой поиск, расширенный поиск, специальный поиск, язык запросов и другие
Содержание курса № п/п | Наименование разделов, дисциплин и тем |
1. | Введение |
2 | Общее представление о поисковых службах |
3 | Виды поисковых служб |
3.1 | Поисковые каталоги |
3.2 | Рейтинговые системы |
3.3 | Поисковые указатели |
3.4. | Сравнение поисковых служб |
4 | Основы работы в поисковых указателях |
4.1 | Приемы простого поиска |
4.2 | Приемы расширенного поиска |
4.3 | Средства специального поиска |
5 | Сохранение полученной информации |
5.1 | Сохранение страниц |
5.2 | Сохранение отдельных объектов и фрагментов web-страниц |
6 | Образовательные ресурсы Интернет |
Практические задания
В рамках данного курса предполагается выполнение четырех видов индивидуальных заданий.
Первое предполагает поиск ответов на пять коротких вопросов.
В рамках второго задания необходимо с помощью Интернет, не используя банки рефератов, написать реферат на заданную тему.
В третьем задании учащемуся предлагается текст, содержащий пробелы. Необходимо, используя поисковые системы, заполнить эти пробелы («разгадать» текст).
При выполнении четвертого задания необходимо найти 5 образовательных ресурсов по заданной теме.
Итоговый контроль
В качестве итогового контроля по изучаемому курсу проводится тестирование.
Рекомендации по изучению курсаКурс имеет строго практическую направленность. При изучении учебного материала особенное внимание следует обратить на практические приемы поиска, изучаемые в рамках данного курса. Необходимо внимательно ознакомиться с примерами, приведенными в тексте учебного пособия. Желательно самостоятельно реализовать их в различных поисковых системах, сравнивая результаты поиска по различным параметрам (например, по времени, по количеству найденных ссылок и т.п.).
Изучение теоретического материала
При изучении блока "Виды поисковых служб" необходимо проанализировать разницу между поисковыми каталогами и поисковыми указателями. Для этого желательно найти ответ на одинаковый вопрос через каталог и при помощи запроса по ключевым словам.
Изучение блока "Основы работы поисковых указателей" необходимо дополнить самостоятельным изучением средств специального поиска поисковой системы Yandex (yandex/ya_detail.html#P5), средств расширенного поиска (yandex/info/search4.html), поиска по картинками (yandex/info/pix.html) и ознакомиться с аналогичными возможностями поисковой системы Google (www.google).
При изучении блока «Сохранение найденной информации» обратите внимание на различия между разными типами сохранения информации. Сохраните любую, найденную Вами страницу, всеми возможными способами и проанализируйте разницу.
Выполнение индивидуальных заданий
В рамках данного курса предполагается выполнение трех видов индивидуальных заданий.
Первое индивидуальное задание предполагает поиск ответов на пять коротких вопросов. Ответы на вопросы можно искать при помощи любой поисковой системы. Необходимо в запросы к поисковым системам вместе с ключевыми словами включать логические операторы, описанные в разделе «Основы работы в поисковых указателях» учебного пособия. Ответ оформить в виде таблицы содержащей графы "Вопрос", "Ответ", "URL". В последней графе указывается адрес страницы, на которой был найден ответ.
В рамках второго задания необходимо с помощью Интернет, не используя банки рефератов, написать реферат на заданную тему. Для этого необходимо найди информацию на тему, предложенную преподавателем, на 3-4 сайтах. Фрагменты найденного материала (тексты и картинки) скопировать в текстовый редактор Microsoft Word. Сформировать из найденного материала реферат по стандартным правилам (содержание, вступление, основная часть, заключение, литература) и отформатировать полученный текст. В список литературы включить адреса сайтов, с которых была взята информация. При поиске и сохранении информации руководствоваться разделами «Основы работы в поисковых указателях» и «Сохранение найденной информации» учебного пособия.
В третьем задании предлагается «текст-загадка». В тексте отсутствуют некоторые имена собственные, даты и т.п. Необходимо, используя поисковые системы, заполнить эти пробелы («разгадать» текст). Для этого нужно внимательно прочитать предложенный текст, постараться понять, о чем идет речь и сформировать соответствующие запросы к поисковой системе. Необходимо постепенно заполнить текст в текстовом редакторе Microsoft Word.
При выполнении четвертого задания необходимо найти 5 образовательных ресурсов по заданной теме. Вид ресурса тоже может быть различным – сайт, текстовый файл, или презентация. Оформить результаты работы нужно в виде таблицы, содержащей следующие графы:
поисковая система, с помощью которой ресурс найден
адрес ресурса
название ресурса
запрос к поисковой системе, с помощью которого вы нашли ресурс
тип запроса
целевая аудитория (то есть для обучения каких групп учащихся можно использовать найденный ресурс)
Литература
Гусев В.С. Поиск в Интернет. Самоучитель:-М.:"Вильямс", 2004.
Крупник А.Поиск в Интернете. Самоучитель (второе издание):- Питер, 2002.
Гультяев А.Самое главное о ...Поиск в Интернет:- Питер, 2004
Советы по поиску в Интернет:- medlan.samara/info/search.html
Советы по поиску в Интернет:-poiskinfo/stat/st103.php
Помощь поисковой системы Yandex:- yandex/info/
Помощь поисковой системы Google: google/support/?hl=ru