3. Раздел ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
К разделу 1. Греческая литература. Мифология
Тема № 1Греческая мифология
Форма проведения: защита схемы богов
Цель занятия:
Знание греческих богов, их происхождения, знание олимпийских богов, атрибуты греческих богов
Основные вопросы к теме:
Выучить категории мифов и составить схему, подготовить защитное слово
Определить генеалогию мифологических богов (генеалогическое древо).
Подготовить пересказ 2-х мифов (по выбору)
Методические рекомендации:
Для выполнения 1 задания необходимо ознакомиться с материалом словарной статьи: «Категории мифов» в книге Мифология. Большой энциклопедический словарь / Главный редактор Е.М. Мелетинский. –М.; Большая Российская энциклопедия, 1998.- С. 654-656; форма схемы на усмотрение студента; для выполнения 2 задания необходимо проработать весь имеющийся по этой теме материал (список источников прилагается); форма построения генеалогического древа мифологических богов любая, главное чтобы были учтены все обитатели Олимпа.
Литература:
Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.
Боннар А. Греческая цивилизация. т. 1. М., 1992.
Кун А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1988.
Радциг С. История древнегреческой литературы.- М., 1969, 1988
Тронский И. История античной литературы.- М., 1957, 1983, 1986.
Шталь И. Гомеровский эпос. –М., 1990.
Мифологический словарь. – М., 1990.
Мифы народов мира.- Т. 1-2.- М.- 1980-1982.
Тахо – Годи А. Греческая мифология. – М., 1988.
Мифология. Большой энциклопедический словарь / Главный редактор Е.М. Мелетинский. –М.; Большая Российская энциклопедия, 1998.
Парандовский Ян. Эрос на Олимпе. – М., 1991.
Рабинович Н. Мифологический словарь. – М., 1985.
Тема № 2«Илиада» ГомераФорма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
Знать сюжетную линию «Илиады», исторические причины Троянской войны, мифологическую основу эпоса
Основные вопросы к теме:
1. Мифологическое объяснение причин Троянской войны (1194-1184 г. до н.э.).
2. Характеристика эпоса (структура и эпические герои). Песни I, II, III, XI, XVI, XIV, XVIII, XX.
Определите тематико-композиционную структуру эпоса.
Назовите главный конфликт поэмы, который служит композиционным стержнем произведения.
Значение двуплановости повествования.
Образы эпических героев и способы их обрисовки (Ахилл, Агамемнон, Одиссей, Гектор, Парис и др.).
Образы мифологических богов (Арей, Афина и др.).
Особенности эпического стиля «Илиады» (стихотворный размер, язык, стилевые особенности, мифологические элементы и пр.).
Эпический мир «Илиады» (т.е. действительность и мифология).
Методические рекомендации:
Подготовка к каждому практическому занятию предполагает изучение теоретического материала по всем вопросам, указанным в плане, прочтение полного варианта художественного произведения, а не в сокращении. Приветствуется составление схем, таблиц, что способствует систематизации усвоения материала. Участие в работе семинара – ответы на поставленные вопросы, дополнения к ответам других студентов. Ответ должен быть информативно полным, логически выстроенным, не содержать орфоэпических ошибок, использование конспекта допускается, а полное его прочтение не приветствуется.
Литература:
Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.
Боннар А. Греческая цивилизация. т. 1. М., 1992.
Кун А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1988.
Радциг С. История древнегреческой литературы.- М., 1969, 1988
Тронский И. История античной литературы.- М., 1957, 1983, 1986.
Шталь И. Гомеровский эпос. –М., 1990.
Мифологический словарь. – М., 1990.
Герои Эллады. – Алматы, 1991.
Лосев А. Гомер. – М., 1961.
Ярхо В. «Илиада» Гомера: фольклорная традиция и индивидуальное мастерство. – М., 1978.
Тема № 3Древнегреческая лирика 6-7- вв до н.э
Форма проведения: поэтический час
Цель занятия:
Знание особенностей мелической поэзии, поэтов, жанровых особенностей лирики
Основные вопросы к теме:
1. Монодическая мелика VII-VI вв до н.э.; жанры; ее представители (Мимнерм, Сафо, Анакреонт и др.).
2. Хоровая мелика классического периода; жанры; ее представители (Пиндар, Алкман, Симонид Кеосский и др.).
Методические рекомендации:
Выучить стихотворения античных поэтов 6-7- вв до н.э., подготовить сообщение о поэте.
Литература:
Поэзия народов мира.- М., 1986. (библиотека мировой литературы для детей)
Эллинские поэты. БАЛ. – М., 1964.
Античная лирика. БВЛ. т. 4. – М., 1968.
Тема № 4. Греческое искусство классического периода (VII-V века до н.э.)
Форма проведения: защита реферата
Цель занятия:
Знание особенности греческой культуры, основные виды греческого искусства
Основные вопросы к теме:
Темы рефератов:
Архитектура Древней Греции.
Ваяние.
Вазопись.
Жанры литературы.
Театр, театральное искусство.
Мифология периода классики.
Методические рекомендации:
Написание и подготовка к защите реферата
Литература:
Дмитриева Н. А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1988.
Словарь античности. – М., 1989.
Полевой М. Искусство Греции. т.т. 1-2. – М., 1984.
Памятники мирового искусства. «Искусство Эгейского мира и Древней Греции». – М., 1970.
К разделу 2. Греческая литература. Древнегреческий театр
Тема № 5. Аристотель о трагедии («Поэтика» Аристотеля)
Форма проведения: беседа по конспекту
Цель занятия:
Знание основных положений «Поэтика» Аристотеля
Основные вопросы к теме:
Определение трагедии как жанра.
Основные компоненты трагедии (фабула, и т.д.).
Основные части (т.е. структура) трагедии (пролог и т.д.).
Характеры в трагедии.
Язык трагедии.
Перипетия.
Катарсис.
Методические рекомендации:
Законспектировать работу Аристотеля, подготовить изложение основных положений работы. Изучить работу Аристотеля «Поэтика» (полный вариант, а не из учебников или хрестоматии) и словарные статьи в справочной литературе, где дается современная трактовка указанных понятий
Литература:
Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.
Аристотель. Поэтика. Соб. Соч. т. 4. – М., 1984.
Мифология. Большой энциклопедический словарь / Главный редактор Е.М. Мелетинский. –М.; Большая Российская энциклопедия, 1998.
Тахо – Годи А. Греческая мифология. – М., 1988.
Хрестоматия по античной литературе. Греция. / сост. Тимофеева, Дератани. –М., 1965.
Тема № 6 . Древнегреческий театр. трагедии эсхила
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
Анализ трагедии Эсхила, сопоставление трагедии с Эсхила с мифом о Прометее
Основные вопросы к теме:
Периодизация сохранившихся драм Эсхила.
Нововведения и эволюция творчества Эсхила.
Проблематика и драматическая структура ранних из дошедших до нас трагедий.
Трагический конфликт, его носители и разрешение.
Методические рекомендации:
Прочитать трагедию. Дать определения понятий (трагедия как жанр, основные компоненты трагедии (фабула, и т.д.), основные части (т.е. структура) трагедии (пролог и т.д.), характеры, язык, перипетия, катарсис), используемых в современном литературоведении.
Прочитав миф о Прометее и трагедию Эсхила «Прометей прикованный», отметить черты сходства и отличия, т.е., с одной стороны, в чем Эсхил продолжает традицию мифа, а, с другой, какие новшества вносит в его классическую трактовку. Выделенные черты занести в таблицу (форма любая).
Литература:
Тахо – Годи А. Греческая мифология. – М., 1988.
Мифология. Большой энциклопедический словарь / Главный редактор Е.М. Мелетинский. –М.; Большая Российская энциклопедия, 1998.
Эсхил. Трагедии. – М., 1989.
Рабинович Н. Мифологический словарь. – М., 1985.
Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Античность. Средние века. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1988
Классическая басня. – М., 1984.
Федоров Н. Греческая трагедия. – М., 1962.
Тема № 7 . Трагедия Софокла «Царь Эдип»
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
Анализ трагедии Софокла, сопоставление трагедии с Софокла с мифом о царе Эдипе, выявление особенностей трагедий поэта, изображавшего человека таким, «каким он должен быть»
Основные вопросы к теме:
Мифологическая основа трагедии «Царь Эдип».
Общий характер трагедии.
а) фабула трагедии;
б) конфликт (т.е. основной вопрос трагедии);
в) художественные особенности трагедии;
г) вопрос о Судьбе и личности у Софокла;
д) роль страдания в трагедии;
е) новаторство Софокла драматурга (3 единства; эписодии; характеры).
Методические рекомендации:
прочитать трагедию;
Литература:
Ярхо В. Трагический театр Софокла. В книге: Софокл. Драмы. – М., 1990.
Федоров Н. Греческая трагедия. –М., 1962.
Софокл. Драмы. – М., 1990.
Софокл. Трагедии. БАЛ.– М., 1988, 1976.
Рабинович Н. Мифологический словарь. – М., 1985.
Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Античность. Средние века. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1988
Тема № 8. Трагедия Еврипида «Медея»
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
Анализ трагедии Еврипида, выявление особенностей трагедий поэта, изображавшего человека таким, «каким он есть на самом деле»
Основные вопросы к теме:
Мифологическая основа драмы; миф о Медее;
Особенности развития действия (интенсивность);
«Внешний» и «внутренний» конфликты и их решение;
Темы трагедии – страсти человеческие;
Идея драмы – пагубность страстей;
Психологизм характеров;
Язык и стиль трагедии;
Структура трагедии и ее поэтика;
Методические рекомендации:
Прочитать перечисленные трагедии Софокла и Ерипида (только не в сокращении) и сопоставить женские образы, раскрытые в этих произведениях, по следующему плану:
Портретная характеристика
Динамический и статический портрет
Портретные детали и подробности
Жесты, мимика, манеры
Цветовая палитра
Признаки телесности (анатомия, физиология, нагота)
Костюм
Имя собственное, формы обращения
Эмоциональный портрет
Диапазон чувств
Экстраординарные способности
Эстетические характеристики образа
Социальные роли и маски персонажа
Характер
Соотнесенность внешнего и внутреннего, конкретно-исторического и вечного
Литература:
Софокл. Драмы. – М., 1990.
Софокл. Трагедии. БАЛ.– М., 1988, 1976.
Еврипид. Трагедии. БАЛ.- т.т.1-2. – М., 1963.
Еврипид. Трагедии.- т.т.1-2. – М., 1983, 1980.
Хрестоматия по античной литературе. Греция. / сост. Тимофеева, Дератани. –М., 1965.
Мифы народов мира.- Т. 1-2.- М.- 1980-1982.
Тахо – Годи А. Греческая мифология. – М., 1988.
Гончарова Т. Еврипид. ЖЗЛ. – М., 1984.
Федоров Н. Греческая трагедия. –М., 1962.
Тема № 9. Комедия Аристофана «Лягушки»
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
Выявление особенности комедий Аристофана, характеристика комических образов
Основные вопросы к теме:
Происхождение древнегреческой комедии. Структура комедии.
Комедия Аристофана «Лягушки»:
а) тема;
б) персонаж-типы;
в) своеобразие сюжета;
г) сатирическая направленность;
д) язык комедии;
е) идейная острота комедии;
Художественные особенности комедии Аристофана.
Методические рекомендации
Соотнесенность и взаимосвязи образов-персонажей с другими образами
Литература:
Аристофан. Комедии. – М., т.т. 1-2. 1983.
Аристофан. Комедии. – БАЛ, т.т. 1-2. М 1974.
Ярхо В. Н. Аристофан.- М., 1954.
Ярхо В. У истоков Европейской комедии. – М., 1979.
Головня В. Аристофан. – М., 1955.
Гусейнов Г. Аристофан. – М., 1983.
Дмитриева Н. А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988.
К разделу 3. Греческая литература.
Эллинистический период (III – I века до н.э.)
Тема № 10. Комедия Менандра «Третейский суд»
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
Выявление специфических черт новоаттической комедии
Основные вопросы к теме:
- подготовить ответы на вопросы
Менандр – основные этапы творчества
Судьба наследия и новые находки.
Тематика и структура комедий
Типические сюжеты
Маски и характеры.
Анализ комедии «Третейский суд» Менандра.
Методические рекомендации:
прочитать комедию;
Литература:
Менандр. Комедии. – М., 1982.
Ярхо В. У истоков Европейской комедии. – М., 1979.
Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Античность. Средние века. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1988
Ярхо В. Менандр – поэт. – М., 1982.
Дмитриева Н. А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988.
Тема № 11. эллинистическая поэзия
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
Знание особенностей александрийской поэзии, поэтов, жанровых особенностей лирики
Основные вопросы к теме:
Александрийская поэзия эпохи эллинизма; жанры и ее представители (Каллимах, Феокрит и др.).
Поэма «Аргонавтика» Аполлония Родосского как образец эпической поэзии эпохи эллинизма.
Методические рекомендации:
Выучить стихотворения (отрывок) античных поэтов, подготовить сообщение о поэте.
Литература:
Эллинские поэты. БАЛ. – М., 1964.
Античная лирика. БВЛ. т. 4. – М., 1968.
Поэзия народов мира.- М., 1986. (библиотека мировой литературы для детей)
Александрийская поэзия. – БАЛ.- 1972.
Куманецкий К. Культура древней Греции и Рима. – М., 1990.
К разделу 4. Римская литература
Тема № 12. Римская комедия. Паллиата. Плавт «Клад»
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
Выявление специфических черт паллиаты, традиции новоаттической комедии
Основные вопросы к теме:
Плавт: наследие и традиции текста;
Обращение к новоаттической комедии при сохранении основ итальянской фольклорной игры, элементы сатурналий (перевернутость отношений);
Условность греческого колорита и отношение к современной римской действительности.
Особенности композиции, балаган и буффонада.
Особенности языка и художественной манеры Плавта.
Анализ комедии Т. Плавта «Клад» (или «Привидение» и т. д.).
Методические рекомендации:
прочитать комедию;
Литература:
Ошеров С. Комический театр Плавта. – М., 1967.
Ярхо В. У истоков Европейской комедии. – М., 1979.
Плавт. Комедии. т.т. 1-2. – М., 1987.
Античная драма. БВЛ. т. 5. 1987.
Дмитриева Н. А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988.
Плавт. Теренций. Комедии.- М., 1969
Тема № 13. Творчество Овидия
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
выявление специфических черт поэзии Овидия
Основные вопросы к теме:
- Овидий: автобиографическая тема и основные периоды творчества; объединение идейного содержания и мастерство формы.
Риторика и литературная традиция у Овидия.
Любовные стихотворения Овидия, их пестрая тематика, художественная манера. Псевдодидактические поэмы о любви.
Мифологические поэмы («Метаморфозы», «Фасты»); искусство повествования, рассказчики и его герои, современная римская действительность.
Овидий в изгнании. «Скорбные элегии» и «Письма с Понта».
Литературная судьба Овидия. Пушкин и Овидий.
Методические рекомендации:
прочитать фрагменты;
подготовить ответы на вопросы занятия
Литература:
Овидий. Любовные элегии. – М., 1983.
Овидий. Метаморфозы. БАЛ. – М., 1977.
Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.
Тронский И. История античной литературы.- М., 1957, 1983, 1986.
История всемирной литературы.- т. 1.- М., 1984.
Тема № 14. Творчество Горация
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
Характеристика основных жанров в творчестве Горация
Основные вопросы к теме:
Гораций: жизнь и основные этапы творчества.
Эволюция мировоззрений от республиканизма до примирения с империей.
Философские взгляды Горация.
«Эподы»: традиции жанра.
«Сатиры»: особенности содержания, художественного метода и стиля.
«Оды»: хронология книг, связь с греческой лирикой, структура и метрическое своеобразие;
Тематика (политика, увещевания и назидания, философия, дружба, застолье, любовь).
Образ поэта и героинь.
Гораций-теоретик и критик литературы.
Поэт и поэзия.
«Послания» Горация.
«Наука поэзии» и «Поэтика» Аристотеля.
Литературная судьба Горация. Гораций в России.
Методические рекомендации:
прочитать фрагменты;
подготовить ответы на вопросы занятия
Литература
Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Сочинения. – М., 1970.
Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.
Тронский И. История античной литературы. -М ., 1986, 1983, 1957.
Тема № 15. Творчество Апулея
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
выявление специфических черт романа Апулея «Золотой осел, или Метаморфозы»
Основные вопросы к теме:
Апулей – философ и софист.
«Золотой осел, или Метаморфозы»: основной сюжет романа
язык и стиль
вставные новеллы и сказка;
отношение к фольклору и греческим образцам;
идейно-философская концепция романа и религиозно-мистические воззрения Апулея.
Апулей в литературе нового времени.
Методические рекомендации:
прочитать фрагменты;
подготовить ответы на вопросы занятия
Литература:
Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.
Тронский И. История античной литературы. -М ., 1986, 1983, 1957.
БВЛ серия 1. –М., 1969. –т. 7 Петроний «Сатирикон».
БАЛ. –М., 1989. –Римская сатира. Петроний «Сатирикон».
БВЛ серия 1. –М., 1969. –т. 7 Апулей «Золотой осел».
БАЛ. –М., 1988. Апулей «Метаморфозы, Золотой осел».
Хрестоматия по античной литературе. Рим. / сост. Тимофеева, Дератани. –М., 1965.
Хрестоматия по античной литературе. Рим. / сост.Федоров, Мирошенкова. –М., 1981.
51