Реферат: «Категории мифов» - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

«Категории мифов»

Остальные рефераты » «Категории мифов»

3. Раздел ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


К разделу 1. Греческая литература. Мифология


Тема № 1Греческая мифология

Форма проведения: защита схемы богов


Цель занятия:

Знание греческих богов, их происхождения, знание олимпийских богов, атрибуты греческих богов


Основные вопросы к теме:

Выучить категории мифов и составить схему, подготовить защитное слово

Определить генеалогию мифологических богов (генеалогическое древо).

Подготовить пересказ 2-х мифов (по выбору)


Методические рекомендации:

Для выполнения 1 задания необходимо ознакомиться с материалом словарной статьи: «Категории мифов» в книге Мифология. Большой энциклопедический словарь / Главный редактор Е.М. Мелетинский. –М.; Большая Российская энциклопедия, 1998.- С. 654-656; форма схемы на усмотрение студента; для выполнения 2 задания необходимо проработать весь имеющийся по этой теме материал (список источников прилагается); форма построения генеалогического древа мифологических богов любая, главное чтобы были учтены все обитатели Олимпа.


Литература:

Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.

Боннар А. Греческая цивилизация. т. 1. М., 1992.

Кун А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1988.

Радциг С. История древнегреческой литературы.- М., 1969, 1988

Тронский И. История античной литературы.- М., 1957, 1983, 1986.

Шталь И. Гомеровский эпос. –М., 1990.

Мифологический словарь. – М., 1990.

Мифы народов мира.- Т. 1-2.- М.- 1980-1982.

Тахо – Годи А. Греческая мифология. – М., 1988.

Мифология. Большой энциклопедический словарь / Главный редактор Е.М. Мелетинский. –М.; Большая Российская энциклопедия, 1998.

Парандовский Ян. Эрос на Олимпе. – М., 1991.

Рабинович Н. Мифологический словарь. – М., 1985.

Тема № 2«Илиада» Гомера

Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

Знать сюжетную линию «Илиады», исторические причины Троянской войны, мифологическую основу эпоса


Основные вопросы к теме:

1. Мифологическое объяснение причин Троянской войны (1194-1184 г. до н.э.).

2. Характеристика эпоса (структура и эпические герои). Песни I, II, III, XI, XVI, XIV, XVIII, XX.

Определите тематико-композиционную структуру эпоса.

Назовите главный конфликт поэмы, который служит композиционным стержнем произведения.

Значение двуплановости повествования.

Образы эпических героев и способы их обрисовки (Ахилл, Агамемнон, Одиссей, Гектор, Парис и др.).

Образы мифологических богов (Арей, Афина и др.).

Особенности эпического стиля «Илиады» (стихотворный размер, язык, стилевые особенности, мифологические элементы и пр.).

Эпический мир «Илиады» (т.е. действительность и мифология).


Методические рекомендации:

Подготовка к каждому практическому занятию предполагает изучение теоретического материала по всем вопросам, указанным в плане, прочтение полного варианта художественного произведения, а не в сокращении. Приветствуется составление схем, таблиц, что способствует систематизации усвоения материала. Участие в работе семинара – ответы на поставленные вопросы, дополнения к ответам других студентов. Ответ должен быть информативно полным, логически выстроенным, не содержать орфоэпических ошибок, использование конспекта допускается, а полное его прочтение не приветствуется.


Литература:

Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.

Боннар А. Греческая цивилизация. т. 1. М., 1992.

Кун А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1988.

Радциг С. История древнегреческой литературы.- М., 1969, 1988

Тронский И. История античной литературы.- М., 1957, 1983, 1986.

Шталь И. Гомеровский эпос. –М., 1990.

Мифологический словарь. – М., 1990.

Герои Эллады. – Алматы, 1991.

Лосев А. Гомер. – М., 1961.

Ярхо В. «Илиада» Гомера: фольклорная традиция и индивидуальное мастерство. – М., 1978.


Тема № 3Древнегреческая лирика 6-7- вв до н.э

Форма проведения: поэтический час


Цель занятия:

Знание особенностей мелической поэзии, поэтов, жанровых особенностей лирики


Основные вопросы к теме:

1. Монодическая мелика VII-VI вв до н.э.; жанры; ее представители (Мимнерм, Сафо, Анакреонт и др.).

2. Хоровая мелика классического периода; жанры; ее представители (Пиндар, Алкман, Симонид Кеосский и др.).


Методические рекомендации:

Выучить стихотворения античных поэтов 6-7- вв до н.э., подготовить сообщение о поэте.


Литература:

Поэзия народов мира.- М., 1986. (библиотека мировой литературы для детей)

Эллинские поэты. БАЛ. – М., 1964.

Античная лирика. БВЛ. т. 4. – М., 1968.


Тема № 4. Греческое искусство классического периода (VII-V века до н.э.)

Форма проведения: защита реферата


Цель занятия:

Знание особенности греческой культуры, основные виды греческого искусства


Основные вопросы к теме:

Темы рефератов:

Архитектура Древней Греции.

Ваяние.

Вазопись.

Жанры литературы.

Театр, театральное искусство.

Мифология периода классики.


Методические рекомендации:

Написание и подготовка к защите реферата


Литература:

Дмитриева Н. А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1988.

Словарь античности. – М., 1989.

Полевой М. Искусство Греции. т.т. 1-2. – М., 1984.

Памятники мирового искусства. «Искусство Эгейского мира и Древней Греции». – М., 1970.


К разделу 2. Греческая литература. Древнегреческий театр


Тема № 5. Аристотель о трагедии («Поэтика» Аристотеля)

Форма проведения: беседа по конспекту


Цель занятия:

Знание основных положений «Поэтика» Аристотеля


Основные вопросы к теме:

Определение трагедии как жанра.

Основные компоненты трагедии (фабула, и т.д.).

Основные части (т.е. структура) трагедии (пролог и т.д.).

Характеры в трагедии.

Язык трагедии.

Перипетия.

Катарсис.


Методические рекомендации:

Законспектировать работу Аристотеля, подготовить изложение основных положений работы. Изучить работу Аристотеля «Поэтика» (полный вариант, а не из учебников или хрестоматии) и словарные статьи в справочной литературе, где дается современная трактовка указанных понятий


Литература:

Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.

Аристотель. Поэтика. Соб. Соч. т. 4. – М., 1984.

Мифология. Большой энциклопедический словарь / Главный редактор Е.М. Мелетинский. –М.; Большая Российская энциклопедия, 1998.

Тахо – Годи А. Греческая мифология. – М., 1988.

Хрестоматия по античной литературе. Греция. / сост. Тимофеева, Дератани. –М., 1965.


Тема № 6 . Древнегреческий театр. трагедии эсхила


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

Анализ трагедии Эсхила, сопоставление трагедии с Эсхила с мифом о Прометее


Основные вопросы к теме:

Периодизация сохранившихся драм Эсхила.

Нововведения и эволюция творчества Эсхила.

Проблематика и драматическая структура ранних из дошедших до нас трагедий.

Трагический конфликт, его носители и разрешение.


Методические рекомендации:

Прочитать трагедию. Дать определения понятий (трагедия как жанр, основные компоненты трагедии (фабула, и т.д.), основные части (т.е. структура) трагедии (пролог и т.д.), характеры, язык, перипетия, катарсис), используемых в современном литературоведении.

Прочитав миф о Прометее и трагедию Эсхила «Прометей прикованный», отметить черты сходства и отличия, т.е., с одной стороны, в чем Эсхил продолжает традицию мифа, а, с другой, какие новшества вносит в его классическую трактовку. Выделенные черты занести в таблицу (форма любая).


Литература:

Тахо – Годи А. Греческая мифология. – М., 1988.

Мифология. Большой энциклопедический словарь / Главный редактор Е.М. Мелетинский. –М.; Большая Российская энциклопедия, 1998.

Эсхил. Трагедии. – М., 1989.

Рабинович Н. Мифологический словарь. – М., 1985.

Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Античность. Средние века. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1988

Классическая басня. – М., 1984.

Федоров Н. Греческая трагедия. – М., 1962.


Тема № 7 . Трагедия Софокла «Царь Эдип»


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

Анализ трагедии Софокла, сопоставление трагедии с Софокла с мифом о царе Эдипе, выявление особенностей трагедий поэта, изображавшего человека таким, «каким он должен быть»


Основные вопросы к теме:

Мифологическая основа трагедии «Царь Эдип».

Общий характер трагедии.

а) фабула трагедии;

б) конфликт (т.е. основной вопрос трагедии);

в) художественные особенности трагедии;

г) вопрос о Судьбе и личности у Софокла;

д) роль страдания в трагедии;

е) новаторство Софокла драматурга (3 единства; эписодии; характеры).


Методические рекомендации:

прочитать трагедию;


Литература:

Ярхо В. Трагический театр Софокла. В книге: Софокл. Драмы. – М., 1990.

Федоров Н. Греческая трагедия. –М., 1962.

Софокл. Драмы. – М., 1990.

Софокл. Трагедии. БАЛ.– М., 1988, 1976.

Рабинович Н. Мифологический словарь. – М., 1985.

Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Античность. Средние века. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1988


Тема № 8. Трагедия Еврипида «Медея»


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

Анализ трагедии Еврипида, выявление особенностей трагедий поэта, изображавшего человека таким, «каким он есть на самом деле»


Основные вопросы к теме:

Мифологическая основа драмы; миф о Медее;

Особенности развития действия (интенсивность);

«Внешний» и «внутренний» конфликты и их решение;

Темы трагедии – страсти человеческие;

Идея драмы – пагубность страстей;

Психологизм характеров;

Язык и стиль трагедии;

Структура трагедии и ее поэтика;


Методические рекомендации:

Прочитать перечисленные трагедии Софокла и Ерипида (только не в сокращении) и сопоставить женские образы, раскрытые в этих произведениях, по следующему плану:

Портретная характеристика

Динамический и статический портрет

Портретные детали и подробности

Жесты, мимика, манеры

Цветовая палитра

Признаки телесности (анатомия, физиология, нагота)

Костюм

Имя собственное, формы обращения

Эмоциональный портрет

Диапазон чувств

Экстраординарные способности

Эстетические характеристики образа

Социальные роли и маски персонажа

Характер

Соотнесенность внешнего и внутреннего, конкретно-исторического и вечного


Литература:

Софокл. Драмы. – М., 1990.

Софокл. Трагедии. БАЛ.– М., 1988, 1976.

Еврипид. Трагедии. БАЛ.- т.т.1-2. – М., 1963.

Еврипид. Трагедии.- т.т.1-2. – М., 1983, 1980.

Хрестоматия по античной литературе. Греция. / сост. Тимофеева, Дератани. –М., 1965.

Мифы народов мира.- Т. 1-2.- М.- 1980-1982.

Тахо – Годи А. Греческая мифология. – М., 1988.

Гончарова Т. Еврипид. ЖЗЛ. – М., 1984.

Федоров Н. Греческая трагедия. –М., 1962.


Тема № 9. Комедия Аристофана «Лягушки»


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

Выявление особенности комедий Аристофана, характеристика комических образов


Основные вопросы к теме:


Происхождение древнегреческой комедии. Структура комедии.

Комедия Аристофана «Лягушки»:

а) тема;

б) персонаж-типы;

в) своеобразие сюжета;

г) сатирическая направленность;

д) язык комедии;

е) идейная острота комедии;

Художественные особенности комедии Аристофана.


Методические рекомендации

Соотнесенность и взаимосвязи образов-персонажей с другими образами


Литература:

Аристофан. Комедии. – М., т.т. 1-2. 1983.

Аристофан. Комедии. – БАЛ, т.т. 1-2. М 1974.

Ярхо В. Н. Аристофан.- М., 1954.

Ярхо В. У истоков Европейской комедии. – М., 1979.

Головня В. Аристофан. – М., 1955.

Гусейнов Г. Аристофан. – М., 1983.

Дмитриева Н. А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988.


К разделу 3. Греческая литература.

Эллинистический период (III – I века до н.э.)


Тема № 10. Комедия Менандра «Третейский суд»


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

Выявление специфических черт новоаттической комедии


Основные вопросы к теме:

- подготовить ответы на вопросы

Менандр – основные этапы творчества

Судьба наследия и новые находки.

Тематика и структура комедий

Типические сюжеты

Маски и характеры.

Анализ комедии «Третейский суд» Менандра.


Методические рекомендации:

прочитать комедию;


Литература:

Менандр. Комедии. – М., 1982.

Ярхо В. У истоков Европейской комедии. – М., 1979.

Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Античность. Средние века. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1988

Ярхо В. Менандр – поэт. – М., 1982.

Дмитриева Н. А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988.

Тема № 11. эллинистическая поэзия


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

Знание особенностей александрийской поэзии, поэтов, жанровых особенностей лирики


Основные вопросы к теме:

Александрийская поэзия эпохи эллинизма; жанры и ее представители (Каллимах, Феокрит и др.).

Поэма «Аргонавтика» Аполлония Родосского как образец эпической поэзии эпохи эллинизма.


Методические рекомендации:

Выучить стихотворения (отрывок) античных поэтов, подготовить сообщение о поэте.


Литература:

Эллинские поэты. БАЛ. – М., 1964.

Античная лирика. БВЛ. т. 4. – М., 1968.

Поэзия народов мира.- М., 1986. (библиотека мировой литературы для детей)

Александрийская поэзия. – БАЛ.- 1972.

Куманецкий К. Культура древней Греции и Рима. – М., 1990.


К разделу 4. Римская литература


Тема № 12. Римская комедия. Паллиата. Плавт «Клад»


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

Выявление специфических черт паллиаты, традиции новоаттической комедии


Основные вопросы к теме:

Плавт: наследие и традиции текста;

Обращение к новоаттической комедии при сохранении основ итальянской фольклорной игры, элементы сатурналий (перевернутость отношений);

Условность греческого колорита и отношение к современной римской действительности.

Особенности композиции, балаган и буффонада.

Особенности языка и художественной манеры Плавта.

Анализ комедии Т. Плавта «Клад» (или «Привидение» и т. д.).


Методические рекомендации:

прочитать комедию;


Литература:

Ошеров С. Комический театр Плавта. – М., 1967.

Ярхо В. У истоков Европейской комедии. – М., 1979.

Плавт. Комедии. т.т. 1-2. – М., 1987.

Античная драма. БВЛ. т. 5. 1987.

Дмитриева Н. А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988.

Плавт. Теренций. Комедии.- М., 1969


Тема № 13. Творчество Овидия


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

выявление специфических черт поэзии Овидия


Основные вопросы к теме:


- Овидий: автобиографическая тема и основные периоды творчества; объединение идейного содержания и мастерство формы.

Риторика и литературная традиция у Овидия.

Любовные стихотворения Овидия, их пестрая тематика, художественная манера. Псевдодидактические поэмы о любви.

Мифологические поэмы («Метаморфозы», «Фасты»); искусство повествования, рассказчики и его герои, современная римская действительность.

Овидий в изгнании. «Скорбные элегии» и «Письма с Понта».

Литературная судьба Овидия. Пушкин и Овидий.


Методические рекомендации:

прочитать фрагменты;

подготовить ответы на вопросы занятия


Литература:

Овидий. Любовные элегии. – М., 1983.

Овидий. Метаморфозы. БАЛ. – М., 1977.

Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.

Тронский И. История античной литературы.- М., 1957, 1983, 1986.

История всемирной литературы.- т. 1.- М., 1984.


Тема № 14. Творчество Горация


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

Характеристика основных жанров в творчестве Горация


Основные вопросы к теме:

Гораций: жизнь и основные этапы творчества.

Эволюция мировоззрений от республиканизма до примирения с империей.

Философские взгляды Горация.

«Эподы»: традиции жанра.

«Сатиры»: особенности содержания, художественного метода и стиля.

«Оды»: хронология книг, связь с греческой лирикой, структура и метрическое своеобразие;

Тематика (политика, увещевания и назидания, философия, дружба, застолье, любовь).

Образ поэта и героинь.

Гораций-теоретик и критик литературы.

Поэт и поэзия.

«Послания» Горация.

«Наука поэзии» и «Поэтика» Аристотеля.

Литературная судьба Горация. Гораций в России.


Методические рекомендации:

прочитать фрагменты;

подготовить ответы на вопросы занятия


Литература

Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Сочинения. – М., 1970.

Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.

Тронский И. История античной литературы. -М ., 1986, 1983, 1957.


Тема № 15. Творчество Апулея


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

выявление специфических черт романа Апулея «Золотой осел, или Метаморфозы»


Основные вопросы к теме:

Апулей – философ и софист.

«Золотой осел, или Метаморфозы»: основной сюжет романа

язык и стиль

вставные новеллы и сказка;

отношение к фольклору и греческим образцам;

идейно-философская концепция романа и религиозно-мистические воззрения Апулея.

Апулей в литературе нового времени.


Методические рекомендации:

прочитать фрагменты;

подготовить ответы на вопросы занятия


Литература:

Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.

Тронский И. История античной литературы. -М ., 1986, 1983, 1957.

БВЛ серия 1. –М., 1969. –т. 7 Петроний «Сатирикон».

БАЛ. –М., 1989. –Римская сатира. Петроний «Сатирикон».

БВЛ серия 1. –М., 1969. –т. 7 Апулей «Золотой осел».

БАЛ. –М., 1988. Апулей «Метаморфозы, Золотой осел».

Хрестоматия по античной литературе. Рим. / сост. Тимофеева, Дератани. –М., 1965.

Хрестоматия по античной литературе. Рим. / сост.Федоров, Мирошенкова. –М., 1981.


51