Реферат: 2 Философия и общественная мысль 14 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

2 Философия и общественная мысль 14

Остальные рефераты » 2 Философия и общественная мысль 14

Содержание


1. Введение 3

2. Основная часть

2.1. Поэзия 5

2.2. Живопись 9

2.3. Театр и балет 10

2.4. Авангард живописи 12

2.5. Мецеанство 13

2.6. Философия и общественная мысль 14

3. Заключение 16

4. Список использованной литературы 18


1. Введение


XX век можно назвать одним из самых трагических в истории русской культуры. Он вместил в себя две мировые войны, несколько революций, последствия которых еще до сих пор ощутимы во всех сферах культуры, особенно духовной. В это время оформилась русская школа философии, включившая в себя самые различные направления философской мысли, при этом в одной только стране сошлись многие течения этой области культуры. XX век — время великой литературы, не менее великой музыки, живописи, театра. За каждым из названных видов искусства стоит множество гениальных имен. Но в этом веке, возможно более, чем когда-либо, гении и таланты гибли в бесконечных катаклизмах эпохи: в мировых войнах, революциях, репрессиях тоталитаризма, они страдали в эмиграции от непонимания, терзались от безысходности и ностальгии.1

Нельзя не отметить период «серебряного века», который захватил и началоXX века. Это историческое время с 90-х гг. XIX века до 1922 года., когда ушел в Европу «философский пароход» с наиболее вид ными представителями творческой интеллигенции России. На культуру «серебряного века» оказали влияние культура Запада, Шекспир и Гете, античная и православная мифология, французский символизм, христианская и азиатская религия. Вместе с тем культура «серебряного века» - это русская самобытная культура, проявлявшаяся в творчестве ее талантливых представителей.2

С 90-х годах XIX века русская культура переживает мощный взлет. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название «серебряный век».

За короткий отрезок времени — рубеж XIX—XX веков — в русской культуре сконцентрировались чрезвычайно важные события, появилась целая плеяда ярких индивидуальностей (выдающихся поэтов, художников, актеров, режиссеров, композиторов), а также появилось множество художественных объединений.

Как и в пору «золотого», пушкинского, века, литература этого периода претендовала на роль духовного и нравственного пастыря русского общества. В начале XX века выдающиеся произведения создают классики русской литературы: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, A.M. Горький, М.М. Пришвин.3

«Стык веков» оказался благоприятной основой периода, называе­мого «серебряным веком» русской культуры. «Век» продолжался недолго — около двадцати лет, но он дал миру замечательные об­разцы философской мысли, продемонстрировал жизнь и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, дал толчок новым на­правлениям живописи, музыки, театрального искусства. «Сереб­ряный век» стал временем формирования русского авангарда.4

XX век в России — век контрастов: бурные столкновения широких масс то с властью, то друг с другом, то с внешним врагом, с одной стороны, и не меньшее, чем в прошлом веке, блестящее созвездие талантов во всех сферах человеческой деятельности — с другой. С одной стороны — тоталитаризм, унесший не только жизни, но и духовную цельность человека, с другой — удивительный всплеск энтузиазма, позволивший в краткий срок построить то, что казалось немыслимым. С одной стороны — горячая вера в правоту политических идеалов, активное служение им, с другой — «непротивление злу», идущее от равнодушия, безразличия к своим и чужим судьбам. С одной стороны — показательные восторженные шоу с демонстрацией всенародного единства, с другой — мощная волна диссидентства, тайного и явного.5


2. Основная часть

2.1. Поэзия


Идеалом символизма был Д.С. Мережковский (1866—1941). Причиной упадка литературы он считал господство реалистического метода, провозгласил «чистое» искусство, его содержанием — мистический сюжет и мессианскую роль культуры, гротескное восприятие действительности. К символистам относились В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, А. Белый.

К. Бальмонт (1867—1942) был одним из лидеров литературы символизма. Он стал популярным после выхода в свет стихотворных сборников «Горящие здания», «Будем как солнце», «Песни мстителя». Затем он отошел от ранних стихов с их мотивами жалостливого народолюбия и перешел в число художников, считавших себя рожденными «для звуков сладких и мотивов». Для поэзии Бальмонта характерны самоутверждение сильной личности, восторженное отражение природы, смутность мысли, эгоистический кодекс избранничества:

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море

и пышный цвет долин.

Я заключил миры в един ом взоре.

Я властелин поэт.

В среде символистов начался также творческий путь А.А. Блока (1880—1921). Раннюю поэзию Блока определяли оторванность от реальной действительности, анализ личных душевных переживаний, мистические элементы. В сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) он выступил как лирик — символист, находящийся под сильным влиянием философии Вл. Соловьева.

Однако А. Блок отошел от символизма уже в 1906 г., сочинив драму «Балаганчик». В дальнейшем в творчестве поэта усилились социальные тенденции, связанные с революцией 1905—1907 гг. Им была осознана трагедия современного человека, осмыслен «страшный мир» буржуазные отношений, в результате чего поэт пришел к неизбежности революционного «возмездия». Его поэма «Двенадцать» (1918) стала первой поэмой о революции, в которой гуманистический пафос, историзм мышления автора сочетались с оптимистичностыо формы.

Лирика Блока — великое достояние русской национальной культуры. Одним из инициаторов и организаторов символизма в России был В.Я. Брюсов (1873—1924), хотя его творчество вышло за рамки этого направления. Он писал:

Где нет... тайности в чувстве, — нет искусства. Для кого все в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником.

Им было выпущено 16 сборников стихов, но уже в пятом из них — «Граду и миру» запечатлена жизнь города, а в мощных и четких строфах предваряется Маяковский. Все последующие произведения Брюсова проводят тему созидательного труда. Творчество его исключительно разнообразно. Он поэт, романтик, драматург, переводчик критик, теоретик литературы. Брюсов — автор исторических романов «Огненный ангел», «Алтарь победы».

По словам Горького, Брюсов был «самым культурным человеком на Руси».

На смену символизму в русской литературе пришел акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила), представителями которого были поэты Н. Гумилев (1886—1921), А. Ахматова (1889—1966), О. Мандельштам (1891—1938), М. Кузмин (1875-1936), С. Городецкий (1884-1967).

Творчеству акмеистов были свойственны отказ от нравственных исканий, нежелание видеть негативные явления действительности, склонности к эстетизму, усложненной метафоричности. Наиболее талантливые представители направления отступали от своих постулатов.

Отрицания традиций, требования «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности» — таковы были декларации футуристов. Для поэтов-футуристов В. Хлебникова (1885—1922), И. Северянина (1887—1941), В. Маяковского (1893—1930), А. Крученых характерен анархический протест против капиталистического мира.

Один из основоположников этого течения — В. Хлебников особенно был занят революцией в области русского языка. Он писал: «Найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращения всех славянских слов, одно в другое — свободно плавить славянские слова, — вот мое первое отношение к слову». Стремясь реализовать эту программу, он проводил эксперименты над словом, добиваясь «самоценности». Стихотворение «Заклятие словом» построено на словообразовании из одного корня:


Смейво, смейво,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики,

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!


Несмотря на то, что молодой В. Маяковский примыкал к футуристам, уже в его ранней лирике, в поэмах «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир» ярко проявилась гуманистическая направленность, что не совпадало с принципами этого течения: предчувствия революционной ломки претворилось у поэта в художественном строе его стиха — нео&ычном расположении строки «лесенкой», в атакующей, поступательной, «взрывной» рифме.

Между тем в поэзии первых двух десятилетий XX в. творили поэты, творчество которых нельзя причислить ни к одному из течений декадентства. Это М. Цветаева, М. Волошин, Н. Клюев и др.

М. Цветаева (1892—1941) до эмиграции выступала в сборниках «Ремесло» и «Версты» с романтическим максимализмом, напряженной эмоциональностью. В эмиграции (с 1922 по 1939 гг.) поэзия Цветаевой проникнута тоской по Родине, а также мыслью о несовместимости поэта с окружающим миром. Эти мотивы — в сатирической поэме «Крысолов» (1925), книге «После России» (1929). В цикле «Стихи к Чехии» Цветаева не только осуждает, но и высказывает ненависть к фашизму. Перу Цветаевой кроме лирической прозы принадлежат эссе о А. Пушкине, А. Белом, Б. Пастернаке и др.

В лучших произведениях М. Волошина (1877—1932) — чувство любви к природе как к космическому целому, трагическое переживание исторических судеб России (поэма «Россия»). Декадентское влияние ощутимо в сборниках «Иверни», «Демоны глухонемые». Поэт получил известность как художник-акварелист.

Н. Клюев (1887—1937) был поэтом — певцом крестьянской патриархальности. Он затрагивал религиозные мотивы, испытывал пристрастие к архаизму, фольклору; присутствует в его творениях мистическая символика. В начале века опубликованы сборники «Сосен перезвон», «Песнослов» (две книги), «Изба и поле».6


2.2. Живопись


Сложные общественные процессы конца XIX — начала XX вв. обусловили появление новых форм и способов отражения в художественной культуре. Стремясь к гармонии и красоте мира, художники видели задачу искусства в воспитании чувства прекрасного в человеке.

В этот период новое слово в живописи сказали В.А. Серов и М.А. Врубель. Они перешли к стилю модерн, который во многом был предопределен символизмом и питался его идеями. У В.А. Серова — это портрет Иды Рубинштейн. У М.А. Врубеля (1856—1910) — это мучительный поиск стиля и национальной формы, стремление к символическому, а не к реальному, цветовому постижению действительности, загадочности и таинственности («Демон», «Царевна-Лебедь» и др.).

В стиле модерн работали художники объединения «Мир искусства» (1892— 1924). Не удовлетворенные укладом жизни, стремившиеся воспеть красоту, художники искали новые темы и формы, позволяющие воплотить эти темы. Среди них были, помимо В. Серова и М. Врубеля, А. Бенуа, К. Коровин, М. Нестеров, А. Головин, Ф. Малявин, К. Сомов, Н. Рерих, С. Малютин, Б. Кустодиев, Е. Лансере, Л. Бакст и др. Мифологические, библейские сюжеты, былины, русская старина стали темами их творчества.

В 1910 г. московские художники объединились в группу «Бубновый валет», в которую вошли П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, М. Ларионов, И. Машков, Р. Фальк и др. Художники «Бубнового валета» отрицали академическое и реалистическое искусство, для их творчества были характерны фовизм, кубизм, а также стилизация русского народного лубка.7


2.3. Театр и балет


Серебряный век — это не только взлет поэзии, это и эпоха художественных открытий в театральном искусстве. В конце XIX в. сценическое искусство переживало кризис, проявившийся в том, что репертуар театров в большинстве своем носил развлекательный характер, он не затрагивал насущных проблем жизни, игра актеров не отличалась богатством приемов. Необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны с появлением пьес А. П. Чехова и М. Горького. В 1898 г. открылся Московский Художественно-общедоступный театр (с 1903 г. Московский Художественный театр), основателями которого стали К.С. Станиславский (1868—1938) и В.И. Немирович-Данченко (1858-1943), новаторы театрального искусства.

Перестроить всю жизнь русского театра, убрать всю казенщину, увлечь общностью интересов все художественные силы — так были определены задачи нового театра. Станиславский и Немирович-Данченко, используя отечественный и мировой опыт театра, утверждали искусство нового типа, отвечающего духу времени. В репертуаре театра ведущее положение заняли пьесы А.П. Чехова («Чайка, «Дядя Ваня», «Три сестры»), затем М. Горького («Мещане», «На дне»). Лучшими спектаклями стали постановки «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Месяц в деревне» И.С. Тургенева, «Синяя птица» М. Метерлинка, «Гамлет» В. Шекспира. Этот репертуар требовал талантливых исполнителей. К. Станиславский разработал систему актерской игры и режиссуры, выступив против дилетантства, добиваясь воспитания актера-гражданина, игра которого вела бы к созданию органического процесса по продуманной логике характера сценического героя, актер должен был стать первенствующей фигурой театра. Художественный театр очень скоро стал ведущим, передовым театром России, что было прежде всего обусловлено его демократической сущностью.

Новые веяния также затронули балетную сцену. Они связаны с именем балетмейстера М.М. Фокина (1880—1942). Одним из создателей объединения «Мир искусства» С.П. Дягилевым были организованы Русские сезоны в Париже — выступления артистов русского балета в 1909—1911 гг. В состав труппы вошли М.М. Фокин, АЛ. Павлова, В.Ф. Нежинский, Т.П. Карсавина, Е.В. Гельцер, М. Мордкин и др. Фокин был балетмейстером и художественным руководителем. Оформляли спектакли известные художники: А. Бенуа, Л. Бакст, А. Головин, Н. Рерих.

Были показаны спектакли «Сильфиды» (музыка Ф. Шопена), Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» Бородина, «Жар-птицам и «Петрушкам (музыка И. Стравинского) и т.д. Выступления были триумфом русского хореографического искусства. Артисты доказали, что классический балет может быть современным, волновать зрителя, если танец соответствующими танцевальными средствами несет смысловую нагрузку, органически соединяется с музыкой и живописью. Лучшими постановками Фокина были «Петрушка» «Жар-птица», «Шехерезада», «Умирающий лебедь», в которых музыка, живопись и хореография были едины.

В 1904 г. талантливая русская актриса В.Ф. Комиссаржевская (1864—1910) организовала в Санкт-Петербурге свой театр, в репертуаре которого была современная драматургия — пьесы М. Горького, Г. Ибсена, М. Метерлинка.

Выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры продолжали играть Малый театр в Москве, Александрийский в Петербурге. К концу XIX в. на Украине имелось несколько профессиональных передвижных трупп, с 70-х гг. сценическое искусство развивалось в Азербайджане и Эстонии, в начале XX в. возникли белорусский и татарский театры.8


2.4. Авангард живописи


Заметным явлением в русской живописи XX в. стал авангард. Крупнейшие его представители — основоположник и теоретик абстрактного искусства В.В. Кандинский (1866— 1944); К.С. Малевич (1878—1935) — основоположник супрематизма («Черный квадраты); П.Н. Филонов (1883—1941), отстаивавший принципы «аналитического искусства», основанные на создании сложнейших, способных к калейдоскопическому развертыванию композиций («Коровницым, «Формула петроградского пролетариата»); М.З. Шагал (1887—1985), произведениям которого присущи ирреальные пространственные построения, выразительность («Над Витебском», «Я и деревня» и др.). Их творчеству свойственны асоциальность, абсолютизация творческого «я», поиски нового религиозного сознания, трагизм, но одновременно и стремление к радости и свету.9


2.5. Мецеанство


Для серебряного века характерно еще одно явление — меценатство. Российские предприниматели, купец П.М. Третьяков (1838—1898), собиратель произведений русской живописи, в 1892 г. передал свою коллекцию в дар Москве (Третьяковская галерея), его брат С.М. Третьяков также завещал свое собрание западноевропейской живописи Москве.

С.И. Мамонтов (1841—1918) основал в Москве частную русскую оперу, поддерживал русских живописцев; его усадьба Абрамцево была важным центром художественной жизни, здесь жили и работали И.Е. Репин, М.А. Врубель, К.А. Коровин и др.

Меценатом Московского Художественного театра был промышленник С.Т. Морозов (1862-1905).

А.А. Бахрушин (1865—1929) на основе своего собрания создал частный литературно-театральный музей, ныне Театральный музей им. Бахрушина.

М. Кл. Тенишева (1867—1929) — меценат и организатор музея русской старины в Смоленске, художественно-промышленных мастерских в своем имении Талашкино.10


2.6. Философия и общественная мысль


«Серебряный век» отмечен творческими достижениями в области общественной мысли. Русские мыслители включились в активное обсуждение вопросов развития личности и общества, русской поземельной общины и капитализма, социального неравенства и бедности.

В конце XIX века картина общественной мысли в России напоминала пестрое одеяло, скроенное из самых разных направлений, идейных течений и научных школ. Так, наряду с шелленгианской философией (П. Чаадаев) существовали также неокантианство (А. Чупров, Б.П. Кистяковский, П.В. Новгородцев, СЛ. Франк), географическая школа (Л. Мечников), марксизм (В. Ленин, Г. Плеханов, М. Туган-Барановский, А. Богданов), психологическое направление (Е.В. де Ро-берти), позитивизм (ранний П. Сорокин, К. Тахтарев). В России получили развитие такие аналоги западноевропейских направлений и тематических областей, как теория социальных классов, моральная и социальная статистика, бюджеты времени и некоторые другие. С небольшим отставанием в России воспроизводилось все то, что было к тому времени в европейской социологии: эмпирические открытия, теоретические идеи, идейные увлечения. Активно переводилась учебная литература, научные монографии.

Уникальным национальным явлением науки, не имеющим аналога на Западе, являлись, пожалуй, такие направления, как русская государственная школа, социологические теории анархизма (М.А. Бакунин) и народничества (П. Струве). Сюда же следует отнести и так называемую субъективную социологию (Н. Михайловский, Н. Кареев, С. Южаков, В. Воронцов).

В области философии в стране сформировались два оригинальных течения, не существовавших на Западе, а именно русская религиозная философия(B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, СЛ. Франк, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, В.В. Розанов) и философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).

Благодаря трудам B.C. Соловьева(1853—1900) широкая публика начала проявлять интерес к религии, метафизическому и этическому идеализму, идее нации и вообще духовным ценностям. B.C. Соловьев проповедовал утопический идеал всемирной теократии, развивал идеи христианского платонизма. Он оказал большое влияние на русскую религиозную философию и поэзию русских символистов. Под влиянием В. Соловьева в России накануне 1917 году возникла школа религиозных мыслителей, прежде всего это П. Флоренский и С. Булгаков, постепенно развивавшие собственные теории. интеллигенции (1909), выпущенный группой российских религиозных философов и публицистов (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, СЛ. Франк, М.О. Гершензон, А.С. Изгоев, Б.А. Кистя-ковский). В книге дана развернутая критика идеологии и практических установок революционно настроенной интеллигенции — атеистического материализма, политического радикализма, идеализации народа (в марксизме — пролетариата), проанализирована социальная анатомия и историческая эволюция русской интеллигенции, ее отношений с народом и властью, роль и место в русском историческом процессе.

Значение культуры «серебрянного века» для истории нашей страны трудно переоценить: наконец, после долгих десятилетий и даже столетий отставания в области живописи Россия, накануне Октябрьской революции, догнала, а в некоторых направлениях и превзошла Европу. Впервые именно Россия стала определять мировую моду не только в живописи, но также в литературе и в музыке.11


3. Заключение


Ни один из предшествующих периодов русской истории не знал такого бурного расцвета культуры, как XIX век. Начавшийся с творчества гениального А.С. Пушкина феноменальный взлет духовной культуры России означал достижения высочайших вершин в литературе, музыке, изобразительном искусстве, естественных науках, истории и философии. Это позволяет назвать XIX в. золотым веком русской культуры которая приобрела всемирное значение.

В развитии культуры XIX в. выделяются два основных этапа. Первый охватывает время с начала столетия до 1861 г. В этот период культурные достижения были сосредоточены в дворянской среде, именно этот класс был носителем культуры. В образовательном и культурном уровне между привилегированными сословиями и трудовым народом существовал огромный разрыв. К тому же культурная жизнь России была полноценной лишь в столицах, а провинции и окраины находились в культурном застое. Второй этап охватывает 60—80-е гг. XIX в. Это время развития капитализма, потребовавшего решения серьезных теоретических и практических задач образования и науки.

Особое место в культуре XIX в. заняла литература. Развиваясь по различным направлениям (равно как и другие виды искусства), ведущим из которых был критический реализм, она отличалась гуманизмом, подлинной народностью, социальной заостренностью, внимание к нелегкой судьбе «маленького» человека, что было созвучно настроениями части российского общества. Поэтому произведения Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Толстого составили золотой фонд мировой литературы прошлого.

В произведениях Глинки, создавшего классическую музыку на основе народного творчества, воплотился русский национальный характер. Продолжая его традиции, члены «Могучей кучки» в 50—60-х гг., а Чайковский — в последующие годы, создали выдающиеся произведения, отражающие историческое прошлое своего народа, вечную борьбу добра и зла и стремление человека к счастью.

Возможности изобразительного искусства, направленного на непосредственно отражение условий социальной жизни, быта людей, их чувств, мыслей и переживаний, на осмысление исторического процесса, в XIX столетии получили полную реализацию. В отличие от западных художников, считавших искусство формой самовыражения, русские художники считали своим гражданским долгом говорить людям правду и проявляли глубокий интерес к отечественной истории, эстетической и этической оценке человека и его места в обществе. Примером могут служить произведения П. Федотова, И. Крамского, И. Репина, В. Сурикова, В, Перова, В. Серова и многих других. С картины А. Иванова «Явление Христа народу» в живописи утверждаются народнический реализм, дух свободы и надежды, непримиримость враждующих сил. Антикрепостническая, демократическая направленность русского искусства и вера в созидательные силы народа определяли важнейшую его черту на протяжении всего XIX в. и начала XX в.

Особую роль в культуре «серебряного века» сыграла русская интеллигенция, фактически являясь ее средоточением, воплощением и смыслом. В известных сборниках «Вехи», «Смена вех», «Из глубины» и других становился вопрос о ее трагической судьбе как социокультурной проблеме России. «Мы имеем дело с одной из роковых тем, в которых ключ к пониманию России и ее будущего»,- проницательно писал Г.Федотов в трактате «Трагедия интеллигенции».

Понимание роли человека в окружающем мире как миссии положило основание нового гуманизма, где трагизм существования по сути преодолен через обретение другого смысла жизни. Культурная сокровищница «серебряного века» есть бесценный потенциал в сегодняшнем и завтрашнем пути России.


4. Список использованной литературы


Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002.— 712 с.

Ильина Е.А., БуровМ.Е. Культурология: Конспект лекций. - М.; МИЭМП, 2005. — 104 стр.

Кравченко А. И. Культурология. Учебное пособие для вузов — 4-е изд. — М.: Академический Проект, Трикста, 2003. — 496 с

Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «ЮНИТИ», 2000. — 600 с.

Радугин А.А. Культурология. Учебное пособие. «Центр», М.: — 304с.

1 Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. С. 570

2 Ильина Е.А., БуровМ.Е. Культурология: Конспект лекций. - М.; МИЭМП, 2005. С.89

3 Кравченко А. И. Культурология. Учебное пособие для вузов — 4-е изд. — М.: Академический Проект, Трикста, 2003. С.445

4 Радугин А.А. Культурология. Учебное пособие. «Центр», М.: С.271

5 Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. С.571

6 Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «ЮНИТИ», 2000. С.482-484

7 Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «ЮНИТИ», 2000. С.484-485

8 Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «ЮНИТИ», 2000. С.485-486

9 Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «ЮНИТИ», 2000. С.486-487

10 Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «ЮНИТИ», 2000. С.487

11 Кравченко А. И. Культурология. Учебное пособие для вузов — 4-е изд. — М.: Академический Проект, Трикста, 2003. С.450-451

18