Реферат: Урсул А. Д., Лось В. А., Демидов Ф. Д. Концептуальные основы устойчивого развития - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Урсул А. Д., Лось В. А., Демидов Ф. Д. Концептуальные основы устойчивого развития

Остальные рефераты » Урсул А. Д., Лось В. А., Демидов Ф. Д. Концептуальные основы устойчивого развития
Семинар 5. Устойчивое развитие.

1. Устойчивое развитие: понятие и основное содержание.


2. Нормативная правовая база перехода к устойчивому развитию: международный и национальный уровни.


3. Общая характеристика административно-правового и экономического механизмов перехода к устойчивому развитию.


Литература:


Бринчук М.М., Урсул А.Д., Мастушкин М.Ю. Правовые аспекты устойчивого развития. – М.: СТУПЕНИ, 2005.

Введение в теорию устойчивого развития. - М.: СТУПЕНИ, 2002.

Мастушкин М.Ю. Концепции современного естествознания: учебно-методическое пособие. – М.: МГИМО(У) МИД России, 2003.

Международное право. Учебник под ред. проф. Колосова Ю.М., Кривчиковой Э.С. М., 2005.

Стратегия м проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под ред. А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М.М. Циканова, Е.С. Шопхоева. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.

Урсул А.Д., Лось В.А., Демидов Ф.Д. Концептуальные основы устойчивого развития. М.: Изд-во РАГС, 2003.

Экологическое управление: учебное пособие / Под общ. ред. А.Д.Урсула.. М.: Изд-во РАГС, 2005.


Опорные материалы



Устойчивое развитие - это такое развитие общества, при котором весь набор воздействий на окружающую среду остается в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа для воспроизводства жизни человека в прежнем качестве.





УСТОЙЧИВОЕ

РАЗВИТИЕ


СОЦИОПРИРОДНАЯ СИСТЕМА


системный подход


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

ИНТЕРЕСЫ



СОЦИАЛЬНЫЕ

ИНТЕРЕСЫ



ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ИНТЕРЕСЫ




устранение диспропорций


ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ»


1972 г.

Доклад Римского клуба «Пределы роста»


Сформулировал проблему необходимости прекращения экспоненциального экономичес-кого роста и превращения его в качественный рост, учитывающий параметры «глобального динамического равновесия».

1972 г.

Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм)

В Декларации принципов Стокгольмской конференции прослеживается взаимосвязь экономического и социального развития общества с проблемами окружающей среды.

15 декабря 1972 г. – создание и дальнейшая деятельность Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП)

Документы ЮНЕП

1. «Развитие без разрушения» (development without destruction).

2. «Экоразвитие» (ecodevelop-ment) - «экологически приемлемое развитие, т.е. стремящееся нанести наименьшее негативное воздействие на окружающую среду».

1983 г. – создание при ООН была Международной комиссии по окружающей среде

«Глобальная программа изменений»

Использование термина «Устойчивое развитие»

1992 г.

Вторая Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро)

Закрепление термина «устойчивое развитие».

2. Придание ему более конкретных и даже программных форм.

90-е годы ХХ века


Закрепление термина в национальных законодательствах



ИСТОЧНИКИ ПРАВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


Международно-правовые акты


Декларация Стокгольмской Конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.) – закрепила 26 специальных принципов международного права окружающей среды.

Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) - подтвердила принципы Стокгольмской Декларации и продекларировала группу принципов (27 принципов), которыми призвано руководствоваться мировое сообщество на его пути к устойчивому развитию.

Принятая специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1997 г. «Программа действий по дальнейшему осуществлению «Повестки дня на XXI век».

Одобренная международной комиссией по декларации Земли (ЮНЕСКО, Париж) Хартия Земли.

Принятые на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г. Декларация и План Действий и др.


Российские нормативно-правовые акты


1. Указ Президента РФ «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» № 440 от 1 апреля 1996 г.

2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

3. Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ «национальнОЙ оценкИ прогресса Российской Федерации при переходе

к устойчивому развитию»


Российская Федерация в системе глобальных экономических, политических и экологических отношений:
Россия в системе глобальных политических отношений

устранение противостояния военных систем СССР и НАТО;

изменение глобального военно-стратегического баланса;

сокращения стратегических ядерных и др. вооружений;

проведение политики, направленной на урегулирование множественных региональных конфликтов, в том числе на межэтнической и религиозной почве, путем переговоров и учета интересов всех сторон;

декларирование ключевой роли РФ в обеспечении региональной и глобальной политической безопасности.


Роль России в мировом экономическом пространстве

В долгосрочной перспективе Россия будет занимать ключевое место в мире в части экспорта природных ресурсов, прежде всего энергоносителей. Следует ожидать увеличения притока в страну прямых иностранных инвестиций, что будет обеспечено стабильным и привлекательным инвестиционным климатом и ростом национальной экономики.


1.3. Российская Федерация и мировые социальные процессы

С распадом СССР и образованием Содружества независимых государств Россия интегрировалась в мировой рынок труда и стала одним из мировых центров миграционных потоков.

Проблема оттока высококвалифицированных кадров является тормозом для развития страны.

1.4. Роль России в поддержании глобального экологического равновесия

В поддержании равновесия глобальной экологической системы роль России продолжает оставаться значительной.Россия обладает огромным природно-ресурсным потенциалом (общая площадь – 1/7 всей суши; 19 % мировых запасов лесов;22% запасов пресных вод).

Ненарушенные природные экосистемы занимают 13 млн. кв. километров (65% территории России), что позволяет эффективно выполнять биосферные функции.

Несмотря на то, что вклад России в поддержании глобального экологического равновесия и мировое ресурсное обеспечение был и остается значительным, потенциальные возможности участия России в ускорении процессов устойчивого развития в полной мере не реализованы и имеют хорошие перспективы роста.



За прошедшее десятилетие по всем компонентам устойчивого развития наметились «точки роста», которые будут способствовать прогрессу на трех приоритетных направлениях:

- расширении форм участия России в реализации глобальных и региональных инициатив и совместных проектов;

- создании условий для привлечения инвестиций и технологий в национальную экономику с учетом приоритетов устойчивого развития;

- расширении участия институтов гражданского общества в укреплении потенциала устойчивого развития.


Расширение участия России в мировых процессах интеграции и глобализации - важный дополнительный фактор развития системы экономических, экологических и социальных отношений. При этом основные приоритеты и благоприятные перспективы для перехода к устойчивому развитию определяются механизмами роста, заложенными в стратегии экономического и социального развития Российской Федерации.

2. Формирование законодательной и правовой базы устойчивого развития 2.1. Основные политические и экономические реформы

2.2. Законодательство о природных ресурсах


2.3. Природоохранное законодательство


Природоохранные нормы стали необходимым элементом общеэкономического, административного и уголовного законодательства.


3. Формирование гражданского общества, развитие демократии, установление партнерских отношений


социальный контракт, консолидирующий государство, бизнес и общество на базе принципа «благосостояние для большинства»;

создание социального порядка, основанного на разделении ответственности власти и основных субъектов экономики за достижение согласованных параметров уровня жизни;

приведение социальных обязательств государства в соответствие с возможностями, постепенный переход от патерналистской к субсидиарной модели реализации социальных функций государства.


«Единственным конструктивным способом формирования социального порядка является постепенный переход к субсидиарным принципам, включающим доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг, перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения, сокращение социального неравенства, предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов. Такой переход предполагает недопустимость проведения реформ за счет снижения уровня жизни населения, а также обеспечение всеобщей доступности основополагающих социальных благ, прежде всего, качественного медицинского обслуживания и образования, усиление адресности социальной поддержки.»


Основными факторами, характеризующими становление гражданского общества, являются:

- наличие эффективной судебной системы;

- законодательное закрепление и наличие необходимых институциональных условий реализации прав граждан на участие в принятии решений, непосредственно затрагивающих их интересы;

- свобода волеизъявления граждан.


Важнейшим фактором становления гражданского общества является высокий уровень правосознания населения страны, наличие воли в реализации имеющихся прав.

Последние два года характеризуются существенными позитивными результатами в формировании партнерских отношений и действиями федеральной власти, наиболее значимыми из которых являются:

- восстановление вертикали федеральной власти на основе верховенства закона и приведение в соответствие с конституционными нормами регионального законодательства;

совершенствование судебной системы, предусматривающее в первую очередь, обеспечение прав граждан;

- дебюрократизация и дерегулирование экономики;

- реальное внедрение конкурсных процедур распределения бюджетных средств;

- повышение прозрачности информации о принимаемых государством решениях по распределению любого рода ресурсов.


4.Социальные и экономические аспекты перехода к устойчивому развитию 4.1. Социальные аспекты перехода к устойчивому развитию 4.1.1.Борьба с бедностью

4.1.2. Динамика населения и устойчивое развитие

4.1.3. Охрана и укрепление здоровья

4.1.4. Образование

4.1.5. Процессы урбанизации и развитие инфраструктуры


4.2. Экономические аспекты перехода к устойчивому развитию

4.2.1. Изменение структуры потребления

4.2.2. Валовой внутренний продукт

4.2.3. Инвестиции в основной капитал, оценка основных фондов

4.2.4. Рост и повышение эффективности инвестиций

4.2.5. Деловой климат

4.2.6. Диверсификация производства и рынка

4.2.7. Политика структурных изменений в экономике


5. Сохранение окружающей среды и рациональное использование ресурсов в целях развития.

6. Укрепление потенциала устойчивого развития


Россия обладает значительным потенциалом для устойчивого развития.Огромный интеллектуальный капитал, фундаментальная и прикладная наука, конкурентоспособные технологии, созданные основы рыночных институтов, обширные природные ресурсы, основные элементы производственной и коммуникационной инфраструктуры – все эти факторы создают предпосылки для экономического и социального обновления страны.


6.1. Экономические приоритеты и механизмы в достижении прогресса

Стратегические приоритеты развития в экономике Российской Федерации – формирование условий и эффективных экономических механизмов, позволяющих обеспечить достижение базовых целей общества:

достойной жизни и свободного развития человека;

гармоничных социальных отношений;

устойчивой динамики развития;

обеспечения национальной безопасности.


6.2. Основные средства реализации структурной политики

- развитие рыночных механизмов перераспределения хозяйственных ресурсов в пользу высоко конкурентоспособных отраслей и секторов, определяющих общую конкурентоспособность российской экономики; снятие административных, социальных и иных барьеров для этого перераспределения;

- создание экономических, организационных и правовых механизмов ускоренного развития инвестиционного и инновационного потенциала российской экономики и концентрации его на ключевых направлениях экономического развития;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития, в том числе с помощью механизмов целевого программирования;

- реструктуризация неконкурентоспособных секторов при государственной поддержке решения сопутствующих социальных и структурных проблем;

поддержка экспорта российских товаров и услуг, в т. ч. экологических и информационных.


Приоритетом государственной структурной политики будет модернизация инфраструктуры (в сфере железнодорожного транспорта, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства) как важнейшей сферы, влияющей на темпы экономического роста.


6.3. Институциональные преобразования

Основные приоритеты политики в этой области - защита прав собственности; развитие и выравнивание условий конкуренции; дебюрократизация экономики; стабильность макроэкономической политики; дальнейшее снижение налогового бремени.

Переход от системы государственного управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием к системе государственного управления устойчивым развитием


В связи с признаваемой необходимостью законодательного и организационного обеспечения реализации экономической, социальной и экологической функций государства при переходе к устойчивому развитию в новом качестве, на национальном уровне должен быть осуществлен постепенный переход от традиционной системы государственного управления к системе государственного управления, ориентированной в своей деятельности на показатели (критерии), определяющие переход России к устойчивому развитию.

Такой переход должен базироваться на следующих научно обоснованных концепциях [ 4 ]:

1. Общество должно осознать необходимость перехода с традиционного естественно-исторического на новый, управляемый, т.е. заранее проектируемый и конструируемый, путь развития, учитывающий совокупность и взаимовлияние социальных, экономических и экологических факторов развития. Естественно-исторический путь развития является неустойчивым.

2. Длительность процесса перехода к устойчивому развитию в основном будет определяться временем закрепления функции устойчивого развития в системе государственных функций, а также развитием механизмов ее реализации.

3. Процесс перехода к устойчивому развитию должен быть эволюционным, опирающимся на разработанную государством стратегию реформ. Необходимо отказаться от модернизационной стратегии развития (когда Россия пытается догнать наиболее развитые страны) и разработать трансформационно-опережающую стратегию.

4. Экологические аспекты и ориентация при переходе России к устойчивому развитию должны быть основным фактором институциональных преобразований с экономике и социальной сфере. Без их учета любые реформы могут оказаться в рамках модели неустойчивого развития, чреватого кризисами и катастрофами, дальнейшего снижения уровня экологической и общей безопасности.

Необходимо учитывать и то, что природные ресурсы России в сочетании с уникальными природно-климатическими условиями являются фундаментом материального производства и жизнедеятельности, который нельзя разрушать (истощать), ориентируясь исключительно на экономические показатели, продиктованные сиюминутной выгодой отдельных социальных групп.

В составе национального богатства страны природные ресурсы (земельные, водные, минеральные, биологические и др.), представляющие собой природный капитал, составляют, по имеющимся экспертным оценкам, до 85-90% его стоимости, на долю же основных фондов (капитал), оборотных средств, запасов материальных ресурсов, имущества граждан и т.п. приходится оставшаяся, сравнительно малая часть национального богатства.

5. Поскольку среди механизмов реализации стратегии устойчивого развития основными являются экономические механизмы, темпы создания «устойчивой» экономики, основанной на интенсификации хозяйственной деятельности, рациональном использовании природных ресурсов и соблюдении экологических условий и требований, в основном будут определять темпы перехода к устойчивому развитию.

6. В процессе перехода к устойчивому развитию государство должно соблюдать и поддерживать эффективный баланс экономических (в т.ч. рыночных) и административных методов управления различными аспектами общественной деятельности.

Сложная и комплексная задача перехода к устойчивому развитию на национальном, региональном и глобальном уровнях должна опираться не только на государственные усилия, но и на усилия общественности, однако, решающая роль в рассматриваемом переходе должна все-таки принадлежать государству.

В предыдущих лекциях уже отмечалось, что реализация УР-функции в современных российских условиях тесно связана с реализацией экологической функции государства. Во многом это объясняется еще и тем, что экономическое развитие во многом определяется эксплуатацией природного капитала, исторически являющегося основой национального богатства.

С этой точки зрения, система государственного управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием может восприниматься как подсистема государственного управления, в рамках которой должны предприниматься шаги по качественному изменению регулирования природопользования в направлении достижения определенных критериев устойчивости.

Основным качественным показателем работы рассматриваемой системы управления должен стать критерий стабилизации экологической ситуации. Стабилизация экологической ситуации должна быть достигнута при декларируемом росте промышленного и др. производства. При достижении указанного критерия деятельность государственных органов управления должна определяться системой показателей (критериев) улучшения качества окружающей среды.

Система управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в РФ должна обеспечивать реализацию экологического законодательства. Она выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само экологическое право. Социальное значение управления в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина, сохранение и восстановление благоприятного состояния природы.

К сожалению, деятельность Минэкономразвития по обеспечению перехода России у устойчивому развитию не может быть признана удовлетворительной, в том числе вследствие громадного количества разнообразных функций, которое вынуждено выполнять министерство при ограниченном штате сотрудников, а также фактической второстепенностью (исходя из анализа деятельности министерства) вопросов перехода к устойчивому развитию по отношению к чисто экономическим вопросам.

Ярким проявлением этой второстепенности явился документ, под названием «Национальная оценка прогресса Российской Федерации при переходе к устойчивому развитию», подготовленный Минэкономразвития РФ с участием МИД и МПР РФ во взаимодействии с группой независимых экспертов (который был рекомендован Национальным подготовительным комитетом в качестве официального документа к Всемирному саммиту по устойчивому развитию 2002 г. «Национальная оценка…» фактически констатировала отсутствие реальных шагов, связанных с принятием специализированных нормативных правовых актов, определяющих направления и показатели перехода к устойчивому развитию, а также с созданием федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области управления процессом перехода к устойчивому развитию.

В частности, в разделе 6 «Укрепление потенциала устойчивого развития» «Национальной оценки…» было отмечено, что в России реализуются лишь отдельные программы, направленные в основном на разработку теоретических аспектов устойчивого развития. Причем эти программы не всегда учитывали взаимосвязь экономических, экологических и социальных факторов роста потенциала устойчивого развития, не говоря уже о разработке концепций биосферосовместимой экономики и т.п.

В России пока нет документов, аналогичных «повесткам дня на XXI век», принятых в других странах. Наиболее близко к созданию такого документа подошла Комиссии ГД по проблемам устойчивого развития.

Не успев создать Государственную стратегию устойчивого развития РФ между саммитами в Рио-де-Жанейро и в Йоханнесбурге, Россия тем не менее существенно продвинулась в концептуально-теоретическом обеспечении этой стратегии, заложила научные основы этой стратегии. В этом проявилась существенная особенность российского подхода к проблемам устойчивого развития. Мы не пошли как многие другие страны по пути ускоренного создания адаптированных к стране мини-копий «Повестки дня на XXI век», а провели обстоятельный научный анализ новой цивилизационной парадигмы.1

Россия пока не приняла специальный закон об устойчивом развитии, как, например, это сделала Эстония еще в феврале 1995 г., поскольку внутренние требования к созданию такого рода закона оказались существенно более высокими (такой законопроект в формулировке «О государственной политике по обеспечению перехода РФ к устойчивому развитию» значится в планах ГД ФС РФ еще с прошлого созыва). В то же время уже существует научная концепция, которая может послужить хорошей базой для скорейшей разработки и принятия такого закона.

При разработке нормативных правовых актов, соответствующих целям и содержанию перехода к устойчивому развитию, необходимо учитывать, что проблема перехода к устойчивому развитию тесно связана с реализацией государственной экологической политики. Именно такой подход закреплен в Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р.


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


СОЗДАНИЕ РАВНЫХ СТАРТОВЫХ УСЛОВИЙ


вопросы собственности и ренты;

реализация механизмов участия общества в принятии значимых для устойчивого развития хозяйственных решений;

проблема обобществления рентного дохода.


СИСТЕМА НАЛОГОВЫХ И НЕНАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ


анализ совокупного дохода общества, являющегося функцией трех обобщающих параметров - оплаты труда наемных работников, капитала (включая предпринимательский доход) и ренты (доход от использования земли, территории страны, ее природных ресурсов, магистральных трубопроводов, современных средств связи и транспортных сетей, других монопольных видов деятельности);

решение проблемы перераспределения рентного дохода;

построение рыночной экономики на нравственных принципах, закрепляющих возможность доступа к природным и финансовым ресурсам всем категориям граждан и предпринимателей.


УСТРАНЕНИЕ ДИСПРОПОРЦИЙ В ОПЛАТЕ ТРУДА


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСТАВШЕГОСЯ ПОТЕНЦИАЛА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ


конституционное закрепление природно-сырьевых ресурсов на территории России в форме коллективного достояния всего общества;

открытый конкурентно-рыночный режим хозяйственной эксплуатации национального богатства, обеспечивающий необходимый уровень его доходности;

введение новых институциональных форм управления государственной собственностью в государственном и корпоративном секторе экономики и др.


СОЗДАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРОРЫВЫ К РОСТУ


расширение на первоначальном этапе степени загрузки производственных мощностей за счет стимулирования текущих расходов;

замещение устаревшего капитала и обновление производственного потенциала (преодоление тенденции деиндустриализации экономики);

обоснованное привлечение инвестиций;

стимулирование текущих потребительских расходов;

развитие наукоемких секторов экономики;

изменение товарной структуры экспорта и импорта;

повышение роли государственного регулирования экономики, в т.ч. индикативного планирования и др.


МОДЕРНИЗАЦИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ


обеспечение темпов роста ВВП в период после выхода страны из кризиса в размере, превышающем средние темпы роста мировой экономики (с достижением величин, характерных для роста экономик Германии и Японии в послевоенный период);

снижение удельных затрат энергии и ресурсов, сокращение удельных сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду при использовании экологически чистых производств и высоких технологий;

модернизация промышленной политики (в т.ч. формирование технологического рынка);

высокоэффективные быстроокупаемые инновационные проекты, в которых государство может участвовать на долевых началах с частными инвесторами, беря на себя часть риска;

использование финансовой базы первой группы отраслей (нефтяная, газовая, алмазная, лесная) для их самостоятельного развития на основе самофинансирования;

обеспечить льготный режим доступа продукции второй группы отраслей (самолетостроение, ракетно-космические производства, атомная промышленность, вооружение и военная техника, энергетическое машиностроение и электротехника, тяжелое станкостроение, биотехнологии, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность) на внешний рынок и рынок СНГ;

стимулирование спроса на продукцию третьей группы отраслей(автомобильная промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность), в т.ч. с использованием защитных импортных тарифов в пределах, допускаемых международными нормами, и общепризнанных методов нетарифного регулирования;

стабилизация ситуации в агропромышленном комплексе, эффективная государственная поддержка сельхозпроизводителей, создание рыночной инфраструктуры АПК;

ликвидация дефицита бюджета;

осуществление налоговой политики, обеспечивающей паритет между полноценным функционированием государства и формированием благоприятной макроэкономической среды для частного бизнеса;

совершенствование налогового администрировния;

институциональные преобразования (совершенствование банковской системы и др.);

создание благоприятного инвестиционного климата (совершенствование амортизационной политики путем введения нового амортизационного законодательства, принятие ряда законопроектов: об иностранных инвестициях, о свободных экономических зонах, о приведении бухгалтерского учета к международным стандартам, о личной безопасности иностранных вкладчиков и их защите от рисков и др., расширение сферы привлечения иностранных инвестиций на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции и инвестиционных соглашений, развитие системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций, залоговых операций, разрешения споров на федеральном и региональном уровнях) и др.


 Общий недостаток – доктринальное толкование принципов и конкретных мер по переходу к устойчивому развитию.

 Подготовлена Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации с участием Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства природных ресурсов Российской Федерации во взаимодействии с группой независимых экспертов. Рекомендована Национальным подготовительным комитетом для представления на Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.).


1 См. также книги: Новая парадигма развития России в ХХI веке. Комплексные исследования проблем устойчивого развития: идеи и результаты. М., 2000; Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М., 1998; Лосев К.С. Экологические проблемы и устойчивое развитие России в XXI веке. М., 2001.