Реферат: Проект 2 /196 Интегративный комплекс "наука-образование-бизнес" - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Проект 2 /196 Интегративный комплекс "наука-образование-бизнес"

Остальные рефераты » Проект 2 /196 Интегративный комплекс "наука-образование-бизнес"

Реферат

Проект 2.2.2.2./196

«Интегративный комплекс "наука-образование-бизнес": сравнительная эффективность моделей организации и управления» аналитической ведомственной целевой программы

"Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)"

1 этап 2009 год

«Разработка теоретических основ анализа интегративного комплекса «наука – образование – бизнес»»


Актуальность проекта: Интеграционные процессы и структурные изменения, происходящие в современном обществе, затрагивают его ключевые сферы: науку, образование и бизнес. Появляющиеся на этом фоне интегративные комплексы - это своего рода точки социально-экономического развития, основой которого являются знания и инновации. Интегративные комплексы представляют собой структуры нового, сетевого типа, их отличительным признаком являются горизонтальные связи. Эти структуры способны оказывать значительное влияние как на институты науки, образования и бизнеса, так и на систему общественных отношений в целом, порождая новационные практики управления. Масштабность и социальная значимость происходящих перемен актуализирует исследования, направленные на поиск новых подходов к изучению интегративных комплексов, выявление их отличительных признаков и типизацию, определение сравнительной эффективности различных моделей организации их деятельности и управления.

Ключевые слова. Сеть, сетевая теория, актор-сетевая теория, кластер, кластерный подход, концепция открытых и новаций, открытая бизнес-модель, рынки открытых инноваций, сетевые формы открытых инноваций, сетевые структуры кластерного типа, интегративный комплекс, признаки интегративного комплекса, формы интегративных комплексов, модель интегративного комплекса.

Объект исследования. Интегративные комплексы «наука – образование – бизнес»

Цель работы - выявление тенденций и алгоритмов углубления интеграции науки, образования и бизнеса в современном обществе.

Метод или методология проведения работы. Предполагается использование следующих способов получения результатов:

Систематизация имеющегося научного материала

Проведение сравнительного и системного анализа

Использование междисциплинарного подхода

Использование принципов теории самоорганизующихся систем

Использование положений теории сетей и кластерного подхода

Использование концепции открытых инноваций

Социологическое исследование

Результаты этапа исследования

Раздел 1. Раскрыты основные категории сетевой теории: актор, социальная группа, отношения в сети, сетеобразование, сетевые структуры. Рассмотрены такие свойства социальных сетей как структурное подобие, структурная эквивалентность, идентичность, структурная гибкость и контроль, структурная автономия, структурная пустота. Охарактеризованы различные формы сетевой организации: рынок, иерархия, гетерархия и показаны особенности возникающих между членами сети отношений: конкуренция, подчинение, сотрудничество. Сделан вывод, что сети принимают множество форм: они могут быть централизованы и выстроены иерархически, подчиняясь доминирующей организации (эгоцентричные структуры); могут быть сегментированы по нескольким более или менее иерархизированным кластерам (сочетание нескольких гетерархий); или лишены организации и даже фрагментарны – как это происходит в отраслях с высоким уровнем конкуренции.

Определены когнитивные возможности сетевого подхода к анализу интеграционных структур и процессов. Показано, что сетевая теория обладает понятийным аппаратом и методологическими принципами для описания различных форм интеграционных процессов в ходе сетеобразования, нелинейного (неравномерного) характера интеграционных процессов в различных зонах сети, различных этапов интеграции в зависимости от «возраста» сетевой структуры и уровня ее институционализации, различных уровней интеграции на разных уровнях сетевого взаимодействия (межличностного, организационного, межорганизационного), конкретных видов соотношения формального и неформального взаимодействия в сетевой структуре и их роли в процесс интеграции, распределения власти и контроля между акторами интеграционных структур. Обосновано, что применительно к анализу процессов интеграции науки, образовании бизнеса сетевой подход позволяет выявить механизмы возникновения и развития интегративных комплексов, а также их структурные особенности

Проанализированы специфические особенности сетевых практик в интегративных комплексах «наука-образование-бизнес». На примерах формирования научных и образовательных сетей показано, как действуют интеграционные процессы на разных уровнях сетевого взаимодействия (межличностном и межгрупповом). На примере анализа сетевого взаимодействия научной организации и спин-офф компаний описан механизм формирования интегративного комплекса «наука – бизнес».

Представлена актор-сетевая теория, которая сформировалась как попытка понять природу технологической инновации и способов воспроизводства научного знания. Систематизированы концептуальные предпосылки актор-сетевой теории. В качестве основных отличий актор-сетевой теории обозначены представления о сетевом характере взаимодействий в различных социальных сферах, специфика которого состоит в том, что и люди, и вещи («не-люди») могут развивать идентичные стратегии интеракции. При этом главную роль играют гетерогенные сети, которые составляют неоднородные элементы и их связи, выстроенные в пространстве и времени и обобщающие в себе как социальную, так и техническую компоненты, неотделимые при изучении. Определено, что актор-сетевая теория позволяет сместить ракурс изучения интегративных комплексов в науке, образовании и бизнесе и рассматривать в качестве акторов не институционализированные образования, а людей и их коллективы («ученые», «преподаватели», «бизнесмены»), а также те технологические, семиотические и когнитивные объекты («вещи»), с которыми они работают. В результате обоснованы особые коммуникативные характеристики интегративного комплекса «наука-образование-бизнес», что позволило увидеть со-производство сетевого знания в нем, которое является и научным, и практическим одновременно.

Описаны основные положения кластерного подхода, в рамках которого кластер рассматривается как интеграционная структура, специализированная в определенном секторе экономики и локализованная географически. Показано, что основой интеграции в рамках кластера выступает процесс создания добавленной стоимости, что акцентирует внимание на роли бизнеса в интеграционных структурах межсекторного типа. Даны основные характеристики кластеров (географическая, горизонтальная, вертикальная, латеральная, технологическая, фокусная, качественная), на базе которых возможно формирование кластерных стратегий государства или региона. Подчеркнута особая роль знаний и инноваций в кластерных структурах для создания новых сетей сотрудничества внутри кластера и обеспечения конкурентных преимуществ данной интеграционной структуры. Описаны основные методологические преимущества кластерного подхода в анализе интеграционных структур, который фокусирует внимание на возможностях «социального выигрыша» интеграционных структур, связанного с повышением уровня инновационности, продвижением результатов интеллектуального продукта (услуги), оптимальным соотношением вертикальной и горизонтальной кооперации, привлечением инвестиций и выходом на новые рынки и сетевые взаимодействия, развитием потенциала определенного региона. Обосновано, что используемый в кластерном подходе анализ сетевого взаимодействия коррелирует с сетевым.

Раздел 2. Рассмотрена концепция открытых инноваций и показано, что переход к открытым моделям разработки и коммерциализации инноваций является в современных условиях более эффективным. Отмечается, что реализация концепции открытых инноваций подразумевает использование компаниями новых, открытых бизнес-моделей. Дана типология бизнес-моделей в зависимости от степени их открытости, и описаны соответствующие им ключевые практики компаний. Показано, что бизнес-модель, ориентированная на создание стратегических сетей знания, наиболее актуальная для формирования интегрированных структур.

Подчеркивается, что логическим результатом распространения открытых бизнес-моделей является создание и развитие рынков открытых инноваций, отличительной особенностью которых становится появление инновационных посредников, способных компенсировать ограничения организаций разных типов. Представлены типы инновационных посредников. Описаны многообразные барьеры, препятствующие распространению методов открытых инноваций. Сделан вывод о том, что локальные рынки открытых инноваций являются питательной средой для формирования интегративных комплексов, а концепция открытых инноваций - когнитивной моделью, позволяющей обосновывать необходимость взаимодействия науки, образования и бизнеса и определять условия успешности такого взаимодействия.

Изучены и представлены концепции сетей созидания, сетей ценности и креативных сообществ, разработанных с применением концепции открытых инноваций. Показано, что сети созидания поддерживают баланс между самоорганизующимся и управляемым поведением, сочетая инновационное разнообразие и свободу деятельности с необходимым уровнем интеграции; сети ценности позволяют увидеть сложный распределенный инновационный процесс как целостность, а в концепции «креативного сообщества» находят отражение достоинства иерархий и рыночных сетей, что обеспечивает гибкость, необходимую для успеха на рынке открытых инноваций.

Обоснованы положения о том, что объединение организаций в сетевое уплотнение кластерного типа имеет позитивные последствия для формирования и развития интегрированных структур, создает благоприятные условия для открытых инноваций и позволяет преодолеть многие барьеры рынка открытых инноваций. Разработана трехуровневая модель сети открытых инноваций с интегративными образованиями, где акторами сети являются научные, образовательные, бизнес-организации и инновационные посредники.

Раздел 3. Даны определения и представлены различные формы интегрированных структур в науке, образовании и бизнесе: технопарки, технополисы, наукограды, академгородки, исследовательские университеты, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры и другие. На основе анализа данных форм выявлены отличительные признаки интегративных комплексов.

Разработана классификация признаков интегративных комплексов. Выделены и обоснованы базовый, основные и дополнительные признаки интегративных комплексов. В качестве базового принципа определен «критичный», обязательный признак, определяющий сущность понятия «интегративный комплекс»: трехсторонняя интеграция (соединение элементов образования, науки, бизнеса в целое). Под основными признаками, которые задают и описывают главные характеристики и свойства интегративной структуры, понимаются целевой признак (общность цели), пространственно-географический признак (наличие физической территории), инфраструктурный признак, коммуникативный (интеракционный) признак и организационно-управленческий признак (особая форма разделения труда и управления). Дополнительными признаками, свойственными интегративной структуре как единому целому, которые появляются с течением времени и отражают эмержентное свойство интегративного комплекса, признаны ресурсный и когнитивный признаки.

Показана сетевая природа интегративных комплексов, которая находит свое проявление в таких отличительных особенностях как упорядоченность, структурированность связей, их гибкость, трансформация, возможность перегруппировки, открытость и возможность включения новых субъектов в комплекс, постоянный ресурсный обмен между участниками комплекса, развитие активностей, основанных на принципах кооперации, сотрудничества. Представлена модель интегративного комплекса.

Основные конструктивные характеристики. Потенциал сетевого и кластерного подходов к изучению интегративных комплексов, принципы сетевого анализа, принципы кластерного подхода, развитие принципов сетевого подхода в актор-сетевой теории, формирование кластеров как условие интеграции, концепция открытых инноваций как инструмент анализа интегративных комплексов «наука – образование – бизнес», открытые инновации и интегративные комплексы в сетевом пространстве науки, образования, бизнеса, характеристика признаков интегративных комплексов, модель интегративного комплекса «наука-образование-бизнес».

Степень внедрения. Результаты проводимых исследований могут быть использованы при разработке и модернизации основных и дополнительных программ учебных курсов по социально-гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам для студентов, магистров, аспирантов высших учебных заведений, слушателей курсов повышения квалификации, а также при подготовке магистерских, кандидатских и докторских диссертаций.

Область применения. Областью применения результатов данного исследования является современное социально-гуманитарное знание, управление компаниями, образовательными и научными учреждениями, деятельность структур, занимающихся прогнозной, экспертной и инновационной деятельностью.