ы, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно

Остальные рефераты » ы, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно

Реферат.

http://www.pjatjorochnik.ru


Вопрос 1. Конституционное право как наука.

Предмет науки конституционного права — это исследование свойств конституционно-правовых норм институтов и отношений тенденций и закономерностей их организации функционирования и развития а также путей форм и механизмов их реализации в жизнедеятельности личности общества и государства.

Метод науки конституционного права. Наука конституционного права широко использует как и другие юридические науки метод формально-логического (или формально-юридического) анализа исследуемого нормативного материала состоящий в уяснении сути и значимости закона пли иного нормативного акта исходя из его собственного содержания. Этот метод иногда называют еще и формально-догматическим поскольку он направлен на раскрытие догмы права. Важную роль в науке конституционного права играет широко используемый в ней сравнительный (компаративный) метод. Поскольку в целом нет всемирного конституционного нрава (если не считать некоторых общепризнанных принципов и норм международного права) а есть лишь национальные конституционно-правовые системы отдельных стран с их специфическими особенностями и индивидуальным своеобразием то одной из важнейших задач науки конституционного права (прежде всего ее общей части) является выявление общего и особенного в развитии этих систем. И достигается это в первую очередь путем сравнительного сопоставления конституционно-правового строя различных стран.

Сравнительный метод дополняется сравнительно-историческим методом значение которого состоит прежде всего в том что он требует сопоставления национальных конституционно-правовых систем не только в статике т.е. с точки зрения достигнутого на данный момент но и в исторической динамике с точки зрения их возникновения и развития.

Системный метод рассматривает структуру всей отрасли права как систему взаимосвязанных составных частей; статистический метод позволяет выявить эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов; конкретно-социологические методы помогают изучать общественное мнение проводить эксперименты и т.д.

Изучая конституционно-правовые нормы и институты наука КП опирается на систему источников которыми являются: труды отечественных и зарубежных ученых; Конституция и другие нормативные акты содержащие нормы конституционного права; практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.

Вопрос 2. Конституционное право как отрасль права.

Отрасли российской правовой системы различаются между собой по предмету и методу правового регулирования. Предметом конституционного права РФ являются общественные отношения возникающие в связи и по поводу организации и осуществления государственной власти а также общественные отношения возникающие при установлении и регулировании конституционно-правового статуса граждан РФ. Именно эти отношения являются исходными и базовыми для всех остальных отношений между людьми. Они определяют положение человека во всех его общественно значимых связях. КП (как и любая отрасль) воздействует на общественные отношения с помощью определенных способов и средств которые и составляют метод конституционно-правового регулирования. Методы - совокупность приемов средств форм правового воздействия на общественные отношения и их участников. Тем самым отношения упорядочиваются развиваются. КП применяет такие правовые методы как установление прав возложение обязанностей и ответственности дозволение запрет и др. Управомочивающие нормы конституционного права закрепляют компетенцию государственных органов права автономий или субъектов федерации и т. п.

Метод обязывания. Он закрепляет обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием.

Метод дозволения. Предписания (см. ст. 58 КРФ) содержащиеся в этих нормах не управомочивают не обязывают но разрешают субъекту КП действовать по своему усмотрению.

Метод запрещения (см. ст. 13 ч.5 КРФ). Предписания в данном случае запрещают субъектам конституционного права осуществлять названные действия.

Методы регулирования обеспечивают нормальное функционирование институтов государственной власти гарантируют народовластие. Посредством различных методов регулирования гарантируются и основные права и свободы человека и гражданина. С помощью этих методов КП РФ обеспечивает нормальное функционирование институтов государственной власти и гарантирует реализацию основных прав и свобод человека и гражданина.

Предметом КП является особый срез общественных отношений имеющихся во всех сферах развития общества: политической экономической социальной и духовной. КП РФ как отрасль российского права - это ведущая отрасль права РФ представляющая собой совокупность правовых норм закрепляющих и регулирующих организацию и осуществление государственной власти и местного самоуправления а также отношения между государством и человеком обеспечивая права и свободы последнего а также их взаимные обязанности.

Вопрос 3. Нормы конституционного права.

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные правила установленные иди санкционированные государством обеспеченные государственным принуждением или его угрозой и регулирующие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся прежде всего в К. как высшем и основном законе страны а также в конституционных и иных законах и других правовых актах.

Особенностями конституционно-правовых норм являются: а) их особая важность и значимость поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого среза общественных отношений связанного с конституционным устройством; б) широта охвата многими из них регулируемых сфер и проблем; в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера которые очень часто не только не исключают но и предполагают издание на их основе еще и других норм разъясняющих конкретизирующих и развивающих эти общие нормы; г) значительно больший чем в других отраслях права удельный вес таких видов правовых норм как нормы-декларации нормы-принципы нормы-цели нормы-программы нормы-определения нормы-разъяснения и др.; д) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования в отличие от дозволительного который широко используется в конституционном праве лишь при определении прав и свобод человека е) высшая юридическая сила большинства этих норм обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами; ж) нередкое отсутствие в них нормах таких обычных структурных элементов правовых норм как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций; з) особый порядок и процедура принятия изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.

Система КП каждого отдельного государства содержит большое число норм. Нормы можно классифицировать по следующим основаниям:

1. По функциональной направленности: нормы регулятивные и охранительные. Большая часть норм конституционною права относится к регулятивным. Они непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы чаще всего представляют собой запреты.

2. По способу воздействия на субъекта права: нормы управомочивающие обязывающие и запрещающие.

3. По действию во времени: нормы постоянные временные и исключительные. Большинство норм постоянные; у них неопределенный срок действия. Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию предусмотренному этим актом. Исключительные нормы устанавливаются например на случай чрезвычайных обстоятельств такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования.

Норма конституционною права как и любая правовая норма является выражением

объективного проявляющегося в единстве содержания и формы. Особенностью норм конституционною права является то что они призваны закреплять и регулировать основы общественных отношений в них формулируются важнейшие юридические понятия и правовые принципы. Большинство норм конституционного права носят первичный (учредительный) или программный характер. Они выполняют не одну а несколько функций (учредительную регулятивную правонаделительную охранительную и социально-нормативной ориентации т.е. программную или целеполагающую). Нормы данной отрасли права являются главным системообразующим фактором во всей российской правовой системе поскольку с ними прямо или косвенно связаны все ее компоненты. Они обладают высшей юридической силой.

С точки зрения структуры нормы конституционного права тоже специфичны т.к. имеют усеченный характер. В этой связи некоторые авторы считают это не только особенностью конституционно-правовых норм но и главным недостатком поскольку в них как правило отсутствует санкция. Вместе с тем нормы других отраслей права не всегда имеют трехчленную структуру (за исключением норм уголовного закона) т.к. везде закрепляются правила которые должны исполняться добровольно.

В науке конституционного права конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:

По способу воздействия на общественные отношения: регулятивные охранительные.

По характеру содержащихся в них предписаний: управомочивающие запрещающие обязывающие.

По степени определенности предписаний: императивные диспозитивные.

Можно классифицировать конституционно-правовые нормы по их назначению в механизме правового регулирования (материальные процессуальные); по времени действия (постоянные временные).

Вопрос 4. Субъекты конституционного права.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются их участники наделенные определенными правами и обязанностями в области конституционного права. Их классификация намного сложнее по сравнению с отраслями частного права (например гражданского) где речь идет лишь о физических и юридических лицах. В конституционном праве как отрасли публичного права субъектами конституционно-правовых отношений выступают: 1) люди индивиды личности (граждане иностранцы лица без гражданства лица с двойным и более гражданством); 2) социальные общности (народ страны народы субъектов федерации нации и иные этносоциальные общности классы и иные социальные слои и группы население административно-территориальных единиц (областей провинций городов районов и т.д.); 3) государство и его составные части (субъекты федерации автономии); 4) основные органы государственной власти (глава государства парламент правительство суды органы конституционного контроля региональные государственные органы государственные органы местного управления; 5) органы местного самоуправления; 6) общественные объединения организации и коллективы граждан публичного характера (партии профсоюзы религиозные объединения и иные массовые— общественные организации группы избирателей и др.); 7) депутаты представительных органов (парламентов региональных законодательных органов представительных учреждений местного самоуправления).

Вопрос 5. Источники конституционного права.

В правовой доктрине под источниками права принято различать их материальный и формальный (юридический) смысл. В материальном смысле под источником права вообще и конституционного права в частности понимают те фактические обстоятельства которые определяют содержание права в целом (или конкретной его отрасли). Таковыми являются материальные условия жизни общества с присущими ему экономическими отношениями.

В формальном (юридическом) смысле под источниками конституционного права (как и права вообще) понимаются формы посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу правовые нормы. Таковыми являются правовые акты. Итак источниками позитивного конституционного права (т.е. писаной его части) являются нормативно-правовые акты с помощью которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Источники КП - это нормативно-правовые акты в которых получают свое выражение нормы права.

Конституция обладает высшей юридической силой - принимается референдумом (последняя-12.12.1993).

Федеральные Конституционные Законы - 15 названы в К. но не все приняты (закон о ЧП о федеральном положении гос. символы). Принимаются особой процедурой: в парламенте надо проголосовать квалифицированным большинством (2/3 голосов).

ФЗ - обычные законы принимаемые по любым вопросам жизни и деятельности общества и государства.

4. Указы Президента России. Это подзаконные акты. Подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Постановления Правительства России.

Постановления Федерального Собрания (постановления СФ и ГД).

Регламент ГД и регламент СФ

Решения Конституционного Суда связанные с толкованием К.

Декларации (прав человека России о гос. суверенитете России).

10. Уставы законы субъектов РФ.

11. Внутригосударственные (отношения между государством и субъектами) и международные государственно-правовые договоры.

Нормативно-правовые акты СССР.

Конституционно-правовые обычаи (обычай в парламенте: после выбора Думы первое заседание открывает старейшина из депутатов)

Вопрос 6. Закон как основной источник российского конституционного права его понятие признаки виды.

Система действующих в национальной правовой системе законов отличается предметом регулирования формой юридической силой и др. По юридической силе особенностям принятия различают: 1) Конституцию РФ; 2) законы РФ о поправках к федеральной Конституции; 3) федеральные конституционные законы; 4) федеральные законы; 5) законы принимаемые представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральная Конституция закрепляет основополагающие принципы правового регулирования в Российской Федерации является правовой основой текущего законодательства имеет высшую юридическую силу прямое действие и применяется без каких-либо изъятий (оговорок) на всей территории Российской Федерации. Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Федеральными законами регулируются наиболее важные стороны общественной жизни основные права свободы и обязанности граждан правовое положение партий и иных общественных объединений федеральные налоги и сборы принципы организации формирования и деятельности органов государственной власти уголовная и административная ответственность и др. Основания порядок принятия законов о поправках к Конституции РФ определены главой 9 Конституции РФ. По сфере действия все законы в РФ подразделяются на законы РФ и законы субъектов РФ.

Федеральный конституционный закон. Однозначного понятия конституционного закона в конституционной практике нет. Общепризнанно что по своему юридическому значению конституционным является закон отличающийся особой «близостью» (юридическим родством) с конституцией страны либо заменяющий конституцию. В этом случае один или несколько конституционных законов есть то что принято именовать юридической конституцией. Иногда поэтому (как это характерно для Австрии) конституция именуется федеральным конституционным законом. В иных случаях конституционными именуют законы которые радикально изменяют основной закон страны к примеру территориальное устройство государства форму правления и т.д. Конституционный закон в этом случае признается составной частью конституции. Чаще же в зарубежной конституционной практике под конституционными законами принято понимать те законы которые вносят изменения и дополнения в действующую конституцию страны т.е. уточняют ее содержание. В РФ - конституционными являются законы принятие которых прямо предусмотрено действующей Конституцией РФ. Близким (но не тождественным) понятию конституционного закона выступает употребляемое в зарубежной конституционной практике понятие органического закона. Часто органическими считают те законы которые «органически» вытекают из конституции т.е. принятие таких законов либо предусмотрено конституцией либо они конкретизируют положения конституции. Достаточно распространенным является понимание органического закона как акта определяющего правовой статус органов государства или органов местного самоуправления.

В РФ конституционным является закон дополняющий и развивающий действующую Конституцию РФ принимаемый в особом порядке по вопросам специально указанным в Конституции и обладающий наивысшей (после Конституции) юридической силой. К федеральным конституционным законам Конституция РФ относит законы принятие которых предусмотрено Конституцией РФ (ч. 1 ст. 108) и в порядке который предусмотрен Конституцией. Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством голосов т.е. не менее чем тремя четвертями от общего числа депутатов Совета Федерации и не менее чем двумя третями от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 1 ст. 108). Ввиду того что федеральные конституционные законы приняты квалифицированным большинством в отношении их не предусмотрена возможность возвращения на новое рассмотрение т.е. Президент не вправе применить к ним право отлагательного вето. Юридическая сила федерального конституционного закона предусмотрена в ч. 3 ст. 76 Конституции в которой говорится о том что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Федеральные конституционные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации (ч.1 ст. 76 Конституции РФ). В настоящее время действуют федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде» (1994 г.) «Об арбитражных судах в РФ» (1995 г.) «О референдуме» (1996 г.) «О судебной системе РФ» (1997 г.) «Об уполномоченном по правам человека» (1997 г.) «О Правительстве РФ» (1997 г.); «О Государственном гербе» (2000 г.) «О Государственном гимне» (2000 г.) «О Государственном флаге» (2000 г.) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (2001 г.); «О чрезвычайном положении» (2001 г.); «О военном положении» (2002 г.).

Конституцией России предусмотрено принятие следующих федеральных конституционных законов: по вопросам федеративного устройства (ч. 2 ст. 65 ч. 5 ст. 66); о полномочиях порядке образования и деятельности Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 128); о пересмотре Конституции и Конституционном Собрании (ч. 2 ст. 135).

Федеральные законы как источники права. Это нормативные правовые акты высшей юридической силы

принятые исключительно законодательным (представительным) органом государственной власти РФ (Федеральным Собранием РФ) по предметам ведения Федерации и ее субъектов либо принятые непосредственно народом путем всероссийского референдума. Федеральные законы (обычные или текущие) кроме традиционной формы могут быть приняты в виде основных принципов регулирования (например принятый в 1995 г. Федеральный закон «Об основных принципах регулирования местного самоуправления в РФ») основ законодательства (к примеру «Основы государственной службы в РФ» - Федеральный закон принятый в 1995 г.) кодекса.

Основные принципы регулирования и основы законодательства - это законы принимаемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Основы законодательства содержат принципы законодательного регулирования соответствующей сферы общественных отношений (в приведенном выше примере - сферы деятельности местного самоуправления) нормативные общие положения которые в последующем подлежат конкретизации в нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 17