Реферат: Описание курса - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Описание курса

Остальные рефераты » Описание курса

єрємІЬЖ м.ґрЪафкамЖ ІЬмІЬ дєоІкОІЬ ИєјмІґІЬІОІЬ РІШІИкІрІЬ


РіпіпбхЩ »Щ`

и»Ппбс` к.јбЙЫіЭ

§___¦______2010 Г.


ьіПбхЙп»п русского языка, литературы и иностранных языков

эіПбхЙп»пЗ іЭніЭбхЩБ


ІЩµЗбЭ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

іЩµЗбЭЗ іЭніЭбхЩБ


Р»ХЗЭіП к.ф.н., доцент ДАВТЯН СОНЯ СУРЕНОВНА

·ЗпіПіЭ ПбгбхЩБ, ·ЗпіПіЭ ілпЗЧіЭБ, ІІР


ОбЭпіПп Сілу» – ya.ssd20@yandex


ІиІрОІЪІОІЬ ЬОІрІ¶Жр


ІйісПі ВВЕДЕНИЕ В литературОВЕДЕНИЕ

ійісПіЫЗ №ілЗгБ Ё іЭніЭбхЩБ` Блп бхлбхЩЭіПіЭ еЙіЭЗ


ґіПіЙінсЗіпЗ СіЩіс (1):


ЩілЭі·ЗпбхГЫбхЭ(1) филолог/педагог

ЩілЭі·ЗпбхГЫіЭ №ілЗгБ Ё іЭніЭбхЩБ


єрємІЬ - 2010


ОПИСАНИЕ КУРСА

Курс «Введение в литературоведение» студенты слушают в первый год обучения. Он занимает в системе обучения особое место. Это базовая дисциплина, которая направлена на формирование теоретико-литературных знаний студентов, знакомит со спецификой художественной литературы как предметом научного исследования, указывает место науки о литературе в системе других гуманитарных дисциплин.

Курс дает понятие о главных закономерностях литературного процесса, о структуре произведения и формах ее организации, знакомит с системой основных литературоведческих понятий и теоретических категорий, а также с различными научными подходами к художественному произведению, с учетом современного состояния литературоведения.

Содержание курса «Введение в литературоведение» определяется спецификой предмета его изучения – художественной литературы как особого вида творческой деятельности.

В распоряжение студентов предоставляются необходимые им в рамках профессиональной подготовки основные понятия и категории, позволяющие анализировать повествовательные и поэтические структуры художественных произведений, выявлять их особенности.

Принятая последовательность в освоении понятий и категорий литературоведения представляет собой движение от простого к сложному, постепенно расширяя кругозор литературоведческого мышления студента.

Сведения о понятиях и терминах даются в позитивном ключе, без привлечения материалов полемики и спорных точек зрения. Позитивное осмысление литературоведческих категорий должно вывести студентов на современный уровень истолкования их сущности.

Литературоведческие категории представлены в своих основных чертах и общих определениях, позволяющих выйти на продуктивный анализ произведения на уровне таких понятий, как художественный образ, жанровая специфика, художественный метод, стиль, содержание и форма.

Разделы о специфике языка художественной литературы, средствах художественной изобразительности и выразительности, тропах, а также глобальных тенденциях историко-литературного процесса (литературном направлении, течении и школе) будут даны в развернутом виде.

Вопросы для самопроверки, а также наглядные таблицы по теме: «Родовидовая и жанровая классификация произведений художественной литературы», предоставляемые после прохождения тем, нацелены на углубленную самостоятельную работу студентов и твердое усвоение ими материала.

Программа курса рассчитана на сочетание теоретического материала с закреплением его на практике (на семинарских занятиях).

Для лучшего усвоения основ методологии литературоведческого анализа в помощь студентам разработаны «Параметры анализа прозаического и стихотворного произведения». В качестве теоретического материала автором разработанного курса предлагаются и собственные публикации по современному состоянию литературоведения как науки, содержащие сведения об актуальных методологических направлениях в литературоведении и основных современных методах и принципах интерпретации литературного произведения.

Практическое применение курса заключается в использовании приобретенных знаний и навыков при анализе художественных произведений.


Образовательные цели и задачи.

Задачами курса являются:

Формирование у студентов представления о структуре литературоведения как науки и специфике объекта исследования – художественной литературе.

Ознакомление студентов с проблемным полем, исследовательским аппаратом и базовым терминологическим инструментарием науки о литературе.

Демонстрация основных возможностей и методов литературоведческого анализа.


Основная задачакурса – помочь студентам, начинающим свое профессиональное образование, составить надежное и прочное понятие о содержании и назначении литературоведения как науки, дать необходимые представления о путях и навыках литературоведческого труда. Курс «Введение в литературоведение» подготавливает первокурсников к многообъемному восприятию всех последующих историко-литературных курсов, теоретико-литературных штудий, литературоведческих семинаров и спецкурсов, всех видов и форм будущих университетских литературоведческих работ.

Конечная цель – сформировать у студентов компетенции и умения для ориентирования в литературном процессе и анализа художественных текстов.

Объем курса и виды работ

Курс рассчитан на 14 лекционных занятий (28 часов), 2 семинарских занятия (4 часа) – в общей сложности 32 часа.

Лекционный материал преподносится в интерактивном режиме. Лекционный курс представлен в электронном варианте в Банке курсов для бакалавриата на сайте университета и в распечатанном виде на кафедре литературоведения.

Внеаудиторные задания предполагают подготовку одного реферата по требуемым параметрам анализа прозаического и поэтического художественного произведения.


После прохождения курса студент должен

знать основные литературоведческие категории и терминологический аппарат литературоведения;

уметь ориентироваться в общей литературоведческой проблематике и применять полученные знания на практике;

владеть навыками литературоведческого анализа художественного текста.


Контроль успеваемости

Пройденный материал закрепляется на семинарских занятиях.

Контроль за усвоением теоретического и практического материала осуществляется

по итогам выполнения внеаудиторных заданий (презентация реферата)

письменных работ (модули) и устного опроса теоретического материала


Оценка знаний

При оценке знаний студента учитывается готовность к занятиям, участие в них, активность на семинарах, качество выполнения и представления рефератов, результаты модулей и ответ на итоговом опросе.

Активность на лекциях и семинарских занятиях - 30 %

Модули - 50 %

Защита реферата - 20 %

______________________________

Всего - 100%


Шкала оценок и их процентное соответствие определяются по общепринятому стандарту:

¶ЭіСіпЩіЭ ліЭ№ХіП
м¶ В¶ о¶
97 100 4.0

A

90 96 3.7

A

85 89 3.3

B

80 84 3.0

B

70 79 2.7

C

65 69 2.3

D

60 64 2.0

E

55 59 1.7

FX

54
1.0

F




I


ПОНЕДЕЛЬНЫЙ ПЛАН



неделя/вид занятия

кол-во часов


тема

I неделя

лекция 1

2

Литературоведение как наука. Основные (теория, история литературы, литературная критика) и вспомогательные (текстология, историография, библиография) литературоведческие дисциплины.


II неделя

лекция 2

2

Специфика художественной литературы. Художественная литература как вид искусства и место ее в ряду других видов искусства. Литература и наука. Художественный образ. Цели и функции художественной литературы.


III неделя

лекция 3-4

4

Язык художественной литературы (поэтический язык). Речевая организация литературно-художественного произведения. Особенности поэтического языка.


На самостоятельное изучение (работа со словарем литературоведческих терминов)



2

Из раздела «Поэтическая лексика». Слова, имеющие ограниченную сферу употребления: архаизмы, историзмы, просторечия, жаргонизмы, вульгаризмы, варваризмы, диалектизмы, провинциализмы; славянизмы, библеизмы, профессионализмы, неологизмы.


IV неделя

лекция 5


2

Поэтические фигуры и тропы. Поэтические фонетика стилистика, лексика, синтаксис.

Vнеделя

семинар

2

Язык художественной литературы.

VIнеделя

I МОДУЛЬ

(письменный)


2

Темы: Литературоведение как наука.

Специфика художественной литературы.

Язык художественной литературы (поэтический язык).

VIIнеделя

лекция 6


2

Содержание и форма литературного произведения.

Категории содержания: идея, проблематика, тематика.

Категории художественной формы: сюжет (и фабула), композиция.

Конфликт как движущая сила развития сюжета.

Внесюжетные элементы. Роль детали.


VIIIнеделя

лекция 7


2

Литературный субъект (Персонаж. Герой. Характер. Тип). Прототип. Портрет.


IX неделя

лекция 8


2

Автор (автор – творческая личность, и автор в его внутритекстовом, художественном воплощении). Лирический герой.


X неделя

лекция 9

2

Художественное пространство и художественное время.

Условность, относительность и конкретность категорий времени и пространства. Событийное и повествовательное время. Смещение пространственно-временных пластов в художественном произведении.


XI неделя

семинар

2

Анализ литературного произведения на конкретном материале, предложенном преподавателем и в соответствии с указанными вопросами.


XII неделя

II МОДУЛЬ

(письменный)



Темы: Содержание и форма литературного произведения.

Литературный субъект.

Художественное пространство и художественное время.


XIII неделя

лекция 10

2

Родовидовые особенности художественной литературы.

Принципы художественного изображения в литературе.

Характерные особенности эпоса, лирики и драмы как литературного рода, их виды и жанры. Условность границ между ними. Поэма как лиро-эпический род. Эпичность, лириз­м и драматизм как типы эмоционально-смыслового «звучания».


XIV неделя

лекция 11

2

Стиховедение. Отличие стихотворной речи от прозаической. Специфика стихотворной речи.

Силлабо-тоническая система стихосложения и основные поэтические метры: двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры. Виды рифм. Строфика (понятие строфы, виды строф).


XV неделя

лекция 12-13

4

Глобальные тенденции историко-литературного процесса.

Художественный (творческий) метод и литературное направление (течение, школа). Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм. Модернизм (символизм; акмеизм; футуризм).


XVI неделя

лекция 14

2

Художественный стиль (авторский стиль, «стиль эпохи»). Национальное своеобразие литературы. Традиции, преемственность и новатоство. Современное состояние литературоведения как науки.


На самостоятельное изучение (работа с Приложением к лекции)


2

Изучение особенностей различных жанров художественной литературы по Приложению: «Родовидовая и жанровая классификация произведений художественной литературы»)




Презентация реферата

Устный итоговый опрос



Рекомендуемая литература

Базовый учебник:

Введение в литературоведение.Под общ. ред. Л.М.Крупчанова. 2-е изд., исправленное. М. Изд. «Оникс». 2007.

Учебники, учебные пособия, словари:

Введение в литературоведение. Под ред. Л.В.Чернец. М. 2000.

Зенкин С.Н. Введение в литературоведение: теория литературы. Учебное пособие. М. 2000.

Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб. 2004.

Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М. 1979.

Словарь литературоведческих терминов. М. 1974.


6