ы, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно

Остальные рефераты » ы, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно Скачать

Реферат.

http://www.pjatjorochnik.ru


Акселерация и ретардация развития детей и подростков

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

1. Возрастная физиология. Предмет и этапыразвития методы исследования.

2. Рост и развитие организма детей и подростков.

3. Акселерация и ретардация развития.

Заключение.

Список литературы.


Введение.

В странах Европы Северной Америки и некоторых странах Азии и Африки в послевоенные годы стало наблюдаться явление ускорения физического развития детей на уровне целых популяций. Явление это получило название «эпохального сдвига» или «акселерации» (от лат. аccelero – ускорять). Родившиеся в этот период дети стали значительно опережать своих родителей в соответствующем возрасте по массе и длине тела а также по времени достижения половой зрелости. Окончательного объяснения этому феномену так и не найдено. По одной из гипотез этот процесс связывался со значительным повышением уровня жизни и благосостояния населения планеты. Другие ученые предполагают что резко возросший объем информации получаемой детьми с раннего возраста стимулирует деятельность мозга и опосредованно – процессы роста и развития организма. И наконец третья точка зрения сводится к тому что акселерация – явление временное связанное с внешними (например солнечной активностью) или пока необъясненными внутренними причинами колебаний популяционных циклов которые неоднократно наблюдались в истории человечества. Не исключено что в процесс акселерации определенный вклад могла внести каждая из названных причин. Тем не менее в последние 10–15 лет процессы акселерации на популяционном уровне прекратились – как в России так и в странах Европы и Америки отмечено даже некоторое снижение темпов физического развития (ретардация). В данной работе мы более детально рассмотрим явление акселерации и ретардации развития детей и подростков.

1. Возрастная физиология.

Возрастная физиология – это наука изучающая особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза. Она является самостоятельной ветвью физиологии человека и животных в предмет которой входит изучение закономерностей становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути от оплодотворения до конца жизни. Возрастная физиология тесно связана со многими разделами физиологической науки и широко использует данные из многих других биологических наук. Так для понимания закономерностей формирования функций в процессе индивидуального развития человека необходимы данные таких физиологических наук как физиология клетки физиология отдельных органов и систем: сердца печени почек крови дыхания нервной системы и т. д. В то же время открываемые возрастной физиологией закономерности и законы базируются на данных различных биологических наук: эмбриологии генетики анатомии биофизики биохимии и др. Наконец данные возрастной физиологии в свою очередь могут быть использованы для развития различных научных дисциплин. Например большое значение имеет возрастная физиология для развития педиатрии детской травматологии и хирургии антропологии и геронтологии гигиены возрастной психологии и педагогики. Научное изучение возрастных особенностей детского организма началось сравнительно недавно – во второй половине XIX в. На современном этапе развития медико-биологической науки продолжаются исследования в области возрастной физиологии с использованием современных методов исследования. В настоящее время физиологическая наука располагает значительной многосторонней информацией касающейся функциональной деятельности любой физиологической системы детского организма и его деятельности как целого. Для возрастной физиологии важнейшая задача – изучение динамики и закономерностей изменений физиологических функций в процессе индивидуального развития. Ответы на самые разнообразные частные вопросы возникающие по ходу такого изучения дают два метода организации исследования; оба широко применяются в физиологии развития. Это методы поперечного (кроссекционального) и продольного (лонгитудинального) исследований. Для оценки роста и развития ребенка используется набор методик которые традиционно применяются биологическими и медицинскими науками. Первое место в таких исследованиях занимают антропометрические и физиометрические показатели. Антропометрия – это измерение морфологических характеристик тела что позволяет количественно описать его строение. Именно такого рода показатели используются для оценки физического развития детей. Наряду с антропометрическими почти столь же часто измеряют физиометрические показатели. К ним относятся жизненная емкость легких сила сжатия кисти становая сила и др. Эти показатели отражают одновременно и уровень анатомического развития и некоторые функциональные возможности организма. В возрастной физиологии широко применяют физиологические и биохимические методы исследования. Физиологические методы позволяют судить о функциональных возможностях организма и динамике протекания тех или иных функциональных процессов в нем. Для этого используются различные приборы позволяющие количественно регистрировать сами физиологические процессы либо те или иные их физические проявления (например электрические потенциалы вырабатываемые клетками организма в процессе их функционирования). Биохимические методы позволяют изучать состав крови слюны мочи и других жидких сред и продуктов жизнедеятельности организма. Биохимические исследования – важнейшая составная часть изучения эндокринной системы пищеварения кроветворения деятельности почек иммунитета а также целого ряда других систем и функций организма. Важнейшей методологической концепцией в физиологии XX в. следует признать осознание необходимости исследовать любую физиологическую систему в процессе ее функциональной активности. Этот подход весьма актуален и для исследований в области физиологии развития. С этой целью применяются различного рода функциональные пробы. Например дозированные нагрузки (умственные – для выяснения механизмов умственной работоспособности физические – для оценки мышечной работоспособности и ее физиологических механизмов) др. Также используются различные иные методы исследования.

2. Рост и развитие организма детей и подростков. Рост – увеличение длины объема и массы тела детей и подростков. Рост осуществляется за счет процессов гиперплазии – увеличения числа клеток и количества составляющих их органических молекул а также за счет гипертрофии – увеличения размеров клеток. Развитие – качественные изменения заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов и процессов их регуляции. Рост и развитие организма протекают неравномерно – гетерохронно. В неодновременности роста и развития отдельных систем лежит биологическая целесообразность. В первую очередь развиваются жизненно необходимые органы обеспечивающие адаптацию к конкретным условиям внешней среды и выживаемость организма. Неравномерность роста и развития наблюдается и после рождения. Организм ребенка осуществляет процессы газообмена с внешней средой процессы терморегуляции хорошо функционирует сердечно-сосудистая система. В то же время слабо развиты мышцы туловища. Функционально не зрелые многие зоны коры больших полушарий. Проходит немного времени и высокими темпами начинает развиваться нервная система увеличивается масса головного мозга возрастает возможность формирования условных рефлексов и т. д. После 5 лет темпы развития нервной системы снижаются и преобладающее развитие приобретает другая система и так до тех пор пока организм не достигнет определенной функциональной зрелости. Исходя из неравномерного темпа роста и развития организма весь этап достижения функциональной зрелости условно делят на несколько возрастных периодов: период новорожденности; грудной период; период раннего детства; период первого детства период второго детства; подростковый период (период полового созревания или пубертатный); юношеский возраст; зрелый возраст; пожилой и старческий возраст. Гетерохронность развития не отрицает ее гармоничность поскольку является специальной закономерностью состоящей в неравномерном развертывании наследственной информации. Благодаря этой наследственно закрепленной особенности роста и созревания организма обеспечивается его оптимальная адаптация к условиям окружающей среды.

3. Акселерация и ретардация развития. Под акселерацией понимается ускорение темпов роста и развития детей и подростков а также абсолютное увеличение размеров тела взрослых. Этот термин был предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была отмечена при сопоставлении антропометрических данных полученных в начале 20-х годов XX века с данными 30-х годов XIX века когда начали проводить антропометрические исследования детей. В настоящее время выделяют акселерацию эпохальную и внутригрупповую. Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Она проявляется уже на стадии внутриутробного развития. У современных новорожденных длина тела больше на 0 7-1 см а вес на 60-100 г. По мере роста эти различия возрастают. У современных детей раньше происходит становление репродуктивных функций. Существуют доказательства акселерации развития сердечно-сосудистой дыхательной и двигательной систем. Внутригрупповая акселерация – ускоренное физическое развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. Внутригрупповые акселераты характеризуются более высоким ростом большей мышечной силой и возможностями дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание и раньше заканчиваются процессы роста. Таким образом внутригрупповая акселерация часто сочетается с повышением физиологических возможностей организма. Однако индивидуальная акселерация нередко сопровождается дисгармоническим развитием различных систем и функций что приводит к физиологической дезинтеграции и снижению функциональных возможностей. У детей с повышенными темпами развития чаще наблюдаются эндокринные расстройства хронический тонзиллит нервные расстройства кариес зубов повышенное артериальное давление. После 60-70-х годов стали проявляться негативные явления акселерации. В первую очередь диспропорциональность физического развития особенно в сторону избыточности массы тела. Вторым негативным явлением акселерации является уменьшение жизненной емкости легких и снижение мышечной силы. Причиной дисгармоничности физического развития современных детей и подростков является низкая двигательная активность. Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Но существует ряд гипотез причин акселерации их условно можно разделить на 3 основные группы. В первую группу входят физико-химические гипотезы. Е.Кох считал что современные дети подвергаются более интенсивному воздействию солнечных лучей являющихся по его мнению стимулятором роста. По мнению Тайбера стимулирующее влияние на рост и развитие оказывают электромагнитные волны возникающие при работе многочисленных радиостанций. Д’Руддер связывает акселерацию с возможным изменением уровня радиации. Но большинство исследователей склоняются к гипотезе о стимулирующем влиянии отходов промышленного производства. Промышленные отходы оказываясь в воздушной среде попадая с питьевой водой продуктами питания в небольших дозах обладают мутагенными свойствами и поэтому способны оказывать биостимулирующий гетерозисоподобный эффект. Подтверждением могут служить сроки регистрации акселерации в разных странах. Так акселерация первоначально проявилась в Англии Норвегии Франции (с 1830-1840 гг.) в Швеции Дании (с 1860 г.) затем в России Японии и т.д. Во вторую группу входят гипотезы объясняющие акселерацию изменением социальных условий: улучшение питания (Н.Ленч) медицинского обслуживания (М.Кривогорский) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития. Третья группа – это гипотезы согласно которым акселерация является результатом циклических биологических изменений гетерозиса и других явлений. Эффект гетерозиса связан с широкой миграцией современного населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает временным преимуществом в физическом развитии. Более правильным будет согласиться с мнением большинства авторов считающих что причина акселерации лежит в комплексном влиянии ряда факторов причем в разных местах и в разное время ведущая роль принадлежит различным факторам. Анализ материалов последних антропометрических измерений показывает что акселерация не является этапом прогрессирующего увеличения размеров тела человека а представляет лишь фазу в его развитии. Начиная с 70-х годов настоящего столетия в наиболее экономически развитых странах например США Англии Швеции уже отмечено снижение темпов акселерации или даже ее прекращение. По всей видимости для акселерации конец XX и начало XXI столетия будут характерны полной ее стабилизацией а затем возможно началом обратного процесса. Ретардация – явление противоположное акселерации – замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. Биологические механизмы ретардации мало изучены. На современном этапе изучения выделяют две основные причины ретардации. Первая – различные наследственные врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения; вторая – различные факторы социального характера. Наследственные ретарданты как правило к моменту окончания процессов роста не уступают в этом показателе своим сверстникам просто достигают этих величин они на 1-2 года позже. Причиной отставания могут явиться и перенесенные заболевания но они приводят к временной задержке роста и после выздоровления темпы роста становятся выше т. е. генетическая программа реализуется за более короткий срок. Существенное отрицательное влияние оказывает социальный фактор. В меньшей степени – низкий материальный доход семьи и в большей – отрицательный эмоциональный микроклимат окружающий ребенка в семье или в детских учреждениях. Дети воспитывающиеся в условиях недостаточного внимания со стороны родителей и дети воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах отстают в своем развитии на 1 5-2 года от сверстников. Таким образом ретардация не зависимо от причин ее обусловливающих сказывается как на темпах физического так и психического развития.

Заключение.

Изучив представленный материал можно сделать вывод что являясь биологическим объектом природной экосистемы и членом общества человек находится под воздействием сложного комплекса климатических химических радиоактивных электромагнитных шумовых и других факторов своеобразной социально-экономической среды его обитания. Поэтому здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом. По определению принятому Всемирной организацией здравоохранения здоровье — это состояние полного телесного душевного и социального благополучия. Институтом гигиены детей и подростков России предложено более конкретное определение здоровья: «здоровье — отсутствие болезни и повреждения гармоничное физическое развитие нормальное функционирование органов и систем высокая работоспособность устойчивость к неблагоприятным воздействиям и достаточная способность адаптироваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды». Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей так как известно что фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в детском возрасте. Здоровый ребенок — главная задача ближайшего и отдаленного будущего нашей страны так как все перспективы социального и экономического развития высокого уровня жизни науки и культуры — все это является итогом уровня достигнутого здоровья детьми сегодня. Неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков наносят большой социальный и экономический ущерб. Разработка эффективных мер направленных на охрану и укрепление здоровья детей и подростков базируется на данных о состоянии здоровья этих контингентов. Это важно и необходимо потому что весь опыт отечественного здравоохранения все достижения мировой науки свидетельствуют о том что пассивное отношение к охране и формированию детского здоровья надежда на естественные процессы роста и развития ни в коей мере не оправдываются.

Список литературы.

1. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: Изд-во СГУ 1999

2. Безруких М.М. Сонькин В.Д. Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия 2003

3. Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка. – М.: Владос 2000

4. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа 1985

5. Леонтьева Н.Н. Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М.: Просвещение 1986

6. Обреимова Н.И. Петрухин А.С. Основы анатомии физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия 2000

7. Сапин М.Р. Брыксина З.Г. Анатомия физиология детей и подростков. – М.: Академия 2000

8. Хрипкова А.Г. Антропова М.В. Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение 1990