Реферат: «Разработка модели взаимодействия национальных художественных культур: русское искусство Средних веков и Петровской эпохи в контексте западноевропейской ‘системы ценностей‘» - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

«Разработка модели взаимодействия национальных художественных культур: русское искусство Средних веков и Петровской эпохи в контексте западноевропейской ‘системы ценностей‘»

Остальные рефераты » «Разработка модели взаимодействия национальных художественных культур: русское искусство Средних веков и Петровской эпохи в контексте западноевропейской ‘системы ценностей‘»

РЕФЕРАТ ОТЧЕТА

по проекту № 1649 «Разработка модели взаимодействия национальных художественных культур: русское искусство Средних веков и Петровской эпохи в контексте западноевропейской ‘системы ценностей‘» аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)” мероприятие: 2. Проведение фундаментальных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук. Научно-методическое обеспечение развития инфраструктуры вузовской науки, раздел: 2.1. Проведение фундаментальных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук, подраздел: 2.1.3. Проведение фундаментальных исследований в области гуманитарных наук, вид отчета: промежуточный (1-й этап). Руководитель проекта: доктор искусствоведения, профессор Ильина Т.В


Объектом исследования на первом этапе выполнения проекта стали архитектура, живопись и декоративно-прикладное искусство Византии, Западной Европы, Древней Руси, исследовавшиеся в контексте взаимодействия культурных традиций, а также вопросы методологии исследования и преподавания искусствоведения и истории искусств.

Целью проекта в целом является разработка модели взаимодействия национальных художественных культур на основе новых оценочных критериев, через призму которых возможно представить новый, нестандартный научный взгляд на переходные или пограничные периоды истории искусства через ряд антиномий: традиционность-перспективность, национальное-интернациональное, замкнутость- открытость, влияние-инерция, центр-периферия, государство-церковь, художник-коньюнктура, географические антиномии. На первом этапе планировалось изучение узловых точек соприкосновения национальных художественных традиций Византии, Древней Руси и Западной Европы.

Особое внимание было уделено вопросам методологии исследования истории искусства. Было проведено исследование ряда методологических походов, показавшее, что обобщение историко-теоретических исследований в области искусства, творческой и учебно-методической практики позволяет приступить к построению условно-гипотетической (одной из возможных) моделей, в которой раскрывались бы имманентные (внутренне присущие) закономерности связи основополагающих категорий, понятий и специальных терминов.

Такая модель должна иметь системный характер, т. е. обладать иерархической внутренней структурой: многообразие связей ее внутренних элементов (лексических единиц) должно адекватно отражать действительные связи формообразующих феноменов, представляемых на основе предварительного изучения в виде целостной структуры

Основными этапами создания научных предпосылок такой модели являются:

стадия предварительного накопления иконографического и лексического материала;

формирование ситуации повышенного спроса: потребности теоретиков и практиков искусства в обобщении и систематизации опыта дефиниций и структурализации языка;

стадия предварительного определения и обсуждения профессиональной терминологии;

критический анализ существующих и разработка новой системы классификации сведений об искусстве;

создание системной типологии категорий, понятий и терминов художественного, эстетического и технического формообразования;

этап практической апробации теоретико-методической структурной модели дефиниций.

Представляется, что подобная методика адекватно отражает основные этапы исторического развития энциклопедического знания, которое возникает на основе последовательного «восхождения» от эмпирии (практического опыта) к субъективной интерпретации произведений искусства (иконологический метод), а затем, в идеале, к строгой иерархии дефиниций. Такой исторический процесс можно представить следующим образом:

описание отдельных, наиболее характерных качеств произведения искусства;

выявление архетипических (наиболее общих) представлений о группах, видах и классах произведений;

определение тенденций художественного мышления;

отнесение произведений искусства к тому или иному художественному течению, историко-региональному стилю и школе;

соотнесение полученных групп с программами художественных направлений;

выработка структуры систематизации полученного материала.

Проведено исследование особенностей междисциплинарного подхода к изучению межкультурных взаимодействий в области искусства, позволяющее утверждать необходимость междисциплинарного подхода, предполагающего изучение одного предмета с позиций представителей разных областей знаний либо одним исследователем с разных сторон, т.е. многоуровневого подхода. Научный междисциплинарный подход предполагает обязательное соблюдение следующих условий:

определение области изучения в качестве интерканонического (пограничного) объекта в системе традиционной классификации;

выбор комплексных методов (аспектов разных наук), соответствующих свойствам исследуемого объекта;

приведение к целостному виду семантической системы проблем, возникающих при использовании методов разных канонических наук;

формулирование на основании полученной системы (отношений и связей объектов и методов их изучения) научной гипотезы;

проверка (доказательство) научной гипотезы эмпирическим исследованием.

Основным критерием, по которому определяется научная ценность междисциплинарных исследований, отличающих их от банальных спекуляций, является системность, подразумевающая прежде всего соответствие системных методов природе изучаемого объекта.

Анализ архитектурных традиций проводился в первую очередь на материале деревянного зодчества Северной Руси и Новгородской архитектуры XV века.

Подчеркнута непосредственная связь специфического характера социально-политического и экономического развития Русского Севера и искусства этого края. Среди факторов, предопределивших его неповторимое своеобразие, необходимо указать на географическую изолированность Севера от остальных областей России. Следствием этого стала невыгодность и почти полное отсутствие на северных территориях помещичьего землевладения и крепостного права, сковывавшего не только экономическую и личную свободу крестьян, но и их творческую активность. Важным обстоятельством стало и то, что Север был освоен, по преимуществу, новгородцами, и демократическое начало в культуре этих земель сохранялось долгое время и после присоединения Новгородской республики к Москве. Покорение Новгорода в 1478 г. и поход Ивана Грозного 1570 г. имели не только политические последствия. Изменившаяся ситуация в Новгороде и его ближайших окрестностях могла повлечь за собой уход новгородских плотницких артелей («дружин») на Север. Так и обилие памятников деревянного зодчества на Русском Севере отчасти может быть объяснено теми же обстоятельствами, которые ранее способствовали появлению массового строительства в самом Новгороде в XII—XV вв.: принципы организации работ, регулирования взаимоотношений мастеров с «коллективными» заказчиками были практически идентичными. Важно и то, что Север в какой-то степени унаследовал новгородскую оппозиционность единой централизованной государственной власти. Например, развивая земское самоуправление, крестьяне в обустройстве своей жизни полагались на себя, а не на указы из далекой Москвы, которые могли доходить до них месяцами. Этот аспект затрагивал и все остальные стороны повседневной деятельности жителей Севера, где храмостроительству и церковному искусству отводилась одна из первенствующих ролей. Отсюда северная архитектура более независима, она почти не подпадает под регламентирующее начало и продолжает жить по своим внутренним законам, уходящими корнями в древнерусское прошлое (недаром шатровая форма храмового покрытия сохраняется в деревянном зодчестве до середины XIX в.).

Таким образом, многовековой опыт и совершенство технологий, дешевизна и доступность материала, отлаженные процессы организации строительных работ, географическая удаленность от Москвы и епархиальных центров, и, как следствие, относительная независимость от контроля со стороны архиереев и свобода от помещичьего экономического гнета привели к творческому «раскрепощению» русских северных зодчих, создавших тысячи памятников деревянной архитектуры. Даже, несмотря на недолговечность и целенаправленное их уничтожение в ХХ в. и нынешнюю угрожающую статистику гибели этих сооружений, Россия до сих пор остается страной с наибольшим количеством сохранившихся шедевров деревянного зодчества, опережая Норвегию и Украину, страны, которые также по праву гордятся своим деревянным архитектурным наследием.

Исследование новгородского материала позволило прийти к следующим выводам:

В 1430–1450-е гг. в Новгородской земле распространяются храмы с подцерковьем, возникшие, видимо, в первой трети XV в. Устройство подцерковий существенно изменило характер решения интерьеров церквей, в частности из строительной практики постепенно исчезают хоры.

В типологическом отношении новгородское строительство 1430–1460-х гг. было на редкость разнообразным: возводятся оборонительные сооружения, жилые, хозяйственные и служебные постройки, колокольни, ведутся ремонтные работы. Строятся церкви достаточно редких типов: сенные, надвратные храмы. При Евфимии появляются каменные храмы с трапезными палатами, возведение таких храмов продолжилось и при архиепископе Ионе. Некоторые церкви окружают с нескольких сторон пристройки-галереи (церкви св. Михаила на Михайловой ул., св. Ильи на Славне). В истории новгородской архитектуры до этого времени не было эпохи, столь разнообразной по типологии построек.

С именем Евфимия II связано строительство комплекса зданий Владычного двора, в том числе возведение нескольких гражданских построек, а также многочисленных надвратных и сенных церквей. Подобных сложных архитектурных ансамблей до той поры не строили не только в Новгороде, но и вообще на Руси. Уникальные комплексы каменных зданий формируются в эти годы в пригородных монастырях: Вяжищском, Хутынском, и Отенском.

В 1430–1440-е гг. появляются первые в новгородской земле каменные храмы в погостах. Кроме того, документы начала XVII в. (роспись 1615 г.) упоминают многочисленные каменные погостские храмы, не исключено, что некоторые из них были построены еще в XV в.

Зодчие Ионы Отенского применяют для перекрытия основного объема храма деревянные перекрытия; в двух памятниках 1460-х гг. (церкви св. Дмитрия Солунского и св. Симеона Богоприимца) мы встречаемся с необычной формой покрытия фасадов (на шестнадцать скатов).

В архитектуре Евфимиевского времени, прежде всего, в постройках Владычного двора, нам встречаются некоторые готические приемы, до той поры не применявшиеся в памятниках новгородского зодчества (слепые ниши, нервюрные своды, лусковая кирпичная кладка и т.п.).

В середине – второй половине XV в. несколько меняются и принципы оформления фасадов. Если в XIV — начале XV в. основными элементами, образующими декоративное целое фасадов новгородских храмов, были закладные и кирпичные кресты, розетки, короткие отрезки декоративной кладки, а также сочетание окон различной формы (со стрельчатым завершением, с горизонтальной перемычкой), то в середине – второй половине XV в. происходит смена ориентиров — доминируют окна одного типа, причем они расположены стандартно, фасады украшают ряды декора, в котором чередуются три основных мотива: бегунец (кирпичи, поставленные на угол), поребрик (кирпичи, поставленные на тычки) и зубчики (низкий поребрик — кирпичи, поставленные на ложки). На смену асимметрии, свойственной фасадам храмов второй половины XIV — начала XV в., приходит симметрия, декор имеет строчный характер, помимо общей вертикальной оси, которой подчиняется построение фасадов всех памятников новгородской церковной архитектуры, появляется и вторая, горизонтальная ось.

Фасады некоторых храмов (Никольская церковь Вяжищского монастыря, церковь св. Михаила на Михайловой ул., св. Сергия) приобрели дополнительные горизонтальные членения — отливы. Эта черта необычна для новгородской архитектуры, где в XII–XIV вв. отсутствуют горизонтальные членения фасадов. Надо, впрочем, отметить, что большого распространения в зодчестве XV в. эта особенность не получила.

Новациями отмечена и технико-технологическая сторона зодчества: меняется тип кирпичей и характер известкового раствора, появляются постройки, возведенные только из кирпичей (церкви св. Сергия, св. Симеона Богоприимца), из практики строительства постепенно уходит ракушечник, ранее применявшийся в качестве основного строительного материала. Нельзя не отметить, однако, ухудшение качества строительства — некоторые постройки 1430–1450-х гг. разрушались вскоре после окончания строительных работ.

Архитектурная тема была освещена также на византийском и западноевропейском (готическом) материале. Изучение происхождения трехлопастных форм в готическом искусстве стало еще одним подтверждением формирования готики под воздействием различных художественных традиций, преобразовывая которые западные мастера и создавали свои неповторимые произведения. Позаимствовав форму трифолиев из арабских памятников, а классическую трехлопастную форму из Византии, они выработали на их основе стрельчатую трехлопастную форму, которая и послужила толчком к созданию новых форм в период зрелой и поздней готики.

Важным дополнением к исследованию трехчастных форм в архитектуре стали работы по изучению средневековой традиции обрамления миниатюр с помощью трехлопастных форм. Исследование было проведено на материале византийских, западноевропейских и древнерусских памятников X – XVI веков и позволлило включить данную структуру в тотальную образность в богословском и искусствоведческом смыслах, связав ее с христианскими идеями восхождения, иерархии и триединства


Результатами работы по первому этапу проекта стали:

Теоретический анализ методологических и теоретических аспектов взаимодействия культур в западноевропейском и русском искусстве, включающий в себя

разработку системного подхода к терминологии в художественном, эстетическом и техническом формообразовании;

определение связей и различий методики системного подхода и междисциплинарных исследований в искусствознании;

анализ теории прогрессивного циклического развития искусства в российском искусствознании и истоки ее формирования и перспектив развития;

исследование проблемы композиции в отечественном искусствознании XX века;

Сбор материалов и обобщение данных по истории и семантике трехчастные формы в искусстве Византии, Западной Европы и Древней Руси, включающий в себя:

Исследование трехлопастных форм в готическом искусстве Западной Европы;

Исследование трехлопастных обрамления средневековых миниатюр Византии, Западной Европы и Древней Руси;

Анализ трехлопастной формы на основе психологии восприятия

Сбор материалов и анализ типологии деревянного зодчества Северной Руси, включающий в себя:

Изучение эволюции деревянного зодчества Северной Руси;

Обоснование актуальности изучения русского деревянного зодчества;

Разработку периодизации и вариантов классификации деревянных культовых сооружений

Сбор материалов и анализ самобытности Новгородской архитектуры XV века

Сбор и обобщение материалов по вопросам теории, истории и проблем преподавания искусствоведения, включающий в себя:

Изучение «теории двух установок зрения» и методики преподавания искусства

Изучение русской школы декоративно-прикладного искусства как одиного из источников системы современного дизайнерского образования

Ряд результатов работ по первому этапу проекта был внедрен в систему высшего образования. В частности, подготовлен учебный план дисциплины «Деревянное зодчество Скандинавии, для магистрантов первого года обучения по направлению «Искусствоведение. История искусства». Данный курс, впервые внедряющийся в систему гуманитарного образования России, затрагивает не только проблематику деревянного зодчества Северной Европы, но и ставит вопрос о соприкосновении и взаимовлиянии строительных технологий в приграничных регионах Руси и Скандинавии. Подобный ракурс становится одним из аспектов разрабатываемой модели взаимодействия художественной культуры Древней Руси и тех стран, с которыми ее контакты были наиболее интенсивными. Курс рассчитан на один семестр и включает 17 двухчасовых тем.

Подготовлено к публикации развернутое учебно-методическое пособие «Русское деревянное зодчество», в котором затрагиваются основные аспекты истории русского деревянного зодчества, наиболее полно представленного в церковной архитектуре Русского Севера. Памятники традиционно делятся на основные типологические группы – клетские, шатровые, кубоватые, ярусные и многоглавые, характеризующие наиболее распространенные объемно-пространственные решения в церковном деревянном зодчестве. Вместе с тем предлагается и дополнительная, региональная классификация построек, при которой учитывается местная специфика, зачастую влияющая на архитектурное формообразование и задающее целые направления в его развитии.

Рассмотрение памятников архитектуры Русского Севера предваряется историческим экскурсом, посвященным особому месту деревянного зодчества в древнерусской художественной культуре, а также развернутой систематической библиографией русского деревянного зодчества, планируемой в качестве отдельного Приложения к пособию.

Предполагаемое издание имеет не только учебно-педагогическую направленность, но и предназначена для исследователей древнерусского искусства и русской национальной культуры в целом. Содержательная составляющая более подробно освещена в Разделе 3 Промежуточного отчета.

В дальнейшем необходимо интегрировать результаты исследований в учебные дисциплины подготовки магистров искусствоведения, разрабатывать специальные курсы и разделы общеобразовательных курсов для искусствоведов, историков, культурологов, дизайнеров.