Реферат: Авторское выполнение научных работ любой сложности грамотно и в срок - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Авторское выполнение научных работ любой сложности грамотно и в срок

Остальные рефераты » Авторское выполнение научных работ любой сложности грамотно и в срок

www.diplomrus ®

Авторское выполнение научных работ любой сложности – грамотно и в срок

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ...4


ГЛАВА 1. НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ КАК ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ...12


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ КАК ОБЪЕКТОВ ЭТНОДИЗАЙНА...33


2.1. Исторические особенности развития народных ткацких, кружевных, вышивальных художественных промыслов...33


2.2. ociювиые положения методики исследования изделий народных промыслов на базе аспектов дизайн-технологий...38


2.3. художественно-констуркторский анализ и исследование образного построения изделий народных ткацких, кружевных, вышивальных художественных промыслов...39


2.3.1. Ткацкие промыслы...39


. I. Из истории российских ткацких художественных промыслов...39


.2. Ткани северных регионов России...47


.3. Ткани южных регионов России...50


2.3. 2.3. 2.3. 2.3. 2.3.


.4. Пилы ткачества...55


.5. Определение характерных композиционных элементов и частоты их встречаемости в изделиях


ткацких художественных промыслов...64


2.3.2. Кружевные промыслы...74


2.3.2.1. Основные этапы развития русского коклюшечного кружева...74


2.3.2.2. Анализ образцов кружевных изделий народных промыслов...77


2.3.2.3. Определение частоты встречаемости композиционно-конструктивных элементов в кружевных изделиях по регионам России...91


2.3.3. Вышивальные промыслы...96


2.3.3.1. Из истории развития русской народной вышивки...96


2.3.3.2. Анализ образцов русской народной вышивки...102


2.3.3.3. Композиционный строй и изобразительные мотивы вышивки...112


2.3.3.4. Технико-технологические средства как способы создания художественного образа вышивки.. 118


2.3.3.5. Применение вышивки в русском народном костюме...121


2.3.3.6. Определение частоты встречаемости средств композиции в русской вышивке...128


ГЛАВА 3 РОЛЬ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО УЧИЛИЩА ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ И В ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ ЭТНОДИЗАЙНА...135


3.1. Народные художественные промыслы и учеьнык заведения по подготовки специалистов...135


3.2. к вопросу об истории училища...137


3.3. Преподаватели училища...144


3.4. Система подготовки специалистов по ткачеству, кружевоплетепию и вышивке...147


3.5. Творческая работа выпускников училища...158


3.6. Участие студентов училища в выставках и конкурсах...164


ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ...167


ЗАКЛЮЧЕНИЕ...169


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...171


ИЛЛЮСТРАЦИИ...184

Введение


ВВЕДЕНИЕ


Народное искусство - наше материальное и духовное богатство. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть отечественной культуры.


Своеобразной формой народного искусства являются народные художественные промыслы. Сохраняя нравственные идеалы национальной культуры, художественные промыслы накапливают уникальный опыт коллективного и индивидуального художественного творчества, ручного и механизированного производства. На протяжении столетий создавались многообразные изделия, сформировавшиеся как объекты гармоничной материальной предметной среды, окружающей человека и служащей ему.


Существующие в промыслах национальная стилистика и художественная образность соответствовали высоким критериям художественного качества, отражали традиции и вкусы народа, сделав их носителями истинных духовных и пластических ценностей. В этом качестве промыслы подошли к концу XX века.


Однако теперь, находясь, как и другие формы художественного творчества, в кризисном состоянии, народные промыслы вовлечены в самые динамичные и противоречивые социально-экономические и культурные процессы нашего времени. Они нуждаются в комплексном анализе специалистов, с тем чтобы адекватно включиться во всё более ускоряющийся процесс развития современной культуры.


Профессиональные художники многих поколений всегда находили и будут находить в богатейшем арсенале народного искусства черты, созвучные современности, и плодотворно используют их в своем творчестве. В настоящее время существует устойчивый интерес специалистов к тем областям народного творчества, которые нацелены на создание совершенных эстетических и практических свойств объектов материальной среды. В значительной мере этот интерес сосредоточен в области дизайна, объекты которого сочетают в себе совокупность эстетических, функциональных, эргономических и технологических свойств. Все эти черты присущи и предметам народного материального искусства, которое можно с полным правом назвать этнодизайном.


В этой связи необходимо отметить, что существующая система художественных ремесел не является «художественной резервацией», существующей вне времени и пространства, она развивается в соответствии и с учетом современных требований к изделиям, технологичности их изготовления, а также конструкции, композиции и орнамента. Они заложены в художественных


традициях народного творчества и могут служить базой для современного дизайн-проектирования при соблюдении одного, но очень важного, условия. Так, по мнению Г.К.Вагнера (29, с. 266)1, традиции немыслимы без развития, но при непременном условии сохранения главных фольклорных принципов народной поэтической образности. Никакая «вторая», или «третья», редакция народного искусства невозможна, если не будет соблюдено это условие.


Во ВНИИТЭ уже проводились исследовательские работы в области изучения особенностей крестьянской культуры и ремесла. Большой вклад в данном направлении внесли Н.В. Воронов и СО. Хан-Магомедов. Некоторые аспекты этой проблематики присутствуют в теоретических исследованиях Е.В. Жердева и А.А. Грашина. Актуальность продолжения этой работы обоснована тем, что включение в систему деятельности народных промыслов принципов дизайн-проектирования может существенно обогатить эту область отечественной культуры. С другой стороны, использование традиционного опыта в сфере предметной культуры может способствовать развитию творческих процессов в самой дизайнерской деятельности.


Кризисное состояние, в котором находятся в наше время народные промыслы, делает особенно значимым решение проблем преемственности и передачи накопленного художественного опыта. С нашей точки зрения, практически единственными путями сохранения и развития народного искусства являются подготовка специалистов, передача молодым художникам знаний и навыков, выработанных поколениями народных мастеров. Только в этом случае можно надеяться, что традиции народного искусства не погибнут, а будут жить и воздействовать на становление нравственно-эстетического мировоззрения современного человека.


Одним из верных хранителей народного опыта, школой народных традиций, передающей их последующим поколениям на высоком профессиональном уровне, на протяжении 85-ти лет является Московское художественное училище прикладного искусства (МХУПИ). Это учебное заведение воспитало немало известных мастеров, которые своим творчеством не только значительно обогатили многие народные промыслы, но и способствовали их развитию в непростых условиях современной действительности. Вместе с тем вся сложная структура педагогического и учебного процесса МХУПИ направлена на поиск новых возможностей в таких традиционных видах народного искусства, как ткачество, кружевоплетение, вышивка, органично входящих в систему народного костюма.


1 В скобках сначала указывается порядковый номер источника, стоящего в «Списке литературы», затем проставляются страницы.


Одновременно идет активное интегрирование современных направлений в искусстве и дизайне в комплексную структуру обучения, освоение новых технологий в учебном процессе.


В данной диссертации предпринята попытка осмысления современных перспектив развития народного искусства, которые обрели крепкую фундаментальную исследовательскую базу, составляющую основной блок профессионального образования в МХУПИ. Это, в свою очередь, определило необходимость изучения истории создания и специфики МХУПИ в контексте современного художественного образования и обобщения богатого опыта, накопленного училищем за годы своего существования.


Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:


- необходимостью решения проблемы преемственности художественного опыта, накопленного поколениями народных мастеров, которая напрямую связана со сферой художественного образования;


- важностью овладения теоретическими знаниями и практическими навыками современного дизайна, обладающего богатым арсеналом проектных и конструкторских приемов, культурная значимость которого проявляется в организации предметной среды, синтезе различных видов искусств, в том числе и прикладного, а значит, имеющего непосредственное отношение к преемственности, стилеобразующим процессам, основанным на культурных традициях, что способствует наиболее эффективному осуществлению практических дизайнерских решений.


Целью настоящей работы является установление исторически сложившихся закономерностей композиционно-конструктивного построения изделий народных промыслов (ткачества, кружевоплетения, вышивки), определение их связей со спецификой профессионального образования в МХУПИ для внедрения и использования методик, образных и семантических систем, свойственных народному искусству, в современных дизайнерских разработках.


Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:


- Аналитический обзор литературных, иллюстративных и архивных источников, посвященных проблемам народного искусства, художественных промыслов и образования в этой области.


- Исследование традиционного применения выразительных элементов и композиционных средств в художественных промыслах: ткачество, кружевоплетение, вышивка.


Проведение художественно-конструкторского анализа репрезентативной выборки образцов и статистической обработки экспериментальных данных для определения частоты встречаемости комплекса композиционных приемов.


Блок-схема диссертационного исследования


Аналитический обзор литературных и иллюстративных источников


Художественно-конструкторский анализ произведений народных


художественных


промыслов как объектов


этнодизайна


Особенности


подготовки


специалистов для


народных


художественных


промыслов в аспектах


современного дизайна


Кружевоплетение


Вышивка


Ткачество


Роль МХУПИ в сохранении и развитии традиций


народных художественных промыслов и в


формировании концепции этнодизайна


рис. 1


Теоретической и методологической основой исследования является системно-комплексный подход, позволяющий рассматривать предметы и явления народного искусства в плане их исторического развития и в свете современных художественных и образовательных процессов. Исследование опирается на научные труды в области теории и истории народного искусства, этнографии, музееведения, педагогики, на методику художественно-конструкторского анализа. В диссертации применены методы теории и практики дизайна с его оперативностью, нацеленностью на конкретные социо-культурные результаты, обеспечивающие включение художественного, материального и технологического богатства народных промыслов в общероссийский культурный потенциал.


Объектами исследования стали:


- образцы изделий народных промыслов (ткачества, кружевоплетения, вышивки), напрямую связанные с искусством костюма, из собраний Государственного исторического музея (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Музея декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Орловского краеведческого музея, Орловского музея изобразительных искусств, Мценской картинной галереи (Орловская область), Курского краеведческого музея, Воронежского краеведческого музея, личных коллекций исследователей народного искусства, методического фонда музея МХУПИ;


- архивные документы по истории МХУПИ;


- учебно-методические разработки педагогического коллектива МХУПИ;


- образцы применения традиций ткачества, кружевоплетения, вышивки в современном дизайне.


За пределами рассматриваемого в диссертации материала остались требующие специальных исследований такие виды народных промыслов, как резьба по дереву, лаковая миниатюра, художественная обработка металла и ковроткачество, по которым также осуществляется подготовка специалистов в МХУПИ.


Предметами исследования являются образцы народных изделий и используемые в них композиционные приемы, элементы и средства, а также методические принципы проектирования современных дизайнерских изделий на основе традиций художественных промыслов, развиваемых в МХУПИ.


Научная новизна диссертации заключается в следующем:


- систематизирован и обобщен исторический и искусствоведческий материал по художественным промыслам: ткачеству, кружевоплетению и вышивке, органично входящим в систему как народного, так и современного костюма, предметной среды;


- на основе сравнительного художественно-конструкторского анализа образцов ткачества, кружевоплетения, вышивки выявлены и обобщены их региональные композиционные особенности;


- рассмотрены технические приемы и образные средства, характер их трансформаций в современных изделиях;


- проведен графический и статистический анализ образцов ткачества, кружевоплетения и вышивки и выяснена частота употребления наиболее распространенных структурных композиционных элементов;


- на основе поиска и изучения архивных материалов определены основные этапы истории Московского художественного училища прикладного искусства, прослежены теоретические и методические основы учебного процесса;


- выявлены взаимосвязи методических принципов, используемых в МХУПИ, и традиционных практик народного искусства, предприятий художественных промыслов;


- составлен каталог экспонатов произведений из музея МХУПИ;


- определены основные тенденции и методики применения традиций народного искусства в практике современного дизайна.


Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе изучения исторического развития ткачества, кружевоплетения и вышивки разработаны принципы и методы, интегрирующие теорию и практику народного искусства в систему учебного процесса МХУПИ, намечены конкретные пути по сохранению и развитию художественных промыслов, использованию образцов народного искусства в современном дизайн-проектировании костюма, интерьера, предметов быта. По сути, они заключаются в подготовке квалифицированных специалистов, не только владеющих всеми традиционными художественно-технологическими приемами, но и актуальными методиками и образными системами современных проектных практик. Подобная направленность воспитания мастеров не позволит народному искусству исчезнуть; напротив, оно будет воспринято как пластическая и семантическая основа для художественно-конструкторских решений в дизайн-проектировании одежды и предметной среды.


Материалы диссертации и выводы, полученные в данном исследовании, могут быть полезными для художественной практики дизайнеров и современных мастеров народного искусства, а также могут быть применены в системе специального художественного образования.


Конкретные результаты научно-исследовательской работы заключаются также во введении в практику дизайнерской и искусствоведческой деятельности, ранее не использованных в качестве творческого источника училищных фондов -старинных и современных изделий из музея МХУПИ. Они могут быть с успехом применены в моделировании одежды, проектировании интерьеров. С этой целью можно пользоваться составленным каталогом экспонатов музея. При рассмотрении


9


произведений народного искусства в качестве образцов для инновационных дизайнерских решений появляется возможность методически строить художественно-конструкторское проектирование на основе комплекса наиболее часто встречающихся композиционных и технологических приемов, выявленных в процессе проведения настоящего исследования.


Личный вклад автора диссертации состоит в постановке и разработке данной темы, основные положения которой были опубликованы в статьях и изложены в докладах на научных конференциях.


Апробация и внедрение результатов диссертации. Основные научные и практические результаты диссертационной работы были представлены и получили высокую оценку при проведении мероприятий различного уровня значимости, таких как:


- Межвузовская научная конференция «Современные проблемы текстильной и легкой промышленности», Москва, 1996;


- II Международная выставка «Православная книга и современное церковное искусство», Государственная Третьяковская галерея, 1997;


- Всероссийская конференция «Современные проблемы подготовки кадров для предприятий народных художественных промыслов» Ассоциации «Народные художественные промыслы», 1997;


- научно-методический семинар кафедры «Технология швейного производства» РосЗИТЛП, Москва, 1995-2002;


- заседания кафедры прикладного искусства Московского государственного художественно-промышленного университета им. Г.С. Строганова, 1997-2002;


- IV научная конференции Государственной Третьяковской галереи «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства», Москва, 1998;


- в рамках благотворительной программы «Молодые дарования», 1997-1998 (отбор образцов для внедрения в производство);


- конкурс «Заводной апельсин», Москва, 1998;


- Межвузовская научно-методическая конференция «Проблемы совершенствования высшего заочного образования», Москва, РосЗИТЛП, 1999;


- выставка-конкурс «Святыни славянского мира», Москва, 2000;


10


- I Московская Международная выставка-ярмарка сувениров и подарков «Сюрприз-2000»;


- I Московская выставка-ярмарка народных художественных промыслов России «Ладья-2002»;


- X, XI и XII Всероссийские выставки-конкурсы работ молодых мастеров народных художественных промыслов России «Молодые дарования», 2001, 2002 и 2003;


- второй, третий, пятый окружные открытые Строгановские фестивали молодых дизайнеров, Москва, 1999, 2000,2002;


- Студенческий Фестиваль рекламы Miracle, Москва, 2002;


- выставка «Поэзия предметов быта: традиции и современность», Москва, РГБИ, 2003.


Изучение научных и документальных источников, работа с редкими оригиналами - образцами народного искусства, введение в научный оборот коллекции музея и фонда МХУПИ, новых методик преподавания основ художественных промыслов обеспечили достоверность исходных методологических и теоретических позиций, целостный подход к решению поставленной проблемы, что, соответственно, служит критерием научной обоснованности выводов.


И


Глава 1. Народные художественные промыслы как часть национальной культуры России


Народные художественные промыслы как часть отечественной культуры и своеобразная форма народного искусства постоянно находятся в сфере внимания исследователей. Рост национального самосознания, подъем патриотизма, вызванный победой России в Отечественной войне 1812 года, усилил интерес русского общества ко всему исконно ему, народному. На разных этапах развития промыслов особое внимание уделялось их месту и роли в художественной культуре, которая к середине XIX века активно ориентировалась на сохранение и развитие традиций русского искусства.


Деятели культуры В.В. Стасов, С.А. Давыдова, представители Абрамцевского кружка, в частности, Е.Д. Поленова, Е.Г. Мамонтова, организовавшие мастерские народных ремесел, М.К. Тенишева, создавшая аналогичные мастерские в Талашкино, обратились к собиранию художественного наследия народного искусства и изданию специальных альбомов с воспроизведением рукотворных образцов творчества народных мастеров, чтобы на этой основе формировать новый стиль искусства, отвечающий духу нового времени.


Коллекционирование и изучение материалов народного искусства во второй половине XIX века имело в значительной степени практические цели. Активная поддержка кустарей со стороны земских учреждений сопровождалась организацией ремесленных мастерских, в которых мастера повторяли «классические» образцы прошлого, создавали по проектам и рекомендациям художников новые, более современные вещи. Здесь же, а также в специально организованных школах шла подготовка учеников для работы по определенному виду художественного ремесла.


Одновременно был поставлен вопрос об использовании новых форм подготовки мастеров промыслов, поскольку ранее традиционное ученичество сводилось к освоению основ ремесла, теперь все чаще подчеркивается необходимость воспитания художника, способного свободно развивать традицию в рамках определенного промысла. По сути, ставился вопрос о переходе к профессиональному обучению мастера как художника, знающего специфику декоративно-прикладного искусства. Эта проблема стала одной из центральных в теории и практике развития художественных промыслов. Ее актуальность и значимость подтверждают дискуссии, возникавшие на конференциях научно-практического характера уже в начале XX века.


12


Наиболее резко спор «О степени вмешательства интеллигентных художников в народное творчество» (так назывался один из докладов) разгорелся на состоявшемся в 1911 году Всероссийском съезде художников. Противостояние разных точек зрения на развитие народного искусства заключалось в том, что сторонники бережного отношения к творчеству народных мастеров, по существу, призывали художников не подменять своими образцами подлинных изделий, которые создавались в русле традиций местной культуры.


Сами же художники, работавшие в училищах и школах, где готовилась новая смена мастеров, считали, что в XX веке народное искусство будет служить своими изделиями, не только деревне, но и городу, а поэтому кустарей надо превращать в образованных, по-новому мыслящих людей. Но, осуждая в своей резолюции вредную для народного творчества практику внедрения образцов, выполняемых художниками, съезд не определил позиции в отношении подготовки мастеров к творчеству, отметив лишь важность ознакомления их с лучшими произведениями народного и профессионального творчества.


В 20-е годы XX века, обозначившие масштабную работу по восстановлению и развитию народных художественных промыслов, практические действия в сфере производства художественных изделий нуждались в историческом и теоретическом осмыслении этого процесса. Именно тогда и закладываются основы той области искусствоведения, которая связана с исследованием народного искусства.


Первой работой, всесторонне освещающей особенности народного творчества в его бытовой, материальной сфере, явилась книга B.C. Воронова «Крестьянское искусство», изданная в 1924 году. Автор подчеркивает глубокие корни народного искусства, устойчивость и содержательность его мотивов, разрабатывает положения, важные для функционирования промыслов в новых экономических условиях. В частности, ученый высказывает мысль о родстве крестьянского искусства с городским ремеслом, что расширило существовавшее представление о народном искусстве как о творчестве сельских мастеров.


Учитывая опасность конкуренции промыслов с фабричным производством, выпускающим художественные изделия, B.C. Воронов пишет статью «Крестьянское искусство и кустарная художественная промышленность» (45), в которой говорит, что сохранение специфики творчества и художественно-технических навыков мастерства, присущих народному искусству, обеспечит нормальное развитие кустарных промыслов. Статьей «Кустарь-мастер и руководитель-художник» (45) B.C. Воронов откликается на проблему взаимосвязи


13


художников-профессионалов с кустарями. Он предостерегает художника от подавления творческой инициативы мастера рекомендациями.


Еще ближе к интересующей нас проблематике подошел А.В. Бакушинский (7, с. 8). Он проводит исследование народного искусства и его специфики на материале художественных промыслов. В своих работах он рассматривает и сопоставляет народное и «профессиональное» творчество, выявляет тенденцию их сближения, отмечает складывающееся равновесие коллективного и личного творческого начала как новое качество современного народного искусства.


В 30-е годы расширяется круг исследователей народного искусства. Вместе с искусствоведами изучением народного творчества занимаются историки, археологи, этнографы. Их работы помогают уточнить происхождение мотивов и образов древнерусского искусства, сохраняющихся в произведениях народных мастеров, создающихся в XX веке. Собирательская и научная деятельность обеспечивает активную практическую работу с мастерами художественных промыслов. Первые публикации собранных и систематизированных материалов по искусству отдельных центров народного творчества помогают формированию художественных особенностей промыслов резьбы и росписи по дереву, кружеву, вышивке. Эти материалы оказывали помощь в деятельности учебных заведений в промысловых регионах.


Великая Отечественная война остановила активный процесс исследования народного искусства и развития промыслов. Он возобновился уже с середины 40-х годов, когда в эту работу включились теоретики, искусствоведы, художники. На фактическом материале прослеживаются закономерности творчества, формируются основные понятия специфики народного искусства, определяются пути сохранения и развития национальных традиций в многонациональной культуре России.


Принятые в 40-50-е годы государственные постановления определили задачу дальнейшего развития народных художественных промыслов. Расширение производства художественных изделий в традиционных центрах народного искусства и возрождение заглохших промыслов представляют качественно новый этап в жизни промыслов, связанный не только с проблемами экономического характера, но и с возвратом к уточнению специфики народного искусства.


Большой вклад в изучение народного искусства и культуры России внесли научные труды П.Г. Богатырева (14), И.Я. Богуславской (15-21), Г.К.Вагнера (29-31), В.М.Василенко (34-39), В.С.Воронова (44-45), А.С. Канцедикаса (71-75), Г.С.Масловой (101,102), М.Л.Некрасовой (112-120), Т.М.Разиной (144-150),


14


Б.А.Рыбакова (153-155), И.Н.Савельевой (156-161), А.Б.Салтыкова (162), Н.Н. Соболева (167). Исследования этих авторов рассматривают народное искусство в историческом, этнографическом, философском, эстетическом, искусствоведческом, социальном и педагогическом аспектах.


Так, в монографических трудах В.М. Василенко (34-36) подробно анализируется история народного искусства от истоков ее зарождения до начала 70-х годов XX века.


Широко и многогранно история и современность народного искусства рассматривается в трудах М.А. Ильина, более известного капитальными исследованиями по русской архитектуре. Начиная с книги «Русское декоративное искусство» (64), изданной в 1959 году, историк русского искусства часто выступает со статьями, в которых стремится обозначить пути развития промыслов и промышленного производства, видя в них две стороны современного декоративно-прикладного творчества.


Труды академика Б.А.Рыбакова (153-155) на примере изделий мастеров прошлого исследуют исходную базу единства искусства и ремесла, союз которых определяет и более позднее творчество ремесленников.


Одна из важнейших проблем народного искусства - проблема традиции и новаторства в современных условиях.


Сама по себе традиция - понятие полифоническое. В народном искусстве живут традиции коллективного творчества и индивидуальной личности, потому что, как мудро отмечал Н.Н. Пунин: «Подлинно творческие традиции очень часто не выражаются во внешнем сходстве и в прямых заимствованиях и могут быть скрыты во внутреннем смысле творческого развития художника, его основных тенденциях, иногда даже вовсе не осознаваемых самим художником» (136, с. 63).


Большинство учёных под традиционностью народного искусства понимают древность его образов, форм и приёмов, устойчивость их сохранения и преемственность освоения. Это И.Я. Богуславская (15-21), В.М. Василенко (34-36), B.C. Воронов (45), Т.М. Разина (144-150), Б.А. Рыбаков (153-156) и другие.


В отличие от них М.А. Ильин (65) усматривает в традициях народного искусства лишь прошлое, не видя никаких связей с современностью. По его мнению, в этом заключается отсталость народного искусства (65). С этим нельзя согласиться.


По словам исследователя народного искусства и художественных промыслов В.М. Василенко: «Народное искусство всегда состояло из творчества


15


индивидуальностей, исповедовавших общие взгляды и общее понимание красоты» (35, с. 294).


Путь формирования и развития традиций в народном искусстве и промыслах, сложившихся исторически под воздействием конкретных социально-экономических, природно-географических и культурных условий, по мысли И.Я. Богуславской, заключается, естественно, ни в одних технических приёмах и мастерстве (например, резьба по кости, ткачество), не исчерпывается лишь орнаментальными мотивами, как в поволжском аканте, холмогорской раковине и т.п. «Уровень современных знаний, - отмечает И.Я. Богуславская, - позволяет рассматривать народное искусство как сложную художественную систему, обладающую специфическими законами строения и развития» (21, с. 25).


Но сколько бы «копий» ни ломалось при разговоре о традициях — их носителем являются люди - мастера, творцы народного искусства. И залогом жизненности успехов искусства народных промыслов является постижение и творческое развитие традиций местного искусства (21, с. 39).


Как величайшую функцию культуры воспринимает традицию П.И. Уткин (179). Он связывает с ней многие устойчивые явления человеческой жизни, которые называют вечными истинами.


В работах И.Я. Богуславской, М.А. Некрасовой и близких к их позиции ученых, художественные промыслы рассматриваются прежде всего как производственная сфера, аналогичная фабрично-заводской и потому мешающая, по мнению исследователей сохранению традиций и развитию творчества мастеров.


Наиболее последовательно эта точка зрения выражена в книге М.А.Некрасовой «Народное искусство как часть культуры» (1983), ставшей обобщением многих статей автора, посвященных народному искусству и художественным промыслам (118).


Определяя степень значимости отдельных форм существования народного творчества и не исключая промыслы из структуры народного искусства, М.А. Некрасова все же отводит промыслам в их организационно сложившемся варианте мастерских или предприятий на последнее (четвертое) место. Она указывает на то, что для промыслов кадры готовятся через профтехшколу или училище, где будущего мастера воспитывают... путём сознательной установки на данный вид творчества», в то время как в настоящем промысле действует, как правило, врождённое (подчёркнуто - А.Т.) классическое видение мира, опыт наследуемого мастерства от отца к сыну, от мастера к мастеру одной деревни, одной школы» (118, с. 343).


16


Сопоставление разных мнений о художественных промыслах говорит о том, что теоретические положения зачастую далеки от живой практики развития процессов духовной и материальной культуры.


Примерно то же самое происходит с определением роли художника на промысле и с проблемой его подготовки в современной художественной школе. В опубликованных работах по-прежнему соседствуют противоположные мнения о положительном опыте работы художника-профессионала с мастерами народных промыслов и отрицательной практике внедрения образца в производство изделий на промысле.


Между тем, в увеличении положительных примеров деятельности профессионально подготовленного художника на промысле и в художественной школе конкретного центра народного искусства говорит о нарастающей тенденции этого процесса как характерного явления современной культуры.


Опора на национальное духовное богатство в сочетании с бесценным наследием мирового искусства сейчас, пожалуй, «единственная возможность сохранить нашу культуру от полного уничтожения или поглощения попсовым монстром интеркультуры» (96, с. 6).


На различных конференциях, со страниц журналов звучат сегодня тревожные слова о положении современного искусства, нашей культуры. По мысли художника В. Малолеткова: «Экономический кризис в стране, отсутствие на сегодняшний день ясной исторической перспективы, безответственное равнодушное отношение власти к культуре не способствуют гармоничному развитию искусства в целом и прогрессу отдельных его видов» (96, с. 6).


Такие черты перемен последних лет, как раздробленность и мозаичность, возникновение из распада центрированных структур, - называет Е.В. Барабанов (9). Он отмечает противоестественность симбиозов художников, критиков и владельцев галерей, попеременно меняющихся ролями. Вместе с этим, «Те же школы, те же преподаватели, выпускающие из года в год всё также обученных, та же система кланов, та же зависимость художника - от заказа, критика - от заказчика и художника. Всё та же подозрительность к новому со стороны музейных пуристов...» (9, с. 76). Автор объясняет сложившуюся ситуацию тем, что единство культурного пространства и общая система культуры не может перестроиться, трансформироваться и измениться в одночасье. Это длительный исторический процесс. И нет такой культуры, которая обходилась бы без традиций, а традиция, в своей обращенности во внутрь данного общества «есть


17


Список литературы