Реферат: Положение об областной олимпиаде по сольфеджио и музыкальной литературе учащихся дмш и дши ленинградской области - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Положение об областной олимпиаде по сольфеджио и музыкальной литературе учащихся дмш и дши ленинградской области

Остальные рефераты » Положение об областной олимпиаде по сольфеджио и музыкальной литературе учащихся дмш и дши ленинградской области

Приложение № 1

к приказу Комитета по культуре

Ленинградской области

от 15.12. 2008 г. № 75


Положение

об областной олимпиаде по сольфеджио и музыкальной литературе

учащихся ДМШ и ДШИ Ленинградской области


Учреждена в 1978 году.


I. Введение.

Олимпиада проводится в 30 раз с целью выявления одаренных и перспективных учащихся школ искусств, обогащения их музыкально-теоретических знаний, всестороннего развития музыкального интеллекта, выявления лучших педагогических методик, сохранения и развития российского музыкознания.

Учредители олимпиады:

- Комитет по культуре Ленинградской области

- Ленинградское областное государственное учреждение культуры «УМЦ культуры и искусства»

- Санкт-Петербургский музыкальный колледж имени М.П. Мусоргского


II. Общие положения.

Олимпиада проводится ежегодно в два этапа:

I этап – районный, проводится в районах области до 01.03.2009 г.

II этап – областной, проводится в Санкт-Петербургском музыкальном колледже имени М.П. Мусоргского в апреле 2009 года.

В конкурсе могут принимать участие учащиеся школ искусств Ленинградской области и Северо-Западного региона.

Олимпиада проводится по двум номинациям:

- музыкальная литература

- сольфеджио.

Участники могут принимать участие в одной или двух номинациях.

Критерии оценок основаны на требованиях образовательных программ пятилетнего и семилетнего срока обучения учащихся в музыкальной школе и школе искусств.


III. Основное содержание олимпиады.

Для пятилетнего срока обучения:

2 класс: сольфеджио - письменная работа, музыкальная литература – кроссворд, викторина.

3 класс: сольфеджио – письменная и устная работа, музыкальная литература: письменная работа, викторина на знание творчества зарубежных композиторов.

4 класс: сольфеджио - письменная и устная работа; музыкальная литература: письменная работа, викторина, на знание творчества русских композиторов.

5 класс: сольфеджио - письменная и устная работа; музыкальная литература: письменная работа, викторина на знание творчества русских композиторов.


Для семилетнего срока обучения:

3 класс: сольфеджио - письменная работа.

4 класс: сольфеджио - письменная и устная работа; музыкальная литература - кроссворд, викторина.

В 5-м, 6-м, 7-м, 8-м классах по сольфеджио письменная и устная работа, по музыкальной литературе – викторина, письменная работа, игра тем.

Перечень конкретных требований прилагается.


IV. Регламент работы жюри.

Состав жюри 2-го, областного, этапа олимпиады формируется Комитетом по культуре Ленинградской области из числа ведущих специалистов Санкт-Петербургских музыкальных вузов, средних специальных учебных заведений, наиболее опытных преподавателей школ искусств Ленинградской области. Члены жюри, представившие на олимпиаду своих учеников, в оценке их работ не участвуют.

Жюри оценивает работы по 10-балльной системе. Критерии оценок основаны на требованиях образовательных программ пятилетнего и семилетнего срока обучения учащихся в музыкальной школе и школе искусств.

Определение мест и премий производится открытым голосованием членов жюри.

В случае если при подсчете баллов или при голосовании имеет место равное количество голосов «за» и «против», решающим является голос председателя жюри.

Жюри (по согласованию с Оргкомитетом) имеет право:

а) присуждать не все премии;

б) делить премии между участниками (кроме премии Гран-при);

в) присуждать грамоты или призы педагогам, подготовившим конкурсантов;

г) награждать участников олимпиады специальными призами;

д) присуждать участнику олимпиады, признанному лучшим в обеих номинациях, премию «Гран-при».

Кандидатуры победителей Гран-при или дипломов 1-й степени из числа участников олимпиады в возрасте от 14 до 26 лет, проживающих постоянно в Ленинградской области, по решению жюри могут быть выдвинуты на соискание премии (стипендии) Губернатора Ленинградской области.

Решение жюри окончательно и не подлежат пересмотру.


V. Финансовые условия.

Сумма вступительного взноса составляет 200 рублей для учащихся из школ Ленинградской области и 300 рублей для участников из других регионов. Оплата производится в день прибытия на II этап во время регистрации участников.

Оргкомитет организует (при необходимости) размещение участников и педагогов в гостинице. Проживание, питание и проезд участники конкурса оплачивают самостоятельно.


VI. Дополнительная информация.

Заявки на участие во II-м этапе принимаются до 01 апреля 2009 г. по адресу: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 15, Отдел художественно-эстетического образования, каб. 322, 319.

В заявке указываются:

- Полное название школы;

- Фамилия, имя учащегося;

- Год, число и месяц рождения;

- Класс обучения в школе искусств;

- Ф.И.О. преподавателя.

К заявке прилагается протокол I-го этапа олимпиады и копия свидетельства о рождении.


Справки о конкурсе по тел. (812) 494-07-95

Оргкомитет оставляет за собой право изменять срок проведения 2-го, областного этапа.


****


Требования

Областной олимпиады по сольфеджио и музыкальной литературе

по классам


Пятилетний срок обучения. 2 класс.

Письменная работа по сольфеджио.

Все задания отвечают требованиям программы за 2 класс.

1. Запись ритма исполняемой мелодии – исполняется 6 раз, ритмические фигуры по программе. На исполнение 10 минут. Ноты мелодии выписаны на листке, 8 тактов.

2. Запись ступеней в тональности (8 тактов), записать нотами и подписать римскими цифрами, исполняется 3 раза. Тональности мажорные до 3-х знаков в ключе, минорные тональности до 2-х знаков в ключе.

3. Одноголосный диктант, вписать недостающие такты, исполняется 6-8 раз, на запись - 10-15 минут. Тональности мажорные до 3-х знаков в ключе, минорные тональности до 2-х знаков в ключе.

4. Цифровая запись последовательности интервалов вне тональности (8 интервалов) исполняется 3-4 раза. На запись 10 минут. Вид записи: 1,1,1,2,3,3,5,6 (без ритмического оформления). Темп спокойный.


2 класс музыкальная литература.

Музыкальная викторина: 15 фрагментов (10 по программе, 5 вне программы).

Список произведений по музыкальной литературе:

Григ «Пер Гюнт», Глинка «Руслан и Людмила» (Марш Черномора и Рондо Фарлафа), Чайковский «Щелкунчик» (Вальс цветов, танец феи Драже, танец Пастушков), Детский альбом («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Неаполитанская песенка», «Вальс», «Баба-Яга», «Песня жаворонка»), «Времена года» («Подснежник», «Баркарола»), Прокофьев «Петя и Волк», Детская музыка (Марш, Прогулка и Тарантелла), Мусоргский «Картинки с выставки» (Балет невылупившихся птенцов, Гном, Избушка на курьих ножках, Прогулка).

Вне программы: Боккерини «Менуэт», Дакен «Кукушка», Огинский «Полонез», Верди Марш из оперы «Аида», К. Сен-Санс «Карнавал животных» (Персонажи с длинными ушами, Аквариум, Королевский марш львов), р.н.п. «Трепак», «Камаринская».

Письменная работа - кроссворд на знание танцевальных жанров и музыкальных инструментов.


3 класс.

Письменная работа по сольфеджио.

Все задания отвечают требованиям программы за 3 класс.

1. Запись ритма исполняемой мелодии – исполняется 6 раз, ноты мелодии выписаны на листке, 8 тактов.

2. Исправить ошибки в данной одноголосной мелодии, исполняется 6-8 раз, на запись 10-15 минут.Мажор до 4 знаков, минор до 3 знаков.

3. Цифровая запись интервалов двухголосного примера (арабскими цифрами), музыкальный фрагмент 10-12 интервалов, исполняется 6 раз. Вид записи: 1,1,1,2,3,3,5,6 (без ритмического оформления). Темп спокойный.

Устная работа.

1. Чтение с листа одноголосной мелодии.

2. Транспонирование ее на секунду вверх или вниз.


3 класс музыкальная литература.

Музыкальная викторина:15 фрагментов (10 по программе, 5 вне программы).

Список произведений по музыкальной литературе:

Гайдн: Симфония №103 ми-бемоль мажор, с тремоло литавр, 1-4 части. Соната Ре-мажор 1-я и 3-я части.

Моцарт: Симфония соль минор 1-4 части. Соната ля-мажор 1-3 части. «Свадьба Фигаро».

Бетховен: Симфония №5 до-минор, 1-4 части. Соната №8 до-минор, 1-я и 3-я части. Увертюра «Эгмонт».

Шуберт: Неоконченная симфония 1-ая часть, вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», фортепианная музыка (Вальс, Музыкальный момент – фа-минор, Экспромт ми-бемоль мажор, Марш).

Вне программы: Моцарт - Хор «Послушай, как звуки» из оперы «Волшебная флейта», Реквием «Лакримоза»; Бах - «Шутка»; Вивальди - «Времена года» - Весна; Бетховен - «Лунная соната» 1 часть, «К Элизе», Симфония №9 - тема финала; Шуберт - «Аве Мария»; Бизе - Хабанера из оперы «Кармен»; Мендельсон – Увертюра «Сон в летнюю ночь» - Свадебный марш.

Письменная работа на знание творчества зарубежных композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта.


4 класс.

Письменная работа по сольфеджио.

Все задания отвечают требованиям программы за 4 класс.

1. Запись ритма исполняемой мелодии – исполняется 6 раз, ноты мелодии выписаны на листке, 8 тактов.

2. Одноголосный диктант – исполняется 8 раз.

3. Гармоническая последовательность в тональности – 9-10 аккордов без баса, тесное расположение. Цифровое обозначение, с построением, вне размера, Д7, темп медленный, исполняется 4 раза.

Устная работа по сольфеджио

1. Чтение с листа одноголосной мелодии, мелодия простая без модуляций и хроматизмов, без ритмического усложнения.

2. Транспонирование ее на секунду или терцию вверх или вниз.

3. Подбор баса к данной мелодии (Т,S,Д).


4 класс музыкальная литература.

Музыкальная викторина:15 фрагментов (10 по программе, 5 вне программы).

Список произведений по музыкальной литературе:

Глинка: опера «Иван Сусанин» «Вальс-фантазия», «Камаринская».

Романсы, песни: «Я помню чудное мгновенье», «Попутная песня», «Жаворонок».

Бородин: опера «Князь Игорь», Романс «Для берегов отчизны дальной».

Мусоргский: опера «Борис Годунов», «Картинки с выставки», Песня «Колыбельная Ерёмушки».

Вне программы: Чайковский – Концерт для фортепиано с оркестром №1 ч.1; Глинка - опера «Руслан и Людмила» - Увертюра; романсы: «Не искушай», «В крови горит», «Я здесь, Инезилья»; Мусоргский - «Блоха», «Светик Савишна»; Свиридов – Вальс из к/ф «Метель»; Бородин – симфония №2 – 1 часть; Лядов –«Музыкальная табакерка».

Письменная работа на знание творчества русских композиторов Глинки, Бородина, Мусоргского.


5 класс.

Письменная работа по сольфеджио.

Все задания отвечают требованиям программы за 5 класс.

1. Запись ритма исполняемой мелодии – исполняется 6 раз, ноты мелодии выписаны на листке, 8 тактов.

2. Записать второй голос к данной мелодии, исполняется 8 раз.

3. Гармоническая последовательность в тональности 9-10 аккордов без баса, тесное расположение. Цифровое обозначение, с построением, вне размера, Д7 с обращением, М7V11 и Ум.7 VII, темп медленный, исполняется ровными длительностями 4 раза.

Устная работа по сольфеджио.

1. Чтение с листа одноголосной мелодии, мелодия простая без модуляций и хроматизмов, без ритмического усложнения.

2. Транспонирование ее на секунду или терцию вверх или вниз.

3. Подбор аккомпанемента к данной мелодии (Т, Д, S).


5 класс музыкальная литература

Музыкальная викторина: 15 фрагментов (10 по программе, 5 вне программы).

Список произведений по музыкальной литературе:

Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка», симфоническая сюита «Шехерезада».

Чайковский: Опера «Евгений Онегин», Симфония №1 соль минор.

Шостакович: Симфония №7 1 часть.

Прокофьев: Симфония №7, 1-я часть, балет «Золушка», кантата «Александр Невский».

Вне программы: Чайковский - «Ромео и Джульетта» - тема побочной партии; Римский-Корсаков - «Сказка о царе Салтане» - тема Царевны Лебедь; Прокофьев - Концерт №1 - вступление, Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам», балет «Ромео и Джульетта» - Танец рыцарей; Свиридов - «Метель» - Романс, музыка к к/ф «Время вперёд»; Хачатурян - «Танец с саблями», Вальс из муз. к драме «Маскарад»; Рахманинов – Концерт для фортепиано с оркестром № 2, 1 ч; Шостакович - «Романс» из к/ф «Овод».

Письменная работа на знание творчества композиторов Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича.


Семилетний срок обучения.

3 класс.

Письменная работа по сольфеджио.

Все задания отвечают требованиям программы за 3 класс.

1. Запись ритма исполняемой мелодии – исполняется 6 раз, ритмические фигуры по программе. На исполнение 10 минут. Ноты мелодии выписаны на листке, 8 тактов.

2. Запись ступеней в тональности (8 тактов), записать нотами и подписать римскими цифрами, исполняется 3 раза. Тональности мажорные до 3-х знаков в ключе, минорные тональности до 2-х знаков в ключе.

3. Одноголосный диктант, вписать недостающие такты, исполняется 6-8 раз, на запись-10-15 минут. Тональности мажорные до 3-х знаков в ключе, минорные тональности до 2-х знаков в ключе.

4. Цифровая запись последовательности интервалов вне тональности (8 интервалов) исполняется 3-4 раза. На запись 10 минут. Вид записи: 1,1,1,2,3,3,5,6 (без ритмического оформления). Темп спокойный.


4 класс.

Письменная работа по сольфеджио.

Все задания отвечают требованиям программы за 4 класс.

1. Запись ритма исполняемой мелодии – исполняется 6 раз, ноты мелодии выписаны на листке, 8 тактов.

2. Одноголосный диктант – исполняется 8 раз, на запись 10- 15 минут. Мажор до 4 знаков, минор до 3 знаков.

3. Цифровая запись интервалов двухголосного примера (арабскими цифрами), музыкальный фрагмент 10-12 интервалов, исполняется 6 раз. Вид записи: 1,1,1,2,3,3,5,6 (без ритмического оформления). Темп спокойный.

Устная работа.

1. Чтение с листа одноголосной мелодии.

2. Транспонирование ее на секунду вверх или вниз.

3. Подбор баса к данной мелодии (Т, S, Д).


4 класс музыкальная литература

Музыкальная викторина:15 фрагментов (10 по программе, 5 вне программы).

Список произведений по музыкальной литературе:

Григ «Пер Гюнт», Глинка «Руслан и Людмила» (Марш Черномора, Рондо Фарлафа, Каватина Людмилы), Чайковский «Щелкунчик», Детский альбом («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Неаполитанская песенка», «Вальс», «Баба-Яга», «Песня жаворонка»), «Времена года» («Подснежник», «Баркарола»), Прокофьев – Петя и Волк, Детская музыка (Марш, Прогулка и Тарантелла), Мусоргский «Картинки с выставки» (Балет невылупившихся птенцов, Гном, Избушка на курьих ножках, Прогулка).

Вне программы: Боккерини «Менуэт», Дакен «Кукушка», Огинский «Полонез», Верди Марш из оперы «Аида», К.Сен-Санс «Карнавал животных» (Персонажи с длинными ушами, Аквариум, Королевский марш львов, Лебедь, Пианисты), р.н.т. «Трепак», «Камаринская»; Шостакович – полька-шарманка, Вальс – шутка.

Письменная работа -кроссворд на знание танцевальных жанров и музыкальных инструментов.


5 класс.

Письменная работа по сольфеджио.

Все задания отвечают требованиям программы за 5 класс.

1. Одноголосный диктант – исполняется 8 раз, с элементами хроматизма.

2. Гармоническая последовательность в тональности – 9-10 аккордов без баса, тесное расположение. Цифровое обозначение, с построением, вне размера, Д7 с обращением, темп медленный, исполняется 4 раза.

Устная работа по сольфеджио.

1. Чтение с листа одноголосной мелодии, мелодия простая без модуляций и хроматизмов, без ритмического усложнения.

2. Транспонирование ее на секунду или терцию вверх или вниз.

3. Пение двухголосного номера, один голос играть, другой петь - по выбору жюри (Калмыков 3 класс).

4. Подбор аккомпанемента к данной мелодии.


5 класс музыкальная литература.

Музыкальная викторина: 15 фрагментов (10 по программе, 5 вне программы).

Список произведений по музыкальной литературе:

Гайдн: Симфония №103 ми-бемоль мажор, с тремоло литавр, 1-4 части. Соната Ре-мажор 1-я и 3-я части.

Моцарт: Симфония соль минор 1-4 части. Соната ля-мажор 1-3 части. «Свадьба Фигаро».

Бетховен: Симфония №5 до-минор, 1-4 части. Соната №8 до-минор, 1-я и 3-я части. Увертюра «Эгмонт».

Шуберт: Неоконченная симфония 1-ая часть, вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», фортепианная музыка (Вальс, Музыкальный момент – фа-минор, Экспромт ми-бемоль мажор, Марш).

Вне программы: Моцарт - Хор «Послушай, как звуки» из оперы «Волшебная флейта», Реквием «Лакримоза»; Бах «Шутка»; Вивальди - «Времена года» - Весна; Бетховен - «Лунная соната» 1 часть, «К Элизе», Симфония №9 тема финала; Шопен Вальс до-диез минор, Этюд «Революционный»; Шуберт «Аве Мария», Бизе Хабанера из оперы «Кармен», Мендельсон – Увертюра «Сон в летнюю ночь» - Свадебный марш; Григ – Концерт для фортепиано с оркестром ля – минор.

Письменная работа на знание творчества зарубежных композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта.

Исполнение 3-х тем наизусть из предложенного списка (для учащихся с семилетним сроком обучения):

Гайдн: Симфония №103 ми-бемоль мажор, с тремоло литавр 1 часть – тема вступления, тема побочной партии; Соната Ре-мажор 1 часть - тема главной партии.

Моцарт: Симфония соль минор - 1 часть тема главной партии, «Свадьба Фигаро» - Каватина Фигаро, ария Фигаро «Мальчик резвый», Соната ля-мажор – тема 1 части, тема рефрена 3 части.

Бетховен: Симфония №5 до-минор- 1 часть – тема побочной партии, Соната № 8 до-минор – тема 2 части.


6 класс.

Письменная работа по сольфеджио.

Все задания отвечают требованиям программы за 6 класс.

1. Одноголосный диктант с модуляциями в параллельную тональность.

2. Гармоническая последовательность в тональности 8-10 аккордов (без баса), тесное расположение, цифровое обозначение с построением М7 VII и Ум.7 VII., темп медленный, исполняется ровными длительностями, 4 раза.

3. Записать нижний голос двухголосного примера, исполняется 8 раз.

Устная работа по сольфеджио.

1. Чтение с листа одноголосной, однотональной мелодии с хроматизмом, без ритмического усложнения.

2. Транспонирование ее на секунду или терцию вверх или вниз.

3. Подбор аккомпанемента к данной мелодии.

4. Пение двухголосного номера, один голос играть, другой петь - по выбору жюри (Калмыков 4 класс).


6 класс музыкальная литература.

Музыкальная викторина 15 фрагментов (10 по программе, 5 вне программы).

Список произведений по музыкальной литературе:

Глинка: опера «Иван Сусанин», «Вальс-фантазия»,«Камаринская».

Романсы песни: «Я помню чудное мгновенье», «Попутная песня», «Жаворонок».

Бородин: опера «Князь Игорь» Романс «Для берегов отчизны дальной».

Мусоргский: опера «Борис Годунов», «Картинки с выставки», Песня «Колыбельная Ерёмушки».

Вне программы: Чайковский – Концерт для фортепиано с оркестром №1 ч.1; Глинка «Руслан и Людмила» - Увертюра, романсы: «Не искушай», «В крови горит», «Я здесь, Инезилья»; Мусоргский «Блоха», «Светик Савишна», вступление к опере «Хованщина» - Рассвет на Москве реке»; Бородин – симфония №2 – 1 часть; Лядов –«Музыкальная табакерка»; Рахманинов – прелюдия до-диез минор.

Письменная работа на знание творчества русских композиторов Глинки, Бородина, Мусоргского.

Исполнение 3-х тем наизусть из предложенного списка.

Глинка: Опера «Иван Сусанин» Ария Сусанина «Ты взойдешь моя заря», тема хора «Славься» из Эпилога оперы.

Камаринская – 1 тема «Из-за гор, гор высоких», 2 тема «Камаринская».

Мусоргский опера «Борис Годунов» - тема пролога, хор «Расходилось, разгулялось».

Бородин опера «Князь Игорь»: Ария Игоря – 2 тема «Ты одна голубка лада», хор «Улетай на крыльях ветра»; Симфония №2 си-минор 1 часть – тема главной партии.


7 класс.

Письменная работа по сольфеджио.

Все задания отвечают требованиям программы за 7 класс.

1. Одноголосный диктант с модуляциями в параллельную тональность, элементами хроматизма.

2. Записать двухголосный диктант на одной строчке, 8 проигрываний.

3. Гармоническая последовательность в тональности 8-12 аккордов в ритме с басом: II7, II65, записать бас с цифровкой.

Устная работа по сольфеджио.

1. Чтение с листа одноголосной мелодии с модуляцией.

2. Транспонирование ее на секунду или терцию вверх или вниз.

3. Подбор аккомпанемента к данной мелодии (фактура на усмотрение учащегося).

4. Пение двухголосного номера, один голос играть, другой петь - по выбору жюри (Калмыков 4-5класс).

Музыкальная литература.

Музыкальная викторина 15 фрагментов (10 по программе, 5 вне программы).

Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка», «Шехерезада».

Чайковский: Опера «Евгений Онегин», Симфония №1 соль минор.

Шостакович Симфония №7 1 часть.

Прокофьев Симфония №7, 1 часть, балет «Золушка», «Александр Невский».

Вне программы: Чайковский «Ромео и Джульетта» - тема побочной партии, симфония №4 – 1 часть; Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» - тема Царевны Лебедь, «Садко» - Песня индийского гостя; Прокофьев - Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам», балет «Ромео и Джульетта» - Танец рыцарей, «Джульетта – девочка»; Свиридов «Метель»- Вальс, Романс, музыка к к/ф «Время вперёд»; Хачатурян «Танец с саблями», Вальс из муз. к драме «Маскарад»; Рахманинов – Концерт для фортепиано с оркестром № 2, 1 ч; Шостакович «Романс» из к/ф «Овод», симфония №5 – 1 часть.

Письменная работа на знание творчества композиторов Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича.

Исполнение 3-х тем наизусть из предложенного списка.

Римский – Корсаков «Шехерезада» - тема Шехерезады, тема Шахриара.

Опера «Снегурочка» - Третья песня Леля, шествие Берендея.

Чайковский опера «Евгений Онегин» - тема вступления к опере, вальс из 2 действия 2 картина, Симфония №1 соль минор, тема 2 части.

Прокофьев «Ромео и Джульетта» - тема рыцарей, Симфония №7 1 часть Г.П. и П.П.

Шостакович Симфония №7 1 часть – тема главной партии.


8 класс.

Письменная работа по сольфеджио.

1. Одноголосный диктант с модуляциями в параллельную тональность, элементами хроматизма.

2. Записать двухголосный диктант с элементами подголосочной полифонии на одной строчке, 8 проигрываний.

3. Гармоническая последовательность в тональности 8 -12 аккордов в ритме с басом: II7, II65, записать бас с цифровкой.

Устная работа по сольфеджио.

1. Чтение с листа одноголосной мелодии с модуляцией.

2. Транспонирование ее на секунду или терцию вверх или вниз.

3. Подбор аккомпанемента к данной мелодии (фактура на усмотрение учащегося).

4. Пение двухголосного номера, один голос играть, другой петь - по выбору жюри (Калмыков 4-5 класс).

Музыкальная литература

Музыкальная викторина 15 фрагментов (10 по программе, 5 вне программы).

Чайковский: Концерт для фортепиано №1, Симфонии № 4, 6. «Времена года».

Шостакович Симфония №7 1 часть.

Прокофьев Симфония №7 1 часть, «Александр Невский», Концерт для фортепиано с оркестром №1.

Вне программы: Шопен – Баллада №1 соль-минор. Шопен Экспромт – фантазия до-диез минор. Шопен - Прелюдия ми-минор, Прелюдия – ля - мажор. Лист – Венгерская рапсодия № 2, Лист «Грезы любви», Лист – Этюд «Охота». Шуман Концерт ля-минор – 1 ч. Шуман «Грезы». Рахманинов – Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до-минор, 1 ч. Скрябин – Прелюдия ми минор. Прокофьев «Наваждение».

Письменная работа на знание творчества композиторов Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича.

Исполнение 3-х тем наизусть из предложенного списка.

Чайковский Симфония № 4 – тема 2-ой части, Симфония № 6 – 1 ч. – тема побочной партии, Времена года – Баркарола.

Прокофьев Симфония №1 - Гавот, Симфония №7 – 1 часть тема П.П.

Шостакович Симфония №7 1 часть – тема главной партии, «Романс» из к/ф «Овод».

Рахманинов - Прелюдия – соль минор, Прелюдия - до-диез минор.