Реферат: Концептуальные основы курса «Биоэтика» для студентов биологического факультета мгу им. М. В. Ломоносова - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Концептуальные основы курса «Биоэтика» для студентов биологического факультета мгу им. М. В. Ломоносова

Остальные рефераты » Концептуальные основы курса «Биоэтика» для студентов биологического факультета мгу им. М. В. Ломоносова

Концептуальные основы курса «Биоэтика»

для студентов биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.


Брызгалина Е.В.

Философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова


Курс «Биоэтика» входит в Государственный стандарт подготовки специалистов-биологов всех специализаций. Содержание курса связано с рассмотрением предметного поля, истории и социально-правовых проблем биоэтики. Биоэтика раскрывается как междисциплинарная область знаний, направленная на выявление, изучение и осмысление проблем биомедицинской практики и биологических исследований, которые связаны с широкой философской, моральной и социально-правовой рефлексией. Особенностью данного курса является рассмотрение биоэтических проблем в контексте конкретно-научной деятельности биолога – исследовательской, экспериментальной работы.

Цель курса – введение студентов в контекст современной биоэтической проблематики, формирование общеучебных и специальных компетенций в области постановки и решения биоэтических проблем. В рамках курса решается несколько задач: - сформировать представления о философско-научных, мировоззренческих и конкретно-научных основаниях биоэтики, истории ее становления и трактовке в различных социокультурных условиях; - сформировать навыки постановки и решения биоэтических проблем в соответствии с современными нормативными документами разного статуса; - представить альтернативные позиции в решении дискуссионных биоэтических проблем; - сформировать рациональное отношение к моральному выбору.

Для достижения целей курса в последние два года по приглашению руководства Биологического факультета курс читается командой специалистов, в которую входят Брызгалина Е.В. (куратор курса - руководитель коллектива преподавателей курса, доцент кафедры Философии и методологи науки философского факультета МГУ), ст.пр. Бушев С.А.(преподаватель кафедры Философии естественных факультетов философского факультета МГУ), Моргун Д.В. (к.ф.н., заместитель директора Центра экологического образования г. Москвы), отдельные темы курса были прочитаны в 2007/2008 учебном году Каменским А.А.( д.б.н., профессором, зав. кафедрой физиологии человека и животных биологического факультет; в 2008/2009 учебном году Потаповой Т.В. (д.б.н., ведущим научным сотрудником НИИФХБ им. А.Н. Белозерского). Преподавание курса именно коллективом преподавателей, представляющих как естественнонаучные, так и философские области знания позволяет максимально полно представить размах биоэтических дискуссий, существование множественности подходов к трактовке смысла биоэтических проблем. Разделяя общую целевую установку, каждый из преподавателей, тем не менее, представляет компетентное авторское мнение. Сама форма проведения занятий, когда лекция включает элементы дискуссии между коллегами, представляющей не столкновение альтернативных позиций, а вариабельность интерпретации проблем и путей их разрешения с точки зрения этики, права, исследовательской практики, является инновационной и, по нашему мнению, максимально соответствующей содержанию предмета.

Целью данного доклада является представление мировоззренческих, методологических, и социальных оснований курса.

Мировоззренческие основания курса включают в себя совокупность фундаментальных принципов и законов, отражающих современное истолкования биоэтики в контексте традиционных философских вопросов: о сущности жизни, проблеме существования человека, диалектике биологического и социального в человеке, границах человеческого существования, статусе человека как познающего и действующего существа среди других живых объектов. Одной из основных тем биоэтики является защита прав и достоинства человека при внедрении новых биомедицинских технологий.

Методологические основания – принципы познавательной деятельности, регламентируемые биоэтикой, законы развития и смены воззрений на сущность биоэтических проблем, взаимоотношений между концепциями в биоэтике, совокупность методов, используемых биоэтикой как наукой. Важной содержательной особенностью курса является рассмотрение биоэтической проблематики, в связи со становлением в ХХ веке неклассического и постнеклассического естествознания.

Социальные основания – система положений, определяющих место биоэтики в системе знаний, ее цель и назначение в плане удовлетворения социальных потребностей и ориентаций, взаимоотношение биоэтики как науки и исследовательской, производственной практики, биоэтики и существующей системы общественных отношений, и представлений, определяющих движущие силы и закономерности развития биоэтики как социального явления. Особое внимание в курсе уделяется обсуждению нормативно-правовой базы в области биоэтики и медицинской практики, интерпретации отдельных документов, регламентирующих данные проблемы в нормативно-правовом поле различных государств, в том числе РФ.

На базе выделенных оснований выстраивается следующая логика курса. Во вводной теме раскрываются особенности развития современного научного знания и история становление предметной области биоэтики, специфика формирования биоэтики как дисциплины: междисциплинарный характер и ориентированность на решение социально-практических задач. Анализируются формы социальной регуляции деятельности биолога: этика, этикет, право, религия, обычаи и мораль.

Раздел 1. Тема «Биоэтика и специфика предмета биологии» освещает место биологии в системе наук, номотетический и идиографический характер биологического знании, социогуманитарные признаки предмета и метода биологии. Дает представление о методах научного познания в биологии, в том числе об особенностях биологического экспериментирования и моделирования биологических явлений и процессов. Тема «Антропоцентризм и биоцентризм как мировоззренческие основания биоэтики» посвящена анализу основных стратегий, определяющих мировоззренческую составляющую биоэтики, раскрываемых через проблему коэволюции природного и социального, эмпатия как психологическое основание биоэтики, сквозь призму методологии биоэтических исследований.

Раздел 2. Тема «Биоэтика и медицина» включает описание наиболее детально разработанного раздела биоэтики - современной биомедицинской этики, ее сущности и междисциплинарного характера, принципов, правил в биомедицинской этике, включая сферу фармакологии. Тема «Современная биомедицинская этика» раскрывает факторы, обусловливающие трансформацию традиционной про­фессиональной медицинской этики в современную биомедицинскую этику, особенности этического поведения в системе «врач-пациент», «исследователь-испытуемый» (основные модели). Тема «Основные направления биоэтических дискуссий в сфере медицины» иллюстрирует трансформацию проблемы ценности человеческой жизни в свете современных знаний о биологии человека. Анализируются проблемы современных видов медико-биологической практики, вызывающих биоэтические ситуации столкновения традиционных норм и возможностей биомедицины. В частности, медицинские вмешательства в репродукцию человека: этические проблемы аборта, контрацепции и стерилизации, искусственное оплодотворение и «суррогатное материнство», проблемы пренатальной диагностики в свете перспектив формирования неоевгеники. Возникшие в ХХ веке противоречия в трактовке смерти и умирания в их биологических, медицинских и этико-правовых аспектах. Проблема сохранения физической и психической целостности в современной биомедицине.

Раздел 3. Тема «Биоэтические принципы в современной научно-исследовательской деятельности» посвящена прикладным аспектам биоэтического учения, направлен на формирование у студента собственной позиции как биолога-исследователя. Биоэтика рассмотрена в общенаучном контексте - становление в ХХ веке черт неклассической и постнеклассической науки.

Представленные характеристики анализируются на примере проявления биоэтических принципов в таких инновационных научно-технологических сферах как биотехнология, генно-инженерная деятельность, развитие нанотехнологии. Тема «Реализация биоэтических принципов в научно-исследовательской деятельности биолога: от теории к практике» разбирает этические аспекты и пределы исследований с использованием биологических моделей и лабораторных животных. Разбираются прикладные аспекты достижения биоэтической цели минимизации страданий лабораторных животных (типы экспериментов с привлечением животных, включая лабораторное экспериментирование (научный и учебный эксперимент), правила гуманного содержания, моральный смысл обезболивания, эвтаназии лабораторных животных). Специально обращается внимание на этику отношения к лабораторным животным в практике обучения и преподавания. Последняя тема «Правовые и социокультурные вопросы биоэтики» отражают взаимоотношение морали и права в современной биоэтике, юридических механизмов реализации принципов и правил биоэтики. Рассмотрены в обобщенном виде основные международные нормативные документы в области биоэтики. Проанализированы основные направления влияние социальных и культурных факторов на восприятие, формулирование и решение биоэтических проблем («американская» биоэтика, биоэтика в Европе и России, биоэтика в контексте религиозного мировоззрения и религиозной этики).

Курс «Биоэтики» экспериментальный и инновационный. Сама специфика биоэтики как становящейся системы правил, принципов и норм требует постоянного мониторинга биоэтической ситуации, норм ведения биоэтических дискуссий, как в нашей стране, так и мировой практике, а вслед за этим и коррекции программы курса, методики преподавания в соответствии с уточнением оснований курса, особенно мировоззренческих и социальных. Говоря об инновационности курса «Биоэтика», хочется обратить внимание, что разработчики курса, включая в тематический план курса анализ реальных ситуаций практической биомедицины и исследовательской практики, хотели бы избежать крайностей в использовании метода «кейс-стади» анализа при преподавании биоэтики. В отличие от прошлого, современное образование ориентирует учащегося не на воспроизводство ценностей, а на выработку своих собственных критериев. Идея преемственности ценностных составляющих культуры между поколениями, по меньшей мере, ставится под сомнение. Современное образование часто апеллирует не только к относительности знания, но и к относительности ценностей.

В современном образовании, с одной стороны, должен найти отражение проект будущей общественной системы, с другой стороны, образование для конкретного индивида обладает временной необратимостью, образование реализуется для конкретного индивида конкретной страны в настоящем. Образование призывают готовить людей к неопределенному, в значительной степени не регламентируемому и непредсказуемому будущему. Овладение знанием утрачивает статус самоценности, безотносительной к утилитарному приложению образования. Знание оказывается ценным только при наличии возможности его непосредственного использования, и достижения практического результата.

Курс «Биоэтика» позволяет снять противоречие, апеллируя к тем личностным и профессиональным компетенциям, которые будут востребованы в профессиональном сообществе и подготовят к необходимости принятия самостоятельных решений, необходимых для профессионального образования и саморефлексии в течение жизни.