ГОУ Кши «Кедровый»
Реферат
Тема: Иконография Рождества Христова: знаки и символы
Выполнил: кадет 6 «а» класса
Зубарев Андрей
Руководитель: Китариогло О. Э.
Кедровый, 2007
Оглавление
Оглавление 2
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 6
Список литературы 7
Введение
Одним из самых замечательных художественных открытий XX века была русская иконопись, которая просто поразила мир яркими красками, необычными цветовыми и композиционными решениями и вместе с тем мудрым мироощущением наших предков.
Актуальность
Икона – в переводе с греч. «образ» - это изображение Христа, Богоматери и святых, которые призваны напоминать о священных событиях. Так как цель иконы – показать мир духовный, то «язык» её должен быть особый, символический. Внешнее изображение является лишь частью глубокого смысла, каждый знак здесь – символ, обозначающий нечто большее, чем он сам. При помощи знаковой системы икона передает информацию так же, как с помощью алфавита передается текст, с помощью нот записывается музыка. Не зная этот язык, плохо зная Библию, мы не сможем «прочитать» икону. Художник, создавая иконный образ, должен был следовать приемам иконографии, то есть традиции изображения библейских лиц и событий. Именно это гарантировало верность изображенного Священному Преданию и Соборному опыту Церкви.
Объектом исследования в данной работе является иконография Рождества Христова в древнерусском искусстве, а предметом – икона из праздничного ряда иконостаса Казанского собора на Красной площади, имеющая своим прототипом икону Рождества Христова Андрея Рублева (XV век)
Цель работы – описание иконографии Рождества Христова с «прочтением» символов.
Обзор изученной литературы
В процессе работы было изучено 5 библиографических источников, в том числе научные публикации Т. Влыдышевской и И.Бусевой – Давыдовой. Кроме этого, привлекались справочные материалы, энциклопедии.
Основная часть
В основе иконографии Рождества лежит евангельский рассказ о рождении Иисуса Христа. От императора Августа пришло повеление сделать перепись по всей земле, и Иосиф вместе с Марией, ждущей Ребенка, пошли из Назарета в Вифлеем, где должны были записаться. Мест в гостинице не было, и они разместились в пещере, укрывающей скот от непогоды. Там Мария родила Сына и поместила Его в ясли – кормушку для скота.
Прототипом для рассматриваемой нами иконы явилась икона Андрея Рублева - классический образец рождественской иконографии.
В центральной части иконы расположена по диагонали фигура Богоматери Она возлежит в пурпурной мантии на алой постели, опершись на левую руку. Пастушки сообщают ей весть о явлении ангелов.
За её спиной - пещера. В ней, в яслях и пеленах лежит младенец Христос. Лик Его вовсе не младенческий, голова окружена нимбом, в который вписаны греческие буквы, обозначающие слово "Сущий" или "Предвечный". Православная икона стремится передать не столько земные черты младенца, сколько его сущность: пусть маленький, но это Бог, вторая ипостась Троицы - Христос.
Пещера имеет массу символических смыслов. Это предельно аскетическое пристанище, соответствующее смирению, с которым Сын Божий принял на себя образ раба и вошел в мир. Пещера - это образ материнского чрева и утроба матери – земли. Пещера – это могила: ведь Христос по иудейскому обычаю после распятия был похоронен в пещере. Каменные ясли – это прообраз каменного же прямоугольного гроба, где будет похоронен Христос. Белые пеленки – его погребальные пелены (евреи заворачивали своих покойников в полосы льна). Таким образом, связываются воедино начало и конец земной жизни Христа, и в рождении уже заявлена тема смерти.
Из–за яслей выглядывают вол (бычок) и осел – неразумные животные, также поклонившиеся Царю Небесному. Вол символизирует принявших христианскую веру иудеев, осел – язычников. Перед Младенцем стоят ангелы, поющие ангельский гимн:: "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение".
В верхней части иконы мы видим ангелов, благовествующих пастухам о рождении Сына Божьего, и Вифлеемскую звезду, ведущую трех восточных волхвов на конях. Волхвы - это мудрецы, звездочеты, которые узнали о явлении Спасителя по звезде - долго шли к нему и принесли свои дары.
Волхвы - это символ поиска Бога, богоискательства. Они представляют собой три человеческих возраста (юность, зрелость, старость) и три расы (черную, желтую, белую). В качестве даров волхвы принесли Иисусу ладан – как Богу, золото – как Царю и смирну (благовонное масло) – как смертному человеку.
Совершенно другой тип представлен в образах простых пастухов, стерегущих стадо в поле. Этим простым людям открывается сразу очень многое: они слышат ангельское пение и с радостью внимают ангельской вести. В яслях они видят чудо - младенца Христа, удивляются и поражаются божественному видению. Их восхищение божественным младенцем - это тоже дар Христу, представленный как первое проявление искренней веры.
В нижней части иконы две женщины купают ребенка, повторенного таким образом два раза в одной композиции. Чаша, которой они пользуются прообраз купели, омовение – крещение.
Неподалёку сидит бородатый старец – Иосиф, «обручник Марии», а с ним беседует непонятный персонаж. Это горбатый старик неприятного вида, одетый в звериные шкуры. Считается, что это дьявол принял такой облик, чтобы смущать его тоской и сомнением.
Иконография «Рождества Христова» в сжатом виде содержит в себе всю земную жизнь Христа и весь мир от неба до преисподней. Верхняя часть – небо со звездой, средняя – горки (земля), пещера – преисподняя область.
Русские иконы Рождества полны света и радости. Красный цвет ткани, на которой возлежит Богородица, олицетворяет радость Рождества и, одновременно, грядущую жертву. Охристые (желтые) горки заменяют золотой – главный цвет в иконописи, означающий сияние Божественной славы.
Символичны даже материалы, которые используются в иконописи. Холст и масло для иконы недопустимы, так как деревянная доска, на которой пишется образ, напоминает о твердынях мира иного, а прозрачность темперы (краски на яичных желтках) подчеркивает светоносность персонажей. На иконе нет светотени, так как в Божьем Царстве нет тени, а только свет. На иконе «Рождество Христово» совмещены в единую композицию эпизоды, происходившие в разное время, даже Богомладенец изображен дважды, но икона пишется с точки зрения вечности, прошлое, настоящее и будущее в ней существуют одновременно.
Заключение
Для передачи духовных смыслов иконописцы пользуются символическим языком. В данном случае знаковым является композиция, перспектива, цвет, используемые материалы (дерево, темпера), персонажи и их количество, пещера, горки, деревья. На иконе изображено рождение во плоти Предвечного Бога, Которому суждено будет пострадать (пещера, ясли – гроб, полосы льна, смирна, красный цвет), Кому поклонятся язычники и иудеи (вол и осел), мудрецы и простецы (волхвы и пасухи), в Ком соединятся Бог, Царь и смертный человек. Но красный цвет «говорит» и о радости Рождества, горки – о духовном восхождении, золотистая охра –о Божественной славе, а зеленые деревья – о вечной жизни.
Для более полного и глубокого исследования темы интересно сравнить иконографию Рождества Христова в древнерусском искусстве с изображениями этого же сюжета в западно – европейском искусстве, а также осмыслить найденные особенности.
Список литературы
1.Бусева – Давыдова И. Художественная культура Древней Руси, ч. 2/»Искусство», №15,октябрь,1996
2.Всеобщая история искусств в пересказе Юрия Герчука./ «Искусство», 1999
3.Еремина Т. С. Мир русских икон и монастырей. История, предания.М, «Наука», 1998
4.Райгородский Л. Д. Беседы о русских иконах.М,2001
5.Русская иконопись. Кн. Евгений Трубецкой. Умозрение в красках.М, «Белый город»,2006
6.Владышевская Т. Икона «Рождество Христово»/ «Искусство»,2001
9. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство Ч. 1., /М,1998
Другие работы по теме:
Ян Непомуцкий
Введение 1 Биография 2 Мученичество 3 Почитание 4 Иконография 5 Источники Список литературы Ян Непомуцкий Введение Святой Ян Непому́цкий (ок. 1350, Непомук, Чехия — 20 марта 1393, Прага) — (чеш. Jan Nepomuckэ), Иоанн Непомуцкий, Иоанн Непомук — чешский католический святой, священник, мученик.
Святой Франциск и Рождество
В 1223 г. в Греччо св.Франциск устроил рождественскую мистерию, желая «отпраздновать рождение того младенца, который родился в Вифлееме, … вспомнить тяготы его первых дней.
Праздники Господские: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Праздники Господские: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Праздник Рождества Христова отмечают 25 декабря (католики), 7 января (православные) христиане и относят его к числу главных, самых важных праздников. На Руси его стали отмечать в X веке практически одновременно с проникновением сюда христианства.
Рождество Христово
Возникновение праздника Рождества Христова относится к первым годам христианства, видимо, к апостольским временам. В постановлениях апостольских указывается праздновать день Рождества Христова 25 декабря.
Усадьба Юркино
Красивое и тихое место - Юркино. Чуть в стороне от дороги старая церковь, да кладбище вокруг. Если спуститься с пригорка, на котором стоит церковь, выйдешь к заболоченной пойме Малой Истры. Издревле были здесь вотчины бояр Голохвастовых. В самом начале XVI века при усадьбе Я. Голохвастова был возведен Рождественский храм.
Астрономические знаки
Астрономические знаки - условные обозначение Солнца, Луны, планет, зодиакальных созвездий, а также, противостояний, соединений планет, фаз Луны и т.п.
Рождественская сказка Чарльза Диккенса
Основой сюжета рождественской сказки есть чудо праздничной ночи. Происходит какое-то событие - и начинается духовное возрождение человека, который забыл, что он создан по образу и подобию Божьему. Дверной молоток превращается в лицо Джейкоба Марли, который умер именно на Свят-вечер семь лет тому, кафеля голландской печи, на которых изображена сцена со Священного Писания, вдруг заслоняет лица умершего, дух самого Марли предупреждает вторая о следствиях жизни без Божьей искры в души, Духи Рождества ведут Скруджа от детства до смерти, - и все это сплетается в событии одной ночи, лишь бы полностью изменить жизнь старика скряги.
Путешествие Скруджа во времени
Наверное, в жизни каждого человека наступает пора, когда он вынуждена оглянуться на свой жизненный путь и задуматься над собственной судьбой. Казалось, в жизни Скруджа такой момент не наступит никогда. И проторял он дороги жизни, «пренебрегая человеческим сочувствием». Чтобы разбудить душу такого человека, нужно чудо.
Иконография Казанской иконы Богоматери Воскресенского Новодевичьего монастыря
Фролова Ю. В. Иконография иконы восходит к самому распространенному в византийском искусстве типу - "Одигитрии". "Казанская" икона не имеет характерного жеста правой руки Богоматери, указывающей на Богомладенца Христа, как истинный путь спасения падшего человечества. Руки Марии не изображены на иконе и как бы сокрыты от зрителя.
Амнон
— Библейский персонаж; перворожденный сын второго царя Израильское царство Давида от его супруги Ахиноамы, родившийся ещё в бытность Давида в Хевроне (ок. 1056 года до Рождества Христова).
Индикт
Инди́кт (ио́н ) — период в 15 лет, по которому прежние историки, особенно в Средние века, исчисляли эпохи разных событий. Этимология этого слова, как и то, кем установлен этот период, в точности неизвестны. Наиболее распространённым является предположение, что индиктион (от лат. indiction — 'объявление') первоначально означал чрезвычайный налог на зерно.
Японское летоисчисление
(яп. 元号 гэнго: или яп. 年号 нэнго:, в переводе означает эра, эпоха) — традиционный календарь, используемый в Японии. Вместо исчисления годов от Рождества Христова, как принято в христианских странах, в Японии года исчисляются от года начала правления императора. Каждый император, вступая на престол, утверждает девиз (нэнго), под которым будет проходить его правление.
Ситовская надпись
— надпись, обнаруженная в пещере около болгарского селения Ситово в 1942 г. археологической экспедицией Александра Пеева. Отдельные знаки надписи напоминали символы греческого алфавита, однако из-за плохой сохранности надпись прочесть было невозможно. Длительное время не удавалось определить даже приблизительный возраст надписи.
Наша эра
Введение 1 Начало отсчёта 2 Распространение записи 3 Конфликт светской и религиозной записей 3.1 Доводы в поддержку светской записи 3.2 Доводы в поддержку религиозной записи
Битва при Иссе мозаика
План Введение 1 Обнаружение и сохранность 2 Иконография 3 Прообраз Введение Александрова мозаика — наиболее известная античная мозаика с изображением Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.
Дионисий Малый
Дионисий Малый , Дени Малый (первая половина VI в.) — римский аббат, скиф или гето-дак по происхождению, основоположник летосчисления от рождества Христова (или от начала нашей эры). По поручению папы римского Иоанна I в 525 г. составлял пасхальные таблицы. Отказавшись от тогдашнего летосчисления, начинавшегося от первого года правления жестокого гонителя христиан римского императора Диоклетиана, предложил новую систему счёта годов.
Константинопольская эра
План Введение 1 Византия 1.1 Как вычислялась дата 1.2 Мнение Ватикана 2 Россия 2.1 Погрешности в летописях 2.2 Хронологические рамки 3 Церковный календарь
VI век
Шестой (VI) век длился с 501 по 600 годы по григорианскому календарю. События 525 — Дионисий Малый ввёл летоисчисление от рождества Христова. 532 — восстание Ника, крупнейший бунт в истории Константинополя и Византии.
Водные петроглифы
План Введение 1 Описание 2 Местоположение 3 Разновидности 4 Теории Список литературы Введение Водные петроглифы, англ. Water glyphs — распространённый на американском юго-западе тип петроглифов. Чаще всего водные петроглифы встречаются на юге штата Юта, на севере штата Аризона и на востоке штата Невада.
Мусульманское летосчисление
В основу мусульманского календаря положен свободный лунный год. Этим термином, как было указано выше, принято называть календарный год, состоящий из 12 лунных месяцев.
Рождество на Руси
Праздник светлого дня Рождества Христова вернулся на Русь и с 1991 года стал "настоящим" праздником - Постановлением Верховного Совета РСФСР день 7 января объявлен выходным. Сам праздник - удивительно "детский".
Индикты
Счёт индиктами, или пятнадцатилетними периодами, заимствован в дровней Руси из Византии. Индиктом называется порядковое место данного года в пределах текущего пятнадцатилетнего цикла.
История летоисчисления в России
Со времен Владимира Киевская Русь использовала византийскую эру от сотворения Адама, которое произошло 1 марта 1 года творения, в пятницу.
Эры
Для того, чтобы ориентироваться в хронологических данных, далеко не достаточно одного знакомства с разными видами календарей, применявшимися в прошлом различными народами. Необходимо знать также эры этих народов.
Календарные стили
В древней Руси до конца XVII в. новый год начинался не с января, как в настоящее время, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии).
Спецсимволы в HTMl для чего они нужны?
Чаще всего специальные символы в html используют для вставки в текст таких символов, как © (копирайт), ® (зарегистрированный товарный знак), § (параграф), математических знаков, знаков валют и стрелок.
Кодирование текстовой информации
Кодирование текстовой информации Начиная с конца 60-х годов, компьютеры все больше стали использоваться для обработки текстовой информации, и в настоящее время основная доля персональных компьютеров в мире (и большая часть времени) занята обработкой именно текстовой информации. Современный компьютер может обрабатывать числовую, текстовую, графическую, звуковую и видео информацию.
Основные праздники Великобритании и США
The main holidays of the Holidays and their descriptions Праздники и их описания New Year’s Day. (January 1, celebrated as a holiday in many countries. Twelfth Night. (The evening of Jan. 5, the eve of Twelfth Day, formerly observed with various festal celebrations).
Скифская империя
Агишева Лилия Более тысячи лет, за несколько веков до «рождества Христова» (условного начала нашей эры), в цивилизованном мире счет времени велся от эпического образования этого города – 754/753 г. до нашей эры. Но сами образованные римляне доказывали, что скифы (пращуры россиян) древнее по цивилизованности даже египтян (не говоря уже о римлянах и греках).
Остров Рождества
Относится к категории малых карликовых стран. Территория — остров вулканического происхождения площадью 135 кв. км в Индийском океане к югу от острова Явы.
Вифлеем
Вифлеем расположился на высоте 726 метров над уровнем моря. Говорят, в ясную погоду из Вифлеема можно увидеть соседнее с Израилем государство. В древности город был отправной точкой для путешественников. Отсюда они начинали свой путь в Египет.