Содержание урока.
1. Введение темы. Учитель сообщает учащимся, что они будут делать на уроке и организует повторение пройденного в прошлый раз материала.
Вспомни, что означает слово «готический»? Почему это слово имеет один корень со словом «готы»?
В какой стране зародился этот архитектурный стиль? Как сначала назывался? Какой стиль в архитектуре ему предшествовал?
Каковы основные отличия готического собора от романского?
Для того, чтобы вспомнить терминологию, учитель проводит «мозговую атаку»: соревнование по колонкам, кто больше других назовёт терминов по теме «Готический стиль в архитектуре».
Рассмотри изображения и расскажи о нововведениях в декоративном убранстве и строительной технике готических соборов по сравнению с романскими.
Как изменилась арка по сравнению
с аркой романского собора?
Почему понадобилось меньше
колонн?
Как изменились своды собора?
Перекрытия? Система опор?
К чему привели эти нововведе-
ния? Представь,каким было
освещение внутри собора? Что противопоставлялось сиянию,
исходящему сверху из витражей? Символом чего был этот свет?
Каково было освещение собора внизу, где собирались молящиеся? Сколько людей могло поместиться в таком соборе в средние века? Каково было влияние церкви на жизнь городской общины?
2. Заполни таблицу, прослушав рассказ учителя (просмотрев фильм) о трёх периодах развития готической архитектуры в Англии. Как ты думаешь, судя по названию каждого периода, чем он будет характеризоваться?
Ранняя готика (1175-1250) | Украшенная готика (1250-1300) | Перпендикулярная готика (1300-1400) |
|
|
|
Учитель сообщает следующую информацию:
Готическая архитектура Англии делится на 3 периода:
Ранний готический период(1175-1250). Для этого периода характерен романский интерьер. Это означало чёткое деление собора на 3 уровня: аркада, трифорий (своды собора), клересторий, предназначением которого было освещение собора.
Средний (декоративный) период(1250-1300). Главная характерная черта этого периода - орнаментальное украшение окон. (каменная резьба, поддерживающая витражи). В украшении окон большую роль сыграли контакты с исламом и империей монголов. Поддерживающие элементы стен становятся легче. Больше используются металлические конструкции.
Перпендикулярный период(1300-1400). В этот период экстерьеры соборов приобретают особую суровость, жёсткость. Присутствуют элементы египетского влияния в связи с тем, что многие английские торговцы, художники, паломники устремились на восток. Введение новой техники постройки сводов привело к большей их декоративности.
Задание: разбившись на группы, учащиеся распределяют выданные им картинки с изображением трёх соборов и их фрагментов на 3 группы по периодам. Во время выполнения задания негромко звучит музыка Генри Пёрселла или Иоганна Себастьяна Баха (орган). Когда все группы готовы, проводится обсуждение и обмен мнениями.(10-15 минут). После этого продолжают заполнение таблицы, записывая туда примеры готической архитектуры (названия соборов) по каждому периоду.
Свод собора в Глостере.
2. Собор в Линкольне
3. Собор в Уэллсе 4. Собор в Глостере
5. Окно собора в Линкольне
6.Собор в Уэллсе
3. Учитель раздаёт материалы с изображением восточного фасада собора в Уэллсе (см. приложение №1). Учащимся предлагается распределить по порядку в вертикальном столбце сцены и скульптуры, украшающие фасад:
Фигура Христа
Святые и пророки
Епископы и отшельники
Короли и королевы
Апостолы
Мученики
Сцены из Старого и Нового Завета
Мадонна с младенцем Иисусом
Сцены воскресения из мёртвых
Девять иерархических ордеров ангелов
Изображения ангелов, взлетающих над облаками
Коронация Пресвятой Богородицы
Эти названия можно нарезать на полоски, чтобы дети могли быстро разложить их по уровням. Задание опять можно выполнить в группах или парах, а потом сравнить результаты и сверить с правильным вариантом учителя. Затем учащиеся рассматривают цветные изображения этого собора.
Как вы думаете,
Что отражали роскошные порталы?
Чьё изображение появляется всё чаще в украшении портала?
Если романская скульптура сосредоточилась на воплощении идеи неизбежности страшного суда, то что отражала готическая?
4. Учитель предъявляет учащимся виды Кёльнского собора (см. приложение).
Что общего у него с готическими соборами Англии?
Чем он отличается? Заполни таблицу:
| Общие черты | Отличия |
Экстерьер собора |
|
|
Интерьер собора |
|
|
После этого следует обсуждение результатов работы.
4. Учитель предлагает учащимся рассмотреть изображения
Кентерберийского собора, где находится гробница Святого Томаса Беккета, архиепископа Кентерберийского, убитого в 1170 году в этом соборе. К его гробнице в средние века устремлялись многие сотни паломников, чтобы поклонится святым мощам.
№1 №2
Как ты думаешь, к какому периоду английской готики относится этот собор и почему? Придумай названия к этим изображениям.
№3
На изображении №3 собор сфотографирован с того места, где к нему ведёт дорога, по которой прибывали странники. Что они
чувствовали, когда после долгого пути перед ними наконец открывался этот собор? Представь себя на месте такого странника: что бы ты почувствовал?
5. Работа с текстом учебника Р.Д.Апстеда «Люди в истории», глава «Джеффри Чосер и «Кентерберийские рассказы»». Перед чтением внимательно рассматривают иллюстрацию в книге. Кто могут быть эти люди? Чем занимаются в жизни? Где они находятся? Кто человек, стоящий перед ними? Как вы думаете, о чём он может говорить присутствующим? Какие чувства отражены на лицах этих людей?
Дети читают текст и проверяют свои догадки:
« Таверна Табард на юге Лондона была переполнена. Весь день прибывали посетители. Мальчики конюшие сбились с ног, таская воду и сено для лошадей. Служанки едва успевали приносить мясо и эль из кухни. К вечеру компания человек около двадцати собралась в большой комнате для гостей.
Хозяин гостиницы, крупный краснолицый человек с громким голосом, стоял, довольно сияя перед всей этой компанией. Он был счастлив, как школьник: ещё бы - на следующий день он собирался отправиться в путешествие, оставив таверну на попечении своей тучной жены Джоан. Это и в самом деле было настоящее путешествие, за сорок пять миль от дома, в Кентербери, где он помолится у гробницы Святого Беккета и оставит там свои дары.
Все в Англии старались хотя бы один раз в жизни попасть в Кентербери, а он, хозяин таверны Табард, был там уже два раза!
Конечно, он не отправится туда один; в те дни это было бы очень неблагоразумно, ведь леса по обе стороны от дороги были полны грабителей! Он отправлялся как предводитель всей этой компании, собравшейся здесь у него в гостинице.
Хлопнув в ладоши в знак тишины, он выступил вперёд.
«Мои дорогие друзья, хорошо ли вас обслуживают? Есть ли у вас эль в кружках? Итак, завтра мы отправляемся в Кентербери. Честно говоря, мы отправляемся туда попросить Святого Беккета отпустить нам наши грехи. Однако, давайте проведём как можно веселее наш путь. Это долгая и трудная дорога, но в наших силах превратить её в увлекательное путешествие. Слушайте внимательно: каждый из вас должен рассказать две истории по пути в Кентербери и две по пути назад.
Тот, кто расскажет самую лучшую историю, по возвращении сюда будет вознаграждён великолепным обедом».
На следующее утро странники отправились в путь. Компания была довольно разношерстной. Кого там только не было! Храбрый рыцарь, участвовавший в крестовых походах; его слуга, красивый румяный юноша; честный фермер; повар; толстый монах; изящная настоятельница; бедный школяр из Оксфорда; обманщик доктор; бедный приходской священник; пара мошенников; мельник; сборщик налогов; моряк; монахиня; весёлая ткачиха из Бата и человек с маленькой острой бородкой.
Этого человека звали Джеффри Чосер, он имел некоторое влияние при королевском дворе, а также был поэтом и любителем забавных историй. Он решил присоединиться к компании пилигримов, отправляющихся в Кентербери. По пути он слушал и запоминал истории, а когда вернулся, то записал их. Он также дал забавные и проницательные описания самих странников. Он не закончил свои «Рассказы», но его книгу читают уже 500 лет люди во всех уголках земного шара».
Домашнее задание:
Учитель предлагает ребятам
выбрать роль одного из странников и к следующему уроку придумать забавный рассказ из его жизни;
приготовить простейший средневековый костюм (есть иллюстрация в книге);
составить меню средневекового обеда.(ужином)
По желанию можно 1)сделать модель готического собора;
2) изготовить витраж;
3)нарисовать украшения для портала или капители колонны.
На следующем уроке можно попробовать реконструировать эпоху, проведя беседу пилигримов за ужином.
10
Другие работы по теме:
Черты готики в русской архитектуре
Происхождение термина Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджио Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья.
Архитектурные стили и их особенности
Понятие, сущность, история возникновения и развития архитектуры. Характерные особенности архитектурных стилей Древней Греции, Мессопотамии и Египта. Анализ взаимосвязи Классицизма и античного искусства. Описание основных черт стилей барокко и хай-тек.
на тему
Симметрия делится на три вида: это зеркальная, центральная или же поворотная либо же переносная симметрия
Особенности научного стиля
Научный стиль обслуживает научную сферу общественной деятельности. Научный стиль в большей степени использует письменную форму речи, т.к. наука стремится зафиксировать свои достижения и передать их другим поколениям. Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека.
Готика
Во второй половине 12-го в. на северо - востоке Франции, в провинции Иль де Франс возник архитектурный стиль - готический. Название происходит от итальянских слов "маниера готика" - "готская манера" (от названия германского племени готов).
Ренессанс Возрождение
Термин ренессанс возрождение ” был введен в XVI веке автором замечательного труда, бесценного источника “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1550), художником Джорджо Вазари.
Готика в средневековой Западной Европе
Text Text Graphics Готика в средневековой Западной Европе Graphics Вопросы Какой вид искусства наиболее ярко и активно развивался в средневековой Западной Европе? Масляная живопись Архитектура Керамика Мозаика Graphics
Стиль Ампир
Ампир (от фр. empire -- империя) - стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма.
Особенности и периодизация культуры средневековья
Особенности и периоди-я культуры средневековья.система средневек.образования.роман и готич стили в арх и скульп.культура визан.империи. Культура эпохи возрождения-сущность идеи принципы.произведения живописи и арх давинчи тециан микелянджело рафаэл санти шекспир алигъере
Культура западноевропейского Средневековья
Средневековье - эпоха становления нового типа культур. Роль романской архитектуры в развитии западноевропейского искусства. Романский и готический стили. Внутреннее убранство романского и готического собора. Описание собора Парижской богоматери.
Готический стиль
Готический стиль в средневековой архитектуре. Описание готических соборов: сквозные галереи, аркады, огромные окна, монументальная живопись из цветных стекол. Преобладание скульптурного убранства над живописью. Господство готического стиля до XV века.
Барокко
Слово «барокко» буквально означает «странный», «причудливый». Этот художественный стиль преобладал с конца 16-го до середины 18-го в. и был призван прославлять могущество знати и церкви.
Готическое искусство
Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Но больше поражает не сколько высота , сколько богатство аспектов , открывающиеся, когда обходишь кругом собора.
Стиль модерн 2
Интерьер Стиль модерн (или ар нуво) - популярное направление в искусстве, в том числе и архитектуре и дизайне, которое появилось в конце 19 - начале 20 века. Модерн был своеобразным ответом на изжившую себя эклектику - смешение классических стилей, популярных в предыдущие столетия. Для архитектурного стиля модерн, равно как и для других его проявлений, был свойственен отказ от симметрии, прямых линий и четкой геометрии, доминировавшей в классицизме.
Рококо
Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером.
Готическая архитектура
Готика была первым по-настоящему самобытным архитектурным стилем, родившимся в Северной Европе. Более 300 лет вздымающиеся ввысь, пронизанные светом соборы и церкви являлись олицетворением смирения и гордыни средневековых христиан.
Готика
Во второй половине 12-го в. на северо-востоке Франции, в провинции Иль де Франс возник архитектурный стиль — готический. Название происходит от итальянских слов «маниера готика» — «готская манера» (от названия германского племени готов).
Рококо
Рококо (франц. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах 1-й половины 18 в. и европейской литературе 18 в.
Литературный центр конструктивистов
Группа ЛЦК (Литературный центр конструктивистов) — литературная группа. Основана И.Сельвинским в 1923 г. Распустилась в 1930 г. Название восходит к конструктивистским течениям начала 1920-х годов в изобразительном искусстве и архитектуре. Приверженцы конструктивизма считали его рациональным марксистским направлением в литературе.
Марк Витрувий Поллион
Введение 1 Биография 2 «Десять книг об архитектуре» 3 Переводы Список литературы Введение Марк Витру́вий Поллион (лат. Marcus Vitruvius Pollio) — римский архитектор, инженер, теоретик архитектуры второй половины I века до н. э.
Петровское барокко
Петро́вское баро́кко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
Живописный стиль
(англ. Picturesque style) — архитектурный прием в Англии конца 18 — начала XIX века, который был предшественником готического Возрождения. Живописный стиль развивался в качестве опротестования тенденции к соблюдению научной и математической точности в архитектуре, которая наметилась в XVIII веке.
Ретроспективизм
— традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира). Ретроспективизм — всемирное, но при этом глубоко национальное явление. В каждой стране складывались свои школы, свои стили, поэтому не существует однозначного перевода терминов и понятий, связанных с этим направлением.
Бидермейер
Бидермайер ; нем. Biedermeier) — художественный стиль, направление в немецком и австрийском искусстве, (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815—1848 годах.
Псевдорусский стиль
Введение 1 Развитие 1.1 Развитие в конце XIX века 1.2 Развитие в начале XX века Список литературы Введение Псевдорусский стиль является общим условным названием совокупности ряда течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX века и представляющих собой синтез традиций древнерусского и русского зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.[1]
Маньеризм 2
План Введение 1 Общая характеристика стиля 2 Маньеризм в изобразительном искусстве 2.1 Стилевые особенности 2.2 Живопись 2.3 Скульптура 3 Маньеризм в архитектуре
Неогрек
План Введение 1 Европейские корни 2 Неогрек в Москве 3 Источники Введение Неогре́к — архитектурный стиль, возникший в 1820-х годах, основанный на «возвращении» к классическим греческим образцам. Отличается от классицизма (и ампира в частности) подчёркнуто археологическим, детальным подходом к воспроизведению греческой классики, очищенной от влияния древнеримской архитектуры и итальянского ренессанса; идеологически, принадлежит к эпохе эклектики, а не классицизма.
Стиль одежды
План Введение 1 Классификация стилей одежды по критериям 1.1 возраст 1.2 пол 1.3 профессия 1.4 социальный статус 1.5 принадлежность к субкультуре 1.6 личный вкус человека
Северное Возрождение
План Введение 1 Отличие от итальянского Возрождения 2 Периоды 3 Представители Список литературы Введение Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающе — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.
Готический шрифт
Историческая справка Готический стиль История готического шрифта и готической письменности началась, конечно, не в средние века, а много раньше. К оседлой жизни человечество перешло около 4000 г. до н.э. Одновременно в Египте возникла иероглифическая письменность. А к 1000 гг. до н.э. произошла эволюция буквенных символов от египетских пиктограмм (иероглифов) до первого крито-финикийского алфавита.
Борромини
Борромини Франческо (Borromini, Francesco) (25.09.1599 / Биссон, Ломбардия, Италия–02.081667 / Рим, Италия), итальянский архитектор.