5 концептуальные основы и опыт предпрофильной подготовки 5

Остальные рефераты » 5 концептуальные основы и опыт предпрофильной подготовки 5 Скачать

ССодержание

Введение 2
Глава I. Предпрофильная технологическая подготовка школьников

5

§1. Концептуальные основы и опыт предпрофильной подготовки

5

§2. Технологическая подготовка как фактор самоопределения учащихся

7

Глава II. Разработка практико-ориентированного элективного курса электротехнической направленности 9
§1. Рабочая программа курса «Я - электрик» 9
§2. Методическое обеспечение занятий 14
Заключение 17
Список использованных источников и литературы 18

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. Изменения происходящие в жизни современного общества быстрая смена технологий в результате достижений научно-технического прогресса выявили потребности различных областей народного хозяйства в профессионале мыслящем нестандартно способном принимать решения и нести за них ответственность. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года этому вопросу уделяется большое внимание: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные нравственные  предприимчивые люди которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора  прогнозируя их возможные последствия; способны к сотрудничеству  отличаются мобильностью  динамизмом конструктивностью обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [2]. В перечне поручений президента Российской Федерации В.В. Путина правительству страны есть такой пункт: «Подготовить прогноз потребности в специалистах (по объему и направлениям их подготовки) с учетом реальных запросов рынка труда и перспектив развития экономики разработать на его основе предложения по формированию заданий по подготовке специалистов в том числе с привлечением негосударственных и корпоративных учебных заведений» [1].
Современная школа должна ориентироваться на запросы общества и государства образование должно стать более индивидуализированным функциональным и эффективным. На старшей ступени общеобразовательная школа должна стать профильной. Но профильное обучение не может состояться «само собой» без проведения системной подготовительной работы в конце основной школы без активного включения основной школы в процесс профилизации без предпрофильного обучения цель которого – подготовить учащихся к осознанному выбору профессии. «Важно учитывать что предпрофильная подготовка – это подготовка и ориентация не столько в отношении выбора «профиля вообще» сколько подготовка к конкретному месту и форме продолжения образования» [4].

В различных аспектах проблему организации профориентационной работы с учащимися общеобразовательных школ рассматривали: П.Р. Атутов Л.В. Байбородова В.М. Казакевич А.Г. Каспржак Е.А. Климов А.А. Пинский В.А.Поляков Н.С. Пряжников Л.Н. Серебренников В.Д. Симоненко Г.Ч. Тахтамышева С.Н. Чистякова и др.

Анализ теории и практики предпрофильного обучения свидетельствует о наличии противоречий между необходимостью выполнения учениками профессиональных проб по всем типам профессий и в недостаточной кадровой и ресурсной обеспеченности элективных курсов.

Кадровую обеспеченность можно решить за счёт повышения квалификации учителей образовательного учреждения и привлечения «к преподаванию курсов предпрофильной подготовки работников начального среднего и высшего профессионального образования науки производства и других сфер деятельности» [4]. И очень важно правильно решить вопрос о насыщении образовательного процесса программами курсов по выбору. Можно воспользоваться уже готовыми программами из различных сборников или программами факультативных курсов переделав их под себя. Но возможен и другой вариант: создание «своей» авторской программы. Она будет учитывать следующие характеристики:

- востребованность изучаемой профессии в сельской местности области стране;

- интерес школьников к этому курсу;

- наличие соответствующих средств обучения;

- уровень подготовки учителя.

Целью данной работы является разработка практико-ориентированного элективного курса «Я – электрик» для совершенствования предпрофильной подготовки по разделам технической направленности.

Для решения этой цели поставлены следующие задачи:

- проанализировать содержание и опыт организации предпрофильной подготовки;

- выявить фактор самоопределения учащихся через технологическую подготовку школьников;

- разработать программу курса по выбору «Я - электрик»;

- разработать и экспериментально проверить методическое обеспечение элективного курса.

Работа состоит из введения основной части и заключения. В первой главе основной части рассматриваются вопросы посвящённые предпрофильной подготовке учащихся основной школы.

Второй главой основной части является разработка программы практико-ориентированного курса по выбору «Я - электрик».

В заключении подводятся итоги выполненной работы делаются выводы.

Методы исследования:

- теоретические: изучение и анализ педагогической и психолого-педагогической литературы нормативно-программной и учебно-методической документации связанной с темой исследования материалов публикаций педагогической и периодической печати диссертационных работ и авторефератов учебников и учебных пособий интернет-ресурсов;

-эмпирические: изучение педагогического опыта наблюдение беседа опрос анкетирование анализ продуктов деятельности обучающихся: профессиональных проб творческих исследовательских работ научных рефератов педагогическое моделирование педагогический эксперимент;

Объект исследования:

Состояние предпрофильной подготовки

Методологическая база исследования:

- концепция модернизации российского образования до 2010 года;

- концепция профильного обучения;

- базовая модель предпрофильного обучения;

- содержание предпрофильной подготовки школьников;

- опыт работы школ Ярославской области по организации предпрофильного обучения детей;

- комплексная технологическая подготовка школьников.

База разработки курса по выбору: «Я - электрик»:

Муниципальное образовательное учреждение Ломовская общеобразовательная школа Рыбинского муниципального района Ярославской области.

Практическая значимость исследования:

Для преподавателей:

- представленная ниже программа может быть использована в качестве методического пособия а также служить основой для разработки авторских программ с учётом технической направленности образовательного учреждения;

Для учеников курс по выбору «Я - электрик» как и другие практико-ориентированные курсы должен:

- помочь им оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

- познакомить их со спецификой видов деятельности по профессии «электрик» которые будут для него ведущими если он совершит соответствующий выбор то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности пути получения им образования в профессиональной школе;

Для общества:

- курсы по выбору ориентированные на профессии технической направленности призваны сбалансировать потребности рынка труда и возможности образования.


Глава I.ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ

§1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ОПЫТ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Предпрофильная подготовка школьников. Впервые это понятие появилось в Концепции профильного обучения. «Реализация идеи профильности старшей ступени ставит  выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Необходимым условием создания образовательного пространства способствующего самоопределению учащегося основной ступени является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору» [3]. И действительно «если ключевой идеей профильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора то очевидно что ученик к такому выбору должен быть подготовлен» [16].

«В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической психологической информационной и организационной поддержки учащихся основной школы содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования» [4].
В качестве задач предпрофильной подготовки можно обозначить следующие:

- выявление интересов и склонностей способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;

- оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками опыта связанного с профессиональным становлением;

- развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов ключевых компетенций обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

- формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования пути получения профессии.

«Для решения задач предпрофильной подготовки целесообразно использовать метод проектов создающий условия для разнообразной по содержанию и уровню сложности практической деятельности в соответствии с интересами и способностями учащихся» [19].

Учащиеся 9-х классов стоят перед выбором первичного профессионального самоопределения:

- пойти в 10-й класс а затем выбрать вид и уровень продолжения образования;

- или после 9-го класса пойти учиться в учебное заведение среднего или начального профессионального образования на краткосрочные профессиональные курсы и др.

«Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена также и внутренними причинами – глубоко личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме получить образование интересную профессию обеспечивающую достойное существование прожить счастливую жизнь. Таким образом учащимся 9-х классов в любом случае необходимо быть готовыми к профессиональному самоопределению» [14] совершить «выбор профессии» или «выбор профиля обучения».

«Выражение «выбор профессии» указывает на то обстоятельство что человек находится в условиях неопределённости. В такую же ситуацию попадает ученик выбирая профиль обучения - ограничены его знания информированность о типах профессий предметах труда» [20]. Предоставить информацию обо всех типах профессий существующих в обществе должна профессиональная ориентация.

Предпрофильная подготовка сама по себе вариативна она может реализовываться в различных формах. Проанализировав опыт организации предпрофильной подготовки в школах области и страны можно придти к следующему выводу: за основу взята базовая модель предпрофильного обучения. «Анализ действующего Базисного учебного плана (утвержденного приказом Минобразования России от 09.02.98 № 322) и минимально необходимой потребности в учебном времени на предпрофильную подготовку позволяет определить что базовый минимальный объем предпрофильной подготовки должен быть равен примерно 100 учебным часам в год что в среднем составляет 3 учебных часа в неделю 34 учебные недели в году» [4].

В некоторых школах предпрофильному обучению отводится больше времени и в эту деятельность включаются ученики 8-х классов (Великосельская СОШ Гаврилов - Ямского муниципального округа Березниковская СОШ Борисоглебского муниципального округа и др.) и даже ученики 5-6 классов (курсы по выбору в Московской городской педагогической гимназии).


§2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ФАКТОР САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ


Современный этап развития человечества называют научно-технологическим. Он устанавливает приоритет способа над результатом любой деятельности с учетом ее социальных экономических психолого-педагогических эстетических и других факторов. Технологический этап развития мировой цивилизации обуславливает необходимость осуществления технологического образования подрастающего поколения которое выступает составной частью технологической культуры общества и каждого отдельного человека. Эта необходимость осознается во всем мире. Так в январе 1996 года Международная конференция констатировала что технологическое образование должно стать обязательным компонентом общего образования так как в технологическом мире человек должен уметь проектировать свою жизнь и деятельность. Профессор В.Д. Симоненко подчеркивает что сейчас нужно готовить не просто профессионала а субъекта собственной жизнедеятельности. Быстрая смена технологий и профессий приводит к тому что человеку приходится несколько раз менять профессию поэтому он должен иметь широкую технологическую подготовку а лозунг «Знание на всю жизнь» должен быть заменен установкой «Знание через всю жизнь».

Можно отметить что именно технологическая подготовка школьников является основой профессиональной ориентации «рассматривается как один из этапов формирования трудовых ресурсов для общественного производства» [15]. Школьники приобщаются к миру профессий; знакомятся с распространенными механизмами приборами инструментами и другими средствами труда; стремятся выбрать путь профессионального самоопределения осознанно планируя направления дальнейшей специализации. Старшеклассники в соответствии со своими познавательными и профессиональными интересами углубленно изучают профильные технологические дисциплины уточняют жизненные и профессиональные планы конкретизируют пути дальнейшего профессионального образования планируют будущее трудоустройство и карьеру. Л.Н. Серебренников выделяет двойственный характер целеполагания технологической подготовки школьников: «Технологическая подготовка включает в себя две группы целей и задач. Первая связана с решением культуросообразных общеобразовательных вопросов обучения развития и практической подготовки молодёжи к жизни в окружающем и обществе. Вторая закладывает на этапе обучения в школе основы последующей профессиональной подготовки подрастающего поколения. Построение системы целей комплексной технологической подготовки школьников может быть адекватным если обеспечивает реализацию интегративной цели – достижение подготовленности личности к самостоятельному труду и профессионально-образовательной деятельности в современных социально-экономических условиях» [7].

«В рамках существующих нормативных положений на предпрофильную подготовку в 9-м классе отводится не менее 3-х часов в неделю в том числе за счёт занятий ранее отводившихся на изучение технологии. Такое решение связано с тем что самоопределение учащихся должно происходить при поддержке прикладного технологического обучения» [17].

«Критерием эффективности комплексной технологической подготовки школьников выступает готовность выпускников школы к трудовой деятельности и получению профессии» [7].

Сегодня в профориентации и профессиональном самоопределении учащихся преобладают мотивы которые по представлениям молодежи малыми усилиями с их стороны обеспечивают быстрое достижение высокого материального благополучия. Старшеклассники недостаточно информированы о рынке труда и соответственно целесообразных способах будущего поступления в соответствующие профессиональные учебные заведения а затем и на работу с учетом региональных перспектив занятости населения.

Для технологической подготовки важной социальной целью должно быть также формирование у учащихся профильных технологических знаний умений и навыков. С учетом местных особенностей рынка труда при определении профильных направлений технологического обучения в IX- XII классах можно сделать более обоснованный выбор выпускниками направлений дальнейшего профобразования что должно сократить экономические потери государства от нерационального профессионального самоопределения молодежи. Логично предположить что именно технологическая подготовка школьников станет основой для проведения практико-ориентированных элективных курсов а учитель технологии будет ключевой фигурой в организации предпрофильного обучения учащихся.
В соответствии с Концепцией профильного обучения «основная функция курсов по выбору – профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер являться своего рода учебными модулями. Курсы по выбору необходимо вводить постепенно. Единовременное введение целого спектра разнообразных курсов по выбору может поставить ученика (семью) перед трудноразрешимой задачей. Необходима целенаправленная опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения освоения «поля возможностей и ответственности» [3].

«Основная направленность курсов – приобретение опыта в конкретном виде профессионального труда связанного по возможности с содержанием профилей предусмотренных для изучения в старшей школе. Это помогает школьникам рассматривать изучаемые элективные курсы в свете своей будущей профессиональной деятельности» [11]. «Элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации» [6] («Я пойду на технологический профиль (выберу такую-то профессию) потому что мне интересно то-то и то-то у меня это хорошо получается»). «Содержание курса и форма его организации должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы».[6] «Я выбрал данный курс не потому что мои друзья его выбрали или на других курсах я не смогу выполнить задания а потому что я намерен выбрать ту или иную специальность и поступить в соответствующее учебное заведение».
Для учеников сельских (и не только) школ особенно большую значимость имеют практико-ориентированные курсы дающие им возможность получить реальные сведения о выбранной профессии и на какое-то время включиться в соответствующий технологический процесс. Разработка одного из таких курсов по электротехнической направленности является темой данной работы. В дальнейшем планируется насыщение «портфеля практико-ориентированных курсов» разработками программ технологического направления.

Успешность приобретения учащимся практико-ориентированного опыта профессиональной деятельности обеспечивают профессиональные пробы.

«Профессиональные пробы – это моделирование элементов конкретного вида профессиональной деятельности (завершенный процесс) которое способствует сознательному и обоснованному принятию решения относительно оценки самооценки успешности ее выполнения; это примеривание своих индивидуальных особенностей к конкретному труду в соответствии с его требованиями» [11].

В технологической подготовке и предпрофильном обучении школьников применяются следующие формы профессиональных проб: выполнение технологически завершенного изделия; серия имитационных (деловых) игр; творческие работы (проекты рефераты); комплекс сельскохозяйственных действий и др.

Особенно важную роль в выполнении профессиональных проб играет проектное обучение. «Проектное обучение позволяет осуществлять практико-ориентированное обучение по широкому спектру видов и форм практической деятельности что обеспечивает создание целостной системы профессиональных проб. Кроме того участие в коллективной проектной деятельности создаёт условия выбора вида и цели труда. Это является одним из важных условий определения уровня и формы последующего обучения и принятия после 9 класса решения либо о продолжении обучения в старших классах средней школы либо о переходе в систему начального или среднего профессионального образования» [10].


Глава II. РАЗРАБОТКА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


§1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Я - ЭЛЕКТРИК»


Пояснительная записка

Специалисты электротехнических профессий в настоящее время востребованы во всех отраслях промышленности и имея такую специальность человек более свободен в выборе места работы.

Электрификация быта облегчая труд в домашнем хозяйстве является источником травматизма связанного с эксплуатацией электрических устройств. И в связи с этим даже в пределах этого небольшого курса необходимо обратить внимание детей на правила обращения с электрическими приборами и источниками напряжения в домашних условиях.  

Курс «Я - электрик» является практико-ориентированным и предназначен для изучения в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Его изучение рассчитано на 10 учебных часов и основано на знаниях полученных на уроках физики в 8 классе: раздел «Электрические явления» и знаниях полученных на уроках технологии в 5 - 7 классах: раздел «Электромонтажные работы».

Страницы: 1 2 3