Реферат: I. Определение и - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

I. Определение и

Остальные рефераты » I. Определение и

Содержание

Введение

Глава I. Определение и содержание методов внеклассной работы по физическому воспитанию……………………………………………………………………….……...7

1.1.Методы об организации внеклассной работы…………………………………………………………………………………....7

1.2.Методы организации внеклассной работы по физической культуре………………………………………………………………………………….9

Глава II. Внеклассные спортивно - массовые мероприятия по сохранению и укреплению здоровья школьников, основные формы и методы их проведения……………………………………………………………………………...12

2.1.Праздники здоровья и их значение в эмоционально-игровой деятельности школьников…………………………………………………………………………….12

2.2. Туристические (пешие) походы и экскурсии……………………………………………………………………………….24

2.3. Наркомания, токсикомания, табакокурение. Беседы по предупреждению их в сфере обучающихся (школьников)……………………………………………………………………….......26

Заключения………………………………………………………………………28

Список использованной литературы……………………………………………………………………………...30


Введение

Актуальность исследования.

Среди социально-культурных проблем, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, выделяется проблема формирования всесторонне развитый личности. В основе характеристики личности лежат три ведущих признака: а) гармоничное развитие (достижение адекватного соответствующего) индивидуального уровня умственного, физического, трудового , нравственного и эстетического развития человека в их взаимосвязи; б) социальная активность (отношение человека к природе, обществу, к себе, когда он становится творцом нового); в) готовность к высоко-эффективный профессиональный деятельности и защите Родины (объем и уровень знаний, умений, желаний и возможностей человека).

Готовность человека к адаптации в условиях современный жизни, современного производства зависит от уровня его здоровья.

В условиях интенсивного достижений научно-деятельнической революции в повседневную жизнь появился социально – обусловленный гиподинамией. Недостаток двигательной активности приводит к разрушению уровня жизнедеятельности организма школьников, появлению новых болезней. Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить их регулярным тренировкам в свободное от учебы время.

Здоровье подрастающего поколения – это нравственная и социальная. Молодой человек сам должен уметь быть не только здоровым и сильным, но и умным. Он будущий родитель здоровых детей.

В настоящее время задачей каждого образовательного учреждения является, растить здоровых сильных, жизнерадостных детей. Занятия по физкультуре являются и должны быть основным направлением в достижении вышеперечисленных задач. В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы:

- государство;

- родители;

- учителя;

-врачи.

Но практика показывает, что усилия, прикладываемые им пока недостаточны, Здоровье детей с возрастом ухудшается, функциональные возможности в ходе учебы снижаются.

Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс социализации – воспитание. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. Существующая система школьного образования при всей ее научности не не учитывает главного: конкретного человека, индивидуальных законов его развития. Несоответствие школьной системы образования и развития личности ребенка конкретным закономерностям индивидуальности накладывает своеобразный порочный стеоротип на так называемое домашнее воспитание, когда каждая мать исходит не из потребностей своего ребенка, изученного досконально, а из общей позиции «так принято, так надо! Что же касается отцов, то они вообще в большинстве своем, не озадачивают себя данной проблемой.

Таким образом, существуют противоречие между необходимостью усовершенствования процесса формирования физической культуры и навыков здорового образа жизни школьников, с одной стороны, и недостаточным информативно – методическим обеспечением данного процесса, с другой стороны. Исходя из противоречия мы определили проблему исследования: каковы формы и методы формирования физической культуры школьников и приобретения ими навыков ведения здорового образа жизни.

Решение выявленной нами проблемы и составила цель нашего исследования.

Объектом нашего исследования является теория и практика физической культуры школьников.

Предметом исследования являются формы и методы внеклассной работы работы по сохранению и укреплению здоровья школьников.

В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования нами определены следующие задачи исследования:


Проанализировать научно – методическую и художественную литературу по теме исследования, научные статьи и научно- популярные периодические издания.

Дать общую характеристику понятия «здоровье « и состояния учащихся в современной школе.

Выявить основные формы и методы организации внеклассных мероприятий с целью сохранения и укрепления здоровья школьников различных возрастных групп.

Разработать практические рекомендации по предупреждению наркомании, токсикомании, табакокурения и алкоголизма среди школьников.

Для решения поставленных задачи нами использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно – методической литературы по проблеме исследования.

Практическая значимость работы: рассмотренные методы внеклассной работы по физическому воспитанию позволят эффективно организовать досуг школьников и направить их к осознанию важности – здорового образа жизни.


Глава 1. Определение и содержание методов внеклассной работы по физическому воспитанию

1.1Методы организации внеклассной работы

Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей.

Внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка, Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических т духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично – добыто на всю жизни.

Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.

Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка упражнений, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т. д. Это позволяет каждому найти свое место в общем деле, Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путем бесед, анкетирования, изучения их интересов.

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов творческих способностей в определенной области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие ее формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, демонстрация спортивных достижений. Отчет работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.

К объединяющим формам работы относятся детские клубы, общества. Широкое распространение получают спортивные клубы. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям. Так интернациональные клубы могут иметь секции: волейбольные, футбольные, лыжные, баскетбольные и т. д.

Формы массовой работы принадлежит к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный хват многих учащиеся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требую непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционный формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4 – 5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые творчество школьников. Их цель – вовлечь всех детей с отбором наиболее талантливых, Смотры – наиболее общая соревновательная форма массовый работы. Их задача – подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску. Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведенного и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.


1.2. Методы организации внеклассной работы по физической культуре

В каждой школе должна быть общешкольная программа "Здоровье". Она включает следующие разделы: повышение медицинских знаний учителей, персонала школы; обучение учащихся сохранению здоровья (урочная, внеурочная формы); оздоровление детей в школе; работа с родителями; праздники здоровья.

Для ее реализации используются различные формы деятельности администрации школы, педагогического коллектива, учащихся. Одной из форм обучения школьников основам здоровья является подготовка и проведение дня, недели, месячника здоровья как видов эмоционально-игровой деятельности. которые способствуют закреплению урочного материала. Они повышают уровень знаний учащихся о том, как сохранить свое здоровье, формируют соответствующие навыки. В период подготовки к празднику выявляется, насколько эффективны другие (урочные, внеурочные) формы обучения укреплению здоровья и как высока степень усвоения материала. Совместные действия подсистем "учитель - ученик", "родитель - ученик", "ученик - ученик" раскрывают новые грани понимания того или иного вопроса.

Правомерно заметить, что если знания школьников по тому или иному предмету могут быть удовлетворительными, то знания и умения, касающиеся здоровья, должны быть хорошими. Следует учесть и тот фактор, что подростковый и юношеский возраст обуславливает переоценку учащимися своих возможностей, что является причиной недооценки здоровья как высшей ценности человека. Это обязывает учителей, воспитателей, родителей находить убедительные мотивы действий каждого школьника, которые побуждали бы его к укреплению своего здоровья, раскрытию возможностей собственного организма. Важно вовлечь учащихся в процесс подготовки праздников, предусмотрев при этом нагрузку на все органы чувств (зрения, слуха, обоняния, тактильной чувствительности, вкуса) и все виды памяти (моторную, двигательную, слуховую, зрительную, эмоциональщто). Это особенно важно при формировании интереса учащихся к своему «Я» - «Я девочка (девушка)», «Я мальчик (парень)».

При внеклассных формах работы учитель, воспитатель осуществляют преемственность между учебным и воспитательным процессом и тем самым учат детей беречь свое здоровье. В их обязанности входит:

Составление, оформление, разъяснение правил для дежурного по классу, столовой, мастерской, спортивному залу, школе, отряду, лагерю и т.д., а также контроль за их выполнением;

Подготовка и проведение экскурсий, туристических походов, отдыха на природе;

Организация деятельности отдыха в группах продленного дня;

Обучение гигиеническим правилам в лагерях труда и отдыха, школах-интернатах и контроль за их выполнением;

Организация работы учащихся по благоустройству школьных помещений, на пришкольном участке, в подшефных учреждениях, колхозах и совхозах и контроль за их выполнением;

Подготовка и проведение праздников здоровья.

Чтобы правильно организовать труд школьников, особенно старших классов, учителю целесообразно руководствоваться основами законодательства по охране труда подростков, учитывать медицинские противопоказания к различным видам работ подростков, консультироваться у «подростковых» врачей в поликлиниках, врачей отделений гигиены детей и подростков территориальных центров гигиены и эпидемиологии.

Глава II. Формы и методы организации внеклассных мероприятий по

сохранению и укреплению здоровья школьников

2.1. Праздники здоровья в эмоционально-игровой деятельности школьников

Праздники здоровья должны постоянно совершенствовать знания, умения и навыки учащихся сохранять и укреплять свое здоровье.

Чтобы достигнуть этой цели, педагогическому коллективу необходимо:

пополнять свои знания о возрастных изменениях в организме учащихся;

осваивать самим правила физической и гигиенической культуры;

уметь оценивать собственные знания и навыки по вопросам здоровья;

вызывать у школьников интерес, вырабатывать потребность постоянно заботиться о своем здоровье;

- убеждать учащихся беречь здоровье как главную ценность личности.
Планирование праздников, выбор их тем обуславливается:

материалом учебных программ, школьных учебников, методических разработок для данного класса (ответственный за праздник учитель должен познакомиться с ним);

показателями здоровья школьников, которые имеются в медицинском кабинете школы в форме листка здоровья класса (анализ конкретных отклонений здоровья позволит подобрать актуальные для детей вопросы, знания и т.д.);

фактическими навыками здорового образа жизни учащихся данного класса, определяющимися по результатам выполнения ими правил поведения (перечень правил составляется с учетом возраста детей, возможности их выполнения в течение учебного дня);

знакомство с литературой по формированию гигиенических навыков.

Тема праздника не должна быть всеобъемлющей. Лучше ограничивать число вопросов и осветить их глубоко, чем поверхностно охватить большой материал.

Выбрав тему, классный руководитель либо учитель, отвечающий за праздник, составляет его сценарий, используя при этом рекомендации медицинских работников школы, врачей-валеологов территориальных центров здоровья, социальных педагогов, психологов. Целесообразно привлекать к составлению сценариев учащихся, особенно при подготовке праздников в средних и старших классах. Работа над сценарием обязывает детей просмотреть учебный материал с новых позиций, освоить дополнительную литературу, является темой для обсуждения со сверстниками элементов предстоящего праздника здоровья.

Праздник здоровья - итог дня, недели, месячника здоровья, поэтому в период работы над сценарием вся программа предыдущих праздников здоровья уточняется и оформляется в виде специальной наглядной информации.

Праздник здоровья может проходить в различных формах: «Путешествие в страну Здоровья», «Клуб веселых и находчивых», «Конкурс знатоков здоровья», «Мама, папа, я - спортивная семья», «Дискотека здоровья», «Вечер здоровья» и т. д. Длительность праздника для младших школьников составляет 40-60 минут, и проводиться он не реже одного раза в учебную четверть, для средних и старших -соответственно 90-150 минут 1 -2 раза в учебный год.

В праздниках участвуют ученики параллельных классов, от каждого класса выделяются команды, в которую могут входить учителя и родители. К их проведению необходимо привлекать каждого школьника, - этому способствуют домашние задания по теме праздника, например написание сочинения на тему «Мое здоровье», составление перечня действий по укреплению своего здоровья и т.д., а так же контроль за выполнением правил гигиены всеми учащимися (он может быть проведен накануне праздника). Оценки домашних заданий суммируются и учитываются при подведении итогов праздника.

Заранее готовятся атрибуты праздника, протоколы, подбираются игры, танцы, эстафеты и музыкальное сопровождение. Жюри не только оценивает ответы команд, но и комментирует их. В конце: подведение итогов, и награждения (важно, чтобы все участники праздника были награждены, т.е необходимы вниманием жюри.

Примерные программы дня здоровья.

Гимнастика до уроков (по классам)

Уроки «Человек и его здоровье».

Динамическая перемена на пришкольном участке: после 2 го урока для 1-2 классов, после 3-го для 3-4 кл.

Обед «здоровье»

Организованный праздник «здоровье»

Заседание педагогического коллектива. За круглым столом «здоровья» подводятся итоги праздника определяются лучшие учителя.


Таблица 1

Примерная программа недели здоровья для учащихся 3-4-х классов.

п/п

Мероприятия

Выполнение

Ответственный

1

Контроль за выполнением дежурных по классу, оценка Ежедневно Дежурный учитель

2

Контроль за соблюдением правил личной гигиены учащимися после урока физкультуры, оценка Ежедневно Врач, медсестра, учащиеся

3

Открытые уроки здоровья:

В 3-х классах

В 4-х классах

Понедельник, вторник Врач, завуч врач, завуч, директор

4

Динамическая перемена, ее гигиеническая оценка Ежедневно Медсестра, дежурный врач

5

День бегуна Среда Преподаватель физкультуры, завуч, медсестра, врач

6

Сочинение «Мое здоровье» в 4-х классах Четверг Учитель класса, врач

7

Методическое совещание учителей по вопросу преемственности преподавания правил личной гигиены учащимся 1-4-х классов Четверг Учителя младших классов, врач

8

Праздник здоровья «Сам себе доктор» Пятница Учитель, врач

При подготовке и проведении месячника здоровья программой предусматривается большее количество мероприятий. Кроме названных в программе дня и недели здоровья могут проводиться:

- консультации медицинских работников школы для родителей на актуальные темы, например «Профилактика утомления учащихся»;

- цикл лекций для воспитателей по проблемам валеологии;

- семинар-практикум для учителей по теме «Взаимосвязь формирования навыков по сохранению и укреплению здоровья учащихся на уроках биологии и физкультуры;

Конкретное время (число, час) указывается для всех мероприятий. Месячник заканчивается общешкольным праздником здоровья.

Все этапы подготовки и проведения должны анализироваться на основе обсуждения, следует учесть замечание и предложения детей, участвовавших в праздниках.

Своевременное внесение исправлений в программы дней здоровья обеспечивает совершенствование обучения и воспитания учеников, позволяет накопить банк программ, сценариев праздников для последующего их использования.

Сценарий (примерный) праздника здоровья для детей 6 лет.

Укрепление здоровья начинается в детском саду, то школьные праздники для учеников 1-2-х классов проводятся по сценарию детского праздника для детей 6 лет

«Чистота – залог здоровья» - девиз праздника, он проводится с целью формирования у детей сознания, что здоровье зависит от них самих.


Сценарий праздника:

1. Приветствие команд

2. Конкурс «Чистюли»

3. Конкурс рисунков «Мое здоровье»

4. Танцы

5. Конкурс «Умейка»

6. Конкурс утренний Зарядки

7. Подвижная игра

8. Песня о здоровье

9. стихи о здоровье

10. Эстафета с упражнениями на ловкость

11. Общий танец

12. Подведение итогов, награждение


Место проведение праздника оформляется флажками, шарами и т.д., вывешивается флаг праздника, вымпелы с надписями конкурсов для первого и второго места, личные награды (медали из картона, готовится угощение (витамины) в красивых тарелках у доктора Айболит.

За неделю до праздника дети разучивают песни, стихи, танцы. В подготовке праздника привлекаются медицинские работники дошкольного учреждения.

Ведущий знакомит присутствующих с его особенностями, зачитывается приказ доктора Айболита, представляются члены жюри. Используя протокол жюри, объявляют первый конкурс, следует музыкальная пауза и слово от жюри. Так проходят все конкурсы.

Потом подводятся итоги, награждаются победители, следует добиваться, чтобы каждый участник получил памятный знак.

Для подведения итогов праздника необходимо вести протокол.

Таблица 2

Протокол

№ п/п Название конкурса Команда балл Примечание
1 Приветствие команд


2 Конкурс «чистюля» (на кануне оценивается содержание индивидуальных шкафчиков, ящиков, столов, игрушек, книг ит.д., в день праздника оценивается внешний вид детей: уши, нос, ногти, руки, платье ит.д.)


3 Конкурс рисунков «Мое здоровье»


4 Танцы (по одному танцу от каждой команды)


5 Конкурс «Умейка»: кто быстрее и правильнее, то есть последовательно оденется на прогулку (оценивается на кануне праздника)


6 Комплекс утренней зарядки (демонстрирует одна девочка от команды)


7 Подвижная игра


8 Песня о здоровье (по одной песни от каждой команды)


9 Стихи о здоровье (по одному стиху от каждой команды)


10 Эстафета с упражнениями на ловкость


11 Общий танец


12 Подведение итогов, награждение



Примерный сценарий праздников здоровья для учащихся 1-2-х классов

Праздник здоровья проходит под девизом: «Я здоровье сберегу, сам себе помогу»

Тема праздника: правила личной гигиены.

Сценарий праздника:

Приветствие команд

Танец

Конкурс «Вымой руки правильно»

Стихи песни о здоровье

Эстафета с мячом

Конкурс «Класс (команда) Чистюль»

Пантомима «Мое здоровье»

Домашнее задание «Мое здоровье»

Подвижная игра (эстафета)

Подведение итогов, награждение.


При подготовке праздника место его проведения оформляется флажками и т.д., вывешивается правила дежурных по классу, перечень действий детей по укреплению своего здоровья в школе и дома, рисунки физических упражнений для комплексов утренней гимнастики, гимнастика для глаз, физкультминуток и т.д.

В празднике участвуют ребята из параллельных или смежных классов, например 1 «А»/2 «А» и 1 «Б»/2 «Б». Формируются смешанные команды по 7-9 человек, остальные дети являются болельщиками и активными участниками в ходе подготовки празднику. В качестве зрителей приглашаются родители (они могут принять участие и в организации праздника).

Каждая команда имеет свое название и символику, которая в той или иной степени отражается в приветствии команды. При подготовке танца следует уточнить количество танцующих. При проведении конкурса «Вымой руки правильно» жюри информируется о полном наборе правильных действий при мытье рук: закатывание рукавов; смачивание рук; намыливание ладоней, тыльной поверхности кистей, расстоянии между пальцами, запястий, ногтей; смывание мыла и повторное намыливание до пены с повторением всей процедуры; последующее вытирание рук, возвращение полотенца на место; раскатывание рукавов.

На кануне праздника определяется победитель конкурса «Класс (команда) Чистюля». Специальная комиссия и члены жюри контролируют личную гигиену учащихся, порядок в классе, раздевалке, результаты заносятся в протокол выполнения гигиенических правил (табл.3.). Пантомима может проходить на другую тему, например «Как празднуют дни здоровья Здоровяки и Хлюпики». Движения пантомимы продумываются и разучиваются при участии преподавателей ритмики и танца.


Таблица 3

Протокол выполнения гигиенических правил

Выполнение правил личной гигиены


Класс, кол-во учащихся Выполнение правил дежурного по классу Класс, балл
1 «А» 1 «Б» 1 «А» 1 «Б»
Чистота одежды 22 25 Чистота доски 5 5
Чистота носового платка 15 20 Чистота подоконников 3 4
Чистота рук 28 28 Использование мыла 5 4
Правильное хранение верхней одежды в раздевалке 18 30 Проветривание класса 4 5

Итого

83

103

Итого

17

18


Домашнее задание может быть в форме выполнения комплекса утренней гимнастики, либо в форме специальных упражнений на осанку, гибкость, точность прыжка. На конкурсе они выполняются представителями от каждой команды. Упражнения, а также эстафеты и подвижные игры подбираются учителем физкультуры в соответствии с программой физического воспитания.

Результаты всех конкурсов записываются в протокол.


Примерный сценарий праздников здоровья для учащихся 3-4-х классов

Праздник здоровья проходит под девизом «Как все успеть» или «Где найти время». Тема праздника: как правильно работать (учиться), не причиняя вреда здоровью. Учитывая, что состояние здоровья меняется в течение дня, каждый школьник должен составить свой режим дня. Обсуждение вариантов режима дня в игровой форме и посвящается праздник.


Таблица 4

Протокол ведения праздника

№ п/п Название конкурса Комментатор Класс (команда), Примечание
1 «А» 1 «Б»
1 Приветствие команд Жюри


2 Танец Учитель ритмики, танцев


3 Конкурс «Вымой руки правильно» Врач, медсестра


4 Стихи, песни о здоровье Жюри


5 Эстафета с мячом Преподаватель физкультуры


6 Конкурс «Класс (команда) Чистюль» Медицинский работник


7 Пантомима «Мое здоровье» То же


8 Домашнее задание «Здоровье» Мед работник, преподаватель физкультуры


9 Подвижная игра (эстафета) То же


10 Подведение итогов, награждение



Сценарий праздника

Приветствие команд.

Домашнее задание: Выполнение режима дня; рисунки здоровье; рассказ «Мой выходной».

Конкурс «Выбери полезный отдых на перемене»

Конкурс «Игр на перемене»

Конкурс «Красивая улыбка»

Эстафета с прыжками

Конкурс - кроссворд о работе сердца

Эстафета на проверку точности движения

Конкурс «Доскажи фразу»

Общая игра или танец

Подведение итогов, награждение.


Исходя из сценария составляется протокол для жюри (табл.4).

При подготовки к празднику здоровья определяется место его проведения (актовый, спортивный зал школы) готовится оформление в соответствии с темой праздника, формируются команды, продумываются их названия и символика.

Разрабатывая сценарий учитель должен обосновать необходимость режима дня на доступном учащимся 3-4-х классов уровня. Дети обычно не любят слово «режим», т.к. связывает его с представлениями об ограничительных запретах самостоятельности. Задача учителя – доказать на основе примеров, в том числе упоминания детей данного класса, что школьник, выполняющий распорядок дня, меньше устает и может использовать выигранное таким образом время на интересное для него занятие. Праздник на данную тему является итогом усвоения соответствующего раздела учебной программы «Человека и его здоровья». Сведения о режиме дня сообщались детям в 1-2 классах, а в3-4 классах уже должен бать сформирован навык осознано выполнять распорядок дня.

В сценарий включаются домашние задания.

Написать свой режим дня на всю неделю, включая воскресенье (табл. 5).

Задания дается за неделю до праздника. Лучше всего заполнять форму ежедневно в классе под контролем учителя. На кануне праздника учитель собирает выполненное задание и передает жюри для анализа. При анализе обращается внимание на время, отведенное на приготовление домашнего задания, на подвижные игры, занятия по интересам, а так же учитывается злоупотребление просмотром телепередач. Подсчитывается число детей, выполнивших режим: а) почти полностью; б) на половину; в) меньше половины.

2. Нарисовать рисунок на тему «Что я делаю ежедневно для укрепления здоровья». Задолго до праздника учитель разбирает вопросы, по данной теме используя соответствующие рисунки. Давая задания детям, он просит честно нарисовать только то, что они делают.

3. Написать рассказ «Мой выходной». При оценке рассказа учитывается не только стиль, грамотность, но и содержание действия ребенка, направленных на сохранение и укрепления здоровья.

Оценки домашних заданий передается жюри и учитываются при подведении итогов конкурса праздника.


Таблица 5

Примерный режим дня ученика… класса…

Занятия Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.

Встал

Сделал утреннюю зарядку (да, нет)

Позавтракал (время)

Завтракал в школе (время)

Большую перемену провел:

в классе

в коридоре

Число уроков

Вернулся из школы (время)

Обедал (время)

Гулял (время)

Помогал по дому (да, нет)

Выполнял домашнее задание (время)

Делал физкультминутки (да, нет)

Занимался в кружках (да, нет)

Ужинал время (время)

Чем еще занимался (назвать время)


Принимал душ (да, нет)

Мыл ноги (да, нет)

Чистил зубы (да, нет)

Лег спать (время)

7.30

Нет

8.00

10.30


Да


6

14.00

15.00

15.30-17.00

Нет

17.00-19.00

Нет

Нет

19.00

Смотрел телевизор 19.30-21.00

Да

Нет

Нет

22.00








Для проведения конкурса «Выбери полезный отдых на перемене» готовятся 2 комплекта рисунков, изображающих действия детей на перемене. Выбор осуществляют капитаны команд или члены команд, назначенный капитаном выигрывает тот, кто быстрее и правильнее подберет рисунки.

Конкурс «Игры на перемене» состоит в том, что команды демонстрируют одну из игр, в которую они любят играть на перемене. Учитывается точность движений, активность каждого из игроков (игры разучивались на уроках физкультуры).

Конкурс «Красивая улыбка» требует полного перечисления правил чистки зубов и последующей демонстрации действий. Эти правила учитель излагает в течении учебного года. Конкурс выявляет знания и умения сохранять зубы здоровыми.

Эстафета с прыжками включает прыжки на одной и обеих ногах с продвижением вперед по ориентирам (резиновые кольца диаметром 30см) в быстром темпе. Расстояние между ориентирами – 50см. побеждает та команда, которая быстрее преодолеет выбранное заранее расстояние – 10 – 15м.

Конкурс–кроссворд о работе сердца преследует цель закрепить знания о понятиях сердце, расслабление, сосуды, кислород, упражнения, напряжения, мускулы, углекислый газ, легкие.

Эстафета на проверку точности движения готовится преподавателем физкультуры в различных вариантах, один из которых выносится на конкурс.

В конкурсе «Доскажи фразу» участвуют все дети: первые три фразы доказывают участники одной команды, последующие три – участники другой команды. Приведем пример:

Ну, ребята, не зевайте: я начну, а вы кончайте.

В нашей школе есть закон: вход неряхе... (запрещен)

Содержи всегда в порядке парту, книжки и … (тетрадки)

Платье, обувь и жилье быть должны как можно … (чище)

Помогает нам всегда солнце, воздух и …(вода)

Крепла, чтоб мускулатура, занимайся…(физкультурой).

Чтобы хорошо учиться, меньше за день уставать, надо …(режим выполнять)

Могут быть использованы и другие фразы, придуманные участниками праздника или взятые из книг.


Примерный сценарий праздника здоровья для учащихся 5-6-х классов

Праздник здоровья проходит под девизом «Сам себе доктор». Он посвящается теме укрепления здоровья средствами физической культуры. В празднике участвуют все школьники параллельных классов. В качестве зрителей и членов жюри могут быть учащиеся старших классов.

Сценарий праздника:

Приветствие команд.

Конкурс «Что входит в понятие «здоровье».

Конкурс «Самый выносливый».

Конкурс «Самая гибкая».

Конкурс «Самый тренированный».

Эстафета с препятствиями.

Правила личной гигиены после урока физкультуры.

Номер художественной самодеятельности.

Домашнее задание.

Общая подвижная игра, эстафета.

Подведение итогов награждение.

В спортивном или в актовом зале вывешивается плакат с девизом праздника, выставляются рисунки учащихся на тему «Здоровье», оформляется «Уголок смекалки» с шарадами и ребусами. Инвентарь подбирается в соответствии со сценарием праздника (аппаратура для музыкального сопровождения праздника и т.д.). На одежде соревнующихся команд прикрепляются эмблемы названия команд.

При подготовке праздника для жюри письменно (в форме карточек) подготавливаются правильные ответы (перечень правильных действий) для некоторых конкурсов. Конкурсы «Самый выносливый» и «Самая гибкая» проводятся с использованием рисунков, определяющих правильность действий. При оценке конкурса «Самый тренированный» определяется:

а) частота пульса (измеряют на правом запястье в положении сидя);

б) сумма сил правой и левой кисти (измеряют два раза, учитывая максимальную величину);

в) жизненная емкость легких или (если нет спидометра) разность окружности при вдохе и выдохе (измеряют два раза, учитывая максимальную величину).

Ответ по правилам личной гигиены после урока физкультуры должен содержать следующее: как правильно обмыть руки, лицо, слизистую оболочку полости носа; снять спортивную форму, майку, трусы (брюки), носки, обувь; сложить спортивную форму (спортивную обувь подошвами к друг другу в один целлофановый пакет, тренировочные брюки (трусы) штанина к штанине с последующим закручиванием от пояса, а так же сложенную вдвое и скрученную майку – в другой целлофановый пакет. Отдельно должны храниться полотенце (тряпочка) и мыло. Три пакета (с обувью, спортивной формой, полотенцем и мылом) складываются в общий пакет, который школьник приносит с собой в день, когда есть урок физкультуры.

При подготовке номера художественной самодеятельности команды уточняют, что именно будут, готовит (жюри не сможет оценивать разные номера, если одна команда исполнит песню, а другая – танец).

Домашнее задание может быть в форме составления «Азбуки здоровья». Команды выбирают слова, начинающиеся с какой-либо буквы, пишут их на карточки и поясняют. Количество букв может быть ограниченно, например 5 (А,Б,В,Г,Д,) или 10 (А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,З,И,К,). Можно дать одной из команд буквы первой части алфавита, второй – буквы последующей части алфавита. Многократное использование этого задания, выбор из него наилучших ответов позволят составить интересную азбуку здоровья, которой можно пользоваться в различных формах учебно-воспитательного процесса.

Праздник открывает ведущий учитель, воспитатель. Он коротко говорит о теме праздника, представляет жюри и объявляет конкурс: приветствие команд. Затем следует музыкальная пауза и слово жюри. Последовательность, в соответствии с протоколом, проводятся все виды конкурсов.

Праздник здоровья 5-6-х классов может быть посвящен и другим темам. Дети уже многое должны знать о своем организме из учебных программ прошлых лет. Например, праздник на тему «Физкультура здоровья» проводится после того, как дети не только овладели умением выполнять те или иные упражнения, но и закрепили знания об их воздействии.

В ходе праздника целесообразно предложить учащимся такие вопросы и задания:

- как изменяется пульс при выполнении упражнения и почему?

- о чем свидетельствует время восстановления пульса?

- как проверить, что твое здоровье улучшается (отсутствие болезни не означает, что человек хорошо заботится о здоровье)?

- почему физкультминутка снимает утомление?

- перечислите свои действия перед сном в тот день. Когда был урок физкультуры или тренировка;

- составьте памятку подготовки к туристическому походу;

- какие ошибки может допустить дежурный при приготовлении костра на костре?

Таблица 6

№ п/п Название конкурса Комментатор Класс (команда), балл Примечание
5 «А» 5 «Б»
1 Приветствие команд Члены жюри

2 Конкурс «Что входит в понятие «Здоровье»» (вопрос для капитанов) Медицинский работник

3 Конкукрс «Самый выносливый» (выполняет один мальчик из команды) Преподаватель физкультуры, член жюри

4 Конкурс «Самая гибкая» (выполняет одна девочка из команды) Член жюри

5 Конкурс «Самый тренированный» (выполняет один мальчик из команды) Врач, член жюри

6 Эстафета с препятствиями Член жюри

7 Правила личной гигиены после урока физкультуры (один человек из команды демонстрирует правильное складывание спортивной формы) Врач

8 Номер художественной самодеятельности от команды (стихи, песни, рассказ, пантомима, танец) Член жюри

9 Домашнее задание Врач, член жюри

10 Общая подвижная игра, эстафета Жюри

11 Подведение итогов, награждение победителей, в том числе авторов лучших рисунков на тему Здоровье, школьников, правильно и быстро разгадавших шарады, загадки в «Уголке смекалки»



В сценарий входят: физкультминутки, подвижные игры с мячом, различные эстафеты, соревнования по легкой атлетике, плаванию, лыжам. Результаты определяются на уроках физкультуры и суммируются на празднике здоровья (табл.6.).

При составлении сценария на тему «Красивая осанка и здоровье» используются все аспекты формирования осанки: физические упражнения, укрепляющие мышцы спины и живота, соответствующему росту мебель (стул, стол, парта, жесткая пастель) навыки удерживать правильную позу, использование различных рабочих поз.

Раскрытие темы «Вкусная еда и «Здоровье» в сценарии осуществляется через вопросы, задания, действия детей, направленные на выбор наиболее полезных для здоровье продуктов. Обращается внимание на частые ошибки детей (не достаточный завтрак или его отсутствие, пренебрежение горячими блюдами, еда в сухомятку, на ходу, в транспорте). К празднику делаются рисунки по данной теме, осуществляется наборы нужных продуктов, подбираются поговорки, инсценируются сочиненные детьми произведения.


Примерный сценарий праздника здоровья для учащихся 7-8-х классов

Учебными программами по биологии, географии, физической культуре, химии и др. Предметам предусмотрен значительный оббьем материала, позволяющий углубить знание школьников о необходимости ежедневно заботится, о своем здоровье. Например, в разделе, характеризующем различные типы червей, рассказывается о путях заражения глистами, что должно убедить учащихся выполнять правила личной гигиены. В разделе (Класс млекопитающих) говорится о том что у человека существует общее с животным миром закономерности в частности работа различных систем – сердечнососудистой, дыхательной - это обязывает его следовать биологическим законам. Изучение среды обитания животных в сезонных изменения в живой природе, основ экологии дает возможность определить дополнительное направление в деле укрепления здоровья.

Сценарий праздников здоровья для данного возраста могут быть построены по прежней схеме, но к составлению и обсуждению их содержания должны привлекаться сами школьники. Можно избрать другую форму, например заседание круглого стола.

В небольших докладах учащихся на тему «Из собственного опыта укрепления здоровья» излагается как положительная, так и отрицательный опыт. Целесообразно ограничить круг рассматриваемых вопросов, которые даются предварительно, каким-то одним разделом. В конце заседания ведущем делается обобщение, даются комментарии учителем, врачом, лучшие сообщения поощряются.

В докладах на тему «Писатели о здоровье» школьники анализируют художественные произведения с позиции укрепления здоровья, зачитывают прозаические отрывки, стихи. Можно дать музыкальное сопровождение, например «Времена года» Чайковского, 20-30 минутный концерт.

На заседании круглого стола по теме «Здоровье и профессия» рассматривается подготовка космонавтов. Ребята изучают программу тренировки космонавтов, показатели их жизненных функций, которые затем сравнивают со своими, а так же с эталонами здоровья (стандартами развития и физической подготовленности школьников). Среди ребят выделяются те, состояние здоровья которых в наибольшей степени соответствуют эталону, при этом учитываются усилия самого школьника в сохранении здоровья.

На заседании круглого стола целесообразно продумать, обсудить и утвердить коллективом правила здоровья класса.

В данном возрасте особый интерес представляет праздник здоровья, который завершает лекторий «Секреты здоровья». Лекторий из 5-7 лекций может быть проведен врачами центра здоровья или врачом школы. Затем ребята, используя рекомендации лектора и предложенную им литературу составляют сценарий праздника, облекают полученные знания в интересную форму – стихи, частушки, загадки, присказки и т.д. Конечно же праздник заканчивается награждением активных слушателей и участников.


Праздник здоровья учащихся 9-11-х классов

Совершенствование знаний о здоровье в 9 классе базируются, прежде всего на таких особых предметах, как: «Биология» («Человек и его здоровье»), которая включает анатомию, физиологию и гигиену; «Основа безопасной жизни», «Физическая культура», «Физика», «Химия», «География». В 10-11 классах учебной программой предусмотрен раздел «Мой мир», который содержит пять тем о здоровье и заключительный диспут «Современный человек – это что такое?».

Знакомство учителя, классного руководителя, завуча пои воспитательной работе содержанием перечисленных предметов и отдельных разделов учебных программ, освещающих вопроса здоровья, позволить выделить и спланировать на год в неурочную работу по закреплению навыков по сохранению здоровья старшеклассников. Такие мероприятия планируются не реже 2-4 раза за учебный год. Это могут быть внеклассные часы – семинары, вечера (в них праздники) здоровья, расширенные заседания клубов «Сам себе доктор», «Юные учителя здоровья» и др.

Сценарий таких мероприятий составляются либо по схеме 7-8 классов, либо по типу «Клубу веселых и находчивых», либо в произвольной программе. Составной частью каждого мероприятия независимо от его названия должны быть соревнования: в знаниях; умениях (продемонстрировать ежедневные приемы сохранения здоровья, а так же оказания помощи в экстремальных ситуациях при выполнении различных видах труда); навыки здорового образа жизни (оздоровительные действия в режиме дня в семье и школе).

Примерный сценарий вечера здоровья для учащихся 9-10-х классов

Вечер проходит под девизом «Здоровье главное достоинство Человека». Тема праздника определяется девизом.

Соревнуется «знатоки здоровья» параллельных или смежных классов (9-10). Может быть общешкольный вечер старшеклассников. Оптимальное количество человек в команде – 7-9.

При подготовке праздника место его проведения – актовый зал – оформляется в соответствии с девизом. Вечер ведет ученик (ученица) конферансье.

Сценарий праздника:

Краткая информация о здоровье учащихся (участников вечера), желательно в юмористической форме с использованием диаграмм, признаков заболеваний и т.д.

Приветствие соревнующихся команд.

Домашнее задание «Здоровье человека и Закон». В ходе подготовки учащиеся знакомятся с законами, защищающими человека.

Блиц вопросы капитанам.

Номер художественной самодеятельности (танец, песня).

Стихи собственного сочинения, посвященные здоровью.

Пантомима «Здоровье» (одна команда представляет, другая – угадывает содержание пантомимы, затем - наоборот).

Загадки и пословицы о здоровье (какая команда назовет больше).

Подведение итогов, награждение.

Дискотека (целесообразно продумать комментарии 3-4 танцев по их энерготратам, разнообразие движений, эстетичности. Например, вальс, кадриль, полька, брейк, рэп, степ. За наиболее правильный ответ и выполнении танца – приз).

Рассматривая праздник Здоровья как внеурочную форму обучения учащихся, необходимо выделить общее положения реализации учебных программ.

Необходимо в начале учебного года спланировать все формы работы по этому разделу, соблюдая их систематичность и последовательность. Укрепление здоровья – повседневное дело школы. Дни, недели, месячники здоровья являются составной частью программы «Здоровья», на которых подводятся итоги повседневной работы и уточняются задачи педагогического коллектива.

Межпредметные связи должны заслужить особого внимания. Например физики-химии, биологии-физкультуры. Уроки-олимпиады физико-химические свойства воды и здоровья человека, физико-химические свойства воздуха и здоровье человека должны проводится регулярно. Нельзя забывать о взаимосвязи биологии, анатомии и физиологии. Важно раскрыть анатомические и физиологические основы физической культуры, познакомить учащихся с жизненными процессами организма не только в состоянии покоя, но и во время мышечной деятельности (физическая работа, физическое упражнения), уроки биологии должны формировать интерес к физической культуре, и наоборот, физкультура должна формировать интерес к физиологии. Давая характеристику мышц человека, учитель биологии показывает топографию мышц сначала на учащихся, затем на таблице. На уроке физической культуры закрепляются эти знания путем выполнения упражнений и последующим выяснением, какие мышцы принимали участие в них. Ученики должны иметь представление об изменении деятельности сердечнососудистой системы человека при мышечной работе, о ритме сердца, кровяном давлении.

Частота пульса может достигать 200-220 уд/мин, кровяное давление 160/80 мм.рт.столба. После мышечной работы, нагрузки кровообращение восстанавливается, уменьшается число сердечных сокращений.

На основании этих данных учитель делает вывод о взаимозависимости работы органов кровообращения и мышечной деятельности. При этом необходимо подчеркнуть значение тренированности сердца, занятий физкультурой. Совместная работа учителей физкультуры и биологии необходима, т.к. она позволяет понять значение физкультуры и знаний физиологии для здоровья.

На уроках физкультуры необходимо пользоваться общей с курсом анатомии и физиологией терминологией, объяснить ученикам правила тренировки, перетренировки.

Усилие преподавателей биологии и физической культуры должно быть направленно на разработку и проведение уроков-семинаров по темам «Сам себе доктор», «Самоконтроль и здоровье» обучение этим предметам взаимосвязано и с системой полового воспитания.

Закреплению знаний о здоровье, интимных отношений, сексе способствуют почти все учебные предметы, т.к. процессы, происходящие в организме, подчиняются биологическим, физическим, химическим, психологическим Законам.


2.2. Туристические (пешие) походы и экскурсии.

Организация, подготовка и проведений экскурсий, туристических походов и путешествий особой заботой ложатся на учителей и медицинских работников школы. Эти формы внеклассной работы требуют усилий в различных направлениях. Участники этих мероприятий должны быть определенным способом подготовлены, и они должны быть:

- закалены, ибо точно предсказать погодные условия невозможно

- физически подготовлены, (выносливы, уметь выдержать непривычную обстановку в походе);

- обучены к поддержанию здоровья в новых условиях.

Даже однодневный турпоход, экскурсия требуют существенной и длительной подготовки. Важно учесть сложность и длительность похода.

Общая длительность турпоходов, экскурсий, экспедиций учащихся не должна превышать:

- 1-2 классы 1 день

- 3-4 классы 2 день

- 5-6 классы 3-8 день

- 7-8 классы 10-24 дней

- 10-11 классы 15-30 дней

Особо необходимо отметить, что все участники походов должны уметь плавать

Подготовка к походу включает три этапа.

Первый этап – занятия по изучению правил личной гигиены, закаливания, самоконтроля, самообслуживания, умение оказывать доврачебную медицинскую помощь, пользоваться аптечкой, соблюдение питьевого режима, питания, знания по приготовлению пищи.

Второй этап – определение физической подготовленности участников с учетом возраста.

Третий этап – повторное медицинское освидетельствование накануне похода. На каждого участника должна быть справка о состоянии здоровья, заверенная медицинским учреждением.

Перед походом целесообразно провести родительское собрание, где врач даст советы по вопросам закаливания, режима дня, обмундированию и гигиенических принадлежностей в походе. Необходимо иметь разрешение лесного хозяйства, санитарно-эпидемиологической станции.

Руководитель группы отвечает за жизнь и здоровье детей-участников похода. После возвращения из похода подводит итоги.


2.3. Наркомания, токсикомания, табакокурение. Беседы и мероприятия по предупреждению их среды обучающихся (школьников).

Вещества растительного происхождения, одурманивающие человека, известны с давних времен. Это наркотические вещества или наркотики. Они способны привести человека к психическому заболеванию, к наркомании. Наряду с наркотиками имеются лекарственные препараты, также средства бытовой и промышленной химии, вызывающие заболевание называемое токсикоманией.

Наркомания и токсикомания проходят следующие стадии в своем развитии:

При первом применении – состояние эйфории, удовольствие, комфорт и т.д.

При неоднократном применении – психическая зависимость, дискомфорт при отсутствии наркотика или токсиканта;

- помыслы и поступки противоречат прежним жизненным целям, здоровому смыслу, морали и полностью подчинены болезненной потребности в наркотике.

3) Полная физическая зависимость или синдром отмены («ломка») – тяжелое состояние, которое проявляется «ломающими» болями, судорогами, рвотой, потерей сознания; развивается острое психическое состояние – расстройство, бред преследование.

Специалисты – наркологии определяют несколько видов наркомании:

- опытная (морфинная);

- гашишная (конопля, анаша);

- эфедриновая (при употреблении самодельного эфедрина);

- барбитуровая – после применения снотворных;

- кокаиновая

Виды токсикомании:

- при злоупотреблении успокаивающими средствами;

- при вдыхании средств бытовой химии;

- вследствие приема лекарств, действующих на центральную нервную систему.

Употребление наркотиков было связано с религиозными и бытовыми обычаями в районах, где прирастали растения, содержащие наркотические средства, это очаги или зоны первичного наркотизма. Азия (опытный мак, конопля), южная Америка (растение кока) и Африка (растение кат).

Алкоголь является одним из видов наркомании, токсическое средство, которая может привести к острому отравлению, циррозу печени. Алкоголизм – психическое заболевание.

Курение табака и других табачных изделий – самая распространенная вредная привычка наркотического типа. Эта привычка обычно сочетается с употреблением алкоголя и может стать начальной стадией пристрастия к наркотикам.


Заключение

Самообразование учителя, повышение профессиональных навыков на курсах, организуемых Министерством образования, связанно с потребностью в освоении информации, поиске нового в обучении и воспитании, также его собственного здоровья и в умении сохранить его на долгие годы.

Педагогическая работа по укреплению здоровья подрастающего поколения требует систематизации накопленного опыта, материала, так же изучения новых методических пособий, литературы.

Родители, иногда и учителя убеждены, что забота о здоровье входит в обязанности врача. Но это далеко не так. Здоровье человека лишь на 2-10% зависит от здравоохранения, а более 50% от образа жизни, т.е. от знаний и умений сохранять его самим человеком. Задача учителей и врачей – это убеждение на примерах научит подрастающее поколение дорожить своим здоровьем, укреплять его, что пренебрежение этим в дошкольные и школьные годы приводит к тому, что человек не принимает на себя ответственность за собственное здоровье, не рассматривает здоровье как высшую ценность.

Результативность работы, эффект обучения и воспитания снижаются, если игнорируются состояние здоровья учеников. Необходима ежедневная скрупулезная работа, проводимая по четкой системе при различных формах обучения и воспитания. Необходимо показывать преимущество здорового образа жизни, обучать радости ощущать себя здоровым, сильным, удовлетворительным. Сохранение и укрепление здоровья должны стоять на первом месте в жизни человека.

Внеклассные спортивно-массовые мероприятия, занятия в спортивных секциях, кружках должны быть первым шагом для учеников в сохранении и укреплении здоровья. Актуальность внеурочного физкультурного и валеологического воспитания школьников обусловила выбор исследования, этой курсовой работы. Была проанализирована научная и методическая литература, на основе которых разработаны и составлены планы и программы внеклассных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Вывод такой:- наиболее эффективной формой обучения школьников основам здоровья является эмоционально-игровая деятельность, способствующая усвоению материала в наиболее высокой степени. В качестве ее основного вида была изучена и внедрена такая форма организации внеклассной работы как праздник здоровья. В этой курсовой работе представлены примерные планы и сценарии таких праздников для разных возрастов.

Так же интересной формой организации внеурочной деятельности являются тур. походы, экскурсии, которые положительно влияют на здоровье учащихся.

Профилактическая работа по предупреждению вредных привычек у школьников является основным видом внеклассной работы учителей. Практика показывает, что лекции и беседы, построенные на раскрытии того вреда для здоровья, который наносят курение, спиртные напитки, токсические вещества, непривлекательны для большинства подростков, потому что прогнозируемый от них вред представляется для них слишком далеким от настоящей жизни. Поэтому в работе со школьниками, особенно с младшими, важно использовать особенности их эмоционального реагирования и адекватные возрасту методические приемы: диалог на тему «Хорошо ли это или плохо и почему?»; использование в качестве положительных и отрицательных героев мультипликационных персонажей, проведение виктории, конкурсов на соответствующие темы.

В настоящее время возрос интерес к сущности здоровья не только медиков, но и всего населения. Поэтому возрастает потребность в определении, оценке уровня здоровья. Возможность конкретного определения, измерения индивидуального здоровья позволяет изучать закономерности его развития, изменения на протяжении всей жизни под влиянием различных факторов и поможет найти правильный путь его развития. И этот подход позволит учителю повысить учащегося в укреплении своего здоровья.


Список использованной литературы

Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. /Н.А. Агаджанян, А.Ю. Катков // М.: Знание, 1991.- 364с.

Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. / Н.М. Амосов // М.: Знание, 1987.-64с.

Буянов М.И. Размышления о наркомании: Кн. Для учителя. /М.И. Буянов// М.: Просвешение, 1990.-220с.

Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорта. / Ю.Д. Железняк // М. «Академия». 2001. 41 -80с.

Кузьмин Д.В. Курение, мы и наше потомство. / Д.В. Кузьмин // М.: Просвещение, 1989.- 153с.

Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании: Кн. Для учителя. / Д.В. Колесов // М.: знание, 1989. - 382с.

Колесов Д.В. Не допустить беды: О сущности и профилактике наркомании и токсикомании. / Д.В. Колесов // М., 1988. – 264с.

Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. / Д.В. Колесов // М.: Просвещение, 1982. – 153с.

Петленко В.П. Валеология человека: Здоровье – Любовь – Красота: В 5 т. / В.П. Петленко // СПб.: Просвещение, 1996. – Т.1.

Табакокурение и здоровье: Тез. Докл. Всесоюз. науч-практ. Конф.- Новосибирск, Знание, 1988.-180с.

Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростков (5-7 класс). / Л.Г. Татарникова, М.В. Поздеева // СПб.: Знание, 1997. – 104с.

Умецкий О.С. Совсем не личное дело. / О.С. Умецкий // Мурманск.: Просвещение, 1986. -71с.

Шевердин С.Н. У опасной черты: Как убереч детей от алкоголизма. / С.Н. Шевердин // М.: Наука, 1987 – 151с.

Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Кн. Для учащихся. / В.Н. Ягодинский // М.: Просвещение, 1986. – 145с.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 57

ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ»


Методическая разработка на тему:


Методы организации внеклассной работы по

сохранению и укреплению здоровья школьников


Выполнил:

учителя физической культуры

МОУ «СОШ №57 города

Чебоксары»

Шарыпкина Н.П.


г. Чебоксары 2009

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №57

ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ»


Методическая разработка на тему:

Основы методика и организации самостоятельным

занятий физическими упражнениями


Выполнил:

учителя физической культуры

МОУ «СОШ №57 города

Чебоксары»

Шарыпкина Н.П.


г. Чебоксары 2008



Министерство образования Российской Федерации ГОУ ВПО

Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я.Яковлева

Кафедра спортивных дисциплин


Допущена к

защите зав. кафедрой

Драндров Г. Л.

доктор педагогич. наук,

профессор


Курсовая работа

Методы организации внеклассной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников


Выполнил:

Студент 2-ого курса

Группы «Б» ФФК

Шарыпкин Н.П.

Научный руководитель

Канд.пед.наук.

Игнатьев Михаил

Алексеевич


г. Чебоксары 2009


Доклад

Здоровье подрастающего поколения – это проблема нравственная и социальная. Молодой человек сам должен уметь быть не только здоровым и сильным, но и умным. Он будущий родитель здоровых детей.

В настоящее время задачей каждого образовательного учреждения является: растить здоровых сильных, жизнерадостных детей. Занятия по физкультуре являются и должны быть основным направлением в достижении вышеперечисленных задач.

В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы:

- государство,

- родители,

- учителя,

- врачи.

Но практика показывает, что усилия, прикладываемые или пока недостаточны. Здоровье детей с возрастом ухудшается:

- функциональные возможности в ходе учебы снижаются.

Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья должно закладываться с детства на всю жизнь. Ребенок должен с малых лет знать законы развития своего организма, его взаимодействия с социальными факторами. Необходимо признать, что существующая система школьного образования при всей ее научности не учитывает главного конкурентного человека, индивидуальность его развития.

На домашнее физическое и умственное развитие личности ребенка мешает своеобразный порочный стереотип. Каждая мать исходит не из потребностей своего ребенка, а из общей позиции «так принято, так надо» а отцы, вообще в большинстве своем, не утруждают себя данной проблемой.

Как не парадоксально, но существует противоречие между необходимостью усовершенствования процесса формирования физической культуры и навыков здорового образа жизни школьников, с одной стороны и недостаточным информировано-методическим обеспечением данного процесса, с другой стороны.

Изучив эти противоречия обделить проблему исследования не трудно, может без ошибки определить формы и методы формирования физкультуры школьников и приобретения ими навыков ведение здорового образа жизни.

Таким образом, проблема, выявленная нами и составлена цель нашей работы.

Главным объектом исследования является теория практика физкультуры школьников, а формы и методы внеклассной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников являются предметом изучения исследования. Определить следующие задачи исследования:

1.сделать соответствующие выводы, изучив научно-методическую и художественную литературу по теме исследования

2.охарактеризовать понятие слова и здоровье, и состояние здоровья учеников в современной школе (лицеях).

3.Назвать основные формы и методы организации, внеклассных спортивно-массовых мероприятий с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся различных возрастных групп.

4.Разработать и внедрить в жизнь практические рекомендации по пресечению и предупреждению вредных привычек школьников с наркоманией, токсикоманией, табакокурение, алкоголизма.

Анализ и обобщение научно-методической литературы явились методом исследования и решения поставленных задач.

Практическое значение данной работы: Методы внеклассной работы по физическому воспитанию позволят лучше организовать досуг обучающихся и направить их к осознанию важности - здорового образа жизни на долгие годы.

Самообразование учителя, повышение профессиональных навыков на курсах, организуемых Министерством образования, связанно с потребностью в освоении информации, поиске нового в обучении и воспитании, также его собственного здоровья и в умении сохранить его на долгие годы.

Педагогическая работа по укреплению здоровья подрастающего поколения требует систематизации накопленного опыта, материала, так же изучения новых методических пособий, литературы.

Родители, иногда и учителя убеждены, что забота о здоровье входит в обязанности врача. Но это далеко не так. Здоровье человека лишь на 2-10% зависит от здравоохранения, а более 50% от образа жизни, т.е. от знаний и умений сохранять его самим человеком. Задача учителей и врачей – это убеждение на примерах научит подрастающее поколение дорожить своим здоровьем, укреплять его, что пренебрежение этим в дошкольные и школьные годы приводит к тому, что человек не принимает на себя ответственность за собственное здоровье, не рассматривает здоровье как высшую ценность.

Результативность работы, эффект обучения и воспитания снижаются, если игнорируются состояние здоровья учеников. Необходима ежедневная скрупулезная работа, проводимая по четкой системе при различных формах обучения и воспитания. Необходимо показывать преимущество здорового образа жизни, обучать радости ощущать себя здоровым, сильным, удовлетворительным. Сохранение и укрепление здоровья должны стоять на первом месте в жизни человека.

Внеклассные спортивно-массовые мероприятия, занятия в спортивных секциях, кружках должны быть первым шагом для учеников в сохранении и укреплении здоровья. Актуальность внеурочного физкультурного и валеологического воспитания школьников обусловила выбор исследования, этой курсовой работы. Была проанализирована научная и методическая литература, на основе которых разработаны и составлены планы и программы внеклассных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Вывод такой:- наиболее эффективной формой обучения школьников основам здоровья является эмоционально-игровая деятельность, способствующая усвоению материала в наиболее высокой степени. В качестве ее основного вида была изучена и внедрена такая форма организации внеклассной работы как праздник здоровья. В этой курсовой работе представлены примерные планы и сценарии таких праздников для разных возрастов.

Так же интересной формой организации внеурочной деятельности являются тур. походы, экскурсии, которые положительно влияют на здоровье учащихся.

Профилактическая работа по предупреждению вредных привычек у школьников является основным видом внеклассной работы учителей. Практика показывает, что лекции и беседы, построенные на раскрытии того вреда для здоровья, который наносят курение, спиртные напитки, токсические вещества, непривлекательны для большинства подростков, потому что прогнозируемый от них вред представляется для них слишком далеким от настоящей жизни. Поэтому в работе со школьниками, особенно с младшими, важно использовать особенности их эмоционального реагирования и адекватные возрасту методические приемы: диалог на тему «Хорошо ли это или плохо и почему?»; использование в качестве положительных и отрицательных героев мультипликационных персонажей, проведение виктории, конкурсов на соответствующие темы.

В настоящее время возрос интерес к сущности здоровья не только медиков, но и всего населения. Поэтому возрастает потребность в определении, оценке уровня здоровья. Возможность конкретного определения, измерения индивидуального здоровья позволяет изучать закономерности его развития, изменения на протяжении всей жизни под влиянием различных факторов и поможет найти правильный путь его развития. И этот подход позволит учителю повысить учащегося в укреплении своего здоровья.