Реферат: Темы ов, соответствующие актуальным проблемам в содержании основных разделов программы курса «Философия и методология науки» Философия и мировоззренческие основания культуры - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Темы ов, соответствующие актуальным проблемам в содержании основных разделов программы курса «Философия и методология науки» Философия и мировоззренческие основания культуры

Остальные рефераты » Темы ов, соответствующие актуальным проблемам в содержании основных разделов программы курса «Философия и методология науки» Философия и мировоззренческие основания культуры

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

по курсу «Философия и методология науки»

для аспирантов


I. Темы рефератов, соответствующие актуальным проблемам в содержании основных разделов программы курса «Философия и методология науки»


Философия и мировоззренческие основания культуры.

Философия в духовном опыте современного общества.

Философия и национальное самосознание.

Философия и миф в культуре традиционных и современных обществ.

Философия и религия: формы диалога и опосредования в истории культуры.

Философия и искусство.

Философия и наука: общее и особенное в духовном освоении действительности.

Философия и идеология.

Язык философии. Категории философии и универсалии культуры.

Философия как личностное знание.

Философы о философии: классические и постклассические интерпретации.

Бытие как проблема философии.

Категория небытия в культурной традиции Востока.

Феномен нигилизма в европейской философии и культуре: от Ницше к Хайдеггеру.

Пространство и время как категории философии и культуры.

Бытие человека и время.

Философия природы и экологические ценности современной цивилизации.

Становление и развитие экологической этики в современной культуре.

.

Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.

Диалектика как философская теория развития и метод мышления.

Диалектическая логика как философско-методологический проект.

Синергетика и становление нелинейной методологии познания.

Философия человека в культурных традициях Запада и Востока.

Проблема антропосоциогенеза в философии и науке.

Аналитика человеческого бытия в философии экзистенциализма.

Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция бытия человека.

Проблема смысла жизни человека в классической и современной философии.

Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

Игра как феномен человеческого бытия.

Образ «человека массы» в современной философии и культуре.

Человек в системе социальных коммуникаций.

Сознание и языковые структуры.

Проблема «диалога» человека и компьютера.

Феномен «одномерного человека» в философии Г.Маркузе.

Концепция сознания в философии Э.Гуссерля.

Сознание и самосознание. Проблема «Я».

Учение З.Фрейда и концепция бессознательного в классическом психоанализе.

Проблема человека в философии неофрейдизма.

Проблема «искусственного интеллекта» в современной философии и науке.

Проблема человека в философии марксизма.

Анализ процесса познания в когнитивной психологии.

Интернет как форма коммуникации и познания мира.

Знание и вера в структуре познавательного процесса.

Что есть истина? Версии Аристотеля и Пилата.

Истина и релятивизм в современной философии науки.

Истина и ценность в современной науке.

Место и роль социальной философии в системе современного философского знания.

Проблема социальной стратификации в современной философии.

Концепция целерациональности М.Вебера и аксиологические основания европейской культуры.

Теория социального действия Т. Парсонса.

Проблема социальных девиаций в структурном функционализме Р.Мертона.

Концепция коммуникативной рациональности Ю.Хабермаса.

Социальный конфликт: его статус и роль в современном историческом процессе.

Феномен терроризма в современном обществе: социально-философский анализ.

Проблема социального прогресса как предмет осмысления в современной философии истории.

Философия истории Гегеля.

Идея «морфологии культуры» в концепции истории О.Шпенглера.

Идея локальных цивилизаций в концепции А.Тойнби.

Смысл и назначение истории в философии К.Ясперса.

Концепция «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона и современный исторический процесс.

Идея «конца истории» в социальной философии Ф.Фукуямы.

Феномен «информационного общества»: основные понятия и методологические подходы.

«Пределы роста» техногенной цивилизации в футурологических моделях Римского клуба.

Социально-философский смысл евразийства.

Феномен глобализации в современном мире: проблемы и перспективы.

Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационные вызовы современности.

Устойчивое развитие как императив современной цивилизационной динамики.

Техника как объект социально-философского осмысления.

Человек в техносфере. Проблемы становления техноструктуры XXI столетия.

Современные технологии и «высокое напряжение» в структуре постиндустриальных обществ.

Феномен власти как предмет осмысления в современной социальной философии.

Власть и насилие. Феномен тоталитаризма в социальной практике ХХ века.

Политическая власть и социальный интерес.

Государство и гражданское общество: возможные формы взаимодействия.

Культура как предмет осмысления в современной философии.

Культура и контркультура в социальной философии Франкфуртской школы.

Ф.Ницше о дионисийском и аполлонистическом началах в европейской культуре.

Традиции и новации в динамике культуры.

Глобализация культуры и этнокультурный полицентризм.

Современное искусство и философия: грани взаимодействия.

Природа нравственного сознания и антиномии морального выбора.

Феномен современного религиозного ренессанса в постсоветских обществах.

Современный религиозный фундаментализм: истоки и направления эволюции.

Наука и религия: возможности и границы диалога.

Наука как предмет философско-методологического исследования.

Философия и наука: исторические формы взаимосвязи.

Философия науки: становление и основные этапы развития.

Наука и вненаучное знание в современной культуре.

Феномен антинауки и критика классического рационализма.

Методологические новации в современной философии науки.

Неклассический и постнеклассический этапы в развитии современной науки.

Наука в постиндустриальном обществе.

Научная теория как предмет философско-методологического анализа.

Эмпирическое познание и факты науки.

Метатеоретические основания науки.

Научная картина мира и ее эволюция.

Феномен научной революции как предмет философско-методологического анализа.

Научный прогресс: единство когнитивных и социокультурных параметров.

Дифференциация и интеграция научного знания как закономерности развития современной науки.

Многоуровневая концепция методологического знания.

Системный подход как общенаучная методологическая программа.

Научное исследование как предмет методологического анализа.

Методы исследования в современной науке.

Наука как социальный институт.

Научное сообщество и школы в науке.

Проблема коммуникации в современной науке.

Этика науки и нормы научного этоса.

Проблема аргументации в современной науке.

Наука и власть: возможность и границы диалога.

Наука и нравственность: свобода и социальная ответственность ученого.

Наука как ценность в современной культуре. Дилемма сциентизма и антисциентизма.

Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы развития.

Философия и футурология.

Проблема научной рациональности как предмет философско-методологического исследования.


6