Практическое занятие № 1 (2 ч.).
Тема:Структура литературоведения как науки.
Содержание занятия: Основные и вспомогательные дисциплины литературной науки.
Форма проведения занятия: реферативные сообщения студентов.
Терминологическая база: библиография, история литературы, история литературы, литературная критика, палеография, поэтика (частная общая, историческая), текстология, теория литературы.
План аудиторного занятия:
1) Расскажите об особенностях, целях, объектах изучения и методах работы основных литературоведческих дисциплин:
теория литературы:
история литературы;
литературная критика.
2) Назовите вспомогательные отрасли литературоведения и дайте характеристику следующих из них:
текстология;
палеография;
библиография.
Литература:
Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. (статьи «Литературоведение», «Критика литературная», «Библиография», «Атрибуция», «Палеография»).
Елина Е.Г., Книгин И.А. Текстология // Введение в литературоведение: Литературное произведение: Основные термины и понятия. М., 2000. С.415-424.
Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Л., 1996. С. 30-50.
Практическое занятие № 2 (2 ч.).
Тема: Художественный образ и его специфика в литературном произведении.
Содержание занятия: Особенности художественного образа в словесном произведении. Внутренняя структура образа.
Форма проведения: Разбор теоретических вопросов. Аудиторный анализ текста.
Терминологическая база: архетип, мимесис, научное понятие, персонаж, условность, художественный образ, художественная деталь, художественный топос (топика).
Задания для самостоятельной подготовки:
Прочитайте раздел «Образ художественный» в учебном пособии «Введение в литературоведение» под ред. Л.В. Чернец.
Законспектируйте статью П. Палиевского «Структура художественного образа».
Опираясь на указанную выше литературу, ответьте на следующие вопросы:
какими особенностями обладает художественный образ (соотнести с понятием в научной сфере)?
как соотносятся между собой объект действительности и его образ в искусстве, где между ними пролегает граница?
в чем выражается условность художественного образа?
какой принцип П. Палиевский отождествлял с внутренней структурой образа?
Прочитайте стихотворение В. Набокова «На качелях» и ответьте на предложенные ниже вопросы.
Какие образы встречаются в этом стихотворении? Определите, по каким параметрам они приближены к физическим реалиям, а по каким нетождественны им, условны.
Какие типы художественного образа встречаются в этом тексте: образы-детали, топосы, архетипы и проч.?
Какой образ можно признать ключевым для текста? Почему?
Сколько смысловых частей можно выделить в стихотворении? Какие образы движения лежат в основе этого деления?
Отличается ли чем-нибудь движение персонажа вверх на качелях от его движения вниз? Или же "рисунок" этого движения совпадает? Сравните детали в первой и второй частях стихотворения.
Какие значения (в том числе оценочные) имеют в культуре образы «верха» и «низа»? Совпадает ли авторская трактовка этих образов с традиционной? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст.
Какое сравнение лежит в основе главного образа стихотворения?
Задания для закрепления:
Назовите последовательно все образы в любимом стихотворении. Какие типы образов Вам встретились?
Определите, какое сравнение лежит в основе ключевого образа любимого стихотворения.
Литература:
В.А. Скиба, Л.В. Чернец Образ художественный // Введение в литературоведение. – М. 2000. – С. 209-220.
Палиевский П. В. Внутренняя структура образа // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ. Метод. Характер. - М., 1962, с. 72 — 93.
Практическое занятие № 3 (2 ч.).
Тема: Художественное время и пространство.
Содержание занятия: Особенности художественного времени и пространства. Символические значения временных и пространственных координат. Понятие хронотопа.
Форма проведения: Подготовка индивидуальных сообщений по теоретическим вопросам. Аудиторный анализ текста.
Терминологическая база: время художественное, деталь, пространство художественное, символ, хронотоп.
Задания для самостоятельной подготовки:
Опираясь на материалы лекции и учебника, ответьте на следующие вопросы:
какие функции выполняют в художественном тексте временные и пространственные координаты;
в чем сходство и отличия между временем физическим и художественным, пространством физическим и художественным;
какой смысл заключает в себе категория «хронотоп» (привести примеры «хронотопов»).
Прокомментируйте примеры расхождений между временем дискурса и чтения из главки «Медлим в лесу» в книге У. Эко «Шесть прогулок в литературных лесах».
Проанализируйте повесть В.Ф. Одоевского «Новый год», опираясь на предложенные ниже вопросы.
Какой временной отрезок охватывает действие повести? Назовите ключевые детали текста, отражающие темпоральную сторону происходящих событий.
В чем проявилось жизнеподобие и, наоборот, условность изображения времени? Найдите расхождения между временем дискурса и временем чтения.
Какие из временных координат повести обладают выраженным символическим потенциалом? Раскройте их символику. Является ли она устойчивой или возникает в повести стараниями самого автора?
Сколько раз меняется в повести место действия? Назовите основные локусы текста и опишите их, используя детали, приводимые автором.
В чем проявилось жизнеподобие в описании пространства в повести и где оно, напротив, становится условным?
Можно ли назвать пространство повести закрытым (замкнутым) или открытым (разомнутым) в деталях и в целом?
Почему место действия постоянно меняется? Раскройте семантику основных художественных локусов текста и их значение в сюжете повести (комната студента, детская и т.п.).
Обратите внимание на заглавие повести. В чём выразилась его хронотопичность?
Задания для закрепления:
1) Найдите детали пространственно-временной организации в стихотворении В.В. Набокова «На качелях». Какие из них представлены более развёрнуто? Почему?
Литература:
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975, с. 234 - 236, 373 - 384, 391 - 402, 406.
Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. М., 2000. С. 47-62.
Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003.
Роднянская И. Художественное время и художественное пространство// Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987, с. 487 - 489.
Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. Спб., 2002. С. 91-137.
Практическое занятие № 4. (4 ч.).
Тема: Сюжет и фабула художественного текста.
Содержание занятия: Понятия сюжета, фабулы, мотива, события. Естественная последовательность и авторское распределение событий в литературном произведении. Принципы сюжетосложения.
Форма проведения: Разбор теоретических вопросов. Подготовка сообщений. Аудиторный анализ текста.
Терминологическая база: мотив, событие, сюжет, фабула, нарратив, внесюжетные элементы.
Задания для самостоятельной подготовки:
Повторите значения терминов сюжет и фабула в современном литературоведении.
Вспомните основные концепции сюжета (А.Н. Веселовский, формалисты, В. Поспелов).
Что Ю.М. Лотман называл «событием» в художественном тексте?
Дайте характеристику понятию «мотив».
Проанализируйте рассказ А.П. Чехова «Человек в футляре», опираясь на предложенные ниже задания:
1. Назовите события, ложащиеся в основу повествования. Аргументируйте свой ответ. Какие семантические границы пересекают персонажи в момент события?
2. Выделите фабульную основу рассказа. Соблюдена ли в рассказе естественная хронология событий?
3. Сколько фабульных линий в этом рассказе? Аргументируйте свой ответ, используя текст рассказа.
Сколько сюжетных линий в рассказе? Аргументируйте свой ответ.
Назовите мотивы, встречающиеся в тексте. Какие из них вы отнесёте к числу сюжетообразующих? Докажите, опираясь на текст рассказа.
Задания для закрепления:
Выделите фабулу и сюжет в рассказе В.Ф. Одоевского «Новый год». О каких событиях идёт речь?
Охарактеризуйте авторское распределение событий.
Найдите внесюжетные элементы в рассказах «Человек в футляре» и «Новый год».
Литература:
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., - М., 1975, с. 234 - 236, 373 - 384, 391 - 402, 406.
Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М.,1989, с. 300 - 307.
Кожинов В. В. Сюжет. Фабула. Композиция // Теория литературы. Основные проблемы историческом освещении. - М., 1964.
Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. - Спб.,1998, с. 210 - 245.