А.И. Солженицын – писатель, публицист, общественный деятель. Основной темой его творчества является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. В таких условиях, по А.И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы – в этом его величие.
А. Солженицын – лауреат Нобелевской премии по литературе за 1970 год. Он написал много рассказов, миниатюр, несколько романов и пьес, сотни публицистических статей.
Его имя невольно связывается в сознании многих читателей с самым впечатляющим его героем, рязанским крестьянином, бывшим солдатом, лагерным “работягой” с номером “Щ – 854” - Иваном Денисовичем Шуковым из повести “Один день Ивана Денисовича”.
Это не только описание одного дня нашей истории, но и повествование о сопротивлении человеческого духа насилию. Большая часть персонажей – подлинные, из жизни взятые натуры. Таковы, например, бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский. Образ главного героя Шукова, по свидетельству автора, сложен из солдата – артиллериста той батареи, которой командовал на фронте Солженицын, и из заключённого №854 Солженицына. Легко заметить, что в повести как бы два то сливающихся, то разделяющихся голоса, два рассказчика, активно помогающих друг другу. Безусловно, первым мы слышим голос автора. Он описывает Ивана Денисовича, то лежащим утром под одеялом и бушлатом, “сунув обе ноги в подвёрнутый рукав телогрейки”, то бегущим на мороз, думающего о том, куда их погонят работать. Но чем больше мы вслушиваемся в повествующий монолог автора, всматриваемся в подробности быта, в фигуры заключённых, тем яснее становится следующее: а ведь многое автору как бы “подсказывает” соавтор, Шуков. Однако и автор, то есть сам писатель с его раздумьями о народе, о народном чувстве, инстинкте нравственного самосохранения, не исчезает в монологе героя. Автор в известном смысле больше и по-своему знает Ивана Денисовича, он по существу создаёт его, “передаёт” ему значимую часть своего жизненного опыта: так, вся знаменитая сцена кладки стены – это явно эпизод биографии писателя. Автор вживается в характер героя, перевоплощается в героя, усваивает его язык. Двуединствие точек зрения обусловили и свободу сюжетного развёртывания характера Ивана Денисовича, и конфликтов повести.
Главным героем Солженицын сделал рядового крестьянина, обыкновенного мужика. Именно такие люди, по мысли писателя, и решают судьбу страны, несут заряд народной нравственности, духовности. Обыкновенная и одновременно необыкновенная биография героя позволяет писателю воссоздать героическую и трагическую судьбу русского человека XX столетия. И.Д. Шуков родился в 1911 году, жил в деревне, честно воевал, как и миллионы солдат раненный, не долечившийся, поспешил вернуться на фронт. Бежал из плена, вместе с тысячами бедолаг – окруженцев попал в лагерь как якобы выполнявший задание немецкой разведки. “Какое же задание – не Шуков сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто - задание”. Восемь лет мыкался И.Д. по лагерям, сохраняя при этом внутреннее достоинство, “себя не роняет”, не вылизывает тарелки и не доносит на товарищей, ради улучшения собственной участи. По крестьянской привычке Шуков уважает хлеб (носит его в чистой тряпочке), когда ест - снимает шапку. Не гнушается приработками, но всё зарабатывает честным трудом. Особенно ярко это проявляется в сценах работы. Иван Денисович и каменщик, и печник, и сапожник, и резчик толя. “Кто два дела руками делает, тот и десять подхватит”, - говорит автор. Даже в неволе его охватывает азарт работы. Ощущения И.Д. оказываются неотделимыми от собственно авторских.
Человеческое достоинство, равенство, свобода духа, по Солженицыну, устанавливаются в труде, в процессе работы. Всем своим поведением в лагере герой доказывает, что душу нельзя взять в плен, нельзя лишить её свободы.
А. Солженицын показал один, как считает его герой, удачный день: “в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, …стену Шуков клал весело…И не заболел. Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый.”
Совсем иначе звучит авторская оценка: “Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три”. Внешне спокойная, объективная и оттого ещё более страшная оценка.
Глубокое вживление автора в героя, взаимное перевоплощение их, действия и помыслы, утверждающие нравственное величие, позволили писателю высказать свои представления о красоте и идеальности человека, живущего “не по лжи”. Писатель создал реалистический характер подлинно народного героя, сумевшего пронести через все испытания и сохранить лучшие качества русского народа. Таким человеком с русским национальным характером является и А.И. Солженицын.
Другие работы по теме:
Солженицын а. и. - Страшная правда о россии хх века
А. И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГИмя А. И. Солженицына у многих из нас ассоциируется с названием произведения открывшего правду о событиях которые имели место в нашем государстве во время правления великого тирана увековечившего себя и дела свои в ше Среди факторов которые сделали возможным весь тот ужас.
Солженицын а. и. - Комплексный анализ произведения
В произведении "Матренин двор" Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины - Матрёны, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться её трудолюбием и отзывчивостью.
Жизнь и творчество АСолженицына
Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода.
Мастерство Солженицына в создании литературных характеров
Ни для кого не секрет, что чужая душа потемки, а каждый человек уникален и неповторим. Как же писателю удается столь правдиво создавать образы своих героев? Откуда он берет материал для характеров, столь непохожих друг на друга? А. Солженицын говорит по этому поводу: «В том состоят возможности искусства, что человек использует собственный опыт для точной угадки и воссоздания других людей».
Рецензия по произведению А.И. Солженицын Гроза в горах
«Гроза в горах» - это произведение, которое я выбрал для анализа, считая что оно идеально передает взаимоотношения между человеком и природой. Произведение написано в период 1958 - 1966, когда Солженицын был в расцвете сил. «Гроза в горах» - имеет художественное направление. В нем раскрывается проблема взаимоотношения человека и природы.
Рассказ Александра Солженицына На изломах
Судьба Александра Исаевича Солженицына была крайне сложна и тяжела – и все же это характерная судьба человека его времени. Воевавший, прошедший лагерь, высланный из страны, и вернувшийся в нее после перестройки, писатель через всю жизнь и все трудности пронес неизменными свои взгляды и творческие принципы.
Затеряться в самой нутряной России по рассказу Солженицына Матренин двор
Творчество Солженицына долгое время было недоступно для читателя – недвусмысленность его политических взглядов просто исключала другое развитие событий. Скорее остается удивляться, что он вообще сумел пережить советское время. В череде его произведений с яркой социально-политической окраской – таких, как "Архипелаг ГУЛАГ", "В круге первом" и других – крохотный, политически нейтральный рассказ "Матренин двор" мог бы остаться незамеченным – если бы не был написан так талантливо, с такой простотой и таким прекрасным русским языком.
А.И. Солженицын Матренин двор
В произведении “Матренин двор” Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины — Матрены, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием и отзывчивостью.
Не стоит село без праведника по рассказу Матренин двор
Автор: Солженицын А.И. И мыслить устаю. Я, сделав шаг От легкой грусти В мир Ужасающих предчувствий Над черной бездною стою. В. Федоров Александр Исаевич Солженицын пришел в литературу в шестидесятые годы много видевшим и пережившим, со сложившимся характером и своей темой. Первый его рассказ “Один день из жизни Ивана Денисовича” произвел эффект разорвавшейся бомбы.
Не стоит земля без праведника По рассказу А. И. Солженицына Матренин двор
Не стоит земля без праведника (По рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор") Автор: Солженицын А.И. Александр Исаевич Солженицын. Еще каких-то двадцать лет назад его имя запрещено было произносить, а сегодня мы восхищаемся его глубоко философскими произведениями, в которых раскрывается мастерство в изображении характеров, умение наблюдать за людьми и понимать их.
Архипелаги А. И. Солженицына
В последние годы мы получили возможность познакомиться со многими произведениями, от которых волевым решением коммунистических идеологов были насильственно отлучены.
Жизненные принципы Чацкого и Молчалина
Комедия Грибоедова "Горе от ума" была написана в 1824 году. Суть пьесы в противостоянии между "умным" человеком и "глупцами". Сам автор писал: "В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека..."
Рассказ Александра Исаевича Солженицына Матренин двор
Сегодня Александр Исаевич Солженицын, чье творчество столь долгое время было в нашей стране под запретом, широко известен – и прежде всего как автор таких громких произведений как "Архирелаг Гулаг" и другие. Однако мне он дорог в первую очередь небольшими вещами, но потрясающими по силе и языку – "Крохотки", эссе "Как нам обустроить Россию" и рассказом "Матренин двор".
Анализ рассказа А.И.Солженицына Матрёнин двор.
Автор: Солженицын А.И. Матрёна Васильевна - главная героиня рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». Ей было около шестидесяти лет. Жила она в деревне Тальново, которая находилась недалеко от торфоразработки.
Затеряться в самой нутряной России. По рассказу А.И.Солженицына Матрёнин двор.
"Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор".) Автор: Солженицын А.И. Писателя Александра Солженицына с первого момента его появления в литературе провозглашали "новым Толстым" и по сей день приноравливают его к "новому Толстому" — или пеняют на "нового Толстого", кем он будто бы так и не стал.
Женские образы в творчестве А. И. Солженицына
Автор: Солженицын А.И. Так уж случилось, что в большинстве литературных произведений главными героями становятся мужчины. Но наша жизнь — это переплетение человеческих судеб. И конечно, в литературе совершенно невозможно обойтись лишь “сильными мира сего”.
Бессмертные исповеди
"Дневник" Юрия Нагибина рассказывает нам о смертельных зимних боях вокруг Ленинграда и своей жизни.
Архипелаг ГУЛАГ 2
Введение 1 Критика Список литературы Введение «Архипела́г ГУЛА́Г» — художественно-историческое исследование Александра Солженицына о советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев, документах и личном опыте автора (по словам Солженицына).
Солженицын А.И.
Один из ведущих русских писателей двадцатого столетия. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970) "за нравственную силу, с которой он продолжил традицию русской литературы". Академик Российской Академии Наук (1997).