«Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец», - так говорил о нем А. С. Пушкин. И действительно, трудно назвать область знаний, в которой не оставил свой значительный след Михаил Васильевич Ломоносов.
Разносторонность его научных интересов просто поразительна. Он опытным путем доказал закон сохранения вещества, изучал явления, связанные с атмосферным электричеством, руководил устройством фабрики по изготовлению цветных стекол, сам создал несколько мозаичных полотен и панно, первым заговорил о возможности судоходства по Северному Ледовитому океану.
Являясь основоположником русской химической науки, он разрабатывал проблемы совершенно новой для того времени области знаний - физической химии. В своем «Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» он обобщил наблюдения над атмосферным электричеством. Указывая на электрическую природу северных сияний, изобрел громоотвод.
Исследовал Ломоносов и проблемы геологии, находя причину землетрясений, открывая органическое происхождение подземных ископаемых - торфа, каменного угля, нефти и др.
Интересовался он также астрономией, ведя наблюдения за небесными телами с помощью самостоятельно сконструированного телескопа. Большой вклад внес он и в развитие исторической науки. И по праву гордился своим народом, который в трудных жизненных условиях «не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и славы достигнул».
Однако наиболее весомый вклад внес Ломоносов в развитие национальной литературы. Он добился единства содержания и формы в литературном языке. Опираясь на «Рифмованную псалтырь» Симеона Полоцкого, а также «Грамматику» Мелетия Смот-рицкого и труд Леонтия Магницкого «Арифметика, сиречь наука числительная», поэт уверенно продвигался вперед в изучении, осмыслении и дальнейшей разработке поэтической речи. Большое впечатление на него произвел и трактат Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Однако, изучая все эти труды, Ломоносов все же шел своим путем, уверенно производя реформирование русского стихосложения, которое окончательно завершил в «Письме о правилах российского стихотворства». Автор утверждает, что «российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить», он также рекомендует использовать все, «чем российский язык изобилен...» Поэт
уверенно отходит от использования в литературе старого книжного языка, сознавая, однако, что невозможно полностью отказаться От «славенского наречия». Таким образом, он создал язык, который соединяет в единое целое различные по природе и источникам элементы.
Итогом кропотливой и напряженной работы Ломоносова над литературным языком стали его филологические труды, первым из которых является «Риторика». В ней автор стремился открыть людям основы стройного, логического, аргументированного и вместе с тем выразительного изложения, знакомя читателя с произведениями выдающихся античных авторов и примерами собственного творчества. Произведение это стало важнейшим и доступным для широкого круга читателей руководством по теории литературы, воплотившим основную задачу автора: утвердить систему художественной образности, способной воздействовать на эмоциональную сферу человеческого восприятия. Здесь он положил начало разработке стилистических и синтаксических норм литературного языка, вывел основные положения будущей теории «трех штилей». Как и во многих других своих произведениях, поэт воспевает науку: «Кто к добродетелям путь отверзает? наука; кто рассеянные народы в общества собрал? наука; кто построил грады и открыл страны, отделенные морями? наука». Подчеркивает он и величие простых тружеников, и важность мира на земле - непременного условия ее процветания.
Логическим продолжением «Риторики» стала «Грамматика» - общедоступный свод грамматических правил. Поэт был убежден в безграничных возможностях русского языка выражать «тончайшие философские воображения и рассуждения, многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в видимом строении мира и в человеческих обращениях». Он отмечал, что родной язык впитал в себя особенности многих литератур - «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
Завершением филологических исследований Ломоносова стал трактат «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке». Из соотношения церковнославянской и исконно русской лексики, автор выводит «три штиля»: высокий, посредственный и низ-Кий, за каждым из которых закрепляет определенные жанры литературы.
При этом его собственное литературное наследие достаточно разнообразно и охватывает все жанры и направления. Величественная, торжественная и глубоко проникновенная поэзия Ломоносова была полностью подчинена духовным и материальным нуждам народа.
Всю свою энергию, знания и талант М. В. Ломоносов направил на борьбу за новую, просвещенную, могучую и величественную родину, прославляя в своих произведениях русских героев «от земледельца до царя». Вся его жизнь и деятельность - прекрасный пример преданного служения отечеству.
Другие работы по теме:
Теория «трех штилей» Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов был великим человеком. Исключительно велики заслуги Ломоносова в деле развития русского литературного языка. Недаром Радищев называл Ломоносова “насадителем” русского слова.
Универсальный человек
Введение 1 Известные полиматы Список литературы Введение Универсальный человек, энциклопедист, полимат (polymathēs, греч. πολυμαθής)[1] — тот, чьи интеллектуальные способности, интересы и деятельность не ограничены одной областью знаний и единственной областью их применения, но и добивающийся ощутимых практических результатов по всем направлениям.
Ломоносов м. в. - прославление в одах м. в. ломоносова родины мира науки и просвещения
Поэтическая деятельность М. В. Ломоносова протекала в ту эпоху, когда все европейские литературы находились в большей или меньшей степени под властью классицизма. И, конечно, поэт не мог до некоторой степени не подчиниться влиянию этого могучего стиля, его гражданских идеалов, мировоззрения, искренней веры в справедливого абсолютного монарха.
Ломоносов м. в. - Значение оды на день восшествия на пристол. ..
Поэзия М. В. Ломоносова - величественная, торжественная и вместе с тем глубоко проникновенная. Она, как и вся его напряженная творческая деятельность, служила «приращению общей пользы», «действительному поправлению российского света», была подчинена заботам о духовных и материальных нуждах народа.
Ломоносов м. в. - ломоносов российский гений
В XVIII в. Россия благодаря реформам. Петра I открыла новую и чрезвычайно важную страницу своей истории. Российская империя стала мировой державой. Чтобы сохранить и упрочить это положение. России необходимо было приблизиться в своем развитии к уровн.
Служение отечеству главная идея творчества Михаила Ломоносова
Вся жизнь Михаила Васильевича Ломоносова — это жизнь труженика, борца за процветание России. С именем этого деятеля связана история открытия первого русского университета в Москве, история развития самых разнообразных отраслей знания и наук. Пришедший в Москву пешком, сносивший насмешки слушателей академии, которые все были гораздо моложе его, Ломоносов уже в юности видел главную цель своей жизни — служить России, поставить ее на один уровень с европейскими государствами.
Поэзия Михаила Васильевича Ломоносова
Всем знакомо имя великого ученого, поэта, просветителя Михаила Васильевича Ломоносова. Ломоносов безгранично верил в ум и созидательную силу русского народа, неисчерпаемость его таланта, сам являлся тому ярчайшим примером.
Ломоносов Михаил Васильевич 1711 - 1765
Первый русский ученый-естествоиспытатель, литератор, историк, художник. Родился Ломоносов 19 ноября (по старому стилю - 8 ноября) 1711, в селе Денисовка Куростровской волости около села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах.
Биография М.В. Ломоносова 2
Проявляя заботу распространении просвещения русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов настаивал создании России системы высшего образования 1755
Ломоносов Михаил Васильевич 2
Ломоносов Михаил Васильевич 08 ноября 1711 - 04 апреля 1765 Великий русский ученый, естествоиспытатель, поэт Ломоносов Михаил Васильевич родился в 1711 году в деревне Денисовка, в семье государственного крестьянина-помора. Мальчик рос в суровой обстановке, рано начал помогать отцу. Мать умерла, когда Ломоносову было 9 лет.
Вклад Ломоносова в русский язык и литературу
Ломоносов много сделал для русского языка и литературы. Первые поэтические произведения Ломоносова Были присланы им еще из-за границы, при “Отчетах” в академию наук : французский перевод в стихах “Оды Фенелона” и оригинальная “Ода на взятие Хотина”.
Ломоносов М.В.
Первый российский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.
Биография М.В. Ломоносова 3
Михаил Васильевич Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов (8 (19) ноября 1711, деревня Мишанинская[3][4][5], Россия — 4 (15) апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований[6][7][8][9]; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики[5][10]; заложил основы науки о стекле.
Я люблю тебя, Россия
Автор: Сочинения на свободную тему Люблю отчизну я, Но странною любовью … М.Ю. Лермонтов. Россия стала для меня родиной, хотя я родился в другой стране, но большую часть своей жизни прожил в России. Люблю ли я Россию?
Три памятника в русской литературе
Тема памятника всегда занимала важное место в творчестве всех поэтов. Три великих русских поэта - Пушкин А.С., Державин Г.Р. и Ломоносов М.В. написали произведения, в которых оценивали свое творчество, свои труды жизни, что они сделали для народа.
В эпоху Русского Просвещения
Восемнадцатый век - это не только время блистательных побед русского оружия, строительства роскошных дворцов и парков, создания русского театра, расцвета литературы и искусства. Именно в это время во всю широту ставятся задачи просвещения отечества.
Вклад Ломоносова в развитие русского языка
Вклад Ломоносова в развитие русского языка Подобно Малербу и Буало для французской литературы, Готшеду - для немецкой, Ломоносов в сфере русской поэзии является, главным образом, чисто формальным реформатором: преобразователем литературного языка и стиха, вводителем новых литературных форм. Он вполне сознает, что литература не может идти вперед без формальной правильности в языке и стихе, без литературных форм.
XVIII век
Введение 1 События 2 Изобретения, открытия 3 Общество, культура 4 Значимые люди Введение Восемнадцатый (XVIII) век длился с 1701 по 1800 годы по григорианскому календарю.
Михаил Васильевич Ломоносов
Биография и история творческого становления великого русского ученого Михаила Ломоносова, трудные времена его отрочества. Обучение Ломоносова в Славяно-греко-латинской академии и Петербургской академии. Книги ученого в области физической химии и истории.
Жизненный путь Михаила Васильевича Ломоносова
Ранние годы жизни М. Ломоносова, путешествие в Москву, учеба в славяно-греко-латинской академии. Научная деятельность: молекулярно-кинетическая теория тепла, астрономия, оптика, механика и приборостроение, металлургия, горное дело, геология и география.
Ломоносов Михаил Васильевич и русский флот
Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знаний, а его идеи далеко опередили науку того времени. Он высказал мысль о зависимости войн от развития экономики и науки, исследовал и обобщил основные моменты военно-морской деятельности Петра I.
Михаил Васильевич Ломоносов 4
ихаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик. Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишлинская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан. Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: "Арифметику"
Попов, Никита Иванович
Ники́та Ива́нович Попо́в (1720 − 1782) — российский астроном. Биография Родился в семье дьякона города Юрьева, учился в Славяно-греко-латинской академии. В 1735 в числе 12 учеников академии (среди которых был и М. В. Ломоносов) привезен в Санкт-Петербург в Академическую гимназию.
Ломоносов
Михайло Васильевич жил в 1711-1765 годах. Ломоносов был первым русским ученым естествоиспытателем мирового значения, поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка, художник, историк и поборник отечественного просвещения, развития русской науки и экономики.
Устройство родного языка
"" Гуманитарная область занимает в творчестве Ломоносова значительное место. В ней имеет смысл выделить три основных элемента: языкознание, литературу и историю. Что касается языкознания, то его можно с полным правом рассматривать как одно из важнейших направлений научной деятельности Ломоносова.
Ададуров Василий Евдокимович
Математик и писатель. В 1727 г. был студентом Академии и обратил на себя внимание математика Бернулли. Занимался также переводом древней истории Байера и статей для академических изданий.
Михайло Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ естествознания, организатор отечественной науки и естествознания.
Михаил Васильевич Ломоносов
Ломоносов оказал громадное влияние на развитие науки и культуры России. Его гений вторгся во все области человеческого знания: он был литератором, поэтом, языковедом, историком, географом, геологом, металлургом, физиком, химиком, художником,педагогом.
Христиан Вольф
Вольф (Wolff) Христиан (1679–1754) — нем. философ-рационалист. Идеолог раннего Просвещения. Профессор в ун-тах Галле и Марбурга (где в числе его учеников был М.В. Ломоносов).
М.Ю. Ломоносов
Первый российский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.