Тема поэта и поэзии в творчестве русских стихотворцев имеет глубокие исторические корни. Впервые она возникает и развивается в произведениях поэтов-философов XVIII века - Ломоносова и Державина. В XIX веке ее продолжателем стал Пушкин. Вопрос о назначении поэта, о сущности поэзии в жизни наиболее трагично звучит в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. По эволюции данной темы в поэзии Лермонтова можно наблюдать становление талантливого поэта-гуманиста. В ранний период для Михаила Юрьевича поэт - это художник, который стремится излить на бумаге те чувства, что правят его душой. Новый день несет свежие переживания, прежние мысли остаются в стихах, а творец поглощен уже новой идеей. Об этом пишет автор в своем раннем стихотворении “Поэт”.
По мере развития взглядов поэта на мир (после поражения восстания декабристов, наступления реакции) литературный герой из страстного, одержимого преобразователя мира превращается в не способного ни к чему человека. Он полон сил, подобно Печорину, но не знает, к чему их приложить. Поэзия, по мнению автора, уподобляется кинжалу: ранее он был серьезным орудием, ныне - лишь ценное украшение. В этот исторический период поэт не видит возможности для себя быть вдохновителем преобразований, властителем душ:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенъе?
Стихи Лермонтова наполняются болью, страданием, чувством непреодолимого одиночества. Автор и его герой мечутся, не зная, к чему теперь их жизнь, поэзия, творчество:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной...
Лермонтов в своих стремлениях изменить мир одинок, поэтому в его стихотворениях с еще большей силой звучит тема потерянности, скуки, духовного одиночества. В глазах современников, окружающих его, поэт предстает эгоистом, обращенным лишь к своим переживаниям и разочарованиям. Сам же автор ощущает себя подвижником, готовым к дерзким преобразованиям во имя человечества:
Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Ни у одного поэта еще не были так красивы хандра, скука, одиночество, неверие в любовь. Способность к передаче мелодичности, музыкальности речи, даже в печали, показала величайший талант Лермонтова, его тонкое чувство ритма. Образы золотой тучки, одинокого паруса сливаются с образом автора, плывущего в полном одиночестве по волнам бурной жизни. Он превращается в созерцателя событий, не пытающегося их изменить, а лишь желающего передать атмосферу современности для потомков, для нас. Эта отстраненность, дистанцированность от событий - результат не желания уйти от действительности, а отразить ее как можно правдивее, без прикрас. Поэт показывает фальшь любви, дружбы, упрекает своих соотечественников в легкомыслии:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно.
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Мы видим, что, обращаясь к будущему, Лермонтов уподобляется пророку. Судьба таких людей печальна - одиночество, непризнанность современниками, отчужденность, но I именно такие личности движут нас на подвиги, смягчают злобу, несут радость потомкам. Об этом говорит сам поэт в одном I из последних своих стихотворений “Пророк”:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенъе пророка,
В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды, чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Лермонтов доказал свое призвание пророка. Его произведения волнуют души читателей конца XX века.
Расцвет творчества поэта пришелся на период после смерти Пушкина. Но Михаил Юрьевич не был оттеснен “солнцем русской поэзии”, а, наоборот, стал достойной сменой ему, развивая и углубляя в своем творчестве уже несколько иные мотивы. Его стихи обрели бессмертие, а их автор - всемирное признание и любовь многих поколений читателей. Одинокий при жизни, Лермонтов и после смерти остается загадкой для нас.
Другие работы по теме:
Маяковский в. в. - Маяковский
Маяковский о месте поэта в рабочем строю alignjustifyМаяковский о месте поэта в рабочем строю рубеже нового периода в жизни страны и в своём собственном творчестве у Маяковского возникает необходимость заново пересмотреть и до конца продумать свои взгляды на сущность литературы и на положение и задачи писателя в социалистическом обществе.
Лермонтов м. ю. - Тема родины в лирике м. лермонтова
Творчество Лермонтова необычайно своеобразно. Грань разделяющая. Пушкина и Лермонтова это декабря года. Лермонтов вошел в литературу когда революционные надежды были развеяны. Отсюда и своеобразие его лирики безотрадность одиночест.
«Тема «Памятника»
«Тема «Памятника» и бессмертия поэта в русской литературе», написанный Грыдиной Анной Олеговной, ученицей 10 класса
Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова
Значительную часть своего творчества М.Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.
Стихотворение Лермонтова Листок
Стихотворение написано в последний год жизни поэта — 1841. Образ гонимого бурей листка появился в европейской литературе в конце 18 века и стал символом судьбы политического изгнанника. М.Ю. Лермонтов в своем стихотворении продолжил эту тему. Оторванный «от ветки родимой» листок у поэта также является символом человека, вынужденного искать себе пристанище.
Поэт и общество в лирике Лермонтова
Тридцатые годы XIX столетия в жизни русской интеллигенции — это время решения сложных социальных и финансовых проблем, время глубоких раздумий над смыслом человеческой жизни, над местом человека в мире и обществе. Поэзия М. Ю. Лермонтова стала художественным отражением этих раздумий. Именно в это время определяются взгляды поэта на действительность, углубляются его представления о народности и одновременно появляется новое понимание роли поэта в обществе.
Пророк анализ стихотворения Михаила Лермонтова
Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно?художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и наиболее значительных стихотворений Лермонтова, завершающее в его творчестве тему поэта.
Поэт и общество в лирике Лермонтова 2
Поэт и общество в лирике Лермонтова Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта — это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.
Тема одиночества в поэме Лермонтова Мцыри
«Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок…» Эти строки — из поэмы «Мцыри», поэмы, органично вписывающейся в творчество Лермонтова мотивом трагического одиночества.
Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. На протяжении всей жизни, Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта
Краткий анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще и оформляется в романтических категориях: "оклеветанный молвой", "жажда мести", "поникнув гордой головой", "восстал... против мнений света", "свободный, смелый дар", "дивный гений", "торжественный венок".
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова Смерть поэта
Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А.С.Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был болен. Лермонтов первый, кто написал правду о гибели А.С. Пушкина. Даже пушкинские друзья боялись это сделать.
Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. Нежданный сын последних сил природы — Возник Поэт,— идет он и поет. Е. Баратынский С Пушкиным Лермонтов знаком не был и не входил в его окружение. Стихотворение “Смерть Поэта”, написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта как бы наследником и продолжателем пушкинских традиций в русской литературе.
Темы Родины, поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова.
Автор: Лермонтов М.Ю. В стихотворении «Родина» Лермонтов заявляет о своей кровной связи с природой, с народом, с его радостями и горем. Он любит все родное, русское, национальное, но ненавидит «страну рабов, страну господ», т. е. Россию самодержавно-крепостническую.
Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. Где не погибло слово, там и дело еще не погибло... А. И. Герцен М. Ю. Лермонтов — духовный преемник Пушкина. Он отразил в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались “из пламя и света”, то есть из бури чувств и напряженно бьющейся мысли.
Тема русской истории в поэзии М.Ю. Лермонтова
М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырство духа, ярких личностей, которых им так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было достойных людей, героев
Мотивы лирики Лермонтова
Горькая дума о судьбах молодого поколения, тема ненависти к самодержавию, тема инертности молодого поколения, тема Родины и тема о назначении поэта и поэзии.
Маяковский "о месте поэта в рабочем строю"
На рубеже нового периода в жизни страны и в своём собственном творчестве у Маяковского возникает необходимость заново пересмотреть и до конца продумать свои взгляды на сущность литературы и на положение и задачи писателя в социалистическом обществе.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова Смерть поэта
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения - конфликт поэта и толпы.
Смерть поэта, Поэт и Пророк
"Смерть поэта", "Поэт" и "Пророк" Автор: Лермонтов М.Ю. Тема поэта и общества стала главной в произведении Лермонтова «Смерть поэта». Это стихотворение прославило Лермонтова, но за него же поэт был сослан на Кавказ.
Романтическая лирика в творчестве М.Ю. Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. М.Ю. Лермонтов – это выдающийся поэт первой половины девятнадцатого века. В своих стихах поэт описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. И, исходя из этого, хотелось бы уделить особое внимание романтической лирике в его произведениях.
Моё отношение к личности М. Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. Боюсь не смерти я. О нет! Боюсь исчезнуть совершенно. Хочу, чтоб труд мой вдохновенный Когда-нибудь увидел свет Лермонтов. По-моему, М.Ю.Лермонтов это один самых величайших поэтов России, который стал достойным преемником Пушкина. Его лирика - патриотическая, романтическая и просто красивая.
Точка зрения Пушкина на предназначение поэта
Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкин написал цикл стихов, посвященных теме поэта: «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» и т.д. . В них Пушкин выразил свои политические принципы, свою точку зрения о роли поэта и поэзии в обществе.