В течение 30 лет нашим людям внушалась мысль о величии Сталина, его умении все предусмотреть и о том, что по мере продвижения страны к лучшему будущему врагов становится все больше. И чем громче хвалили Сталина, тем больше беззаконий и преступлений совершалось. Но и после его смерти долгие десятилетия людей приучали к тому, что нужно думать, говорить и писать так, как велено сверху. И многие на самом деле начали верить в этот великий обман, а другие были вынуждены лицемерить. Однако наступило все-таки время, когда этот заговор молчания был нарушен. Наша литература сказала свое сильное и правдивое слово о сталинизме, о его истоках и преступлениях.
Вновь вспомнили то, что писалось после XX съезда КПСС. Невозможно охватить все, опубликованное о Сталине и его эпохе в последнее время. Да и зачем делать это в школьном сочинении? Достаточно сказать, что произведения Рыбакова, Гроссмана, Домбровского, Солженицына, Дудинцева, Шаламова, Гранина и других написаны не только во имя правды, но и для того, чтобы эта черная эпоха не возвратилась вновь. После того как “Дети Арбата” Анатолия Рыбакова были напечатаны в журнале “Дружба народов”, на редакцию обрушился поток писем. Роман всколыхнул страну. Особое место в нем занимает Сталин, мрачная и зловещая фигура. События происходят в 1333-1Э34 годах, когда культ личности стал принимать свои страшные формы.
Заслугой автора является показ, как сам генсек постоянно формировал свой культ. В романе есть такой эпизод. Сталин настойчиво стремится рать из воспоминаний революционера Енукидзе одну “деталь”, которая ворит, что он, Сталин, даже и не знал о существовании подпольной шографии “Нина” в Баку. Ради своего возвеличивания он готов пойти на юе: залить страну кровью, предать и обмануть всех, назвать белое черным и наоборот. “Нужны неисчислимые материальные и человеческие жертвы. Если при этом погибнет несколько миллионов человек, история простит это товарищу Сталину”. Такие мысли вкладывает Рыбаков “вождю народов”. К счастью, история не простила. А жертвы?.. Жертвы были. И много. Так много, что до сих пор не удается точно подсчитать их.
Автор романа рисует и образы жертв. Это и политики, посмевшие бросить вызов Сталину или чем-то ему мешавшие (Киров, дипломат Будягин, например), и простые люди, такие, как студент Саша Панкратов, честный человек и истинный патриот. За ним, его друзьями и миллионами других людей нет вины, но она и не требуется. Их унижение и даже уничтожение нужны Сталину и его окружению для утверждения своей власти и бесчеловечного режима. Пройдя вместе с Сашей и другими репрессированными “по мукам”, мы отчетливо понимаем всю тяжесть вины сталинизма. Благодаря писателю мне стала намного понятнее психология этого диктатора, та легкость, с которой он слал на уничтожение массы людей.
В отличие от Рыбакова, Василий Гроссман в романе-эпопее “Жизнь и судьба” меньше останавливается на личности самого Сталина, а больше исследует сталинизм как явление. Он тщательно анализирует систему личной власти и всеобщего подавления, психологию старых большевиков, без молчаливой поддержки которых диктатор не удержал бы власть, а к ней он пришел по их головам. Писатель создает галерею образов, представляющих систему сталинизма. Это и палачи, “мастера заплечных дел”, например один из подручных Ежова, “энтузиаст 37-го года” генерал Неудобное. Такие легко совершали самые чудовищные преступления да еще оправдывали их высшими интересами. Это и аппаратчики высокого ранга, например Гетманов, один из секретарей обкома Украины. Он предстает перед читателем как карьерист, человек без принципов и биографии. Мастерски охарактеризован и редактор республиканской газеты Сагайдак, искренне считавший, что можно и должно молчать о народе и голоде, землетрясении и страшном пожаре на шахте. Главное-это “воспитывать читателя”. А такое воспитание превращало людей в роботов. Встречаем и генералов, способных ради красивого рапорта ни за что положить тысячи солдат. Видим “ученых”, которые по методу Жданова и Лысенко травят талантливых, преданных науке людей, обвиняя их в “противопоставлении себя коллективу”, в “духе реакции и мракобесия” и прочих “грехах”.
Роман грандиозен по количеству персонажей, в большинстве своем реалистичных. Многие из им подобных встречались совсем недавно, а некоторые не исчезли и до сих пор. Другой тип героев Гроссмана представлен в романе Мостовским, Крымовым, Абарчуком. Эти представители старой гвардии большевиков с тревогой следили за ненормальными явлениями в обществе, за арестами своих бывших товарищей. Но они сковали себя партийной дисциплиной. Подобная мораль запрещала им выступать против линии партии. Чувствуя ее неправильность, они не нашли в себе мужества или решимости вступиться за опороченных товарищей. Многие из них оставались при этом внутренне честными, преданными старым идеалам. Но их фанатизм заставлял давать показания против невинных людей, признавать не совершенные преступления, освящать своим авторитетом беззаконие. Одни это делали по малодушию, другие - по слепой вере.
Так, опираясь на палачей, карьеристов и прихлебателей, с одной стороны, и на слепо преданных партии большевиков, с другой, Сталин и формировал свой культ. Благодаря автору я понял, на чем держалась система сталинизма. Очень глубоки рассуждения писателя и мысли, вложенные в уста героев. Они достигают силы обобщения. Гроссман говорит, что одно слово диктатора могло уничтожить тысячи, десятки тысяч людей. Маршал, нарком, секретарь обкома - люди, вчера командовавшие армиями, республиками, областями, сегодня могли обратиться в ничто, в пыль и, позванивая котелочками, ожидать баланды у лагерной кухни. Вся политика была направлена на то, чтобы полностью искоренить дух свободы и инакомыслия.
“Лагерю предстоит слияние с запроволочной жизнью” - так передает писатель теорию палачей, которые доказывают, что лагерь и есть высшее торжество великих принципов. И как много сделано было этими преступниками, чтобы превратить страну в единый лагерь! Колючая проволока и караульные вышки стояли чуть не в каждом уголке великой державы.
В романе постоянно проводится параллель между лагерями - сталинскими и фашистскими. И не случайно вкладывает Гроссман в уста гестаповского теоретика Лисса рассуждения о национализме как о главной силе XX века, о Гитлере и Сталине как о вождях нового типа. И читатель не может не согласиться, что всякая тирания, всякое беззаконие, поставленное в основу государственной политики, всякое пренебрежение интересами миллионов людей, оправдываемое “высокой” целью, родственны, какими бы теориями они ни прикрывались. Осуждение сталинизма и его преступлений в рассмотренных произведениях полное. Нет места “идеям”, которые обрекают людей на роль бесчувственного строительного материала в руках “вершителей истории”.
Другие работы по теме:
Тема сталинизма в литературе - Критика сталинизма в советской литературе
Память-вьюга, в глаза не мети, Мы собьемся с победной дороги!.. Враг народа не может идти. Он упал. Обморожены ноги. Юрий Кузнецов В истории советской России 30-е годы считаются наиболее сложными и противоречивыми. Это время бурных успехов индустриализации, время спортивных праздников, воздушных парадов, время неуклонного роста военной мощи СССР.
Тема сталинизма в литературе - Тема сталинизма в литературе
В современной отечественной литературе отчетливо проявляется связь с традициями литературы предшествующих десятилетий. В поле зрения писателей оказываются такие проблемы как проблемы личности и коллектива формирование человека осмысление связи времен.
«Тема «Памятника»
«Тема «Памятника» и бессмертия поэта в русской литературе», написанный Грыдиной Анной Олеговной, ученицей 10 класса
1Советский Союз и послевоенное устройство мира
Таким образом, тема работы является актуальной, так как послевоенное устройство мира до сих пор оказывает влияние на международную обстановку, а модель однополярного мира, которая казалось бы стала доминирующей после развала СССР подвергается критике со всех сторон, в том числе и в развитых странах
Жизнь и творчество АСолженицына
Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода.
Песня о Роланде как образец средневекового героического эпоса
Художественные достижения культуры Средневековье отразились в героическом эпосе разных народов. Каждый народ имел свой эпос, который основывался на произведениях устного творчества и отображал интересы народностей, которые формировались в это время. Борьба против иностранцев и иноверцев за родину - ведущая тема и французского эпоса «Песнь о Роланде», и немецкого «Песнь о Нибелунгах», и испанского «Песня о моем Сиде», и славянского «Слово о полке Игоревом».
Мотив дуэли в произведениях отечественной классики XIX в.
Мотив дуэли в произведениях отечественной классики XIX в. Дуэль как социальное явление целой эпохи является одной из проблем, поднимаемой в классической литературе. Для того чтобы дать ей объективную оценку сегодня, следует воспринимать данное явление с позиций особенностей эпохи, нравственных и эстетических ценностей времени.
Военная тема в современной литературе В. Быков, К. Воробьев 2
Военная тема в современной литературе (В. Быков, К. Воробьев) Автор: Разное Нет, наверное, такой семьи, где война не затронула бы жизни людей. За годы Великой Отечественной войны в стране погибло около двадцати семи миллионов человек. Война оставила глубокую рану в душе каждого человека. И те люди, которые прошли через суровые испытания войны, через пекло и ад, будут помнить эти страшные тысяча четыреста восемнадцать дней, которые перевернули весь мир.
Романтическая лирика в творчестве М.Ю. Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. М.Ю. Лермонтов – это выдающийся поэт первой половины девятнадцатого века. В своих стихах поэт описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. И, исходя из этого, хотелось бы уделить особое внимание романтической лирике в его произведениях.
Тема сталинизма
В поле зрения писателей оказались такие проблемы, как личность и коллектив, формирование человека, осмысление "связи времен" - настоящего и прошлого, а также ряда других проблем.
Проблема насилия и гуманизма в русской литературе 20 века
Автор: Бабель И.Э. Так в горький смертельный час гражданской войны многие писатели 20 века в своих произведениях подымали проблему насилия и гуманизма. Особенно ярко это можно проследить у И.Бабеля в “Конной армии”, у М.Шолохова в “Донских рассказах”.
Одоротивные образы в прозе Чехова
Text Text Graphics Исследовательская работа Одоративные образы и их роль в художественной прозе Чехова Graphics Оглавление: Оглавление: Введение……………………………………………………….…
Старые левые
Введение 1 Термин и краткая и история Список литературы Введение Старые или традиционные левые (англ. The Old Left, англ. Traditional Left) — термин определяющий традиционные (сформировавшиеся до 30-х гг.) направления левой мысли: ленинизма, сталинизма, троцкизма, их вариаций и ответвлений (маоизм, ходжаизм, различные троцкистские тенденции), а также анархизма.
Авдалбегян, Тадэос Айрапетович
Введение 1 Биография Список литературы Введение Тадэос (Тадеос, Тадевос) Айрапетович Авдалбегян (15 октября 1885, Маку, Персия — 1937) — выдающийся армянский учёный-энциклопедист (историк-археолог, марксистский экономист и филолог-лингвист).
Допельгангер
Введение 1 В литературе 2 Двойник в фантастике 3 Двойники в кино Список литературы Введение Допельгангер (нем. Doppelgдnger — «двойник») — в литературе эпохи романтизма демонический двойник человека, антитеза ангелу-хранителю. В некоторых книгах он не отбрасывает тени и не отражается в зеркале. Его появление зачастую предвещает смерть героя.
Советско-китайский раскол
Сове́тско-кита́йский раско́л — дипломатический конфликт между КНР и СССР, начавшийся в конце 1950-х годов. Пик конфликта пришёлся на 1969 год. Окончанием конфликта считается конец 1980-х. Конфликт сопроводился расколом международного коммунистического движения.
Анахронизм 2
Анахрони́зм (от греч. ανά — против и χρόνος — время) — в исторической науке, литературе, кино — ошибочное, намеренное или условное отнесение событий, явлений, предметов, личностей к другому времени, эпохе относительно фактической хронологии.
Истоки и сущность сталинизма
Введение Сталинизм это идеология и политика, реализованные И. Сталиным и его сторонниками, политическое и идейное течение, противостоящее ленинизму своим теоретическим пониманием социалистической революции и социалистического общества и своей практикой строительства социализма.
Депортация цыган из Франции 2010
План Введение 1 Осуждение депортации Список литературы Введение Депортация румынских цыган из Франции (фр. Les expulsions de Roms) — массовая акция официального правительства Франции, развернувшаяся в августе 2010 года. Депортация была поддержана Президентом страны Николя Саркози после Луарского инцидента, в котором в результате перестрелки с полицией погиб цыганский юноша и представители местной цыганской общины вступили в открытый конфликт со служителями охраны порядка.
Лобатон, Гильермо
Гильермо Лобатон Милья (исп. Guillermo Lobatуn Milla, 1927 — 7 января 1966) — перуанский революционер, лидер Левого революционного движения. По происхождению восходит к негритянскому населению Гаити.
Секу Туре, Ахмед
Ахме́д Секу́ Туре́ (9 января 1922 года — 26 марта 1984 года) — левонационалистический политический и общественный деятель Гвинеи; писатель. Первый президент Республики Гвинеи с 2 октября 1958 до 26 марта 1984. Один из наиболее одиозных диктаторов Чёрной Африки.
Осуждение сталинизма в произведениях современной литературы
...Как грозный дух он был над нами, Иных не знали мы имен. А.Твардовский. В течение тридцати лет нашим людям внушалась мысль о величии Сталина, о его умении все предусмотреть и о том, что по мере продвижения страны к лучшему будущему врагов становится все больше. И чем громче хвалили Сталина, тем больше беззаконий и преступлений совершалось.
Д. И. Фонвизин
Среди русских писателей, имевших дар видеть и передавать все нелепое в жизни , первым был Фонвизин.В своих произведениях он искусно использовал и подбирал выражения , которые на долгое время оставались в памяти читателя.