Годы жизни: 1843г. - 1902г.
Крупнейший скульптор России второй половины XIX века Марк Матвеевич Антокольский родился в 1843 году в небогатой многодетной еврейской семье. Ночами, вместо отдыха после изнурительной работы в трактире, где он помогал отцу, тайком от окружающих, которым было чуждо его влечение, мальчик отдавался любимому занятию — лепил или вырезал небольшие фигурки. Впоследствии его все же определили учеником в мастерскую резчика по дереву. С 1862 года он — вольнослушатель Петербургской Академии художеств. В Петербурге художник сближается с И. И. Шишкиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым, М. П. Мусоргским, становится другом И. Е. Репина. Учился Антокольский в классе Н. С. Пименова, а после его смерти у гравера и скульптора И. И. Реймерса. Уже первые горельефы "Еврей - портной" (1864, ГРМ) и "Еврей - скупой" (1865, ГРМ), отмеченные Второй и Первой серебряными медалями, показали жизненность и реалистичность произведений художника. "Таких вещей, — писал В. Стасов, — у нас еще, кажется, никто до сих пор не пробовал делать: нашим скульпторам все некогда было заниматься такими пустяками... как жизнь и правда, им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях... Но теперь большое было бы счастье для нашей скульптуры, если бы пример г. Антокольского не замер в пустыне".
Психологизм, свойственный первым жанровым работам, Антокольский не утрачивает и когда обращается к историческому сюжету в горельефе "Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху" (1869, ГТГ).
Вехой в творчестве Антокольского явилась статуя "Иван Грозный" (1871, бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ; гипс, Кенсингтонский музей, Лондон), экспонированная на Первой передвижной выставке. Образ "мучителя и мученика", как называл Ивана Грозного Антокольский, безусловно, сложился под влиянием передового национального искусства и литературы. Успех произведения был грандиозным. Академия удостоила Антокольского звания академика: о нем заговорили как о мастере, явившемся в русское искусство "с таким необычайным почином, который есть следствие не одного только крупного таланта, но гораздо еще более, выражением крупной души и своеобразнейшей мысли". Лишенная канонической риторики, скульптура "Иван Грозный" по-настоящему драматична реалистической передачей "духа могучего, перед которым трепетала вся русская земля".
Триумф Антокольского был необычайным. Толпы народа осаждали Академию, где выставили скульптуру. Восторженные строки посвятили автору И. С. Тургенев и В. В. Стасов. В 1871 году, после окончания Академии, по состоянию здоровья Антокольский вынужден отправиться за границу — в Рим и Париж, оттуда он лишь изредка приезжает на родину. Но помыслы и привязанности скульптора по-прежнему обращены к России. "Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. На севере сердце мое бьется сильнее. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Вот почему, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка-Русь вскормила меня", — писал Антокольский В. В. Стасову.
По приезде в Рим Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной еще в России. Цельность, энергия, порыв присущи этому произведению, в котором воплотились характер великого реформатора и эпоха подъема России, "мужавшей с гением Петра". Эта статуя послужила основой для создания памятников в Таганроге, Архангельске; уменьшенный вариант статуи находится в Петергоф, бронзовыми экземплярами представлена эта работа в Третьяковской галерее и Русском музее. Сравнение двух, почти одновременно созданных, произведений—"Иван Грозный" и "Петр I" — наглядно показывает, как скульптор сумел найти разные художественные средства для воплощения ярких образов представителей этих переломных в истории России эпох.
Одновременно с работой над статуей Петра I Антокольский выполнил для Александровского моста через Неву эскизы конных статуй Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского, Ивана III, которые должны были стать своеобразной "скульптурной галереей" крупнейших русских исторических деятелей. Претворить этот замысел в жизнь, однако, не удалось, так как архитектурный проект не утвердили. Этой работой словно подведен итог первому периоду деятельности скульптора. Теперь Антокольского влекут новые герои, новые характеры. "Сильный драматизм, кипучесть, волнение и порыв отныне не принадлежат более к числу мотивов его произведений, — писал В. В. Стасов. — Прежняя бурная активность его героев исчезла, она сменяется благодушной пассивностью, впрочем полною поэзии, человечности, светлой душевности, негодования к злу и неправде". Первым в ряду новых образов предстает "Христос перед судом народа" (1874, бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ). По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он "представляется в XIX веке". Не случайно к этому образу обратились Крамской, Ге, Поленов и другие. В образе, созданном Антокольским, — трагизм "реформатора, восставшего против фарисеев и саддукеев", который стоит перед судом тех, кого он защищал и кто его не смог понять. В облике Христа — немой укор: "Что вы со мной сделали?" и решимость убежденного проповедника: "Но делайте со мной, что хотите, все-таки я убежден, я верю в чистую веру, что истина, любовь восторжествуют". Вместе с тем, созданный скульптором герой внешне спокоен. В этом и есть подлинная сила высокого чувства, проникающего в тайники человеческой души. К такой "трудной простоте" образа и стремится Антокольский: "В статуе я хотел создать тишину и глубину, внешнюю простоту с внутренней глубиной..." При всем различии характеров в героях произведений Антокольского есть нечто общее — это стремление к истине и утверждение ее, подчас ценою собственной жизни. Таковы "Смерть Сократа" (1875, мрамор, ГРМ) и "Спиноза" (1882, мрамор, ГРМ). Как антитеза у скульптора еще в 1874 году возникает замысел создать образ Мефистофеля. Его "Мефистофель", названный ранее "XIX век" (1883, мрамор, ГРМ; уменьшенное повторение — мрамор, ГТГ), —не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия; угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность.
В этот период Антокольский работает и в жанре мемориальной скульптуры. Одно из его наиболее проникновенных произведений надгробие М. А. Оболенской на кладбище в Риме (1874, гипс, проект, Научно-исследовательский музей Академии художеств). Скульптор был потрясен кончиной девушки, ум и добродетель которой он высоко ценил; потому в памятнике и выражено сильное и искреннее чувство. Большое значение скульптор придавал портрету. В июне 1873 года он писал Стасову из Рима: "...У меня явилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на Руси... А, право, я убежден, что подобные бюсты гораздо большее значение могут иметь для потомства, чем разные памятники, которые ставят у нас на площадях. Все они ложны и вычурны..." Антокольским выполнены портреты В. В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина), И. С. Тургенева (1880, гипс тонированный, ГРМ), М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Половцева, С. П. Боткина, С. И. Мамонтова и других.
В 80-е годы Антокольский вновь обращается к исторической теме. Вдохновленный образом пушкинского Пимена, скульптор создает статую "Нестор-летописец" (1889, мрамор, ГРМ). В 1891 году он завершает еще две работы—майолику "Ярослав Мудрый" (ГРМ) и бронзовую статую "Ермак" (ГРМ). В обоих образах Антокольский также видел тех, кто определял "будущность России". Если Ярослав — средоточие напряженной, ищущей мысли, при внешнем спокойствии облика, то "Ермак" — весь — мощное движение. Закованный в тяжелую броню, с секирой в могучей руке, он словно шагнул вперед по пути суровой борьбы, которую уготовила судьба легендарному покорителю Сибири. "Мне хотелось в нем выразить русскую смелость, удальство, при полной бодрости, силе", — писал скульптор В. Стасову.
В 1893 году в Петербургской Академии художеств была развернута невиданная ранее по объему персональная выставка произведений Антокольского. Но многие его работы остались непонятыми; подвергался он также откровенным нападкам недоброжелателей, выступавших в прессе. Несмотря на поддержку В. Стасова, скульптор тяжело переживает все это и в гнетущем состоянии покидает Петербург.
В Париже Антокольский работает в скульптуре малых форм ("Сон", "Мечта", "Русалка", "Спящая красавица").
М. М. Антокольский умер в июне 1902 года. Смерть застала его в Германии, похоронен скульптор в Петербурге на Преображенском кладбище.
Другие работы по теме:
Отзыв по книге Приключения Тома Сойера
Отзыв по книге "Приключения Тома Сойера" Автор: Абрамов Ф.А. Недавно я прочитал книгу. Она называется "Приключения Тома Сойера", её автор Марк Твен. Эту повесть Твен напечатал в 1876 году. Когда она вышла в свет, ее успех превзошел все ожидания. Но и в наше время повесть остается быть актуальной.
Антокольский М.М - русский скульптор
Исследование биографических данных и творческой деятельности М.М. Антокольского - скульптора, который из огромного количества выдающихся, талантливых, реалистичных русских скульпторов второй половины ХІХ века добился небывалых высот в своем творчестве.
Скульптура XIX века в России
В начале 19 века русская скульптура, отразившая подъём национального самосознания, развивавшаяся под влиянием освободительных патриотических идей русских просветителей, приобретает мировое значение. Портретные бюсты Шубина.
I век до н. э.
Введение 1 События 1.1 Древний Рим 1.2 Иерусалим 2 Важные персоны 3 Европа 4 Африка 5 Азия 6 Дальний Восток Введение 1. События 1.1. Древний Рим 90—89 гг. до н. э. — Союзническая война на территории Италии;
Ржевский, Иван Матвеевич
Иван Матвеевич Ржевский (после 1734—1793) — генерал-майор, герой русско-турецкой войны 1768—1774 гг. Родился после 1734 года, в военную службу вступил в 1758 году и принял участие в Семилетней войне.
210-е до н. э.
Важнейшие события 210 (Т.Ливий. История... М.,1989-93, т.2, с.250-279) - Консулы Марк Клавдий Марцелл (плебей) и Марк Валерий Левин (2-й раз) (патриций). Для выборов диктатор (№ 85) Квинт Фульвий Флакк, начальник конницы Публий Лициний Красс. Цензоры Луций Ветурий Филон (патриций) и Публий Лициний Красс Дивит (плебей).
Гавро, Лайош
Введение 1 До 1917 года 2 Гражданская война 3 После Гражданской 4 Арест и смерть 5 Факты Список литературы Введение Ла́йош Га́вро (в СССР также Гавро, Людовик Матвеевич) (28 декабря 1894, Брашов — 23 мая 1938) — венгерский интернационалист, активный участник Гражданской войны в России.
Апраксин, Фёдор Матвеевич
Введение 1 Биография 1.1 Происхождение 1.2 Семья 1.3 Государственная служба 2 Память Список литературы Введение Фёдор Матве́евич Апра́ксин (27 октября 1661(16611027) — 10 ноября 1728, Москва) — русский государственный деятель, сподвижник Петра I. граф, генерал-адмирал (1708).
II век до н. э.
Основные события 146 год до н. э. — разрушен Карфаген Расширение Римской империи Открытие Великого Шёлкового Пути Важные персоны Марк Порций Катон Старший «Цензор», римский политик, сторонник сохранения римской культуры, оставил сочинение по сельскому хозяйству и экономике «О земледелии»;
Ридли, Марк
Введение 1 Словарь Введение Марк Ри́дли (англ. Mark Ridley, 1560(1560), Стретем, Кембриджшир, Англия — 1624) — английский врач царя Фёдора Иоанновича с 1594 по 1598 год. Автор первого (остался в рукописи) англо-русского и русско-английского словаря на 6000 слов.
Балакин, Олег Александрович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография Список литературы Введение Олег Александрович Балакин — советский актёр театра и кино, 1975[1][2].
Измаильский областной комитет КП Украины
Измаильский (в 1940 Аккерманский) областной комитет КП Украины — орган управления Измаильской (Аккерманский) областной партийной организацией КП Украины (1940—1954 годы).
Дебу, Ипполит Матвеевич
— петрашевец (1824(1824)—1890). Учился на камеральном факультете Петербургского университета; служил в азиатском департаменте министерства иностранных дел. В 1849 г. был арестован по делу Петрашевского и приговорен к смертной казни «за участие в преступных замыслах, распространение зловредных учений и за хранение у себя в высшей степени возмутительных сочинений».
Никифоров, Николай Матвеевич
Николай Матвеевич Никифоров (1805—1881[1880?]) — русский актер и певец. Сын актрисы Марии Ивановны Никифоровой. Окончил курс в Московском театральном училище, в 1824 году зачислен московскую оперную труппу, потом был переведен в 1836 году в императорскую московскую драматическую труппу. Лучшими в его обширном репертуаре были роли подьячих, в которых он не знал соперников.
Геденштром, Матвей Матвеевич
Введение 1 Деятельность 2 Публицистика Введение Матвей Матвеевич Геденштром (1780/1781 — 20 сентября 1845, Томск) — надворный советник, исследователь севера Сибири; слушал лекции в Дерптском университете, но, не кончив его, поступил на службу в Ревельскую таможню, попал под суд по делу о контрабанде и был выслан в Сибирь.
Общество по проведению реформ в Конго
Общество по проведению реформ в Конго (англ. Congo Reform Association) — общество, созданное для разоблачения злоупотреблений в Свободном государстве Конго.
Лакруа, Кристиан
План Введение 1 Биография Список литературы Введение Кристиан Мари Марк Лакруа (фр. Christian Marie Marc Lacroix; 16 мая 1951) — французский модельер, консультант по стилю французского Монетного двора. Благодаря большому таланту получил прозвище «мастер с волшебной кистью»[1].
Карнавал на Кубе
Карнавал на Кубе — пантомима, посвящённая революционной Кубе. Поставлена в Московском цирке на Цветном бульваре в октябре 1962 года.[1] Пантомима поставлена по сценарию Льва Кулиджанова, Юрия Никулина, Марка Местечкина. Режиссёром постановки был Марк Местечкин, художником Л. Окунь, балетмейстером П.
Дидий Юлиан
План Введение 1 Карьера 2 Покупка престола 3 Гибель 6 Источники Введение Дидий Юлиан (полное имя Марк Дидий Север Юлиан, лат. M. Didius Severus Iulianus, 30 января 133, Медиолан — 1 июня 193, Рим) — римский император (28 марта — 1 июня 193).
Угрюмов, Иван Матвеевич
Введение 1 Биография 1.1 Летний сад 1.2 Первый Зимний дворец Список литературы Введение Иван Матвеевич Угрюмов (Иван Матвеев) (16??—1707[1]) — бомбардир, мастер-строитель, первый архитектор Летнего сада. Фонтанный мастер Петра I.
Апраксин, Пётр Матвеевич
Пётр Матвеевич Апраксин (1659(1659) — 29 мая (9 июня) 1728) — русский государственный деятель, сподвижник Петра I, граф (1710 год). Брат Ф. М. Апраксина и царицы Марфы — жены Фёдора Алексеевича, что сыграло решающую роль в его карьере.
Тетрик I
Гай Пий Эзувий Тетрик () (лат. Gaius Pius Esuvius Tetricus) — император Галльской Империи (270/271—273/274). Тетрик и его сын Тетрик II стали последними императорами Галльской империи.
Бегичев, Иван Матвеевич
Иван Матвеевич Бегичев (1766 – 1816), российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-майор Биография Из дворян Рязанской губернии, сын генерал-поручика артиллерии М.С.Бегичева, отличившегося в Семилетней войне. 31 января 1772 зачислен в артиллерию на своё содержание, в 1775 г. произведен в сержанты, в 1778 г. переведён в Бомбардирский полк, а в 1781 г. определен штык-юнкером в штаб своего отца.
Барбье, Огюст
Анри́-Огю́ст Барбье́ (фр. Henri-Auguste Barbier, 29 апреля 1805, Париж — 13 февраля 1882, Ницца) — французский поэт, драматург, принадлежавший к романтической школе.
Дмитриев-Мамонов, Александр Матвеевич
Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов (1758—1803) — один из фаворитов Екатерины II. Биография С детства был записан на службу в Измайловский полк и, покровительствуемый князем Потёмкиным, в 1784 году назначен к нему адъютантом. Потёмкин, заботясь о том, чтобы во время его продолжительных отлучек около государыни находился человек ему преданный и покорный, представил в 1786 году Дмитриева-Мамонова Екатерине, которой он очень понравился своей красивой внешностью и скромностью.
Летонмяки, Лаури Матвеевич
Лаури Матвеевич Летонмяки (фин. Lauri Aukusti Letonmдki, 22 декабря 1886, Тампере — 20 ноября 1935, Петрозаводск) — финский революционер, уполномоченный по делам юстиции Народного Совета Финляндии. Муж Марии Куркелан.
Марк Блок
Блок (Block) Марк (1886 – расстрелян фашистами в 1944) – французский историк-медиевист, ученый, заложивший основы методологической модернизации исторической науки 20 в.
Антокольский Марк Матвеевич
Крупнейший скульптор России второй половины XIX века Марк Матвеевич Антокольский родился в 1843 году в небогатой многодетной еврейской семье.
Айзерман Марк Аронович
АЙЗЕРМАН Марк Аронович (1913-92), российский ученый в области теории управления, представитель первого поколения кибернетиков в нашей стране, доктор технических наук.
Эйкен Говард
Эйкен Говард Хатауэй (Aiken Howard Hathaway) (9 марта 1900, Хоубокен, шт. Нью-Джерси - 14 марта 1973, Сент-Луис, шт. Миссури), американский математик, создатель одной из первых электромеханических вычислительных машин "Марк-1".
Агриппа, Марк Випсаний
Агриппа, Марк Випсаний (Marcus Vipsanius Agrippa) (ок. 63–12 до н.э.), римский полководец, достижения которого в военной области сделали возможным приход к власти Октавиана, принявшего позднее имя императора Августа.
Антокольский П.Г.
Русский советский поэт. Родился в семье адвоката. Главным увлечением детства было рисование акварелью и цветными карандашами. В 1904 семья переехала в Москву, где в скором времени будущий поэт поступил в частную гимназию.